СРО 44 ФЗ

Содержание

Решение по жалобе № 05-05-06/148-18

03.07.2018 15:07, Республика Тыва , RegionFAS.ru:

В связи с техническим сбоем при размещении в разделе «Жалобы» в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Тывинское УФАС России размещает решение и предписание по жалобе № 05-05-06/148-18 ООО «СТРОЙЦЕНТР»

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 05-05-06/148-18

о нарушении законодательства о контрактной системе

Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии: «___»,

Члены Комиссии:

«___»;

«___».

При участии в рассмотрении жалобы:

от государственного заказчика – Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ»:

— «___»,

в отсутствии надлежащим образом извещенного уполномоченного органа (ходатайство (вх. № 2433 от 28.06.2018 года) о рассмотрении дела в отсутствии представителя уполномоченного органа), представителя подателя жалобы Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙЦЕНТР»;

рассмотрев жалобу (вх. № 2340 от 22.06.2018 года) Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙЦЕНТР» на положения аукционной документации аукциона в электронной форме № 0112200000818001773 на выполнение работ по завершению строительства объекта «Каа-Хемский канализационный коллектор 2 очередь (мкрн. Энергетиков) Республики Тыва» и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.

Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки, подателя жалобы и прокуратуры Республики Тыва направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Согласно письменным доводам подателя жалобы аукционная документация электронного аукциона не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:

  1. Неправомерно установлен срок действия выписки СРО не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок;
  2. Неправомерно установлена обязанность подрядчика выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту не менее 15% цены контракта.

Представитель государственного заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что месячный срок действия выписки СРО установлен в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, который устанавливает срок действия выписки СРО в течение 1 месяца со дня его получения, в связи с чем, по мнению представителя государственного заказчика, такое условие о сроке действия выписки СРО позволяет аукционной комиссии достоверно удостовериться в действии выписки СРО, которую прилагает участник закупки. По второму доводу представитель государственного заказчика пояснил, что самостоятельное выполнение подрядчиком работ без привлечения субподрядчиков установлен в размере не менее 15% от цены контракта, тогда как новое требование о размере не менее 25 % от цены контракта вступает в законную силу с 01.07.2018 года.

Рассмотрев жалобу и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона № 0112200000818001773 на выполнение работ по завершению строительства объекта «Каа-Хемский канализационный коллектор 2 очередь (мкрн. Энергетиков) Республики Тыва», Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

Уполномоченным органом – Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системе в сфере закупок в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 31.05.2018 года размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0112200000818001773 на выполнение работ по завершению строительства объекта «Каа-Хемский канализационный коллектор 2 очередь (мкрн. Энергетиков) Республики Тыва». Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 37 880 700,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе № 0112200000818001773 от 26.06.2018 года на момент окончания срока подачи заявок поступили 2 заявки, которые аукционной комиссией допущены к участию в электронном аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0112200000818001773 от 29.06.2018 года наименьшее ценовое предложение поступило от участника закупки под № 1 в размере 37 691 296, 50 рублей, от участника закупки под № 2 поступило ценовое предложение в размере 37 880 699, 99 рублей.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1 , 1.1 , 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом , другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей . Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Объектом закупки аукциона в электронной форме № 0112200000818001773 является строительство объекта «Каа-Хемский канализационный коллектор 2 очередь (мкрн. Энергетиков) Республика Тыва)

Таким образом, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 , частями 1.1 , 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 , частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форма выписки из реестра СРО установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает нарушений в установленных заказчиком требованиях к сроку выдачи выписки из реестра СРО (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе).

ГрК предусмотрено, что срок действия выписки из реестра СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.

Указанный государственным заказчиком – Государственным казенным учреждением Республики Тыва «Госстройзаказ» срок, в который должна быть получена выписка из реестра СРО, не противоречит сроку действия такой выписки, предусмотренному частью 4 статьи 55.17 ГрК.

При этом, ГрК , а также действующее законодательство о контрактной системе не устанавливают конкретного события (окончание срока подачи заявок, окончание срока рассмотрения первых частей заявок и т.д.) на момент наступления которого должен устанавливаться срок выдачи выписки из реестра СРО.

Следовательно, государственный заказчик — Государственное казенное учреждение Республики Тыва «Госстройзаказ», установив вышеуказанное требование к сроку получения выписки из реестра СРО, не нарушил положения ГрК и Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и довод подателя жалобы, о том, что в аукционной документации неправомерно установлен срок действия выписки СРО не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, является необоснованным.

2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

В пункте 7.1.36 раздела 7 проекта государственного контракта установлена обязанность подрядчика выполнить объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему государственному контракту, сметная стоимость данных работ должна составлять 15 процентов цены Контракта, виды работ из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570:

1. Инженерная подготовка территории

2. Возведение наружных ограждающих конструкций

3. Устройство наружных сетей канализации

4. Устройство трубопроводов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года № 570 установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Указанные в пункте 7.1.36 раздела 7 проекта государственного контракта работы включены в виды работ, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года № 570.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года № 570 установлены также объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, в следующих размерах:

  1. не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта — со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
  2. не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта — с 1 июля 2018 г.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0112200000818001773 на выполнение работ по завершению строительства объекта «Каа-Хемский канализационный коллектор 2 очередь (мкрн. Энергетиков) Республики Тыва» размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 31.05.2018

На основании вышеизложенного следует, что заказчик правомерно установил требование о выполнении подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему государственному контракту, сметная стоимость данных работ должна составлять 15 процентов цены Контракта.

Таким образом, действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и довод подателя жалобы, о том, что в аукционной документации неправомерно установлена обязанность подрядчика выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту не менее 15% цены контракта, является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498, Комиссия Тывинского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙЦЕНТР» необоснованной.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Минфин России обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона о контрактной системе рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 — 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного в случае непредставления участником в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документа, требование о наличии которого установлено в документации о закупке, несоответствия указанного документа требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанном документе недостоверной информации или несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отклонить заявку такого участника в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.
Дополнительно Минфин России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Таким образом, Минфин России не уполномочен осуществлять контроль в отношении органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, при осуществлении ими соответствующих контрольных мероприятий, а также не уполномочен давать оценку действиям вышеуказанных органов.
Также отмечаем, что решение, принятое контрольным органом в сфере закупок, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
>Допуск СРО для заказчика-застройщика и технического заказчика в строительстве. Сро застройщика

Должен ли с 01.07.2017 заказчик (застройщик) быть членом саморегулируемой организации и какой именно?

Лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность в части функций, попадающих под критерии пунктов 16 и 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ («застройщику» и «техническому заказчику») в обязательном порядке необходимо быть членом саморегулируемой организации соответствующего профиля. А теперь подробнее!

Во-первых, расширены полномочия застройщика, а именно к ранее имеющейся формулировке пункта 16 статьи 1 ГрК РФ добавлено, что застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Во-вторых, введено уточнено само понятие «технического заказчика» (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ): теперь в роли такового может выступать только ЮРИДИЧЕСКОЕ лицо (ранее, до 01.07.2017, такое право имело и физическое лицо), и самое, главное: функции технического заказчика (это, собственно говоря, как минимум все как перечисленные в данном пункте ГрК РФ функции названного лица, так и скрытые под общей формулировкой «иные, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности) могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ (т.е. перечислены случаи, при которых членство в СРО не требуется вообще).

Кроме того, с 01.07.2017 претерпели изменения и части 3, 3.1 статьи 52 ГрК РФ:

Новая редакция части 3 статьи 52 ГрК РФ говорит, о том, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

При этом, частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ прямо предусмотрено, что застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Вместе с тем, понятие «ЗАКАЗЧИКА» как таковое, не претерпело никаких изменений: упоминания о нём полностью отсутствуют в градостроительном законодательстве и оно, как и ранее содержится в гражданском законодательстве Российской Федерации, а именно (для нашего случая) в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 740 пункт 1).

Таким образом, резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность в части функций, попадающих под критерии пунктов 16 и 22 статьи 1 ГрК РФ («застройщику» и «техническому заказчику») в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ЧЛЕНОМ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.

Допуск СРО строителей под ключ с работниками в Санкт-Петербурге

Наши показатели и мнение экспертов

Оперативную и качественную работу обеспечивают более 85 квалифицированных сотрудников нашегооргана: аттестованных экспертов, обученных специалистов и менеджеров.

Марина Давыдова

Менеджер по продажам

Елена Черткова

Руководитель отдела продаж

Иоанн Щемелев

Менеджер по продажам

Улугбек Нурымбетов

Менеджер по продажам

Екатерина Вершинина

Менеджер по продажам

Анна Апанасевич

Менеджер по продажам

Эльвира Марченко

Менеджер по продажам

Артем Полозов

Менеджер по продажам

Алена Окрепилова

Менеджер по работе с представителями

Татьяна Веселова

Менеджер по работе с представителями

Дмитрий Плиска

Руководитель отдела по работе с представителями

Альбина Миннуллина

Специалист отдела документооборота

Грета Вердян

Ведущий специалист отдела документооборота

Любовь Кузьмина

Специалист по кадровому делопроизводству

Вера Самбур

Специалист отдела документооборота

Анна Соколова

Специалист по работе с СРО

Ольга Сабанцева

Специалист отдела документооборота

Александр Тимофеев

Заместитель руководителя отдела лицензирования

Андрей Волчков

Руководитель отдела банковской гарантии

Максим Семенов

Директор по развитию

СРО для заказчика-застройщика

Получение допуска СРО для заказчика-застройщика вызывает большое количество споров и разногласий. Вопрос усложняется грядущими переменами, которые изменят существующую систему саморегулируемых организаций. В связи с этим необходимость вступления в СРО для заказчика-застройщика может рассматриваться в двух плоскостях – нынешнее положение и изменения, которые вступят в силу после 1.07.17.

Ранее существовавшие варианты организации деятельности

Нередко застройщик привлекает генподрядчика и не участвует самостоятельно в проведении строительных работ на объекте. Перечень видов деятельности, для выполнения которой требуется допуск саморегулируемой организации, указан в Приказе №624 Минрегиона. Если выполняемые работы не входят в представленный перечень, они могут проводиться без допуска.

Однако если согласно п. 3 ст. 706 ГрК РФ заказчик-застройщик осуществляет самостоятельный контроль за проведением работ на строительной площадке, их качеством, а также соблюдением сроков он должен состоять в саморегулируемой организации.

Обязанность по проведению строительного контроля невозможно перепоручить генподрядчику. Тем не менее, застройщик может заключать договор со «строительным контроллером», согласно которому поручать ему указанные функции. Эта ситуация позволяет застройщику не вступать в саморегулируемые организации. Во всех остальных случаях допуск СРО обязателен.

Важным аспектом является понимание принципиальной разницы между техзаказчиком и заказчиком-застройщиком. Функции и обязанности каждого из них различны. Застройщиком является владелец земельного участка и финансовых средств.

Определение понятия технического заказчика представлено в ГрК РФ. Это профессиональный исполнитель высокого уровня, на которого возложены полномочия заключать договоры подряда на проведение строительства, капитального ремонта или реконструкции на объекте. Также техзаказчик проводит организацию работы на строительных площадках и осуществляет финансовый контроль от имени застройщика. При этом застройщик имеет право выполнять функции технического заказчика собственными силами, без привлечения сторонних лиц.

По сути, термин «заказчик-застройщик» объединяет в себе функции технического заказчика, застройщика и контролера. В таком случае вступление в СРО для технического заказчика – это необходимая мера для выполнения своих ключевых функций на объекте.

Обязанности и функции заказчика

Благодаря вступлению в СРО функции заказчика расширяются и, кроме распоряжения материальными средствами, он имеет право на выполнение ряда других операций. Среди них:

  • Составление и дальнейшее утверждение проектной документации и смет.
  • Подписание договоров подряда и генподряда.
  • Ведение бухгалтерского учета.
  • Осуществление контроля за ходом проведения изыскательных работ, включая исследования грунта, воды и воздуха.
  • Надзор за выполнением работ на строительной площадке, в том числе технический и авторский надзор.
  • Подготовка документации и проведение работ по сдаче готового объекта в эксплуатацию.

Законодательные изменения

С 1.07.17 г вступает в силу закон №372, согласно которому функции техзаказчика могут выполняться только членами саморегулируемых организаций. При этом они должны соответствовать всем требованиям для членов СРО в отношении штата сотрудников, наличия строительного оборудования и опыта в сфере проводимых работ. Получить допуск СРО технический заказчик может после оплаты вступительных взносов. Финансовые затраты формируются из нескольких составляющих, среди которых выплаты в компенсационный фонд, ежемесячные взносы и страховка.

Вступление в СРО для техзаказчика предоставляет такие преимущества:

  • Взаимодействие с другими участниками объединения, помощь в решении спорных вопросов.
  • Корректировка документов в соответствии с появлением новых технологий.
  • Защита и представление каждого участника на равных основаниях.
  • Внутренние конференции и собрания.

Таким образом, вступлением в действие новой редакции закона устраняется возможность двоякой трактовки законодательных норм и четко регламентируется требование – допуск СРО для технического заказчика.

Однако законом предусмотрены и ситуации, в которых технический заказчик не должен получать доступ СРО при организации работ. Для государственных предприятий или коммерческих организаций с долей государственных предприятий более 50% допуск СРО не требуется, если подрядчиком выступает орган исполнительной власти или государственная корпорация. Также допуск не требуется для юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, на проведение деятельности в установленных сферах.

Таким образом, с 1.07.17 года застройщик может нанять только техзакачика, который оплатил все необходимые компенсационные взносы и вступил в саморегулируемую организацию.

нужен ли допуск саморегулируемой организации

Современное законодательство не только усложняет жизнь многим застройщикам, но и заставляет нести расходы на сотрудников, которые будут отслеживать постоянные изменения в нормативных документах. Так, допуск СРО застройщику стало одним из самых популярных поисковых запросов после принятия соответствующих изменений. Прошло немного времени, подзаконные акты приняты, и мы можем рассказать подробнее, как работать застройщикам с нововведениями.

Определимся с пониманием зоны ответственности. Нам нужен п.3 ст. 706 ГК РФ – там четко разграничены термины в этой сфере. Суть – генеральный подрядчик является юридическим лицом, которое носит прямую, а не субсидиарную ответственность в строительной сфере. Договор, который регулирует организацию девелоперских работ, является основным определением ответственности заказчика.

Перед объяснением сути допуска СРО застройщику также необходимо ознакомиться с перечнем работ, для которых необходим специальный лицензированный сертификат – его застройщик или генеральный подрядчик должен проверить у привлекаемых к работе субподрядчиков. Подробнее в приказе №624 от 2009 года.

Что такое допуск СРО?

Закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» — это основной документ, который должны изучить юристы девелопера для работы на рынке в соответствиями с требованиями нормативных актов об обязательстве получить членство в СРО.

СРО – это саморегулируемая организация, которая несет ответственность за действие своих членов. Обратно же, заниматься некоторыми видами работ без членства в таких организациях запрещено.

Допуск СРО – это документ, который позволяет проводить строительные работы. Он должен соответствовать стандартам и ГОСТам как федерального уровня, так и регионального. Иначе допуск СРО может называться свидетельством саморегулируемой организации о допуске к работам или же лицензированным документом СРО о разрешении на работу. До 2010 года такой документ носил название «государственная лицензия».

Как происходит на практике получение свидетельства о допуске саморегулируемой организации? Будь то строительный или проектировочный допуск, он выдается после изучения как документов, так и репутации организации. Специальный комитет проводит встречу, на котором все члены СРО выносят свои вердикты. Поэтому вступив с СРО, вы также будете принимать участие в таких юридических процессах.

Должен ли застройщик иметь допуск СРО? В определенных случаях да. В чем плюсы этого допуска?

  • Отсутствует требование заверять документы в нотариальной организации, а значит, меньше бумажной волокиты и расходов на услуги.
  • Достаточно быстрая процедура оформления членства – в отличии от ситуации с государственной лицензией, получение которой могло растянуться на полгода и больше
  • Обязательное соответствие стандартам качества как итогов работы, так и профессиональной этики и взаимодействия с бизнес-сообществом. Это повышает требования к застройщику, но и делает рынок цивилизованным. К чему как раз и стремятся добросовестные организации.

Нужен ли заказчику допуск СРО?

Вернемся к уже озвученным законодательным документам. Есть ФЗ-315, в котором прописаны все правила СРО. Есть ФЗ-214, в котором есть все для деятельности в области строительства многоквартирных домов. И есть 624-й приказ, в котором прописан перечень работ, для которых заказчику требуется допуск СРО.

Если говорить о строительстве, то нужно знать о трех вариантах, по которым придется получать допуск саморегулируемой организации:

  • Строительство в общем, или так называемые общестроительные работы.
  • Работы, которые по различным категориям называют опасными. В случае сомнений, можно посоветоваться с трудовой инспекцией.
  • Если заказчик планирует выступать в роли генподрядчика – нужен допуск на этот вид деятельности.

Есть несколько ситуаций, когда заказчику стройки стоит озаботиться поиском СРО и вступлением в ее ряды. Изучив регламенты, можно выделить общие рекомендации:

Контроль за строительством Если заказчик планирует самостоятельно проводить контроль работы генподрядчика и субподрядчиков, и не тратиться на привлечение сторонних организаций, то придется получить нужное свидетельство. Если заказчик будет привлекать контролеров, то нужно убедиться, что у них есть соответствующий допуск.
Генеральный подряд В любом случае, если заказчик выполняет функции генподрядчика, то допуск СРО нужен для подтверждения квалификации в выборе субподрядчиков. И здесь неважно – строительные работы, инженерные, капитальные или иные. Если допуска не будет – придется платить штраф.
Появление опасности при выполнении работ для третьего лица Фактически – необязательно, но в случае нанесения повреждений третьему лицу, заказчик без допуска СРО будет отвечать, в том числе и финансово, перед пострадавшим самостоятельно. Если же допуск СРО у заказчика будет – то ответственность будет субсидиарной, и появится помощь других членов СРО. В том числе будет задействован механизм компенсационного фонда, который прописан в требованиях закона к СРО.

Но обязательно посоветуйтесь с юристами в сфере строительства, прежде чем начинать заниматься деятельностью – вполне возможно, что все-таки один из видов ее попадает в перечень необходимых допусков, и не получив нужную сертификацию, вы можете получить неприятности. Вплоть до прекращения работ.

Что делать, если у заказчика нет допуска

Ситуация, когда у заказчика нет допуска саморегулируемой организации фактически может быть законной. Но тогда необходимо нанять генподрядчика, который этот допуск имеется. Главное, что нужно знать – допуск СРО необходим тому лицу, которое фактически выполняет функции менеджера на строительном объекте.

К сожалению, ситуация, когда у технического менеджера нет допуска СРО, вполне реальная. Договор подписать получится, это законно. Но тогда придется нанимать организацию, которая будет выполнять контрольные и надзорные функции – и вот у нее уже должен быть допуск.

Стоимость свидетельства на допуск СРО

Денежные средства, которые придется отдать за получение лицензированного свидетельства от саморегулируемой организации, будут разниться от одного некоммерческого партнерства к другому. Также на цену влияет еще несколько факторов:

  • разовый взнос за вступление – зависит от масштабности организации, в которую вы вступаете;
  • ежемесячный членский платеж – обычно устанавливается минимальный;
  • формирование компенсационного фонда на погашение финансовых претензий к членам СРО в ряде случаев по их деятельности, часто новым членам позволяют войти на условиях «каникул» по оплате;
  • страхование гражданской ответственности – зависит от ставок выбранной организации и правил по выбору страховой компании;
  • другие лицензии и разрешения – сумма зависит от вида документов.

Сроки получения свидетельства на допуск СРО

Срок, за который вы сможете получить свидетельство на определенный вид работ в СРО, зависит как от пункта из перечня деятельности, так и от самой некоммерческой организации. В основном сроки составляют – 3-7 недель. Это приятнее, чем ранее – срок получения госрегистрации мог достигать и года.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Мнение эксперта: Обязан ли застройщик состоять в трёх СРО?

С 1 июля вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, которыми изменяется правовое регулирование деятельности технического заказчика. Согласно разъяснениям Минстроя, данные нововведения касаются и застройщиков, которые самостоятельно (без технического заказчика) нанимают изыскателей, проектировщиков и подрядчиков.

До обозначенной даты организациям, выполняющим функцию технического заказчика, требовалось членство только в строительной СРО с получением свидетельства о допуске к видам работ по строительному контролю, напоминает информационная служба ЕРЗ. С 1 июля, согласно пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса, технический заказчик должен быть членом изыскательской СРО, если он от имени застройщика взаимодействует с изыскательской организацией, а также членом проектной СРО, если он взаимодействует с проектной организацией, и строительной СРО, если взаимодействует с подрядчиком.

В Минстрое России считают, что «при осуществлении застройщиком функций технического заказчика самостоятельно застройщику требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида». Т.е., по мнению министерских чиновников, застройщик в данном случае должен состоять сразу в трёх СРО – изыскательской, проектной и строительной.

С такой трактовкой закона не согласен директор Института развития строительной отрасли, а по совместительству — руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) Кирилл Холопик.

«Судебная практика показывает, что в части возникновения тех или иных обязанностей у предпринимателей суд, как правило, руководствуется буквальным толкованием закона. Примененный в разъяснении Минстроя России метод толкования по совокупности норм в данном случае неприменим, — цитирует Холопика ЕРЗ. — Закон содержит требование, что технический заказчик должен быть членом СРО. Норма о том, что застройщик «вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику», не говорит о том, что в случае не передачи таких функций техническому заказчику, застройщик сам становится техническим заказчиком во взаимодействии с контрагентами.

Здесь хорошо подходит аналогия с адвокатами. Чтобы осуществлять защиту в суде гражданин может нанять профессионального адвоката, но может и сам действовать без представителя. Если гражданин осуществляет в суде свою защиту сам, то это ведь не означает, что ему требуется вступать в адвокатскую палату. Думаю, что Минюст России никогда не даст разъяснение, из которого по совокупности норм будет сделан вывод о необходимости членства в адвокатской палате всех, кто защищает себя самостоятельно».

Темы: застройщики, СРО, технический заказчик

Допуск СРО для заказчика-застройщика и технического заказчика в строительстве

Градостроительные нормы постоянно меняются, что порождает ряд сложностей в их применении. Дискуссионными остаются вопросы, должны ли технический заказчик и застройщик иметь допуск СРО, и в каких случаях он не требуется. Практика показывает, что нередко его отсутствие влечет за собой штрафные санкции по ст. 9.5.1 КоАП.

Нужно ли вступать в СРО техническому заказчику

Это юридическая организация, взаимодействующая с генеральным подрядчиком от имени застройщика. Несмотря на то, что тех. заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, в закон внесены прямые указания, обязывающие быть членом саморегулируемой организации.

Нужен ли допуск СРО заказчику строительства (заказчику-застройщику)

В практической деятельности возникает, как минимум, несколько ситуаций, когда организатору строительства требуется разрешение на проведение определенных видов работ.

  1. Согласно ГрК (ст.48) проектная документация (ПД) может разрабатываться самостоятельно застройщиком, либо с привлечением третьей стороны по договору с ним или с техническим заказчиком. До 1 июля 2017 года, организация, выполняющая подготовку ПД, должна была иметь допуск в отношении работ, предусмотренных Приказом № 624. После этой даты разрабатывать ПД имеют право только застройщики, являющиеся членами СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования, и в отношении любых объектов.
  2. Все виды работ, внесенные в список влияющих на безопасность ОКС, можно выполнять исключительно при наличии допуска. Фактически их производит генеральный подрядчик, и, исходя из буквального толкования закона, именно он должен отвечать за его нарушение по ст. 9.5.1 КоАП. Однако если заказчик строительства самостоятельно заключает договоры со строительными подрядчиками, он должен иметь разрешение на осуществление функций генподрядчика.
  3. Функция строительного контроля вменена субъекту, осуществляющему строительство. На основании договора, эта обязанность может передаваться третьим лицам. Распространено мнение, что застройщик не обязан вступать в СРО, поскольку п.32 Перечня № 624 включает указание только на привлекаемые им для этой цели организации. В ГрК отсутствуют уточнения по этому вопросу.

Судебная практика свидетельствует о том, что на организацию, самостоятельно осуществляющую строительный контроль без разрешительного документа налагаются штрафные санкции. Существует несколько определений ВАС по этому вопросу, где позиция определена следующим образом. Отсутствие в п.32 указания на застройщика не лишает его права проводить строительный контроль, а, следовательно, не освобождает от необходимости вступления в СРО.

Поправки, вступившие в действие с 2017 года, существенно изменили круг компаний, имеющих право осуществлять работы в сфере капитального строительства и границы их ответственности. Как, застройщики, осуществляющие отдельные виды работ самостоятельно, и проводящие строительные контроль, так и техзаказчики, обязаны выполнять нормы Градостроительного кодекса.

Что делать, если нет допуска

Оставьте заявку или закажите обратный звонок, и мы в ближайшее время с вами свяжемся!

Мы консультируем, подбираем саморегулируемую организацию и оформляем необходимые документы. Минимальный срок получения допуска для заказчика-застройщика и технического заказчика составляет всего 1 день!

Допуск СРО для заказчика застройщика в строительстве

Когда допуск СРО для заказчика является обязательным?

Нужен ли допуск СРО для заказчика – застройщика, и какие законодательные акты на это указывают? Такой вопрос сегодня все чаще задают предприниматели, осуществляющие деятельность в строительной отрасли, и это не удивительно. За внесением изменений и корректировок законодательства многие просто не успевают следить, да и понимание самих законодательных актов требует определенной подкованности в юриспруденции. В итоге возникает огромное количество споров относительно того, необходим ли допуск СРО для заказчика, если он привлекает генподрядчика.

В соответствии с ГрК РФ, ст.706 п.3 генеральный подрядчик несет полную ответственность перед заказчиком за ненадлежащее исполнение или за неисполнение договорных обязательств субподрядчиком. Осуществление деятельности в отрасли строительства по договору генподряда под собой подразумевает договор на организацию работ по строительству, а также по реконструкции и капремонту привлекаемым заказчиком или застройщиком. Если генподрядчик привлекает к выполнению отдельных видов работ субподрядчика, то у него обязательно должен быть допуск на генподряд на эти работы с учетом того, что они указаны в Перечне работ (Приказ №624 от 30.12.2009).

Так нужен ли заказчику допуск СРО на выполнение указанных в Перечне работ?

Заказчик-застройщик обязан осуществлять контроль и надзор как за ходом выполняемых работ, их качеством, так и за соблюдением сроков, использованием высококачественных строительных материалов, не вмешиваясь при этом в непосредственную деятельность подрядчика. Если заказчик строительства, не являющийся членом СРО в строительстве, заключил договор генподряда с генеральным подрядчиком, имеющим допуск на генподряд, он вправе доверить ему выполнение работ, однако, перепоручить генподрядчику функции строительного контроля заказчик (застройщик) не может.

Существует два варианта решения проблемы: либо оформляется допуск СРО для заказчика строительства, либо последний заключает договор на осуществление строительного надзора и контроля с третьим лицом, которое имеет допуск саморегулируемого некоммерческого партнерства на соответствующие виды работ. Данный вывод позволяет сделать детальное рассмотрение ГрК РФ и ГК РФ в части взаимоотношений заказчика – застройщика и генподрядчика в системе саморегулирования. Таким образом, допуск СРО для заказчика – это необходимый документ для законного ведения бизнеса в отрасли строительства.

Еще один немаловажный момент: если с компанией был заключен договор на проектирование, в котором одновременно оговорено проведение работ по инженерным изысканиям, подрядчик имеет допуск СРО на генеральное проектирование. Требуется ли допуск СРО для заказчика на проведение инженерных изысканий с привлечением сторонней организации с допуском, если заказчиком выступает подрядчик-проектировщик без допуска на изыскания? В соответствии с действующим в нашей стране законодательством, а именно ГрК РФ и приказом №624, для привлечения сторонней фирмы к выполнению работ по инженерным изысканиям допуск СРО для заказчика (проектировщика) является обязательным, при этом он должен позволять проектировщику (заказчику) заниматься организацией работ по проведению изысканий.

Стоимость свидетельства на допуск СРО

Заказчик привлекает генерального подрядчика, который участвует в строительстве единолично либо привлекает субподрядчиков. В любом случае, генеральный подрядчик должен иметь допуск профильной СРО на генподряд согласно ГрК и ГК РФ. Порядок вступления в саморегулируемое некоммерческое партнерство не отличается от процесса вступления в строительную СРО. Однако общая стоимость свидетельства на допуск СРО на генподряд будет пропорциональна сумме контракта, на которую генподрядчик планирует выполнять работы.

Как быть с допуском на геодезию?

Геодезия — неотъемлемая часть строительства. С помощью геодезических данных ведется контроль за соблюдением геометрии объектов недвижимости, а сами проекты возводятся с миллиметровой точностью. Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям геодезия также требует наличие свидетельства на допуск СРО. Возникает вопрос: в какую именно саморегулируемую организацию нужно вступить, чтобы получить разрешение на проведение геодезических работ, учитывая во внимание тот факт, что геодезическая лицензия упразднена?

Кандидату требуется вступить в СРО инженерных изысканий, при этом в штате соискателя должны работать специалисты в сфере геодезии с дипломом о высшем образовании. Стаж работы данных специалистов в профильной отрасли должен составлять не менее 5 лет. Количество сотрудников, подходящих под эти параметры, рассчитывается исходя из числа выбранных видов работ. Для выполнения геодезических работ с привлечением субподрядчика генеральный подрядчик должен иметь допуск на генподряд, а субподрядчик — допуск на геодезию.

Сроки получения свидетельства на допуск СРО

Процедура получения свидетельства на допуск СРО для заказчика и генподрядчика не отличается от установленной для предпринимателей, вступающих в саморегулируемые организации в строительстве, и по срокам составляет от трех до семи недель.

Остались вопросы? Позвоните нам! Специалисты предоставят вам экспертную поддержку и проконсультируют по всем интересующим вас вопросам. При необходимости рассчитают вам стоимость допуска на генподряд или геодезию в он-лайн режиме.

>Допуск СРО для заказчика

Нужен ли заказчику застройщику допуск СРО?

Введение взамен строительных лицензий допуска СРО в строительстве и нестабильность законодательства в данной отрасли привело к появлению серьезной проблемы. Ее суть заключается в вопросе, кому из участников рынка нужно вступать в саморегулируемую организацию. Действительно, нужен ли заказчику допуск СРО и если да, то когда его заказчик должен получать обязательно? Опираясь на законы РФ, регламентирующих деятельность предпринимателей в отрасли строительства и их взаимодействие в рамках системы саморегулирования, с уверенностью можно сказать следующее:

  1. Если заказчик — застройщик планирует самостоятельно осуществлять строительный контроль, то допуск СРО для заказчика необходим
  2. Если заказчик — застройщик будет привлекать на основании договора третье лицо для осуществления строительного контроля, то допуск профильной саморегулируемой организации будет необходим третьему лицу
  3. Если заказчик — застройщик будет привлекать для работ по организации строительства, капитального ремонта и реконструкции стороннюю организацию на основании договора генподряда, то допуск на генеральный подряд потребуется данной организации (генподрядчику). Если же заказчик — застройщик самостоятельно будет привлекать подрядчиков для выполнения работ, то допуск СРО для заказчика на генеральный подряд будет являться обязательным условием осуществления деятельности по организации строительства. Немаловажно сказать, что если заказчик нанимает генерального подрядчика без допуска СРО строителей, в соответствии с КоАП для него предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Согласно ГК РФ, такая сделка может быть аннулирована, юридическое лицо, заключившее договор без надлежащего разрешения (допуска) ликвидировано, а полученные по сделке средства возвращены каждой стороне в соответствующем объеме.

Таким образом, допуск СРО для заказчика – это документ, без которого он в большинстве случаев не имеет права осуществлять деятельность в строительной отрасли. Крайне важно отметить, что в случае нанесения вреда третьему лицу из-за некачественно выполненных работ исполнителем, вся ответственность возлагается на выполнявшее работы лицо. В то время как при наличии допуска строительной СРО у исполнителя субсидиарную ответственность несет в пределах средств компенсационного фонда некоммерческое партнерство, членом которого он является.

Интересует, нужно ли вам, как заказчику строительства, вступать в СРО и получать допуск на определенные виды работ? Звоните нам, мы с радостью проконсультируем Вас.

Выписка из СРО для участия в закупках

СРО или саморегулируемые организации — это некоммерческие организации, которые объединяют субъектов предпринимательской деятельности одной сферы. Применительно к строительству допуски СРО заменили лицензию, которая раньше требовалась для строительных работ. Однако с 1 июля 2017 года допуски отменили. С этого времени компании или ИП достаточно просто быть членом саморегулируемой организации.

Для кого членство в СРО обязательно:

  • компании и ИП, которые работают по прямым договорам с застройщиками, техническими заказчиками, эксплуатирующими организациями;
  • подрядчики, которые участвуют в госпрограммах, например, ремонтируют объекты капстроительства;
  • изыскательские организации и ИП, работающие с участками, которыми владеют муниципалитеты, регионы или государство;
  • застройщики, которые заняты в проектировании и строительстве зданий и сооружений;
  • подрядчики, которые заключают договоры от 3 млн руб.

Что проверить заказчику в лицензии или выписке СРО участника закупки
В некоторых закупках заказчик обязан требовать лицензию или выписку СРО. Не потому что он так хочет, а потому что так написано в законе. Но лицензии и выписки часто подделывают, и проверить достоверность сведений — обязанность заказчика. Читайте, как проверить лицензию и выписку СРО, и за какие ошибки в документах отклоняют заявки.

Что проверить

Кому не требуется вступать в СРО:

  • строители, работающие с договорами менее 3 млн руб.;
  • МУПы и ГУПы, выступающие в качестве подрядчиков или выполняющие функции технического заказчика;
  • коммерческие компании, в которых больше 50% принадлежит государственным или муниципальным органам;
  • коммерческие компании, созданные публично-правовыми образованиями или принадлежащие им на 50% и более;
  • физлица, которые работают на объектах, которые относятся к индивидуальным жилым постройкам.

Полный список организаций и лиц, кому не нужно членство в СРО, смотрите в системе Госзаказ

Зачем нужно членство в СРО в сфере госзаказа? Член саморегулируемой организации, который изъявил желание участвовать в закупке, вносит деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Фонд — это допстраховка для заказчиков от недобросовестных компаний. Для самого подрядчика членство в СРО тоже дает преимущества. Организация будет защищать в суде интересы состоящей в ней организации, если возникнут какие-то разногласия по контракту и заказчик подаст иск.

Запрос в СРО Чтобы проверить, достоверна ли информация из выписки СРО, заказчик вправе направить запрос в СРО. Скачайте его образец

Выписка СРО по 44-ФЗ

Закупая работы по инженерным изысканиям, подготовке проектных документов, строительству, реконструкции или ремонту, укажите, что участник должен входить в СРО соответствующей сферы. Также важно прописать в требованиях, что участник должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выберите подходящие):

  • объекты капстроительства;
  • особо опасные, сложные или уникальные объекты;
  • объекты использования атомной энергии.

Потребуйте предоставить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена на федеральном уровне.

Кстати, в контракте рекомендуем прописать, что заказчик вправе отказаться от контракта в одностороннем порядке, если подрядчика во время исполнения обязательств исключат из СРО.

Важно требование: наличие в СРО, где состоит участник, компенсационного фонда. Причем размер обязательств по всем договорам, которые исполняет участник, не должен быть больше уровня его ответственности по компенсационному фонду.

При закупке строительных и ремонтных работ установите к участникам единые и дополнительные требования. Претенденты должны представить выписку из реестра СРО, а в отдельных случаях – лицензию. Читайте, в каких случаях и какие требования установить к участникам закупок.

Узнать больше

На что обратить внимание в выписке из реестра СРО

Проверяя выписку, обратите внимание на дату выдачи. Указанный выше срок в 1 месяц отсчитывается от окончания срока подачи заявок. Часто участники отсчитывают месячный период от подачи своей заявки, а не от окончания общего срока подачи предложений. В результате предоставляют просроченную выписку.

Просмотрите информацию организации, выдавшей выписку. Проверьте ее по госреестру СРО. Все легально работающие саморегулируемые организации должны быть в этом списке. Он ведется на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В графе 3 проверьте, не исключили ли участника из состава саморегулируемой организации. В графе 4 обратите внимание, на выполнении каких работ компания или ИП имеют право. В графе 6 проверьте, как соотносится указанный уровень ответственности той цене контракта, которую предложил участник. Если цена больше показателя ответственности, заказчик имеет право отклонить заявку.

Учтите, что если изначально НМЦК была больше 3 млн руб., но в ходе процедуры снижения цены стала ниже этого показателя, отклонить вторую часть заявки из-за отсутствия допуска СРО заказчик не может.

Заказчику необходимо в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» провести аукцион на право заключения договора подряда на выполнение проектных работ и инженерных изысканий. Для выполнения указанных работ необходимо членство в саморегулируемой организации (СРО). Необходимо ли предъявлять требование о членстве в СРО как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования?

5 июля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Объединение в рамках одного лота работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации само по себе не противоречит законодательству. Однако если соответствующие работы технологически и функционально не взаимосвязаны, такое объединение может быть квалифицировано как ограничивающее конкуренцию. При наличии подобных оснований заказчику целесообразно осуществить закупку данных видов работ по отдельности.
Если контрактом допускается возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ по инженерным изысканиям, установление требования о членстве в СРО в области инженерных изысканий может быть признано неправомерным.

Обоснование позиции:
1. Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) не предусмотрен порядок разработки документации о закупке. Указанным законом лишь установлены требования к содержанию такой документации*(1).
Документация о закупке, в том числе об электронном аукционе, разрабатывается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей и с учетом требований к содержанию документации о закупке, установленных положениями Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений относительно формирования лотов и предмета контракта, подлежащего заключению по итогам проведения закупки, регламентируя лишь правила описания объекта закупки (ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обладает свободой в определении предмета закупки и в формировании лотов с учетом его потребностей. Однако при этом заказчик обязан учитывать основанные на положениях ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» ограничения, касающиеся возможности объединения в предмете одного контракта (в одном лоте) товаров, работ, услуг (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 16АП-859/15). Эти ограничения связаны с запретом на включение в состав одного лота товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), поставки (выполнение, оказание) которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 27.01.2017 N Д28и-308, письмо Минэкономразвития РФ от 10.01.2017 N Д28и-99, письмо Минэкономразвития РФ от 20.03.2017 N Д28и-1436).
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается. Представляется, что этот вопрос и не может быть урегулирован нормами права, поскольку является в значительной степени техническим и оценочным. Разумеется, могут быть сформулированы какие-то общие критерии, позволяющие установить отсутствие (наличие) функциональной и технологической взаимосвязи между различными товарами (работами, услугами), однако в большинстве случаев этот вопрос должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств.
По нашему мнению, единственным относительно объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, экономически нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки других товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Единообразная правоприменительная практика по вопросу правомерности объединения в составе одного лота (предмета контракта) работ по подготовке проектной документации и работ по выполнению инженерных изысканий на сегодняшний день не сформирована.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 19.09.2016 N Д28и-2590, объединение указанных работ может повлечь ограничение конкуренции и количества участников закупки (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 20.06.2016 N Д28и-1544). Аналогичный подход можно обнаружить в правоприменительной практике территориальных органов ФАС (смотрите, например, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22.06.2016 N 04-01/191-2016, решение УФАС по Сахалинской области от 21.12.2015 N 609/15).
Вместе с тем весьма распространен подход, признающий такое объединение не противоречащим законодательству (смотрите, например, решение УФАС по Вологодской области N 04-11/330-17 (опубликовано 14.12.2017), решение ФАС от 23.05.2016 N К-804/16, решение ФАС от 27.04.2018 N ПГОЗ-083/18, решение УФАС по Пермскому краю от 29.11.2016, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.07.2016 N 04-01/215-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 26.04.2018 N 06-349/18, решение УФАС по Свердловской области от 17.04.2018 N 531-З, решение УФАС по Камчатскому краю от 30.03.2018 N 21-06/88-18Ж, решение УФАС по Калужской области от 17.05.2018 N 102-03з/2018).
В пользу последней точки зрения могут свидетельствовать положения ч. 5.2. ст. 48 ГрК РФ, согласно которой договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, также организует и координирует работы по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, технических условий.
Однако само по себе наличие приведенной практики подтверждает существование рисков признания действий заказчика, объединившего указанные работы в предмете одного контракта, неправомерными. Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.11.2014 N 303-КГ14-3348, необходимость объединения разработки проектной документации с выполнением инженерных изысканий должна быть доказана заказчиком работ (услуг)*(2).
Поэтому мы полагаем, что в отсутствие оснований, которые бы однозначно свидетельствовали о технологической и функциональной взаимосвязи упомянутых в вопросе работ, заказчику целесообразно осуществлять соответствующие закупки не в рамках единого лота.
2. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ с учетом положений ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий или подготовке проектной документации заказчик по общему правилу обязан установить требование о необходимости членства участника закупки в СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности*(3).
Согласно позиции Минстроя России, изложенной в письме от 30.01.2018 N 2890-ХМ/08 и письме от 15.01.2018 N 834-ТБ/02, если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух СРО — в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
Аналогичный подход представлен в правоприменительной практике контролирующих органов (смотрите, например, решение УФАС по Республике Бурятия от 21.05.2018 N 04-50/258-2018, решение УФАС по Калининградской области от 28.04.2016 N КС-100/2016, решение УФАС по Иркутской области от 15.05.2018 N 573/18, решение УФАС по Ставропольскому краю от 22.05.2018 N 781, решение УФАС по Камчатскому краю от 30.05.2018 N 21-06/88-18Ж)
Однако имеется и противоположная практика. Так, учитывая положения ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ, позволяющие проектировщику выполнять лишь функции по организации инженерных изысканий, в совокупности с условиями контрактов, контролирующие органы приходят к выводу, что представление выписки из реестра членов СРО по каждому из данных видов работ является необходимым в случае, если участник аукциона предполагает выполнение соответствующих видов работ самостоятельно. Если же условиями контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, предъявление требования о членстве участника в двух СРО (в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования) неправомерно, так как в таком случае генеральный проектировщик, не являющийся членом СРО в области инженерных изысканий, может привлечь к выполнению таких работ иных лиц, являющихся членами СРО в области инженерных изысканий (смотрите, например, решение УФАС по Республике Карелия от 10.05.2018 N 04-18/91-2018, решение УФАС по Республике Карелия от 01.06.2018 N 04-18/125-2018, решение УФАС по Новгородской области от 02.03.2017 N 1176/03, решение УФАС по Кемеровской области от 28.12.2016 N 800/3-2016, решение УФАС по Мурманской области от 21.05.2018 N 06-10/18-117, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от 12.03.2018 03/ПА, решение УФАС по Владимирской области от 06.10.2017 N Г 1002-04/2017). Аналогичная по сути позиция изложена в постановлении АС Центрального округа от 18.04.2016 N Ф10-1112/16 по делу N А48-4464/2015 (смотрите также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 N 13АП-7622/18).
Таким образом, если условиями контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ по инженерным изысканиям, установление требования о членстве участника закупки в СРО в области инженерных изысканий может быть признано неправомерным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

15 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите: Энциклопедия решений. Документация об электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ.
*(2) Несмотря на то что позиция суда, изложенная в указанном определении, касается вопросов применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», полагаем, она актуальна и рассматриваемом случае.
*(3) Подробнее об этом смотрите:
— Энциклопедия решений. Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством;
— Вопрос: С 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного СРО. Лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, если оно является членом СРО. Каким образом заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).

Когда заказчик не должен устанавливать требование о членстве подрядчика в СРО

Главная → Статьи → Когда заказчик не должен устанавливать требование о членстве подрядчика в СРО

Заказчик, руководствующийся Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, осуществляет закупку работ по текущему ремонту внутренней инженерной системы электроснабжения. Должен ли заказчик устанавливать требование о наличии у участников закупки членства в СРО и свидетельства о допуске к работам?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В отношении работ, связанных с безопасностью объектов капитального строительства, такие требования устанавливаются Градостроительным кодексом РФ (далее также – ГрК РФ).

Обратим внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона № 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемыми организациями в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также – СРО) свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.

Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии указанных свидетельств у участников закупки соответствующих работ.

С 1 июля 2017 года согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, по общему правилу должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО. Работы по договорам указанных видов, заключенным с иными лицами, могут выполняться лицами, не являющимися членами таких СРО.

Таким образом, при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства заказчик, относящийся к категориям лиц, указанных в ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, как правило, обязан устанавливать требование к участникам закупки о наличии у них членства в СРО.

Заметим, что из этого правила существует ряд исключений. В частности, членство в СРО не требуется для выполнения строительных работ любыми подрядчиками, если размер обязательств по одному договору не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ), а также для отдельных категорий подрядчиков, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, при выполнении любых работ по договорам строительного подряда.

Однако в любом случае требование, вытекающее из ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, в части ремонтных работ распространяется только на работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек – п. 10 ст. 1 ГрК РФ). Необходимости членства в СРО для выполнения работ по текущему ремонту законом не установлено.

Отметим, что в период, когда действовало требование о наличии выданных СРО допусков к выполнению определенных видов работ, установленное в отношении тех же самых видов работ, для выполнения которых в настоящее время необходимо членство в СРО, правоприменительная практика однозначно стояла на позиции отсутствия необходимости наличия таких свидетельств о допуске для выполнения работ по текущему ремонту (смотрите также решение ФАС России от 14.12.2016 № К-1982/16, решение Воронежского УФАС России от 30.03.2017 № 192-з, постановление Восьмого ААС от 11.05.2017 № 08АП-3456/17).

Таким образом, текущий ремонт объекта капитального строительства, в том числе ремонт его внутренней инженерной системы электроснабжения, не требует наличия у подрядчика членства в саморегулируемой организации. Соответственно, при закупке таких работ заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупки, вытекающие из необходимости у них членства в СРО.

К сведению:
Пункт 14.2 ст. 1 ГрК РФ определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Текущий ремонт определяется как комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию (п. 3.12 Свода правил СП255.1325800.2016 “Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения”, утвержденного приказом Минстроя России от 24.08.2016 № 590/пр).

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Оставить заявку >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *