Ст 36 об исполнительном производстве

Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий
Комментарий к статье 36
1. Комментируемая статья устанавливает сроки совершения исполнительных действий. В ее ч. 1 определен общий срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должны быть исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования, — два месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Данный срок относится к исполнительному производству судебного пристава-исполнителя, в чьем производстве оно находится. Этот срок имеет организационный характер.
Как показывает судебная практика, взыскатели нередко обжалуют бездействие судебного пристава-исполнителя, связанное с тем, что исполнение не окончено в течение предусмотренного двухмесячного срока. В связи с этим следует особо отметить, что указанный срок не является пресекательным и после его истечения судебный пристав-исполнитель обязан совершать действия с целью исполнения исполнительного документа, о чем говорится в ч. 8 ст. 36 комментируемого Закона. В то же время данный срок должен ориентировать судебного пристава-исполнителя на необходимость своевременного принятия оперативных мер по совершению исполнительных действий, именно поэтому названный срок принято называть организационным.
Под общее правило о двухмесячном сроке исполнения не подпадает исполнение требований, указанных в ч. ч. 2 — 6.1 настоящей статьи.
2. Специальные сроки совершения исполнительных действий установлены для исключительных случаев, когда требуются оперативные действия судебного пристава-исполнителя ввиду особых объектов защиты.
Закон установил следующие специальные сроки:
1) если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом (ч. 2 комментируемой статьи). Так, в силу конституционной обязанности и семейного законодательства родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, поэтому в надлежащих случаях алименты выплачиваются родителями (одним из родителей) до достижения несовершеннолетним ребенком совершеннолетия. Если суд вынес решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, то суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК; ст. 174 АПК);
2) постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 комментируемого Закона, должно быть исполнено в течение 15 дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения (ч. 3 настоящей статьи). В данном случае Закон устанавливает сокращенный срок для исполнения поручения судебного пристава-исполнителя. Необходимость в поручении возникает тогда, когда требуется совершение отдельных исполнительных действий или применение мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя;
3) содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 4 комментируемой статьи). Восстановление на работе относится к судебным решениям, подлежащим немедленному исполнению в силу ст. 396 ТК и ст. 211 ГПК. Законодатель выделяет данный случай немедленного исполнения из всех прочих, о которых речь идет в ч. 5 комментируемой статьи. Напомним, что ст. 211 (в отличие от ст. 212) ГПК установлены случаи обязательного немедленного исполнения судебных решений или судебных приказов, т.е. не зависящих от судейского усмотрения;
4) если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 5 комментируемой статьи). Данное положение касается всех случаев немедленного исполнения судебных актов: обязательное немедленное исполнение судебного акта в силу закона (ст. 211 ГПК; ч. 2 ст. 182 АПК); факультативное — по решению суда, вынесенному на основе заявления взыскателя (ст. 212 ГПК; ч. ч. 3 — 6 ст. 182 АПК);
5) требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, то не позднее следующего дня (ч. 6 комментируемой статьи).
Обеспечительные меры являются срочными и временными мерами, их эффективность зависит от того, насколько быстро они будут приняты. Именно по этой причине законом установлен столь сжатый срок. Если по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, невозможно исполнить определение об обеспечении иска в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, то исполнение должно быть произведено не позднее следующего дня. Такая ситуация может быть, например, при поступлении исполнительного листа поздно вечером, когда предприятие уже не работает, в выходные или праздничные дни и пр.;
6) требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения ФССП в двухмесячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства (ч. 6.1 комментируемой статьи).
3. В сроки, указанные в ч. ч. 1 — 6 ст. 36 комментируемого Закона, не включается время:
1) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением (см. комментарий к ст. 38 настоящего Закона). Отложение является временной остановкой исполнительного производства;
2) в течение которого исполнительное производство было приостановлено (см. комментарии к ст. ст. 39 — 42 настоящего Закона). Приостановление является разновидностью временной остановки исполнительного производства. По общему правилу приостановление производства приводит и к приостановлению течения сроков;
3) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (см. комментарий к ст. 38 настоящего Закона);
4) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, о предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, об изменении способа и порядка его исполнения и до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;
5) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы (см. комментарий к ст. 85 настоящего Закона);
6) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации (см. комментарий к ст. 87 настоящего Закона).
Во всех вышеперечисленных случаях указанные сроки не включаются в сроки исполнения исполнительных документов.
4. О характере устанавливаемых в комментируемой статье сроков говорится в ее ч. 8: истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. Данное положение свидетельствует об организационном характере рассматриваемых сроков.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный комментируемым Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный Законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.п.).
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (ч. ч. 4 и 5 ст. 6.1 ГПК; ч. ч. 4 и 5 ст. 10 КАС; ч. ч. 4 и 5 ст. 6.1 АПК) <1>.
———————————
<1> См.: п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, а также Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2215-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Диденко Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
5. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. Приведенная норма соответствует ст. 31.9 КоАП, в соответствии с которой постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу (т.е. в силу истечения срока давности).
В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 комментируемой статьи) независимо от фактического исполнения этого акта является основанием для окончания исполнительного производства <1>.
———————————
<1> Определение ВС РФ от 27 августа 2015 г. N 303-КГ15-9922.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

Статья 36 ФЗ № 229-ФЗ. Сроки совершения исполнительных действий

1. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 — 6.1 настоящей статьи.

2. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения.

4. Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

5. Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

6. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, — не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

6.1. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов в двухмесячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства.

7. В сроки, указанные в частях 1 — 6 настоящей статьи, не включается время:

1) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

2) в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

3) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

4) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

5) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

6) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

7) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (далее — депозитный счет подразделения судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

8. Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 36 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В пп. 15, 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

В какоих случаях бездействие пристава признается незаконным?

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 — 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).

Немедленное исполнительном документе требования о восстановлении на работе

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в службу судебных приставов (статья 396 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), статья 211 ГПК РФ, часть 4 статьи 36 Закона об исполнительном производстве).

Согласно части 1 статьи 106 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о восстановлении на работе считается исполненным при подтверждении отмены приказа (распоряжения) об увольнении (переводе) взыскателя, а также принятия работодателем мер, необходимых для фактического допуска работника к выполнению прежних трудовых обязанностей, включая меры по соблюдению условий допуска к работе по должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне или к работам, при выполнении которых работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и т.п.

1. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 — 6.1 настоящей статьи.

2. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения.

4. Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

5. Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

6. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, — не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

6.1. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов в двухмесячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства.

7. В сроки, указанные в частях 1 — 6 настоящей статьи, не включается время:

1) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

2) в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

3) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

4) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

5) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

6) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

7) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (далее — депозитный счет подразделения судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

8. Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Статья 36 Федерального закона № 44-ФЗ

Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

ч.1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ

1. Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

ч.2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ

2. По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

ч.3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ

3. Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.

ч.4 ст. 36 Закона N 44-ФЗ

4. При отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

Статьи по ст. 36 Закона N 44-ФЗ

Комментарий и пояснения к статье 36 Закона 44-ФЗ

1. Положениями статьи предусмотрен порядок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя). ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ также предусматривал право заказчика, уполномоченного органа отказаться от проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме (ч. 5 ст. 21, ч. 4 ст. 33, ч. 6 ст. 41.5).

В соответствии с ч. 1 статьи 36 Закона 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту:

— для конкурса или аукциона — позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;

— для запроса котировок — не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна в исключительных случаях вплоть до заключения контракта в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 статьи). Об определении непреодолимой силы см. комментарий к ч. 9 ст. 34 Закона.

ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусматривал значительные ограничения для заказчика в отношении сроков отказа от проведения процедуры размещения заказчика. Например, для конкурса такой отказ допускался не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Отметим, что заказчик не вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае проведения запроса предложений.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, указанные сроки должны исчисляться в календарных днях.

В соответствии с п. 3 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а конкурса — не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.

2. Порядок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривает:

— принятие решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (например, в форме приказа) (ч. 1 статьи);

— размещение в ЕИС извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1 статьи 36 Закона 44-ФЗ);

— доведение информации об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками) (ч. 3 статьи 36 Закона 44-ФЗ);

— внесение изменений в план-график (не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1 статьи 36 Закона 44-ФЗ);

— возврат обеспечения заявки (ст. 44 Закона).

Отметим также, что согласно ч. 1 статьи 36 Закона 44-ФЗ заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в ЕИС (до ввода в эксплуатацию на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru).

3. Частью 4 статьи 36 Закона 44-ФЗ предусмотрено недопущение привлечения к ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, заказчиков при отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Исключение из этого общего правила составляют случаи, когда участником закупки, подавшим заявку, доказано, что вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ему причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

Так, в соответствии с общими правилами п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Согласно п. п. 1, 4 ст. 10 ГК РФ если злоупотребление правом, то есть осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав, повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

Для сравнения, общие нормы п. 3 ст. 448 ГК РФ предусматривают, что в случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Статья 36. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Статья 36. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя

1. При представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия (далее в настоящей статье — заявление о невозможности регистрации) в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись о заявлении о невозможности регистрации.

2. Запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о заявлении о невозможности регистрации погашается на основании:

1) решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при его личном участии государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника;

2) заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности регистрации;

3) вступившего в законную силу судебного акта.

3. Наличие указанной в части 1 настоящей статьи записи, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, является основанием для возврата без рассмотрения заявления о невозможности регистрации, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права и обременения соответствующего объекта недвижимости. Орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате заявления о невозможности регистрации без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о заявлении о невозможности регистрации не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и иных случаях, установленных федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *