Преимущественное право покупки земельного участка

Содержание

Слова закона

С 1 марта 2015 года в Земельном Кодексе Российской Федерации произошли достаточно существенные изменения, в соответствии с которыми преимущественное право покупки земельных участков для всех категорий покупателей было отменено.

Однако, так как вопросы купли-продажи регламентируются, в первую очередь, Гражданским Кодексом Российской Федерации, необходимо отметить, что в нем соответствующие статьи сохранились в полном объеме.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Кроме того, право преимущественного выкупа земельных участков регламентируется также еще двумя федеральными законам: № 159 от 22.07.2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…» и № 256 от 29.12.2006 года «О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно им (так как в эти нормативные акты изменения не были внесены) категории, имеющие право на преимущественное приобретение земельных участков, сохранились.

Кроме того, право преимущественного приобретения земельного надела (в случае, если речь идет о землях сельхозназначения) регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, несмотря на то, что из Земельного Кодекса положения о реализации преимущественного права потенциального покупателя выкупить интересующий его земельный участок, законодательно этот вопрос регулируется достаточно подробно.

Кто имеет право на преимущественный выкуп?

Так как Земельный Кодекс рассматривать право преимущественного перехода земельных участков отказался, теперь все регулирование этого вопроса полностью переходит в ведение Гражданского Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов, которые рассматривают вопросы оборота земель.

Согласно действующему законодательству потенциальные покупатели, у которых есть преимущества по приобретению наделов перед другими такими же заинтересованными лицами, они делятся на несколько категорий:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Арендаторы земельных участков, которые на протяжении всего срока действия договора аренды тщательно соблюдали все указанные в договоре условия, а также при необходимости могут внести всю выкупную сумму и готовы эту возможность подтвердить документально;
  • Представители малого и среднего бизнеса, в том случае, если земельные участки, которые ими ранее арендовались, были выставлены на продажу или на проведение процедуры приватизации;
  • Многодетные семьи (в лице их представителей), если они подали своевременно заявку на осуществление такого выкупа;
  • Льготные категории граждан (в том случае, если они не получили участок безвозмездно от государства и приняли решение его выкупить);
  • В том случае, если речь идет о покупке доли участка, то здесь преимущественное право будет принадлежать тем лицам, кто владеет остальными долями в конкретном участке (например, в случае вступления в наследство несколькими наследниками один из них решил долю продать — преимущества по приобретению будут иметь остальные наследники).

Этот перечень категорий постоянно пополняется, однако основные категории меняются достаточно редко.

Но, кроме того, что они имеют право преимущественного выкупа, для некоторых из них, например, для добросовестных арендаторов, существует упрощенная процедура.

Как осуществить право преимущественного выкупа для сельскохозяйственных земель?

При попытке реализации покупателем права на преимущественное приобретение участка, относящегося к категории сельскохозяйственных земель, необходимо пройти определенную процедуру, состоящую из нескольких шагов:

  1. В том случае, если покупка земли сельскохозяйственного назначения планируется у государства, необходимо получить отказ муниципальных органов от его выкупа (в специализированных органах, отвечающих за управление государственным и муниципальным имуществом);
  2. Подать заявление в соответствующий территориальный орган государственной власти о том, чтобы вопрос приобретения участка был рассмотрен;
  3. К заявлению приложить документы, подтверждающие право на преимущественный выкуп (ранее заключенный договор аренды на него, документы, подтверждающие принадлежность к льготным категориям граждан, например, к многодетным семьям);
  4. Подготовить документы, подтверждающие платежеспособность покупателя (например, копию кредитного договора с банком о выделении денежных средств или справка из Пенсионного Фонда о возможности использования средств материнского капитала).

После того, как все необходимые документы были собраны (могут понадобиться также и кадастровые документы — паспорт и план участка), заявление будет рассмотрено представителями администрации и, в случае несоответствия требованиям правил для преимущественного приобретения участка, будут назначены торги.

В том же случае, если соответствие категориям, имеющим право на преимущественное приобретение земли выявлено, назначается процедура заключения договора купли-продажи (но уже без проведения торгов). В случае успешного завершения процесса владелец имеет полное право распоряжаться купленным земельным участком.

Для земель сельхозназначения категории покупателей, имеющие право на преимущественное приобретение земли, определены федеральным законом «Об обороте земель сельхозназначения». Это крестьянские (фермерские) хозяйства, представители малого и среднего бизнеса, которые до этого имели конкретный участок в аренде и тщательно соблюдали правила аренды (при этом участок должен находиться именно в аренде не менее трех лет и использоваться только для организации сельскохозяйственного производства).

Если речь идет о представителях многодетных семей, то в том случае, если они подали заявку на заключение договора купли-продажи в отношении конкретного участка уже в момент объявления торгов (если они были инициированы иным лицом, не имеющим право первоочередного выкупа), то договор будет заключен именно с ними ввиду их принадлежности к льготным категориям потенциальных покупателей.

Как воспользоваться правом преимущественного выкупа доли земельного участка?

Преимущественное право выкупа части земельного участка может быть использовано в том случае, если собственник одной доли в едином участке решил продать свою долю другим лицам (в том числе и посторонним).

В этом случае, собственники другой доли участка имеют право воспользоваться возможностью первоочередного выкупа земельного участка перед посторонними лицами по той цене, которую назначил продавец.

Для осуществления такого права достаточно заключить договор купли-продажи в простой письменной форме с действующим собственником, заверить документ нотариально (это требование является обязательным с мая 2013 года) и подать его на регистрацию в органы Росреестра для получения свидетельства о праве собственности.

В этом случае, при подаче документов необходимо доказать, что право такого преимущественного выкупа у покупателя есть (достаточно предоставить документы о нахождении долей по соседству с продающимся участком). Реализация права преимущественного выкупа может быть осуществлена в том случае, если продавец известил всех остальных собственников о том, что будет продавать свою долю, в письменном виде.

Если имущество выставлено на публичные торги, то право преимущественного выкупа теряется. Однако, если собственники других долей докажут, что не были соответствующим образом извещены о выставлении доли на продажу, результаты торгов могут быть оспорены.

При неуплате налога при сдаче квартиры в аренду можно понести серьезную административную ответственность.
Матери-одиночки могут оформить ипотеку на льготных условиях. Подробнее об этом читайте .
Образец договора задатка при покупке земли можно скачать в нашей статье.

Отказ от права преимущественного выкупа

Этот документ понадобится собственнику в том случае, если он решил продать свою долю в общедолевом имуществе. Кроме того, отказ от права преимущественного выкупа будет актуален для земельных участков, находящихся в государственной собственности, в том случае, если право преимущественного выкупа принадлежит муниципальному образованию, на территории которого участок находится.

В том случае, если потенциальные покупатели готовы дать такой документ, его необходимо оформить соответствующим образом.

Если такое право принадлежит муниципальному образованию, то отказ в письменном виде необходимо будет получить в Комитете по управлению муниципальным имуществом (он будет готовиться в течение тридцати дней с момента получения запроса). Выдан он будет в том случае, если администрация муниципального образования не заинтересована в дальнейшем содержании на своем балансе конкретного участка.

В том случае, если отказ предстоит получить от совладельцев долевого имущества, то такой документ может быть оформлен в произвольной форме, но с обязательным указанием данных по участку, а также дату оповещения продавцом остальных собственников о своем намерении.

Отказ прикладывается к документам на земельный участок со стороны продавца при регистрации сделки и переоформлении права собственности на нового владельца.

Преимущественное право выкупа очень удобно для приобретения земельных участков. Особенно удобно им пользоваться льготным категориям граждан, а также тем лицам, у которых конкретный участок, покупка которого должна быть осуществлена, уже был в пользовании, например, путем аренды его, или продается доля в земельном участке. В том же случае, если потенциальный покупатель своим правом воспользоваться не хочет, он может от него отказаться, оформив соответствующий документ.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

В зависимости от ситуации преимущественное право покупки земельного участка реализуется по-разному. Разберемся в статье, что это такое, кто может рассчитывать на первоочередное предложение и как отстоять это право.

В общем понимании преимущественное право покупки – это возможность приобрести объект недвижимости первым. Перед реализацией продавец обязан уведомить обладателя преимущественного права о предстоящей сделке. Он, в свою очередь, может купить объект или отказаться от покупки. Без направления уведомления продать недвижимость третьему лицу нельзя.

Преимущественное право при аренде земельного участка

Процесс аренды земельного участка регулируется посредством ЗК РФ и ГК РФ. Объектом аренды может быть любая земля, кроме изъятой из оборота. В качестве арендаторов выступают организации и частные лица, в том числе нерезиденты РФ.

В 2015 году в ЗК РФ были внесены корректировки, согласно которым положения о преимущественном праве были исключены из нормативного акта. Однако в ГК РФ эти указания сохранились.

В ст. 621 ГК РФ указано, что арендатор обладает преимущественным правом на переоформление договора аренды на новый срок. Обязательное условие – полноценное выполнение обязанностей, прописанных в соглашении.

Если арендатор желает воспользоваться своим правом, ему следует уведомить об этом арендодателя. Когда арендодатель отказывает в оформлении нового договора, он не может сдать объект другому лицу в течение года. В противном случае предыдущий арендатор вправе отстаивать свои права в судебном порядке.

Выкуп арендованной земли регулируется ст. 624 ГК РФ. Преимущественное право также устанавливается для арендатора.

Выкуп участков малым и средним бизнесом

Если предприниматель арендует земельный участок у государства или муниципалитета, то он также имеет возможность его приобрести по рыночной цене. Однако не все представители малого и среднего бизнеса вправе на это рассчитывать.

Так, не имеют преимущественного права покупки следующие представители предпринимательства:

  • инвестиционные фонды;
  • страховые компании;
  • финансово-кредитные фирмы;
  • ломбарды;
  • представители игорного бизнеса;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • иностранные организации;
  • компании, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых;
  • участники соглашений о разделе продукции.

Чтобы стал возможным выкуп земельного участка необходимо соблюсти три условия. Во-первых, договор аренды должен быть действующим на протяжении двух и более лет. Во-вторых, у предпринимателя не должно быть задолженности по арендной плате. В-третьих, арендуемое имущество не включается в список государственного или муниципального имущества, передаваемого в пользование бизнесменам.

Для реализации преимущественного права предпринимателю направляется предложение о заключении сделки и проект договора купли-продажи. Если бизнесмен согласен, он должен выкупить землю в течение 30 дней. В противном случае он утрачивает возможность приобретения участка.

Выкуп земли сельскохозяйственного назначения

Арендованные участки сельскохозяйственного назначения могут быть выкуплены без проведения торгов. Для возможности выкупа необходимо пользоваться наделом в течение минимум трех лет.

Необходимо собрать документы, подтверждающие надлежащее использование сельскохозяйственной земли. Уточнять перечень необходимо в Министерстве сельского хозяйства РФ.

Договором аренды может быть предусмотрена автоматическая передача участка в собственность арендатора по истечению срока действия соглашения. Это предусмотрено в ГК РФ.

Сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства вправе купить сельскохозяйственный надел по сниженной стоимости. Торги проводиться также не будут. Предварительно перечисленные организации могут владеть землей на правах аренды или постоянного бессрочного пользования. В некоторых случаях на усмотрение муниципалитета участки могут передаваться в собственность безвозмездно.

Если планируется продажа сельскохозяйственного участка частным лицом, то преимущественным правом обладает муниципалитет и государство. Продавец обязан уведомить учреждения о намерении совершить сделку купли-продажи. В уведомлении указывается цена, характеристики участка и сроки реализации. Срок не может превышать 90 дней.

В случае отказа государства или муниципалитета продавец вправе продать участок третьему лицу в течение одного года. Реализация возможна только по цене, указанной в уведомлении ранее.

Покупка доли земельного участка

Преимущественное право в рамках долевой собственности регулируется ст. 250 ГК РФ. В соответствии с этим нормативным актом, владелец доли в общем праве собственности обязан уведомить совладельцев, если планирует продажу имущества. Участники долевой собственности вправе купить реализуемую долю, если изъявят такое желание.

Право преимущественной покупки не может быть реализовано, если недвижимость продается на торгах. Еще одно исключение – наличие на «долевом» участке сооружения или дома. В последнем случае купить продаваемую долю в первую очередь может собственник постройки.

Продавец обязан предоставить сособственникам возможность купить долю, направив письменное уведомление о планируемой сделке. В оповещении необходимо указать все условия, которые могут посчитаться существенными – цена продажи, способ оплаты и т.д.

Срок на раздумья для сособственников составляет 30 дней. Если в течение этого периода ни один из них не изъявит желания выкупить долю, то продавец может реализовать ее третьему лицу.

Уведомления не потребуется, если сделка заключается с одним из участников долевой собственности. Во всех остальных случаях его отправка обязательна. При нарушении установленного порядка ущемленный сособственник может обратиться в суд.

Если участок относится к сельскохозяйственным землям, то продать долю в нем можно исключительно другому участнику долевой собственности или члену крестьянско-фермерского хозяйства. Изменить этот порядок позволит только выделение доли в натуре. После этого новообразованный участок необходимо предложить государству или муниципалитету, так как преимущественное право переходит к ним.

Выкуп участка с расположенными на нем строениями

Земельные участки, принадлежащие муниципалитету или государству, на которых располагаются постройки, могут быть проданы собственнику этих построек без проведения торгов. Это предусмотрено в ст. 39.3 ЗК РФ.

Если собственников несколько, надел приобретается ими в общую долевую собственность. При этом размеры долей на землю будут равнозначными долям на строение. Иной порядок может быть установлен только по решению суда или соглашению совладельцев.

Для оформления земли потребуется обратиться в уполномоченный орган и написать соответствующее заявление. К нему прилагаются документы на строение.

Если владельцем участка является частное лицо, то тут будут действовать нормы, предусмотренные ст. 250 ГК РФ. При намерении продать землю владелец должен уведомить собственника здания. Только после его отказа от покупки допускается продажа надела третьему лицу.

При возникновении вопросов обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Преимущественное право покупки земельного участка может быть по-разному реализовано в зависимости от конкретной ситуации. В случае ущемления ваших прав и законных интересов обращайтесь в суд.

Что значит право на первоочередное приобретение земельных участков

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации…
В соответствии с ч. 2 вышеназванной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время, возможность бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, инвалидам действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без торгов на платной основе. •​ Инвалид, член семьи, имеющей в своем составе инвалидов, подаёт письменное заявление в администрацию муниципального образования, в котором проживет.

Главы из книги НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СУДЬИ ПО СПОРАМ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ

АВЕНЮ

Главная «Авеню» >> Электронная библиотека

1. Общие положения
1.1.Право собственности: понятие, формы, ограничения
1.2. Подведомственность и подсудность споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав
1.3. Надлежащий способ защиты права собственности
1.4. Сила ранее состоявшихся решений по искам о правах на имущество

2. Споры, связанные с приобретением права собственности
2.1. Основания и момент приобретения права собственности (общие положения)
2.2. Момент и способ приобретения права собственности на вещь добросовестным приобретателем
2.3. Последствия нарушения права преимущественной покупки

3. Споры, связанные с применением правил о приобретательной давности
3.1. Понятие и признаки приобретательной давности
3.2. Течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества
3.3. Защита давностного владения
3.4. Течение срока приобретательной давности при наличии оснований к виндикации
3.5. Процессуальный способ установления права собственности в силу приобретательной давности
3.6. Установление права собственности в силу приобретательной давности и государственная регистрация

4.Споры, связанные с самовольной постройкой
4.1. Истец по делу о сносе самовольной постройки
4.2. Судьба акта государственной регистрации при вынесении решения о сносе самовольной постройки
4.3. Ответчик по иску о сносе самовольной постройки
4.4. Лицо, за которым может быть признано право собственности на самовольную постройку
4.5. Условия признания права собственности на самовольную постройку
4.6. Условия признания права собственности на самовольную постройку за наследниками
4.7. Самовольная реконструкция
4.8. Защита прав при нарушениях, связанных с созданием (изменением) объектов, в результате которых не возникла новая недвижимая вещь
4.9. Объект незавершенного строительства как самовольная постройка
4.10. Действие правил о самовольной постройке во времени

5. Споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикации)
55.1. Ответчик по виндикационному иску
5.2. Обеспечительные меры по виндикационному иску
5.3. Соотношение виндикации с другими требованиями о передаче имущества
5.4. Применение правил о добросовестном приобретении при предъявлении иска о признании сделок недействительными
5.5. Средства доказывания истцом своего права собственности на истребуемое имущество
5.6. Возмездность приобретения как обстоятельство, препятствующее виндикации
5.7. Понятие добросовестного приобретателя
5.8. Выбытие имущества помимо воли собственника как обстоятельство, позволяющее истребовать вещь от добросовестного приобретателя
5.9. Влияние порочности титула истца на разрешение вопроса о виндикации
5.10. Множественность лиц на стороне ответчика в виндикационном иске
5.11. Виндикация доли в праве общей долевой собственности
5.12. Эвикция
5.13.Споры о признании торгов недействительными

6.Споры об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
6.1. Негаторный иск: понятие, основания удовлетворения
6.2. Применение негаторного иска для сноса зданий, строений, сооружений
6.3. Способы принуждения по негаторному иску
6.4.. Влияние воли прежнего собственника, ограниченного в использовании имущества, на удовлетворение негаторного иска
6.5. Исковая давность по негаторному требованию

7.. Споры об освобождении имущества от ареста
7.1. Освобождение имущества от ареста: надлежащий способ защиты и субъект требования
7.2. Подведомственность дел об освобождении имущества от ареста и ответчики по нему

8. Споры о правах на недвижимое имущество
8.1. Понятие зарегистрированного права, способы его преодоления
8.2. Ответчик по иску об оспаривании зарегистрированных прав
8.3. Обязанность истца по предоставлению сведений о регистрации прав
8.4. Досудебный порядок урегулирования споров о преодолении зарегистрированных прав
8.5. Судебный порядок разрешения споров, связанных с преодолением зарегистрированных прав
8.6. Исковая давность по требованиям об оспаривании зарегистрированных прав
8.7. Иск о признании права собственности
8.8. Влияние отсутствия факта государственной регистрации перехода права собственности на силу договора и правовое положение приобретателя
8.9. Иск о государственной регистрации перехода права собственности и заявление об оспаривании отказа в регистрации перехода права собственности
8.10. Иск о регистрации сделки
8.11. Исковая давность по требованию о государственной регистрации сделки или перехода права собственности
8.12. Разрешение споров, связанных с расторжением договоров продажи недвижимости, по которым осуществлена государственная регистрация перехода права собственности

9. Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома
9.1. Основание и момент возникновения права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом
9.2. Осуществление и защита прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом

Авторы: Потапенко Сергей Викторович, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, судья высшего квалификационного класса, председатель Волгоградского областного суда.
Зарубин Алексей Валентинович, кандидат юридических наук, доцент, председатель судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда.Под редакцией С.В. ПОТАПЕНКО>Преимущественное право покупки у субъекта РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения

Паршин А., компания «Миэль», отд. «Юго-Западное».

1. Преимущественное право покупки у субъекта РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Понятие, правила применения, последствия несоблюдения

Субъект РФ, а в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Указанное право содержится в ст. 8 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (ред. от 18 июля 2005 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту — Федеральный закон N 101). Следует отметить, что данное право преимущественной покупки не относится к земельным участкам, которые были предоставлены из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (ст. 1 Федерального закона N 101).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 101 продавец земельного участка обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случае, установленном законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть произведен взаимный расчет. В соответствии с изменениями от 18 июля 2005 г., внесенными в ст. 8 Федерального закона N 101, срок для произведения расчетов не может быть более чем девяносто дней. Однако в Законе не указано, с какого момента должен течь этот предельный срок: с момента получения надлежащего извещения, с момента заключения договора или с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок. Также в Законе указано, что извещение должно быть вручено под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Таким образом, продавцу недостаточно просто известить высший исполнительный орган субъекта РФ, он должен позаботиться о том, чтобы у него остались доказательства того, в какой день данное извещение было получено высшим исполнительным органом власти субъекта РФ.

В случае если субъект РФ откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести указанный земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец имеет право продать земельный участок третьему лицу. Однако и срок для продажи продавцом земельного участка ограничен сроком в один год, причем цена продаваемого земельного участка не должна быть ниже цены, указанной в извещении.

Если цена продаваемого участка меньше ранее заявленной в извещении цены или изменились другие существенные условия, продавец обязан направить новое извещение по правилам, указанным в ст. 8 Федерального закона N 101. В этом случае все сроки, указанные в ст. 8, начинают течь снова.

Также в Законе указано последствие нарушения права преимущественного права покупки субъектом РФ земельного участка — это ничтожность сделки. (До внесения изменений 18 июля 2005 г. сделки, проведенные с нарушением данного преимущественного права покупки, являлись оспоримыми.)

2. Уклонение органа государственной власти от заключения договора купли-продажи в случае принятия им предложения о покупке земельного участка

2.1. Возможность уклонения органа государственной власти от заключения договора купли-продажи в случае принятия им предложения о покупке земельного участка

Прежде всего необходимо выяснить, является ли согласие субъекта РФ о приобретении земельного участка акцептом и возможно ли осуществить понуждение субъекта РФ к приобретению земельного участка.

На первый взгляд извещение продавцом субъекта РФ о намерении продать земельный участок очень похоже на оферту, а уведомление субъектом РФ продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок — на акцепт. Более того, в извещении продавец обязан указать фактически все существенные условия сделки купли-продажи земельного участка: цену, размер, местоположение земельного участка и даже срок, до истечения которого должен быть произведен расчет, а субъект в своем уведомлении (согласии) фактически принимает все условия, указанные в извещении. Согласно ст. 433 ГК РФ договор вроде бы заключен, однако особенностью сделок купли-продажи недвижимости является то, что согласно ст. 550 ГК РФ договор купли-продажи недвижимости составляется в простой письменной форме и только путем составления одного документа. Несоблюдение данной формы влечет недействительность договора купли-продажи недвижимости. Таким образом, невозможно заключение договора купли-продажи земельного участка путем направления оферты и акцепта, и соответственно, нельзя рассматривать уведомление (согласие) субъекта РФ о приобретении земельного участка как акцепт.

Также нельзя рассматривать извещение продавца и уведомление субъекта РФ о намерении приобрести земельный участок как предварительный договор купли-продажи, т.к. согласно ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен быть составлен в той же форме, что и основной договор, т.е. в нашем случае — в простой письменной форме путем составления одного документа.

Таким образом, как продавец, сделавший извещение о продаже, так и субъект РФ, давший свое согласие на приобретение земельного участка, вправе до заключения предварительного договора купли-продажи и (или) основного договора купли-продажи отказаться от продажи объекта, причем нет законных оснований для понуждения любой из сторон к заключению указанных договоров.

Рассматривая ст. 8 Федерального закона N 101, можно смело сказать, что законодательное закрепление права преимущественной покупки субъекта РФ земель сельскохозяйственного назначения — это не что иное, как желание государства исправить положение с землями сельскохозяйственного назначения, которое сложилось после повсеместной передачи в собственность в 90-е гг. гражданам и юридическим лицам указанных земель. Из анализа законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения следует, что государство не готово к полноценному гражданскому обороту земель сельхозназначения. В настоящий момент ст. 8 представлена в Федеральном законе N 101 в третьей редакции, однако, несмотря на поверхностную видимость регламентации права преимущественной покупки, субъект РФ все-таки может фактически «заморозить» на неопределенный срок сделку купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения. Например, рассмотрим следующую ситуацию: продавец направляет субъекту РФ извещение о продаже земельного участка с указанием цены, размера, местоположения и срока, в течение которого должен быть осуществлен взаимный расчет, субъект РФ, в свою очередь, уведомляет продавца о намерении приобрести земельный участок. продавец готовит документы для сделки купли-продажи, готовит проект договора купли-продажи, обращается с ними в высший орган исполнительной власти субъекта РФ. Однако у субъекта РФ не заложены в бюджете денежные средства на выкуп данного земельного участка или по иным основаниям субъект РФ не выкупает земельный участок, но и не хочет, чтобы его приобрело третье лицо. И начинаются бесконечное хождение продавца по кабинетам государственной власти, письма и переписка, причем самое интересное в этой ситуации то, что продавец не может продать земельный участок третьему лицу, т.к. в этом случае сделка будет являться ничтожной, а также у него нет законных оснований для понуждения субъекта РФ к заключению договора купли-продажи. Что же делать добросовестному продавцу в этой ситуации? По моему мнению, выход один — обращаться в суд с жалобой о бездействии высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Еще одна проблема, которая может возникнуть у продавца при соблюдении права преимущественной покупки субъектом РФ, — это ситуация, когда уведомление о намерении приобрести земельный участок субъект РФ отправил при помощи организации связи в срок, указанный в ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 101, и с соблюдением требований ст. ст. 190 — 194 ГК РФ, однако оно пришло к продавцу не в тридцатидневный срок со дня поступления извещения продавца субъекту РФ, а после сделки купли-продажи земельного участка продавцом третьему лицу. С одной стороны, продавцом совершены все действия для соблюдения права преимущественной покупки субъектом РФ, и только после этого он совершил сделку купли-продажи с третьим лицом, с другой стороны, субъект РФ также выполнил все действия для уведомления продавца и реализации своего права преимущественной покупки. Решение возможного спора является неоднозначным. По моему мнению, для того чтобы суд не применил последствия ничтожной сделки, у продавца есть только один выход — доказать, что субъект РФ должен в течение тридцати дней не просто направить уведомление о намерении приобрести земельный участок, но и убедиться в получении данного уведомления продавцом в срок, указанный в ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 101.

2.2. Заявление (иск) о признании бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ незаконным, правовые основания

Как указывалось выше, в случае уклонения субъектом РФ от приобретения земельного участка при условии, что он уведомил продавца о намерении приобрести земельный участок, возможна подача продавцом заявления (иска) в суд для признания бездействия высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, в результате которого нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав, незаконным истребованием устранения нарушения права и препятствий для его осуществления. Правовые основания для данного заявления (иска) содержатся в ст. ст. 254 — 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Также возможность подачи такого заявления указана в Определении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 187-О. Юридическое лицо также имеет право обратиться с подобным заявлением (иском) в суд на основании ст. ст. 197, 198 АПК РФ. Нарушенные права продавца заключаются в том, что, во-первых, уведомление субъекта РФ о намерении приобрести земельный участок и одновременно уклонение от заключения субъектом РФ договора купли-продажи фактически лишают его права продажи земельного участка третьим лицам под страхом ничтожности сделки. Более того, своим бездействием субъект РФ создает препятствия для продажи и получения денежных средств продавцом за продаваемый земельный участок. Предполагается, что в суде при рассмотрении данного дела будет вынесено решение об устранении нарушенных прав и об устранении препятствий для осуществления продавцом права продажи. Однако мне не удалось найти судебную практику по данным основаниям, а также выяснить, какое же все-таки выносят решение судьи в РФ.

3. Судебная практика по спорам, связанным с реализацией субъектом РФ преимущественного права покупки в отношении земель сельскохозяйственного назначения

К сожалению, в связи с тем что в настоящий момент ч. ч. 2, 3, 4 ст. 8 Федерального закона N 101 действуют в редакции от 18 июля 2005 г., нет сложившейся судебной практики. Однако мне удалось найти два решения Арбитражного суда Московской области, заслуживающих не меньшего внимания.

14 июля 2004 г. Арбитражным судом Московской области рассмотрено дело N А41-К1-7527/04 по иску (заявлению) Правительства Московской области к: 1) М.М.М.; 2) ООО «Строй Медия»; третьи лица: 1) Минимущество Московской области; 2) МОРП, в которой Правительство МО просило перевести на истца права и обязанности покупателя по трем договорам купли-продажи, заключенным 8 октября 2003 г. между гражданином М.М.М. (продавцом) и ООО «Строй Медия» (покупателем) в отношении трех земельных участков: площадью 52200 кв. м, кадастровый номер 50:20:006:04:14:0015, расположен по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Шараповский, в районе дер. Белозерово, крестьянское хозяйство «Колос»; площадью 17400 кв. м, кадастровый номер 50:20:006:04:14:0014, расположен по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Шараповский, в районе дер. Белозерово, крестьянское хозяйство К.Ю.А.; площадью 17400 кв. м, кадастровый номер 50:20:006:04:14:0016, расположен по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Шараповский, в районе дер. Белозерово, крестьянское хозяйство «Роща». В обоснование исковых требований истец заявил, что указанные сделки по купле-продаже земельных участков были совершены гр. М.М.М. в нарушение требований п. п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона N 101. Согласно указанным нормам продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ о намерении продать земельный участок, а в случае, если субъект РФ откажется от покупки такого земельного участка либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

По утверждению истца, извещение о намерении продать три земельных участка поступило от гр. М.М.М. в Правительство Московской области 10 сентября 2003 г., тогда как договоры купли-продажи этих земельных участков были заключены гр. М.М.М. с ООО «Строй Медия» 8 октября 2003 г., то есть до истечения месячного срока.

Между тем это утверждение истца, как установил суд, противоречило фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании арбитражным судом была исследована поступившая из МОРП копия извещения гр. М.М.М., в которой имеются регистрационный штамп «Правительство Московской области» и дата получения этого извещения отделом писем от гр. Н.В.В., действовавшим от имени М.М.М. по доверенности N 1-2296 от 27 августа 2003 г. В материалах регистрационного дела, которые обозревались арбитражным судом, имеется и копия доверенности на имя Н.В.В., в которой указаны кадастровые номера земельных участков.

Приложенная истцом к исковому заявлению копия извещения от гр. М.М.М. аналогична представленной МОРП копии этого же извещения, однако в копии, представленной истцом, отсутствовали подпись Н.В.В., а также номер и дата его доверенности. Кроме того, имелся регистрационный штамп Правительства Московской области иной формы, в котором содержатся дата регистрации — 10.09.2003 и N ОП-51/14549.

Принимая во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ истец должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а также учитывая, что истцом и третьим лицом — Минимуществом Московской области — не были представлены подлинные извещения от гр. М.М.М., которые были зарегистрированы 29 августа 2003 г. и 10 сентября 2003 г., арбитражный суд в соответствии с п. 2 ст. 71 АПК РФ счел представленную истцом копию извещения недостоверным доказательством, поскольку в ходе судебного разбирательства не были устранены сомнения в ее действительности.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что право собственности ООО «Строй Медия» — покупателя трех земельных участков — было зарегистрировано МОРП 13 октября 2003 г., что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии 50АД N 673238, 673229, 673242, зарегистрированное право собственности ООО «Строй Медия» на эти земельные участки в судебном порядке не признано недействительным.

На основании изложенного арбитражный суд счел исковые требования безосновательными и неправомерными и вследствие чего в иске отказал.

21 мая 2004 г. Арбитражным судом Московской области рассмотрено дело N А41-К2-5924/04 по иску конкурсного управляющего АОЗТ «Федорцово-Агро» к Московской областной регистрационной палате (третьи лица: ООО «Сокол»), в котором истец обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании отказа Управления Московской областной регистрационной палаты в Сергиево-Посадском районе в государственной регистрации договоров купли-продажи от 19 декабря 2003 г. земельных участков общей площадью 197600 кв. м, кадастровый N 50-05-0080502-001, площадью 353000 кв. м, кадастровый N 50-05-0080-110-0002, площадью 729400 кв. м, кадастровый N 50-05-0080503-0002 от 11 марта 2004 г. N 70 недействительным и требованием обязать Московскую областную регистрационную палату зарегистрировать договоры купли-продажи указанных земельных участков общей площадью 197600 кв. м. Суд установил, что МОРП мотивировала отказ в государственной регистрации тем, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, заявителем не представлены документы, подтверждающие выполнение требований ст. 8 Федерального закона N 101. Однако 22 октября 2003 г. конкурсным управляющим ОАО (АОЗТ) «Федорцово-Агро» в адрес губернатора Московской области на основании ст. 8 Федерального закона N 101 было направлено извещение о предстоящей продаже земельных участков, принадлежащих АОЗТ «Федорцово-Агро» на праве собственности и относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. В ходе судебного разбирательства установлено, что в течение месяца со дня поступления извещения о продаже — 23 октября 2003 г., о чем свидетельствует штемпель на извещении (л. д. 16), субъект РФ не уведомил продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок.

Документы, подтверждающие направление извещения о предстоящей купле-продаже земельных участков, были представлены в регистрирующий орган, о чем свидетельствуют расписки в получении документов (л. д. 10 — 12).

Отсутствие сведений об отказе субъекта РФ от покупки земельных участков не является основанием для отказа в государственной регистрации договоров купли-продажи земельных участков.

Таким образом, заявителем соблюдены требования Закона, в связи с чем отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договоров купли-продажи указанных земельных участков от 19 декабря 2003 г. неправомерен.

Из рассмотренной выше судебной практики можно сделать следующий вывод: продавцу крайне необходимо сохранять и в случае возникновения спора предоставлять в суд доказательства, свидетельствующие о соблюдении им преимущественного права покупки субъекта РФ, а именно — оригинал уведомления о получении субъектом РФ извещения о продаже земельного участка.

В заключение хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая более четкая правовая регламентация права преимущественной покупки субъектом РФ земель сельскохозяйственного назначения. В противном случае возможно злоупотребление органами государственной власти субъектов РФ своим правом по отношению к другим участникам гражданского оборота.

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
  4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ).
  5. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ).
  6. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.
  7. Настольная книга нотариуса (в двух томах). Том 1. Издание 2-е, исправленное и дополненное / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  8. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями и дополнениями) / Н.И. Калинин, А.А. Удачин. Международная академия оценки и консалтинга, 2004.
  9. Дьяков А.П. Правовое регулирование купли-продажи и аренды земельных участков в новом земельном законодательстве Российской Федерации // Современное право. 2003. N 3.
  10. Кузнецова Л.В. Преимущественное право: понятие и правовая природа // Журнал российского права. 2004. N 10.
  11. Можаровский В.В. Сделки с земельными участками // Право и экономика. 2003. N 1.
  12. Тарасова Л. Тяжелое бремя собственности // Эж-Юрист. 2004. N 38.

Материал предоставлен

компанией «Миэль»

Кто имеет право преимущественной покупки земельного участка

Закон наделяет правом преимущественного выкупа земельного участка определенные категории покупателей. Среди них:

  1. Многодетные семьи. Семья, состоящая на учете в управлении социальной защиты, в установленном порядке. Для получения права выкупа, один из родителей (единственный родитель) должны подать заявку в орган местного самоуправления на этапе торгов.
  2. Предприниматели и организации. Представители коммерческих структур имеют право выкупа участков, которые длительное время находились в аренде, но были выставлены на приватизацию или на торги.
  3. Добросовестные арендаторы. Лица, арендующие земельный участок в течение длительно времени, использующие его по назначению. Арендатор должен иметь значительную сумму денежных средств для выкупа земли и иметь возможность подтвердить наличие средств на счете в банке. Возможность оплаты подтверждается банковской выпиской.
  4. Лица, имеющие право на получение земельного участка в безвозмездном порядке, но не реализовавшие его. Льготники могут приобрести земельный участок по своему выбору в преимущественном порядке.
  5. Собственники других долей участка. Если земельный надел находится в долевой собственности, преимущественное право распространяется на владельцев других долей. В случае смерти собственника, возможность передается получателям его имущества.
  6. Граждане, которые возвели жилой объект на территории участка. Дачная амнистия продлена до 2020 года. Право преимущественного выкупа распространяется на лиц, которые построили дом, даже до введения в эксплуатацию.
  7. Лица, использующие участок как сад или огород. Дачный иди садовый участок можно оформить в собственность, выкупив у муниципалитета.

Важно! Некоторые категории покупателей наделяются правом упрощенного оформления выкупа земельного участка.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Выкуп земель сельхозназначения

Преимущественным правом выкупа участка, который относится к землям сельхоз назначения, наделяется муниципальные органы. Стоимость участка для органа местного самоуправления не уменьшается. Величина платежа устанавливается собственником. Исключение составляет продажа объекта с публичных торгов.

Если собственник желает реализовать земельный участок с/х назначения, он должен уведомить региональное Правительство и орган местного самоуправления. Для этого необходимо оформить письменное уведомление и направить его заказным письмом или вручить самостоятельно секретарю организации или должностному лицу под расписку.

Уведомление должно включать следующую информацию:

  • размер участка;
  • местонахождение объекта;
  • стоимость;
  • сроки осуществления сделки.

Важно! Максимальный срок осуществления сделки должен составлять 3 месяца.

Региональное правительство или орган местного самоуправления должны ответить на уведомление в течение 1 месяца. В качестве ответа может быть направлено согласие на совершение сделки или отказ от приобретения объекта.

При наличии письменного ответа собственник может продать объект в течение 12 месяцев. Обязательным условием является сохранение требований уведомления для всех покупателей. Если владелец изменяет условия (уменьшает цену), требуется повторное направление информации.

Потенциальный покупатель, имеющий право на преимущественный выкуп, предоставляет:

  • банковскую выписку о наличии необходимой суммы;
  • документы, подтверждающие право преимущественного выкупа (договор аренды);
  • кадастровый паспорт объекта.

Если право преимущественного выкупа не будет подтверждено, участок будет выставлен на торги на общих условиях.

Первоочередное получение земельных участков инвалидом 1гр

Инвалид пишет в муниципалитете заявление о предоставлении ему земельного участка под ИЖС, если признан нуждающимся в порядке ст. 51 ЖК РФ, и прикладывает к заявлению документ, подтверждающий инвалидность. Муниципалитет без торгов выдаёт решение о предоставлении земельного участка инвалиду и всё. Учет граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) получении земельных участков для жилищного строительства или подсобного хозяйства, дачного хозяйства, ведется по единому списку администрацией муниципального района.

Земельные участки предоставляются гражданам имеющим право на первоочередное (внеочередное) получение земельных участков в соответствии с действующим законодательством в собственность или аренду. К заявлению о принятии на учет гражданина, имеющего первоочередное (внеочередное) право на получение земельного участка для жилищного строительства или подсобного хозяйства, дачного хозяйства или садоводства в границах муниципального района прилагаются : 1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорт или иной документ, его заменяющий); 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии у заявителя земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии у заявителя собственности на жилые дома (строения).

5) документ, подтверждающий постановку гражданина на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий. Копии указанных документов представляются с подлинниками для сверки.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.

30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Нужно отметить, что законодательством не предусмотрен порядок предоставления инвалидам земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.

Постановление главы Павлово-Посадского муниципального района МО от N 104

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основание такого отказа и может быть обжаловано в судебном порядке.

(Письмо Минэкономразвития РФ от 18.08.2011 N ОГ-Д23-1011) Т.е. первоочередное право о котором Вы спрашиваете предполагает платное предоставление замельного участка на основании заявления без проведения аукциона. 5. Учет граждан имеющих первоочередное (внеочередное) право на получение земельных участков для жилищного строительства или подсобного хозяйства, дачного хозяйства или садоводства на территории Павлово-Посадского муниципального района 5.2. В Книге учета листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и заверены подписью должностного лица. 5.3. В Книге учета не допускаются подчистки.

Поправки и изменения, вносимые на основании документов (путем зачеркивания чертой), заверяются должностным лицом. 5.4. Записи во всех регистрационных документах обозначаются порядковым номером.

5.7. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета.

При этом гражданин, отказавшийся от земельного участка, из очереди не исключается. 6.

Какие категории граждан могут иметь льготы при оформлении зем

Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных «пунктом 13», «14» или «20 статьи 39.12» настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в «пункте 3» настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих

Граждане имеющие право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков

Граждане, не достигшие возраста 35 лет на день подачи заявления о предоставлении земельных участков, состоящие между собой в браке и совместно обратившиеся за предоставлением земельного участка; А Вы в каком регионе работаете? Проблемы предоставления земельных участков льготным категориям граждан // Право. Законодательство. Личность. 2012.

N 2 (15). Корякин В.М. Федеральный закон «О статусе военнослужащих»: тест на коррупционность // Право в Вооруженных Силах.

2006. N 9. Пандаков К.Г., Сухова Е.А. Указ. соч. С. 118. кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предусматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам могут предоставляться: 1) за соответствующую плату; 2) бесплатно. Список формируется в хронологической последовательности, по дате и времени регистрации заявления гражданина в администрации Павлово-Посадского района.

17. ФЗ №181 . Право на первоочередное получение земельных участков — РАБОТАЕТ ? Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто! Нет пользователей, просматривающих эту страницу Учет граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) получении участков для жилищного строительства или подсобного хозяйства, дачного хозяйства, ведется по единому списку администрацией муниципального района.

предоставляются гражданам имеющим право на первоочередное (внеочередное) получение земельных участков в соответствии с действующим законодательством в собственность или аренду.

Право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков

здравствуйте!у меня такой вопрос, могу ли я взять в аренду участок земли если на нем уже есть постройка? с чего начать? и есть ли смысл ждать положительный результат??

спасибо Ответы экспертов Уважаемая Анастасия Владимировна. Проблема предоставления земельных участков военнослужащим: правовые аспекты (Феоктистова О.Ю.) Дата размещения статьи: 07.07.2019 Как военнослужащему получить землю? // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 8. По мнению К.Г. Пандакова и Е.А. Суховой, «проблема реализации данной правовой гарантии состоит в том, что законодатель определил компетенцию органов местного самоуправления с помощью неопределенной формулировки » вправе» .

Пандаков К.Г., Сухова Е.А. Конференция ЮрКлуба Buutch 02 Сен 2007 (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)» Buutch 04 Сен 2007 Павлово-Посадского муниципального района Перечень категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеочередное, первоочередное или преимущественное приобретение земельных участков для ведения садоводства или дачного хозяйства Перечень категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеочередное, первоочередное или преимущественное приобретение земельных участков для ведения садоводства или дачного хозяйства

Это многодетные семьи, инвалиды и подобные категории граждан. Очень хорошо, значит до 01.03.15 мне не правильно считали аренду?

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков; Я так понимаю что я тогда имею первоочередное право на приобретение , не? Приведенный вами пункт также определяет случаи, когда устанавливается уменьшенный размер арендной платы, что в целом соответствует желанию законодателя помочь социально незащищенным категориям граждан.

Отсюда считаю, что данный пункт в контексте определения размера арендной платы к вам не относится. Где там написано про незначительную категорию граждан? Я и хочу понять где этот список кто имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков; Янкина Наталья На мой взгляд, если речь идет о первоочередном или внеочередном предоставлении земельных участков, Коллеги, речь идет не о выделении участков, а о приобретении, с указанными Вами гражданами, договор аренды не заключается, участки сразу предоставляются в собственность.

Земельные участки бесплатно. Категории граждан, имеющих право на получение. 1. Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 2.

Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов; 6. Инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий); Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Нет пользователей, просматривающих эту страницу Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу

  1. Главная ›
  2. Основы жилищного и земельного права ›
  3. Вопрос-Ответ ›
  4. Могу ли я взять в аренду участок земли, если на нем уже есть постройка? С чего начать? Есть ли смысл ждать положительный результат?

Народный вопрос №1605 Могу ли я взять в аренду участок земли, если на нем уже есть постройка?

С чего начать? Есть ли смысл ждать положительный результат?

здравствуйте!у меня такой вопрос, могу ли я взять в аренду участок земли если на нем уже есть постройка?

с чего начать? и есть ли смысл ждать положительный результат?? спасибо Ответы экспертов Уважаемая Анастасия Владимировна.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ИЛИ ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: ) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ИЛИ ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.10.2019) Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда. Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

4. ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

«Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства»

(Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 17).

Внеочередные получение земельного участка

Случаи предоставления, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления… 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос, надо сказать, очень не простой – в силу реалий российской действительности, допускающих порой своеобразное, скажем так, толкование и понимание законов или даже их «недовыполнение» на местах. 10 ст. 3 Федерального закона

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

, Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Уставом Подольского района, Совет депутатов решил: Согласно этой статье, данное право распространяется на следующие категории граждан: Ветераны имеют право на бесплатное и внеочередное получение земли, однако это не означает, что участок будет выделен немедленно. После рассмотрения заявления местная администрация должна вынести решение о предоставлении ветерану преимущественного права на получение земельного участка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *