План вхождения в должность
УТВЕРЖДАЮ Директор по персоналу ООО «Содействие» ____________ _______________ __ ____________ 2012 г. ПЛАН ВХОЖДЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ Сандецкой Ольги Витальевны, инспектора по кадрам отдела кадров ————————————————————————— Ф.И.О. сотрудника, должность ___________________________________________________________________________ Ф.И.О. наставника, занимаемая должность ___________________________________________________________________________ Ф.И.О. руководителя подразделения ___________________________________________________________________________ Срок наставничества ————————————————————————— ¦ N ¦ Перечень мероприятий ¦ Время ¦ Метод ¦ Отметка о ¦ ¦п/п¦ ¦ ¦ выполнения ¦ выполнении ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦27 августа 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Доведение должностной ¦ 8.30 — ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инструкции ¦ 10.00 ¦ ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦ 2 ¦Изучение локальных ¦ 10.00 — ¦Самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦нормативных актов ¦ 17.30 ¦ ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦28 августа 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Изучение ТК РФ ¦ 8.30 — ¦Самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 13.00 ¦ ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦ 2 ¦Изучение приказов по кадровой ¦ 14.00 — ¦Самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦работе ¦ 17.30 ¦ ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦29 августа 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Изучение приказов по кадровой ¦ 8.30 — ¦Самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦работе ¦ 17.30 ¦ ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦30 августа 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Изучение методических ¦ 8.30 — ¦Самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦рекомендаций по работе с ¦ 17.30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кадрами ¦ ¦ ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦31 августа 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Практическая работа по ¦ 8.30 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦оформлению сотрудника на ¦ 13.00 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦работу ¦ ¦ наставника ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦ 2 ¦Практическая работа по ¦ 14.00 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦составлению и оформлению ¦ 15.30 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦проектов приказов ¦ ¦ наставника ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦ 3 ¦Практическая работа по ¦ 15.30 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦оформлению личного дела ¦ 17.30 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦сотрудника ¦ ¦ наставника ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦3 сентября 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Практическая работа по ¦ 8.30 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦подготовке документов о ¦ 17.30 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦переводе, увольнении, ¦ ¦ наставника ¦ ¦ ¦ ¦заключении трудового договора ¦ ¦ ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦4 сентября 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Практическая работа по ¦ 8.30 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦увольнению сотрудника ¦ 13.00 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наставника ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦ 2 ¦Практическая работа по ¦ 14.00 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦оформлению и подготовке ¦ 17.30 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦личного дела для сдачи в архив¦ ¦ наставника ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦5 — 6 сентября 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Изучение и оформление ¦ 8.00 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦необходимых документов по ¦ 17.30 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦курируемым подразделениям ¦ ¦ наставника ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦7 сентября 2012 г. ¦ +————————————————————————-+ ¦ 1 ¦Изучение и оформление ¦ 8.00 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦необходимых документов по ¦ 15.00 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦курируемым подразделениям ¦ ¦ наставника ¦ ¦ +—+——————————+———+—————+————-+ ¦ 2 ¦Прием зачетов по допуску к ¦ 15.00 — ¦ Под ¦ ¦ ¦ ¦самостоятельному выполнению ¦ 6.15 ¦ руководством ¦ ¦ ¦ ¦должностных обязанностей ¦ ¦ наставника ¦ ¦ —-+——————————+———+—————+————— СОГЛАСОВАНО Начальник отдела кадров ________________ ____________ 2012 г.
Вступление директора в должность: первые 100 дней
Шаг 1. Заблаговременно составьте план действий
Обсудите регламент взаимодействия с акционерами. Заранее обговорите с ними круг вопросов, по которым согласовываете свои действия, и вопросы, по которым у вас полная свобода в рамках полномочий.
Ознакомьтесь с показателями, по которым вас будут оценивать. Сведите полученную информацию в один документ. Это может быть отдельный лист в виде набора показателей и плана первоочередных мероприятий для достижения целей. Заранее составленный документ станет вашей путеводной звездой.
Шаг 2. Если сфера бизнеса для вас новая, изучите основы
Остановитесь на таких аспектах.
- Изучите нормативную базу.
- Познакомьтесь с текущими контрактами компании. Выясните этапы выполнения работ, статус расчетов, закрытых обязательств, сроки окончания работ по контракту и по факту, риски.
- Сформируйте реестр платежей для контроля за движениями денежных средств и возможными кассовыми разрывами.
- Определите потенциальные источники привлечения финансирования.
- Проверьте договорную базу (заключенные компанией и действующие договоры или контракты, исполнение обязательств по которым еще не прекращено) и финансовый контроль за исполнением обязательств как со стороны компании, так и со стороны заказчиков.
- Проведите инвентаризацию оборудования.
- Обсудите с владельцами конкурентную нишу компании на рынке, основные планы и преимущества компании.
- Ознакомьтесь с бизнес-процессами, найдите в них узкие места.
Получить уважение в новом коллективе непросто, с этой задачей вам помогут справиться знания, которые вы получите на курсе «MBA-Intensive: Стратегический менеджмент в условиях кризиса» от Школы генерального директора.
Шаг 3. Подготовьте карьерную историю о себе
Вступление директора в должность и первая встреча с сотрудниками – как смотрины перед свадьбой.
Расскажите о себе, вашей карьере и для чего пришли. О своем опыте говорите с точки зрения результатов, основных достижений, развития. Опишите будущее компании как одного из лидеров в своем сегменте. Ваша цель – создать позитивный образ предстоящих перемен.
Не устраивайте мероприятие в формате «вопрос-ответ». Тактические решения только формируются, поэтому обсуждать детали нет смысла.
Например, сотрудники спрашивают, как вы собираетесь решить проблему с клиентом N, который хочет снизить для себя стоимость продукта. Отвечайте: «Я постараюсь выстроить работу так, чтобы подобные вопросы решались быстро и эффективно на всех уровнях ответственных лиц».
Шаг 4. Ищите в коллективе единомышленников
Определите неформальных лидеров и встретьтесь с каждым лично. Я напрямую спросил о них у руководителей и старожилов. Ваша задача – синхронизировать цели неформальных лидеров с глобальными целями компании.
Для начала узнайте об их карьерных планах, семье и увлечениях. Так вы поймете мотивацию, а интерес к личной жизни со стороны руководителя создаст доверительные отношения. Затем дайте понять, что предстоящие перемены нужны не только для развития компании, но и для достижения личных целей сотрудников.
Не говорите, что будет легко, однако не забывайте воодушевлять людей. Пусть конечная цель амбициозна, но при этом она должна быть реальной и достижимой. Так вы сформируете команду единомышленников, готовых к развитию и переменам.
Тест: За что вас ненавидят сотрудники
Даже хорошие менеджеры могут тормозить выполнение задач, лишать сотрудников мотивации и делать их неспособными к поиску нестандартных решений. Пройдите тест от редакции журнала «Генеральный директор» и узнайте, за какие качества вас не любят подчиненные.
Пройти тест
Шаг 5. Ищите пересечение интересов с клиентами из своего прошлого
Проинформируйте своих прежних партнеров и контрагентов о новой работе. Ищите, чем вы можете быть полезны друг другу. Параллельно назначайте встречи с действующими ключевыми клиентами. Люди с тревогой относятся к переменам, поэтому обозначьте преемственность партнерских отношений и настройте клиентов на взаимовыгодную работу. В моем случае нашлись знакомые в банковской сфере, которые готовы были предоставить новой компании финансовые продукты на выгодных условиях.
Шаг 6. Убедитесь, что говорите с коллективом на одном языке
Совместно с HR-службой создайте понятную систему коммуникации, отчетности и оценки работы. Например, я столкнулся с тем, что мои приказы и распоряжения доводили только до уровня руководителей среднего звена. Дальше коммуникация не работала: руководители отделов не информировали подчиненных о моих распоряжениях или искажали их. Проблему решили так. HR-служба составила план встреч с сотрудниками для разъяснения важных изменений. Этот процесс стал традицией: собираем сотрудников раз в месяц (иногда внепланово из-за значимых изменений в компании). Чтобы сформировать у сотрудников правильную картину происходящего, потребовалось разъяснить им взаимосвязь между общей стратегией компании и частными решениями или приказами. Сотрудник должен ощущать причастность к конечному результату.
- Как стать директором: правила восхождения к вершинам
Шаг 7. Оцените бюджет компании
Разберитесь, какие затраты есть у компании, из чего формируется и как распределяется прибыль. Для оценки бюджета я анализировал показатели, указанные в качестве приоритетов акционерами. Помимо бухгалтерской анализирую управленческую отчетность. У нас она включает:
- данные по воронке продаж;
- ключевые показатели привлечения клиентов;
- расходы на рекламу и продвижение;
- расходы на инвестиции в технологии и IT;
- расчет эффективности проектов.
Шаг 8. Найдите общий язык с конкурентами и регуляторами рынка
Конкуренты, партнеры и регуляторы рынка хоть и находятся вовне, но все равно влияют на ваш бизнес. Донесите информацию, что теперь вы возглавляете компанию.
Некоторых я приглашал на деловой обед.
Для этого отправлял персональное поздравление с ближайшим праздником, небольшой сувенир, письмо о готовности к сотрудничеству и преемственности в отношениях. Других приглашал на презентацию по случаю запуска новых продуктов или нового проекта.
Шаг 9. Поддерживайте имидж и здоровье
Ваша задача – создать и поддерживать положительный персональный бренд.
Отредактируйте профили в соцсетях в соответствии с новой должностью. Я, например, сообщил на своей странице о важных для себя изменениях в трудовой деятельности. Публиковал ссылки на тематику нового направления деятельности, размещал посты по этой теме. Личным заявлениям сегодня доверяют больше, нежели официальным пресс-релизам. Следите за собой.
Первые месяцы вступления в должность – это стресс для нового директора. Найдите ближайший к работе спортцентр. Занятия спортом помогут поддерживать тело и разум в тонусе.
Шаг 10. Не спешите
Не проводите глобальные изменения в первые дни работы после вступления в должность, даже если проблемы очевидны. Это лишь усугубит ситуацию. Не показывайте, что вы здесь самый умный. Пока вы должны быть самым внимательным. То же самое относится и к команде: «пуская кровь», вы продемонстрируете не авторитет, а импульсивность.
Рассказывает практик
Илья Рубцов, Руководитель по развитию цифрового бизнеса Промсвязьбанка, Москва
Я возглавлял десять компаний, как собственных, так и дочерних структур крупных холдингов. Рекомендую обратить внимание на четыре аспекта.
Реальные деньги. Отследите наличие денег на счете и обеспечьте их защиту, чтобы ни бухгалтеры, ни прошлый директор не могли их увести. Определите, когда и сколько денег нужно выплачивать в течение ближайшей пары недель, пока будут проходить формальные процедуры по смене директора в налоговой инспекции и банке. Возможно, придется пользоваться электронной подписью прежнего руководителя для выплаты зарплаты сотрудникам и проведения критичных платежей поставщикам.
Расходные документы. Если у госорганов возникнут вопросы по обоснованию налогов, вам придется представить подтверждающие документы. По опыту скажу, что вопросы возникают к обоснованности расходов для получения вычета по НДС и уменьшения налога по прибыли. Отсутствующие документы – один из возможных признаков незаконной деятельности прежнего руководства. А разбираться с госорганами придется уже вам.
Отчетность. Проконтролируйте, чтобы отчеты готовили и подавали в срок.
Формальные процедуры по смене директора. Подайте документы в налоговую и банки, где открыты счета компании. Заблокируйте электронные подписи прежнего руководителя. Отзовите старые и подготовьте новые доверенности на сотрудников.