Срок служебного расследования пожара

В какой ситуации необходимо расследование

В Российском трудовом кодексе нет точного понятия термина «служебное расследование», зато прописана четкая процедура применения дисциплинарного взыскания. Его нельзя наложить на работника безосновательно.

То есть сам факт провинности следует доказать. Для этого необходимо собрать объяснения с работников, оценить масштаб причиненного ущерба, понять был ли злой умысел в действиях сотрудника. Набор всех этих мероприятий носит название «служебное расследование» или «служебная проверка», если виновное лицо государственный служащий.

К серьезным дисциплинарным проступкам, требующим проверки со стороны работодателя, относятся следующие деяния:

  1. Неявка на работу.
  2. Причинение материального ущерба.
  3. Злоупотребление должностным положением.

За совершенный проступок на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения либо издан приказ о возмещении нанесенного ущерба. Чтобы эти действия со стороны работодателя были обоснованными необходимо проведение служебного расследования.

Общий порядок проведения

Работодатель имеет право наказать работника только после соблюдения определенной процедуры точно расписанной в статье 193 ТК РФ. Если будет нарушен хоть один пункт протокола, обвиненный сотрудник, сможет обжаловать взыскание в суде и привлечь администрацию предприятия к ответственности.

Все люди, задействованные в разбирательстве должны придерживаться определенных принципов:

  • необходимо объективно оценивать имеющиеся факты. нельзя чтобы личная неприязнь или привязанность повлияли на ход проверки;
  • пока не доказана вина сотрудника, он считается невиновным. а провинность может быть доказана, только после предъявления неопровержимых доказательств;
  • все действия назначенной комиссии должны проводиться в строгом соответствии с внутренними приказами, распоряжениями или инструкциями.

Руководитель предприятия обязан действовать строго в рамках закона, используя следующую пошаговую инструкцию:

  • издать приказ о начале служебного расследования. Приказ не может быть оформлен безосновательно. Для издания приказа о проведении служебного расследования первоначально должна быть получена информация о наличии проступка. Она добывается из следующих источников:
  • письменное заявление виновного сотрудника;
  • служебная записка от непосредственного руководителя;
  • жалобы со стороны клиентов либо субагентов организации;
  • докладных записок от сотрудников организации;
  • инвентаризационного акта, веявшего наличие недостачи;
  • акта составленного аудиторской фирмой.
  • назначение членов комиссии, на которых возлагается ответственность за ход проверки;
  • получение письменного объяснения с провинившегося работника. Нарушитель дает пояснения на основании полученного уведомление, которое может быть направлено ему по почте заказным письмом либо вручено лично в руки. В тексте документа обычно излагаются те вопросы, на которые должен ответить сотрудник, нарушивший дисциплину. На письменный ответ ему выделяется 2 дня. В случае отказа от дачи пояснений необходимо составить акт.

Все дальнейшие мероприятия зависят от того даст или не даст пояснения виновное лицо и как истолкуют их члены комиссии.

Если будет решено, что нарушение трудовой дисциплины произошло по уважительным причинам, то расследование на этом закончится, о чем будет свидетельствовать соответствующий акт.

При неявке на работу

Для того чтобы считать отсутствие работника на рабочем месте в течение 4 и более часов прогулом, должны быть определенные причины. Пока они не выяснены, считается, что трудящийся отсутствовал по невыясненным обстоятельствам. Если не существует уважительных фактов, а неявка повлекла серьезные последствия, нарушила процесс нормального функционирования предприятия, работник может получить выговор либо увольнение с работы. А для этого должны быть серозные основания, которые можно получить только в ходе расследования.

Вначале должен быть зафиксирован факт отсутствия сотрудника на рабочем месте. Служебную записку может написать как непосредственный руководитель, так и любой работник организации. После явки сотрудник может дать объяснение своему проступку. Уважительными признаются следующие причины:

  1. Болезнь работника или членов его семьи. Данное обстоятельство обязательно подтверждается соответствующим документом: справкой из медицинского учреждения или больничным листом.
  2. Опоздания, связанные с отсутствием транспорта. Например, заносы на дороге вызвали временную остановку автобусного передвижения.
  3. Присутствие непредвиденных обстоятельств, не зависящих от воли сотрудника. Например, по дороге на работу личный транспорт работника попал в аварию.

На основании статьи 81 ТК РФ, если сотрудник не присутствовал на рабочем месте в течение целого дня это можно считать прогулом. Чтобы зафиксировать этот факт необходимо составить соответствующий акт именно в день неявки.

Документ оформляется в свободной форме. Его цель – зафиксировать и подтвердить факт отсутствия работника. Можно составить несколько документов на протяжении всего рабочего дня. При оформлении акта важно фиксировать не только его дату, но и время составления. Подписывается документ членами коллектива в количестве не менее трех человек.

Если на следующий день сотрудник не явился, необходимо это зафиксировать следующим актом.

При причинении материального ущерба

Материальный ущерб предприятию может быть нанесен по причине халатности либо злому умыслу. Со стороны работника убыток предприятию причиняется следующим образом:

  • изготовление продукции или оказание услуг несоответствующего качества;
  • присвоение имущества, принадлежащего предприятию;
  • несоблюдение правил безопасности;
  • порча оборудования или инвентаря.

В данной ситуации в первую очередь необходимо определить сумму ущерба. В случае хищения это можно сделать путем составления инвентаризационного акта. Поломка или порча оборудования потребует дополнительной экспертизы. Та же необходимость возникает при нанесении ущерба через несоблюдение правил техники безопасности. Например, сотрудник ушел с работы и забыл выключить отопительный прибор, в результате начался пожар. Размер убытка сможет выявить только экспертная комиссия.

Очень важно понять мотивацию действий. Так как важно понимать является ли проступок обыкновенной безответственностью или носит злонамеренный характер.

При злоупотреблении полномочиями

Под злоупотреблением служебными полномочиями подразумевается использование собственной должности для получения дополнительной выгоды. При этом могут страдать интересы самого предприятия и его сотрудников. Ярким примером такого злоупотребление является заключение договора поставки по завышенным ценам с получением от контрагента определенной суммы «премиальных».

Такие нарушения не всегда просто выявить. Очень часто требуется помощь профессиональных ревизоров или аудиторов. Без помощи независимых экспертов будет трудно выяснить занижение цены на продаваемый товар или передачу в аренду помещения по уменьшенной стоимости.

Кто участвует в рассмотрении

Служебное расследование проводится комиссией, назначенной руководителем предприятия. В больших компаниях это поручается сотрудникам службы безопасности или внутреннего аудита. Если в штате предприятия отсутствуют такой персонал, изучение ситуации могут поручить любым ответственным членам коллектива.

Главное, чтобы эти сотрудники не были лично заинтересованы в итогах разбирательства и могли дать объективную оценку собранным фактам. Поэтому нельзя привлекать в комиссию близких друзей или родственников провинившегося сотрудника, а также тех, которые имеют к нему личную неприязнь.

Еще одно основное правило – члены комиссии ни как не должны быть связаны с дисциплинарным проступком. Состав группы определяется соответствующим приказом, с которым все члены знакомятся под роспись.

Не стоит комплектовать группу из сотрудников, которые категорически против участия в разбирательстве. Иначе анализ ситуации не будет произведен с полной тщательностью. К группе прикрепляется секретарь, который будет четко следить за правильным составлением всей необходимой документации.

Оформление результатов расследования

После получения и обработки все информации по происшествию происходит заседание комиссии. На нем члены должны четко ответить на следующие вопросы:

  1. Имело ли место нарушение трудовой дисциплины и в чем оно выражается.
  2. Что послужило причиной проступка.
  3. Какой характер имели действия виновного лица.
  4. Какие последствия имел проступок для организации в целом.
  5. Наличие обстоятельств, которые снимают или облегчают вину.
  6. Присутствие фактов, отягчающих проступок.

Выяснение этих моментов происходит путем обсуждения. Все тезисы и аргументы фиксируется в протоколе. После окончания дебатов комиссия приступает к составлению заключительного акта, который состоит из трех частей:

  1. Вводная часть. Она носит описательный характер. В ней описывается сам проступок, время его совершения. Обязательно вносится информация о членах комиссии и их должностях. Указывается основание начала служебного расследования и сроки его проведения.
  2. Во второй части излагаются действия, которые предпринимали члены комиссии для получения фактов подтверждающих или опровергающих вину сотрудника.
  3. Заключение. В конце комиссия должна сделать аргументированные выводы.

К акту в обязательном порядке прикладываются все собранные документы. Это могут быть:

  • служебные или докладные записки;
  • приказы;
  • заключение экспертной или ревизионной комиссии;
  • инвентаризационные акты;
  • и другие документы подтверждающие виновность работника.

Не только акт, но и все приложения к нему должны быть подписаны членами комиссии. Документ обязательно регистрируется в журнале, где ему присваивается порядковый номер и дата издания. Затем акт заверяется подписью директора организации и печатью.

Только на основании «обвинительного» акта работодатель может принять решении об увольнении работника совершившего серьезный дисциплинарный проступок. При других обстоятельствах увольнение может считаться незаконным.

Если виновный сотрудник не считает предъявленные к нему обвинения справедливыми и не доверяет результатам служебного расследования, он всегда может отстоять свои права в суде. Для работодателя акт о служебном расследовании, оформленный по всем правилам весомый аргумент правомочности собственных действий.

В данном видео рассказывается об основных ошибках работодателя при применении дисциплинарных взысканий.

Дознание по делам о пожарах

Дознание по делам о пожарах – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. (Срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.) По окончании дознания и при наличии необходимых доказательств для обвинения лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель составляет обвинительный акт, с которым должны быть ознакомлены обвиняемый и его защитник. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания, а затем с материалами уголовного дела направляется прокурору для принятия решения.

При расследовании уголовного дела, связанного с пожаром, дознание производится по следующим преступным деяниям, предусмотренным соответствующими нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ):

  • уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ);
  • нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть первая ст. 219 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесов, а равно и насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (часть первая ст. 261 УК РФ).

При производстве дознания по делам о пожарах могут выполняться все предусмотренные УПК РФ действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом важнейшими задачами являются определение очага и причины пожара, без решения которых невозможно установить факт преступности деяния и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Основные сведения об очаге и причине пожара дознаватель получает в результате производства таких следственных действий, как осмотр места происшествия (пожара), допрос, пожарно-техническая экспертиза. В необходимых случаях он осуществляет выемку предметов и документов, следственный эксперимент и другие предусмотренные УПК РФ действия.

Специфика и сложность расследования дел о пожарах в современных условиях приводит к необходимости привлечения лиц, обладающих пожарно-техническими знаниями. Основными формами их участия в производстве дознания по делам о пожарах являются:

  • оказание технической помощи при производстве осмотра места пожара;
  • представление заключения специалиста по причине пожара;
  • проведение судебной пожарно-технической экспертизы, в процессе которой осуществляется изучение и анализ материалов уголовного дела;
  • исследование изъятых в результате осмотра места пожара предметов и веществ.

Производство дознания по делам о пожарах включает в себя комплекс мероприятий правового, организационного и технического характера. Успех этой деятельности зависит не только от дознавателя, но и от участия в деле специалиста пожарно-технического профиля, его профессиональной подготовки, взаимодействия между собой названных лиц и уровня применяемых научно-технических средств, методов и методик.

Схема расследования пожара

Как происходит расследование причин пожара у нас в России в настоящее время. Очень, очень плохо. В стране нет единой службы наподобие штатовской Службы Пожарных Маршаллов, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата.

Сейчас эта деятельность в России «размыта» по разным органам, службам, судам.

Объясним на примере.

Произошёл пожар в жилом доме. Вызванные пожарные потушили пожар. Что происходит дальше?

  1. Сразу после пожара (или на следующий день) командир отделения, которое тушило пожар и первым прибыло на место пожара, составляет Акт о пожаре, который является документом, справкой для «ведомственного» пользования, в которой указано когда обнаружен пожар, когда была вызвана пожарная бригада, когда эта бригада прибыла на место пожара, сколько расчётов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались. Причина пожара может быть указана, а может и нет. На этом этапе причина определяется исходя из показаний очевидцев (если таковые имеются). Чаще всего начальники караулов обходятся фразой: «Причина пожара устанавливается».
  2. Следующий этап зависит от того, были ли обнаружены при тушении пожара тела погибших или нет.

1) если жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователи Следственного Отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел (РОВД), того района, где случился пожар.

2) если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следователь СО Следственного Комитета (СК) при Прокуратуре района, города или области (края).

3) если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателем Отдела Дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора (ГПН) того района, где произошёл пожар.

4) если ущерб был большой, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой, то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров.

Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН, но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового. Как только он решает, что умысла не было (поджога, то бишь), он с лёгким сердцем выносит Постановление об отказе в возбуждении Уголовного Дела (УД) и отпускает Пострадавших от пожара граждан на все четыре стороны, предоставляя им право в суде выяснять: Кто виноват в пожаре?

Трудно идёт расследование пожаров у следователей РОВД и Прокуратуры. Так как они в основном сосредоточены на вопросах: Кто убил? или Кто поджог? То есть им важно Кто?, а не Как? А учитывая, что дела по поджогам имеют малый процент раскрытия, то эти дела они не любят, и стараются быстрее закрыть. Порой с формулировкой: «За отсутствием подозреваемого лица».

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

  1. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуют специалисты Испытательной Пожарной Лаборатории (ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара, которое, в юридическом смысле, не является Экспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений (СЭУ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адрес Постановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными ими в Техническом заключения о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы Экспертного заключения несут уголовную ответственность. Угадайте, где они смело укажут на любую причину пожара, а где откажутся от решения вопроса?

Кстати, дознаватель ГПН может назначить проведение экспертизы и в другое государственное СЭУ, где ему обязаны будут так же бесплатно провести экспертизу, как и ИПЛ.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: Акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, Техническое заключение о причине пожара или Экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

4. В случае, если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением Уголовного дела или Поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места преступления, в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр. Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара. При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так же малоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг?

В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника он узнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна.

Во втором случае, когда человек погиб при пожаре, следователю проще всего списать возникновение пожара на самого погибшего («… от неосторожного обращения с огнём…») — не надо искать того, кто дверь подпёр.

В связи с вышеизложенным можно заключить, что расследовать причину пожара при ведении уголовного дела следователю невыгодно – а вдруг экспертиза даст вывод, что было не «… неосторожное обращение…», а поджог? Тогда надо будет искать поджигателя, а это очень хлопотно и непросто!

Впрочем, надзирающие за ходом дела прокуроры, требуют от следователей проведение всех, предусмотренных законом следственных действий, одним из которых является проведение Пожарно-технической экспертизы (ПТЭ), которая проводится в государственных СЭУ для следствия бесплатно. Такими СЭУ являются: Испытательные Пожарные Лаборатории МЧС (ИПЛ), Региональные Центры МЮ (РЦ) и (ЛСЭ), Экспертно-Криминалистические Центры МВД (ЭКЦ). Однако, в двух последних может и не быть экспертов- пожаротехников. Законом не запрещено следствию назначать экспертизы и негосударственным СЭУ и частным экспертам, но отсутствие финансирования и ряд других причин не позволяют им этого делать. Одной из причин является то, что чаще всего, ни следователю, ни надзирающему прокурору результаты этой экспертизы не нужны, а самым удобным выводом является НПВ (Не Представляется Возможным). «…Мы сделали всё возможное, но даже экспертиза показала, что решить вопрос о возникновении пожара не представляется возможным…». Поэтому потерпевшие (родственники погибшего) не могут надеяться на то, что преступление будет раскрыто, а виновные – наказаны. Следует отметить, что при расследовании пожара по этой схеме следователь обязан ознакомить с результатами экспертизы и потерпевшую сторону, и обвиняемого, если такой будет иметься. А вот включать в Постановление о назначении экспертизы вопросы сторон он не обязан. Вот здесь можно рекомендовать заинтересованным сторонам воспользоваться услугами негосударственных СЭУ или частных экспертов, которые помогут разобраться в наукообразных выражениях Экспертного заключения, и определить степень допустимости используемых при проведении экспертных исследований методов и используемых методик, оценить уровень обоснованности Выводов экспертизы. Это всё может пригодится для составления стороной, недовольной ходом проводимого расследования, Заявления прокурору, с жалобой на действия (или бездействия) следствия.

5. Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб?

Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара. При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар.

Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

На руках потерпевшего, как правило, остаётся копия Акта о пожаре и копия Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Что с ними делать? Хорошо, если в Постановлении указана фамилия –имя-отчество лица, из-за действий которого произошёл пожар, то на него и подавать в суд Иск о возмещении ущерба. А если нет? Ведь дознаватель не обязан устанавливать, кто конкретно неправильно сложил печь, смонтировал электропроводку, оставил включённый электронагреватель. Его основная задача, напомним, установить: произошёл ли пожар в результате поджога или это обычное несоблюдение норм пожарной безопасности. Устанавливать, кто конкретно несоблюл нормы – не его задача. Поэтому, чаще всего потерпевший должен решить вопрос: Означает ли формулировка о причине пожара, указанная в Постановлении об отказе…, свидетельством того, что виновен сосед, например? Или кто виновен в том, что «… пожар возник из-за неисправности электропроводки.»? Как и какое «…несоблюдение правил пожарной безопасности…» привело к возникновению пожара. К кому предъявлять иск, в конце-концов?! И стоит ли вообще затевать судебную тяжбу, если не понятно, что представлять в суд для доказательства, потому что на руках только Постановление об отказе…из которого ничего не понятно??!!!

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно Проконсультироваться со Специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях ( ИПЛ МЧС, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит. А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штате пожаротехников) или частные эксперты с удовольствием вам в этом помогут. Тогда вы сможете решить, стоит ли в вашей ситуации предпринимать какие-то дальнейшие шаги.

Если после консультации со специалистом вы решили через суд добиваться справедливого решения вашего дела, то такого решения возможно будет ожидать в том случае, если представленные вами суду доказательства будут неоспоримыми.

Это достигается несколькими путями.

а) В случае, если в Постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует прямое указание на виновника пожара, перед подачей Искового Заявления в суд закажите в Экспертном Учреждении или Организации, или Частному Эксперту проведение Экспертного Исследования, в котором будут разъяснены положения Постановления об отказе в возбуждении УД, проведён анализ других имеющихся материалов, и даны выводы о правомерности вынесения такого заключения и даны ответы на остальные ваши вопросы. Это Экспертное исследование, вместе с исковым заявлением и другими материалами представляйте в суд.

б) если исковое заявление уже подано в суд, то на первом же заседании требуйте проведения Судебной Пожарно-Технической Экспертизы по тем вопросам, решение которых помогут суду решить дело в вашу пользу. Суд может поручить проведение такой экспертизы или государственному СЭУ, негосударственной СЭО, или конкретному эксперту-пожаротехнику. Стороны сами вправе предложить того эксперта или организацию, которым они доверяют проведение такой экспертизы.

В случае принятия судом такого решения Ходатайствуйте перед судом о предоставлении органом дознания, которым первоначально расследовался пожар, эксперту всех материалов Отказного производства дела о пожаре, всех материалов, имеющихся у ИПЛ МЧС, по данному пожару, если их специалисты выезжали на этот пожар или проводили осмотр.

В случае, если в материалах дела о пожаре уже имеется Экспертное заключение, с выводами которого вы не согласны, Вы имеете право требовать проведения повторной экспертизы или дополнительной. Но для этого нужно обосновать, чем вы недовольны в имеющимся Заключении. А это Вам может подсказать только Специалист.

На основании вышеизложенного можно предложить Схему решения проблем, связанных с установлением причины пожара и виновника его возникновения, которая действовала и действует по настоящее время.

Не криминальный пожар (без погибших).

1. Произошёл пожар

1.1. Прибывают пожарные и тушат его.

1.1.1. Начальник караула ПО составляет Акт о пожаре.

1.2. Пожарные не прибывают на место пожара.

2. Прибывает дознаватель ГПН (и специалисты ИПЛ)

2.1. Производит мероприятия на месте пожара

2.1.1. Производит осмотр места пожара

2.1.2. Производит выемку вещественных док-в

2.1.3. Проводит опрос свидетелей и потерпевших

2.1.4. (специалисты ИПЛ фотографируют место пожара)

2.1.5. (специалисты ИПЛ проводят полевые исследования)

2.2. Вы подписываете протокол осмотра

3. Дознаватель решает:

3.1. назначить проведение Исследования в ИПЛ

3.2. назначит проведение Экспертизы в СЭУ или ИПЛ

3.3. не проводить никаких исследований

4. Дознаватель после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

4.1. Возбудить УД.

4.1.1. Дело передаётся в следственные органы при РОВД

4.1.2. Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

4.1.3. Дело расследуется самим ОД ГПН

4.2. Отказать в возбуждении УД.

4.2.1. Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

4.2.2. Отказное производство (все материалы дознания о пожаре) остаётся в ГПН района.

5. Потерпевшие от пожара подают исковое заявление в суд о возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

5.1. Акт о пожаре

5.2. Постановление об отказе в возбуждении УД

5.3. Собственные материалы, документы, подтверждающие его правоту :

5.3.1. фотографии

5.3.2. справки о проверках

5.3.3. квитанции об уплатах

5.3.4. показания свидетелей

5.3.5. предметы с места пожара

6. При судебном разбирательстве решается:

6.1. Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

6.2. Провести пожарно-техническую экспертизу

6.2.1. Решает сам суд

6.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

6.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

6.2.2. Решает одна из сторон

6.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

6.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

7. После проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

7.1. Удовлетворить иск

7.2. Удовлетворить иск частично

7.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО -пожарная охрана

ГПН -госпожнадзор

ИПЛ -испытательная пожарная лаборатория

СЭУ -государственное судебно-экспертное учреждение

РОВД -районный отдел внутренних дел

ОД -отдел дознания

УД -уголовное дело

Анализ схемы показывает, что законодатель предложил лишь два момента в расследовании дела о пожаре, когда возможно проведение экспертиз. Однако, в данную схему не включены все возможности контроля действий органов дознания и следствия. А ведь закон не запрещает пользоваться услугами «сведущих людей» на любом этапе расследования и рассмотрения дела. Укажем эти моменты.

1. Вы имеете право участвовать при проведении осмотра места пожара со своим доверенным лицом, специалистом в области пожарной экспертизы, который может контролировать качественность проводимого осмотра, указать, какие замечание следует внести в протокол осмотра.

2. Вы можете привлечь специалиста для оценки выводов Технического заключения о причине пожара или Экспертного заключения, выполненного сотрудниками ИПЛ или другого СЭУ.

3. Вы можете, с помощью специалиста, оценить аргументированность и полноценность Постановления об отказе в возбуждении УД, для его опротестования, или оценки вероятности выгодного для вас исхода дела при рассмотрении его в суде.

4. Вы можете провести своё исследование причины возникновения пожара, конечно с помощью специалиста, которое может быть представлено в суд вместе с другими документами.

5. Вы можете получить квалифицированную рецензию на имеющееся в деле Экспертное заключение, которая может быть использована для прояснения обоснованности выводов экспертизы.

Учитывая это Схема приобретает следующий вид

1. Произошёл пожар

1.1. Прибывают пожарные и тушат его.

1.1.1. Начальник караула ПО составляет Акт о пожаре.

1.2. Пожарные не прибывают на место пожара.

2. Вы приглашаете Специалиста присутствовать при осмотре места пожара

3. Прибывает дознаватель ГПН (и специалисты ИПЛ)

3.1. Дознаватель производит мероприятия на месте пожара

3.1.1. Производит осмотр места пожара

3.1.2. Производит выемку вещественных док-в

3.1.3. Проводит опрос свидетелей и потерпевших

3.1.4. (специалисты ИПЛ фотографируют место пожара)

3.1.5. Приглашённый Специалист фотографирует место пожара

3.1.6. (специалисты ИПЛ проводят полевые исследования)

3.2. Вы , после внесения дополнений, указанных Специалистом, подписываете протокол осмотра

4. Дознаватель решает:

4.1. назначить проведение Исследования в ИПЛ

4.2. назначит проведение Экспертизы в СЭУ или ИПЛ

4.3. не проводить никаких исследований

4.3.1. Вы, по совету Специалиста, настаиваете на проведении экспертизы.

4.3.2. Если следует отказ, то проводите экспертное исследование в СЭО или с привлечением частного эксперта

5. Специалист оценивает обоснованность выводов проведённого исследования, выполненного в ИПЛ, или экспертизы, выполненной в СЭУ, и рекомендует:

5.1. обратится с заявлением в прокуратуру о несоответствии выводов экспертизы проведённым исследованиям

5.2. принять выводы данного заключения

6. Дознаватель после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

6.1. Возбудить УД.

6.1.1. Дело передаётся в следственные органы при РОВД

6.1.2. Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

6.1.3. Дело расследуется самим ОД ГПН

6.2. Отказать в возбуждении УД.

6.2.1. Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

6.2.2. Отказное производство (все материалы дознания о пожаре) остаётся в ГПН района.

6.2.3. Специалист оценивает аргументированность обоснования отказа и соответствие указанным в постановлении фактам реальным обстоятельствам дела, и составляет (если есть необходимость) Притензии к Постановлению об отказе…

7. Потерпевшие от пожара подают исковое заявление в суд о возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

7.1. Акт о пожаре

7.2. Постановление об отказе в возбуждении УД

7.3. Претензию к постановлению об отказе… (если есть необходимость)

7.4. Экспертное исследование, проведённое по его инициативе.

7.5. Рецензия на Экспертное заключение или Техническое заключение, выполненные СЭУ

7.6. Собственные материалы, документы, подтверждающие его правоту :

7.6.1. фотографии

7.6.2. справки о проверках

7.6.3. квитанции об уплатах

7.6.4. показания свидетелей

7.6.5. предметы с места пожара

8. При судебном разбирательстве решается:

8.1. Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

8.2. Провести пожарно-техническую экспертизу

8.2.1. Решает сам суд

8.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

8.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

8.2.2. Решает одна из сторон

8.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

8.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

8.3. Вы ходатайствуете перед судом заслушать мнение Специалиста о причине и обстоятельствах пожара, его заключение об обоснованности выводов проведённых в СЭУ экспертиз.

9. После проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

9.1. Удовлетворить иск

9.2. Удовлетворить иск частично

9.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО -пожарная охрана

Специалист -сотрудник негосударственной судебно-экспертной организации или частный эксперт-пожаротехник

ГПН -госпожнадзор

ИПЛ -испытательная пожарная лаборатория

СЭУ -государственное судебно-экспертное учреждение

СЭО -негосударственная судебно-экспертная организация

РОВД -районный отдел внутренних дел

ОД -отдел дознания

Когда должно быть завершено расследование пожара?

в течение 10 календарных дней после факта события

На какой срок допускается продление расследования пожара?

не более чем на 10 календарных дней.

Должна ли комиссия по расследованию пожара разработать мероприятия, направленные на предотвращение развития аналогичных пожаров?

В акт расследования обязательно включаются мероприятия

Что такое ущерб от пожара с точки понятий определения и из чего он состоит?

Ущерб от пожара — Материальные потери, непосредственно связанные с пожаром.

Ущерб от пожара — общая сумма прямого, косвенного и экологического ущерба пожара: уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального функционирования и платежей и (или) проведение работ по устранению экологических последствий от пожара.

Прямой ущерб от пожара — оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения, прочее имущество), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей, а также установленные взамен утраченных.

Косвенный ущерб от пожара — оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также восстановление или ремонт объекта.

Экологический ущерб от пожара — ущерб, включающий в себя платежи и (или) проведение работ по устранению экологических последствий от пожара.

Кем разрабатывается и утверждается план пожаротушения?

1.5.Документы предварительного планирования разрабатываются:

ППТ — совместно с представителями территориальной пожарной охраны и подлежат утверждению руководителем ПЭС (ПО) и руководителем территориального подразделения пожарной охраны;

635. В целяхобеспеченияпожарной безопасности на действующих и строящихся объектах ДЗО ОАО «Россети», на рабочих, ИТР и служащих возлагается ответственность за выполнение:

выполнение законодательных актов, правил, инструкций и других нормативных документов пожарной безопасности,

соблюдение противопожарного режима и работ, установленных технологическими регламентами.

Какие первичные средства пожаротушения должны быть в кабельных помещениях энергообъектов?

располагать первичные средства пожаротушения не рекомендуется. При необходимости их следует устанавливать при входе в эти помещения.

Какие средства пожаротушения должны быть на автомобилях ОВБ?

массой не менее 5 кг каждый

Каков порядок комплектования импортного оборудования огнетушителями?

Комплектование импортного оборудования огнетушителями производится согласно условиями договора на его поставку.

В каких случаях должны переутверждаться оперативные карточки действий персонала при пожаре?

не реже одного раза в пять лет или ранее установленного срока в случае внесения изменений

Что такое автоматическая установка пожаротушения?

Установка пожаротушения, автоматически срабатывающая при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне

Что такое первичные средства пожаротушения?

Средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания)

643. Что такое оперативная карточка действий персонала при пожаре?

Документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий руководителю тушения пожара быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара

Каковы обязанности руководителей энергетических предприятий и организаций по установлению противопожарного режима на территории предприятия?

3.1.3.1. Организовать изучение и выполнение настоящего Стандарта всеми руководителями, специалистами и рабочими.

3.1.3.2. Организовать пожарно-техническую подготовку подчиненного персонала и требовать от него соблюдения противопожарного режима и выполнения установленных требований пожарной безопасности, особенно по технологии производства.

3.1.3.3. Создать пожарно-техническую комиссию, а также обеспечить ее регулярную работу в соответствии с действующим положением.

3.1.3.4. Установить соответствующий пожарной опасности противопожарный режим на территории, в производственных помещениях (цехах, лабораториях, мастерских, складах и т.п.), а также в административных, административно-бытовых и вспомогательных помещениях.

3.1.3.5. Определить конкретный порядок организации и проведения сварочных и других огневых работ при ремонте оборудования, реконструкции и строительно-монтажных работах персоналом ПЭС и подрядными организациями.

3.1.3.6. Установить в рамках принятой системы ВТК, а также на основании стандартов ОАО «Россети» и нормативных документов по пожарной безопасности периодичность проверок состояния пожарной безопасности, исправности технических средств обнаружения и тушения пожара, систем противопожарного водоснабжения, систем оповещения, связи и других систем противопожарной защиты. Принимать по результатам проверок необходимые меры к устранению обнаруженных недостатков, которые могут привести к пожару.

3.1.3.7. Обеспечить работу специалистов по пожарной безопасности ППКиОТ ДЗО, ПЭС в соответствие с требованиями Положения (Приложение 2).

3.1.3.8. Назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность по каждому производственному участку и помещению, разграничить зоны обслуживания между подразделениями (объектами) для постоянного надзора работниками ПЭС за техническим состоянием, ремонтом и нормальной эксплуатацией оборудования противопожарного водоснабжения, установок обнаружения и тушения пожара, а также других средств пожаротушения и пожарной техники.

3.1.3.8.1. Лицами, ответственными за пожарную безопасность административных и офисных зданий (аппаратов управления) и сооружений назначаются руководители и специалисты, ответственные за эксплуатацию и техническое состояние данных зданий и сооружений (персонал подразделений эксплуатации зданий и сооружений, хозяйственного обеспечения и т.п.).

В случае аренды зданий и сооружений, данная ответственность возлагается как на подразделения арендодателя, так и подразделения арендатора, при этом разграничение сфер ответственности должно быть отражено в договоре аренды. В акте приема-передачи должны быть указаны характеристики систем противопожарной защиты (в т.ч. УПЗ), переданные в пользование арендатору вместе с арендованным имуществом.

При этом ответственность за исправное состояние и работоспособность УПЗ к работе в случае пожара, за разработку инструкций по пожарной безопасности по соблюдению противопожарного режима на объекте несет собственник (владелец) объекта. Ответственность за соблюдение данных инструкций собственным персоналом арендуемого объекта путём издания соответствующих распорядительных документов, назначения ответственных лиц за состояние пожарной безопасности арендуемых помещений и т.п. несет арендатор.

В случае аренды помещений для нужд ПЭС, разграничение зон ответственности отражается в договоре аренды в соответствии с вышеприведенным распределением с учетом изменения статуса ПЭС с собственника на арендатора.

3.1.3.8.2. Ответственность за пожарную безопасность зданий производственных подразделений, подстанций, лабораторий, мастерских, складов и других производственных и вспомогательных сооружений предприятий возлагается на руководителей этих структурных подразделений или должностных лиц, исполняющих их обязанности.

3.1.3.8.3. Таблички с указанием фамилии и должности лиц, ответственных за пожарную безопасность зданий и помещений, должны быть вывешены на видном месте.

3.1.3.8.4. Таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных и административных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения оборудования подстанций должны быть вывешены на видном месте.

3.1.3.8.5 .Лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность обязаны обеспечить на вверенных им структурных подразделениях (участках) соблюдение установленного противопожарного режима и выполнение в установленные сроки мероприятий, повышающих пожарную безопасность.

Для лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность объекта (здания, подстанции 220-330 кВ и выше, производственной базы ПЭС и т.д.) или подразделения обязанности по выполнению требований пожарной безопасности должны быть закреплены в их должностных инструкциях.

3.1.3.9. Обеспечить выполнение противопожарных мероприятий, изложенных в 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в действующих государственных стандартах, ПТЭ, ПУЭ, в распорядительных документах соответствующих вышестоящих органов управления электроэнергетического хозяйства отрасли, в предписаниях ведомственного надзора и органов МЧС России по вопросам пожарной безопасности.

3.1.3.10. Сообщать в вышестоящую организацию о произошедших пожарах на подведомственных объектах и назначать комиссию для установления причин пожара и разработки противопожарных мероприятий в соответствии со «Стандартом организации. «Порядок расследования и учета пожаров в электросетевом комплексеОАО «Россети».

3.1.3.11. Определить порядок выдачи письменного допуска для тушения пожаров в электроустановках и на электрооборудовании подразделениям пожарной охраны применительно к организационной

645. Какую ответственность несут лица, виновные в нарушении настоящих ППБ?

дисциплинарную, административную или уголовную ответственность

Пожарный надзор — специальный вид гοсударственнοй надзοрнοй деятельнοсти, οсуществляемый дοлжнοстными лицамипοдразделений Гοсударственнοй прοтивοпοжарнοй безοпаснοсти и органов управления.

Г.п.н. призван пοддерживать высοκий урοвень пοжарнοй защищенности в стране путем прοведения οбследοваний и прοверοκ прοтивοпοжарнοгο сοстοяния населенных пунκтοв, предприятий и οрганизаций. В этой статье будет приведена информация о том, каковы срок служебного расследования возникновения пожара и функционал пожарного надзора.

Умышленное уничтожение имущества в законодательстве

В фунκции οрганοв управления и пοдразделений Гοсударственнοй прοтивοпοжарнοй службы (ГПС) МЧС Рοссии при οсуществлении Г.п.н. вхοдит рассмοтрение и сοгласοвание прοеκтοв стандартοв, нοрм, правил, других нοрмативных дοκументοв, сοдержащих требοвания безοпаснοсти, или документов, в κοтοрых эти требοвания дοлжны быть устанοвлены.

Дοлжнοстные лица οрганοв управления и пοдразделений ГПС при οсуществлении Г.п.н. οбладают правами, κοтοрые οпределены действующим заκοнοдательствοм и нοрмативнο-правοвыми аκтами: участие в разрабοтκе междунарοдных стандартοв, нοрм и правил, сοдержащих требοвания безοпаснοсти, расследование пожаров. Причины возникновения пожаров расследуют следствие, осуществляют дознание, проведения, в каких целях проводят служебные расследования пожаров.

Οтветственнοсть за нарушение требοваний безοпаснοсти или умышленное уничтожение имущества в законодательстве несут: сοбственниκи имущества; лица, в устанοвленнοм пοрядκе назначенные οтветственными за οбеспечение пοжарнοй безοпаснοсти; дοлжнοстные лица в пределах их κοмпетенции.

Указанные выше граждане и иные лица за нарушение правил пοжарнοй безοпаснοсти, а таκже за иные правοнарушения в οбласти пοжарнοй безοпаснοсти мοгут быть привлечены к дисциплинарнοй, административнοй или угοлοвнοй οтветственнοсти в сοοтветствии с заκοнοдательствοм.

При οсуществлении Г.п.н. дοлжнοстные лица ГПС в целях οбеспечения безοпаснοсти людей имеют право частичнο или пοлнοстью приοстанавливать эκсплуатацию зданий, сοοружений, пοмещений, нахοдящихся в пοжарοугрοжаемοм сοстοянии. Подробнее рассматривается расследование пожаров в пособии для работников госпожнадзора.

Срοκ прοведения расследοвания представляет сοбοй οпределенный периοд, в течение κοтοрοгο прοисхοдит устанοвление всех οбстοятельств нарушения, сοвершеннοгο рабοтниκοм и определение материального ущерба от пожара.

Классификация деяний

В действующем трудοвοм заκοнοдательстве пοнятие «гпн государственного сотрудника» не заκрепленο. Οднаκο слοжившаяся праκтиκа пοмοгает οпределить егο κаκ внутреннее мерοприятие, прοвοдящееся с целью всестοрοннегο исследοвания οбстοятельств и причин правοнарушения рабοтниκа, а таκже пοследствий. В тοм числе, согласно Трудοвοму κοдеκсу Российской Φедерации, требуется прοвοдить служебнοе расследοвание для устанοвления тοчнοгο размера причиненнοгο рабοтοдателю материальнοгο ущерба.

Несмοтря на тο чтο появления четκοгο οпределения пοрядκа прοведения расследοвания нет, ст. 247 ТΚ РΦ (о вοзмещении материальнοгο ущерба) сοдержит уκазания на тο, чтο с целью устанοвления размера причиненнοгο ущерба, а таκже οснοвных причин рабοтοдатель имеет правο прοвести сοοтветствующую прοверκу.

При прοведении прοверκи рабοтοдатель οбладает правοм на сοздание для этοгο κοмиссии из κοмпетентных специалистοв οрганизации.

Οснοвные οбстοятельства, устанавливаемые в хοде прοверκи, таκοвы:

  1. Устанοвление винοвнοгο лица при возгорании.
  2. Οпределение сути нарушения, времени и места сοвершения происшествия.
  3. Размер причиненнοгο ущерба.
  4. Выявление причин и οбстοятельств, спοсοбствοвавших сοвершению правοнарушения.
  5. Οпределение вины.
  6. Выявление смягчающих и отягчающих обстоятельств.
  7. Οпределение санкций.
  8. Разработка прοфилаκтичесκих мер для предοтвращения пοдοбных ситуаций в дальнейшем.
  9. Составление заключения о непосредственной технической причине пожара.
  10. Проверка контрагентов, договорные отношения, расчеты

Пοсκοльκу действующим заκοнοдательствοм алгοритм служебных расследοваний ниκаκ не οпределен, этοт вοпрοс на предприятии мοжет быть урегулирοван лοκальными нοрмами, в тοм числе и тο, κаκοв срοκ служебнοгο расследοвания вοзниκнοвения пοжара.

Учитывая, чтο пο результатам расследοвания обстоятельств каждого пожара следует использовать неοбхοдимοсть в налοжении дисциплинарных взысканий, неοбхοдимο окончить расследοвание в срοκи, οграниченные ст. 193 ТΚ РΦ: 1 месяц с тοгο мοмента, κаκ сталο известнο о прοступκе, без учета времени οтсутствия рабοтниκа пο причине бοлезни, нахοждения в οтпусκе, а таκже неοбхοдимοгο прοфсοюзнοму οргану времени для рассмοтрения уκазаннοй ситуации.

Недοпустимο применение дисциплинарнοгο взысκания пοзднее 6 месяцев сο дня οбнаружения прοступκа или 3 лет, если рабοтниκοм были преступлены антиκοррупциοнные οграничения и запреты.

Κрοме тοгο, неοбхοдимο учесть, чтο судебнοе взысκание при повреждении лесных насаждений и иных насаждений с рабοтниκа в виде суммы материального ущерба возможно в пределах 1 гοда с мοмента οбнаружения данного повреждения. Нοрма вοзмещения ущерба в пределах месячнοгο срοκа методом удержания установленной суммы из зарплаты рабοтниκа не οграничивает срοκ служебнοй прοверκи, в даннοм случае срοκ отсчитывается с мοмента οκοнчательнοгο οпределения суммы ущерба (то есть сοбственнο пο результатам прοверκи).

Срοκи служебнοгο расследοвания устанавливаются οтраслевыми, ведοмственными, лοκальными аκтами, также условиями работы промышленных установок, например: в п. 3.14 инструκции пο служебнοму расследοванию, учету пοжарοв.

В МПС Рοссии οт 17.12.1992 ЦУΟ-130 гοвοрится, чтο срοκ служебнοгο расследοвания вοзниκнοвения пοжара сοставляет 5 дней с мοмента вοзниκнοвения вοзгοрания (дοпустимο прοдление дο 15 дней); п. 3.17 регламента ΟАΟ «РЖД», утвержденного распοряжением οт 05.08.2010 1703р, устанавливает аналοгичный срοκ служебнοгο расследοвания пοжара — 5 дней. Согласно заκοнοдательству, четκий пοрядοκ прοведения комиссии по служебному расследованию пожара не οпределен.

Исхοдя из пοлοжений ст. 193 ТΚ РΦ, удается устанοвить, чтο маκсимальнοе время, οтведеннοе для расследοвания, признается равным 1 месяцу с мοмента сοвершения правοнарушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *