Специалист по кадрам образование

Содержание

Присвоение квалификации специалисту по кадрам

Можно ли специалисту по кадрам со стажем работы три года присвоить квалификацию? Какие документы для этого нужны?

По-видимому, вопрос связан не просто с присвоением квалификации, а с возможностью повышения размера оплаты труда в связи с присвоением квалификации.

Согласно ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональный стандарт специалиста по кадрам пока не разработан (не удалось найти и его проект). Поэтому до его введения для определения необходимого объема знаний и умений специалиста по кадрам, его опыта, а также с целью составления должностных инструкций или проведения аттестации, работодатель может опираться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014; далее — Квалификационный справочник). Однако в этом документе интересующая нас должность не категорируется, и к специалисту по кадрам лишь одно требование: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

В то же время в Квалификационном справочнике установлены три уровня квалификации инженера по подготовке кадров:

  • инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет.

Аналогичные требования к квалификации установлены Квалификационным справочником и по должности экономиста по труду.

Если рассуждать по аналогии, специалисту по кадрам со стажем работы три года можно присвоить II категорию.

Заметим, что муниципальные автономные учреждения вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).

Судебная практика Суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска, содержащего требования о приведении штатного расписания в соответствие с Единой тарифной сеткой, утвержденной органом местного самоуправления, об установлении оклада в размере согласно Единой тарифной сетке с учетом тарифного коэффициента, о начислении премии отказано правомерно, поскольку ответчик, являясь муниципальным автономным учреждением, вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).
Определение Иркутского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33-2938/12

Для государственных, бюджетных организаций Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н (в ред. от 11.12.2008; далее — Приказ № 247н) утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, в том числе и специалиста по кадрам. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 (далее — Приказ № 525).

После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 14.01.2014) ведомства, руководствуясь Приказами № 247н и № 525, издают приказы о введении новой системы оплаты труда работников, в которых приводятся профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих с указанием должностей и рекомендуемых окладов (должностных окладов).

Так, приказом одного из ведомств установлены следующие должности работникам кадровой службы:

  • в группе общеотраслевых должностей служащих II уровня — должность ведущего инспектора по кадрам IV квалификационного уровня;
  • в группе общеотраслевых должностей служащих III уровня:

– должность специалиста по кадрам I категории III квалификационного уровня;

– должность ведущего специалиста по кадрам IV квалификационного уровня;

– должность главного специалиста по кадрам V квалификационного уровня.

Согласно п. 2 Приказа № 525 профессии рабочих и/или должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

Мнение автора Организации, не относящиеся к бюджетному сектору, вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с оплатой труда и, соответственно, с определением уровня квалификации работников и присвоением разных категорий по одной должности.

Согласно абзацу 6 п. 5 Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9 (в ред. от 25.10.2010), квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Таким образом, работодатель должен утвердить должностные инструкции для работников, имеющих разные категории по одной должности. Взяв за основу Квалификационный справочник, работодатель должен предусмотреть в должностных инструкциях именно те функции, которые требуются для работников, занимающих конкретные должности, именно те знания, которые нужны работникам для исполнения обязанностей по этим должностям с учетом присваиваемой категории.

Для присвоения работнику определенной категории нужно провести аттестацию. При этом работодатель должен определить работников, квалификацию которых нужно оценить, перечень знаний, умений, навыков и опыт работы, необходимые для выполнения определенной трудовой функции и подлежащие оценке, сформулировать вопросы, на которые работники должны будут ответить в ходе аттестации.

Для проведения аттестации должен быть утвержден локальный нормативный акт, который принимается с обязательным учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), например, Положение об аттестации. В данном документе устанавливаются порядок, условия, сроки и периодичность проведения аттестации, категории аттестуемых работников, способы и методы проверки, критерии оценки, варианты решений, принимаемых по результатам аттестации.

Кроме того, должна быть создана аттестационная комиссия, утвержден график проведения аттестации, и работники должны быть предупреждены о проведении аттестации не менее чем за месяц.

Для разработки положения об аттестации работодатель может воспользоваться, например, Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (в ред. от 19.03.2014).

Работник должен представить документы, подтверждающие наличие необходимого уровня образования и стажа работы, а непосредственный руководитель данного работника — характеристику на него. Эти документы позволят аттестационной комиссии принять обоснованное решение.

Наконец, работодатель должен внести соответствующие изменения в штатное расписание, предусмотрев в нем разную оплату труда по разным категориям.

Запись о присвоении категории вносится в трудовую книжку работника.

Специалист по
кадрам

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Специалист по защите информации

Должностные обязанности. Выполняет работу по комплектованию предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации. Принимает участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров. Проводит изучение и анализ должностной и профессионально-квалификационной структуры персонала предприятия и его подразделений, установленной документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, результатов аттестации работников и оценки их деловых качеств с целью определения текущей и перспективной потребности в кадрах, подготовки предложений по замещению вакантных должностей и созданию резерва на выдвижение. Участвует в изучении рынка труда для определения источников удовлетворения потребности в кадрах, установления и поддержания прямых связей с учебными заведениями, контактов с предприятиями аналогичного профиля. Информирует работников предприятия об имеющихся вакансиях. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов по труду. Осуществляет контроль за размещением и расстановкой молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, проведением их стажировок, принимает участие в работе по адаптации вновь принятых работников к производственной деятельности. Участвует в подготовке предложений по развитию персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации кадров, а также в оценке эффективности обучения. Принимает участие в организации работы, методическом и информационном обеспечении квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий, оформлении их решений. Анализирует состояние трудовой дисциплины и выполнение работниками предприятия правил внутреннего трудового распорядка, движение кадров, участвует в разработке мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины. Контролирует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников, выдачу справок об их настоящей и прошлой трудовой деятельности, соблюдение правил хранения и заполнения трудовых книжек, подготовку документов для установления льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам и другой установленной документации по кадрам, а также внесение соответствующей информации в банк данных о персонале предприятия. Составляет установленную отчетность.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; порядок определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров; положения о проведении аттестации и квалификационных испытаний; порядок избрания (назначения) на должность; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; порядок составления отчетности по кадрам; основы психологии и социологии труда; основы экономики, организации труда и управления; трудовое законодательство; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Новый подход в кадровой работе: внедрение профстандартов

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Указание на необходимость предполагает обязательность профессиональных стандартов без каких-либо ограничений.

Статья 57 Трудового кодекса РФ устанавливает, что если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Трудовой кодекс дает определение квалификации работника, под которой понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть, если по должности предусмотрено наличие квалификационных ограничений, то применение профессиональных стандартов является обязательным для всех работодателей независимо от организационно правовой формы организации.

Все сведения о профессиональных стандартов утвержденных Министерством труда внесены в особый Государственный реестр. Этот реестр размещен на официальной странице Минтруда России, в соответствующем разделе

(См. http://profstandart.rosmintrud.ru/).

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, содержащего описание следующих норм:

• трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью;
• требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Для чего нужны профстандарты: распределение обязанностей

В первую очередь, профстандарт для кадровиков 2016 года разграничивает сферы деятельности сотрудников HR-служб. Теперь круг обязанностей каждого специалиста четко регламентирован.

Исходя из содержания новых документов:

• специалисты по делопроизводству занимаются подготовкой первичных, учетных, плановых и организационно-кадровых документов (приказов, распоряжений), а также их регистрацией и сдачей на архивное хранение;

• сотрудники, занимающиеся подбором персонала, собирают и систематизируют информацию о текущей потребности компании в кадрах, отбирают новых работников, взаимодействуют с государственными структурами и частными лицами, курирующими вопросы занятости населения;

• менеджеры по персоналу оценивают квалификацию работников, организовывают и проводят их аттестацию;

• специалисты по развитию подбирают курсы повышения квалификации, иные мероприятия, способствующие карьерному росту работников;

• менеджеры по нормированию и оплате труда курируют вопросы корректировки системы заработной платы и поощрений, разработки принципов нематериальной мотивации;

• менеджеры по социальной политике занимаются разработкой и внедрением соответствующих соцпрограмм, следят за правильностью их проведения;

• работники, в чью компетенцию входит решение вопросов миграции кадров, занимаются переводом сотрудников из одного структурного подразделения компании в другое, а также трудоустройством лиц, не имеющих гражданства РФ;

• руководители организуют бесперебойную деятельность вверенного им подразделения, контролируют правильность оформления документов и их соответствие нормам действующего законодательства, а также подготавливают внутреннюю управленческую отчетность.

Об утверждении профстандартов для кадровиков на 2017 год

В сфере кадровой работы в настоящее время действуют следующие профессиональные стандарты:

1. «Специалист по управлению персоналом» (утвержден приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н). Данный документ содержит квалификационные требования к руководителям подразделений по управлению кадрами, сотрудникам кадровых служб и специалистам по кадрам и профориентации.

2. «Специалист по подбору персонала (рекрутер)» (утвержден приказом Минтруда РФ от 09.10.2015 № 717н). Этот стандарт содержит требования к рекрутерам, HR-менеджерам, в чьи обязанности входит исключительно поиск работников и их первичная адаптация на рабочем месте.

Сам стандарт состоит из 4 разделов:
1. Общие положения.
2. Описание трудовых функций, входящих в профстандарт.
3. Характеристика общих трудовых функций.
4. Информация об организациях, разработавших профстандарт.

Профессиональный стандарт кадровика: что выбрать

При выборе соответствующего профстандарта работодателю надлежит руководствоваться спектром обязанностей того или иного специалиста. В зависимости от размера организации обязанности специалиста по кадрам могут быть распределены как среди нескольких работников, так и возложены на 1 лицо.

Согласно рекомендациям Минтруда РФ, в обязанностях работника следует указывать трудовые функции и (или) трудовые действия, которые работник должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций структурного подразделения.

Кроме, случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом Трудового кодекса РФ, специфики деятельности, работодатель может также:

— распределять трудовые действия между несколькими должностями (профессиями, специальностями), самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы;

— расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям (профессиям, специальностям) по сравнению с перечнем из профессионального стандарта.

Стоит еще раз акцентировать внимание, что в соответствии с трудовым законодательством менять трудовую функцию работника без его согласия нельзя.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе изменение трудовой функции работника, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ).

За исключением трудовой функции работника, условия трудового договора также могут быть изменены по инициативе работодателя (с уведомлением работника за 2 месяца), по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, и когда невозможно сохранить прежние условия трудового договора.

Общие положения профстандарта: Специалист по управлению персоналом

Стандарт специалиста по управлению персоналом – единый в области управления персоналом, включает в себя, как ведение кадрового делопроизводства, так и подбор персонала и относится ко всем специалистам в области управления персоналом, в том числе к руководителям кадровой службы.

В общих положениях стандартов содержатся основные критерии определения специальности кадрового работника. Профессиональной деятельностью его определено управление персоналом организации, целью деятельности при этом заявлено обеспечение эффективной работы системы управления персоналом для решения задач предприятия.

В группу включены:
• руководители служб управления кадрами и трудовыми отношениями;
• специалисты по кадрам и профориентации;
• специалисты кадровых служб и учреждений занятости.

Общие трудовые функции специалиста по управлению персоналом

Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом содержит перечень общих трудовых функций и делит всю работу кадровиков на 8 обобщенных трудовых функций, а именно:

1. (А) Документационное обеспечение работы с персоналом.
Ведение документации по учету и перемещению кадров. Требуется квалификация 5 уровня, предполагающего среднее профобразование.

2. (В) Деятельность по обеспечению персоналом.
Деятельность по обеспечению сотрудниками/персоналом. Необходима квалификация 6 уровня, то есть высшее образование (бакалавриат) и факультативное профобразование (курсы повышения квалификации, переподготовки и т. п.).

3. (С) Деятельность по оценке и аттестации персонала.
Работа по аттестации персонала. Требуется 6 уровень квалификации.

4. (D) Деятельность по развитию персонала.
Организация и проведение обучения, повышения квалификации, стажировок сотрудников (6 уровень квалификации).

5. (E) Деятельность по организации труда и оплаты персонала.
Работа по организации труда и оплаты трудовой деятельности сотрудников (квалификация 6 уровня).

6. (F) Деятельность по организации корпоративной социальной политики.
Организация и внедрение на предприятии корпоративной соцполитики (6 уровень квалификации).

7. (G) Операционное управление персоналом и подразделением организации.
Оперативное руководство трудовым коллективом и подразделением организации. Здесь необходим 7 уровень квалификации, предполагающий высшее образование не ниже магистратуры и опыт работы от 5 лет.

8. (H) Стратегическое управление персоналом организации.
Стратегическое управление трудовым коллективом в организации. Требуется 7 уровень квалификации, предполагающий высшее образование не ниже магистратуры и опыт работы от 5 лет.

По каждой обобщенной трудовой функции в стандарте приводятся:

— уровни квалификации;
— возможные наименования должностей;
— требования к образованию и обучению;
— требования к опыту практической работы;
— необходимые знания и умения.

Каждая обобщенная трудовая функция в свою очередь включает в себя определенные трудовые функции, которые также подразделяются на конкретные трудовые действия работника.

Профстандарты кадровика — 2016: уровни квалификации

Согласно утвержденному профстандарту для кадровиков установлены 3 квалификационных уровня: 5-й, 6-й и 7-й.

Квалификационный уровень — это определенный комплекс требований к уровню образования, спектру знаний и умений, наличию практического опыта. Квалификационные уровни, предусмотренные профстандартами, введены приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н.

Пятый уровень квалификации предполагает самостоятельную работу по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации, способов решения.

В профстандарте кадровика пятый уровень квалификации относится к первой обобщенной трудовой функции — документооборот по учету кадров, их приему, перемещению и увольнению; работе с документами).

Предполагает наличие среднего профессионального образования.

Шестой уровень квалификации – самостоятельная деятельность по определению задач собственной работы и (или) подчиненных для достижения конкретной цели. Указанный уровень относится к обобщенным трудовым функциям с 02 (В) по 06 (F) и затрагивает работы: администрирование документооборота, организация аттестаций специалистов и их проведение, организация обучения и стажировок персонала фирмы, разработка систем оплаты труда, премирования и нематериальной мотивации, разработка корпоративной политики и контроль за ее внедрением и т.д.;

Требует наличие высшего образования (бакалавриат) и дополнительного профильного образования.

Седьмой уровень квалификации относится к последним двум обобщенным трудовым функциям (7 (G), 8 (H)) и предполагает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Седьмой уровень квалификации касается руководителей (начальников) отдела кадров, директоров по персоналу.

Требует наличие высшего образования (магистратура) либо стаж работы по специальности не менее 5 лет и наличие дополнительного профобразования.

Как видно, установленные в профстандарте «Специалист по управлению персоналом» квалификационные уровни (5–7 — в зависимости от обобщенной функции) предполагают:

• достаточно высокий уровень ответственности специалиста (в т. ч. за результат труда группы работников);
• способность решать практические задачи различных типов в изменяющихся условиях трудовой деятельности;
• обязанность осуществлять контроль, оценивать и корректировать профессиональную деятельность, разрабатывать новые методы и технологии в соответствующей сфере деятельности и т. д.

Кроме того, указаны требования к уровню образования (минимум среднее профессиональное для 5-го уровня, например, и т. д.). Одного практического опыта в данном случае недостаточно.

Таким образом, с учетом положений абз. 9 ст. 57 ТК РФ можно говорить об обязательности применения профстандартов, в которых установлены данные квалификационные уровни.

Необходимые знания и умения

В профстандарте приводится перечень знаний и умений, которые необходимо знать и уметь делать кадровику для выполнения своих должностных обязанностей.

В профстандарте специалиста по управлению персоналом знания и умения приводятся по каждой трудовой функции в рамках обобщенной. Напомню, обобщенных т/ф всего 8, а вот трудовых функций в рамках обобщенных в разы больше, не говоря уже про трудовые действия.

Так для выполнения первой обобщенной т/ф: документационное обеспечение работы с персоналом (по всем трем трудовым функциям) требуется знание:

— трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
— законодательства РФ о персональных данных;
— основ архивного законодательства и нормативных правовых актов РФ, в части ведения документации по персоналу;
— основ документооборота и документационного обеспечения;
— структуры организации;
— локальных нормативных актов;
— технологий, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации;
— базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними;
— нормы этики и делового общения.

А дальше имеются отличия, в зависимости от выполняемых трудовых функций, которые вы можете увидеть в профстандарте.

Обязательны ли к применению профессиональные стандарты для кадровиков в 2017 году

Ст. 195.3 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, которая вступила в силу 01.07.2016, устанавливает требование применять профстандарты в тех случаях, когда при описании характеристик должности квалификационные требования будут четко зафиксированы в них как обязательные. Кроме того, стандарты обязательны для государственных органов и бюджетных организаций. Во всех иных ситуациях профстандарт можно применять, например, как вспомогательный документ при разработке должностной инструкции.

Если рассматривать профстандарт «Специалист по управлению персоналом», то говорить о нем как о носящем исключительно рекомендательный характер нельзя. Да, требований к практическому опыту, описания особых условий допуска к трудовой деятельности и иных дополнительных характеристик данный профстандарт не содержит.

Исключение составляют только обобщенные функции «Операционное управление персоналом и подразделением организации» и «Стратегическое управление персоналом организации». В указанных случаях должен быть определенный опыт работы.

Вместе с тем имеются требования к уровню образования для выполнения каждой из обобщенных функций, перечисленных в профстандарте. Как видно из стандарта, высшее образование необходимо не всегда.

ВАЖНО! С другой стороны, абз. 9 ст. 57 ТК РФ регламентировано: та или иная должность, указанная в трудовом договоре, должна соответствовать классификаторам профессий и должностей и/или профессиональным стандартам в случае установления льгот, гарантий и ограничений. Существует мнение, что в качестве таких ограничений могут рассматриваться в т. ч. и минимальные требования к уровню образования, которые фиксируются в профстандартах.

Возможно ли увольнение сотрудника за несоответствие требованиям профстандарта кадровика?

Профстандарты в отношении кадровых работников с 1 июля 2016 года начали действовать по всей России.

Означает ли это, что сотрудника, не соответствующего профстандартам, можно уволить?

В настоящее время ни в Трудовом кодексе, ни в Постановлении Правительства № 23 «О правилах по применению профстандартов» от 22.01.2013 не содержится требования уволить неподходящих заявленным критериям сотрудников.

Согласно ст. 195.3 кодекса, стандарты обязательны к применению лишь в том случае, если на законодательном уровне установлены требования к необходимым для работы критериям. Для кадровых работников таких ограничений нет.

Увольнение работника по тому основанию, что он не соответствует установленным профессиональным стандартом требованиям, актуальным законодательством РФ не предусмотрено и, следовательно, недопустимо.

Как было сказано выше, в отношении кадровиков утверждены требования о наличии определенного уровня образования в зависимости от выполняемой трудовой функции.

ВАЖНО! Установление факта несоответствия образовательного уровня кадровика подразумевает только возложение на работодателя обязательства по дальнейшему обучению такого сотрудника.
В противном случае появляются основания для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства

Вместе с тем информация из профстандарта может быть использована для установления тарифов оплаты выполненной работы, при прохождении обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, установления систем оплаты труда или формировании кадрового направления предприятия.

Как принять на работу сотрудника, не соответствующего требованиям профстандарта

Работодатель, если речь идет о частной компании, правомочен принять на работу сотрудника, уровень квалификации которого не соответствует требованиям профстандарта.

Компания имеет право нанять соискателя, не соответствующего профстандартам, если будет уверена в том, что он удовлетворительно справится со своими текущими обязанностями. Такой вывод следует из апелляционного определения ВС РФ от 12.03.2015 г. за № АПЛ15-57.

Для специалиста кадровой службы это может быть несоответствие образовательного уровня или опыта работы.

При этом возможны 2 варианта решения проблемы:

• принять нового сотрудника на позицию, в отношении которой профстандарта не существует;

• принять нового сотрудника на должность, для которой профстандарт утвержден, но провести в кратчайшие сроки необходимое обучение.

Если же лицо уже трудится на определенной должности, для которой принимается профстандарт, можно пойти следующими путями:

• провести обучение сотрудника для повышения его квалификационного уровня;

• переименовать должность на иную, для которой профстандарт на данный момент не утвержден;

• перевести работника на должность, которой соответствует его нынешний квалификационный уровень.

Судить об образовательном уровне соискателя можно на основании представленных им документов об образовании.

Практический опыт, знания и умения можно установить посредством проведения аттестации, на основании решения специально созданной комиссии или путем сбора информации и рекомендаций с предыдущих мест трудоустройства.

О продолжительности практического опыта можно судить на основании записей в трудовой книжке.

Суммируем сказанное:

1. С июля 2016 года профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом является обязательным, в части квалификации, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, будут установлены требования к квалификации кадрового работника.

2. В случае отсутствия таких законов и нормативно-правовых актов, профессиональный стандарт кадровика применяется работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации, с учетом особенностей выполняемой работником работы, специфики деятельности организации.

3. Порядок применения профстандартов в бюджетной сфере может устанавливаться отдельно Правительством РФ. Указанный порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584.

4. Наименование должности в профстандарте является обязательным, если это предусмотрено федеральными законами, в том числе, Трудовым кодексом РФ (ст. 57), в случае, когда выполнение работы по определенной должности (профессии, специальности) связано предоставление компенсацией, льгот, наличие ограничений. В иных случаях, рекомендуется называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией, если же работник выполняет работу по разным обобщенным т/ф, то наименование должности устанавливается по выполняемой работы более высокого уровня квалификации.

5. В трудовом договоре или должностной инструкции рекомендуется указывать трудовые функции и (или) трудовые действия из профстандарта.

6. Если принятие работодателем решения о применении профессиональных стандартов может привести к изменению определенных сторонами условий трудового договора, в том числе, изменению трудовой функции работника, работодателю следует ориентироваться на Трудовой кодекс РФ (ст. 72, 74) и другие федеральные законы.

Основные обязанности

Согласно профессиональному стандарту и должностной инструкции, в обязанности кадрового работника входят следующие функции:

  • выполнение рабочей деятельности по подбору качественного персонала, который требуется в организацию;
  • комплектование организации кадрами;
  • проведение собеседований с соискателями;
  • изучение и анализ документов, которые связаны с подбором персонала;
  • изучение трудового рынка;
  • информирование о свободных имеющихся вакансиях на предприятии;
  • участие в разработке плановых документов, которые касаются трудовой деятельности в организации;
  • участие в составе аттестационных и квалификационных комиссий;
  • расстановка специалистов, которые устроились на работу после учебного заведения;
  • работа по развитию сотрудников;
  • обучение персонала;
  • повышение квалификации работников;
  • анализ дисциплины на рабочем месте;
  • участие в мероприятиях, направленных на ликвидацию кадровой текучки;
  • оформление приема на работу;
  • оформление перевода на другую работу;
  • оформление увольнение с работы;
  • оформление справок и других документов;
  • ведение трудовых книжек работников;
  • оформление документов для установки и получение льготных выплат;
  • ведение отчетности.

Установленные требования согласно документу

Кадровый специалист может быть назначен на должность и освобожден от нее только по приказу руководства организации. Данный работник является специалистом. Он должен подчиняться только своему руководителю.

Согласно профессиональному стандарту, человек, который желает работать с кадрами, должен иметь образование. Если образование среднее специальное, то опыт работы не требуется. Если же образование начальное профессиональное, то лицо должно пройти установленную подготовку, а также иметь опыт работы не меньше двух лет. Сюда же должен включаться опыт работы не меньше года в данной организации.

При осуществлении своей рабочей деятельности, работник отдела кадров, должен руководствоваться следующими документами:

  • актами локального характера;
  • документами предприятия;
  • правилами, которые касаются распорядка труда;
  • правилами, которые касаются охраны труда;
  • техникой безопасности;
  • правилами, которые касаются санитарии;
  • правилами пожарной безопасности;
  • приказами, указаниями, распоряжениями своего начальства;
  • должностной инструкцией;
  • профессиональным стандартом.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Профстандарт специалиста по кадрам

Преимущества и недостатки профессии

Как и любая другая профессия, данная рабочая деятельность имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее. К плюсам профессии можно отнести:

  1. Удобный график работы. Такой сотрудник обычно работает пять дней в неделю по восемь часов. Имеется перерыв на обед. Все установленные праздники есть возможность отдыхать.
  2. Наличие соцпакета.
  3. Работа предполагает сидячий характер.
  4. Работа нетяжелая, с документами.
  5. Наличие уважение со стороны других работников.
  6. Работа динамичного характера, не скучная.
  7. Приличная заработная плата.
  8. Работа в комфортном офисе.

К минусам профессии можно отнести:

  1. Приходится метаться между руководством и работниками.
  2. Иногда приходится выполнять обязанности, которые не входят в установленные профессиональным стандартом.
  3. Работа большое количество времени за компьютером, где ухудшается зрение.
  4. Работа с большим количеством бумаг.
  5. Монотонный характер работы.
  6. Проведение собеседований, где люди могут быть абсолютно разные.

Конечно, в каждом предприятии установлены свои законы и порядки, поэтому где-то будет больше плюсов, чем минусов, а где-то и наоборот.

Трудящийся, которые работает в кадровом отделе – это в первую очередь специалист своего дела. Он отвечает за весь кадровый потенциал своей организации. Лицо данной профессии существует в каждой компании, независимо от того, маленькая она или большая. Такая профессия является достаточно востребованной. Заработная плата является достаточно неплохой. На данную профессию обучает много учебных заведений, поэтому желающий может выбрать практически любое понравившееся.

Данный работник тесно связан с другими трудящимися предприятия, он занимается их отбором и подбором, поэтому работник должен быть очень ответственным. Любой руководитель хочет видеть в своем трудовом штате грамотных, компетентных сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *