Перерасчет заработной платы

Перерасчет заработной платы за прошлый период в сторону увеличения

На практике перерасчет в большую сторону чаще всего делается в связи с проведением индексации в организации и приобретением работником определенного статуса / стажа работы, за которые полагается стимулирующая надбавка.

Например, согласно п. 5 ст. 50 закона «О государственной…» от 27.07.2004 № 79-ФЗ при стаже гражданской службы до 5 лет надбавка составляет 10%, от 5 до 10 лет — 15% и т. д.

В отделе кадров и бухгалтерии предприятия могут не сразу заметить, что стаж работника превысил 5 лет, и начислять ему зарплату в меньшем размере, чем должен быть. Тогда сотрудник вправе написать заявление о проведении перерасчета, и на его (заявления) основании в следующем расчетном периоде произойдет доначисление.

Вернемся к индексации.

Несмотря на неопределенность положения об индексации зарплаты работодателями, представляющими частный капитал (ст. 134 ТК РФ), ее проведение является обязанностью (определение КС РФ от 19.11.2015 № 2618-О, письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1).

Порядок проведения индексации зарплаты указывается в локальном акте, он включает в себя периодичность и размер повышения.

Работодатель может ориентироваться на изменение величины прожиточного минимума, индекса потребительских цен, инфляцию и другие величины.

Перерасчет заработной платы за прошлый период будет проводиться, если работодатель просрочил индексацию.

Доначисление осуществляется за все месяцы, когда выплачивалась старая зарплата, и к нему прибавляются проценты за просрочку в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Приказ о перерасчете заработной платы

Унифицированной формы приказа о перерасчете в большую сторону не имеется, но стандартно в таком документе содержится:

  • название организации, если приказ оформляется не на фирменном бланке;
  • дата и номер приказа;
  • краткое изложение ситуации, основание издания приказа;
  • поручение бухгалтеру или другому ответственному лицу совершить перерасчет;
  • Ф. И. О. генерального директора, его подпись.

Если перерасчет производится в меньшую сторону, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Уменьшать размер зарплаты можно только в строго определенных законом ситуациях.
  2. Уменьшение зарплаты совершается путем удержаний за неотработанный аванс, командировочные, дни отпуска, по причине счетной ошибки (ч. 2 ст. 137 ТК РФ).
  3. Должно быть получено письменное согласие работника на удержания из зарплаты.
  4. Если по вине работника произошло невыполнение нормы труда или простой, сначала должно быть получено заключение комиссии по трудовым спорам, которым подтверждаются эти факты.
  5. Если на предприятии планируются организационные мероприятия, вследствие чего ЗП будет уменьшена, то за 2 месяца до их начала должно быть проведено уведомление всех работников со сбором их подписей.

Предлагаем для ознакомления образец приказа на удержание из зарплаты, т. к. эта ситуация наиболее часто встречается в работе предприятия: Образец приказа об удержании из зарплаты.

Перерасчет отпускных при отзыве из отпуска

Ч. 9 ст. 137 ТК РФ определено: выплата отпускных производится не позже чем за 3 дня до ухода работника в отпуск.

Расчет отпускных производится в соответствии с п. 10 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, согласно которому сначала определяется среднедневной заработок (СДЗ), который затем умножается на количество дней отпуска.

Если работника отозвали из отпуска и он вышел на работу раньше времени, отпускные он возвращать не обязан. В ТК РФ такого положения нет. Кроме того, невозможно производить удержания из зарплаты в счет погашения долга за излишне выплаченные отпускные, поскольку список оснований для произведения удержаний является исчерпывающим.

В этом случае работодатель может учесть сумму СДЗ за неотгулянные дни отпуска в счет зарплаты будущего месяца, как аванс. То есть фактически произвести выплату обычной ЗП за минусом отпускных.

Сохранить за работником долг, который закроется при следующем его выходе в отпуск, не получится, т. к. отпускные выплачиваются каждый раз при убытии работника на законный отдых.

Перерасчет заработной платы за прошлый год: недоимка НДФЛ

Если делается перерасчет заработной платы за прошлый год, будет ли недоимка по НДФЛ?

При правильном документальном оформлении недоимки по НДФЛ не возникнет. Нужно учитывать следующее:

  1. Если бухгалтер допустил счетную ошибку, вследствие чего была выплачена излишняя заработная плата, в этом случае происходит недоимка по налогу на прибыль, т. к. налогооблагаемая база была уменьшена на большую сумму, чем должна была. У налогоплательщика появляется обязанность по корректировке налоговой декларации (ст. 54, 81 Налогового кодекса РФ).
  2. Если перерасчет производится по другим причинам (т. е. вина бухгалтера отсутствует), уточненные декларации представлять не нужно.
  3. При совершении удержаний из ЗП налоговая база НДФЛ не уменьшается. При уменьшении самой зарплаты налог возвращается. При увеличении ЗП налог удерживается и уплачивается при выплате перерасчета.

При изменении данных в справке 2-НДФЛ за прошлый период в ФНС нужно внести корректирующие справки (приложение 1 к порядку заполнения формы 2-НДФЛ, утв. приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@), в которых уточняются размеры полученных налогоплательщиком доходов.

Для перерасчета зарплаты в большую или меньшую сторону работодатель должен иметь основание. Уменьшение размера оплаты труда и удержания из зарплаты возможны в строго установленных законом случаях.

При соблюдении требований ТК РФ издается приказ об увеличении/уменьшении/удержании ЗП с обязательным указанием оснований и ссылками на документы.

Пишем объяснительную записку об ошибке в работе — инструкция и примеры

ИнфоНаличие объяснительной позволяет выяснить все обстоятельства, при которых были совершены ошибки или проступки, определить виновность сотрудника в происшествии. Как правильно и грамотно написать объяснительную записку на работе начальнику, директору Каковы причины для объяснительной записки на работе? Причин, по которым руководитель может потребовать подчиненного описать происшествие в объяснительной, достаточно много.
Среди самых распространенных:

  • опоздание
  • неявка
  • отсутствие на работе
  • самовольный уход до окончания рабочего дня (смены)
  • отказ от выполнения обязанностей
  • ошибки в работе
  • невыполнение должностных обязанностей
  • выявление нарушений комиссией, проверкой
  • нарушение трудовой дисциплины

Не стоит сразу воспринимать «в штыки» предложение руководителя написать объяснительную.
Если сотрудник признает свою вину в допущенной ошибке, обязательно нужно выразить свое раскаяние, уверить руководство, что подобной ошибки впредь допущено не будет, убедить всех, что будут приняты все необходимые меры по недопущению подобного. Далее полученный текст следует подписать и передать по месту назначения.
Пример объяснительной записки об ошибке в работе: Директору ООО «Альфа» Туполеву А.А. от бухгалтера Кухаркиной А.П. Объяснительная записка об ошибке в заполнении документов 26 августа 2015 года мною были неверно указаны цены на продукцию в товарной накладной №432 и счете-фактуре №564, они были завышены на 10%.

ВниманиеПокупатель, увидев завышенные цены, отказался принимать товар, в связи с чем он вернулся на склад ООО «Альфа». Возникшая ошибка вызвана повышенной загруженностью в день подготовки документа.

Как написать объяснительную записку об ошибке в работе?

Ошибка на работе, в зависимости от последовавших за ней событий, может стать как досадным недоразумением, так и причиной тяжелых и даже драматических последствий. Скорее всего, в порыве сиюминутного гнева, начальство не сможет, да и не захочет, слушать доводы кадровика о том, что неправильное принятое решение сотрудника и халатность в работе – совсем ни одно и то же. Когда эмоции поостынут, правильно оценить произошедшее и его первопричины поможет объяснительная записка об ошибке в работе, предусмотрительно затребованная у работника.

С одной стороны, если дело дойдет до суда, он заинтересуется законностью вынесенного взыскания, а не личностью запросившего объяснения. Работодатель же при необходимости подтвердит полномочия.

С другой стороны, такое требование еще больше обострит отношения сотрудника с администраций. Письменное объяснение предоставляется в течение двух рабочих дней согласно ТК РФ. День получения запроса в них не входит. Не стоит поддаваться давлению начальства и писать объяснительную записку «прямо сейчас». Необходимо снять первое нервное возбуждение и в спокойной обстановке проанализировать ситуацию. Еще раз прочитать должностную инструкцию. Проконсультироваться у юриста. Затем приступить к написанию. Содержание и образец Объяснительную записку следует писать из расчета, что в итоге она попадет на стол судье.

Пример объяснительной записки об ошибке в работе Заместителю директора по производственной части Иваненко Николаю Владиславовичу Объяснительная записка 03.02.2017 я, Шутиков Иван Петрович, старший инженер цеха № 5, допустил простой оборудования на своем участке, так как во время поломки аппарата отсутствовал на рабочем месте. Мне пришлось уехать по личной просьбе главного бухгалтера и отвезти кассира в банк, так как все водители были заняты.

Отказать я не смог. Моему заместителю не удалось починить аппарат, и он вынужден был ждать меня. Своей вины не признаю, так как действовал по приказу вышестоящего лица.

Дата Подпись. Этот пример объяснительной для тех случаев, когда работник четко объясняет свою позицию и считает, что невиновен в сложившейся ситуации. Рекомендуем в тексте документа отразить положительные стороны своей деятельности.
Например, работник завысил цены в товарной накладной и счёт-фактуре для покупателя. Следствием такой ошибки стало то, что отгруженный товар вернулся обратно к продавцу, а покупатель отказался его оплачивать, так как увидел неправильные цены.Виноватой признана бухгалтер.

А причиной такой ошибки может быть то, что сотрудница, в обязанности которой и входило оформление бумаг на отгрузку товара, ушла в отпуск, а свои обязанности переложила на виновного бухгалтера, который не имел должного опыта работы в данной сфере. Налоговые проверки — это не самый приятный аспект, возникающий в процессе хозяйственной деятельности компании.

Даже если налоговики не приходят в гости, они продолжают обращать пристальное внимание на отчетность и движения оборотов компании.

Что должно быть отображено в приказе, когда произошло увеличение зарплаты либо ее уменьшение

Стандартно в приказе о перерасчете в большую сторону должна быть отображена следующая информация:

  • полное название фирмы;
  • дата составления;
  • № документа;
  • почему издан документа;
  • поручение бухгалтерии совершить перерасчет;
  • директорская подпись и ее расшифровка.

Если перерасчет производится в меньшую сторону, то здесь следует акцентировать внимание на таких моментах:

  1. Сумму заработка можно уменьшать только в тех случаях, которые сформулированы законом.
  2. Согласно ч. 2 ст. 137 ТК РФ уменьшение зарплаты осуществляется с помощью удержаний за:
  3. неотработанные авансовые начисления;
  4. расходы, связанные со служебной командировкой сотрудника организации;
  5. отпускные дни.
  6. Перед тем как создать приказ об удержании, у бухгалтера должно быть письменное согласие сотрудника.
  7. Если в организации по вине сотрудника произошла приостановка производства, то в этом случае сначала надо получить заключение от КТС (комиссия по трудовым спорам), в котором будет подтвержден этот факт.
  8. Если на фирме планируются какие-либо события, которые повлекут за собой уменьшение заработка у сотрудников, то за 60 дней до начала руководитель обязан оповестить их.

Как исправить допущенные ошибки

Если в документе была обнаружена ошибка, то необходимо выполнить следующее:

  1. Переписать/перепечатать документ. Воспользоваться таким способом можно лишь тогда, когда недочеты или помарки были замечены:
    • до того, как руководитель подписал документ;
    • в момент подписания.
  2. Создать новый приказ. Но перед этим необходимо создать приказ, аннулирующий приказ, в котором есть недочеты или помарки, и содержащий такие сведения:
    • № документа;
    • дату, когда он был составлен;
    • название документа;
    • начало текста в приказе, начинающееся со слов: «Признать утратившим силу» или «Считать недействительным»;
    • причину отмены;
    • кто несет ответственность за исправления;
    • подпись.

Итак, если сотрудникам выплатили зарплату в сумме, большей или меньшей необходимой, то работодатель имеет право сделать перерасчет. Процесс оформления зависит от обстоятельств. Если после пересчета выяснится, что сотруднику следует доплатить, то, для того чтобы создать приказ о пересчете, письменное согласие работника не требуется. Но если требуется удержать, то, перед тем как издать приказ, от сотрудника необходимо получить заявление о том, что он согласен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *