Шлагбаум на придомовой территории

Содержание

Требования закона

Предварительно требуется ознакомиться с необходимым перечнем правовых актов.

Установка шлагбаума на придомовой территории или во дворе регулируется следующими законами РФ:

  1. Жилищный кодекс в ст. 36 перечисляет круг предметов общего пользования жителей дома. Статья 46 утверждает порядок принятия решения на собрании собственников.
  2. Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. предоставило право совместного распоряжения дворовой территорией.
  3. Земельный кодекс в ст. 26 указывает на наличие документов, дающих право распоряжения придомовым участком.

Условия

Только при соблюдении законных предписаний, гарантируется отсутствие со стороны властей санкций в виде штрафа и демонтажа.

Важно учитывать следующие правила:

  1. Возводить объекты разрешено лишь на территории общей долевой собственности.
  2. Обсуждение вопросов по возведению шлагбаума производится лишь на общедомовом собрании путем голосования. Чтобы решение было принято, за него должно быть отдано не меньше 2/3 голосов.
  3. Требуется предварительно разработать специальный проект, предусматривающий возможность свободного проезда спецтранспорта.

Требования местных властей

Важно принять во внимание, что на федеральном уровне четкие требования отсутствуют. Уделить внимание стоит локальным актам, прописывающим дополнительные положения.

Дополнительные условия

Не редки случаи, когда на этапе согласования с властями, жителям может поступить отказ, несмотря на наличие права собственности на участок и других надлежащее оформленных документов.

Обстоятельства, препятствующие возведению ограждений:

  1. При отсутствии разрешения находящихся на придомовом участке технических служб.
  2. При перекрытии нескольких въездов без одобрения заинтересованных лиц.

Какие учитываются требования

Крайне важно перед осуществлением основных действий изучить базовые требования.

К ним относятся:

  • экстренные службы о такой установке должны быть уведомлены заранее и иметь возможность беспрепятственного проезда;
  • устройство должно располагаться в радиусе 5—8 м от дома;
  • рядом должен быть установлен круглосуточный пункт обслуживания, оснащенный информационным щитом, содержащим номера телефонов тех лиц, которые обладают пультом управления и способны открыть проезд.

Правила и порядок установки

Проводить такую процедуру рекомендуется заблаговременно, до приобретения конструкции, так как велика вероятность, что разрешение на ограждение шлагбаумом придомовой территории не будет получено даже при отсутствии нарушений законодательства.

Необходимые документы

Лишь получив разрешения от многочисленных инстанций, можно приобрести устройство.

В каждое учреждение требуется подготовить и передать следующий пакет документов:

  • подтверждение оформления долевой собственности;
  • выписка из кадастра с полной информацией об участке;
  • протокол собрания жильцов;
  • проект монтажа со сведениями, будет ли оборудована парковка охранным постом или диспетчерским пунктом;
  • разработанная техническая документация.

Определение статуса участка

Прилегающий к дому участок, на котором планируется установка заграждающей конструкции, должен принадлежать жителям на основании прав собственности.

Содержат сведения относительно правового статуса участка:

  1. Выписка из ЕГРН (границы и площадь).
  2. Бумаги, подтверждающие такое право.
  3. Кадастровый паспорт.

Оформление долевой собственности

Такое право принадлежит владельцам объектов, независимо от регистрации самого права.

ФЗ от 29.12.2004 г. № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в ст. 16 определяет, что если участок земли, на котором находится МКД и все объекты, в него включенные, был сформирован до вступления в силу ЖК РФ, и в отношении него был проведен государственный кадастровый реестр, то он бесплатно передается в собственность владельцев помещений этого дома.

Если участок не сформирован до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то любое лицо, уполномоченное решением собрания, имеет право запросить у местных органов власти произвести действия, связанные с формированием такого участка. Надел безвозмездно передается в общую собственность с момента своего формирования.

Общее собрание

Решение об установке шлагбаума принимается на едином собрании собственников. Альтернативой собранию является онлайн-опрос с помощью сервиса «Электронный дом».

Итоги голосования будут иметь силу при соблюдении ряда условий:

  • организатором является собственник;
  • в голосовании принимает участие более половины владельцев помещений .

Решение по тому или иному вопросу принимается большинством голосов. Утвержденные положения фиксируются в протоколе. Если проводился онлайн-опрос , то результаты должны быть сформированы на бумажном носителе. На повестку дня должны быть вынесены вопросы:

  1. О назначении лица, представляющего интересы собственников.
  2. О количестве шлагбаумов и месте их расположения.
  3. Технические характеристики устройства.

После нужно обратиться в муниципальный Совет депутатов с заявлением о согласовании установки , приложив к нему протокол общего собрания . В течение 30 дней Совет выдаст разрешение либо откажет в нем.

Выбор исполнителя

После прохождения согласования во всех инстанциях и одобрения установки искусственной преграды можно приступать к монтажу. Организацию, которая будет производить работы, собственники выбирают сами.

Согласования

Изначально все документы предоставляются на рассмотрение в управляющую компанию.

Законно или нет установлен шлагбаум во дворе жилого дома, определяют следующие ведомства:

  1. Пожарная охрана. Она проверяет технические данные и будущее место размещения заграждения. Главным условием проверки выступает создание условий для свободного доступа пожарной машины к дому.
  2. Администрация региона , куда перед монтажом подается заявление с проектом. На рассмотрении проект находится 30 дней.
  3. ГИБДД. Тут правилами вводится ограничение: ПДД не допускает гражданам самостоятельно размещать конструкции, обременяющие проезд автотранспорта. Жильцы должны доказать, что придомовая территория не относится к проезжей части.
  4. Коммунальные службы контролируют, чтобы при установке целостность проложенных под землей кабелей и магистралей не была повреждена.

Получение разрешения

В целях получения разрешения важно соблюдать определенный законом порядок.

Последовательность действий:

  1. Принять единое решение на собрании.
  2. Представить муниципалитету протокол общего собрания.
  3. Подготовить технический проект.
  4. Составить схему подключения электричества, предусматривающую круглосуточную работу шлагбаума.
  5. Произвести согласование со всеми городскими службами, а также техническими организациями, расположенными на придомовой территории.

Виды шлагбаумов

Выбирая из широкого ряда конструкций, важно учитывать не только финансовую сторону вопроса, но и интенсивность движения через пропускной пункт, а также общие требования к устройству.

Механический вариант

В целом, этот вариант выбирают экономичные люди, поскольку по ценовой категории он вполне доступен и его установка не вызывает проблем. Тем не менее, имеются некоторые нюансы: его дальнейшую эксплуатацию должны осуществлять вахтеры. А это является следствием регулярных трат.

Автоматический

Такая конструкция может быть оснащена как автоматическим приводом, так и гидравлическим, исправно работающим даже при резких перепадах температур. Каждому владельцу квартиры в доме предоставляется специальный ключ.

При отключении электричества поднять вручную такой шлагбаум не составит труда. К минусам стоит отнести высокую стоимость таких моделей.

Интенсивность, скорость работы

Интенсивность работы устройства ставится в прямую зависимость от проходимости через пропускной пункт транспортных средств. Для небольшой парковки высокофункциональный ограничитель движения будет излишеством: тут вполне подойдет показатель интенсивности до 80%.

На интенсивность влияет:

  • подсветка;
  • датчики;
  • и иные факторы.

Громоздкость самого шлагбаума влияет на динамичность работы пропускного пункта, Если конструкция занимает большую площадь, целесообразнее будет установить две средние стрелы вместо одной большой.

Порядок монтажа

Методика заключается в разметке и последующей подготовке участка специалистом. Далее место заливают бетоном и выставляют стойку шлагбаума.

При установке важно учитывать следующие критерии:

  • стрела должна быть изготовлена из легкого материала;
  • основание бетонируется в целях повышения устойчивости;
  • изделие должно быть безопасным в эксплуатации.

Стоимость работы

Стоимость установки может значительно отличаться.

Ценовая политика складывается из следующих составляющих:

  • функциональные данные;
  • длина стрелы;
  • прайс-лист специалистов.

Как правило, стоимость конструкции варьируется от 35 тыс. руб. до 198 тыс. руб. Работа по установке, обычно не превышает 15 тыс. руб.

Закон об установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома в России

Проблема свободных парковочных мест в крупных городах ощущается особо остро. Кроме того, за парковку автомобиля необходимо заплатить.

Владельцы машин решают данный вопрос по-своему – оставляют транспортное средство в ближайших дворах. Неудивительно, что жители, лишенные возможности ставить личные авто в собственных дворах, устанавливают шлагбаумы, ограничивающие въезд «чужакам». И делают это на вполне законных основаниях, если не пытаются самоуправствовать, а выбирают правильный путь.

Федеральным законом №189 (статья 16), действующим с 2004 года, и Жилищным кодексом РФ (статья 36) предусматривается передача придомовой территории в собственность жильцам многоквартирного дома – вариант долевого владения.

Что это означает при наличии коллективного решения жильцов:

  1. Использование всех объектов, находящихся на данном участке.
  2. Проведение работ по благоустройству участка.
  3. Осуществление защиты территории, включая установку шлагбаума, и так далее.

Таким образом, правильное оформление собственности дает право владельцу (в лице жилищного кооператива) благоустраивать и защищать территорию, прилегающую к многоэтажке. Главное — не вступать в противоречия с законом. Правильней привлечь опытного юриста для уточнения всех законодательных нюансов, дабы не пришлось убирать уже установленную преграду.

К слову, с 2013 года в столице действует Постановление Московского правительства, регламентирующее установку каких-либо искусственных преград на придомовых участках. В этом специальном документе прописаны все аспекты данного вопроса, начиная с дат, сроков принятия решения, нюансов согласования, и заканчивая порядком монтажных работ, возможными причинами отказа и прочими тонкостями.

Правила и порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законный путь установки оградительного устройства для въезда во двор подразумевает следующий порядок действий, состоящий из следующих основных пунктов:

1. Юридическое оформление долевого владения придомовым участком:

  1. Собираются жильцы многоэтажки.
  2. Собранием принимается решение (большинством голосом): сформировать участок земли, на котором расположено многоквартирное строение, и зарегистрировать его в кадастре.
  3. В госорганы направляется соответствующая бумага, где отражено решение собрания.

Иными словами, на основании письменного согласия жильцов устанавливается площадь указанной территории, ее границы закрепляются в кадастре за владельцем, представленным долевыми собственниками (согласно статье 26, ФЗ№122).

2. Проводится собрание долевых собственников, которое также принимает ряд решений:

  1. Установить шлагбаум.
  2. Ввести его в эксплуатацию.

Указанные выше решения оформляются протоколом и принимаются большинством голосом. Теоретически достаточно 51%, на практике 70% жильцов должны проголосовать «за». В этом случае проще улаживать возможные конфликты с противниками установки шлагбаума.

3. Далее утверждается смета на монтаж оборудования определенной модели с соответствующими техническими характеристиками

Эти данные также фиксируются в протоколе.

В муниципалитет подается заявление на монтаж ограждающего устройства. К документу прилагается протокол с технической документацией (проектом ограды) и разрешения от специальных организаций (ГИБДД и пожарников).

При получении положительного решения можно приступать к монтажным работам.

По каким же правилам устанавливается шлагбаум на территории дворов?

Их не так много, но нарушение любого может стать поводом для демонтажа заграждения:

  1. Шлагбаум не должен является препятствием для прохода человека. Важно учитывать все категории пешеходов, к которой причисляются родители с малышами, сидящими в колясках, велосипедисты, инвалиды-колясочники и прочие.
  2. К обязательному условию относится обеспечение беспрепятственного въезда на территорию дома транспорта пожарной, медицинской, газовой и прочих организаций из категории срочные службы.
  3. Важна легкость материала, из которого сделана стрела – ключевой элемент шлагбаума. Это действительно играет значимую роль на случай механического открытия преграды при возникновении такой надобности.
  4. Оснащение устройства элементами, обеспечивающими безопасность эксплуатации. Например, такими, которые способны блокировать оборудование, если под стрелой находится человек либо иной объект.
  5. Бетонируется основание для монтажа стойки и держателя стрелы. Это обеспечивает устойчивость конструкции, а, следовательно, ее надежность при эксплуатации.

Напоминаем: местом расположения искусственного ограждения может быть только участок, принадлежащий многоэтажке.

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной во дворе многоквартирного дома

Получение разрешения на монтаж шлагбаума от пожарной службы – дело сложное, но важное. Заниматься этим вопросом лучше до начала монтажных работ, чтобы в будущем ничего не переделывать и не вступать в конфликт с данной организацией.

Единственное требование представителей пожарной структуры к любым ограждающим конструкциям – обеспечение беспрепятственного въезда пожарных машин на территорию двора. Если ограда не соответствует этому условию, она признается незаконной. В качестве аргументов отказа – правила ППБ.

Вот почему необходимо доказать постоянную готовность шлагбаума к открыванию для пропуска машин МЧС.

Как это сделать?

Предлагается два проверенных варианта:

  1. Нанять нескольких охранников, в обязанности которых будет входить пропуск транспорта, относящегося к срочным службам. Метод отличается надежностью, хотя и не является самым бюджетным. Не всем жильцам по карману содержание таких работников.
  2. Установить систему видеонаблюдения с выводом сигнала на круглосуточно работающую диспетчерскую. Здесь все будет гораздо проще – проезд откроется в любой час. Для этого диспетчеру нужно лишь нажать на кнопку.

Внимание! Если установка шлагбаума не согласована с пожарными, но ограда все же поставлена, приехавший по вызову пожарный транспорт вправе снести ее. При этом возмещать ущерб никто не будет, зато в суд поступит исковое заявление на возмещение ущерба за вред, нанесенный служебной машине.

Блог

Вспомнился мне недавно один мой бывший начальник, который топал ногами, когда видел проезжающие по двору автомобили и хотел установить около многоквартирного дома (МКД) шлагбаумы. Но дом стоял не в тупике, а в окружении других домов, и дорога вдоль дома была сквозным внутриквартальным проездом. Я живу рядом с этим домом и шлагбаума там нет до сих пор. Видно, свою мечту он не исполнил пока.

Думаю, что многие водители могут иногда проехать по дворам, нарушая Правила дорожного движения (ПДД) о запрете на сквозное движение, сама такая бывала иногда. Понять собственников, желающих прекратить это установкой шлагбаума или дорожных знаков на придомовой территории и обеспечить безопасность на ней, можно. Особенно при интенсивности дорожного движения и увеличения количества автомобилей в современном мире и в нашей стране, в частности. Да и желающих парковать свои автомобили в чужих дворах не так уж мало.

Насколько правомерны попытки собственников поставить шлагбаум, ограждение или дорожные знаки на придомовой территории МКД и какие последствия могут быть вследствие этих действий, мы рассмотрим в этой статье.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в состав общего имущества (ОИ) МКД входит также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты и он принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ в компетенцию общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД входит в том числе и:

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Решения об использовании земельного участка принимаются большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

В теории все понятно, но на деле немного знаю случаев, когда собственники и (или) управляющие организации успешно оформили бы придомовую территорию, если на уровне застройки ее границы не были определены. Ситуация с новыми районами более урегулирована в силу того, что законодательство подробно эти вопросы сейчас предусмотрело, а старая застройка городов — часто так и остается нетронутой в этом плане, в том числе и из-за того, что сделать это иногда сложно практически, а порой и невозможно из-за плотной застройки.

В силу указанной ст. 36 ЖК РФ, если придомовая территория не оформлена и не определена, то и принять решение общего собрания об определении границ земельного участка невозможно, так как земля считается муниципальной. Часто установленные при застройке элементы благоустройства в виде детских, спортивных площадок и т.п. изначально строились для нескольких домов, а на близлежащих участках уже расположены различные объекты недвижимости, и необходимо соблюсти интересы иных собственников и владельцев соседних земель.

По вышеназванным обстоятельствам, на деле указанные нормы закона о правомочиях собственников в отношении придомовой территории МКД, практически, не работают, так как при исполнении такого решения приходится учитывать и нормы земельного, градостроительного, муниципального законодательства и законодательства о кадастре и регистрации недвижимости и многое другое.

Поэтому прежде чем начинать эту авантюру с использованием и (или) оформлением придомовой территории, необходимо собрать всю информацию о правах на объекты на близлежащих участках, учесть интересы собственников соседних участков, а также сведения о сетях и объектах энергетики на них для дальнейшего согласования. Наверное, по этой причине в эту эпопею с оформлением границ придомовой территории и оформлением прав собственников на нее никто особо и не ввязывается. Да и собственники МКД не готовы оплачивать данные мероприятия.

Проблемы оформления земли придомовой территории МКД мы описывали в нашей СТАТЬЕ в блоге в прошлом году. Ясного и понятного алгоритма действий по ее оформлению нет и по сей день. А в некоторых крупных городах вообще земельные участки под МКД оформлены без придомовой территории, то есть у собственников имеется только право на земельный участок под домом. Это один из нюансов, который следует учитывать, когда собственники хотят поставить шлагбаум или ограду возле дома.

В связи с вышеуказанными проблемами оформления, в основном, все придомовые территории МКД находятся в большинстве случаев в муниципальной собственности. Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Согласно п. 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Но теоретически собственники имеют правомочия принять решения на ОСС об установке шлагбаума или ограждения придомовой территории. По дорожным знакам ситуация иная: у собственников нет правомочий принять решение об установке дорожных знаков в своем дворе.

Пункт 1.5. ПДД устанавливает, что запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

В соответствии с пунктом 365 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила 390) ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования обеспечивается свободный подъезд.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, кроме решения собственников, необходимо также согласование установки шлагбаумов или иных ограждающих конструкций с иными надзорными и контролирующими органами: ГИБДД, МЧС, органами местного самоуправления (ОМСУ). То есть, их установка не должна противоречить иным правилам и нормам, например, градостроительным, противопожарным и т.п., а также не нарушать права и интересы третьих лиц.

В некоторых регионах установлен порядок согласования установки шлагбаумов и иных ограждающих конструкций на территории городов и поселений. Например, в городе Москве действует Постановление Правительства Москвы от 02 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», на основании которого и происходит согласование всех шлагбаумов и ограждений во дворах многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД:

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 3.2 раздела 3 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр), благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Пунктом 3.23 указанного СНиП установлено, что элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства. То есть, теоретически шлагбаумы и ограждения можно отнести к элементам благоустройства территории. Аналогичные понятия элементов благоустройства содержит и Градостроительный кодекс (далее — ГрК РФ).

Пункт 3.37а СНиП СП 82.13330.2016: элементы обустройства — это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее Постановление 1300) установлен перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таким объектам относятся и элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4), ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (пункт 18).

Принципы организации дорожного движения установлены Федеральными законами «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее — Закон 196) и «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ (далее — Закон 443).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона 443 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся, в том числе и пп. 4) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения; пп. 5) установление правил подготовки документации по организации дорожного движения; пп. 6) утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения; пп 9) установление классификации работ по организации дорожного движения.

Подготовка проектов и схем организации дорожного движения осуществляется на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».
Аналогичные полномочия имеются и у государственных органов субъекта РФ и ОМСУ касательно дорог регионального и муниципального значения (ст. 6,7 Закона 443). Таким образом, места (схемы) установки дорожных знаков и иных технических средств определяются строго госорганами или ОМСУ в пределах своих полномочий.

Порядок установки дорожных знаков содержит «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст).

Понятия внутриквартальных проездов действующее законодательство РФ не содержит. А проезды придомовых территорий между домами как раз и отвечают признакам внутриквартальных проездов. Однако они не относятся к автомобильным дорогам в силу понятий норм законодательства об автомобильных дорогах и дорожном движении. Поэтому и установка дорожных знаков там не предусмотрена законом в силу того, что оборудование внутриквартальных проездов не регулируется законодательством об организации дорожного движения.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, если делать все правильно, установить шлагбаум законным образом (без обеспечения свободного доступа пожарных машин) можно только при наличии постоянного охранника, обеспечивающего свободный доступ. В реальности таковых мало где имеется, когда собственники не хотят даже оплачивать обязательные работы управляющей организации (УО). А уж дополнительные затраты на вахтера у шлагбаума…

Не во всех регионах разработаны правила согласования шлагбаумов или ограждений, как в г. Москве. Поэтому практику судов в большей степени составляют суды Московского округа по обжалованию решений о согласовании шлагбаумов. В остальных регионах в суде в основном разрешаются споры при ограничении доступа собственникам на придомовую территорию, когда УО или ТСЖ не выдают ключи от шлагбаумов или иным образом препятствуют пользование придомовой территорией. Судебной практики по выдаче предписаний противопожарными службами о демонтаже шлагбаумов или отказе в согласовании их установки не нашлось.

Постановление АС Московского округа от 22 августа 2018 г. по делу № А40-233707/17-154-256: «…При этом судами установлено, что 01 сентября 2017 г. Комиссией по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Совета депутатов муниципального округа Ховрино было рассмотрено обращение жителей, после чего данный вопрос был внесен для рассмотрения на заседании Совета депутатов муниципального округа Ховрино, где депутатами Совета депутатов было принято решение о согласовании установки ограждающего устройства (шлагбаума) на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, д. 42.

Шлагбаум установлен на внутридомовой дороге, заканчивающейся тупиком и, следовательно, данное ограждающее устройство не может ограничивать проезд на территории общего пользования.

Отклоняя довод заявителя о невозможности проезда на придомовую территорию дома через шлагбаум по адресу: г. Москва, ул. ул. Лавочкина, д. 42 суды указали, что общество как собственник помещения вправе пользоваться принадлежащим ему недвижимым имуществом, в то время как наличие ограждающего устройства не препятствует осуществлению прав заявителю как собственника принадлежащего ему недвижимого имущества. Доказательств обратного заявителем суду представлено не было.

Таким образом, судами не установлены основания для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства, предусмотренные пунктом 9 Порядка. При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен».

А вот противоположное решение суда — Постановление 9ААС от 5 июля 2018 г. № 09АП-27672/2018 по делу № А40-1196/18: «…Исходя из информации, поступившей из ответа заместителя префекта ЦАО г. Москвы ограждающее устройство на данном земельном участке размещено в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП «О порядке установки заграждений на придомовых территориях в городе Москве» по решению собственников помещений в многоквартирных домах и согласовано решением Совета депутатов.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое заявителем решение является законным, наличие в действиях ответчика каких-либо нарушений Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП, не доказано, избранный заявителем способ защиты не может привести к восстановлению чьих-либо субъективных прав.

Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции не учтено, что территории, на которых установлены ограждающие устройства не являются придомовыми, и они не находятся в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно порядок, установленный Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП в данном случае не применим в части установки ограждающих устройств, он применим исключительно в части демонтажа самовольно возведенных устройств. Поскольку территория не является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и не является придомовой территорией, нормы ст. 247 ГК РФ, ст. 44 ЖК РФ, ст. 138 ЖК РФ не применимы».

АС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2018 г. по делу № А19-26486/2017: ТСЖ оспорило предписание органа государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) об устранении нарушений прав потребителей и демонтаже шлагбаума, установленного за пределами придомовой территории. Орган ГЖН посчитал, что шлагбаум нарушает права собственников соседнего дома, так как установлен за пределами придомовой территории. Суды трех инстанций поддержали орган ГЖН.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18 декабря 2018 г. по делу № 33-15677/2018: по иску прокурора удовлетворен иск к ОМСУ о понуждении установить дорожные знаки для обеспечения безопасности дорог.

Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2018 г. по делу № 33-55969/2018: по иску жителя к ОМСУ и управляющей организации об установке дорожного знака во дворе МКД, обустройства пешеходного тротуара и переносе автостоянки отказано.

Таким образом, при возникновении идеи установки шлагбаума или ограждения на придомовой территории, стоит изучить подробно градостроительные, противопожарные правила, ГОСТы и СниПы, а также региональное законодательство и нормативные акты ОМСУ. И только после этого начинать реализацию данной идеи во избежание в дальнейшем предписаний от МЧС, органов ГЖН или иных надзорных органов.

По дорожным знакам собственники не имеют права принимать решения об их установке на общем собрании. Эти полномочия полностью в компетенции ОМСУ, субъекта РФ или федеральных органов в зависимости от принадлежности автодорог. А придомовые территории и внутриквартальные проезды автодорогами не являются.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» принимает заявки на участи в закрытом разделе форума. Вся необходимая информация о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *