Сертификат клинического психолога

Поиск ответа

Всего найдено: 69

Вопрос № 298910

Добрый день! Как будет сказать правильней «Я окончила университет по специальности юрист», или «по профессии юрист»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: окончила университет со специальностью «юрист».

Вопрос № 298771

Наиболее крупные свои произведения Л. Толстой написал после того, как окончил военную службу. Какой в этом СПП союз? Какое по структуре придаточное? Неполное?

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних заданий.

Вопрос № 298091

Здравствуйте! Как правильно: закончил школу или окончил школу и проч. ?

Ответ справочной службы русского языка

Употребительнее: окончил школу.

Вопрос № 297570

Добрый день! Можно ли писать «окончил факультет» (а не курс такой-то факультета)? Заведомо благодарен. Андрей

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание корректно и широко употребляется.

Вопрос № 297480

Здравствуйте, уважаемая «Грамота.ру» писала на выходных, но ответа нет, очень прошу помогите поалуйста. Дело серьезное могут пострадать ребятишки. Вопросами про написание названия школ уже завалили вас, я понимаю, но у меня сложный случай. Для аттестата надо возвести в винительный падеж следующее название — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея. В названии присутствует родовое наименование «учреждение» обозначающее организационно-правовой вид деятельности, если бы средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея была бы в кавычках вопросов бы не было, но по уставу без кавычек и по правилам русского языка есть такие методические рекомендации, что если в наименовании учреждения есть слово «имени» то кавычки не ставятся,т.е.случай трудный и нестандартный и все наши школы предпочитают в таком случае склонять обе части названия но ведь это неправильно, не по русски, если есть родовое слово нельзя склонять вторую часть не смотря на отсутствие кавычек, я права? Подскажите, как правильно в этом случае звучит винительный падеж: 1)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея 2)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея источник который гласит что нельзя ставить кавычки если есть в названии слово «имени» я нашла, прдскажите пожалуйста, если правильный ответ № 1, источник на который можно сослаться, что в моем случае винительный падеж применяется только к родовому слову «учреждение»

Ответ справочной службы русского языка

Плохо звучат и создают труднопреодолимые грамматические и орфографические трудности все подобные официальные названия. Чтобы остаться в рамках норм русского языка, предлагаем такой вариант: окончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск – среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея. И проверьте, как пишется в соответствии с уставом последняя часть названия.

Вопрос № 296447

Здравствуйте! Как правильно: 1. Ему присвоили звание полковника. Или: Ему присвоили звание «полковник». 2. Он окончил войну в звании майора. Или: Он окончил войну в звании «майор».

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Ему присвоили звание полковника. Он окончил войну в звании майора.

Вопрос № 295062

Нужны ли запятые в скобках? Подобно апостолу Петру, святой Павел окончил свои дни в Риме, с той только разницей, что(,) как римский гражданин(,) он был не распят, но усечен мечом.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые нужны.

Вопрос № 292923

Подскажите как правильно: «окончил курс лечения» или «закончил курс лечения»?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

См. также: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_200&v=full

Вопрос № 292211

Здравствуйте! Недавно в поезде один забавный дедуля донимал всех проводниц вопросом: «А как правильно — поездка окончена или поездка завершилась?» Ну, проводницы от ответа уклонялись всячески, а мы всем вагоном посмеялись и предложили ему говорить так, как ему больше нравится. И тем не менее, я задумалась, а как же все-таки правильно? Или правил здесь нет? И ведь возможны еще варианты: во-первых, глагол можно по-разному употребить, в страдательном или в активном залоге (поездка окончена/поездка окончилась), во-вторых, со глаголов значением «конца» существует несколько, насколько я знаю, и какой из них лучше «сочетается» со словом «поездка»?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 290525

Добрый день. Я обычный человек, который старается писать грамотно, окончила советскую школу, не филолог, но меня интересуют явления, происходящие в современном русском языке. Как надо относиться к справочнику Лопатина?

Ответ справочной службы русского языка

Подробный ответ о справочниках по правописанию Вы можете найти .

Вопрос № 290367

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каком числе нужно ставить глагол при неодушевленнызх существительных с числительным? Типа: девять фабрик работало (или работали), семь школ было построено (построены)? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вот что говорится об этом в справочнике Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой.

В рассматриваемой конструкции сказуемое может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа. Ср.: Вошло семь человек погони… (Лесков). – Наутро пятьдесят семь выходцев подали заявления с просьбой принять в колхоз (Шолохов).

На выбор формы числа, помимо указанных выше условий согласования сказуемого с подлежащим – собирательным существительным, влияет также ряд других условий.

1. Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия. Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); К началу экзамена явилось десять студентов. – Десять студентов окончили институт с отличием. Ср. также различное согласование однородных сказуемых в одном и том же предложении: Человек полтораста солдат высыпало из лесу и с криком устремились на вал (Пушкин) (в первом случае характеризуется совместность действия, во втором – раздельность).

2. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Ср.: В городе строится пять объектов соцкультбыта (единое нерасчлененное представление о действии). – В крупнейших городах страны строятся еще пять объектов соцкультбыта (расчлененное представление о действии). Ср. также: В крендельной работало двадцать шесть человек… (Горький). – Восемь самолетов полка взлетали попарно, соблюдая очередь (Н. Чуковский). Поэтому при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое, сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: В столовой в одну смену сидело сто человек (Макаренко); Прибыло шестьсот студентов-путейцев (Н. Островский).

3. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д., так как в этом случае имеется в виду единое целое, например: На покраску крыши ушло двадцать килограммов олифы; До конца пути оставалось пятнадцать километров; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.

4. Сказуемые-глаголы (обычно со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе количественно-именного сочетания (обычно оборота) имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т. д., например: Прошло сто лет (Пушкин); Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило (Тургенев); Вот два года моей жизни вычеркнуто (Горький). Но при другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа сказуемого, например: Десять секунд показались мне за целый час (Л. Толстой).

Вопрос № 289988

Правильно писать Окончил РУДН по специальности «Лечебное дело» или «лечебное дело»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: по специальности «лечебное дело».

Вопрос № 289707

Здравствуйте. Хочется узнать о правилах написания предложений в скобках. Меня интересует, с какой буквы пишутся предложения, ставится ли точка перед закрывающей скобкой. Просмотрел учебники Розенталя, Лопатина, но там получил ответы не на все вопросы касательно этой темы. То, что нужно писать с прописной буквы и ставить точку перед закрывающей скобкой точку при ремарках в пьесах мне понятно. А в обычном тексте — пишется со стройной буквы в скобках и точка после закрывающей скобки. Но например, у того же Лопатину нашел следующие предложение при оформлении перечня:в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.) Почему предложение, помещенное в скобках пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка перед закрывающей скобкой ?

Ответ справочной службы русского языка

Вот цитата из справочника под ред. В. В. Лопатина (раздел «Знаки препинания при вставках»).

Вставная конструкция, будучи самостоятельным предложением или частью текста (ряд предложений), относящаяся к абзацу (текст вставки после открывающей скобки начинается с прописной буквы), выделяется скобками. Перед скобкой, открывающей вставку, ставится необходимый по условиям контекста знак конца предложения. Перед закрывающей скобкой ставится знак, фиксирующий конец вставного предложения: …Так будет дальновиднее… (У Маслова клокотало в горле, хотя говорит он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна!… Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет… Вы хотите спросить — почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ… (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.)

Вопрос № 283999

Добрый день! Подскажите как верно пишется: я окончил или закончил университет?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: окончил университет.

Вопрос № 281508

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно сказать «я окончил вуз» или «кончил вуз»?
Спасибо.
С уважением,Юлия

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: окончил вуз.

Сертификат Psy Group

образец ›

СЕРТИФИКАТ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА

СЕРТИФИКАТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

СЕРТИФИКАТ СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА

СЕРТИФИКАТ КОУЧА

СЕРТИФИКАТ ТРЕНЕРА/СЕРТИФИКАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ

СЕРТИФИКАТ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

СЕРТИФИКАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

СЕРТИФИКАЦИЯ ВНЕШНЕГО ОБУЧЕНИЯ

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Psy Group AB
выписка из реестра юр. лиц ›

2 марта 1999 года Швеция присоединилась к Гаагской конвенции об упрощённой легализации документов. Таким образом, все документы, выдаваемые Ассоциацией «Psy Group», имеют нотариальный перевод на русский язык и обладают полной юридической силой на территории РФ.

СЕРТИФИКАТ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА

Этический кодекс психолога (см.) – основной документ, который регламентирует профессиональную деятельность специалистов в области психологии. Психологи, ведущие частную практику или работающие в компаниях, предоставляющих психологические услуги, должны в своей работе придерживаться психологической этики. Целью сертификации «Psy Group» явл. подтверждение того, что профессиональная подготовка специалиста соответствует нормам Этического кодекса психолога. Сертификат «Psy Group» явл. документом, гарантирующим физическим и юридическим лицам компетентность специалиста в области оказания психологических услуг.

ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА PSY GROUP

Сертификация для специалистов в России проходит дистанционно в 3 этапа:
1 этап. Рассмотрение заявки
Необходимо направить заявку (письмо) с информацией о себе и наименованием сертификата, который Вы хотели бы получить, по эл. почте: psy-group@bk.ru
В письме нужно указать следующие данные:

1. Ф.И.О.
2. Город проживания
3. Образование
4. Краткий рассказ о себе (в свободной форме)

Также к письму необходимо прикрепить Вашу фотографию.
Информацию можно прислать в теле письма или прикреплённым файлом в формате Word. Также Вы можете использовать бланк Psy Group
2 этап. Аттестация
После рассмотрения Вашей заявки, Вам будет выслано задание (кейс), которое Вам необходимо будет выполнить для подтверждения Ваших профессиональных знаний. Ответ о результатах прохождения аттестации Вы получите по эл. почте в течении 2 дней. В случае положительного ответа, Вы сможете перейти к заключительному этапу.
3 этап. Оргвзнос
Внесение единовременного платежа в размере 3000 руб. (оргвзнос). Оплата производится методом зачисления денежных средств на счёт организации.
При успешном прохождении всех этапов, Вам будет выслан Сертификат Psy Group (по почте).

Информация о прохождении сертификации будет внесена в реестр Psy Group и доступна по прямой ссылке, которую Вы можете разместить в своём профессиональном портфолио — в соц. сетях, на личном сайте, в резюме и т. д..

СЕРТИФИКАТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

В США и Канаде подтверждением профессиональной компетентности психолога явл. лицензия, а психологическая практика без лицензии запрещена. В России для ведения частной психологической практики лицензия не требуется, однако, Вы можете закрепить свой профессиональный статус с помощью сертификации «Psy Group». Сертификат психолога-консультанта явл. документом, подтверждающим право на оказание услуг в области психологического консультирования и выдаётся на основании независимой аттестации «Psy Group», либо после прохождения специального курса для психологов ›

Заявка на получение Сертификата психолога-консультанта (без обучения)

СЕРТИФИКАТ СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА

Международный сертификат семейного психолога введён в обращение Психологической Ассоциацией «Psy Group» в соответствии с протоколом Ministry of Health and Social Affairs и рекомендацией WHO (World Health Organization). Сертификация проводится с помощью независимой аттестации «Psy Group». Данный сертификат явл. документом международного уровня и выдаётся в двух экземплярах — оригинальное англоязычное издание и русифицированная версия (для специалистов в РФ).

Заявка на получение Сертификата семейного психолога

СЕРТИФИКАТ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Сертификация на присвоение международного статуса детского психолога проводится в рамках международного соглашения «Psy Group» и Всемирной организации здравоохранения. Данный вид сертификации был инициирован ВОЗ, всвязи с участившимися случаями некорректной работы специалистов в области детской психологии, педагогики и медицины. Сертификация направлена на то, чтобы выделить специалистов, отвечающих требованиям мировой психолого-педагогической практики.

Заявка на получение Сертификата детского психолога

СЕРТИФИКАТ ТРЕНЕРА

Данный вид сертификации позволяет специалистам, проводящим тренинги и другие обучающие мероприятия, подтвердить свой профессиональный уровень в качестве тренера. Сертификат «Psy Group» явл. показателем профессионализма и компетентности специалиста в области разработки тренингов и обучающих курсов (тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, welcome-тренинги, коммуникативные тренинги, семинары, дистанционные курсы и др.). Департамент сертификации «Psy Group» проводит независимую оценку профессионального уровня тренера, а всем специалистам, прошедшим сертификацию, присваивается высшая квалификационная категория в области разработки тренинговых программ.

ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА

Сертификация для специалистов в России проходит дистанционно в 3 этапа:
1 этап. Рассмотрение заявки
Необходимо направить заявку (письмо) с информацией о себе по эл. почте: psy-group@bk.ru
В письме нужно указать следующие данные:

1. Ф.И.О.
2. Город проживания
3. Образование
4. Самопрезентация (в свободной форме)

Также к письму необходимо прикрепить Вашу фотографию.
2 этап. Аттестация
Для того, чтобы пройти аттестацию, необходимо прислать (в эл. виде) любую собственную программу тренинга, либо видеозапись Вашего тренинга (на выбор). Решение о прохождении аттестации принимается экспертами Psy Group методом оценки присланного материала.
3 этап. Оргвзнос
Внесение единовременного платежа в размере 3000 руб. (оргвзнос). Оплата производится методом зачисления денежных средств на счёт организации.
При успешном прохождении всех этапов, Вам будет выслан Сертификат тренера, подтверждающий Вашу квалификацию в области разработки и ведения тренинговых программ (по почте).

Информация о прохождении сертификации будет внесена в реестр Psy Group и доступна по прямой ссылке, которую Вы можете разместить в своём профессиональном портфолио – в соц. сетях, на личном сайте, в резюме и т. д..

СЕРТИФИКАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ

Сертификация тренинговых программ предназначена для специалистов, которые хотят получить сертификат качества любой собственной программы тренинга и засвидетельствовать свои авторские права на неё. Сертификат Psy Group явл. подтверждением того, что Ваш тренинг прошёл экспертную оценку и рекомендован к практическому применению.

ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА

Для того, чтобы подать заявку на сертификацию тренинговой программы, необходимо прислать письмо с информацией о себе (в свободной форме) и программу тренинга, которую Вы хотите сертифицировать, по эл. почте: psy-group@bk.ru

Стоимость сертификации одной программы тренинга 3000 руб. (оргвзнос).

Сертификат высылается в печатном виде по почте, либо в эл. виде в формате PNG (на выбор). Также информация об авторских правах на данную программу тренинга вносится в реестр Psy Group.

СЕРТИФИКАТ КОУЧА

Коучинг – это современное направление профессиональной деятельности, в котором могут работать как психологи, так и специалисты многих других областей (педагогика, PR, HR, менеджмент, индустрия красоты и т. д.). Сертификат коуча даёт право на осуществление профессиональной деятельности в области коучинга. Сертификат выдаётся после прохождения специального базового обучающего курса «Psy Group»

Сертификат коуча с обучением

По всем вопросам можно обращаться в Службу коммуникаций «Psy Group» по эл. почте:
psy-group@bk.ru

В рамках Системы сертификации профессионального соответствия в сфере оказания психологических услуг и психотерапии по любой психологической услуге / направлению психологической практики могут быть сертифицированы

  • специалисты и индивидуальные предприниматели — психологи, психотерапевты, сексологи
  • юридические лица — психологические, консалтинговые, обучающие центры и другие организации

    работающие в сфере психологического консультирования, медицинской и немедицинской психотерапии, проводящие тренинги и мастер-классы с выдачей сертификатов и без них, а также оказывающие другие психологические услуги.

В сертификате соответствия специалиста (в т. ч. ИП) указывается заявленная Вами специальность в сфере оказания психологических услуг и психотерапии, например:

  • Психолог (доступна для лиц со специальностью «Психология», «Психолог-консультант», «Клиническая психология», «Медицинская психология», «Педагогика и психология», «Практическая психология», «Специальная психология» и так далее)
  • Психолог. Преподаватель психологии (в случае присвоения соответствующей квалификации)
  • Педагог-психолог (в случае присвоения соответствующей квалификации; либо наличия соответствующего курса в основном дипломе – подтверждается вкладышем; либо наличия образования по специальностям «Психология» и «Педагогика»)
  • Логопед, психолог (в случае присвоения соответствующей квалификации; либо наличия образования по специальностям «Психология» и «Логопедия»)
  • Психолог. Клинический/медицинский психолог (в случае присвоения соответствующей квалификации)
  • Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии (в случае присвоения соответствующей квалификации)
  • Психотерапевт (только для лиц с медицинским образованием, имеющих действующий сертификат о присвоении специальности «Психотерапевт» или «Психотерапия»)
  • Сексолог (только для лиц с медицинским образованием, имеющих действующий сертификат о присвоении специальности «Сексолог» или «Сексология»)
  • Другие специальности в сфере оказания психологических услуг, немедицинской и медицинской психотерапии

По итогу сертификации Вам обязательно присваивается квалификация:

  • Специалист – если не предоставлены документы, подтверждающие опыт работы по специальности, либо если профессиональный стаж меньше 5-ти лет
  • Эксперт – требуется наличие 5-ти лет подтвержденного опыта работы*
  • Супервизор – требуется наличие 7-ми лет подтвержденного опыта работы*
  • Супервизор российского уровня – требуется наличие 10-ти лет подтвержденного опыта работы*

*индивидуальные предприниматели могут подтвердить опыт работы свидетельством ОГРНИП

В сертификате соответствия юридического лица указывается только психологческая услуга / направление психологической практики, по которой работающий в штате организации специалист уже имеет сертификат соответствия нашей Системы. Перечень юридических лиц открытый**, ими могут быть любые организации, оказывающие услуги в сфере психологического консультирования, медицинской и немедицинской психотерапии и/или обучения психологии в форме обучающих консультаций, курсов, мастер-классов, семинаров, лекций с выдачей сертификата БЕЗ прохождения итоговой аттестации:

  • психологические центры,
  • психотерапевтические центры,
  • медицинские центры с услугами психологов и/или психотерапевтов,
  • консультативно-психологические центры,
  • тренинговые центры,
  • центры психологии и развития,
  • центры обучения психологии,
  • консалтинговые центры
  • и другие организации, оказывающие услуги в сфере психологического консультирования, медицинской и немедицинской психотерапии и/или обучения психологии в форме обучающих консультаций, курсов, мастер-классов, семинаров, лекций с выдачей сертификата БЕЗ прохождения итоговой аттестации

**требуется наличие в штате хотя бы одного сертифицированного в нашей Системе специалиста по заявленному для сертификации направлению/услуге

Срок действия сертификата – 3 года.

По запросу выдается копия сертификата на английском языке.

Для специалистов с медицинским образованием, сертифицирующихся по направлению «Психотерапия» и «Сексология» срок действия сертификата нашей Системы сертификации не может быть больше, чем срок действия сертификатов, подтверждающих их право работать по сертифицируемому направлению.

Для юридических лиц, сертифицирующихся по направлению «Психотерапия» и «Сексология» срок действия сертификата нашей Системы сертификации не может быть больше, чем срок действия сертификатов, подтверждающих право их штатных сотрудников работать по сертифицируемому направлению.

Для юридических лиц, сертифицирующихся по направлению «Психотерапия» и «Сексология» срок действия сертификата нашей Системы сертификации не может быть больше, чем срок действия медицинской лицензии по сертифицируемому направлению.

Медицинские интернет-конференции

Клиническая психология в системе здравоохранения – явление достаточно новое. Работа психологов в системе здравоохранения связана с рядом проблем. Их профессиональная подготовка затруднена, статус в медицинских учреждениях не определен, функции расплывчаты. В 2002 году их специальность была исключена из перечня лицензируемых видов медицинской деятельности. Их деятельность не лицензируется, в системе ОМС не оплачивается, и медицинские психологи вынуждены существовать в лечебных учреждениях за счет других специалистов, находясь в зависимости от благосклонности администрации больницы. Если в психиатрических учреждениях их работа заложена в бюджет, то в общей сети они оказываются выброшенными из медицинской системы. Специальность медицинского психолога была введена в 2004 году, и с этого момента психологи, занимающие эту должность в ЛПУ, поставлены перед необходимостью прохождения последипломной переподготовки по клинической психологии. В соответствии с Приложением № 2 приказа МЗ РФ № 438 от 16.09.2003г., медицинский психолог, работающий в учреждении здравоохранения – это специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая психология (030302), либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по специальности «Клинической психолог». Продолжительность такой профессиональной переподготовки определяется уровнем додипломного образования и регламентируется приказом МЗ РФ «О подготовке медицинских психологов» от 26 ноября 1996 г. N 391. Подготовка осуществляется в очно — заочной форме в объеме 1080ч.
В Московском регионе от работающих медицинских психологов с необходимостью потребовали получение диплома государственного образца по клинической психологии. По сути своей это интернатура для психологов, закончивших вуз немедицинского профиля. Но если для выпускников медицинских вузов интернатура планируется, выдаются контрольные цифры приема и выделяются бюджетные места, то психологи вынуждены изыскивать средства для оплаты обучения самостоятельно.
Еще ряд несоответствий. Должность в медицинских учреждениях, как правило, называется «медицинский психолог», (в некоторых по-прежнему – просто психолог), специальность по защите диссертаций обозначается тоже «медицинская психология», а по стандартам (старым и новым) выпускается специалист «Клинический психолог». В аттестационном документе, определяющем категорию психолога, работающего в ЛПУ, указывается где «клиническая психология», где «медицинская психология». Администрация ЛПУ теряется в этом семантическом поле, а также нередко требует от психолога сертификат специалиста. Полагаю, что назрела необходимость обращения в Минздравсоцразвития и Минобразования РФ об уменьшении неопределенности этого семантического поля и несоответствий, мешающих нормальной работе специалистов.
Специализация по клинической психологии, получаемая в классических университетах, страдает отсутствием возможности получать полноценную практику на клинических базах и недостаточно глубокой медицинской теоретической подготовкой в смежных медицинских науках. В медицинских вузах есть опасность, что обучение психологов берут на себя психиатры, не имеющие психологического образования. Они ограничивают подготовку в этой области на базе психиатрической клиники. В новых стандартах, предполагающих, что обучение клинической психологии будет осуществляться в медицинских вузах и на клинических базах, отведено много часов на прохождение супервизий и практик.
Непонимание данной ситуации, отсутствие функционала (а нередко слишком жесткое его позиционирование в прочтении положения о деятельности психолога, Приложение № 2 приказа МЗ РФ № 438 от 16.09.2003г,) приводят критиков к сомнениям в необходимости присутствия психолога в клинике, к его неудовлетворенности собственной деятельностью. Данное положение является в настоящее время единственным нормативным документом, регламентирующим деятельность психолога в медицинском учреждении, нередко трактуемым достаточно вольно руководителями ЛПУ или специализированных центров. Так, например, в положении указано: психолог «самостоятельно осуществляет прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, утвержденной лечащим врачом». Ряд руководителей специализированных психотерапевтических центров запрещают самостоятельную запись пациента к психологу, хотя пациент нередко считает, что его проблемы не требуют консультации психотерапевта. И с этой точки зрения ограничение его прав сомнительно и незаконно. Тем более, что с нового года положение психотерапевта в нашей системе здравоохранения становится опять дискуссионным.
Далее: психолог «проводит необходимые психодиагностические, психокоррекционные, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия, а также участвует в проведении психотерапии и мероприятиях по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса». Тем более, что качественная подготовка клинических психологов включает в себя обучение психокоррекционным техникам. Психотерапевты, пришедшие из психиатрии, часто ограничивают деятельность психолога психодиагностическими функциями, тогда как в плане личностной психологической коррекции психологи более подготовлены в силу глубокого психологического образования. В то же время недостаточная гуманитарная психологическая подготовка врачей не позволяет им проникнуть в глубинные личностные структуры пациента.
Если обратиться к истокам клинической психологии в России, то она развивалась в недрах института им. В.М. Бехтерева в С.-Петербурге и рассматривалась более широко применительно к лечебному процессу, чем психотерапия и, тем более, психиатрия. Известный чешский психотерапевт Станислав Кратохвил указывает, что психотерапия – это лечение психологическими методами.
Еще один пункт Приложения: психолог «участвует в оформлении медицинской документации установленного образца» — трудно выполним, т.к. в классических университетах психолога не обучают написанию психологических заключений в ключе медицинских требований. В ряде ЛПУ вообще не требуют записей от психолога, в других просят сделать записи в амбулаторной карте или истории болезни пациента. Возникает вопрос о запрете на открытое предоставление психологической информации, которая носит конфиденциальный характер. Наиболее грамотно иметь записи в отдельной карте, которая должна храниться только у психолога. Более подготовленными к выполнению заключений оказываются клинические психологи, работающие в учреждениях психиатрического профиля и участвующие в судебно-психологической экспертизе.
В последнее время в связи с интервенцией клинической психологии в общемедицинскую практику ситуация меняется. Во-первых, в медицину приходят врачи, которые получают в период обучения в медицинском вузе подготовку в области общей и медицинской психологии. Во-вторых, психология все больше проникает в жизнь человека с экранов телевизора, из популярной литературы, и сами пациенты начинают обращаться за консультацией к психологу, отличая его от психотерапевта и психиатра, тем самым, снимая собственные страхи быть осмеянными. В-третьих, врачи-исследователи стали включать в свои научные разработки и в практику лечения психологические методы исследования, понимая, что психологический диагноз раскрывает глубину психологических причин заболеваний и обогащает научные выводы. В-четвертых, совсем недавно принято решение о создании психологической службы страны, связанное с ростом экстремальных ситуаций, в последствиях которых участие медицинских психологов уже признано, доказано и не обсуждается. При этом взаимодействие психологов МЧС и всевозможных кризисных служб не налажено (из собственной практики и опыта коллег в регионах). Статус психолога в здравоохранении остается невысоким. Особенно потому, что в условиях кризиса пациент оказывается перед выбором, какие диагностические процедуры он имеет возможность оплатить в первую очередь. И нередко предпочтение отдается медицинской диагностике.
Зачастую психологу легче находить контакт с врачами общемедицинской практики, чем с психотерапевтами и психиатрами. Врачи соматической клиники говорят о том, что профессиональная подготовка психиатров заставляет последних смотреть на психически здорового человека через призму патологии, выставляя при этом диагноз и недооценивая роль психологических факторов в развитии заболевания. Так, например, врач-эндокринолог, обучавшийся психиатрии в вузе, работая с пациентами с нарушениями веса и привлекающий психолога для коррекции образа жизни пациента, его ценностей, с удивлением принимает при лицензировании своего центра сомнения психотерапевта, вышедшего из недр психиатрии, что у пациентов имеет место быть булимия.
Особенно велика роль грамотного клинического психолога в психосоматической клинике. Психолог в силу своей глубинной подготовки в области психологии личности гораздо более осведомлен о мотивации, внутриличностных конфликтах, влиянии семейного воспитания на развитие личности, эмоциональных ресурсах, адаптационных механизмах защитного и совладающего поведения, внутренней картине здоровья и болезни, отношении пациента к болезни и лечению.
Огромна роль психолога в ЛПУ психиатрического профиля как специалиста в области патопсихологии (а не психопатологии, как нередко смешивают понятия и задачи психиатры). В клиниках сосудистой патологии дело обстоит лучше в плане понимания, что в нейропсихологии врачи данного профиля не сильны. Появились психологи и в перинатальных центрах.
Вместе с тем, психолог, приходящий в достаточно агрессивную (в плане ситуаций, связанных с жизнью человека и его здоровьем) медицинскую среду, сталкивается с целым рядом проблем. Для того чтобы врачи приняли медицинского психолога, необходимы соблюдение ряда условий: во-первых, стороны должны выработать общий понятийный аппарат, во-вторых, понять, что работа может строиться только в совместной деятельности в интересах больного, в-третьих, и те, и другие не должны претендовать на чужое «поле», должны научиться слышать друг друга. Но есть и дополнительные требования, которые должна усвоить каждая сторона. Медицинские психологи, работающие, как правило, на территории медиков, должны помогать врачам в работе с личностью больного, в чем они, безусловно, более компетентны, но понимать, что всю ответственность за лечебные мероприятия, в том числе и психологическую помощь и коррекцию, несет врач. При этом сами врачи должны иметь хорошую психологическую подготовку, чтобы суметь поставить задачу медицинскому психологу и понимать сделанные им выводы и заключения.
Главная задача психолога — умение раскрыть внутренний мир пациента. Эта работа становится возможной при безусловном принятии пациента и полной заинтересованности в нем, присоединении к нему, установлении доверительных отношений, умении вести беседу, задавать вопросы. И в этой сфере психологи в силу своей профессиональной гуманитарной подготовки также более успешны. Кроме того, психологическая тестовая диагностика иногда отдаляет пациента от психолога, в данном случае ее следует применять после установления контакта с больным. Диагностика не должна стать самоцелью для научных исследований психолога и врача. В последнее время на ряде научно-практических конгрессах, конференциях, съездах, даже международного уровня, наблюдается тенденция «завязывания психологического бантика» на медицинских исследованиях, а инструментарий обследования больного принимает угрожающие размеры, которые в пору выдержать здоровому человеку, а не астенизированному пациенту.
Пути взаимодействия и взаимопонимания врачей и психологов следует искать в следующих направлениях. Наиболее перспективным является опыт коллег из Германии в области подготовки психотерапевтов, где существуют врач-психотерапевт и психолог-психотерапевт. Они отлично взаимодействуют и работают с пациентом совместно или бригадой. Врачей важно подготовить в области психологии, психологов – по основам медицины, психиатрии и психотерапии. Психологов – в области медицины, клиники внутренних болезней. Но подготовка по разделам медицины должна отличаться от подготовки будущих врачей. Курсы по анатомии, физиологии, патологии и другим разделам медицины не дожны быть «мультяшными», как метко и метафорично высказалась на только что прошедшей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании», в Москве, в МГМСУ, декан факультета клинической психологии Рязанской государственного медицинского университета, Н.В. Яковлева.
– В Ярославской государственной медицинской академии с 1992 года реализуется подготовка студентов-медиков по психологии в объеме 108 часов основного курса и 36-72 часов элективных курсов. Наибольший интерес психология вызывает на этапе последипломного обучения преподавателей-клиницистов в рамках повышения квалификации и дополнительной программы «Преподаватель высшей школы», а также врачей на циклах усовершенствования. В настоящее время начато обучение по профессиональной переподготовке клинических психологов, где запланировано обучение медицинским дисциплинам, а также практика и супервизия. Существует научно-практическое общество медицинских психологов, работающих в здравоохранении. В академии работает научно-методическая комиссия по медицинской психологии. Подготовка врачей в области психологии дает им возможность сделать пациента активным участником лечебного процесса, развивать здравоцентрический подход к лечению, переносить акцент с лечебной медицины на профилактическую, повышать качество медицинских услуг.
Так, например, при освещении вопросов психосоматики слушателям предлагаются как медицинский, так и психологический аспекты развития заболеваний, что позволяет оценить и обогатить представления по данному вопросу врачам разных специальностей.
Второе направление взаимодействия психологов и врачей – совместная научная деятельность. Преподавание в академии психологии клиницистам позволяет выполнять совместные научные исследования по медицинской психологии и отдельным клиникам. В академии готовятся диссертации врачами по двум специальностям: медицинской психологии и хирургии, онкологии, терапии. Под руководством преподавателей студентами также выполняются научные проекты в этих смежных областях. Ряд преподавателей клинических кафедр имеют специализацию по медицинской психологии, второе высшее образование по психологии.
Еще одно направление – совместная практическая и профилактическая работа. Преподаватели кафедры психологии академии читают лекции для врачей на территориях ЛПУ, выступают на врачебных обществах, являются членами аттестационной коллегии Департамента здравоохранения, сочетают свою работу с практической деятельностью в клиниках города и области, консультируют пациентов по просьбе врачей, участвуют в совместных конференциях, в судебных экспертизах.
Учитывая современную ситуацию развития медицинской психологии, необходимо, выделить два главных направления деятельности медицинского психолога:
первое – это организация и обеспечение психологической помощи в лечении пациента через определение его психологического статуса, структуры личности, анализа социальной ситуации;
второе – осуществление психологического обеспечения профилактики и предупреждения развития заболеваний.
Программной работой для деятельности клинических психологов остается по-прежнему монография «Методологические проблемы медицинской психологии» К.К. Платонова, имевшего одновременно медицинское и психологическое образование и докторские степени в этих областях, вышедшая в 1977 году и во многом предвосхитившая настоящее развитие отечественной медицинской психологии.
Главная заслуга К.К.Платонова заключается в формулировке фундаментальных методологических принципов и подходов, понятийного аппарата, а также в «иллюстративном описании» принципов психологии личности применительно к этой области знания. Известно, что в психологической науке на протяжении всей ее истории велись острые дискуссии по вопросу соотношения биологического и социального в развитии человека и в них «побеждал» либо социологизаторский подход, либо биологизаторский. Для медицины в целом и для медицинской психологии ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, и по сей день. Ведущий принцип психологии – принцип развития – как раз и означает, по мнению К.К. Платонова, «движение психического отражения от биологически обусловленных элементарных эмоций и ощущений до социально обусловленного сознания и его высшей формы – самосознания и превращения индивидуально-психологических особенностей в свойства личности».
Иллюстрируя действие рефлекторного принципа, К.К.Платонов ссылается на учение И.П.Павлова о второй сигнальной системе. И.П.Павлов, пришедший к выводу о невозможности ограничения деятельности человека только безусловными и условными рефлексами, писал: «Мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, в котором столько разговоров и столько всякой пустой болтовни». Именно на рефлекторном принципе построено обучение больного в поведенческой психотерапии, в психосоматической тренировке, обозначаемой обычно как аутогенная. В настоящее время во многих экспериментальных исследованиях и наблюдениях, выходящих за рамки традиционной психологии, подтверждается предположение о материальности мысли. В действительности это положение проявляется в случаях возникновения ятрогений. Роль слова особенно убедительна в понимании причин возникновения болезней под влиянием отрицательных установок, ограничивающих убеждений в применении позитивной психотерапии, в лечении больного притчами, особенно в психосоматической медицине.
К.К.Платонов писал о недопустимости слияния вопросов психопатологии и патопсихологии при диагностике больного. Принцип детерминизма, гласящий, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, еще не всегда признается и осознается врачами. Нередко они лечат болезнь, а не самого пациента. При этом может не учитываться личность больного, его социальный и семейный статус, жизненная ситуация, особенности его воспитания.
Принцип единства сознания и деятельности применительно к болезни предполагает раскрытие обратного воздействия психического на соматическое. Истинность этого утверждения стала особенно очевидной с развитием психосоматической медицины. В концепциях современных авторов психосоматические болезни рассматриваются как результат образа жизни личности, взаимодействия ее способностей, преморбидных особенностей, предпосылок и условий развития и воспитания, личностных характеристик, адаптационных ресурсов. Маркерами состояния личности являются ее действия и поступки, отношения к себе, к болезни и к здоровью. К развернутым психологическим смыслам психосоматической болезни относятся следующие: а) болезнь как стесненная в своих проявлениях жизнь, б) болезнь как язык субъекта, его души, в) болезнь как путь человека, г) болезнь как отрицание здоровья, д) болезнь как оправдание слабости, ненаказуемости индивида, е) болезнь как стратегический ответ на потребность субъекта, ж) болезнь как поиск состояния гомеостаза в регрессивной ситуации, з) болезнь как катарсис, духовное лекарство, если она осознается субъектом, и) болезнь как одна из возможных реакций, которые представлены человеку в безвыходном, на его взгляд, положении, к) болезнь как образ жизни и др.
К.К.Платонов считал, что, как и для медицины в целом, основным объектом медицинской психологии является больной, но не организм больного, а его личность. Принцип личностного подхода является особенно актуальным в медицине, особенно в смысле обращения внимания на переживания больного, на его эмоционально-психическое состояние в данный момент. И здесь очень важна работа медицинского психолога, который, выявив особенности личности того или иного типа больных, может выявить конкретные особенности, присущие и данному конкретному человеку. «Вот почему, — писал К.К. Платонов, — индивидуальный подход может быть и шире (если он включает учет и личностных и соматических качеств), но может быть и уже личностного подхода».
Принцип структурности помогает медицинскому психологу видеть человека как систему, понимать его соотношение с внешней средой, учитывать синдромологическое направление медицины.
Принципы единства душевного и телесного, биологического и социального, реализуемые в общепсихологической теории К.К.Платонова и в предложенной им динамической функциональной структуре личности, а также его методология (применительно к методам исследования) являются основополагающими как для психосоматической медицины, так и для медицины в целом, и для медицинской психологии в частности. Концепция холистического подхода, соединяющего в процессе лечения телесность человека, его душу и дух, должна стать основополагающей как для врача, так и для медицинского психолога.
К.К. Платонов настаивал на диалектическом отношении к выбору методики исследования, понимая под этим адекватность выбора «совокупности методов проведения исследования, подчиненных определенной задаче». При этом как в медицине, так и в медицинской психологии основными методами являются наблюдение во всех его разновидностях (беседа с больным, сбор анамнеза и катамнеза, самонаблюдение и самообследование, биографический метод, изучение продуктов деятельности) и эксперимент. Все тестовые методы не должны быть самоцелью, а могут лишь дополнять общую картину обследования пациента.
Утверждение К.К.Платонова о первичности и особой значимости эмоционального отражения, имеет особое значение в психосоматической клинике. При этом если «баланс эмоционального и волевого компонентов при господстве воли над эмоциями» является основополагающим для адекватного функционирования личности, то у психосоматических больных копинг-реакции (реакции совладания) снижены, а эмоциональное подавление происходит не за счет волевого компонента, а с помощью достаточно примитивных защитных реакций и сопровождается бедностью эмоционального реагирования (высокий уровень алекситимии).
Специально следует отметить, что психологическая и психотерапевтическая коррекция пациентов должна осуществляться в зависимости от эмоционально-психологических особенностей личности и ее реакции на болезнь, от этапов развития заболевания и стадий лечения. В этом проявляются принципы динамизма и пластичности личности, на которые обращал внимание К.К. Платонов.
С момента выхода книги К.К.Платонова появилось множество новых данных теории и практики, которые стали доступны каждому человеку. К.К.Платонов приветствовал принцип пластичности личности, который «гласит о чрезвычайных возможностях компенсации и функциональной взаимозаменяемости отдельных частных структур в целостной структуре личности». Он одним из первых проводил психологические эксперименты, направленные на раскрытие резервных возможностей личности. Для реализации второго направления — обеспечения профилактики и предупреждения развития заболеваний — в современной ситуации развития медицинской психологии обратимся к следующим рассуждениям. ВОЗ описывает понятие здоровья как состояние физического, духовного и социального благополучия. Но есть более высокий уровень объяснения развития болезней, надпсихологический, вытекающий из холистического подхода к человеку, соединяющего в единстве его тело, душу и дух. Практически все психосоматические и невротические заболевания можно считать болезнями «образа жизни», при этом наблюдается рассогласование психической и телесной сферы. Личностный рост прогрессирует или останавливается в зависимости от наличия гармонии с миром, а это в свою очередь, определяется соответствием состояния организма, души и духа. При наличии такого соответствия происходит правильное расходование жизненной энергии, соблюдены правила и техники личной психологической безопасности. Этот концепт чрезвычайно важен для развития профилактической медицины, психологии здоровья через развитие психоэмоциональных и психофизилогических ресурсов личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *