Разница между контролем и надзором

3. Надзор и контроль: понятие и отличия

  • •Головистикова Анастасия Николаевна Административное право России в таблицах и схемах
  • •Часть I. Основные институты административного права Глава 1. Административное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина
  • •1. Понятие, сущность и предмет административного права
  • •2. Методы административного права
  • •3. Функции и принципы административного права
  • •4. Понятие и система субъектов административного права
  • •5. Место административного права в российской правовой системе
  • •6. Система административного права
  • •7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
  • •8. Административное право как учебная дисциплина
  • •Глава 2. Административно-правовые нормы
  • •1. Понятие и особенности административно-правовых норм
  • •2. Структура административно-правовой нормы
  • •3. Виды административно-правовых норм
  • •4. Реализация и действие административно-правовых норм
  • •5. Источники административного права: понятие, виды и формы
  • •6. Систематизация норм административного права
  • •Глава 3. Административно-правовые отношения
  • •1. Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений
  • •2. Структура административно-правовых отношений
  • •3. Юридические факты в административном праве
  • •4. Виды административно-правовых отношений
  • •Глава 4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
  • •1. Понятие и виды субъектов административного права
  • •2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
  • •3. Виды органов исполнительной власти
  • •4. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
  • •5. Президент Российской Федерации как субъект административного права
  • •6. Правительство Российской Федерации как субъект административного права
  • •7. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • •8. Полномочия федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства
  • •9. Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
  • •10. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
  • •Глава 5. Граждане как субъекты административного права
  • •1. Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления
  • •2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • •3. Административно-правовой статус беженцев
  • •4. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
  • •5. Паспортная система в Российской Федерации
  • •6. Правила регистрационного учета граждан
  • •7. Административно-правовые гарантии прав граждан
  • •8. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • •9. Обращения граждан
  • •Глава 6. Государственные служащие
  • •1. Законодательные основы государственной службы
  • •2. Понятие, принципы, виды государственной службы и ее система
  • •3. Понятие, особенности и классификация государственных должностей
  • •4. Понятие и виды государственных служащих
  • •5. Права и обязанности государственных служащих
  • •6. Способы поступления на государственную службу
  • •7. Прохождение государственной службы
  • •8. Прекращение государственной службы
  • •9. Государственные гарантии и стаж государственной службы
  • •10. Поощрение и награждение государственных служащих
  • •11. Служебная дисциплина на государственной службе
  • •12. Система управления государственной службой
  • •Глава 7. Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • •1. Понятие и функции местного самоуправления
  • •2. Принципы местного самоуправления: понятие, назначение и виды
  • •3. Основы местного самоуправления
  • •4. Органы местного самоуправления: понятие и виды
  • •Глава 8. Предприятия, учреждения, организации, товарищества, общества, фонды как субъекты административного права
  • •1. Понятие и виды организаций
  • •2. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • •3. Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и фондов
  • •Глава 9. Общественные объединения как субъекты административного права
  • •1. Понятие, признаки и формы общественных объединений
  • •2. Создание, приостановление и прекращение деятельности общественных объединений
  • •3. Основы административно-правового статуса общественных объединений
  • •4. Профессиональные союзы
  • •5. Политические партии
  • •6. Религиозные объединения
  • •Глава 10. Управление как объект административно-правового регулирования. Исполнительная власть
  • •1. Понятие управления: основные черты и признаки
  • •2. Социальное управление: понятие, особенности и виды
  • •3. Государственное управление и его основные признаки
  • •4. Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
  • •Часть I. Основные институты административного права
  • •Глава 11. Формы государственного управления
  • •1. Понятие форм государственного управления. Характерные черты и виды
  • •2. Классификация правовых форм государственного управления
  • •3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
  • •4. Виды правовых актов управления
  • •5. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
  • •6. Процедура принятия правовых актов Правительства рф и федеральных органов исполнительной власти
  • •7. Действие правовых актов управления
  • •8. Административный договор
  • •Глава 12. Методы государственного управления
  • •1. Понятие, виды и особенности административно-правовых методов
  • •2. Понятие и меры административного убеждения
  • •3. Понятие, сущность и характерные черты административного принуждения
  • •4. Признаки и меры административного принуждения
  • •5. Полномочия государственных органов, предприятий и учреждений при применении мер административного принуждения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • •6. Применение мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения
  • •7. Применение мер административного принуждения в условиях военного положения
  • •Глава 13. Административная ответственность
  • •1. Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности
  • •2. Понятие и признаки административного правонарушения
  • •3. Понятие, особенности и состав административного правонарушения
  • •4. Ограничения и освобождение от административной ответственности
  • •Глава 14. Административное наказание
  • •1. Понятие, цели и особенности административных наказаний
  • •2. Система и виды административных наказаний
  • •3. Правила назначения наказания
  • •Глава 15. Законность в сфере государственного управления
  • •1. Понятие, особенности и основные черты законности в государственном управлении
  • •2. Гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении
  • •3. Надзор и контроль: понятие и отличия
  • •4. Контрольная деятельность в государственном управлении
  • •5. Надзорная деятельность в государственном управлении
  • •Глава 16. Административный процесс
  • •1. Понятие, назначение, признаки, принципы, особенности и стадии административного процесса
  • •2. Научная дискуссия о структуре административного процесса
  • •3. Понятие и виды административно-процедурного процесса
  • •4. Отдельные виды процедурных производств
  • •5. Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
  • •Глава 17. Производство по делам об административных правонарушениях
  • •1. Понятие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • •2. Субъекты административной юрисдикции
  • •3. Участники производства по делам об административных правонарушениях
  • •4. Доказательства по делу об административном правонарушении
  • •5. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
  • •6. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • •7. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • •8. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • •9. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • •Часть II. Организация государственного управления Глава 18. Управление экономической сферой
  • •1. Организационно-правовые основы управления в экономической сфере
  • •2. Органы управления экономическим развитием
  • •3. Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
  • •4. Органы управления промышленностью и энергетикой
  • •5. Органы управления сельским хозяйством
  • •6. Органы управления в сфере транспорта
  • •7. Органы управления в сфере информационных технологий и связи
  • •8. Органы управления в сфере экологии
  • •9. Органы управления в сфере регионального развития
  • •Глава 19. Управление в социально-культурной сфере
  • •1. Организационно-правовые основы управления в социально-культурной сфере
  • •2. Органы управления в сфере здравоохранения и социального развития
  • •3. Органы управления в сфере образования и науки
  • •4. Органы управления в сфере культуры
  • •Глава 20. Управление в административно-политической сфере
  • •1. Организационно-правовые основы управления в административно-политической сфере
  • •2. Органы управления в сфере внутренних дел
  • •3. Органы управления в области обороны
  • •4. Органы управления в сфере безопасности
  • •5. Орган управления по контролю за оборотом наркотиков
  • •6. Органы управления в области юстиции
  • •7. Органы управления в сфере иностранных дел
  • •8. Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • •9. Иные органы управления в сфере административно-политического строительства
  • •Глава 21. Органы управления в сфере использования воздушного и космического пространства
  • •1. Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации
  • •2. Федеральное космическое агентство Российской Федерации
  • •Список литературы

Государственный земельный надзор

«Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства.

Должностные лица Росреестра в рамках государственного земельного надзора осуществляют контроль за соблюдением:

— требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

— требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

— требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

— требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

— требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

— предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

— проведения плановых и внеплановых проверок;

— систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;

— принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и служебное удостоверение, форма которого установлена приказом Росреестра от 28.11.2013 № П/487 «Об организации оформления и использования служебных удостоверений с жетоном должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор».

Оформление результатов проверок

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также в отношении лиц, совершивших нарушения составляются по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Обжалование решений и действий (бездействий) должностных лиц

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информирование об исполнении государственной функции

Информацию по вопросам исполнения государственной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Росреестр и его территориальные органы письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

Почтовый адрес для направления обращений: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

Телефоны для справок: 8 800 100 34 34, (495) 917-57-98, (495) 917-48-52.

Адрес электронной почты Росреестра: 00_uddfrs1@rosreеstr.ru.

Почтовые адреса, телефоны для справок и адреса электронной почты территориальных органов Росреестра размещены на официальном сайте Росреестра во вкладке «Структура» раздела «О Росреестре».

  • Нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление государственного земельного надзора
  • Административный регламент
  • Перечень требований, соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок соблюдения земельного законодательства
  • План проведения проверок
  • Сведения об итогах проведения проверок
  • Статистика
  • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора
  • Результаты административных обследований объектов земельных отношений
  • Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства

Земельный надзор и контроль

Земельный контроль – важнейшая функция управления и традиционная правовая мера, предусмотренная земельным законодательством. Выделение в ходе административной реформы надзорной функции государственного управления и возложение ее исполнения на соответствующие федеральные органы исполнительной власти привело к разделению понятий надзора и контроля в различных сферах, включая область использования и охраны земель.

Согласно ст. 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с ЗК РФ, законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный земельный надзор осуществляют следующие специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения:

  • 1) Росреестр осуществляет надзор за соблюдением:
    • – выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
    • – порядка переуступки права пользования землей;
    • – выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • – выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
    • – порядка предоставления сведений о состоянии земель;
    • – исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
  • 2) Росприроднадзор осуществляет надзор за соблюдением:
    • – выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
    • – выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
    • – выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
    • – режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • 3) Россельхознадзор осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:
    • – выполнения в соответствии с Законом об обеспечении плодородия земель мероприятий но сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
    • – выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Названные специально уполномоченные органы осуществляют надзор выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

При проведении проверок должностные лица специально уполномоченных органов, являющиеся государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны земель, имеют право:

  • • запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного надзора сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
  • • посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного надзора;
  • • давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
  • • составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
  • • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Наряду с указанными правами главные государственные инспекторы по надзору в области использования и охраны земель имеют также право: в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с ЗК РФ; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

В ЗК РФ установлены следующие виды земельного контроля: муниципальный, общественный, производственный.

Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено проведение муниципального и общественного земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Такой контроль проводится указанными органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например, постановлением Городской Думы г. Калуги от 25.11.2003 № 279 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле в г. Калуге», в котором предусмотрены органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля; права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль; порядок проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля.

В соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских поселений, городских округов.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Общественный земельный контроль является одним из способов реализации принципа земельного законодательства, закрепленного в ст. 1 ЗК РФ: участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Одна из форм такого участия предусмотрена ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с которой при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей.

В целях привлечения широкой общественности к осуществлению земельного контроля приказом Роскомзема от 22.09.1994 № 66 «О порядке назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель» был определен порядок назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель. Их права и обязанности получили закрепление в Памятке, утвержденной письмом Роскомзема от 26.01.1995 № 3-14/166 «Об утверждении “Памятки по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель”».

Согласно ст. 73 ЗК РФ производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Порядок его проведения определяется этими лицами самостоятельно. Проведение производственного земельного контроля является их обязанностью. Кроме того, они обязаны предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля. Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 07.04.2005 № П/0060 определен порядок получения сведений по проведению производственного земельного контроля. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» предусмотрено, что сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу Росреестра и его территориальных органов не чаще одного раза в год.

Непредставление или несвоевременное представление собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков указанной информации влечет за собой привлечение этих лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

Выводы сайт

  1. Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  2. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  3. Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  4. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  5. Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Понятие контроля и надзора

Общие черты и содержание контроля и надзора

1. Контроль и надзор являются государственными функциями.

2. Контроль и надзор проводятся субъектом (гос. органом).

3. Контроль и надзор осуществляются путём проверок.

4. По итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении проверяемого объекта.

5. При проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности.

6. Контроль и надзор исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности.

Отличия содержания от контроля

Главный признак, по которому две этих функции различаются заключается в том, что, в случае осуществления контроля обязательна подчинённость проверяемого проверяющему; при надзоре — напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношении к проверяющему.

Кроме того, принципиальные отличия между контролем и надзором состоят в следующем:

1. Функция контроля является более широкой, чем функция надзора, так как помимо проверки исполнения законодательства, при контроле, в силу подчинённости объекта, проверяется ещё и исполнение текущих управленческих распоряжений.

2. При осуществлении процедуры контроля существует возможность прямого оперативного вмешательства в деятельность подконтрольного объекта, а при надзоре такая возможность отсутствует.

3. Цель контрольных процедур состоит не только в выявлении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права , но также и в оценке эффективности осуществляемой деятельности. Надзор же осуществляется исключительно с целью выявления правовых нарушений в деятельности поднадзорных объектов.

4. Для контроля характерна плановость проверочных мероприятий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор же не может и не должен быть текущим, чтобы не вызвать длительных сбоев в деятельности поднадзорных объектов.

5. В случае проведения контрольных мероприятий по итогам проверки могут осуществляться как прямые, так и косвенные меры воздействия на объект проверки. В случае же надзорных — только косвенные.

Контроль — это государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществления корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемым уполномоченными органами власти в отношении органов гос. власти, территориальных органов и организаций, находящихся в административном или имущественном подчинении у уполномоченного органа.

Надзор — это гос. функция проверки соблюдения закона надзорным объектом с последующим инициированием проведения процедуры привлечения его к юр. ответственности за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченным органом гос. власти в отношении органов гос. власти, местного самоуправления, неопределённого круга юр. и физ. лиц, независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности, не находящихся в подчинении у уполномоченного органа.

Для установления сущность государственного контроля необходимо выделить его характерные признаки, составляющие его элементы, что позволило бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди других близких понятий.

Среди ученых нет единства в определении сущность контроля, контроль рассматривают по-разному: как средство, форму, фактор, функцию, деятельность, элемент, систему, обратную связь и т.д. Каждый из этих подходов, на мой взгляд, имеет право на существование, поскольку отражает отдельный элемент, составляющий содержание емкого понятия «контроль».

Согласно А.М. Тарасову, контроль не является первичной деятельностью, поскольку он касается действий, осуществляемых независимо от контроля, но вместе с тем контроль представляет собой самостоятельный вид деятельности. «Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица» . Таким образом, из этого определения следует вывод о том, что:

– целью контроля является наблюдение;

– контроль включает сбор и передачу данных о результатах контрольных мероприятий в компетентные органы;

– контрольные мероприятия направлены на выявление причин обнаруженных отклонений и определение путей их устранения для эффективного функционирования государственных органов.

С точки зрения теории управления, контроль присутствует в любой управляемой системе. Контроль традиционно представляют в виде двух взаимодействующих подсистем: контролируемой и контролирующей подсистем. Один из теоретиков менеджмента К.В. Марков, отмечая общность государственного контроля с другими формами контроля, определяет государственный контроль как «форму государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения органами государства законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и обеспечения соблюдения на основе государственных интересов наиболее целесообразной деятельности подконтрольных объектов» . Из определения можно установить, что автор в значительной степени отождествляет понятия «управление» и «контроль», тем самым государственному контролю переданы и другие функции управления, расширены полномочия государственных контролирующих органов.

Что касается элементов, то здесь тоже можно выделить ряд подходов. Наиболее интересными являются следующие два подхода.

А.М.Тарасов выделяет информационную и управленческую составляющую государственного контроля. Особенность информационной составляющей контроля заключается в том, что она в своем непосредственном содержании пассивна, и в значительной степени состоит в получении необходимой информации, хотя и к этому не сводится. Управленческая составляющая присуща государственному контролю постольку, поскольку он является неотъемлемым элементом государственной власти. Информация обеспечивает организацию деятельности субъектов воздействия, в этой связи контроль является организующим элементом. Таким образом, управленческая составляющая контроля в своем содержании активна.

Согласно другому подходу, государственный контроль включает в себя три обязательных элемента:

1) проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

2) проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

3) принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

В настоящее время отдельные аспекты государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В общих положениях этого федерального закона содержится определение государственного контроля, которое можно представить схематично:

В ходе анализа этого определения можно сделать три замечания, которые, на мой взгляд, принципиально важны. Во-первых, в этом определении присутствует ссылка на основные методы государственного контроля. Во-вторых, весьма значимо, что при определении государственного контроля идет деление деятельности уполномоченных органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов. В-третьи, представленное выше определение является как определением государственного контроля, так и определением государственного надзора, поэтому, по моему мнению, принципиально важно разграничить эти понятия.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» рассматривает надзор как более широкое понятие, включающее в себя контроль. (ч.1 ст. 60 УИК РФ).

Согласно Указу Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 N 724, а также Указу Президента от 07.10.2008 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», только федеральные службы имеют право осуществлять функции по контролю и надзору. Вместе с тем, указы предусматривают в структуре федеральных органов исполнительной власти две федеральных службы по контролю (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков) и одиннадцать – по надзору. Но вместе с тем надзорные органы уполномочены на только осуществлять надзор, но и проводить контрольные мероприятия, что необоснованно расширяет их компетенцию. То есть в законодательстве можно отметить бессистемное употребление и разграничение этих понятий, а также смешение контрольных и надзорных функций.

Да, безусловно, контроль и надзор имеют общие черты и общее содержание, которое согласно М. Нетесовой заключается в том, что:

    они являются государственными функциями;

    они проводятся субъектом – государственным органом (организацией), за исключением внутрифирменного контроля;

    1. они осуществляются путем проверок;

    при проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности;

    они исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности;

    по итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении поверяемого объекта .

    По мнению В.П. Беляева, можно проследить различия в понятиях, если разобраться в их сущности и содержании. «Сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание – в том, что уполномоченные органы и лица выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативным правовым актам, поставленным перед ними задачам, и непосредственно принимают меры по устранению «отклонений» и привлечению виновных к ответственности» .

    Сущность надзора В.П. Беляев видит в «обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направляется на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства» . Таким образом, можно отметить, что Беляев указывает на то, что надзор в отличие от контроля не содержит административных функций.

    Беляев считает, что все федеральные службы имеют компетенцию контрольных органов, поэтому в их названии не должно содержаться слово «надзор». Что касается надзора, то, по его мнению, надзорными полномочиями в чистом виде обладает только прокуратура.

    М. Нетесова указывает на то, что главным критерием по разграничению этих понятий заключается в том, что при осуществлении контроля «обязательна подчиненность проверяемого проверяющему (основанная либо на государственных административных полномочиях, либо на полномочиях собственника); при надзоре, напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношению к проверяющему» .

    Помимо этого принципиального отличия, контроль и надзор, по М. Нетесовой, имеют следующие различия:

    функция контроля шире, чем функция надзора, так как включает помимо проверки исполнения установленных норм, еще и проверку исполнения текущих управленческих распоряжений;

    при осуществлении контроля возможно прямое оперативное вмешательство в деятельность подконтрольного объекта в отличие от надзора, который этого не предусматривает;

    различие в целях. Цель контроля: выявление соответствия деятельности нормам + оценка рациональности и эффективности деятельности. Цель надзора: выявление нарушений.

    для контроля характерна плановость мероприятий. Контроль производится непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор осуществляется выборочно, но он не должен быть текущим;

    по итогам контрольной проверки возможно осуществление как прямых, так и косвенных мер воздействия на объект, тогда в как случае надзора – только косвенных.

    Таким образом, в ходе изучения контроля и надзора, несмотря на отсутствие единого мнения среди ученых можно сделать вывод о том, что эти понятия необходимо разграничивать, кроме этого в ходе приведенного анализа становиться очевидным необходимость разграничения содержания этих понятий на нормативном уровне с целью ликвидации коллизий и дуализма.

Библиографический список

  1. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. №1. С. 27
  2. Марков К.В. Государственный контроль. М.: Известия, 2004. С. 23 // Муллахметов Х.Ш. Государственный контроль коммерческой организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №6. С. 35
  3. Нетесова М.С. О разграничении функции контроля и надзора в государственном управлении // Власть. 2007. №2. С. 99
  4. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности. Вопросы теории и практики: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С.11 // Чиркин В.Е. Контрольная власть. Москва. Юристъ. 2008. С. 104

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *