Служебная квартира

Служебное жильё

Служебное жильё — под служебным помещением понимается помещения, которые, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).

Бытует ошибочное мнение, что к служебным помещениям относятся не только служебные квартиры, но и комнаты в общежитиях, а также комнаты, в которых проживают другие наниматели жилья. В данном случае ошибка состоит в том, что ряд организаций неверно исходит из толкования временного характера проживания в служебном жильё и в общежитии. Служебные помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с организацией, в период работы в ней (в период прохождения службы). К служебным жилым помещениям относятся только отдельные квартиры. Действительно, комнаты в общежитиях предназначены для временного проживания в период работы, учебы или службы.. Однако работник наделяется служебным жильём в соответствии с характером своих трудовых отношений с организацией, в то время как помещение в общежитии предоставляется во временное пользование и не связано с характером трудовых отношений.

Как можно получить служебное жилье

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, органа управления кооперативной, иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения местная администрация выдает ордер на служебное жилое помещение установленной формы. С лицом, получившим ордер на служебное жилье, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

В договоре найма определяются права и обязанности сторон по пользованию служебным жилым помещением. Члены семьи нанимателя служебного жилья, проживающие совместно с ним, пользуются всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма, наравне с нанимателем. В установленном порядке наниматель вправе вселить в занимаемое им служебное жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Права нанимателя служебного жилья ограничены законодательством. Так, он не вправе бронировать, сдавать в поднаем, а также обменивать занимаемое служебное жилое помещение.

Когда выселяют из служебного жилья

Договор на проживание в служебной квартире действует исключительно в течение заключенного «Пользователем» с «Предприятием» трудового договора и подлежит расторжению с выселением «Пользователя» и лиц, совместно проживающих с ним, без предоставления другого жилого помещения в установленном законом порядке:

  • в случае прекращения «Пользователем» трудовых отношений с «Предприятием», независимо от причин его прекращения;
  • в случаях, если «Пользователь» или члены его семьи систематически осуществляют порчу и разрушение квартиры или делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном доме, помещение используется не по назначению, не вносятся коммунальные и иные платежи в течение 6 месяцев;

Примечание. При прекращении трудовых отношений «Пользователь» совместно со всеми проживающими с ним лицами обязан освободить служебное жилое помещение в месячный срок с момента получения письменного предупреждения «Предприятия»;

  • по другим основаниям, установленным действующим законодательством.

Приватизация служебного жилья

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

НО!!!

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. При этом жилое помещение может быть оформлено как в общую совместную собственность, в общую долевую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих.

Процесс приватизации жилого помещения начинается со сбора необходимых документов. Если жилое помещение находится в служебном пользовании одним из главных документов является разрешение собственника служебного жилого фонда. К нему прилагаются следующие документы:

  • Оригинал ордера или оригинал выписки из решения с договором социального найма.
  • Выписка из домовых книг со всех адресов Вашего проживания, начиная с 01.07.1991 г., на всех зарегистрированных местах жительства.
  • Кадастровый паспорт и экспликация.
  • Копии и оригиналы паспортов всех зарегистрированных на данной жилой площади всех членов семьи.
  • Справка о замене паспортов(если паспорт был выдан после 01.07.1991 г.)
  • Нотариальная доверенность на сотрудника службы одного окна.
  • Заявление и личное присутствие всех зарегистрированных членов семьи.
  • Квитанция об оплате госпошлины (500 руб.)

Далее сформированный пакет документов необходимо подать на государственную регистрацию. Жители Москвы могут обратиться в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда Российской Федерации, где чаще всего и располагаются приемные по приватизации. Окончательным результатом будет получение свидетельства на собственность. Государственная регистрация длится от 1 до 2 месяцев.

Как приватизировать служебное жилье?

Иногда организация хочет передать жильё муниципалитету, а местные органы власти отказываются брать здание на баланс и тормозят процесс. В этом случае гражданину стоит потребовать заключения договора соцнайма через суд. Действие 3 Приватизируем служебное жильё с согласия работодателя Проще всего, если приватизация служебной квартиры проходит с согласия работодателя.

Практика передачи ведомственных квадратных метров в собственность сотрудникам существует в Министерстве обороны, МВД, МЧС и других силовых органах. Гражданские предприятия реже делятся сокровищами своего жилищного фонда, однако в отдельных случаях квартиру можно получить, отработав в организации определенное количество лет. Такая же практика есть и у некоторых коммерческих компаний, в особенности, у крупных производственных предприятий.

Список документов, представляемых собственнику При подаче заявлении от вас могут потребовать следующие документы: – копии паспортов всех зарегистрированных в квартире лиц; – копию финансового лицевого счета; – выписку из домовой книги; – справку об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ; – единый жилищный документ; – документы БТИ (поэтажный план, экспликацию); – копию трудовой книжки нанимателя помещения (кому предоставлялось жилье), а в случае его смерти дополнительно копию свидетельства о смерти; – копию распоряжения о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ); – справки из Департамента городского имущества г.

Как проводится приватизация служебного жилья

Последние предоставляются гражданам в связи с работой на основании договора, срок действия которого не превышает термин действия трудового контракта. После окончания трудовой деятельности особа вместе с членами своего семейства должна покинуть помещение. Из этого правила есть исключения, и из квартиры не выселяют без предоставления другого места жительства такие категории:

  • работника, который вышел на пенсию;
  • членов семьи военного, сотрудника пожарной службы или силовой структуры, который погиб или пропал без вести, исполнения свои служебные обязанности;
  • работника, который получил 1 или 2 группу инвалидности по вине работодателя;
  • членов семейства работников, которые ушли из жизни;
  • если в жилище проживают дети-сироты.

Что касается возможности приватизации служебного помещения, то законом запрещена такая процедура по общим основаниям.

Нанимателю ведомственного жилья имеет смысл:

  • — Уточнить владельца помещения на момент, когда туда вселился наниматель (организация или муниципалитет)
  • — Уточнить, на основании какого договора была предоставлена квартира (служебного или социального найма)
  • — Проверить, кто присвоил жилью статус служебного (право на это есть лишь у уполномоченных органов: комиссии исполкома, которая управляет государственным, муниципальным или ведомственным жилищным фондом)
  • — Проверить, когда жильё получило статус служебного (по закону это должно было быть сделано до предоставления квартиры жильцу)
  • — Проверить, зарегистрировано ли помещение в Росреестре как служебное

Если хотя бы по одному из пунктов вы найдете несоответствие, есть основание требовать приватизации.
Прежде всего, нужно узнать, кто и как выносил вердикт о включении квартиры в разряд ведомственной. Присвоение указанного статуса производится только управомоченными органами, осуществляющими контроль за государственным, муниципальным или ведомственным жилфондом. Квартира может быть признана как служебная только в период до предоставления работнику в пользование.

Кроме этого, ведомственные помещения должны пройти обязательную процедуру регистрации в Регистрационной Палате. Если хотя бы одно из указанных выше условий не соблюдено, квартира считается занимаемой по договору социального найма (даже если фактически между сторонами заключен договор служебного найма). Таким образом, появляется шанс приватизировать квартиру через суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *