Реорганизация образовательного учреждения

Реорганизация общеобразовательных учреждений

Реорганизация образовательной организации не должна нарушать прав обучающихся на образование. В какой форме закон допускает проводить реорганизацию? Как обосновать необходимость её проведения? Как учесть права работников, если предполагается сокращение штата?

Процесс (далее ОУ) регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством устанавливается следующим образом:

  • для федеральных государственных ОУ – Правительством РФ;
  • для государственных ОУ, находящихся в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • для муниципальных ОУ – органом местного самоуправления (как правило, представительным).

Основным документом, регламентирующим вопросы , в т. ч. созданных в организационно-правовой форме общеобразовательных учреждениях, является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ).

В нем даются основные понятия, принципы и условия реорганизации Однако тот же ГК РФ (ч. 3 ст.120) предусматривает, что для отдельных видов учреждений особенности их правового положения могут определяться другими законами или иными правовыми актами.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п.18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной.

Государственная образовательная организация – это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа.

Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.

Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи).

Образовательная организация, исходя из ее легальной дефиниции (п. 18 ст. 2 комментируемого Закона), должна быть создана в форме, установленной гражданским законодательством.

Перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана некоммерческая организация, содержится в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов;

2) общественных организаций;

3) общественных движений;

4) ассоциаций (союзов);

5) товариществ собственников недвижимости;

6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов);

9) учреждений (государственных, муниципальных и частных);

10) автономных некоммерческих организаций;

11) религиозных организаций;

12) публично-правовых компаний.

13) адвокатских палат;

14) адвокатских образований.

Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов.

Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение.

Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 “Основные положения об учреждениях” Гражданского кодекса РФ.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Законодательно установлены типы государственных и муниципальных учреждений – казенные, бюджетные и автономные (ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом – Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” .

СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Казенное учреждение, как это определено в ст.6 Бюджетного кодекса РФ, – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст.2 Федерального закона “Об автономных учреждениях”): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г.N 539 “Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений” .

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которыми утверждается порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных (региональных) и муниципальных образовательных учреждений. Например, Постановление Московской городской Думы от 9 декабря 2009 г. N 72 “О порядке согласования решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений на территории города Москвы” , Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2008 г. N 359 “О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан” , решение Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 29 декабря 2014 г. N 6/7 “Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области” и т.д.

Источник: http://www.lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2596

Как осуществляется процедура ликвидации образовательного учреждения

Любая современная организация в определенный момент времени может быть ликвидирована, а этот процесс может быть реализован как добровольно, так и принудительно. Особенно многих людей интересует ликвидации школы или другого учреждения образования.

Добросовестная ликвидация школы

Добровольная ликвидация может быть осуществлена в том случае, если истек срок действия юридического лица или же были достигнуты цели его функционирования.

В этом случае решение обычно принимается генеральным директором организации или ее учредителями, если их имеется несколько.

Для подтверждения добровольной ликвидации подготавливаются соответствующие документы.

Принудительная ликвидация реализовывается в соответствии с решением, принимаемым судом. Чаще всего это выполняется в том случае, если компания работает без необходимой лицензии или ее деятельность нарушает каким-либо образом современное законодательство.

Ликвидация образовательного учреждения

Если происходит ликвидация образовательного учреждения, то здесь необходимо наличие некоторой специализированной документации.

К ней относится Постановление Администрации конкретного города, Акт, составленный экспертной комиссией после оценки всех итогов ликвидации, решение специальной Комиссии, которая осуществляла экспертную оценку, а также должно быть специально решение, которое составляется в результате собрания граждан. Дополнительно следует подготовить и некоторые другие документы и статьи из законодательства.

Особенно важным документом считается Постановление, выдаваемое Администрацией района, а в нем указывается название учреждения, которое подлежит ликвидации, а также должен иметься срок, который дается для того, чтобы все кредиторы данного заведения смогли предъявить свои требования по возврату денежных средств. Они могут узнать о ликвидации из специализированных источников СМИ, куда подается соответствующее сообщение.

Также в этом Постановлении обязательно должен иметься специальный план, в котором описываются мероприятия, необходимые для полноценной и правильной ликвидации. Этот план должно реализовать Управление образованием конкретного города или района. Здесь же определяется, кто именно будет входить в состав экспертной комиссии, а также из какого количества людей она будет состоять.

Администрация ответственна за то, чтобы поместить объявление о ликвидации школы или другого учреждения, а также обеспечивает требования кредиторов и вносит соответствующую запись о ликвидации в ЕГРЮЛ. После окончания процесса ликвидации все полученные от этого документы должны быть переданы в специальный архив, располагающийся в Управлении образования.

Само Управление образования должно выполнять некоторые задачи. Сюда относится то, что оно точно определяет дебиторскую и кредиторскую задолженность ликвидируемого заведения, а также должно уведомить всех кредиторов о будущей ликвидации.

Также обязательным процессом является инвентаризация имущества, принадлежащего образовательному учреждению, а при этом все имущество должно быть в сохранности до того момента, как не будет реализована его продажа.

Данная организация дополнительно занимается многими другими вопросами, связанными с ликвидацией заведения.

Реорганизация образовательного учреждения

Следует отметить, что может быть два варианта ликвидации школы или другого заведения.

Может быть произведена полная ликвидация, Предполагающая прекращение работы организации, а также может быть осуществлена реорганизация образовательного учреждения.

В последнем случае предполагается, что заведение должно быть удалено из Государственного реестра, после чего начинается процедура его обратного внесения в этот реестр, однако под другим названием или с какими-либо другими изменениями и дополнениями. Если же обеспечивается полная ликвидация школы или другого заведения, то в этом случае удаляются все документы организации, а также ее имущество распродается, а данные о ней заносятся в архив.

Порядок преобразования муниципальных организаций

Реорганизация представляет собой специальную процедуру, которая предполагает прекращение действующего юридического лица с единовременным образованием новой организации, а при этом никак не затрагивается имущество заведения.

Однако могут быть внесены определенные дополнения или изменения в документацию организации.

Реорганизация может быть выражена в различных видах, поскольку может быть произведено слияние нескольких организаций или присоединение одного заведения к другому.

Также может быть реализовано разделение одного заведения на несколько отдельных учреждений или выделение одного филиала. Также следует выделить преобразование организации, в результате чего меняется ее название или другие параметры.

Для реализации совершенно любого действия необходимо наличие определенных документов, к которым относится положение о реорганизации, план, которому необходимо следовать в процессе проведения данного действия, а также решение, заключение и положение, выдающиеся специальной экспертной комиссией.

Этапы ликвидации любого образовательного учреждения являются очень похожими.

Для этого первоначально подается специальное письмо, которое направляется Главе администрации, а в нем должны указываться причины, по которым необходимо произвести ликвидацию учреждения.

Также важно указать и способы реорганизации, а также множество другой информации.

Далее принимается решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения, а в конечном этапе происходит весенние специальной записи о ликвидации или реорганизации в ЕГРЮЛ. При этом важно помнить, что если происходит реорганизация школы, то учащиеся должны иметь право обучаться далее в новом заведении.

Таким образом, ликвидация или реорганизация любого образовательного учреждения является специфической и сложной работой, которая должна осуществляться в соответствии со всеми правилами и требованиями, поскольку этот процесс затрагивает множество людей и компаний.

Процесс реорганизации общеобразовательных учреждений (далее ОУ) регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством порядок реорганизации образовательных учреждений устанавливается следующим образом:

  • для федеральных государственных ОУ – Правительством РФ;
  • для государственных ОУ, находящихся в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • для муниципальных ОУ – органом местного самоуправления (как правило, представительным).

(Читать полностью по ссылке «Дальше»)
Основным документом, регламентирующим вопросы реорганизации юридических лиц, в т. ч. созданных в организационно-правовой форме учреждениях, является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). В нем даются основные понятия, принципы и условия реорганизации. Однако тот же ГК РФ (ч. 3 ст. 120) предусматривает, что для отдельных видов учреждений особенности их правового положения могут определяться другими законами или иными правовыми актами. В отношении правового статуса ОУ и их реорганизации такие особенности установлены Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») и Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ). В соответствии с вышеперечисленными документами реорганизация ОУ осуществляется с обязательным обеспечением прав на продолжение образования в реорганизуемом или другом ОУ для следующих категорий обучающихся или воспитанников (если таковые имеются на момент реорганизации учреждения):

  • учащихся школ;
  • учащихся и студентов ОУ начального и среднего профессионального образования;
  • нуждающихся в социальной поддержке граждан, категории которых установлены также законодательством субъекта РФ, обучающихся или воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ.

Для других категорий обучающихся учредитель обязан оказывать содействие в их переводе в иное ОУ или продолжении обучения в реорганизуе­мом ОУ. Формы реорганизации ОУ:

  • Слияние.
  • Присоединение.
  • Разделение.
  • Выделение.
  • Преобразование.

При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния, а первые два юридических лица прекращают свою деятельность. При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица. В случае разделения ОУ создается два или более новых юридических лиц, а прежнее – прекращает свое существование. Если же реорганизация происходит в форме выделения, юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, и на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц. При этом к каждому из юридических лиц по разделительному балансу или акту в соответствующих частях переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ). Под реорганизацией ОУ в форме преобразования понимается либо изменение его организационно-правовой формы, либо изменение статуса (типа, вида, категории) ОУ (например, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную, основной – в среднюю или наоборот). При этом в случае прекращения реализации образовательной программы того или иного уровня необходимо обеспечить перевод учащихся в соответствии с п. 17 ст. 50 Закона РФ “Об образовании” в другое ОУ. В любой форме реорганизации ОУ переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам является универсальным, т. е. права и обязанности переходят от одного лица к другому в неизмененном виде как единое целое в один и тот же момент. В результате проведения реорганизации создана может быть только некоммерческая и в то же время образовательная организация. Реорганизация ОУ осуществляется по решению учредителя (ст. 57 ГК РФ):

  • для федеральных ОУ учредителем является РФ;
  • для областных – определенный субъект РФ;
  • для муниципальных – соответствующее муниципальное образование.

Конкретный орган, принимающий решение о реорганизации от лица учредителя, установлен в порядке реорганизации (см. выше). Пример: В муниципальном образовании городской округ город Кострома действует общий порядок реорганизации всех муниципальных учреждений, утвержденный представительным органом – Думой города Костромы, который применяется с особенностями и для ОУ. В нем предусмотрен орган, который принимает решение о реорганизации – Дума города Костромы, с обязательным предварительным согласованием со структурным подразделением администрации города, на которое возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Также в нем определено, что главой города Костромы назначается комиссия по реорганизации, утверждается разделительный баланс (при разделении, выделении) или передаточный баланс (при слиянии, присоединении) по согласованию с соответствующими отраслевыми структурными подразделениями администрации города, в т. ч. подразделением по управлению муниципальным имуществом. Процедуру реорганизации проводят в несколько этапов. Вначале следует определить предварительный перечень мероприятий, необходимых для проведения процедуры реорганизации. Такой перечень должен быть утвержден учредителем или уполномоченным органом по проведению реорганизации. На его основе составляют расширенный план мероприятий, который следует утвердить и самому ОУ, с определением ответственных лиц за проведение и контроль сроков исполнения. В нем обязательно должны быть предусмотрены действия по решению организационных, экономических и кадровых вопросов. Так, например, следует учитывать, что учреждение, которому будет предан статус юридического лица, в предусмотренных случаях должно получить лицензию на образовательную деятельность, т. е. такое учреждение должно быть подготовлено к прохождению процедуры лицензирования. При оформлении правового акта о реорганизации (распоряжение, постановление или иная форма) в нем должна содержаться следующая информация:

  • принятие решения о реорганизации ОУ, наименование реорганизуемого ОУ, форма его реорганизации;
  • поручение соответствующим органам учредителя или самому реорганизуемому ОУ провести мероприятия по уведомлению кредиторов о реорганизации, составлению передаточного акта либо разделительного баланса, внесению изменений в устав ОУ, представлению в установленном порядке документов для внесения изменений в государственный реестр и (или) другие необходимые действия, мероприятия, установленные законодательством.

В случае создания в результате реорганизации нового ОУ (при слиянии, разделении, выделении, преобразовании), кроме вышеуказанной информации, правовой акт должен содержать указание на:

  • тип, вид и полное наименование создаваемого ОУ;
  • орган (подразделение) исполнительной власти, в чьем ведении будет находиться новое ОУ, с поручением ему обеспечить утверждение устава создаваемого учреждения образования, его государственную регистрацию и лицензирование, а также назначение или поручение о назначении руководителя ОУ и заключении с ним трудового договора;
  • формирование имущества нового ОУ.

Если же реорганизация осуществлялась в форме слияния или присоединения, когда одно или несколько ОУ прекращают свое существование, в правовом акте о реорганизации должны предусматриваться необходимые действия органов (подразделений) исполнительной власти, обеспечивающие прекращение существования этих ОУ в соответствии с требованиями законодательства (в т. ч. расторжение трудовых договоров и увольнение руководителей, работников ОУ) и соблюдение прав обучавшихся в этих ОУ лиц на продолжение образования. Если при реорганизации планируется проводить какие-либо мероприятия, в т. ч. и со зданиями, строениями, сооружениями, которые занимает реорганизуемое ОУ, то следует провести предварительную экспертную оценку уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания (п. 2 ст. 13 Закона № 124-ФЗ). Кроме того, хозяйственные договоры, которые были заключены ранее реорганизуемым учреждением (на коммунальные услуги и т. д.), должны будут перезаключаться по окончании реорганизации вновь созданным учреждением самостоятельно. Необходимо соблюдать и требования трудового законодательства при проведении реорганизационных мероприятий. Реорганизация ОУ сама по себе не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Однако реорганизация может сопровождаться фактическим сокращением численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться. При реорганизации с сокращением численности или штатов ОУ следует рассматривать не приоритетное право приема на работу сотрудников, а преимущественное право на оставление их на работе. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

  • семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются. Мнение работника о продолжении трудовых отношений является далеко не последним условием в переходном процессе реорганизации. Учитывая право работника на полную достоверную информацию, которое предусмотрено ст. 21 ТК РФ, работодатель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации, а также о тех правовых последствиях, которые его ожидают в связи с ней. Работник должен быть поставлен в известность о предстоящих изменениях условий его трудового договора как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения. Лишь в этом случае он может объективно выразить свое согласие на продолжение трудовых отношений в новых измененных условиях либо отказаться от них. Хотя законодатель не устанавливает какой-либо обязательной формы уведомления работника, это должна быть только письменная форма, поскольку условия трудового договора могут изменяться индивидуально для каждого работника. Мнение работника может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Но в случае возникновения трудового спора по поводу прекращения трудового договора при отказе работника продолжить трудовые отношения весьма сложно будет доказать наличие такого отказа, если отсутствует его письменное подтверждение. Конечно, нельзя принудительно заставить работника выразить письменно его согласие на продолжение трудовых отношений или отказ, но можно по аналогии с другими сходными правовыми ситуациями составить соответствующий акт. Особенностью реорганизации ОУ является необходимое проведение экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации (п. 2 ст. 13 Закона № 124-ФЗ). Заказчиком экспертизы выступает непосредственно сам учредитель ОУ. Порядок ее проведения утверждается каждым субъектом РФ и муниципальным образованием самостоятельно. Для этого в большинстве территорий предоставляется пакет документов следующего содержания:

  • информационно-аналитическая справка о системе социальной инфраструктуры для детей и месте в ней объекта, деятельность которого предполагается изменить;
  • анализ материально-технической базы объекта;
  • экономическое обоснование намеченных изменений;
  • предполагаемые последствия принятого решения;
  • копии договоров с другими ведомствами, заинтересованными в принятии такого решения.

В состав экспертной комиссии входят, как правило, руководители и специалисты органов управления образованием, руководители, экономисты и юристы органов местного самоуправления, представители структуры органа местного самоуправления (МСУ), занимающейся имущественным комплексом, представитель от учреждения, подлежащего реорганизации. Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать в себя:

  • обоснование необходимости реорганизации ОУ (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.);
  • указание на то, каким образом будет реализовано право на образование граждан – учащихся данного учреждения;
  • варианты дальнейшего трудоустройства работников учреждения;
  • прогноз последствий реорганизации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

Для принятия правильного решения о реорганизации экспертная комиссия должна ознакомиться с обоснованием эффективности предлагаемых изменений. Поэтому необходимо предоставить документы, подтверж­дающие соответствие проводимых изменений законодательству РФ, и материалы, подтверждающие эффективность этих изменений. В качестве документов, подтверждающих соответствие изменений действующему законодательству, можно выделить:

  • документы, подтверждающие согласие родителей на перевод учащихся в другое ОУ в соответствии с п. 17 ст. 50 Закона РФ “Об образовании” (выписка из протокола заседания школьного родительского собрания, из протоколов классных родительских собраний или по индивидуальным спискам). Необходимо согласие не менее 2/3 общего количества родителей;
  • документ, подтверждающий факт своевременного предоставления выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий информации о возможном сокращении численности или штатов, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ст. 82 ТК РФ).

Для изучения эффективности изменений должны быть рассмотрены документы, отражающие:

  • демографическую ситуацию (прогнозы изменения количества детей, которые будут поступать в ОУ, количества классов-комплектов, педагогов и др.);
  • социально-производственные условия (наличие действующих промышленных или сельскохозяйственных предприятий на территории, обслуживаемой ОУ, их перспективы, динамика численности трудоспособного населения на данной территории и официально зарегистрированных безработных; наличие на территории других ОУ, учреждений культуры, медицинских учреждений и т. п.), а также прогнозы изменения социальных условий на территории из-за структурных изменений в системе образования – негативные или положительные (например, улучшение коммуникации, развитие социальной инфраструктуры и др.);
  • историко-культурные условия (национальные или культурные традиции, многолетняя история образования, последствия вводимых изменений, разрушение определенных культурных традиций в населенных пунктах, связанных с деятельностью данного ОУ);
  • материально-техническую базу ОУ (характеристика: зданий (время постройки, тип здания и т. д.), соответствие строений и их площадей санитарно-техническим нормам, степень благоустройства; территории земельных участков; авто­ и сельскохозяйственной техники, инвентаря и т. п.; мебели, оборудования и оснащения кабинетов; библиотечных фондов; а также перспективы использования имущества в связи с намеченными изменениями);
  • педагогические условия (выполнение требований государственных образовательных стандартов к содержанию, уровню и качеству подготовки учащихся):
    • ведутся ли все предметы, предусмотренные федеральным базисным учебным планом;
    • качество подготовки учащихся в ОУ, в отношении которого ставится вопрос реорганизации (ликвидации) по сравнению с другими (на основе данных контрольных срезов, результатов тестирования, внешней оценки);
    • особенности организации образовательного процесса и педагогических технологий (обучение в условиях классов малой наполняемости, классов-комплектов и т. п.);
    • квалификация управленческих и педагогических кадров (уровень образования, соответствие профессиональной подготовки преподаваемому предмету, наличие квалификационной категории, возраст­ной состав, другое);
    • наличие перспектив (программ) развития ОУ;
    • возможные педагогические последствия изменений в деятельности ОУ для учащихся и их предупреждение (обеспечение адаптации в новых условиях организации образовательного процесса, соблюдение преемственности в дидактических системах и программах, организация специальной работы с детьми, перспективы повышения качества образования и т. п.);
  • экономическое обоснование намеченных изменений (затраты по ОУ в течение календарного года до и после реорганизации, дополнительные расходы (на формирование дополнительных классов, на организацию подвоза учащихся, на обеспечение занятости высвобождаемых работников и т. д.), экономический эффект от проведенных мероприятий).

В случае отсутствия экспертной оценки решение о реорганизации признается недействительным с момента его вынесения. Кроме того, если учредитель нарушил установленный законодательством порядок реорганизации ОУ, то члены коллектива, родительского комитета, администрации, отдельные родители учащихся школы вправе обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения ОУ с заявлением о признании решения учредителя противоречащим закону и недействительным с момента его принятия как правового акта, нарушающего их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ). Таким инициатором может также выступить прокурор в пределах своей компетенции самостоятельно или по обращению заинтересованных лиц. А администрация ОУ, представляющая юридическое лицо, вправе подать аналогичное заявление в Арбитражный суд с требованием признать решение о реорганизации (и действия учредителя) противоречащим закону и недействительным с момента его принятия, если нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОУ, незаконно возлагаются какие-либо обязанности или создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 192 Арбитражно-процессуального кодекса РФ). Реорганизованным ОУ считается только с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 57 ГК РФ), за исключением случаев реорганизации в форме присоединения. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого, первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. По общему правилу, при изменении статуса ОУ и его реорганизации утрачивают силу лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Однако п. 2 ст. 34 Закона РФ «Об образовании» предусматривает исключение, в соответствии с которым при реорганизации ОУ в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к нему юридического лица, не являющегося ОУ, создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального ОУ это ОУ вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных ему до окончания срока их действия. Действующее федеральное законодательство не содержит требования о преемственности классов, сохранении учебной нагрузки и др. Указанные вопросы находятся полностью в ведении учебного заведения и их решение остается на усмотрение созданного в результате реорганизации ОУ. После вступления в силу правового акта о реорганизации орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию учреждения, обязан осуществить публикацию о реорганизации учреждения в средствах массовой информации, определенных федеральной налоговой службой. В объявлении указывается информация о реорганизации ОУ и устанавливается срок, в который кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга, а также адрес и контактный телефон приема заявлений требований кредиторов. После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган, уполномоченный на реорганизацию, представляет учредителю промежуточный баланс по учреждению в объеме форм годового бухгалтерского отчета на дату начала проведения реорганизации. Данные промежуточного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств реорганизуемого ОУ и реестром требований кредиторов. Завершить расчеты с дебиторами и кредиторами, а также передачу материальных ценностей необходимо до составления передаточного и разделительного баланса. По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке. Оставшееся имущество ОУ передается учредителю. По завершению всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности. Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя. Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов. Передаточный или разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю или учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого ОУ. В органы казначейства, в которых открыты лицевые счета реорганизуемого учреждения и учреждения, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения, представляются передаточные или разделительные отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *