Совет трудового коллектива

Состав совета трудового коллектива

Таким образом, избрание совета трудового коллектива проводится коллективом самостоятельно и добровольно. Организуется собрание работников, и в процессе собрания избираются те граждане, которые будут представлять в дальнейшем интересы группы. Выбор происходит с помощью голосования – оно может быть как открытым, так и тайным. На данную деятельность работодатель не может повлиять ни коим образом – ни организовать создание совета, не каким-либо образом координировать его создание.

Нет строгого списка должностей, которые должны входить в совет трудового коллектива. В состав совета трудового коллектива, как правильно, входят:

  • Председатель совета — он отвечает за организацию всей деятельности совета;
  • Заместители председателя совета – граждане, которые находятся в прямом подчинении у председателя, оказывают ему поддержку, выполняют поручения, часто отвечают за работу определённого направления;
  • Секретарь – ответственный работник, который ведет протокол совета трудового коллектива (фиксирует все происходящее на собрании), ведет делопроизводство объединения;
  • Рабочие комиссии (комиссии могут временными или постоянными) обычно назначаются для работы по различным направлениям деятельности компании;
  • Члены совета принимают участие в общих собраниях совета, участвуют в принятии решений по вопросам, которые были вынесены на обсуждение совета, выполняют задачи, поставленные перед ними руководством совета, выступают с инициативами.

Работодатель обязан прислушиваться к мнению совета трудового коллектива в ряде вопросов, определенных трудовым законодательством. Так, в определенных случаях, перед тем как окончательно утвердить проект локального нормативного акта, работодатель должен показать его объединению работников и заручиться их согласием на принятие данного акта. В течение пяти дней совет трудового коллектива должен рассмотреть представленный проект и направить работодателю свое мнение на его счет. Если работодатель и совет работников не придут к единому решению по поводу документа и не смогут договориться, работодатель может принять его, однако работники вправе обжаловать его через суд или обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда.

Обновление: 28 июня 2017 г.

Трудовой кодекс не содержит понятия «совет трудового коллектива». Порядок избрания и компетенция данного объединения работников в Кодексе также отсутствуют. Эта статья поможет понять, что представляет собой этот совет и для чего он необходим.

Устав совета трудового коллектива

Для регламентации порядка создания и дальнейшего функционирования совета утверждается устав либо положение о СТК. Данный документ должен регулировать следующие вопросы:

  • цели и задачи совета;
  • функции (компетенция) совета;
  • порядок формирования его состава, количество членов совета, структура органа, требования к представителю работников;
  • права, обязанности и ответственность членов СТК;
  • права и обязанности руководителей организации;
  • порядок взаимодействия совета с руководством;
  • иные положения.

Совет является выборным органом, то есть члены совета выбираются на общих собраниях коллектива путем тайного или открытого голосования.

В структуру совета, как правило, входят:

  • председатель СТК – организует деятельность совета;
  • его заместители – оказывают содействие председателю, выполняют его задания, отвечают за работу совета в соответствующем направлении;
  • секретарь – ведет протоколы заседаний, отвечает за делопроизводство, ведет учет выполнения членами совета возложенных на них обязанностей;
  • комиссии по отдельным вопросам (временные и постоянные) – назначаются для работы по различным направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • остальные члены совета — участвуют в собраниях и принятии решений по вопросам, вынесенным на обсуждение, выполняют задачи, возложенные на них руководством совета, вносят на рассмотрение совета свои предложения.

В процессе выборов в члены СТК и на вышеуказанные должности должен соблюдаться принцип равноправия. При этом в совет не должны входить:

  • студенты-практиканты;
  • стажеры;
  • временные работники.

О чем важно помнить при наличии представительного органа

Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

Когда надо учитывать мнение представительного органа

Ответ — во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты трудаст. 135 ТК РФ (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестациист. 81 ТК РФ, перечня должностей работников с ненормированным рабочим днемст. 101 ТК РФ, графиков сменностист. 103 ТК РФ и т. д.

Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные суммыПостановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2009 № 44г-110/09.

Как учитывать мнение представительного органа

В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ.

Речь идет об утверждении:

  • графика сменностист. 103 ТК РФ;
  • формы расчетного листкаст. 136 ТК РФ;
  • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями трудаст. 147 ТК РФ;
  • правил внутреннего трудового распорядкаст. 190 ТК РФ;
  • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальностейст. 196 ТК РФ;
  • правил и инструкций по охране труда для работниковст. 212 ТК РФ.

Покажем порядок «учета мнения» в виде схемы.

1ч. 4 ст. 372 ТК РФ; 2ст. 398 ТК РФ

При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной — ведь представитель затем и «назначается», чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

Во-вторых, работники вправе переизбрать «назначенца», расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т. д.

Какие льготы имеют представители работников

Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взысканиястатьи 39, 405 ТК РФ. В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требованийст. 399 ТК РФ. Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельностист. 32 ТК РФ.

***

Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судст. 361 ТК РФ.

Статья 399. Выдвижение требований работников и их представителей

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 — 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Часть пятая утратила силу.

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

Комментарий к статье 399 Трудового Кодекса РФ

1. В комментируемой статье предусматривается процедура выдвижения требований трудового коллектива на основе действующего законодательства о труде и об охране труда и определяется орган, куда могут быть направлены копии требований работников и их представителей.

Требования работников или профсоюза и их объединений работодателю оформляются в письменном виде как юридический документ, в котором указываются: дата, время и место составления требований, конкретизация их по объему; срок исполнения; причина выдвижения; законодательное и иное обоснование правомерности их выдвижения; подписи уполномоченных представителей работников со ссылкой на документ, подтверждающий эти полномочия. Контроль за выполнением этих требований осуществляет служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

2. Трудовой конфликт следует из противоположности интересов работников и работодателей за установление или изменение условий труда, правового статуса работников (конфликты интересов) или в связи с толкованием и применением юридических норм, нарушением работодателями установленных условий труда или прав работников. Конфликт возникает при активизации деятельности одного из субъектов трудового правоотношения и противодействия этой активизации в качестве ответной реакции другого субъекта — работодателя. Причем причины возникновения коллективного спора могут быть как объективные, так и субъективные. Однако требования в рамках коллективного трудового спора выдвигать могут лишь работники и их представители (см. комментарий к ст. ст. 29 — 31 ТК).

Законодатель не наделяет таким правом работодателей и их представителей. Они обязаны рассмотреть требования и сообщить о своем решении.

3. Существенной гарантией для работников и их представителей является направление копий требований в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59.

Каков кворум для общего собрания работников для целей наделения первичной профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, полномочиями по представлению интересов всех работников (статья 31 ТК РФ)?

Более половины работающих.

Согласно ст. 399 ТК РФ собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 г.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Комментарии к СТ 31 ТК РФ

Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников

1. Непрофсоюзные представители работников могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в случаях, когда в организации нет первичных профсоюзных организаций либо ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников (см. коммент. к ст. ст. 30, 37). В указанных случаях возможны два варианта поведения:

а) общее собрание (конференция) поручает выступать от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива);

б) общее собрание (конференция) избирает представителя (представительный орган) для ведения коллективных переговоров и (или) участия в иных формах социального партнерства.

2. По смыслу ч. 1 статьи от имени работников при отсутствии первичной профсоюзной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники-представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции). В отличие от прежней редакции, законодатель прямо указывает на способ голосования: представитель (представительный орган) работников избирается тайным голосованием.

Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов (например, работников работодателя — индивидуального предпринимателя), видимо, достаточно избрать одного или нескольких представителей.

Надо отметить, что практика создания непрофсоюзных представителей не получила широкого распространения.

3. В соответствии с положениями Конвенции МОТ N 135 «О представителях трудящихся» (1971) наличие выборных представителей работников не может использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей; сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.

Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: как ч. 2 комментируемой статьи, так и ст. 16 Закона о профсоюзах, которая провозглашает сотрудничество принципом отношений между профсоюзами, первичными профсоюзными организациями и другими представительными органами работников.

Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона о профсоюзах). Наличие иных представительных органов (или избранных работниками представителей) не умаляет прав профессиональных союзов, предусмотренных Кодексом и Законом о профсоюзах, и не может служить основанием их ограничения.

Собрание работников тк рф

Социальное партнерство в сегодняшнем обществе играет достаточно значительную роль. Оно представляет собой целую систему правовых связей между работниками (трудовыми коллективами организаций, коллективами работников филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, профессиональными союзами) с одной стороны, работодателями – с другой, а также органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления – с третьей, их представителями. Важным элементом этих отношений являются взаимные консультации, переговоры по вопросам социально-экономической политики и заключению соглашений, подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников и их представителей в управлении организациями, досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров с участием представителей работников и работодателей. Именно возможность конструктивного диалога между представителями сторон трудовых отношений позволяет формировать основы социального партнерства в обществе.

В положении ст. 29 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) закреплен перечень представителей в социальном партнерстве: профессиональные союзы и их объединения, а также иные представители, избираемые работниками. Представляется, что возникает определенная сложность в определении иных представителей работников (это может быть совет трудового коллектива, общее собрание работников, др.), поскольку законодательно не оформлено, что входит в понятие иных представителей, каким образом они должны формироваться и реализовываться работниками. Нормами ТК РФ не регламентирован порядок проведения общего собрания, конференции. Соответственно, законодательно не создана основа для возможности представления работниками своих интересов, например, в небольших организациях, где отсутствует профсоюз, либо его создание является затруднительным, что само по себе препятствует развитию социального партнерства на локальном уровне. Таким иным представителем интересов работников может быть их общее собрание.

Сложности с определением правомочности общего собрания работников связаны в первую очередь с отсутствием критериев процентного соотношения численности присутствующих на заседании работников организации по отношению к общей численности работников для признания легитимности общего собрания. Законодательно не закреплены возможные процедурные вопросы деятельности общего собрания работников, такие как необходимость ведения протокола общего собрания, порядок извещения работников о предстоящем общем собрании и др. Все эти неопределенности препятствуют активной деятельности общих собраний работников на местах. Поэтому можно говорить о том, что пробелы в трудовом законодательстве в отдельных случаях тормозят развитие социального партнерства.

Проводя историческую аналогию, мы можем говорить о том, что общее собрание работников напоминает собрание трудового коллектива. В советский период трудовой коллектив выполнял представительную, а также воспитательную функцию, развивая личность в коллективе. В советский период существование коллективного сознания общества и наличие государственной, народной собственности, средств производства позволяло трудовому коллективу участвовать в управлении предприятиями. Трудовой коллектив, отмечали ученые того времени, – активный участник государственно-политической и социально-правовой жизни общества, в целом адаптация индивида в коллективе способствует социализации личности, что в свою очередь способствует формированию адекватных правовых взглядов и убеждений, включению индивида в систему связей, способствуя формированию правового сознания членов трудового коллектива .

Изменившаяся экономическая ситуация в обществе, плюрализм форм собственности не позволяют говорить о возрождении такого активного субъекта трудового права, как трудовой коллектив. Однако сама идея самоорганизации работников, их активная позиция по отношению к работодателю, объединение в рамках общего собрания может быть жизнеспособной. Возможно говорить о наследовании определенных черт советского трудового коллектива, актуальных для сегодняшнего общего собрания работников, таких, как самоорганизация личности в коллективе работников, коллективный контроль за взаимодействием работников и работодателя, реализация активной позиции работников, процедура формирования общего собрания работников и др. Такая преемственность объединения позволит реализовать одну из важнейших – социальную функцию права.

В настоящее время упоминание об общем собрании работников присутствует в положениях Трудового кодекса РФ (ч. 4 ст. 37, ч. 2; ч. 3 ст. 384 и ст. 410 ТК РФ), однако не позволяет сформировать полное представление об общем собрании работников как о представительном органе.

Таким образом, представляется целесообразным обратить внимание на общее собрание работников, закрепить в положениях трудового законодательства понятие общего собрания работников, его правовой статус и процедуру формирования, что позволит развивать социальное партнерство в обществе.

К.В. Нуштайкина Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург

Источник// Второй пермский конгресс ученых-юристов: материалы международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 28–29 октября 2011 г.) / отв. ред. О.А. Кузнецова; Пермский государственный национальный исследовательский университет – Пермь, 2011 – 349 с.

Необходимо ли вынесение проекта коллективного договора на утверждение общего собрания работников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не предусмотрена необходимость утверждения проекта коллективного договора общим собранием работников.
Проект коллективного договора подлежит утверждению общим собранием работников, если это предусмотрено соглашением сторон коллективных переговоров.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Статьей 21 ТК РФ определены основные права работника, среди которых перечислено и право вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор. При этом закреплено, что указанные права работник реализует через своих представителей.
В силу ст.ст. 25, 27 ТК РФ коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и заключение коллективных договоров являются одной из форм социального партнерства. Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
В соответствии с частью второй ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляет первичная профсоюзная организация (ст. 30 ТК РФ) или иные представители, избираемые работниками (ст. 31 ТК РФ).
Статьей 36 ТК РФ также предусмотрено, что в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора участвуют представители работников.
Как видим, указанными нормами предусмотрено, что право на участие в коллективных переговорах и в заключении коллективного договора работники реализуют через своих представителей. Обязательность проведения общего собрания (конференции) работников организации для утверждения коллективного договора трудовым законодательством не предусмотрена.
Отметим, что Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено право профсоюзов на ведение переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников (ст. 13). Норм, предусматривающих необходимость утверждения коллективного договора на общем собрании работников, данный закон также не содержит.
Вместе с тем порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами самостоятельно (ст. 42 ТК РФ). Поэтому стороны коллективных переговоров вправе предусмотреть обязательность обсуждения проекта коллективного договора на общем собрании работников.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

28 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ответы юристов (2)

ТК РФ, Статья 97. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени

Работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее — установленная для работника продолжительность рабочего времени):
для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса);
если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).

Уточнение клиента

Повторюсь. К рабочему времени работодатель такие собрания подчеркнуто не относит. Оплачивать не собирается. Так же обстоят дела и с постоянными техническими занятиями, аттестациями и переаттестациями, и различными собеседованиями с работниками на которые приходится ездить в областной центр и тратить весьма внушительную часть времени.

Как с этим бороться, при условии, что от профсоюза толку нет, поскольку он является подразделением организации.

13 Сентября 2017, 09:52

Повторюсь. К рабочему времени работодатель такие собрания подчеркнуто не относит. Оплачивать не собирается. Туда же он относит и постоянные технические занятия, аттестации и переаттестации, и различные собеседования с работниками на которые приходится ездить в областной центр и тратить весьма внушительную часть времени. Как с этим бороться, при условии, что от профсоюза толку нет, поскольку он является подразделением организации.

Подать жалобу в трудовую инспекцию, одновременно поставив им эти вопросы, они дадут ответ, который вы всегда сможите показать своему работодателю

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Совет трудового коллектива является выборным, постоянно действующим органом демократической системы управления, осуществляющим в условиях широкой гласности свои функции и права от имени всего трудового коллектива предприятия (структурной единицы объединения). Совет объединяет и централизует функции управления различных органов предприятия и реализует идеи самоуправления через трудовой коллектив. Кроме того, Совет обеспечивает взаимодействие администрации предприятия с трудовым коллективом, профсоюзной организации, отдельными рабочими, специалистами, служащими.
Задачей Совета является развитие самоуправления и творческой инициативы трудящихся, мобилизация сил коллектива на решение научно-технических и социально-экономических задач, усиление ответственности коллектива за конечные результаты работы.
В своей деятельности Совет трудового коллектива руководствуется Трудовым Кодексом РФ, законодательными и нормативными документами, регламентирующими деятельность предприятия, а подотчетен общему собранию (конференции) трудового коллектива предприятия.
Решения Совета трудового коллектива обязательны для выполнения администрацией, общественными организациями и членами трудового коллектива.

Совет трудового коллектива избирается на конференции (общем собрании) коллектива предприятия тайным или открытым голосованием.
Все члены Совета трудового коллектива избираются на равных правах. В Совет не избираются сезонные, временные работники, стажеры.
Кандидаты в члены Совета выдвигаются на конференциях (собраниях) структурных подразделений предприятия.
Совет трудового коллектива, как правило, имеет следующую структуру управления: председатель, его заместители, секретарь, рабочие комиссии (постоянные и временные), члены Совета трудового коллектива, которые избираются из его состава большинством голосов членов Совета.
Председатель Совета трудового коллектива:
— ведет организационную, оперативную работу по текущим вопросам;
— организует деятельность Совета в процессе его заседания;
— организует разработку плана работы Совета, выносит его на утверждение Совета;
— выдает оперативные задания, осуществляет контроль хода подготовки вопросов к заседанию Совета;
— обеспечивает гласность работы Совета и выполнение его решений;
— докладывает конференции (собранию) результаты деятельности совета.
Рабочие комиссии образуются в составе Совета из его членов для организации работы по отдельным направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия (научно-технической, организационной, нормативно-правовой и т. д.).
В качестве консультантов в рабочие комиссии могут привлекаться специалисты.

Как осуществляется избрание представителя трудового коллектива?

Ответ на вопрос:

Для избрания представителя трудового коллектива работодатель созывает общее собрание коллектива с повесткой дня — о формировании представительного органа работников.

По общему правилу такие собрания проводятся в свободное от работы время, но работодатель вправе указать и рабочее время для проведения такого собрания. При этом, если работники в связи с проведением собрания не смогут выполнить нормы труда, то согласно ст. 155 ТК РФ им нужно будет произвести доплату до среднего заработка за период такого отвлечения от работы.

Необходимо организовать регистрацию лиц, участвующих в собрании, оформив СПИСОК работников, присутствующих на общем собрании коллектива «____» _________ 2016 года, где указать № п/п, Фамилия, имя, отчество работника, Должность, Подпись работника.

На общем собрании нужно проверить наличие кворума: 50 % работающих + 1 человек. Нужно избрать председателя и секретаря собрания. Внести эти данные в протокол. Далее собрание ведет председатель, а протокол – секретарь.

По вопросу о выборах членов представительного органа сначала нужно определить, сколько человек войдет в состав такого органа (желательно нечетное число: 3, 5, 7 и пр.) Далее проходит выдвижение кандидатов и голосование.

Открытое голосование может проводиться посредством поднятия руки, вставания с места, заполнения бюллетеней, в которых указана фамилия голосующего, поименного голосования и т.п., то есть способами, когда воля голосующего выражается в присутствии других лиц.

Образцы протоколов см. в конце ответа.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ: Как провести коллективные переговоры?

Заключению договора предшествует проведение коллективных переговоров между представителями организации (подразделения) и ее сотрудников.

Организацию, как правило, представляет ее руководитель или уполномоченное им лицо. Индивидуальный предприниматель в коллективных переговорах может представлять свои интересы самостоятельно, а может, как и руководитель организации, быть представлен уполномоченным лицом. Это следует из части 1 статьи 36 Трудового кодекса РФ.

Представителями сотрудников могут выступать профсоюзы либо иные представители или представительные органы, избранные сотрудниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ). Профсоюзная организация, объединяющая более половины сотрудников организации, автоматически становится представителем всех его сотрудников (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). Две или более профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины сотрудников, могут создать единый представительный орган, который будет представлять всех сотрудников организации (ч. 2 ст. 37 ТК РФ). Если сотрудники не объединены в профсоюзные организации или ни одна из них не объединяет более половины сотрудников, то на общем собрании сотрудников тайным голосованием может быть избран иной представитель или представительный орган из числа сотрудников (ч. 1 ст. 31 ТК РФ).

Инициировать коллективные переговоры может как руководство организации, так и сотрудники (ч. 1 ст. 36 ТК РФ). Если переговоры инициировали сотрудники, то их представители обязаны известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие сотрудников данного работодателя (ч. 5 ст. 37 ТК РФ). Сделать это нужно одновременно с направлением работодателю предложения о начале коллективных переговоров.

Представители той стороны, которая получила предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения предложения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения инициатором их проведения ответа на свое предложение начать переговоры (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Общество с ограниченной ответственностью «__________________»

ПРОТОКОЛ № ___
общего собрания работников ООО «____________»

г. Москва «____» _____ 2016 года

Всего работников: _____ чел.
Присутствовало: ____ чел. (список прилагается)

Повестка дня:

1. Избрание председателя и секретаря общего собрания.
2. Избрание представителя трудового коллектива, который будет в дальнейшем представлять интересы всех работников _(наименование организации)_ в социальном партнерстве на локальном уровне (в соответствии со ст. 31 ТК РФ)..

1. Слушали:
_(Ф.И.О. сотрудника)_: для ведения собрания необходимо избрать председателя и секретаря собрания. Предлагаю председателем собрания избрать _________, секретарем ______________.

Голосовали:

«За» — ____, «против» — ____, «воздержавшихся» — ____.

Постановили:
Председателем собрания избран _____________
Секретарем собрания избран _____________

2. Слушали _(Ф.И.О. сотрудника)_, который предложил избрать __(Ф.И.О. избираемого)__ представителем трудового коллектива _(наименование организации)_ который будет в дальнейшем представлять интересы всех работников _(наименование организации)_ в социальном партнерстве на локальном уровне.

Слушали _(Ф.И.О. сотрудника)_, который предложил избрать __(Ф.И.О. избираемого)__ представителем трудового коллектива _(наименование организации)_ который будет в дальнейшем представлять интересы всех работников _(наименование организации)_ в социальном партнерстве на локальном уровне.

….

Голосовали:

«За» — ____, «против» — ______, «воздержавшихся» — ____.

Постановили: избрать __(Ф.И.О. избираемого (избираемых))__ представителем трудового коллектива _(наименование организации)_ который будет в дальнейшем представлять интересы всех работников _(наименование организации)_ в социальном партнерстве на локальном уровне.

В связи с рассмотрением всех вопросов повестки дня, собрание объявляется закрытым.

Председатель собрания ______________ _________________

Секретарь собрания ______________ _________________

ПРОТОКОЛ №____

ЗАСЕДАНИЯ
КОМИССИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

г.Москва дата

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ_______________________________________________________

Присутствовали:

Члены комиссии от стороны работодателя:

Члены комиссии от стороны работников:

Приглашенные: ____________________________________________________________________

Повестка дня

1. Утверждение регламента работы комиссии.

2. Утверждение структуры коллективного договора.

3. Формирование рабочих групп по направлениям.

4. Разное.

1.СЛУШАЛИ:

ФИО, должность, который предложил избрать секретарем комиссии ….

Голосовали:

«За» — ____, «против» — ______, «воздержавшихся» — ____.

Слушали:

ФИО, должность, который предложил избрать председателем комиссии ….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *