Содержание
Кому положена сиделка от служб соцзащиты
В законе Российской Федерации четко прописаны те категории населения, которые могут рассчитывать, что им будет предоставлена сиделка от соцзащиты:
-
Участники ВОВ, в том числе и труженики тыла.
-
Инвалиды боевых действий, в любой временный период.
-
Инвалиды 1 группы.
-
Одинокие люди, в возрасте старше 80 лет.
Важное условия для оформления помощи сиделки — невозможность самообслуживания и отсутствие близких и родственников готовых помогать.
Закон позволяет обойти это требование, тем гражданам, нуждающимся в помощи, которые смогут доказать, что имеющиеся родственники не могут оказывать им должный уход. Например, они проживают в другом регионе, сами тяжело больны, находятся в местах лишения свободы или их работа состоит из длительных командировок.
Осознав, что необходима помощь другого человека, необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты. В течении 10 дней на место проживания выйдет комиссия, которая объективно оценит состояние больного, состояние места проживания и составит список возможных услуг. Далее будет принято решение, причём время ожидания не должно превысить эти же 10 дней с момента подачи заявления. На следующие сутки больной получит договор, в котором четко пропишется в какие дни и часы будут приходить социальный работник и какие услуги будет оказывать.
Услуги сиделки оказываются бесплатно тем гражданам, доход которых ниже прожиточного минимума, остальные платят около 10% от стоимости, что составляет в среднем 300 рублей в месяц.
Услуги, которые предоставляет сиделка
Услуга сиделки от соцзащиты заключается в оказании на дому социальной и медицинской помощи, объем и характер которых прописаны в нормативных актах законов РФ.
Это может быть:
-
Оказание различной помощи на дому, в которую может входить уборка, приготовление специального питания, перестилание постелей, контроль за своевременным приемом лекарств.
-
Помощь больным в условиях дневных стационаров, заключающуюся в сопровождении в больницу и домой, а также уход в палате.
-
Оказание помощи в условиях стационарного лечения, например, при помещении в больницу, поездка в санатории пансионаты, нахождении в домах-интернатах.
-
Предоставление медицинской или любой другой срочной помощи на одноразовой основе.
-
Предоставление помощи социально- адаптивного, консультативного характера. Она направлена на социализацию и адаптацию больного в изменившихся условиях после постановки диагноза, или при потере близких.
Более конкретно, те услуги, которые может выполнять сиделка от соцзащиты, проявляются в следующем:
-
Организация быта, питания и даже досуга, который может заключаться в чтении книг, прогулках и прочем.
-
Закупка продуктов питания, бытовой химии, средств личной гигиены.
-
Проживающим в частном доме может оказываться помощь по разжиганию печи, предоставление питьевой воды и уходе за придомовой территорией.
-
Организация и проведение косметического ремонта в доме, а также во дворе.
-
Вызов скорой помощи и лечащего врача при необходимости.
-
Совершение гигиенических процедур, слежение за чистотой.
-
Подготовка к процедуре МСЭ, и сопровождение больного.
-
Совместные визиты к врачам и ведение учетной документации.
Какие документы нужны для оформления сиделки
Итак, понятно, что для получения помощи необходимо обратиться в территориальный орган соцзащиты, где кроме заявления придется приложить несколько документов:
-
Паспорт того, кто нуждается в помощи и паспорта родственников, если они есть.
-
Пенсионное удостоверение, справка об инвалидности и удостоверение ветерана ВОВ.
-
Выписка о месте постоянного проживания, выдаваемая в паспортном столе.
-
Инвалиды предоставляют копию ИПР, а просто больные справку из поликлиники о том, что нуждаются в помощи и не могут обслуживать себя самостоятельно.Если нуждающийся не может принести документы сам, то он оформляет доверенность.
Если человек не знает, как нанять сиделку через соцзащиту, то достаточно позвонить и вызвать комиссию на дом.
Несмотря на то, что помощь недееспособным гражданам гарантированная законом, комиссия может отказать в ней в случаях:
1. Алкоголизма и наркомании больного.
2. Явных психических расстройств и социальной опасности.
3. Диагностирование заразных, инфекционных заболеваний, в том числе туберкулезных.
Кому и при каких условиях положен социальный работник?
Получать социальные услуги на дому могут пенсионеры, то есть женщины при достижении 55 лет, мужчины старше 60 и инвалиды независимо от возраста. Социальный работник будет оказывать помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.
Для того чтобы получить подобную помощь, нужно обращаться в территориальные комиссию министерства, которые находятся в центрах социального обслуживания (есть в каждом районе) и представить необходимый перечень документов и справку о доходах. Впрочем, если вы получаете только пенсии и социальные пособия, то справка не пригодится — ведомство само запросит ее у Пенсионного фонда и учреждений соцзащиты.
Специалисты оценят, какую именно помощь необходимо предоставить пожилому человеку. Например, может требоваться только покупка продуктов и оплата коммунальных услуг или помощь в приготовлении пищи и уборке квартиры. В итоге комиссией будет подготовлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Срок принятия решений небольшой. От времени обращения до признания нуждающимся в социальном обслуживании и формирования программы помощи пройдет не более 10 рабочих дней. А договор на предоставление социальных услуг будет готов в течение суток.
Условия заключения договора
Договор на оказание социальной помощи заключается между гражданином и учреждением на срок со дня подписания до конца календарного года. Однако продлевать его ежегодно не требуется. Он автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон письменно не уведомила другую о его прекращении.
То, насколько часто будет приходить соцработник и какую работу выполнять, зависит от степени нуждаемости пенсионера или инвалида и его физического состояния. При этом учитывается и помощь родственников, а также и других граждан, которые могут оказать посильную помощь. Максимально это может быть ежедневное посещение (за исключением субботы и воскресенья).
Перечень социальных услуг, предоставляемых на дому, утвержден законодательно. Как рассказывают в министерстве, среди наиболее востребованных социальных услуг — покупка и доставка продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств, доставка воды (в дома, не имеющие центрального водоснабжения), оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, психологическая помощь. Для частично либо полностью утративших способность к самообслуживанию — санитарно-гигиенические услуги, приготовление пищи, кормление, уборка помещения. Также в последнее время становится популярной услуга по содействию в обучении на дому компьютерной грамотности.
Какие документы нужны, чтобы оформить социального работника?
— паспорт, свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина;
— документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (в случае, если за получением услуг в интересах гражданина обращается его законный представитель);
— документ, подтверждающий проживание по месту пребывания (при отсутствии регистрации — по месту пребывания, указанному в заявлении);
— документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, проживающих вместе с ним (супругов, родителей, несовершеннолетних детей) за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда РФ, мер социальной поддержки населения, получаемых в управлениях социальной защиты населения);
— справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для имеющих инвалидность);
— заключение медицинской организации о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг.