Перечень должностей госслужащих

В каких случаях прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего необходимо согласовать со специальной комиссией?
Куда необходимо обратиться за получением специального согласия? Каким документом подтверждается согласие специальной комиссии на заключение трудового договора? В каком составе заседание комиссии является правомочным?

28 января 2019

Для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ (далее — бывшие государственные и муниципальные служащие), статьей 64.1 ТК РФ и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) предусмотрены особенности приема на работу.
Если бывший государственный или муниципальный служащий в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности, то заключение трудового договора между таким гражданином и указанной организацией возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, часть первая ст. 64.1 ТК РФ).
Из указанных положений законодательства, а также из Разъяснений…, приведенных в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 (далее — Разъяснения Минтруда), п. 4 Методических рекомендаций…, приведенных в письме Минтруда РФ от 04.04.2018 N 18-0/10/В-2355 следует (далее — Методические рекомендации), что получать согласие комиссии необходимо при наличии следующих факторов:
— нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами РФ. Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — Указ N 925). Перечни же должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно (п. 4 Указа N 925);
— осуществление отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении данной организации во время прохождения государственной (муниципальной) службы;
— со дня увольнения гражданина со службы прошло менее двух лет.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Документ, содержащий соответствующее решение комиссии, на основании части второй ст. 65 ТК РФ необходимо рассматривать в качестве обязательного для предъявления при приеме на работу. Вместе с тем, как указано в Разъяснениях Минтруда, принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего служащего). Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу. Поэтому, полагаем, работодатель не вправе требовать от бывшего служащего, поступающего к нему на работу, предоставления документа, подтверждающего факт согласия комиссии на заключение трудового договора, поскольку организация в любом случае не в состоянии сама оценить необходимость наличия такого документа. Если обнаружится нарушение бывшим служащим требований ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ.
Из положений п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46 следует, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.
Что же касается рассматриваемых в вопросе ограничений и обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, то они налагаются на бывшего государственного (муниципального) служащего, и их несоблюдение не может являться основанием привлечения работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (смотрите абзац четвертый п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46).
Порядок обращения гражданина за получением согласия соответствующей комиссии регламентирован такими документами, как Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — Положение о комиссиях), утвержденное указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821, далее — Указ N 821 (смотрите справку о таких комиссиях). Пунктом 8 данного Указа N 821 предусмотрено, что органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется в 2-месячный срок разработать и утвердить соответствующие положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, руководствуясь Указом N 821 при разработке таких положений.
В свою очередь, в целях формирования единообразной практики применения ст. 12 Закона N 273-ФЗ Минтрудом РФ разработаны также Методические рекомендации, которые распространяются на граждан, замещавших должности как государственной, так и муниципальной службы.
Как правило, заседание таких комиссий считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии (смотрите, например, п. 14 Положения о комиссиях, п. 11 Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Федерального агентства по недропользованию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.08.2018 N 355).
Согласие на замещение должности подтверждается выпиской из решения комиссии (смотрите, например, п. 39 Методических рекомендаций).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Памятка Минтруда России
<О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего>

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАМЯТКА

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;

— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).

Какие действия необходимо выполнить при приеме на работу бывшего сотрудника госструктур

По закону, прием на работу бывшего госслужащего должен сопровождаться исполнением определенных действий. Важно выяснить, не работал ли раньше этот гражданин в государственных структурах: в ФНС или на таможне, в Минздраве или в Роспотребнадзоре.

Если такой факт выясниться, то работодатель обязан будет уведомить госструктуру, где трудился новый работник о его трудоустройстве в 10-тидневный срок. Сообщать следует в учреждение, где человек работал последние два года в должности, указанной в специальном списке. Неисполнение такого требования, может стать причиной назначения серьезного штрафа:

  • 100-500 тыс. рублей – для организации-работодателя;
  • 20-50 тыс. – для руководителя или ИП.

Срок давности, в течение которого может быть применено наказание исчисляется шестью годами. Многие руководители задаются вопросом, зачем необходимо исполнять данное требование и почему именно к бывшим госслужащим такое пристальное внимание.

Объяснение достаточно простое, власти пытаются отслеживать, куда устроился каждый сотрудник госструктуры, чтобы в будущем исключить конфликт интересов. К примеру, специалист ранее выдавал компании, куда он устроился на работу, лицензию.

Или новый работник раньше был сотрудником налоговой и проверял предприятие. В первые два года после увольнения, госработник обязан получить согласие специального комиссионного органа.

При каких обстоятельствах у нанимателя возникают обязанности подать уведомление

Составить и направить уведомление в государственное учреждение наниматель обязан только при наличии ряда условий:

  • с госслужащим был подписан трудовой договор ли соглашение о совместительстве;
  • с гражданином подписан договор ГПХ на выполнения определенных работ и оказание услуг на сумму от 100 тыс. рублей;
  • должность работника должна входить в специально разработанный перечень таких лиц.

Важно обсудить все перечисленные моменты еще до подписания соглашения о трудоустройстве.

Назначение штрафов даже за нескольких госработников, способно нанести серьезный материальный ущерб даже крупной компании, поэтому трудовое законодательство рекомендует соблюдать очень строго. Отсчет десятидневного периода начинается с даты подписания соглашения.

Стоит сказать, что уведомлять учреждение необходимо даже в том случае, если компания-работодатель является первой, после увольнения гражданина с госслужбы. Обращаться в конфликтную комиссию руководство фирмы не обязано, но лучше уточнить у нового работника, может ли возникнуть конфликт интересов.

Как найти перечень должностей госслужащих

Подобных реестров существует не один, их очень много. Существует определенная классификация таких перечней, а именно:

  • федеральная ступень, то есть должности, которые были утверждены федеральными органами;
  • региональная ступень – должности утверждены на уровне субъекта федерации;
  • муниципальная ступень — каждый орган самоуправления занимается утверждением такого реестра самостоятельно.

Найти и ознакомиться с такими перечнями можно в правовых базах, при помощи обычной системы поиска.

Что касается оформления уведомления, то документ составляется в произвольной форме и нуждается в обязательном завершении подписью руководителя и печатью компании.

В итоге, стоит сделать несколько выводов. Если на работу устраивается бывший сотрудник госучреждения, то он обязан сообщить о своем прошлом трудоустройстве начальнику, а тот, в свою очередь, подать специальное уведомление в учреждение, где работал гражданин.

Все должности, в отношении которых обязательно подавать уведомление, включаются в специальные списки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *