Права ребенка инвалида в школе

Содержание

Кого относят к группе детей-инвалидов

Чтобы индивид считался ребенком инвалидом, должны быть соблюдены два условия. Первое из них — человек еще не достиг возраста, который в РФ считается совершеннолетием, в большинстве случаев — восемнадцать лет. Второе условие — несовершеннолетний ребенок-инвалид имеет психические, физические или физиологические отклонения в состоянии здоровья от общепринятой нормы. Таковым молодого человека может признать лишь специальная квалифицированная комиссия.

Согласно закону N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят 24 ноября 1995 года, а также Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в котором указываются условия для официального признания несовершеннолетнего человека инвалидом, ребенок признается инвалидом, если у него наблюдается стойкое нарушение здоровья, связанное с расстройством функциональности организма или его частей (систем, органов); ограничение полноты жизнедеятельности; невозможность полная либо частичная самостоятельного обслуживания, обучения, самоконтроля и тому подобное.

Законодательная база получения льгот, выплат, особых прав для детей инвалидов включает в себя также следующие документы:

  1. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
  2. Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году»
  3. Письмо Министерства образования и науки № 07-832 «Организация обучения для детей-инвалидов на дому» от 10 декабря 2012 г
  4. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации № НТ-1139/08 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
  5. Семейный кодекс РФ в части прав детей и родителей.
  6. Российский закон об образовании (написан в соответствии с конвенцией ООН).
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  9. Трудовой кодекс РФ, его часть про права работающих женщин, на попечительстве которых содержатся дети, являющиеся инвалидами одной из групп.

Категория инвалидности, одна из трех существующих на сегодня, присуждается ребенку-инвалиду на период в один, два или пять лет либо до момента достижения 18-летнего возраста. После достижения совершеннолетия человек проходит обязательное освидетельствование на комиссии.

Льготы для детей инвалидов

Льготы, как определенные преимущества или освобождение от некой обязанности, предоставляются детям-инвалидам и их семьям в разных сферах социальной жизни. Такие особые условия либо преимущества в первую очередь относятся к медицинской сфере.

Льготы по медицинскому обслуживанию детей инвалидов

Согласно статье 13 № 181-ФЗ, квалифицированная медпомощь для описываемой категории граждан оказывается в рамках программ госгарантий, а также на общей бесплатной основе. Для детей-инвалидов и их семей предоставляются:

  • лекарственные бесплатные препараты, прописанные лечащим врачом;
  • путевка в санитарно-оздоровительное учреждение, профилакторий, пансионат;
  • оплата проезда в оба конца для родителя или опекуна, который является сопровождающим на санитарно-оздоровительный отдых.

Важно! Вместе с обеспечением лекарственными средствами и медицинской помощью каждому ребенку-инвалиду, не достигшему 18 лет, имеющему ограничения двигательной активности, предоставляют инвалидную коляску.

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 в пятом пункте рекомендует увеличить отчисления на товары медицинского назначения для детей инвалидов. Для таких детей, до шести лет государством оплачиваются все без исключения медсредства. Для детей инвалидов, возраст которых составляет уже более 6 лет, перечень возможных бесплатных медицинских средств сужается. В перечень входят средства реабилитации, назначенные врачом.

Кроме собственно средств на покупку необходимых лекарств, по тому же документу следует вводить по мере возможности новые льготы для улучшения качества жизни детей-инвалидов. Согласно приложенному перечню групп и категорий населения, имеющих право на бесплатные лекарства и медицинские товары, назначенные по медицинским показаниям.

Льготы по протезированию для детей инвалидов

По общероссийскому классификатору по соцзащите населения ребенок-инвалид частично или полностью освобождается от оплаты стоимости протезно-ортопедических изделий. То, какие права имеет ребенок-инвалид касательно проведения протезирования, зависит от степени функциональных повреждений, присужденной группы инвалидности, причин ее возникновения.

Например, дети с ограниченными возможностями, то есть дети инвалиды, которые находятся на содержании государства и проживают в специализированных домах-интернатах, профессиональных технических училищах-интернатах, могут рассчитывать на полную оплату протезов, необходимых им в силу своей физической неполноценности. При возникновении потребности отремонтировать поломанное или вышедшее из строя протезно-ортопедическое приспособление, данная услуга предоставляется указанным категориям лиц бесплатно.

Воспитание и обучение детей-инвалидов

Статья 19 закона № 181-ФЗ предполагает предоставление детям-инвалидам прав на бесплатное обучение в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, в которые входят:

  1. Дошкольные организации — детские садики.
  2. Школьные организации, любая из трех ступеней обучения в общеобразовательной школе.
  3. Профессионально-технические учреждения получения образования.
  4. Высшие учебные заведения. Сюда входят колледжи, ВУЗы, институты и образовательные академии.

Важно! Такое образование осуществляется по специально адаптированным для детей-инвалидов программам. Однако, это не значит, что такой маленький гражданин не может при желании обучаться в обычных, не ориентированных на инвалидов, заведениях, получая при этом должную психолого-педагогическую поддержку.

При возникновении необходимости обучение детей может проходить в специальных корректирующих учебных заведениях. Если это осуществить невозможно по причине отсутствия в той или иной местности спецзаведений, на помощь родителям «особого» ребенка придет выпущенный в 2012 году нормативно-правовой акт, который помогает реализовать дистанционное обучение в ЦДО (центр дистанционного обучения).

Вторым вариантом осуществления воспитательно-образовательной работы ребенка инвалида становится образование на дому по письменному обращению родителей. Также для разрешения потребуется участие медицинской организации. Третьим видом детского образования инвалидов является дом семейного образования. При выборе данного вида обучения родители либо опекуны берут на себя ответственность по воспитательно-образовательной работе детей, а также отвечают за качество подобной подготовки.

Права ребенка-инвалида в школе

Права ребенка инвалида в школе при обучении говорят о том, что дети, у которых были диагностированы проблемы развития, функциональные и другие нарушения, имеют право на реализацию своих стремлений и потребностей по получению среднего образования, реализация которого в указанном случае осуществляется на бесплатной основе.

Права ребенка-инвалида в школе включают в себя следующие особые условия социального обслуживания:

  • опекуны или родители ребенка-инвалида освобождаются от платы за обучение;
  • детям-инвалидам по необходимости предоставляют возможность обучаться в специальных коррекционных группах в школах или детских садах, получать при этом бесплатное питание, помощь социальных служб;
  • заявки на поступление ребенка инвалида в школьно-образовательное учреждение рассматриваются в первую очередь;
  • форма обучения детей-инвалидов с ОВЗ может быть домашней.

Последний вариант в списке, права детей с ограниченными возможностями на надомное индивидуальное обучение, предполагает денежную компенсацию от родителей детей-инвалидов за персональные образовательные уроки.

Как происходит сдача ЕГЭ ребенком-инвалидом

Каждый ребенок-инвалид на определенном этапе обучения в среднем образовательном учреждении проходит сдачу ЕГЭ. Согласно законодательству, в РФ для таких детей действует специальный щадящий режим, обеспечивающий комфортные условия для сдачи ЕГЭ.

На что имеет право ребенок-инвалид по 181-му федеральному закону? При прохождении, сдаче ЕГЭ с положительным результатом таким несовершеннолетним лицам предоставляется исключительное право быть зачисленными на обучение в первую очередь. Важным условием является отсутствие у ребенка-инвалида медицинского или иного запрета на обучение в училище выбранной сферы. Указанное относится к государственным, а также к муниципальным учреждениям образовательной сферы.

Формирование доступной среды жизнедеятельности детей-инвалидов

Четвертая глава закона, социально защищающего детей инвалидов, полностью посвящена обеспечению достаточной и комфортной жизнедеятельности детей-инвалидов в обществе. Такая среда, благоприятная для улучшения физического, психологического состояния указанного незащищенного слоя российских жителей, является заботой органов государства и попечителей.

Помните! Непосредственно формирование самой доступной среды для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) происходит не только в образовательных учреждениях, но и при обустройстве удобных подъездов к аптекам, магазинам, на переходах и так далее.

Виды и размер денежных выплат и пособий для детей-инвалидов

По законодательному документу, который уже упоминался ранее, закону о соцзащите (статья № 28.1) инвалидам-детям полагаются выплаты на постоянной ежемесячной основе.

В указанном документе доводится до общего сведения родителей, опекунов тех категорий детей-инвалидов, что ежемесячная выплата их подопечным составляет:

  • дети-инвалиды 1-ой группы инвалидности — 2162 р.;
  • дети-инвалиды 2-ой группы — 1544 р.;
  • дети-инвалиды 3-ей гр. — 1236 р.

При этом также следует учитывать размер индексации, то есть величину изменений денежных выплат детям-инвалидам в зависимости от установленных коэффициентов и экономической ситуации в государстве.

Социальные пенсии детей-инвалидов

Положение социального закона, описанное в подпункте втором и четвертом указанной выше статьи из закона № ФЗ-181, описывает уровень индексации социальных пенсий для детей-инвалидов на первое февраля 2017 года. Выбор одного из вариантов выплат производится самим гражданином или его опекуном, родителем. По пункту №7 допускается наличие вычетов из выдаваемых ежемесячных пособий на частичное финансирование необходимых социальных услуг.

Обратите внимание! При назначении пенсий, выплат, пособий ребенку инвалиду сразу по нескольким подобным приоритет должен отдаваться лишь одному из них.

Размеры финансовой помощи детям-инвалидам от государства

Размеры выплат ЕДВ, ежемесячных денежных выплат для детей-инвалидов устанавливаются с учетом индексирования с помощью коэффициента k=1,054, то есть с учетом такой поправки выплаты будут составлять:

  1. 2162 * 1,054 = 2278,75 р.;
  2. 1544 * 1,054 = 1627,38 р.;
  3. 1236 * 1,054 = 1302,74 р.

Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами

Кроме денежных выплат и лекарств, особенно в периоды реабилитации, детям-инвалидам обязательно выделяется необходимое количество технических средств. К ним можно отнести специальную литературу, а также информацию на других звуковых или видеоносителях для родителей и опекунов, медицинские принадлежности, например, коляски инвалидные или кресла-качалки, специальные средства по чтению для глухонемых детей — таблички с точечно-рифленым шрифтом Брайля, воспринимаемого на ощупь и другое.

Льготы семье ребенка инвалида

Если неработающее физическое лицо ухаживает за ребенком-инвалидом, такому лицу по закону полагается получать денежные отчисления в размере 60% от минимальной, установленной в официальном законодательном порядке, заработной плате. Это возможно только при условии полной трудоспособности указанного опекуна (права родителей детей-инвалидов). Также такой родственник или опекун может ранее других категорий граждан выйти на пенсию: при пятнадцатилетнем рабочем стаже пенсионный возраст составляет 50 лет.

Важно! Все время, занятое уходом за ребенком-инвалидом, зачисляется в официальную величину трудового стажа.

Льготы по проезду для детей-инвалидов

Транспортные льготы предоставляются как самому ребенку, имеющему особый статус, так и сопровождающему родителю, соцработнику либо опекуну. Основным правом у перечисленных категорий лиц является бесплатный проезд на городском транспорте. При этом требуется предъявление правильно оформленного действительного удостоверения ребенка-инвалида специального образца.

Льготный с 50% скидкой проезд по международным направлениям может быть предоставлен, но действует такая «половинная» скидка только один раз. Индивидуально для родителей ребенка-инвалида рассматривается возможность предоставления спецтранспорта.

Жилищные льготы детей-инвалидов

Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» устанавливает перечень тех категорий детей с инвалидностью, которые получают государственные жилищные льготы. В указанный объем льгот и мер по улучшению условий проживания включено право по получению дополнительной жилой площади. Ее размер рассчитывается так: государство дает по 10 квадратных метров для каждой семьи с ребенком-инвалидом, имеющим право на подобную льготу.

Также указанная часть ЖК регламентирует обязательство владельцев многоквартирных домов устанавливать удобные приспособления для доступа детей-инвалидов с сопровождающим к помещениям общественного использования и подъездов к ним и других общественных приспособлений для граждан с разными физическими возможностями.

Льготы по налогам детей-инвалидов

Права матери ребенка инвалида, а также других родителей и опекунов предполагают получение льгот налогообложения при наличии в семье у владельца бизнеса ребенка-инвалида. К ним относятся такие малолетние дети, которые имеют возраст до 18 лет, первую или вторую группу инвалидности и обучаются в спецзаведении. Льгота по налогам для детей-инвалидов действует после подачи заполненной налоговой декларации.

Также для детей-инвалидов действует скидка на подоходный налог. Она выражается в уменьшении дохода, который был получен за определенный, установленный заранее календарный период. Этот доход при подсчете размера налогов к выплате уменьшается на определенную сумму.

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Права ребенка в школе основываются на Конституции России, законах «Об образовании» и «О защите прав ребенка». В каждом образовательном учреждении действует свой Устав, он описывает, какими правами и обязанностями обладает школьник. Однако Устав не может противоречить нормам законодательства.

Зачастую дети и родители не знают о том, что им полагаются совершенно определенные права и обязанности при обучении в школе. Знание этих положений поможет предотвратить возникновение спорных ситуаций в стенах школы и ущемление интересов ребенка.

Права детей в школе

Право на получение образования – одно из основополагающих прав детей в нашей стране. Оно должно предоставляться каждому ребенку независимо от его национальности, вероисповедания, пола и других факторов. Каждый гражданин Российской Федерации вправе получить среднее образование. После окончания школы выпускник имеет право поступать в вуз или другое образовательное учреждение (колледж, училище).

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: права ребенка дома и в школе

Находясь в стенах школы, ребенок обладает следующими правами:

  • перевестись в другую школу по уважительной причине, в том числе во время учебного года;
  • находиться в условиях, которые не представляют опасности для его здоровья и жизни;
  • учиться в чистом, хорошо освещенном помещении, во время занятий уровень шума не должен превышать допустимые нормы;
  • заниматься при комфортной температуре воздуха – она не должна отклоняться от положенных стандартов;
  • принимать пищу в течение как минимум 20 минут;
  • при посещении туалета пользоваться предоставленными ему предметами личной гигиены: полотенцем, туалетной бумагой, мылом;
  • получать квалифицированную медицинскую помощь при необходимости;
  • посещать дополнительные занятия, секции, кружки;
  • получать все необходимые знания от преподавателей;
  • знать свои оценки по всем предметам;
  • пользоваться туалетом во время урока, при этом не отпрашиваться, а только предупредив своего преподавателя;
  • на уважение собственной личности, недопустимо унизительное и грубое отношение со стороны учителей;
  • независимое, непредвзятое мнение относительно его знаний предметов и других сфер жизни;
  • школьник может свободно высказывать собственное видение вопроса по школьной программе, излагать свои мысли;
  • посещать общешкольные мероприятия (выставки, концерты, экскурсии, спектакли);
  • полноценно отдыхать между уроками: во время перемены ученик должен восстанавливать силы и свободно передвигаться, поэтому педагог не может продолжать урок после звонка;
  • участвовать в благоустройстве школы по добровольному согласию;
  • на неприкосновенность личных вещей: ни одноклассники, ни педагоги не вправе забирать телефоны, гаджеты или иные предметы, принадлежащие школьнику;
  • пользоваться учебными и другими изданиями, находящимися в школьной библиотеке;
  • обращаться при необходимости за консультацией или помощью школьного психолога;
  • получать знания по школьным предметам по ускоренной программе.

Каждый ученик должен знать, что он обладает определенными правами. В случае нарушения его интересов он вправе обратиться за помощью.

Обязанности ребенка в школе

Конечно, кроме прав все школьники обладают и обязанностями:

  • уважительно относиться абсолютно ко всем работникам учебного заведения, здороваться при встрече;
  • соблюдать школьный режим, не опаздывать и не пропускать занятия;
  • учиться добросовестно, выполнять заданные на дом уроки, осваивать школьную программу;
  • предъявлять учителю дневник по требованию;
  • отвечать на уроке, выходить к доске, когда того требует педагог;
  • соблюдать на занятиях тишину, если нужно выйти или желая ответить, поднимать руку;
  • нельзя во время занятий кушать или жевать жвачку, разговаривать по телефону;
  • после отсутствия на занятиях предоставлять справку из медицинского учреждения о причине неявки или записку от родителей (законных представителей);
  • выполнять требования педагогов, директора и других работников школы в рамках Устава учреждения;
  • приходить в школу аккуратным, чистым;
  • соблюдать технику безопасности, не причинять вреда себе и другим;
  • обнаружив подозрительного человека или предмет на территории школы, обязательно сообщить администрации или любому сотруднику школы;
  • при необходимости отсутствия на уроке заранее предоставить подтверждающий документ или записку от родителей.

Категорически запрещено учащимся:

  • прыгать по ступенькам и кататься по перилам;
  • приносить опасные для здоровья предметы (ножи, газовые баллончики и прочее);
  • играть в азартные игры;
  • курить и употреблять алкоголь, наркотики;
  • неуважительно, грубо разговаривать со старшими и своими сверстниками, ругаться матом;
  • портить имущество школы или других людей.

Систематическое нарушение запретов способно повлечь за собой исключение из школы. В этом случае решение остается за администрацией школы.

Защита прав детей в школе

Отстаивать свои права дети не могут по понятным причинам – они еще слишком малы. Подростки часто замалчивают проблему, не надеясь на помощь старших и тем самым усугубляя ситуацию.

Важно объяснить своему ребенку, что при возникновении неприятных ситуаций и конфликтов он может обратиться за помощью. Расскажите, какие люди внутри школы могут ему помочь, какие государственные учреждения и службы занимаются такими вопросами. Поддерживайте его доверие к себе как к родителю и защитнику его прав.

Лица, ответственные за защиту прав и интересов школьников

Главные защитники и ответственные за соблюдение интересов и прав несовершеннолетних люди – это их родители или другие законные представители (усыновители, опекуны и др.).

Ответственность за соблюдение прав и интересов ребенка, защиту его здоровья и жизни в школе несет администрация школы и ее работники. Это непосредственно директор, его заместители и педагоги. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: защита прав и интересов ребенка в РФ

Что делать родителям, если ребенок пострадал в школе?

Если ситуация, ущемляющая права, не угрожает здоровью и жизни ребенка, можно попробовать решить вопрос в стенах школы. Напишите жалобу на имя директора и постарайтесь попасть к нему на прием, чтобы изложить свое видение проблемы. Поговорите с классным руководителем, он может помочь повлиять на стороны конфликта.

Если на своем уровне администрация не предпринимает никаких шагов для устранения конфликта, вы вправе подать заявление в прокуратуру, местный департамент образования. Вы имеете полное право направить исковое заявление в суд для защиты интересов своего ребенка.

Если происшествие имело серьезные последствия, например, физические травмы, то первым делом освидетельствуйте в больнице причиненный вред. Психологическое давление, от которого пострадал школьник, подтвердите на приеме у психолога, который проведет специальную экспертизу. Вы можете сначала обсудить вопрос с директором или сразу обратиться в полицию, прокуратуру. Рассмотрев все обстоятельства, правоохранительные органы могут возбудить по изложенным фактам дело.

В случае нарушения интересов вашего ребенка закон находится на вашей стороне, поэтому не бойтесь давления со стороны администрации школы. Собирайте все необходимые доказательства, показания свидетелей, записывайте угрозы на диктофон и прилагайте их к возбужденному делу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *