Примеры монополии в России

23) Классификация видов монополий

Исключительное право крупного собственника, захватившего большую часть рынка на получение максимального дохода. В экономической теории даётся следующая классификация видов монополий:

1.В масштабах отдельных отраслей действует общая монополия (в этом случае действует продавец, доступ на рынок конкурентам закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров и уровнем цен).

2.В масштабах государственной, национальной экономики образуется абсолютная монополия. Экономическая власть находится в руках государства. Государственная монополия во внешней торговле; на сделки с валютами в пределах международных валютных рынков; монопольное право Центральных Банков на эмиссию (выпуск) денежных средств.

3.Монопсония. Одновременно чистая и абсолютная монополия. Один покупатель энергоресурсов, сельхоз продукции, сырья, то есть закупки государством необходимых товаров для обеспечения работы государственного сектора предприятия.

4.Естественная монополия. Данной монополией обладают хозяйственные организации, представляющие государство, то есть государство имеет в своей собственности контрольный процент акций. К естественным монополиям относится отрасль, имеющая особо важное стратегическое значение для всего общества (виды транспорта, ТЭК, ВПК, АПК и т.д.). Естественные монополии, не смотря на свою малочисленность, дают высокий экономический эффект при относительно низких затратах.

5.В соответствии с законодательством действуют так называемые легальные (открытые) монополии, которые образуются на законных основаниях. Эти монополии оформляются патентной системой, удостоверяющей права выдачи патентов (разрешений) на изобретения или определённый вид трудовой деятельности. Кроме того данным системам предоставляются авторские права интеллектуальным собственником продавать, размножать свои произведения, а также регистрируются товарные (торговые) знаки. Конкурентам использовать чужие товарные знаки запрещается.

6.Искуственная монополия. Под этим условным названием имеется ввиду объединение предприятий, создаваемое ради получения монопольных выплат. Особенности:

1.Препятствют вхождению в отраслевой рынок новых предприятий.

2.Ограничивают аутсайдерам, предприятиям, не входящим в объединение, доступ к источникам сырья и энергоносителя.

3.Создаёт высокий уровень технологий, недостижимых по уровню затрат для конкурентов.

4.»Забивает» новые фирмы, хорошо поставленные дорогостоящей рекламой.

24) Формы и характеристика искусственных монополий

Искусственные монополии образуют следующие объединения: картель, синдикат, трест, концерн.

4 вида искусственных монополий:

Картель

Синдикат

Трест

Концерн

Картель- союз предприятий одной отрасли промышленности, в котором участники сохраняют свою собственность на средство производства и создаваемую продукцию, но при продаже товара, договариваются о квоте (доле в общем объёме рыночной продукции) и ценах. В последнее время активно действует форма картеля – пул. Картель объединяет в общий суммарный объём прибыли всех предприятий, распределение осуществляется в соответствии с ранее согласованными процентами.

Синдикат – объединение предприятий, производящих однородную продукцию, при этом участники сохраняют собственность на средство производства, но готовая продукция реализуется как общее достояние через специально создаваемую торговую контору.

Трест – объединение организаций определённой отрасли, в котором создаётся совместная собственность группы предпринимателей на средство производство и готовую продукцию. Как правило, тресты формируются в строительных отраслях, гораздо реже в банковских.

Концерн – наиболее современная форма монополистических объединений, союз формально независимых предпринимателей (сфера услуг), реже концерны, объединяющие промышленность и торговлю. Данная система характерна, как правило, для транснациональных корпораций, головная компания берёт на себя организационно-финансовые функции по отношению ко всем остальным участникам. Общее в системе ТНК то, что со временем вслед за их формированием создаются транснациональные банки.

Консорциум – временное объединение предприятий, учреждений и организаций различного профиля, создаваемые на определённый период для реализации каких-либо проектов (природоохранный, исследовательский). Участники консорциума входят в данное объединение и участвуют в нём на условиях денежных взносов, кроме того консорциумы имеют определённые выгоды: бюджетные субсидии, беспроцентные кредиты, налоговые преференции, поскольку реализуются данные проекты в общенациональных интересах.

Олигополия – рыночная структура, определённая отрасль хозяйства, в которой несколько крупных компаний на основе неформальных соглашений контролируют деятельность своих конкурентов (криминальный уклон бизнеса). В отличие от естественных монополий искусственные монополии регулируют рыночные цены по своему усмотрению, при этом монополистические объединения не учитывают объективно необходимый объём продукции для общества. Они воздействуют на объём спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *