Права потребителя рк

Закон Республики Казахстан от N 274-IV ЗРК — О защите прав потребителей

2. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продемонстрировать свойства товара (работы, услуги) и его использование, если это не исключено ввиду характера товара (работы, услуги), и передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует предоставленной информации о товаре (выполненной работе, оказанной услуге) и условиям договора, а также по требованию потребителя представить ему документы, подтверждающие качество и безопасность товара (работы, услуги) и его комплектность.

3. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий установленным законодательством Республики Казахстан требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода используется.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя, окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

2. Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества, размеров приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.

Возврат товара в рк 2018

Кто несёт ответственность перед потребителем? Председатель ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Рафикова считает, что потребители никак не защищены в части предоставления услуг мобильной связи. – К примеру, многих потребителей не устраивает скорость Интернета, вследствие чего возникают трудности по получению информации, корреспонденции.

Отвечая на этот вопрос, главный эксперт Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК Розалина Ермекпаева отметила, что законом предусмотрена новая обязанность продавца, согласно которой продавец обязан обеспечить возврат товара, проданного с истекшим сроком годности, не соответствующего требованиям, установленным техническим регламентом, нормативными документами по продукции, в том числе, выпущенной с нарушениями прав интеллектуальной собственности, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, ярлыков, пломб в течение 30 календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар.

Права и гарантии каждого потребителя на обеспечение качественными товарами, работами и услугами защищены от опасностей для жизни и здоровья в соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей» (далее-Закон) от 4 мая 2010 года.

Знание основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав.

Для защиты своих прав потребитель может обратиться:

-с досудебным письменным заявлением к продавцу;

-в уполномоченный государственный орган с жалобой на незаконные действия продавца;

-в общество защиты право потребителей;

-в суд с исковым заявлением.

Письменная претензия потребителя должна содержать: Ф.И.О. и адрес заявителя; наименование и фактическое местонахождение продавца; в чем выразилось нарушение прав потребителя (в свободной форме); требования потребителя (возврат стоимости товара (в этом случае товар возвращается продавцу) и другие материальные требования с расчетом); предупреждение о последующем обращении в суд. К заявлению прилагаются копии документов, обосновывающих требований. Продавец в течение 10 календарных дней обязан предоставить ответ на претензию (статья 22 Закона).

В соответствии с общими правилами (статья 29 ГПК) иски к физическому лицу предъявляются по месту его жительства и к юридическому лицу — по месту его нахождения. Вместе с тем по выбору истца (часть девятая статьи 30 ГПК) иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора.

Статьей 42 Закона устанавливается предварительный внесудебный порядок разрешения требований общественных организаций потребителей.

Законом для потребителя не предусмотрен внесудебный порядок разрешения требований, поэтому они имеют право напрямую обратиться с исковым заявлением в суд.

Иски, направляемые общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) в интересах потребителей для рассмотрения в суде, государственной пошлиной не облагаются (подпункт 11) статьи 616 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), статья 42 Закона).

Вместе с тем потребители при самостоятельном обращении в суд не освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Общественные организации потребителей вправе самостоятельно предъявлять иск в суд о признании действий продавца, изготовителя (их представителей), исполнителя, являющихся юридическими лицами, а также органа управления противоправными в отношении неопределенного круга потребителей (коллективный иск) и прекращении этих действий. Дела по таким искам в соответствии со статьей 27 ГПК подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.

При этом, общественные организации потребителей не имеют право на предъявление исков и возмещении имущественного и морального вреда в отношении неопределенного круга потребителей (статья 42 Закона).

Потребитель имеет право на моральный вред в случае нарушения его прав (статья 21 Закона).

Из судебной практики хочется привести один пример.

Истец А. обратился в суд к ИП «Техно-центр» о взыскании стоимости товара и морального вреда, мотивируя тем, что приобрел стиральную машину (полуавтомат) с доставкой продавца, гарантийным сроком один год. Товар был проверен в магазине. На пятый день с даты доставки при использовании машины по назначению с бака потекла вода. Причиной оказалась трещина в корпусе барабана, расположенного внутри бака. В качестве специалистов были приглашены сотрудники авторизованного сервисного центра ПК «Промавтоматика», которые пришли к выводу, что трещина на корпусе барабана образовалась в результате механического воздействия, что не относится к заводскому браку. Решением суда в иске было отказано.

Особенностью данного дела было то, что ответчик ИП «Техно-центр» (Опфер А.О.) после оглашения решения суда (которое было в пользу ответчика) предложил истцу за свой счет (в ущерб себе) отремонтировать стиральную машину. При этом, как пояснили специалисты, барабан на указанную стиральную машину не так просто найти у нас в городе. Ответчиком бракованная часть машины была доставлена из другого города. В настоящее время стиральная машина находится на ремонте.

Мы благодарим ИП «Техно-центр» (Опфер А.О.), который проявил бескорыстие и человечность.

Также, хочется отметить работников авторизованного сервисного центра ПК «Промавтоматика» Раздьяконова В.И. и Седина Н.С., которые дали суду грамотную, квалифицированную консультацию.

Судья Кокшетауского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *