Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений в зависимости от их типа: казенные, бюджетные, автономные
Приносящая доход деятельность может быть предпринимательской либо иной приносящей доход деятельностью, связанной с получением несистематических, т.е. разовых, доходов.
Предпринимательская деятельность характеризуется набором нескольких предусмотренных законом признаков:
- 1) систематичность;
- 2) направленность на получение прибыли (т.е. доходов, превышающих расходы);
- 3) экономический риск как вероятность вложения средств и неполучения планируемых доходов (т.е. риск потери вложенных ресурсов);
- 4) государственная регистрация (для некоммерческих организаций регистрация устава, в котором прописана та или иная конкретная предпринимательская деятельность).
Для предпринимательской деятельности характерны также некоторые внешние признаки, а именно:
- – наличие рекламы (например, размещение объявлений, адресованных неопределенному кругу лиц);
- – создание материально-технической и кадровой базы (наличие в штате нужных работников);
- – длительный характер осуществления деятельности;
- – отдельное ведение учета расходов и доходов и др.
Так, предоставление платных образовательных услуг образовательными учреждениями, как правило, подпадает под определение предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 2 ГК РФ, а также под понятие «коммерческая деятельность», используемое в НК РФ.
Иная приносящая доход деятельность – это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение «пассивных» доходов, например, от сдачи в аренду помещений, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т.п.
Как правило, иная приносящая доход деятельность не связана технологически с основной деятельностью и направлена исключительно на получение дополнительного финансирования. Получение доходов от такой деятельности допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.
В частности, законодательством РФ предусматривается право учреждений:
- – выступать арендодателями имущества;
- – получать пожертвования от граждан и организаций;
- – получать доходы (за исключением казенных учреждений) от долевого участия в деятельности других организаций, приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и начисленных на них дивидендов и процентов.
Дополнительный доход может быть получен также в связи с выплатой неустойки (штрафа, пени) контрагентом учреждения по договору. Налоговое законодательство, как правило, относит подобного рода доходы к внереализационным доходам и отличает их от доходов, полученных от предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые в части превышения расходов считаются прибылью учреждения.
Представляется, что «пассивные» доходы, для получения которых не требуется активных или систематических действий со стороны учреждения, следует перечислять в его правовых документах в дополнение к указанию на доходы от приносящей доход деятельности. Например, в учетной политике учреждения может быть сделана запись: «Источниками финансирования учреждения являются доходы от приносящей доход деятельности, а также целевые пожертвования, дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и иные внереализационные доходы после уплаты соответствующих налогов».
К доходам государственных учреждений относятся доходы:
- – от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (например, за разрешение по лицензионному договору использовать служебное произведение, исключительные права на которое принадлежат учреждению), имущество и денежные средства, полученные по завещанию;
- – от целевого капитала (эндаумента), сформированного в целях финансирования данного учреждения.
Государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные) могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии указанных видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах. Форма приносящей доход деятельности напрямую связана с видом деятельности учреждения. Право заниматься приносящей доход деятельностью не означает, что государственное (муниципальное) учреждение в свободное от основной нагрузки время может заниматься любыми услугами, например организовать стоянку автомобилей. Приносящая доход деятельность государственного (муниципального) учреждение должна быть нацелена на реализацию задач, ради которых создавалось это учреждение:
- • казенные учреждения оказывают услуги в рамках приносящей доход деятельности, если это необходимо в части выполнения основных государственных (муниципальных) функций и полномочий;
- • автономные и бюджетные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность в том объеме, в котором это закреплено в учредительных документах соответствующего бюджетного или автономного учреждения.
Статьей 298 ГК РФ закреплено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Аналогичная норма установлена ст. 161 БК РФ: казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Эта же статья устанавливает важную норму о том, что доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Вместе с тем, согласно п. 8 ст. 33 Закона № 83-ΦЗ, положения абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, абз. 4 п. 3 и 5 ст. 41, π. 1 ст. 51, абз. 4 ч. 1 ст. 57 и абз. 4 ч. 1 ст. 62 БК РФ (в части зачисления в соответствующий бюджет доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 г., если законом субъекта РФ или актом органа местного самоуправления не установлено иное в отношении указанных доходов соответствующих казенных учреждений. Орган – учредитель казенного учреждения определяет исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (в отношении федерального казенного учреждения (п. 33 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539)).
Таким образом, осуществление казенным учреждением приносящей доход деятельности зависит от решения органа-учредителя.
Бюджетное учреждение нового типа может (сверх установленного государственного (муниципального) задания) оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. При этом они могут предоставляться для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Заниматься иными видами деятельности можно, только если это служит достижению целей, ради которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы и приобретенное за счет вырученных средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Автономное учреждение также вправе вести деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (должна быть указана в учредительных документах). Причем доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Следовательно, учреждения самостоятельно в соответствии с уставом определяют возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д.
Учреждения самостоятельно формируют и утверждают перечень платных услуг. Однако в случаях если федеральным законом или законом субъекта РФ предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в ведомственный перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.
Операции со средствами от приносящей доход деятельности отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о смете.
Для оплаты обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).
Остаток, сформированный по результатам деятельности в предыдущем году, в текущем учитывается на лицевых счетах учреждения как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.
С 1 января 2012 г. смета доходов и расходов казенного учреждения по приносящей доход деятельности при включении указанных средств в доходы бюджета не составляется, все расходы казенного учреждения осуществляются в рамках бюджетной сметы. Исключения составляют только специальные исправительные учреждения службы исполнения наказаний, которые имеют право зачислять эти средства на внебюджетные лицевые счета и получать их в форме дополнительного финансирования. Для остальных казенных учреждений больше никакого дополнительного финансирования и внебюджетных лицевых счетов не предусматривается.
Доходы от приносящей доход деятельности казенных учреждений – это восстановление затрат государства, связанных с оказанием той или иной государственной (муниципальной) услуги. Например, гражданин уплачивает некоторую сумму за получение загранпаспорта в уполномоченном органе, эта сумма компенсирует затраты государства на изготовление специального бланка и другие связанные с изготовлением затраты.
Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений
C 1 января 2011 года средства, полученные от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, не включаются в общий объем доходов бюджета (не зависимо от того, остаются ли они в течение переходного периода получателями бюджетных средств или нет)
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» следующие виды доходов исключаются из перечня доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов:
- доходы от использования имущества бюджетных учреждений, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, бюджетных учреждений;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетных учреждениями.
Указанные положения вступают в силу с 1 января 2011 года, т.е. с 1 января 2011 года доходы от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений (не зависимо от того, остаются ли они в течение переходного периода получателями бюджетных средств или нет) перестают учитываться в доходах соответствующих бюджетов. Соответственно при формировании проекта бюджета на 2011 и последующие года указанные виды доходов не включаются в общий объем доходов бюджета. Эти изменения приведут к выпадающим доходам соответствующих бюджетов.
В соответствии с Федеральными законами от 8.05.2010 № 83-ФЗ, от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ), от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (в ред. ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ) доходы от платных услуг, сдачи имущества в аренду и иной деятельности, приносящей доход, остаются в распоряжении бюджетного учреждения. Бюджетные учреждения не обязаны отчитываться по указанным доходам.
Если в 2010 году средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений были включены в состав доходов бюджета…
В отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений в 2010 году были включены в состав доходов бюджета и учитывались как неналоговые доходы по КБК 000 1 13 03020 02 0000 130 с зачислением в установленном порядке на счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40101.
Указанные доходы подлежат учету в составе неналоговых доходов бюджета 2011 г. при изменении организационно-правовой формы бюджетного учреждения на казенное учреждение.
Использование остатков средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения при изменении его типа на автономное
В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н (с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 23 августа 2010 года №7н), при изменении типа бюджетного учреждения на автономное учреждение, остаток денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, после закрытия соответствующего лицевого счета бюджетного учреждения, перечисляется на соответствующий счет автономного учреждения, открытый ему в кредитной организации.
Приносящая доход деятельность казенных учреждений
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) доходы, получаемые казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, в том числе средства благотворительных организаций и другие безвозмездные поступления, в полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет.
Соответственно, сумма арендной платы, начисленная казенным учреждениям и подлежащая перечислению в доходы соответствующего бюджета, уплачивается арендатором напрямую в доход соответствующего бюджета на счет 40101 Федерального казначейства (без необходимости открытия какого либо счета казенному учреждению).
Доходы, полученные казенными учреждениями от спонсоров, также подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и подлежат учету как безвозмездные поступления соответствующего бюджета.
Действующий порядок использования средств от приносящей доход деятельности казенных и бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, может быть сохранен на переходный период
Согласно пункта 16 статьи 33 законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом) устанавливаются порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности.
Таким образом, в переходный период может быть сохранен порядок зачисления средств от приносящей доход деятельности бюджетных и казенных учреждений с последующим расходованием денежных средств с лицевых счетов учреждений по смете доходов и расходов.
В соответствии с подпукнтом 8 пункта 19 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, для отражения указанных доходов на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений применяются группа «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее следующие подгруппы доходов бюджетов:
а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;
б) рыночные продажи товаров и услуг;
в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;
г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей».
Действующий порядок зачисления и использования указанных доходов, а также порядок по осуществлению расходных обязательств бюджетных учреждений – получателей бюджетных средств сохраняются до момента принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных статьей 9.2, пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1 и 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18, пунктом 1 статьи 19.1 и пунктами 3.3, 3.5 и 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции 83-ФЗ), пунктом 5 статьи 79, абзацем девятнадцатым статьи 165, пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции 83-ФЗ), частями 3.2, 3.3 и 3.4 статьи 2, частями 3, 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции 83-ФЗ), частями 2 — 4, 7, 16, 19, 20, 23 и 27 статьи 30, частями 1 — 3 и 15 статьи 31 и 33 статьей 83-ФЗ.
Переходный период для федеральных бюджетных и казенных учреждений
На федеральном уровне пункт 4 части 19 статьи 33 Федерального закона № 83-ФЗ устанавливает, что федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение в переходный период вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.
Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 г. № 88н (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.08.2010 № 92н), в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета указанного учреждения для учета операций с указанными средствами.
Статья подготовлена на основе материалов горячей линии консультаций по 83-ФЗ www.forum.iminfin.ru
Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 1
ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Одно из первых упоминаний о возможности и необходимости принятия федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (далее — закон о внебюджетной деятельности), содержит Федеральный закон N 63-ФЗ <1>. Изменения, внесенные данным Законом, вступили в силу в 2008 г., но до настоящего времени закон о внебюджетной деятельности не принят. Однако приносящая доход деятельность бюджетных учреждений имеет место. В данной статье мы рассмотрим правовые и бухгалтерские аспекты ее ведения.
———————————
<1> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“.
Правовые основы ведения приносящей доход деятельности
В 2010 г. до принятия вышеуказанного закона в части правового ведения внебюджетной деятельности учреждения должны руководствоваться переходными положениями Федерального закона N 63-ФЗ (п. 11 ст. 5). Рассмотрим их.
1. К доходам от внебюджетной деятельности относятся:
— доходы от оказания платных услуг;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;
— доходы от иной приносящей доход деятельности.
2. До дня вступления в силу закона о внебюджетной деятельности указанные доходы используются бюджетными учреждениями на обеспечение своей деятельности. При этом должны быть одновременно выполнены следующие условия:
а) право использования доходов от внебюджетной деятельности на нужды учреждений закреплено в законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Такое решение содержится в ст. 6 Закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов <2>. Для некоторых категорий бюджетных учреждений (подразделения органов внутренних дел, федеральные загранучреждения) установлены особые правила использования средств. О них мы скажем ниже;
б) наличие документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты);
в) наличие соответствующих положений в уставе бюджетного учреждения;
г) закрепление расходов в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
д) наличие остатков средств на разделе лицевого счета по приносящей доход деятельности.
———————————
<2> Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“.
3. Подразделениям органов внутренних дел средства, полученные в результате исполнения договоров по охране имущества юридических и физических лиц и предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, подлежат перечислению в федеральный бюджет за минусом средств, направленных:
— на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;
— на возмещение убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными договорами.
4. Федеральные государственные загранучреждения используют доходы от разрешенных видов деятельности и остатки указанных средств в качестве дополнительного источника финансового обеспечения своей деятельности сверх бюджетных ассигнований.
5. Порядок осуществления операций с внебюджетными средствами устанавливается финансовыми органами. В 2010 г. действует Приказ Минфина России от 01.09.2008 N 88н “О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности“ (далее — Приказ N 88н).
6. Заключение и оплата договоров, подлежащих исполнению за счет внебюджетных средств, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
7. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет внебюджетных средств производится в порядке, установленном гл. 24.1 БК РФ.
8. Для отражения операций с доходами по внебюджетной деятельности применяются единые группы и входящие в них подгруппы доходов бюджетов, это:
— доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— рыночные продажи товаров и услуг;
— безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Коды групп и подгрупп доходов бюджетов, указанных в настоящем пункте, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Минфином.
Порядок осуществления операций по приносящей доход деятельности
Как указывалось выше, Порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности установлен Приказом N 88н (далее — Порядок). Указанный Порядок введен в действие с 1 января 2009 г.
Приказ N 88н прежде всего устанавливает порядок оформления генерального разрешения (разрешения) главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями (далее — Генеральное разрешение). Поскольку оформление Генеральных разрешений (Разрешений) связано с рядом сложностей и требует временных затрат, Приказом N 88н установлен переходный период до 1 декабря 2009 г., в течение которого действуют Генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных ОФК главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям и разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных ОФК, оформленные в соответствии с утратившим силу Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н. С 1 января 2009 г. в случае необходимости внесения дополнений в Генеральные разрешения (Разрешения) на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытых в соответствии с Приказом Минфина России N 46н, Генеральные разрешения (Разрешения) на осуществление приносящей доход деятельности оформляются уже на основании Приказа N 88н.
С 1 января 2009 г. оформление Генеральных разрешений (Разрешений) вновь осуществляется в соответствии с Приказом N 88н.
Если срок действия Генеральных разрешений (Разрешений) устанавливается решениями Правительства РФ, то они действуют в течение срока, установленного указанными решениями.
Положения Приказа N 88н распространяются на федеральные органы государственной власти (государственные органы), которым открыты лицевые счета получателя в территориальных ОФК для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, подлежат зачислению на счета управлений Федерального казначейства по субъекту РФ, открытые в установленном ЦБ РФ порядке с заключением договора банковского счета в учреждениях ЦБ РФ либо в кредитных организациях.
Приказ N 88н не распространяется на учреждения, имеющие право осуществлять операции со средствами федерального бюджета на счетах, открытых им в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях.
Порядок осуществления операций с внебюджетными средствами
Операции с внебюджетными средствами отражаются на соответствующих разделах лицевых счетов получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о сметных назначениях (код формы по КФД 0531737).
Платежи в рамках внебюджетной деятельности производятся на основании платежного поручения, оформленного в соответствии с Положением ЦБ РФ и Минфина России от 13.12.2006 N 298-П/173н “Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства“. В поле “Назначение платежа“ платежного поручения плательщиком дополнительно указывается наименование источника образования дохода или порядковый номер записи Разрешения. Получатель обязан проинформировать плательщика о порядке заполнения платежного поручения.
В случае отсутствия в платежном поручении ссылки на источник образования средств от приносящей доход деятельности или при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в Разрешении, ОФК зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования до представления соответствующего Дополнения к Разрешению или дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности. Указанные документы должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).
При использовании суммы без права расходования на исполнение требований исполнительных документов размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.
Как невыясненные поступления учитываются суммы, зачисленные на счет управления Федерального казначейства без указания либо с ошибочным указанием наименования получателя или реквизитов его лицевого счета, а также иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении и необходимой для отнесения указанных поступлений к соответствующему получателю или в связи с отсутствием получателя в Сводном реестре, непредставлением получателем в ОФК документов, необходимых для открытия на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Если основания для учета поступлений как невыясненные не устранены в течение десяти рабочих дней после поступления средств, ОФК возвращает суммы поступлений, отраженных как невыясненные, плательщику.
Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности (в том числе для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации) получатели представляют в ОФК Заявку на кассовый расход или Заявку на получение наличных денег. Заявки заполняются получателем с отражением вида средств для исполнения обязательства — средства от приносящей доход деятельности. ОФК отказывает получателю в приеме Заявок в случае непредставления получателем Сведений о смете на текущий финансовый год.
В случае соответствия Заявки установленным требованиям она принимается к исполнению. Если представленные Заявки не соответствуют установленным требованиям, ОФК регистрирует их в Журнале регистрации неисполненных документов и возвращает экземпляры Заявок получателю не позднее срока, установленного для проверки, с указанием причины возврата.
Возврат плательщику излишне полученных денежных средств осуществляется на основании представленной получателем в ОФК Заявки на возврат (КФД 0531803). При этом в качестве источника исполнения платежа получатель отражает вид средств — средства от приносящей доход деятельности. ОФК отказывает в приеме Заявки на возврат в случае непредставления получателем Сведений о смете на текущий финансовый год.
Оплата денежных обязательств, прошедших процедуры санкционирования, осуществляется в пределах остатка средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Суммы поступлений от возврата дебиторской задолженности учитываются на лицевом счете получателя в следующем порядке:
— как восстановление кассовых расходов с отражением по тем кодам классификации расходов федерального бюджета, по которым ранее были произведены кассовые расходы, — в части исполнения им Сметы доходов и расходов текущего года;
— как поступления доходов текущего года без включения в Разрешение получателя указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности в части Смет доходов и расходов прошлых лет.
В поле “Назначение платежа“ платежного поручения по возврату дебиторской задолженности обязательно должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения, на основании которого ранее был осуществлен кассовый расход, либо должны быть указаны иные причины возврата средств. В случае отсутствия в платежном поручении плательщика-дебитора необходимой информации поступившая сумма учитывается как поступившая без права расходования либо как невыясненные поступления.
Остаток средств от приносящей доход деятельности, сформированный по результатам деятельности получателя в предыдущем финансовом году, в текущем финансовом году подлежит учету на лицевых счетах получателей бюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.
Отражение операций по приносящей доход деятельности в бюджетном учете
В соответствии с п. 98 Инструкции N 148н <3> все расчеты с поставщиками и подрядчиками, а также с покупателями отражаются в учете с применением счета 2 201 01 000 “Денежные средства учреждения на банковских счетах“ независимо от того, где открыт лицевой счет для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — в кредитной организации или ОФК.
———————————
<3> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Все расходы (затраты) учреждения по приносящей доход деятельности собираются на счете 2 106 04 340 “Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)“ (п. 84 Инструкции N 148н). Учет затрат по соответствующим статьям бюджетной классификации обеспечивается ведением аналитического учета в Многографной карточке (форма по ОКУД 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому виду производимой продукции, оказываемой услуге или выполняемой работе. Таким образом, в бюджетном учете формируется фактическая себестоимость готовой продукции, работ, услуг в разрезе статей КОСГУ. Расходы, собранные на счете 2 106 04 340, в конце года подлежат списанию в дебет счета 2 401 01 130 (абз. 18 п. 233 Инструкции N 148н).
Признание доходов в бюджетном учете осуществляется по методу начисления проводкой (п. п. 149, 151 Инструкции N 148н):
Дебет счета 2 205 00 000 “Расчеты по доходам“
Кредит счета 2 401 01 100 “Доходы учреждения“.
В результате списания в течение налогового периода (года) в кредит счета 2 401 01 100 сумм доходов, полученных от оказания платных услуг, а в дебет — расходов, связанных с осуществлением этих услуг, на данном счете формируется финансовый результат учреждения от предпринимательской деятельности, который в конце года подлежит списанию в дебет или кредит счета 2 401 03 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов“ (п. 233 Инструкции N 148н).
Отражение операций в рамках приносящей доход деятельности в бухгалтерском учете. Вариант 1: деятельность не подлежит обложению НДС
————————————————T————T————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+————————————————+————+————+
¦Получены доходы, относящиеся к будущим периодам¦2 201 01 510¦2 205 03 660¦
+————————————————+————+————+
¦Начислены доходы будущих периодов ¦2 205 03 560¦2 401 04 130¦
+————————————————+————+————+
¦Зачислены в доход текущего отчетного периода ¦2 401 04 130¦2 401 01 130¦
¦доходы будущих периодов ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Начислены текущие доходы по платным услугам ¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦
¦(в случае если три предыдущие проводки имели ¦ ¦ ¦
¦место, данная проводка не делается) ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Оплачена физическими лицами в кассу учреждения ¦2 201 04 510¦2 205 03 660¦
¦стоимость услуг ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Сданы на лицевой счет в ОФК полученные ¦2 210 03 560¦2 201 04 610¦
¦от физических лиц платежи за оказанные им ¦ ¦ ¦
¦платные услуги ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Поступили денежные средства на лицевой счет ¦2 201 01 510¦2 210 03 660¦
¦по внебюджетной деятельности ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Списаны на затраты основные средства, ¦2 106 04 340¦2 101 00 410¦
¦приобретенные в рамках приносящей доход ¦ ¦ ¦
¦деятельности, стоимостью до 3000 руб. ¦ ¦ ¦
¦за единицу ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Начислена амортизация по нефинансовым активам ¦2 106 04 340¦2 104 00 000¦
+————————————————+————+————+
¦Списана на затраты стоимость материалов ¦2 106 04 340¦2 105 00 440¦
+————————————————+————+————+
¦Начислена заработная плата работникам, ¦2 106 04 340¦2 302 01 730¦
¦оказывающим платные услуги ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Начислены страховые взносы по обязательному ¦2 106 04 340¦2 303 06 730¦
¦страхованию от несчастных случаев ¦ ¦ ¦
¦на производстве ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Начислен ЕСН на заработную плату ¦2 106 04 340¦2 303 02 730¦
+————————————————+————+————+
¦Списаны на затраты услуги сторонних ¦2 106 04 340¦2 302 00 730¦
¦организаций, использованные в приносящей доход ¦ ¦ ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Списана на финансовые результаты сформированная¦2 401 01 130¦2 106 04 440¦
¦фактическая себестоимость оказанных заказчику ¦ ¦ ¦
¦платных услуг ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Начислен в бюджет налог на прибыль ¦2 401 01 130¦2 303 03 730¦
+————————————————+————+————+
¦Перечислен в бюджет налог на прибыль ¦2 303 03 830¦2 201 01 610¦
+————————————————+————+————+
¦Закрыты операции по отражению доходов ¦2 401 01 130¦2 401 03 000¦
¦и расходов по предпринимательской деятельности ¦ ¦ ¦
¦и расчетов по ним ¦ ¦ ¦
L————————————————+————+————-
Вариант 2: деятельность облагается НДС
————————————————T————T————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+————————————————+————+————+
¦Перечислен на лицевой счет учреждения аванс ¦2 201 01 510¦2 205 03 660¦
¦за услуги ¦17 (130) ¦аванс ¦
+————————————————+————+————+
¦Начислен в бюджет НДС с аванса ¦2 210 01 560¦2 303 04 730¦
+————————————————+————+————+
¦Оказаны сторонней организации платные услуги ¦2 205 03 560¦2 401 01 130¦
¦(с учетом НДС) ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Начислен в бюджет НДС на стоимость оказанных ¦2 401 01 130¦2 303 04 730¦
¦услуг ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Зачтен ранее начисленный НДС с аванса ¦2 303 04 830¦2 210 01 660¦
+————————————————+————+————+
¦Перечислен на лицевой счет учреждения ¦2 201 01 510¦2 205 03 660¦
¦окончательный расчет за оказанные услуги ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Приобретены нефинансовые активы, используемые ¦2 106 00 000¦2 302 00 730¦
¦в деятельности, облагаемой НДС ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Отражены суммы НДС, предъявленные поставщиком ¦2 210 01 560¦2 302 00 730¦
¦нефинансовых активов ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Получены услуги (работы), используемые ¦2 106 04 340¦2 302 00 730¦
¦в деятельности, облагаемой НДС ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Отражены суммы НДС, предъявленные подрядчиком ¦2 210 01 560¦2 302 00 730¦
¦за выполненные работы, оказанные услуги ¦ ¦ ¦
+————————————————+————+————+
¦Списаны суммы НДС, подлежащие налоговому вычету¦2 303 04 830¦2 210 01 660¦
L————————————————+————+————-
Операции по списанию нефинансовых активов, начислению амортизации, заработной платы, ЕСН, налога на прибыль отражаются так же, как в первом варианте.
Л.Максимова
Главный редактор журнала
“Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение“
Подписано в печать
22.12.2009