Служебная проверка в МВД

Служебная проверка в организации : полномочия работодателя.

Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина
Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004

ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках. Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях. Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.
Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.

Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».

Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.

Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок. При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).

Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.

В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок<1>.
<1> Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие:
1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ). При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим. Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.
Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса
1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:

  • прогул (подпункт «а»);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
  • разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
  • совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
  • нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);

3) пункту 10 — за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.
2. Привлечение работника к материальной ответственности (статьи 232, 233, 238 — 250 Трудового кодекса РФ). Следует отметить, что в случае, если работник привлекается к материальной ответственности по результатам инвентаризации (плановой или внеплановой), проводить дополнительно служебную проверку представляется нецелесообразным, поскольку, как правило, инвентаризационная комиссия в процессе проверки выявляет и оценивает все необходимые факты и обстоятельства. Попутно укажем также, что основным нормативным актом, определяющим общий порядок проведения в организациях инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В частности, как следует из пунктов 2.2 и 2.3 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

3. Совершение работником деяния, влекущего возможность его увольнения с работы по определенным основаниям. Такие основания предусмотрены:

  • пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ — совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • пунктом 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • пунктом 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ — принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
  • пунктом 11 статьи 81 Трудового кодекса РФ — представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
  • пунктом 14 статьи 81 Трудового кодекса РФ — другие случаи, установленные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (к числу таких случаев, в частности, можно отнести такое предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изм. на 27.05.2003) основание для прекращения государственной службы, как несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего данным Федеральным законом);
  • пунктами 1 и 2 статьи 336 Трудового кодекса РФ — повторное в течение 1 года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

4. Случаи нарушения правил заключения трудового договора, указанные в части первой статьи 84 Трудового кодекса РФ. К ним относятся:

  • заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
  • другие случаи, предусмотренные федеральными законами. Например, случай поступления гражданина на государственную службу без предоставления, как того требует подпункт 5 пункта 4 статьи 21 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», справки из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении.

5. Случаи, проверка по которым непосредственно предусмотрена действующим законодательством. К их числу, в частности, можно отнести несчастные случаи на производстве, а также случаи, перечисленные в Указе Президента РФ от 01.06.1998 N 641 «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» (с изм. на 31.05.1999).

Следует заметить, что на практике, все же, служебные проверки в большинстве случаев проводятся по фактам совершения работниками дисциплинарных проступков.

Как правило, основания для проведения служебной проверки, порядок ее проведения и оформления ее результатов закрепляются в инструкциях или правилах, утверждаемых приказом или иным локальным нормативным актом работодателя.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
К числу основных задач, решаемых в процессе служебной проверки, можно отнести установление следующих обстоятельств:

1) конечно же, самого факта совершения того или иного деяния, служащего основанием вынесения работодателем соответствующего решения (дисциплинарного или аморального проступка, иного противоправного действия или бездействия). Заметим, что такое деяние, в принципе, может быть и правомерным (например, в случае принятия руководителем организации хотя и правомерного, но необоснованного решения). Речь также может идти и не о деянии работника как таковом, а об ином конкретном юридическом факте (например, получении государственным служащим второго гражданства);

2) времени, места, обстоятельств совершения соответствующего деяния, а также оценки его последствий (например, характера и размера причиненного ущерба);

3) конкретного работника (работников), совершившего указанное деяние;

4) вины работника (работников) в совершении данного противоправного деяния;

5) целей и мотивов совершения деяния и их оценки, оценки обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, в том числе деловых качеств работника, его конкретных жизненных обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению данного деяния.
В ходе служебной проверки, как правило, вырабатываются предложения о мерах дисциплинарной или иной ответственности работника в случае совершения им соответствующего противоправного деяния.

Дополнительно к этому представляется целесообразным также подготовить рекомендации по осуществлению мероприятий предупредительно профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению такого деяния.

Наконец, заметим, что в ходе служебной проверки сбор необходимой информации может осуществляться только гласными методами с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а полученные сведения, относящиеся к совершенному деянию, должны документально оформляться по правилам делопроизводства, принятым в организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
Поводом для проведения служебной проверки, как правило, является информация о противоправном деянии, ставшая известной руководителям структурных подразделений организации, о чем они, безусловно, обязаны доложить в установленном порядке руководителю организации, который на основании оценки этой информации незамедлительно принимает решение о проверке.

По нашему мнению, проверка реально должна начинаться не позднее 3 дней с момента получения информации, которая явилась поводом для ее проведения, и быть закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения (по крайней мере по факту совершения дисциплинарного проступка с учетом сроков, предусмотренных статьей 193 Трудового кодекса РФ).

В зависимости от условий конкретной ситуации руководитель организации может поручить проведение проверки как конкретному работнику (как правило, руководителю соответствующего структурного подразделения), так и специально создаваемой в этих целях комиссии.

Служебная проверка проводится на основании приказа или иного распорядительного акта работодателя, в котором обычно указываются:

  • повод для проведения проверки;
  • состав комиссии, ее председатель и полномочия комиссии (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном акте организации);
  • срок проведения проверки и срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.

Обычно в состав комиссии, в зависимости от специфики совершенного деяния, включаются работники подразделения кадров, правового подразделения, подразделения безопасности, финансового подразделения, а при необходимости также и работники других структурных подразделений организации.

Заметим, что в состав комиссии не следует привлекать работника, совершившего то деяние, по которому проводится проверка, а также работников, состоящих с ним в родстве или свойстве, равно как и работников, непосредственно подчиненных по работе работнику, в отношении которого проводится проверка. Вместе с тем, если такой работник является членом профсоюза, в состав комиссии целесообразно включить представителя выборного профсоюзного органа.

Работу комиссии организует ее председатель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения служебной проверки. Приказ (иной распорядительный акт) о проведении служебной проверки в обязательном порядке доводится под подпись до всех членов комиссии, а также работника, в отношении которого проводится проверка.

Как правило, члены комиссии наделяются следующими правами:

  • вызывать работников и получать от них письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки;
  • знакомиться с соответствующими документами организации, в случае необходимости их приобщения (или их копий) к материалам проверки;
  • требовать от работников организации предоставления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки;
  • при необходимости с разрешения руководителя организации получать консультации у сторонних специалистов по вопросам, требующим специальных знаний, а также запрашивать необходимые документы (их копии) из государственных органов, от юридических и физических лиц.
    документально оформлять полученные сведения.

Члены комиссии обязаны:

  • принимать все необходимые меры для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений о всех обстоятельствах совершенного деяния;
  • рассматривать и приобщать к материалам служебной проверки заявления, относящиеся к ней и поступающие при ее проведении;
  • обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения руководителем организации заключения (акта) о результатах проверки;
  • составить по итогам работы комиссии заключение (акт) о результатах служебной проверки;
  • подготовить предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного работника;
  • представить руководителю организации в установленные сроки материалы и заключение (акт) о результатах служебной проверки.

Обратим внимание на то, что работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах;
2) требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов;
3) подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод;
4) знакомиться по окончании служебной проверки с ее материалами и заключением (актом) о результатах проверки, что следует подтверждать подписью работника на заключении (акте) о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением (актом) или от подписи составляется соответствующий акт.

Комиссия непосредственно получает письменные объяснения от работника, совершившего противоправное деяние. По ее требованию письменные объяснения обязаны предоставлять и другие работники, имеющие отношение к совершенному деянию.

В случае отказа работника от письменных объяснений следует составить акт с указанием места, даты и времени его составления; персональных данных членов комиссии (должность, фамилия, имя, отчество), составивших акт; содержания причин отказа работника от письменных объяснений в произвольной форме (пример такого акта приведен в разделе «БУМАГИ» — стр. 75).

По завершении служебной проверки комиссией составляется заключение (акт) о результатах служебной проверки, содержащее, в частности:

  • основание и повод проведения проверки, состав комиссии, ее проводившей;
  • сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения противоправного деяния;
  • сведения о работнике, его совершившем (должность, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время работы в организации, а также в занимаемой должности);
  • мотивы и цели совершения работником противоправного деяния, форму вины работника (умышленную или неосторожную);
  • причины и условия совершения деяния;
  • данные о характере и размерах причиненного в результате противоправного деяния ущерба, причинную связь деяния и причиненного ущерба;
  • предложения о мере ответственности виновного работника.

Заключение (акт) подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения (акта) член комиссии вправе приобщить к нему свою объяснительную записку с изложением своего особого мнения.

К заключению (акту) по результатам служебной проверки обычно приобщаются:

  • документ, содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки (например, служебная записка);
  • копия приказа (иного распорядительного акта) о проведении проверки;
  • объяснения работников, и в случае необходимости, иных лиц;
  • служебная характеристика на работника, в отношении которого проводилась проверка;
  • другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.

Документы служебной проверки, по нашему мнению, относятся к конфиденциальной информации. Оригинал заключения (акта) и иные материалы проверки следует хранить в кадровом подразделении организации. Кроме того, копию заключения (акта) по результатам служебной проверки целесообразно приобщить к личному делу работника, в отношении которого она проводилась.

Обратим внимание также и на то, что в случае установления в результате проведения служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, руководитель организации обязан известить об этом соответствующий правоохранительный орган.

Надеемся, что данная статья хотя бы в некоторой мере поможет работодателям при подготовке локального нормативного акта по вопросам проведения служебных проверок.

Когда проводится

При мелких нарушениях его обычно не проводят – достаточно беседы с нарушителем. Его проведение затевают, если нарушение серьёзное, и сотрудник или вовсе отказывается признавать его, либо признаёт не все важные обстоятельства, отчего становится необходимым их прояснение.

Виды нарушений, при которых надо проводить расследование, устанавливаются самими работодателями. Обычно в списке присутствуют нарушения трудового распорядка, должностной инструкции, техники безопасности, неисполнение трудовой функции, нанесение ущерба компании.

Все эти нарушения можно разделить также на две основные категории: дисциплинарные проступки и причинение ущерба. Рассмотрим их подробнее.

Дисциплинарный проступок

Обычно по их поводу расследование не проводится, однако если проступок должен повлечь за собой наказание – например, увольнение, при этом сам сотрудник не признаёт, что его совершил, то расследование будет необходимо. К такого рода проступкам относится в первую очередь прогул. Может расследоваться также уклонение от прохождения медицинского обследования, прохождения обучения и тому подобные.

Причинение ущерба

Если действия сотрудника нанесли серьёзный ущерб компании, также необходимо провести расследование по данному случаю, чтобы установить размер ущерба и определить виновен ли работник, и если именно он допустил или причинил ущерб, то какое наказание должен понести. Ущерб может быть как прямым, так и, к примеру, причинённым вследствие утечки коммерческой тайны, потому и необходимо задействовать комиссию, чтобы точно установить все сопутствующие обстоятельства.

Иногда действия провинившегося могут оказаться более тяжкими, подпадающими даже под статьи Уголовного кодекса, например, хищение. В таком случае работодатель не должен продолжать расследование самостоятельно, предписывается вместо этого обратиться в правоохранительные органы. Никаких полномочий вести следствие самостоятельно в подобных случаях компания не имеет, даже если у неё есть собственная служба безопасности.

Организация расследования

Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.

Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба. Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно. На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток. Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.

Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.

Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:

  • факт совершения проступка;
  • степень вины работника в нём;
  • обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.

При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:

  • приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
  • она выявляет детали нарушения;
  • определяется, какое наказание должен понести провинившийся.

Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.

В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию. И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.

Порядок проведения

Рассмотрим этапы, предшествующие началу расследования, а также этапы его проведения:

  1. Выявляется факт совершения проступка – сделать это может любой сотрудник компании, при этом как день обнаружения будет принят тот, в который данный сотрудник рассказал о нарушении руководителю, которому подчинён провинившийся сотрудник.
  2. Нарушение фиксируется в докладной записке на имя начальника.
  3. После рассмотрения записки начальник принимает решение о начале расследования (либо передаёт документ более высокопоставленному должностному лицу, если не имеет соответствующих полномочий).

На этом предшествующие расследованию этапы заканчиваются, и начинается непосредственно процесс:

  1. Приказом формируется комиссия – отметим, что непосредственный руководитель проверяемого в её состав не включается. Также, как и тот руководитель, который будет принимать итоговое решение.
  2. Комиссия проводит расследование – в его ходе необходимо выяснить, в чём состояло нарушение, кто его совершил, какими были причины и обстоятельства, размер причинённого ущерба. Для этого у провинившегося лица берётся объяснительная, а если оно не установлено, то у всех возможных виновников, затем собираются документы для прояснения обстоятельств.
  3. Составляется итоговый акт, подробно описывающий ход проверки и её заключение. В цели комиссии нередко включается и разработка мер для предотвращения подобного ущерба в будущем. Члены комиссии удостоверяют акт своими подписями, руководитель ставит на него печать.

Рассмотрим некоторые важные нюансы – форму служебной записки, оформление акта от дачи показаний, состав комиссии.

Служебная записка

Именно она становится основанием для проведения расследования, а с момента её принятия и фиксации в журнале документооборота будет отсчитываться время его начала.

Составляет записку работник компании, она подаётся на имя либо непосредственного начальника, либо руководителя всей компании. В ней указывается, какое именно нарушение отмечено, а также все его важные обстоятельства. Если ущерб был выявлен инвентаризацией, то к записке прилагается её акт.

Помимо служебной записки, в роли основания для проверки могут выступить и иные документы: обращения от потребителей со сведениями о проступке, претензии контрагента, заявление от самого работника.

Состав и полномочия комиссии

Осуществляет расследование в отношении работника служба безопасности, если в компании она есть; при её отсутствии – кадровый отдел. В комиссию входят сотрудники разных отделов – обычно это служба безопасности и кадровый, а также представитель профсоюза. Чаще всего состав ограничивается именно тремя членами, но иногда в комиссию может входить и большее число людей.

Комиссия имеет право потребовать объяснения от каждого работника, который мог быть причастен к проступку. Это, впрочем, не означает, что работники обязаны их давать. Также она может запрашивать любые документы и привлекать к делу сторонних специалистов. К примеру, такая необходимость возникает, если требуется определить, был ли работник пьян во время смены. Допустимо и обращение за юридической, аудиторской, инженерной помощью.

Создание комиссии возможно, даже если компания не понесла ущерб, но действия работника могли к нему привести. Иногда она может быть постоянной, но чаще является временной.

Объяснительная записка и акт об отказе

После получения работником уведомления о необходимости предоставить письменное объяснение, ему даётся двое суток на оформление и предоставление. Если время вышло, а документ так и не был оформлен, это считается отказом в содействии проверке, о чём должен быть составлен письменный акт.

Законодательство не устанавливает форму для этого документа, как и для объяснения сотрудника, потому оформление свободное. Важно в первую очередь наличие подписей членов комиссии. Объяснительная или акт об отказе от неё обязательно подшиваются в дело.

Оформление результатов

Документом, который должен подытожить результаты, является акт служебного расследования – его образец мы прилагаем к статье, здесь же коротко рассмотрим содержание.

Состоит этот документ из трёх частей:

  • вводная;
  • описательная;
  • резолютивная.

Во вводной излагается, о каком нарушении идёт речь, указывается дата совершения, состав комиссии, период, в течение которого велось расследование. Описательная углубляется в доказательства, на основании которых комиссия пришла к определённым выводам. Наконец, в резолютивной подводится итог – комиссия делает выводы относительно вины работника.

Затем следуют приложения, то есть документы, такие как служебные записки, объяснительные, акты инвентаризации, если речь о недостаче, заключения экспертов и тому подобные. Необходимо, чтобы каждый член комиссии подписал акт, а руководитель поставил печать. Затем делу присваивается номер, указывается дата, когда оно было составлено – она же и дата завершения расследования.

Если у одного из членов комиссии мнение отличается от изложенного в документе, он всё равно должен поставить подпись, но может изложить свою позицию отдельно и приложить это изложение к другим материалам.

После этого руководителю даётся три дня на принятие решения, которое должно быть оформлено в виде приказа. Руководитель обязан ориентироваться на предписания комиссии, вместе с тем обычно сам может выбрать нужный вариант взыскания из допустимых по законодательству.

Работника необходимо ознакомить с приказом – на это отводится 3 рабочих дня после его издания. Если работник отказывается знакомиться с документом, составляется акт об отказе.

Внутренняя проверка: случаи нарушения

Порядок проведения служебной проверки в МВД регламентируется приказом Министерства Внутренних Дел №161 от 2013 года. К сожалению, достаточно часто имеет место пренебрежение данным законом.

Наиболее распространенные случаи нарушения правил проведения внутренней проверки связаны со следующими обстоятельствами:

  • Служебную проверку осуществляет лицо, не уполномоченное на данное действие.
  • Решение о проведении комплекса мероприятий по внутренней проверке принимается не руководителем структурного подразделения.
  • Несоблюдение сроков внутреннего расследования.
  • Начало внутреннего расследования не совпадает с моментом озвучивания информации о проступке. Оно должно начаться не позже, чем через 2 недели.
  • Недостаточное количество или полное отсутствие фактических доказательств или аргументированных объяснений того члена персонала, в отношении которого инициирована проверка.

Важнейшей частью внутреннего расследования является подготовка комплекса документов. Грубое нарушение — проведение служебной проверки в МВД без достаточного количества документов, которые должны стать основанием для заключения.

Например, в материалах обязательно должна присутствовать информация из кадрового департамента того структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Кроме того, нарушением также является отсутствие справки о том, состоит ли данный член коллектива в профсоюзе Главного Управления Министерства Внутренних Дел или нет.

Наконец, работа по расследованию дисциплинарного проступка считается практически бесполезной, если руководству не предоставлены структурированные выводы о причинах, повлекших проступок.

Задача внутренней проверки сводится к выяснению всех сопутствующих факторов, обстоятельств и условий, спровоцировавших нарушение внутреннего регламента.

Это необходимо не только для выяснения максимально объективной картины инцидента, но и для выработки комплекса профилактических мероприятий во избежание образования прецедента.

Служебная проверка в МВД: правила проведения

Итак, решение о начале внутреннего расследования принимается не позже чем через 2 недели с момента поступления сигнала о нарушении регламента. Именно этот сигнал и является чаще всего основанием для инициирования проверки.

Срок проведения служебной проверки составляет 30 дней. При этом из данного периода исключаются дни (или недели), во время которых сотрудник был болен. Кроме того, в данный отрезок времени не входит время пребывания его в платном отпуске.

Сотрудникам МВД часто приходится выполнять функциональные обязанности, связанные с разъездами или пребыванием в другом регионе. Время, проведенное в командировке, также не входит в срок служебной проверки в МВД.

Наконец, служба в Министерстве Внутренних Дел не освобождает человека от семейных обязательств и личной жизни. Если на время внутренней проверки сотрудник по каким-либо субъективным обстоятельствам не присутствовал на службе, а руководитель структурного подразделения признал факт отсутствия уважительным, то это время не включается в срок проверки.

Проверку выполняет уполномоченное лицо, назначенное руководством. В исключительных случаях может быть создана комиссия в составе 3-х человек. Но, как правило, проверки в МВД осуществляются именно одним сотрудником, которому делегируются соответствующие полномочия.

В ситуации, когда последний день внутреннего расследования является нерабочим (приходится на «красное число»), то завершающим днем будет тот, который предшествовал выходному.

Уполномоченное лицо, осуществляющее внутреннюю проверку, имеет право требовать письменное объяснение с членов коллектива, если, по его мнению, они располагают какими-либо данными, имеющими отношения к нарушению внутреннего дисциплинарного регламента. Для сбора информации данный сотрудник может выезжать на место инцидента, где бы оно ни находилось.

Назначенный для проверки сотрудник имеет право:

  1. Предлагать руководству отстранить от службы сотрудника, в отношении которого проводится внутреннее расследование.
  2. Требовать для инспекции нужные документы. Для этого им могут осуществляться запросы в нужные инстанции и органы.
  3. Использовать базу данных МВД для сбора информации.
  4. Изготавливать копии документов, которые необходимы для установления максимально объективной картины инцидента.
  5. Инициировать ревизию внутри того структурного подразделения, в котором имел место дисциплинарный проступок.
  6. Использовать комплекс технических средств в подразделении для документирования, копирования и систематизации нужных документов.
  7. Инициировать проведение психофизиологического обследования сотрудника, в отношении которого инициирована проверка.
  8. Инициировать оказание психологической поддержки данного сотрудника.

Важнейшей обязанностью лица, проводящего внутреннюю проверку, является обеспечение конфиденциальности всех этапов работы.

Для того чтобы картина была полной и беспристрастной, к расследованию могут привлекаться специалисты других служб и учреждений. В частности, сотрудник, которому поручено проведение проверки, имеет право ходатайствовать перед руководством о привлечении специалистов, обладающих физико-техническими, научными знаниями для полномасштабных консультаций.

Работа с персоналом во время проверки

Уполномоченное лицо должно обеспечить соблюдение всех прав коллеги, в отношении которого инициирована внутренняя проверка. Если в ходе ее реализации будут поступать какие-либо жалобы или заявления, уполномоченное лицо обязано принять их под расписку и переправить для принятия решения руководства.

Недопустимо, если имеет место вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку. О таких фактах он обязан немедленно докладывать руководству.

Работа с сотрудником, в отношении которого проводится расследование, осуществляется на принципах доверительной коллегиальности. В частности, этому сотруднику должно быть предложено написать подробное объяснение, в котором он изложил бы свое видение инцидента. Это хороший шанс для человека объяснить все нюансы, послужившие причиной совершение дисциплинарного проступка.

Однако иногда человек по субъективным обстоятельствам отказывается давать объяснительную. В этом случае составляется локальный акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Данный акт визируется тремя членами коллектива.

Если в течение внутренней проверки обнаруживаются аналогичные проступки других членов коллектива, то о них следуют докладывать рапортом руководству. Возможно, в отношении этих лиц также будет инициирована внутренняя проверка.

Заключение по результатам внутренней проверки МВД

Итогом работы должно стать Заключение. Оно формируется письменно и представляется руководству. Сотрудник, в отношении которого инициировано внутреннее расследование, должен быть с ним также ознакомлен.

Заключение должно иметь четкую структуру:

  1. Вводная часть.
  2. Описательная часть.
  3. Резолюция.

В Вводной части называется личные данные сотрудника, его должность и звание. Здесь же указываются сведения о времени службы в МВД, общий стаж и образование. Кроме того, в Водной части должна содержаться информация о сотруднике, проводившем проверку. Если ее осуществляло несколько человек, то поименно называется каждый из них с указанием звания и должности.

В Описательной части должны быть отражены основания для инициирования проверки.

В ней же отражается:

  • Объяснительная сотрудника.
  • Описание фактической сути инцидента.
  • Перечисление обстоятельств (как объективных, так и субъективных), сопутствующих совершению проступка.
  • Смягчающие обстоятельства.
  • Отягчающие обстоятельства.
  • Перечень используемых для анализа документов.

В Описательной части указываются также личные наблюдения сотрудника, проводящего проверку.

В Резолютивной части содержится заключение о виновности или невиновности сотрудника.

Здесь же отражаются:

  • Предложения по применению мер дисциплинарного воздействия.
  • Выводы о причинах нарушения регламента.
  • Выводы о достоверности фактов, изложенных в объяснительной сотрудника.
  • Ходатайство о передаче всех материалов по проверке в прокуратуру РФ или в Следственный комитет РФ для принятия окончательного решения.
  • Пожелания по оказанию правовой консультации для сотрудника или по оказанию ему психологической поддержки.
  • Требование опровержения порочащей информации или каких-либо измышлений, унижающих честь и достоинство сотрудника, в отношении которого проводилась проверка (если таковые имели место).
  • Рекомендации по профилактике аналогичных инцидентов.

Сотрудник, в отношении которого была инициирована служебная проверки в системе МВД, должен быть ознакомлен с Заключением под подпись. Ему вручается один экземпляр, а второй приобщается к личному делу.

Служебная проверка как способ обеспечения законности и дисциплины в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Овчинников Николай Александрович, генерал-полковник милиции, заслуженный юрист России, начальник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы проведения служебных проверок, раскрываются материальные и процессуальные составляющие института служебной проверки, отмечается, что служебная проверка обеспечивает реализацию института дисциплинарной ответственности. В статье отмечается также, что в настоящее время процедура служебной проверки не в полной мере определена нормативно, в этой связи предлагается в органах внутренних дел служебную проверку урегулировать предписаниями соответствующего закона.

Ключевые слова: дисциплина, законность, правопорядок, обеспечение, служба, органы внутренних дел, проверка, расследование, управление, средства, процесс, производство, правонарушение, проступок, ответственность, вина, факт, состав.

Agency Check as the Way to Provide Legality and Discipline of Internal Affairs Officials’ Activities

N.A. Ovchinnikov

В любом органе государственной власти или управления возникают ситуации, когда руководитель или иное должностное лицо вынуждены, а иногда и просто обязаны принять соответствующее (процессуальное) управленческое решение, которое порой негативно отражается на отдельных служащих, сотрудниках, работниках. Речь, в частности, идет о привлечении виновных сотрудников (служащих) к дисциплинарной или материальной ответственности за коррупционные правонарушения, а также применении мер ответственности в виде увольнения по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Необходимо отметить, что к числу субъектов, в отношении которых проводится служебная проверка, относятся не только рядовые служащие (сотрудники), но и должностные лица (руководители).

Таким образом, одной из эффективных форм, позволяющих выявить причины нарушений служебной дисциплины и законности, выработать на этой основе профилактические меры как в отношении нарушителей, так и всего служебного коллектива, являются служебные проверки <1>.

<1> См.: Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел / Под ред. В.Л. Кубышко. М., 2008. С. 48.

Так, в 2007 — 2010 гг. подразделениями собственной безопасности проведено свыше 80 тыс. служебных проверок, по итогам которых в отношении сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной и уголовной ответственности привлечено 39,6 тыс. сотрудников органов внутренних дел, дано более 19 тыс. рекомендаций о нецелесообразности назначения на руководящие должности в центральный аппарат МВД России, аппараты главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ <2>.

<2> См.: Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел. Домодедово, 2010. С. 69.

Служебную проверку можно рассматривать как меру дисциплинарного принуждения, поскольку она проводится по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины, при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения. А.М. Кононов и А.А. Камалетдинова смотрят на служебную проверку несколько шире, в частности, названные авторы отмечают, что служебные проверки являются одним из ключевых элементов работы с кадрами в органах внутренних дел, средством обеспечения дисциплины и законности <3>.

<3> См.: Кононов А.М., Камалетдинова А.А. Служебные проверки в органах внутренних дел: сущность, основания и виды // Проблемы правового регулирования и организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Вологда, 2008. С. 15.

Кроме того, служебная проверка проводится по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

Служебная проверка в самом широком понимании данного термина — это процессуальный институт, дающий возможность по ее окончании принять установленные законом меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) или, напротив, опровергнуть какие-либо сведения, которые порочат честь, достоинство, деловую репутацию служащего (сотрудника).

Служебная проверка проводится также и для опровержения сведений, касающихся совершения служащим должностных, а также коррупционных правонарушений.

Издание соответствующих распорядительных документов, влекущих применение мер дисциплинарного воздействия, возможно только по окончании служебной проверки, в ходе которой установлены фактические обстоятельства коррупционного правонарушения, а также вина соответствующего должностного лица. Помимо установления фактических обстоятельств соответствующего правонарушения, перечисленные выше обстоятельства должны быть надлежащим образом оценены.

Термин «служебная проверка» закреплен в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» <4> (ст. 59 «Служебная проверка»), а Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. N 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» <5> определен порядок проведения служебных проверок в системе МВД России.

<4> См.: СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<5> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 14.

Следует отметить, что в настоящее время не вполне правильно регламентировать порядок проведения служебной проверки лишь подзаконными нормативными правовыми актами. Связано это с тем, что усложняются служебные отношения, появляются новые основания для проведения служебных проверок, в частности определенных законодательством о противодействии коррупции. Поэтому назрела объективная необходимость регламентировать порядок проведения служебных проверок коррупционных дисциплинарных проступков законом. В этой связи следует согласиться с М.В. Костенниковым и А.В. Куракиным, которые отмечают, что в целях совершенствования административно-правового механизма проведения служебных проверок в настоящее время назрела объективная необходимость закрепить порядок проведения служебных проверок в соответствующем федеральном законе. Обозначенный подход повысит качество служебных проверок, детально определит статус участников служебной проверки, а также будет способствовать совершенствованию административно-правового механизма противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел <6>.

<6> См.: Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел. Домодедово, 2010. С. 69.

Вообще, категория «служебная проверка» в научной литературе определяется далеко не однозначно. Так, Л.М. Колодкин служебную проверку определяет как специфический для органов внутренних дел метод проверки, направленный на всестороннее изучение, выявление и устранение фактов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками МВД России <7>.

<7> См.: Организация работы с кадрами / Под ред. Л.М. Колодкина. М., 1997. С. 27.

А.В. Сухинин отмечает, что служебная проверка — это комплекс действий должностных лиц, уполномоченных на ее проведение, направленный на полное, всестороннее, объективное исследование обстоятельств, имевших место, с внесением предложений об ответственности виновных либо прекращении проверки за отсутствием признаков нарушения, а также осуществление профилактических мер с устранением причин и условий, им способствующих <8>.

<8> См.: Сухинин А.В. Служебная проверка. М., 1997. С. 19.

Служебная проверка — это совокупность осуществляемых уполномоченными на то должностными лицами на основе законодательства, а также ведомственных нормативных правовых, локальных актов организационно-правовых действий, состоящих в выявлении виновных в нарушении законности и служебной дисциплины, а также причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных правонарушений, в том числе и коррупционного характера.

Как уже отмечалось, результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать доказательством правомерности действий соответствующего должностного лица в случае возникновения служебного спора.

Служебная проверка — это способ обеспечения законности и дисциплины в служебных отношениях, а также средство противодействия коррупционным правонарушениям дисциплинарного характера. Таким образом, цель служебной проверки — способствовать регулированию дисциплинарных отношений, а также противодействию коррупционным правонарушениям.

Для обеспечения режима законности в ходе проведения служебной проверки она должна соответствовать ряду требований. Так, служебная проверка должна основываться на следующих принципах:

  • осуществление служебных проверок только уполномоченными должностными лицами. Так, служебная проверка проводится по решению руководства МВД России, начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей, наделенных в пределах установленных полномочий в отношении определенных категорий сотрудников органов внутренних дел правом наложения дисциплинарных взысканий, а решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается министром внутренних дел РФ, начальником ДСБ МВД России, а также начальниками главных управлений МВД России по федеральным округам, министрами внутренних дел, начальниками главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам РФ, управлений внутренних дел на транспорте по согласованию с ДСБ МВД России;
  • независимость должностных лиц, проводящих служебную проверку. В служебной проверке не может участвовать лицо, прямо или косвенно заинтересованное в ее результатах. В случае личной заинтересованности служащий должен об этом заявить, в противном случае результаты служебной проверки могут быть аннулированы;
  • сочетание гласности и конфиденциальности при проведении служебной проверки;
  • сочетание единоначалия и коллегиальности в ходе служебной проверки;
  • состязательность при проведении служебной проверки, состязательность в предоставлении сторонам возможности представлять доказательства;
  • использование национального языка дисциплинарного производства;
  • непосредственность в исследовании доказательств по соответствующему делу, а также предъявление к доказательствам требований, касающихся относимости и допустимости.

Основание служебной проверки случаев коррупции. Для проведения служебной проверки необходимы достаточно реальные правовые основания.

Связано это с тем, что служебная проверка ограничивает права лица, в отношении которого она, собственно, и проводится. Как отмечает Е.А. Никоноров, «…основанием для назначения служебной проверки является совершение дисциплинарного правонарушения либо деяния, повлекшего материальный ущерб, а также наступление событий и происшествий, требующих юридической оценки» <9>.

<9> См.: Никоноров Е.А. Институт служебной проверки в административном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 11.

Говоря о коррупционном правонарушении, необходимо отметить, что это собирательная категория, которая касается различных аспектов государственно-служебных отношений. Служебная проверка проводится, как правило, при совершении коррупционных дисциплинарных проступков. Коррупционное правонарушение — это противоправное, корыстное деяние служащего (сотрудника), осуществляющего контрольно-надзорную, юрисдикционную, разрешительную и правоохранительную деятельность, за совершение которого могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.

Коррупционные дисциплинарные правонарушения могут быть выявлены при нарушении антикоррупционных требований, которые предъявляются к служебному поведению служащего или сотрудника. В частности, дисциплинарный проступок коррупционного характера может иметь место при нарушении запретов, обусловленных режимом государственно-служебных отношений, при нарушении этики служебного поведения, при непредставлении или представлении недостоверных или неполных сведений о своих доходах и имуществе, а также доходах и имуществе своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Как дисциплинарный проступок может быть расценено несообщение в установленном порядке о факте склонения сотрудника (служащего) к совершению коррупционного правонарушения.

Процессуальным основанием служебной проверки является:

  • решение представителя руководителя о проведении служебной проверки;
  • письменное заявление служащего (сотрудника) о проведении служебной проверки.

Участники служебной проверки. Служебная проверка — это определенное правоотношение, которое возникает на основании соответствующего факта, в этом правоотношении принимают участие различные субъекты, у которых свой процессуальный статус. Проведение служебной проверки поручается соответствующим структурным подразделениям. Необходимо сказать, что в проведении служебной проверки не может участвовать заинтересованный служащий (сотрудник). Служебные проверки могут организовываться и проводиться как собственными силами и средствами органа или его структурного подразделения, так и с участием иных субъектов, таких как подразделение собственной безопасности и др.

Организация служебной проверки случаев коррупции. Организационно-процедурная часть служебной проверки носит достаточно важное значение. Любая служебная проверка включает 3 элемента <10>:

<10> См.: Маюров Н.П. Служебная проверка как фактор совершенствования дисциплинарных правоотношений в органах милиции // История государства и права. 2005. N 2. С. 32.

  • подготовительный этап. На этом этапе определяются план служебной проверки, тактические формы и методы ее проведения, а также определяется перечень вопросов, которые необходимо выяснить и задать в ходе служебной проверки. Изучается личность служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, или личность служащего (сотрудника), инициирующего служебную проверку, также проверяется работа структурного подразделения, где проходит службу соответствующий служащий (сотрудник). Председатель комиссии или уполномоченный сотрудник, как правило, разрабатывает план проведения служебной проверки, который утверждается руководителем органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившим служебную проверку либо осуществляющим контроль за ее проведением. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:
  • причины и основания для ее назначения;
  • сроки проведения;
  • состав комиссии по проведению служебной проверки;
  • должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки;
  • исследовательский этап. На этом этапе совершаются соответствующие процессуальные действия и мероприятия. В частности, в ходе служебной проверки на время ее проведения служащий (сотрудник) может быть отстранен от должности, при этом за ним сохраняется денежное содержание, при проведении служебной проверки могут применяться технические средства с письменного согласия служащего (сотрудника). На рассматриваемом этапе от служащего или сотрудника требуется дать письменное объяснение, в случае отказа его предоставить составляется соответствующий акт. В ходе служебной проверки сбор интересующей информации, имеющей отношение к факту дисциплинарного проступка, по факту которого проводится проверка, может быть как гласным, так и негласным. Полученные материалы должны быть надлежащим образом оформлены по установленным правилам делопроизводства;
  • заключительный этап. На этом этапе готовится заключение, а также формулируются выводы.

В целях совершенствования административно-процессуального регулирования служебных проверок в системе МВД России в Приказе МВД РФ от 24 декабря 2008 г. N 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» <11> было бы вполне верным более четко обозначить стадии проведения служебной проверки. В частности, более четко процессуально определить момент возбуждения служебной проверки, перечень процессуальных документов, составляемых в ходе ее проведения, меры административного обеспечения, которые используются в ходе проведения служебной проверки. Также следует более детально с процессуальной точки зрения определить статус участников служебной проверки, возможность использования технических средств и др.

<11> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 14.

Также было бы вполне целесообразным более дифференцированно подойти к определению порядка проведения служебных проверок. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы режим служебных проверок зависел от различных составляющих, характеризующих дисциплинарный проступок, а также чтобы было возможно в ходе проведения служебных проверок использовать различные административно-процессуальные режимы. Названные меры в определенной степени способствовали бы совершенствованию административно-правового регулирования порядка проведения служебных проверок, не позволяли бы допускать какие-либо злоупотребления в ходе рассматриваемого мероприятия.

Библиографический список

  1. Организация работы с кадрами / Под ред. Л.М. Колодкина. М., 1997.
  2. Куракин А.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Государство и право. 2008. N 5.
  3. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел / Под ред. В.Л. Кубышко. М., 2008.
  4. Кононов А.М., Камалетдинова А.А. Служебные проверки в органах внутренних дел: сущность, основания и виды // Проблемы правового регулирования и организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Вологда, 2008.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Куракина А.В. «Административные запреты и ограничения как средство противодействия коррупции в системе государственной службы» включена в информационный банк согласно публикации — «Административное и муниципальное право», 2008, N 1.

  1. Костенников М.В., Куракин А.В. Административные запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010.
  2. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел. Домодедово, 2010.
  3. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы науки административного права / Под ред. Н.А. Овчинникова. М., 2011.
  4. Маюров Н.П. Служебная проверка как фактор совершенствования дисциплинарных правоотношений в органах милиции // История государства и права. 2005. N 2.
  5. Никоноров Е.А. Институт служебной проверки в административном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  6. Пряников С.В. Криминалистические основы служебных проверок о признаках коррупционных проявлений в деятельности сотрудников правоохранительных органов // Научные исследования высшей школы. Тюмень, 2006.
  7. Сухинин А.В. Служебная проверка. М., 1997.
  8. Черных С.Б. Правовые и организационные аспекты деятельности служб собственной безопасности ОВД как объект исследования // Актуальные проблемы работы органов внутренних дел. М., 2000.

Служебная проверка в отношении сотрудника

1. Можно ли проводить служебную проверку в отношении уволенного сотрудника овд.

1.1. Здравствуйте! Служебную проверку проводить можно, а вот к ответственности уже не привлечь.

2. В какой срок должны уведомить сотрудника полиции о назначении в отношении него служебной проверки?

2.1. Срок проведения служебной проверки, согласно приказу МВД России #161 не должен превышать 1 месяца со дня принятия решения о ее проведении.
Уведомлять о проверке сотрудника, данеым приказом не предусмотрено. Поэтому у сотрудника в обязательном порядке отбираются объяснения.
Это и считается датой, когда сотрудник ОВД узнал о том, что в отношении него назначена служебная проверка.

3. Какой срок обжалования заключения служебной проверки в отношении сотрудника МВД в суд?

3.1. Какой срок обжалования заключения служебной проверки в отношении сотрудника МВД в суд? Можете в течение трех месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

4. Являюсь сотрудником МВД. Беременность 25 недель. В отношении меня назначена служебная проверка. Не могут закончить ее, в связи с тем что я на больничном. Суть: Я будучи участковым, сидела в кабинете на исполнении документов, и издавала приказы по совмещению участковыми административных участков. Административный участок не может остаться не обслуживаемым более 10 дней, так на одном из участков образовалось окно в количестве 14 дней, на время больничного другого сотрудника. И я закрепила этот участок за собой с доплатой. Лист визирования все подписали, шеф приказ подписал. Теперь после небольшого скандала с шефом, он зацепился за меня, и обвиняет меня в мошенничестве по данному приказу. Угрожает об увольнении из органов и статьей 159 УК РФ. Подскажите пожалуйста мои действия, и что я могу сделать. Премией меня уже обделили, без объяснения причин, просто шеф так захотел, взысканий не имею.

4.1. Возможно дальше угроз дело не пойдет. Смысла особого нет преступление на отдел вешать. Вопрос только, по чьей инициативе назначили проверку. Если это сверху идет то ситуация похуже.

5. Я сотрудник ОВД, нахожусь в декретном отпуске, в отношении меня назначена служебная проверка, могут ли меня обязать давать объяснения, а также привлечь к ответственности по ее результатам?

5.1. Нет, не имеют право как требовать с Вас объяснение, так и тем более наказывать.

6. Я являюсь сотрудником МВД, в отношении меня проводится служебная проверка инспекцией по личному составу, так же мне назначили полиграф. В связи с постановлением суда, о лишении меня права управления транспортным средством на 1-н год. На решение сда подана аппеляционную жалоба в мос. гор суд. Вопрос, могу ли я отказаться от прохождения полиграфа, в рамках служебной проверки? Какие могут быть последствия этого отказа? Так же какие будут последствия, если я пройду полиграф и его результат будет не в мою сторону? Спасибо за ответ!

6.1. Можете отказаться, так как сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право лишь предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).
Но не обязать ее пройти.
Никаких.
Будут толковать не в Вашу сторону.

7. Я сотрудник УФСИН в отношении меня проведена служебная проверка, имею ли я право запросить копию заключения после подписания, если да то на какие документы, приказы мне ссылаться.

7.1. Порядок проведения служебных проверок регламентирован приказом ФСИН от 12 апреля 2012 г. № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Данный документ есть в интернете, можете с ним ознакомиться.
В приказе сказано, что вас должны ознакомить с заключением по результатам проверки. Насчет того, что вы вправе получить копию заключения в данном приказе ничего не сказано, поэтому в выдаче копии вам, скорее всего, откажут.
Но в процессе ознакомления ничто (и никто) вам не мешает взять шариковую ручку и переписать текст заключения, если только оно не грифованное. Также если в помещении где вас будут ознакамливать с заключением можно пользоваться сотовой связью, то вы можете просто сфотографировать данное заключение себе на телефон.

8. Я являюсь сотрудником полиции. В настоящее время в отношении меня проводится служебная проверка, однако с ее началом, правами меня никто не знакомил. Объяснения я ни какие не давал. Я написал рапорт по собственному и ушёл на больничный. Могут ли меня по истечению месяца уволить по статье?

8.1. Смотря что имеете в виду. Правовые основания для принятия такого решения — вполне могут быть. Просто процессуальных действий, с соблюдением сроков, могут не успеть сделать, а срок по увольнению по собственному желанию — соблюдать обязаны.

9. Я сотрудник полиции в отношении меня проводится служебная проверка. Сотрудник Усб опрашивал меня в рамках служебной проверки в день закрытия моего больничного (тоесть по факту я был в тот день на больничном) после чего я написал рапорт на увольнение и отработав 4 дня ушёл на больничный по уходу за ребёнком, собираюсь выходить на службу в день увольнения дата указана в рапорте. Могут ли в отношении меня проводить служебную проверку если я отсутствую на службе по уважительной причине и уволить меня в последний день по отрицательным мотивам?

9.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель, естественно её будут проводить, (при нарушении вами закона), и не важно что вы на больничном. На больничном не могут уволить, а все остальные действия, производятся своим чередом. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

10. Как провести служебную проверку в отношении бывшего сотрудника.

10.1. Здравствуйте! Не совсем ясно, что Вы понимаете в данном случае под этим понятием!? Строго говоря, служебной проверки по постороннему (чужому) для организации, учреждения гражданину (не его работнику) не может быть! Если недавно уволился работник, в том числе из группы материально ответственных, то может быть проведена какая-то проверка, ревизия, но в этом случае без уведомления бывшего работника об этом и без его участия легитимность такой проверки будет поставлена под сомнение! Под очень большое сомнение! Все должно делаться до увольнения сотрудника! Спасибо за вопрос!

10.2. Здравствуйте. Порядок проведения служебной проверки устанавливается локальными приказами предприятия. Проверка проводится по конкретному факту, а не по сотруднику.
Всего Вам самого доброго и удачного разрешения проблем.

10.3. Здравствуйте Валентина, смотря, что у вас за организация, что бы ответить на ваш вопрос его нужно более подробнее вам задать

11. Я сотрудник ОВД, служебная проверка в отношении меня проведена недобросовестно. Меня ознакомили только с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности. Как мне получить копию приказа и копию заключения служебной проверки для обжалования в суде?

11.1. Добрый вечер! Все очень примитивно и просто! Напишите заявление о выдаче для ознакомления документов, с обязательным изготовлением копий для Вас на имя начальника УМВД (района или области, в зависимости от того, по чьему приказу, указанию проведена проверка) и сдайте его под роспись на Вашем экз. заявления в приемной (откажутся от росписи, шлите заказным письмом с увед. На имя руководителя УМВД)! Не будет ответа в установленный срок, не ознакомят с документами, не выдадут их копии (или не разрешат снять копии самому), обращайтесь в суд с АИЗ, приложите копию своего заявления на имя начальника (с росписью о приеме или чек почты об отправке и уведомления о получении его в УМВД) и укажите в иске, что выдать Вам документы отказались! Успехов в споре! Спасибо за вопрос!

12. Могут ли в отношении вольнонаемного сотрудника в полиции проводить служебную проверку, т.к. не сразу слал больничный лист?

12.1. Здравствуйте!
Да, при наличии оснований, работодатель вправе проводить служебную проверку, в отношении работника.
Желаю Вам удачи и всего хорошего!

12.2. Могут.II. Организация проведения служебной проверки 13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также заявление сотрудника 25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

13. Я сотрудник полиции. В отношении меня проведена служебная проверка. В течении какого срока я могу ее обжаловать?

13.1. Добрый день. Проведение проверки обжаловать нельзя, можно обжаловать только решение по результатам проверки. Сроки обжалования зависят от принятого решения, от 1 месяца до 3 месяцев.

13.2. Приказ МВД России от 26.03.2013 N 161 (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013…
IV. Оформление результатов служебной проверки
34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
35. В вводной части указываются:
35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).
35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.
36. Описательная часть должна содержать:
36.1. Основания проведения служебной проверки.
36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
35.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(в ред. Приказа МВД России от 20.04.2015 N 447)
(см. текст в предыдущей редакции)
36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.
36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.
36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.
36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.
37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:
37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.
37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(в ред. Приказа МВД России от 20.04.2015 N 447)
(см. текст в предыдущей редакции)
37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.
37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.
(в ред. Приказа МВД России от 22.09.2015 N 903)
(см. текст в предыдущей редакции)
37.7. Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.
37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(в ред. Приказа МВД России от 20.04.2015 N 447)
(см. текст в предыдущей редакции)
37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.
37.10. Рекомендации предупредительно-профилактического характера.
38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.
38.1. В случае если в проекте заключения по результатам служебной проверки, проведенной в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, отсутствуют предложения о применении к нему мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, проект заключения по результатам служебной проверки не подлежит согласованию с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.
(п. 38.1 введен Приказом МВД России от 22.09.2015 N 903)
39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.
40. Утратил силу. — Приказ МВД России от 22.09.2015 N 903.
(см. текст в предыдущей редакции)
41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.
42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).
43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.
44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.
45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:
45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.
45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).
45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.
45.4. Заключение по результатам служебной проверки.
45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.
45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.
46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.
47. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.
Всего хорошего.

14. Я являюсь сотрудником ФСИН в отношении меня была проведена управлением служебная проверка о привлечении меня к дисциплинарной ответственности. Проверка была проведена с нарушением порядка проведения, выводами и мерой взыскания. Вопрос: как можно обжаловать результаты проверки имеющие рекомендацию моему начальнику о привлечении меня к ответственности в до судебном порядке?

14.1. Если приказ о наложении на вас дисциплинарного взыскания был подписан начальником исправительного учреждения, то вы можете обжаловать его в УФСИН вашего региона, обратившись с соответствующим рапортом на имя начальника УФСИН
Удачи Вам.

14.2. На заключении по результатам разбирательства вы должны сделать отметку о том, что с материалами разбирательства не согласны. Получите копию указанных материалов и пишите жалобу в Прокуратуру с обоснованием своей позиции. По данному факту должна быть проведена проверка.

15. Пожалуйста в течении какого времени в отношении сотрудника может быть проведена служебная проверка с учетом его нахождения на больничном или по выходу с больничного.

15.1. Может быть проверка и в период пребывания работника на больничном. Все зависит от организации, должности работника и срочности проверки в целях производственной необходимости.

15.2. Здравствуйте! Проведение служебных проверок регулируется ст. 59 Федерального закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

16. В отношении сотрудника назначено служебная проверка. Однако сотрудник была на больничном, поэтому закончить служебное расследование в отсутствие было невозможно. Сегодня 17.01.2017 она вышла с больничного, я сразу же вручила ей акт служебной проверке и приказ о дисциплинарном взыскании, она отказалась подписывать и я составила об этом акт. Через некоторое время узнаю, что она написала заявление на административный отпуск на 17.01.2017 г. и руководитель ей заявление подписал. Получается я что же не имела права сегодня ее ознакамливать с актом и приказом? Или же ей не имели права давать административный?

16.1. Отпуск без сохранения заработной платны руководитель ей мог предоставить. Это-его право
Но ознакомлению с приказом это не препятствует. ТК РФ не содержит ограничений на ознакомление с актами, приказами и т.п. в период отпуска без сохранения заработной платы.

17. Я сотрудник полиции. В отношении меня проводится служебная проверка, по результатам которой будет увольнение по утрате доверия. Могу ли я уволиться по собственному желанию, нахожусь на больничном.

17.1. Да , пока проверка не завершена, вы можете подать рапорт на увольнение по собственному желанию.

18. КаК инициировать служебную проверку в отношении сотрудника уфсин?

18.1. Написать ряд заявлений на действия( бездействие) этого сотрудника, в прокуратуру, в суд, его руководству

19. Могут ли работники правового отдела начать проводить служебную проверку в отношении сотрудника ОВД до момента уведомления сотрудника о назначении служебной проверки. Как исчисляется срок проверки, если в момент ее назначения сотрудник находился в отпуске, в это время проверяющий провел опрос, запросил и получил необходимые документы, а спустя месяц, в первый день выхода сотрудника на работу, уведомил о проведении служебной проверки, получил письменное объяснение и, только спустя еще месяц вынес заключение служебной проверки.

19.1. —Здравствуйте, имеют полное право. Всего хорошего.

20. Я являюсь сотрудником ОВД. В отношении меня проведена служебная проверка. С назначением служебной проверки я ознакомлен не был. По данному поводу я написал заявление в суд. Что делать дальше.

20.1. Добрый день! Если написали заявление в суд — необходимо готовиться к судебному разбирательству, собирать доказательства.

21. В отношении меня была проведена служебная проверка и вынесено заключение сотрудниками мвд по кбр В связи с тем, что мне надо было обратиться в больницу за медпомощью, я расписался что ознакомился с данным заключением, хотя на самом деле не ознакомливался. Повторно написал заявление на имя министра ВД по КБР о просьбе разрешить ознакомиться с данным заключением изложив суть причины не ознакомления с данным заключением, однако сотрудники ИЛС МВД по КБР по непонятной причине отказывают мне ознакомится с данным заключением ссылаясь на то, что я ранее якобы ознакомился с данным заключением где имеется моя роспись. Это означает, что я не могу ознакомится с данным заключением служебной проверки и нарушаются ли мои права?

21.1. Здравствуйте! ознакомится с данным заключением служебной проверки имеете полное право.

22. В СК в отношении сотрудника полиции проходит служебная проверка. В настоящее время — самый плохой расклад — это отказ в возбуждении уголовного дела по причине истечения сроков давности. Если УД не будет возбуждаться по не реабилитирующим обстоятельствам, могут ли уволить сотрудника из полиции.

22.1. Да, смогут уволить, если узнают.

22.2. Не могут уволить по этому основанию!
В соответствии с п. 7 ч. 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
В отношении Вас не осуществлялось уголовное преследование!

23. Если сотрудника отстранили от службы и в отношении него проводится служебная проверка, имеют ли право его вызвать на тревогу. МВД. Спасибо!

23.1. Здравствуйте! вызывать не имеют право в таком случае.

24. Я являюсь сотрудником полиции стаж 20 лет, в отношении меня провели служебную проверку с выводами об увольнении из органов внутренних дел. В настоящее время я нахожу в госпитале МВД и мне поставили диагноз ишемия сердца. Вопрос: могут ли меня уволить по статье если меня направляют на ВВК.

24.1. Здравствуйте! Нет, в данный момент не могут

25. В отношении меня — сотрудника мвд — проведена служебная проверка, в результате которой я уволен. С приказом о назначении служебной проверки я не был ознакомлен. Соответственно узнал о ее завершении в конце и ничего не успел сделать. Должны ли были меня с приказом о назначении служебной проверки ознакомить, если да, то чем это регламентируется? Является ли это нарушением порядка увольнения?

25.1. Здравствуйте! согласно Положения о службе в ОВД Вас ОБЯЗАНЫ были ознакомить с самой служебной проверкой и с приказом.

26. В настоящее время еще являюсь сотрудником ОВД. В отношении меня проводится служебная проверка, по итогам которой уволят по отрицательным мотивам за нарушение КоАП гл. 12. Ситуация: находился в н/с, попросил друга (трезвый) сесть за руль моего авто. По дороге он не справился с управлением и допустил ДТП без пострадавших. Удар пришелся на правую сторону авто. Я потерял сознание. Когда пришел в себя, то попытался выйти из авто, но моя дверь была заблокирована. Ближайший выход через дверь водителя. Когда перелез и стал выходить подъехали сотрудники ГАИ. Утверждая что я был за рулем, оформили. Водитель, в тот момент когда я был без сознания убежал, побоялся ответственности (подставил). В суд сотрудники ГАИ предоставили документы о том, что меня остановили и я был в н/с. Я предоставил документы о ДТП и друг придет и все расскажет, что он был за рулем. Однако, уволят из ОВД до окончательного судебного разбирательства. Есть ли варианты восстановления в ОВД? а также положительного судебного разбирательства в мою пользу?

26.1. Здравствуйте. Все факты против Вас, и то что друг подтвердит в суде покажется не убедительным. Уволить могут сразу, после проведения служебной проверки, но и это можно оспорить. Нужны дополнительные доказательства. Может есть видеофиксация или свидетели.
Нужна помощь — обращайтесь. Есть опыт в подобных делах, хорошего мало, доходил до Европейского суда.

27. Можно ли проводить служебные проверки в отношении сотрудника выведенного за штат без исполнения должностных обязанностей?

27.1. Добрый день! да, возможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *