Преобразование ООО в кооператив

Проблемы, связанные с субъектным составом реорганизации, заключаются в вопросе о том, возможно ли привлечение к реорганизации дополнительных субъектов в качестве участников реорганизуемых организаций. Например, в ст. 4 Закона О производственных кооперативах устанавливается минимальное количество участников кооперативов в количестве пяти человек. Из этого возникает вопрос что делать, если участники общества с ограниченной ответственностью, количество участников которого составляет три, желают преобразовать его в производственный кооператив. Аналогичный вопрос возникает в случае, когда общество с ограниченной ответственностью, состоящее из одной коммерческой организации, преобразуется в полное товарищество. Существует ещё» одна проблема, связанная с субъектным составом учредителей при реорганизации большим препятствием для реорганизации может стать то. что в некоторых организационно-правовых формах (полное товарищество) участниками могут быть лишь специальные субъекты.  

Накопленный опыт кооперативной формы хозяйствования в России позволяет использовать в качестве организационно-правовой формы предпринимательства производственный кооператив.  
Производственный кооператив — добровольное объединение граждан путем членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединенными участниками имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены его несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах, предусмотренных законом и уставом кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее 5 человек. Имущество кооператива делится на паи его членов. Определенная часть имущества образует неделимый фонд кооператива, который используется на цели, определяемые уставом кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса. Кооператив не имеет права выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.  
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительным органом кооператива является правление и его председатель. В кооперативах с числом более 50 членов может быть создан наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов. Общее собрание кооператива имеет право изменять устав, образовывать исполнительные органы, принимать в члены кооператива, утверждать годовой отчет, принимать решение о реорганизации или ликвидации кооператива. Производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество или общество.  
Общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.  
АО может преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. К вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного АО в соответствии с передаточным актом.  

Производственный кооператив (ПК) — добровольное объединение граждан для совместного ведения предпринимательской деятельности, основанное на имущественных паевых взносах, а также на личном трудовом участии в соответствии с Федеральным законом О производственных кооперативах .  
Производственный кооператив образуется исключительно по решению учредителей. Число его членов не может быть менее 5 человек. Членами ПК могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности ПК через своего представителя в соответствии с уставом.  
Производственный кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания его членов, а также по решению суда. ПК ликвидируется вследствие вынесения судом решения о признании его банкротом.  
Производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от вышеописанных форм организации бизнеса членство в кооперативе предполагает личное трудовое уча-  
Производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от вышеописанных форм организации бизнеса членство в кооперативе предполагает личное трудовое участие в его деятельности. По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.  
Производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом или ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Эта форма предпринимательской деятельности характерна для производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, бытового обслуживания, выполнения работ и оказания услуг. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.  
Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Производственный кооператив может создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в уставе.  
Производственный кооператив (артель) — признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.  
Производственный кооператив (артель) Граждане, не являющиеся предпринимателями, но участвующие в производственной деятельности Коммерческая Паевой (уставный) фонд Обязательственное Вещное Субсидиарная солидарная ответственность по обязательствам принадлежащим участникам имуществом Всем принадлежащим имуществом  
Организация-арендатор с согласия арендодателя может сдавать арендованное имущество в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.  
Производственный кооператив (артель) Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении членами кооператива имущественных паевых взносов. Участники кооператива 107 ГК РФ  
Производственные кооперативы. Существует и такая разновидность хозяйствующего субъекта, как производственный кооператив. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии. Члены кооператива вносят имущественные паевые взносы. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией.  
Проектная структура управления 91—92 Производственный кооператив 123  
Уставный капитал ООО разделен на доли, размер которых зафиксирован в учредительных документах. Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. Число участников ООО не должно быть более 50. Когда число участников превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение установленного срока  
Возможна добровольная или принудительная реорганизации ООО. Она допускается в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. ООО может быть преобразовано в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.  
У нас научно-производственный кооператив. Мы работаем с медицинскими кооперативами на договорной основе, делаем анализ крови. Должны ли мы в этом случае платить НДС  
Преобразование юридического — изменение его организационно-правовой формы. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Имущественные права и обязанности реорганизованного АО переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему юридическому лицу с новым правовым статусом. Порядок обмена акций АО на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива утверждает общее собрание акционеров реорганизуемого АО.  
Хозяйственное товарищество Акционерное общество Производственный кооператив  
Производственный кооператив есть добровольное объединение  
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ — устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.  
Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности при их личном участии и объединении паевых взносов  
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации частные организации, являющиеся юридическими лицами, должны иметь фирменные наименования, в которых следует указывать их организационно-правовую форму (акционерное общество, производственный кооператив, хозяйственное общество с ограниченной ответственностью и т. д.). Коммерческие и унитарные предприятия должны содержать в своих наименованиях указание на характер их деятельности.  
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг], основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.  
Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан (не менее пяти) и их имущественных паевых взносов. Часть имущественных паевых взносов может быть объявлена неделимой. Независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос.  
Производственный кооператив не вправе выпускать акции. Учредительным документом является устав кооператива. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество.  
В таких сферах предпринимательской деятельности, как производство, переработка и сбыт промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговля, бытовое обслуживание и др., предпочтительной формой предпринимательской деятельности яагается производственный кооператив. Имущество производст-  
Производственные кооперативы и унитарные предприятия. В таких сферах предпринимательской деятельности, как производство, переработка и сбыт промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговля, бытовое обслуживание и др., предпочтительной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив. Имущество производственного кооператива состоит из паевых взносов его членов в соответствии с уставом кооператива. Производственный кооператив может создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в его уставе. К моменту регист-  

Преобразование производственного кооператива

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Учредители и устав религиозной организации
  • Имущество религиозной организации
  • Основные положения о религиозных организациях
  • Основные положения об автономной некоммерческой организации
  • Государственное учреждение и муниципальное учреждение
  • Управление фондом
  • Изменение устава и ликвидация фонда
  • Управление автономной некоммерческой организацией
  • Частное учреждение
  • Основные положения об учреждениях
  • Основные положения о фонде
  • Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами
  • Особенности управления в товариществе собственников недвижимости
  • Имущество фонда
  • Адвокатские палаты
  • Община коренных малочисленных народов РФ
  • Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ РФ
  • Имущество товарищества собственников недвижимости
  • Основные положения о товариществе собственников недвижимости
  • Права и обязанности члена ассоциации (союза)
  • Основные положения об ассоциации (союзе)
  • Особенности управления в ассоциации (союзе)
  • Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)
  • Общественные движения
  • Особенности управления в общественной организации
  • Права и обязанности участника (члена) общественной организации
  • Основные положения об общественных организациях
  • Учредители и устав общественной организации
  • Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов
  • Основные положения о потребительском кооперативе
  • Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях
  • Прекращение членства в производственном кооперативе и переход пая
  • Особенности управления в производственном кооперативе
  • http://advokat-malov.ru/yuridicheskie-uslugi.html
  • Основные положения об унитарном предприятии
  • Имущество производственного кооператива
  • Создание производственного кооператива и его устав
  • Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
  • Уменьшение уставного капитала акционерного общества
  • Увеличение уставного капитала акционерного общества
  • Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
  • Уставный капитал акционерного общества
  • Создание акционерного общества
  • Публичное акционерное общество
  • Основные положения об акционерном обществе
  • Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества
  • Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью
  • Реорганизация и ликвидация акционерного общества
  • Переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу
  • Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью
  • Участники общества с ограниченной ответственностью
  • Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью
  • Крестьянское (фермерское) хозяйство
  • Ведение дел полного товарищества
  • Создание общества с ограниченной ответственностью
  • Ликвидация товарищества на вере
  • Управление в товариществе на вере и ведение его дел
  • Учредительный договор товарищества на вере
  • Выход участника из полного товарищества
  • Изменение состава участников полного товарищества
  • Ответственность участников полного товарищества по его обязательствам
  • Корпоративные и унитарные юридические лица
  • Права и обязанности вкладчика товарищества на вере
  • Основные положения о товариществе на вере
  • Ликвидация полного товарищества
  • Распределение прибыли и убытков полного товарищества
  • Управление в полном товариществе
  • Управление в корпорации
  • Обращение взыскания на долю участника в складочном капитале полного товарищества
  • Последствия выбытия участника из полного товарищества
  • Обязанности участника полного товарищества
  • Дочернее хозяйственное общество
  • Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах
  • Права и обязанности участников корпорации
  • Передача доли участника в складочном капитале полного товарищества
  • Учредительный договор полного товарищества
  • Органы юридического лица
  • Корпоративный договор
  • Права и обязанности участника хозяйственного товарищества и общества
  • Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
  • Порядок ликвидации юридического лица
  • Публичные и непубличные общества
  • Вклады в имущество хозяйственного товарищества или общества, основные положения об уставном капитале хозяйственного общества
  • Учредительные документы юридических лиц
  • Государственная регистрация юридических лиц
  • Решение об учреждении юридического лица
  • Коммерческие и некоммерческие организации
  • Основные положения о полном товариществе
  • Преобразование хозяйственных товариществ и обществ
  • Несостоятельность (банкротство) юридического лица
  • Ликвидация юридического лица
  • Реорганизация юридического лица
  • Признание реорганизации корпорации несостоявшейся
  • Правопреемство при реорганизации юридических лиц
  • Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица
  • Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
  • Ответственность юридических лиц
  • Представительства и филиалы юридического лица
  • Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
  • Аффилированность
  • Правоспособность юридического лица
  • Органы управления юридических лиц в качестве субъекта ответственности
  • Понятие юридического лица
  • Передаточный акт
  • Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Производственные кооперативы

Производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии

Порядок создания по инициативе членов. Не может быть создан одним лицом
Учредительный документ Устав
Состав участников (акционеров) Физические лица. Кол-во участников не менее 5 человек
Уставный капитал Состоит из паевых взносов
Ответственность участников Члены кооператива несут субсидиарную ответственность
Управление Высший орган – собрание участников. Возможно наличие председателя
Распределение прибыли В соответствии с трудовым участием

Может быть преобразован только в хозяйственное товарищество или общество.

В отличие от хозяйственных товариществ и обществ, участниками производственного кооператива могут быть преимущественно граждане. Закон о производственных кооперативах указывает, что учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц, но ст. 7 Закона, в которой речь идет о членстве в кооперативе, не упоминает юридических лиц в качестве членов производственного кооператива. Специальный закон — Закон о сельскохозяйственной кооперации предусматривает для юридических лиц «ассоциированное членство» в производственном сельскохозяйственном кооперативе.

Производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Минимальное количество участников – 5 человек. Орган управление – общее собрание или председатель. Решения принимаются большинством голосов. Прибыль распределяют в зависимости от трудового участия. Поскольку законами или учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц, а их «личное трудовое участие» в деятельности кооператива невозможно, следовательно, речь может идти лишь об «ином участии» юридических лиц — имущественными вкладами, услугами и т.п. Одной из форм «иного участия» как граждан, так и юридических лиц является дополнительный взнос, предусмотренный ст. 8 Закона о производственных кооперативах. Но таких членов кооператива, которые не участвуют своим личным трудом в его деятельности, не должно быть более 25% от общего числа членов. Размер дополнительного взноса и количество членов, которые могут его внести, определяются уставом кооператива. В сельскохозяйственном производственном кооперативе не менее 50% объема работ должно выполняться его членами.

2. Создание. Условия и порядок образования производственного кооператива предусмотрены ст. 108 ГК и ст. 4 Закона о производственных кооперативах. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Минимальный размер имущества, необходимого для образования кооператива, законом не определен. Во всяком случае паевой фонд кооператива должен гарантировать интересы его кредиторов. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утвержденный общим собранием квалифицированным большинством голосов — тремя четвертями присутствующих на общем собрании членов кооператива.

3. Имущество. Оно образуется за счет паевых взносов членов кооператива и прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности. Все имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи, принадлежащие его членам и являющиеся расчетной основой при распределении прибыли по итогам хозяйственной деятельности. В составе имущества кооператива по единогласному решению его членов могут быть образованы неделимые (целевые) фонды. Имущество неделимого фонда не включается в паи членов кооператива и на него не может быть обращено взыскание по личным долгам членов.

4. Органы управления. Органами управления производственного кооператива являются общее собрание его членов, правление и (или) его председатель (исполнительные органы). В кооперативах с числом членов более пятидесяти может быть образован наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов. Членами наблюдательного совета и правления (председателем кооператива) могут быть только члены кооператива.

Решения общего собрания принимаются простым большинством голосов за исключением случаев, когда законом или уставом кооператива предусмотрено принятие решения квалифицированным большинством.

Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается по единогласному решению членов кооператива, включая отсутствовавших на общем собрании. В отличие от хозяйственных обществ и товариществ, где число голосов, имеющихся у участника товарищества или общества определяется числом принадлежащих ему долей или акций, каждому члену кооператива принадлежит один голос независимо от размера его пая.

Содержание исключительной компетенции общего собрания определено п. 3 ст. 110 ГК. Она может быть расширена законами о производственных кооперативах и уставом кооператива. Компетенция исполнительных органов определяется указанием ГК о том, что они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива.

Закон о производственных кооперативах предусматривает также избрание ревизионной комиссии или ревизора, если число членов кооператива менее 20. Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности кооператива, в частности, представляя общему собранию свое заключение о финансовом состоянии кооператива за финансовый год.

5. Права и обязанности членов кооператива. Члены производственного кооператива имеют право участвовать в решении всех вопросов его деятельности, используя свое право голоса на общем собрании и соответствующие полномочия, если будут избраны в органы управления. В целях реализации этого права закон предоставляет им возможность знакомиться с положением дел в кооперативе, запрашивая информацию от его должностных лиц по любым вопросам деятельности кооператива. Имущественные права членов кооператива заключаются в праве получения доли прибыли, подлежащей распределению, а принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива, кроме того, имеют право получать вознаграждение за свой труд по нормам трудового законодательства. Порядок распределения прибыли определяется уставом.

Член кооператива обязан внести паевой взнос и участвовать в деятельности кооператива личным трудом. Допускается участие путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива. Кроме того, на члена кооператива ст. 13 Закона о производственных кооперативах возлагает обязанность нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом. Взыскание на пай по личным долгам члена кооператива может быть обращено только при отсутствии у него другого имущества, достаточного для погашения долга.

Член производственного кооператива может передать свой пай другому члену кооператива, если это не запрещено уставом. Передача пая третьему лицу — им может быть только гражданин — допускается с согласия кооператива. При этом другие члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки этого пая. Таким образом, даже при согласии кооператива на передачу права третьему лицу последнее может приобрести пай и стать членом кооператива только при условии, что другие члены кооператива не реализовали своего преимущественного права*(157).

Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива, а также может быть исключен из него по решению общего собрания, если он: 1) не внес в установленный срок паевой взнос, 2) не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности, возложенные на него уставом кооператива, 3) в других случаях, предусмотренных уставом кооператива. Прекратившему членство выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю, а также производятся другие выплаты в соответствии с уставом.

6. Реорганизация и ликвидация производственного кооператива. Реорганизация кооператива производится в любой из форм, предусмотренных ГК, — слияние, присоединение, разделение, выделение либо преобразование. Решение о реорганизации, кроме преобразования, принимается общим собранием членов кооператива большинством в три четверти голосов. Производственный кооператив вправе преобразоваться только в хозяйственное товарищество или общество по единогласному решению его членов.

Ликвидация кооператива возможна как в добровольном порядке, так и в принудительном — по решению суда. Решение о ликвидации принимается общим собранием членов кооператива большинством в три четверти голосов. По решению суда ликвидация производится в случаях осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо запрещенной законом, в случае других неоднократных или грубых нарушений закона, а также иных правовых актов. Кроме того, кооператив ликвидируется в случае, если суд признает его банкротом. Оставшееся после удовлетворения кредиторов имущество распределяется между членами кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива или соглашением между ними.

Можно ли сельскохозяйственный производственный кооператив реорганизовать в ООО

Да, сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) может быть преобразовано в ООО. Порядок преобразования СПК в ООО аналогичен порядку преобразования АО в ООО (смотрите ниже).

Статья 106.6 ГК РФ предусматривает возможность преобразования производственного кооператива в ООО.

Особенности принятия решения о преобразования СПК установлены пунктом 8 статьи 41 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ.

В решении о преобразовании необходимо указать процедуру конвертации паев в доли в уставном капитале ООО (пункт 7 статьи 41 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как провести преобразование АО.

«Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо*:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Определить цену выкупа акций и уведомить о ней акционеров.

3. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

4. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

5. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО.

6. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

7. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

8. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

10. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизации АО в форме преобразования

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о реорганизации АО (в т. ч. в форме преобразования) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов общество должно было представить письменное сообщение о принятии решения о реорганизации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает*.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку всеправа и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В отношении третьих лиц (кредиторов) эти права и обязанности не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность составлять и представлять передаточный акт. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная на официальном сайте ФНС России. В ней вплоть до весны 2015 года содержалась информация о том, что при преобразовании в инспекцию необходимо подавать передаточный акт. Лишь в апреле 2015 года в инструкции конкретизировали, что передаточный акт необходим только при реорганизации в форме разделения и выделения. Во многом благодаря этому больше не возникает вопросов о том, нужно ли при преобразовании составлять передаточный акт.

Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять кредиторов общества о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности*.

Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (за исключением обязанности уведомить налоговую инспекцию). А именно при преобразовании больше не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ)*:

  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

Однако при реорганизации АО в других формах (слияние, присоединение, разделение, выделение) уведомлять кредиторов по-прежнему необходимо.

Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.

Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.

Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.

Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Закона об ООО).

Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций надо соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 21.29, п. 21.39 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»; далее – Положение о стандартах эмиссии).

Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:

  • внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
  • заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.

Обоснование

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения (п. 2 ст. 24.1 Закона о РЦБ, п. 9.3 Положения о стандартах эмиссии).

Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ, п. 3.2 Положения о стандартах эмиссии).

Функции совета директоров акционерного общества может осуществлять общее собрание акционеров, но только в случае, если одновременно выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО)*:

  • число акционеров – владельцев голосующих акций реорганизуемого общества менее 50;
  • устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое АО, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, приведенной в приложении 19 к Положению о стандартах эмиссии.

Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).

Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пунктах 9.9, 11.3Положения о стандартах эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20,пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.5 Положения о стандартах эмиссии).

В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить Банк России о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо Банка России необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.6 Положения о стандартах эмиссии).

В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:

  • проспект облигаций реорганизованного акционерного общества подлежал государственной регистрации;
  • реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.

Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования

Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО)*.

По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.

Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.

Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению

«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».

Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):

  • наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
  • порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
  • порядок обмена акций (порядок распределения имущества);
  • указание об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывается к решению);
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
  • указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).

Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.

Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).

Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.

Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Только реорганизуемое акционерное общество.

Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.

Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет*:

  • уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
  • и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.

Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:

  • дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
  • особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ)*:

  • акционеры реорганизуемого АО;
  • иные лица, не являющиеся акционерами, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали ли создаваемое лицо или еще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеру реорганизуемого АО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
  • кредиторам реорганизованного АО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • увеличится срок проведения реорганизации;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Внимание! Если общее собрание акционеров не примет решение о преобразовании АО, но преобразование все равно проведут, то реорганизацию могут признать несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное АО восстановится и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования

После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий*:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе;
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.

АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом*:

  • копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
  • выписку из такого протокола.

Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации поформе № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как общество приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо подать вместе с принятым решением о преобразовании.

Внимание! Налоговую инспекцию стоит уведомить о начале процедуры преобразования несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ такую обязанность не предусматривает

Если толковать Гражданский кодекс РФ буквально, можно сделать вывод, что с 1 сентября 2014 года статья 60 полностью не применяется к реорганизации в форме преобразования (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А значит, не нужно уведомлять о преобразовании ни налоговую инспекцию, ни кредиторов АО.

В то же время упоминание об уведомлении инспекции осталось в пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Однако эти нормативные акты применяются лишь в части, не противоречащей новой редакции Гражданского кодекса РФ (ч. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, формально инспекцию уведомлять не нужно.

Такой вывод подтвердила ФНС России: «…при реорганизации юридического лица в форме преобразования представление в регистрирующий орган Уведомления о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003… а также размещение уведомления о реорганизации в средствах массовой информации… не требуется» (письмо ФНС России от 3 декабря 2014 г. № СА-4-14/24959@).

Но Пленум Верховного суда РФ истолковал новые правила Гражданского кодекса РФ иначе (п. 27 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). По его мнению, одна из обязанностей, указанных в статье 60 кодекса, все же распространяется на реорганизацию в форме преобразования. А именно о начале процедуры преобразования необходимо уведомить налоговую инспекцию.

Вероятно, такое толкование направлено на то, чтобы устранить противоречие, которое появилось в нормах о реорганизации после 1 сентября 2014 года. Так, закон устанавливает срок, в течение которого акционеры реорганизованного общества вправе потребовать признать решение о реорганизации недействительным (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Такой срок составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Пока эти три месяца не истекут, создаваемое юридическое лицо зарегистрировать нельзя (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Если же исходить из того, что о начале преобразования инспекцию уведомлять не нужно, то становится неясно, с какого момента начинает течь указанный выше трехмесячный срок. Выходит, уведомить инспекцию необходимо для того, чтобы устранить неопределенность при исчислении срока.

Уведомление подписывает генеральный директор реорганизуемого АО либо иное лицо, действующее от имени общества без доверенности (далее – заявитель).

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации АО в форме преобразования

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента,абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.

В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 66–69 Административного регламента). Помимо этого на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощьюсервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 16 Административного регламента).

В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н)».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Законодательство РФ

Граждане вправе самостоятельно создавать объединения в целях извлечения прибыли за счет занятий предпринимательской деятельностью. Модель формирования, при которой учредители принимают личное участие в совместной производственной или иной деятельности в рамках отдельной отрасли, рассматривается как производственный кооператив.

Данный вид коммерческих организаций имеет ряд преимуществ. Прежде всего – это низкий уровень налоговой нагрузки, так как вознаграждение участников может соответствовать размеру паевого взноса, что не является объектом обложения страховыми взносами.

Условия для создания ПК следующее:

  • не менее 5 членов группы;
  • число участников, не занимающихся непосредственно трудовой деятельностью, не должно быть выше 25% от общего количества;
  • допускается привлекать наемных работников, если их доля не будет превышать 30% от числа членов объединения.

В качестве примера можно привести сельскохозяйственные формирования, где пайщиками выступают члены нескольких семей, цель которых ― повышение эффективности производительности совместными усилиями. В целом же ограничений по виду деятельности закон не предусматривает. Существуют кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), сельскохозяйственные и даже газовые объединения, созданные с целью газификации ряда участков и жилых строений.

Как и прочие формы общественных образований, кооперативы могут быть ликвидированы или реорганизованы при наступлении неблагоприятных обстоятельств или в результате решения участников. Процедуры проводятся в соответствии с положениями ст. 112 ГК РФ.

Целью производственного кооператива является получение материальной выгоды

Права и обязанности участников

Производственный кооператив предполагает трудовое участие своих создателей. Но допускаются и лишь финансовые вложения, однако их доля не должна быть выше 25% от общего числа, иначе речь пойдет уже об ином хозяйственном учреждении.

Каждый участник вправе занимать активную позицию в участии жизни сообщества, в том числе:

  • управлять делами посредством голосования вне зависимости от размера внесенного пая или трудовой занятости;
  • избираться в контролирующие советы общества;
  • иметь доступ к информации по любым вопросам деятельности общества;
  • получать долю от прибыли пропорционально затраченным усилиям;
  • распоряжаться паем по собственному усмотрению в рамках действующего Устава кооператива.

Обязанности участников организации включают в себя:

  • обеспечение внесения паевого и прочих дополнительных взносов в соответствии с решением общего собрания участников;
  • участие в трудовой и производственной деятельности общества.

Члены организации должны быть готовы при необходимости компенсировать долги общества частью личного имущества. Не допускается входить одновременно в несколько ПК. При обнаружении подобных случаев нарушитель покидает ряды участников, получив соответствующую долю.

Исключение из кооператива может быть инициировано и по решению общего совета. Подобные меры применяются в ответ на неисполнение участником своих обязанностей.

Причины устранения

Иногда возникают ситуации, при которых необходимо прекратить работу сообщества без правопреемства ― провести ликвидацию. Процедура закрытия должна отвечать требованиям законодательства, в частности, соответствовать положениям ФЗ «О производственных кооперативах», ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ГК РФ и прочим нормативным актам.

Часто причиной ликвидации становится обанкрочивание

Ликвидация производственного кооператива производится по ряду причин, среди которых следующие:

  1. Прекращение дальнейшей деятельности по желанию самих участников.
  2. Появление факторов, препятствующих дальнейшей работе. Сюда относят фактическое уменьшение участников ниже дозволенного уровня.
  3. Банкротство организации.
  4. Ликвидация потребительского кооператива может быть произведена по решению суда. Принудительное закрытие становится возможным, если имеются факты нарушения правил законодательства.

Добровольное прекращение работ обычно связано с достижением целей участников или окончанием срока действия. Соответствующее решение принимается на общем собрании, где и назначается ликвидационная комиссия. В случае банкротства решение о прекращении деятельности принимается в присутствии кредиторов.

Если вынесен вердикт о принудительном закрытии как следствие выявленных нарушений, собрание участников обязано принять решение о ликвидации либо устранить причины.

Как происходит ликвидация

На практике порядок действий по ликвидации общества подчиняются общим правилам и инструкциям. Алгоритм действий в 2018 году сохранился:

  1. Принятие на общем собрании решения о прекращении деятельности.
  2. Избрание ликвидационной комиссии.
  3. Извещение контролирующих органов.
  4. Публикация о закрытии в специализированных СМИ.
  5. Формирование промежуточного ликвидационного баланса.
  6. Расчет по кредитным обязательствам.
  7. Утверждение окончательного ликвидационного баланса.
  8. Передача документов для регистрации закрытия.

Последовательность проведения ликвидации производственного кооператива имеет свои особенности

При ликвидации ПК следует учитывать специфику его деятельности. Гаражному кооперативному обществу допустимо опираться на положения ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». Сельскохозяйственные образования действуют в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», которые предполагают при наличии признаков банкротства уведомлять отраслевые ревизионные комиссии и разрабатывать меры для предотвращения несостоятельности. Если избежать банкротства не удастся, то далее пошаговые действия совпадают с аналогичными положениями, закрепленными в ГК РФ.

Особенности реорганизации кооперативов

В соответствии с пожеланиями членов общества ПК может быть произведена его реорганизация. Для того чтобы кооператив изменил свою организационно-правовую форму, требуется согласие всех участников. Допускаются следующие варианты:

  1. Слияние ― объединение с иными хозяйственными субъектами.
  2. Выделение, в процессе которого при помощи части принадлежащего кооперативу имущества образуется новое юридическое лицо.
  3. Разделение ― процедура, сопровождающаяся появлением новых организаций, сам кооператив при этом прекращает свое существование.
  4. При присоединении новая организация не появляется, вновь принятые входят в состав формирования, прекращая самостоятельную деятельность.

Нормы гражданского кодекса допускают преобразование первоначального формирования в товарищество или одну из форм общества (ООО, ЗАО, ОАО). Изменение формы собственности организации сопровождается желанием участников. Причины могут быть вызваны внешними факторами, в том числе:

  1. При расширении производства требуется привлечение большего числа наемных работников, чем допускается нормами законодательства.
  2. Отсутствуют требования к количеству учредителей общества, в отличие от кооператива, состав участников которого должен быть не менее 5 лиц.
  3. Ответственность общества ограничивается пределами уставного капитала, члены кооператива же несут субсидиарную ответственность по образовавшимся долгам.

Реорганизация проводится при единогласном решении

Порядок проведения

После получения согласия всех участников кооператива о реорганизации, потребуется внести изменения в учредительные документы. Права и обязанности должны быть переданы правопреемникам. С этими целями общим собранием утверждаются передаточный акт и разделительный баланс. В документах обязательно должна быть отражена информация также и об обязательствах, в том числе и спорных.

Утвержденный акт о реорганизации, баланс, передается в органы ФНС для государственной регистрации не позднее 3 дней после принятого решения. В сопроводительном заявлении необходимо указать новую организационно-правовую форму.

Процедура реорганизации завершается появлением новых юридических лиц или, как в случае с присоединением, добавлением новых участников.

Узнать о производственном кооперативе можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *