Пенсия с уменьшением возраста для плавсостава

Кто имеет право на льготные пенсии для плавсостава

По действующему законодательству правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуется плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности ( за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет. Обязательным условием при этом является наличие трудового стажа не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на данных судах и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет, соответственно для каждого пола.

Экипажи указанных судов приобретает право на льготные пенсии для плавсостава обеспечение независимо от того, какие работы выполняет судно: перевозку грузов, пассажиров или добычу, обработку рыбы и морепродуктов и другие работы, а так же независимо от наименования профессии или должности, ни то, к какой службе судна относятся.

Полезная статья по теме: «Пенсия для моряков, ходивших под иностранным флагом»

Отдельные моменты, влияющие на получение льготной пенсии для плавсостава

Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда необходимо, чтоб работник был зачислен в плавающий состав, а судно, на котором он работает, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, пригородного и внутригородского сообщения

В стаж для назначения досрочной трудовой пен­сии для плавсостава по старости не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), задачей которых является выполнение ремонтных работ.

Необходимо помнить, что не все лица, работающие на борту судна, входят в плавающий состав судна. Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, других лиц командного и рядового состава, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров. Плавсостав на каждый вид судна определяется судовладельцем или вышестоящей организацией и как правило состоит в штате экипажа судна.

Работники, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список лиц (судовая роль), находящихся на борту судна, не являются плавающим составом судна и поэтому правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

ПО ЛЮБОМУ ВОПРОСУ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРЯКОВ НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ПРЕДОСТАВЯТ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

По различным причинам суда могут длительное время находится в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или длительное время стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, следовательно, такие периоды в специальный стаж не засчитываются, но должны быть отражены в справке, подтверждающей льготный стаж, которую в обязательном порядке необходимо предоставить при назначении пенсии.

Новость от Минтруда 02.04.19

Решение от 10 февраля 2016 года

Решение Комментарии Российская Федерация По делу № 2-263/2016,2-3487/2015 Принято Трусовским районным судом г. Астрахани (Астраханская область)

  1. Информация по делу №2-263/2016 (2-3487/2015;) ~ М-3773/2015
  2. Решение
  3. именем Российской Федерации
  4. 10 февраля 2016 года г. Астрахань
  5. Трусовский районный суд г.Астрахани в составе:
  6. председательствующего судьи Кривошеевой О.В.,
  7. при секретаре Нунаковой А.К.
  8. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИФ к Управлению пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить в страховой стаж периоды работы, установлении досрочной страховой пенсии
  9. Установил:

  10. истец ФИФ обратился в суд с указанным иском указав, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в Трусовском районе г.Астрахани в установлении досрочной страховой пенсии по старости в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности ему отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Из подсчета страхового стажа, дающего право для назначения досрочной пенсии исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана теплохода «Оператор» в АООТ фирма «Густера»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го помощника капитана- 1-го помощника механика теплохода «ЛБ-61», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го штурмана-сменного механика теплохода «К-5-2651», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста-рулевого теплохода «Камская», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана — 1-го помощника механика т/х «1329», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса теплохода «БН-352» в Специализированном Управлении подводно-технических работ № ССО «Подводтрубопроводстрой»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механика – 1-го штурмана теплохода «Боец» в ФГУ «Севкаспрыбвод»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего помощника капитана на теплоходе «Повенец» в ООО ПКФ «Полимер».
  11. Указал, что с решением ответчика не согласен, на момент обращения в пенсионный орган он выработал необходимый льготный стаж и имеет право на досрочную пенсию.
  12. Просил признать отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включить оспариваемые периоды работы в страховой стаж за работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), обязать назначить досрочную страховую пенсию со ДД.ММ.ГГГГ.
  13. В судебном заседании истец и его представитель Журавлевич А.Д. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
  14. В судебном заседании представитель УПФР Трусовского района г.Астрахани Голинко Н.Н. возражала против удовлетворения исковых требований.
  15. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы пенсионного отказного дела приходит к следующему.
  16. Из материалов дела, а именно решения Управления пенсионного фонда РФ в № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИФ отказано в назначении досрочной страховой пенсии, по основаниям пункта 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого страхового стажа на дату обращения.
  17. Из подсчета страхового стажа за работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), в связи с отсутствием уточняющей справки от судовладельца в которой уточняется характеристика судна и должность в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана теплохода «Оператор» в АООТ фирма «Густера»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го помощника капитана- 1-го помощника механика теплохода «ЛБ-61», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го штурмана-сменного механика теплохода «К-5-2651», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста-рулевого теплохода «Камская», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана — 1-го помощника механика т/х «1329», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса теплохода «БН-352» в Специализированном Управлении подводно-технических работ № ССО «Подводтрубопроводстрой»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механика – 1-го штурмана теплохода «Боец» в ФГУ «Севкаспрыбвод».
  18. Также из подсчета страхового стажа за работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), в связи с отсутствием уточняющей справки от судовладельца в которой уточняется характеристика судна и должность в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) исключен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего помощника капитана на теплоходе «Повенец» в ООО ПКФ «Полимер» ввиду того, что льготная справка работодателя выдана неправомерно, а в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда.
  19. На основании статей 7 и 39 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются и устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  20. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
  21. Пунктом 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
  22. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
  23. Плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей.
  24. В данном случае необходимо подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, относятся к судам морского, речного флота и флота рыбной промышленности и не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
  25. Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ.
  26. Право работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ оценивается по следующим факторам (критериям):
  27. подтверждение постоянной занятости лица в качестве плавающего состава судна. Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, их помощников, других лиц командного состава и лиц рядового состава, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров;
  28. занятость на работах в плавсоставе судна, которое не является портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
  29. Не играет роли и то, к какой службе судна относится плавсостав судов морского флота, речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота). На судах имеются следующие службы: судно-механическая (машинная команда), радиотехническая, медико-санитарная, учебно-судовая, служба по добыче и переработке рыбы и др.
  30. Согласно статье 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна — также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
  31. Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ.
  32. Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 предусмотрены мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики (шифр 23003010-23484 раздел XXVIII).
  33. Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173, предусмотрен плавсостав морского флота — мотористы, старшие мотористы, механики и их помощники (подраздел 2 раздел XXX).
  34. В силу Постановления Госкомтруда ФИО6, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 403/18-85 «Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста» капитаны-директора, капитаны (старшины) и их помощники, штурманы, кочегары судов, механики всех наименований и их помощники, мотористы и машинисты всех наименований и их помощники, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста.
  35. В соответствии с Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 53 «Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава» и приказу ФИО5 речного флота ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 51 «О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота» предусматривалось совмещение работ по профессиям рядового состава: «моторист-матрос», «капитан-механик».
  36. Как следует из представленных письменных документов, занятость ФИФ на должностях плавсостава на судах, которые не относились к служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, а также судам, постоянно работающим на акватории порта за спорные периоды работы нашла свое подтверждение в судебном заседании и подтверждается справкой ГКУ АО «Государственный архив современной документации » от ДД.ММ.ГГГГ №Ф-9463 о работе сменным капитаном и капитаном т/х «Оператор» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, архивной справкой ГКУ АО «Государственный архив современной документации » от ДД.ММ.ГГГГ №Ф-94 о работе истца в АООТ «Подводтрубопроводстрой» матросом, 1 пом.капитана, — 1 пом. механика на теплоходах «ЛБ-61», «БН-352» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, письмами ОАО «Подводтрубопроводстрой» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что суда «ЛБ-61», «МН-1329», «К-5-26-51», «Жемчужный», самоходная шаланда «Камская», баржа нефтеналивная «БН-352» относятся к речным судам, не относятся к судам служебно-вспомогательного флота и судам портового флота, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным, внутри городского сообщения, льготной справкой ООО «ПКФ «Полимер» от ДД.ММ.ГГГГ о работе истца в качестве старшего помощника капитана сухогрузного теплохода «Повенец», который не относится к судам служебно-вспомогательного флота и судам портового флота, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным, внутри городского сообщения, а также письмом данной организации от ДД.ММ.ГГГГ № с подтверждением характеристики судна, льготной справкой ФГБУ «Севкаспрыбвод» от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которой работа истца механиком – 1 штурманом т/х «Боец» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Севкаспрыбвод» относилась к льготной на основании пп.9 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», а судно «Боец» не относятся к судам служебно-вспомогательного флота и судам портового флота, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным, внутри городского сообщения.
  37. При этом суд критически относится к доводам УПФР о том, что справка ООО «ПКФ «Полимер» № от ДД.ММ.ГГГГ о льготном характере работы истца на теплоходе «Повенец» не может быть принята судом во внимание, т.к. согласно сообщению УПФР в от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПКФ «Полимер» не заявлял о наличии рабочих мест, занятость в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
  38. Отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета, не может лишать истца права на пенсионное обеспечение, так как надлежащее ведение этих документов является обязанностью работодателя истца, ненадлежащее выполнение им своих обязанностей не может лишать истца права на включение этих периодов в его специальный стаж.
  39. Характеристика судов, на которых работал истец, также подтверждается справкой Нижне-Волжского филиала Российского Речного Регистра от ДД.ММ.ГГГГ №НВФ-28.11.-1492 о том, что суда: самоходная шаланда «Камская», буксир «Оператор», разъездной «ЛБ-61», грузовой нефтеналивной «БН-352», буксир «Боец», сухогрузный «Повенец» относятся к речным судам с бассейном плавания разряда «О» и «Р».
  40. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ под судном понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение, используемое судовладельцем для различных целей.
  41. Суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности должны быть зарегистрированы соответственно в морском или речном регистре.
  42. Согласно п.7.3 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания утвержденного приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых может осуществляться эксплуатация судов смешанного (река — море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами.
  43. Морские районы классифицируются по разрядам «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП» в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.
  44. Согласно перечню водных бассейнов России к бассейнам разряда «Р» и «О» относятся озера, водохранилища, реки, каналы.
  45. Таким образом, наименование должности, характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым в спорный период времени должностям позволяют суду сделать вывод о постоянной занятости истца в плавсоставе судов.
  46. Суд полагает возможным включить в специальный стаж истца оспариваемые периоды работы, поскольку в судебном заседании установлено, что истец работал в должностях, относящихся к плавсоставу судов, а суда, на которых протекала его работа в данные периоды времени, относятся к речным судам, и не являются портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными, разъездными, пригородного и внутригородского сообщения.
  47. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пункта 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
  48. Согласно пунктам 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости периоды работы с тяжелыми условиями труда (абзац первый подпункта 2 пункта 1 статьи 27) суммируются с периодами работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (подпункт 9 пункта 1 статьи 27).
  49. В связи с тем, что в страховой стаж истца на работах с тяжелыми условиями труда УПФР включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сборщика корпусов металлических судов на Омском ССЗ (ОАО Иртышское пароходство», что составляет 3 месяца 8 дней, и в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган истец имел право на льготную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на нее, с ДД.ММ.ГГГГ.
  50. В соответствии со ст.98 и 100 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению ответчиком.
  51. Истцом при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере № рублей, которую суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца.
  52. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
  53. Решил:

  54. исковые требования ФИФ к Управлению пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить в страховой стаж периоды работы, установлении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
  55. Признать решение ГУ УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в Трусовском районе г.Астрахани об отказе ФИФ в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и в части исключения из подсчета страхового стажа ФИФ периодов работы:
  56. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана теплохода «Оператор» в АООТ фирма «Густера»;
  57. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го помощника капитана- 1-го помощника механика теплохода «ЛБ-61», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го штурмана-сменного механика теплохода «К-5-2651», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста-рулевого теплохода «Камская», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана — 1-го помощника механика т/х «1329», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса теплохода «БН-352» в Специализированном Управлении подводно-технических работ № ССО «Подводтрубопроводстрой»;
  58. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механика – 1-го штурмана теплохода «Боец» в ФГУ «Севкаспрыбвод».
  59. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего помощника капитана на теплоходе «Повенец» в ООО ПКФ «Полимер» незаконным.
  60. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г.Астрахани включить в подсчет страхового стажа для установления досрочной страховой пенсии по старости за работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) ФИФ периоды работы:
  61. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана теплохода «Оператор» в АООТ фирма «Густера»;
  62. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го помощника капитана- 1-го помощника механика теплохода «ЛБ-61», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 1-го штурмана-сменного механика теплохода «К-5-2651», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста-рулевого теплохода «Камская», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сменного капитана — 1-го помощника механика т/х «1329», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса теплохода «БН-352» в Специализированном Управлении подводно-технических работ № ССО «Подводтрубопроводстрой»;
  63. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механика – 1-го штурмана теплохода «Боец» в ФГУ «Севкаспрыбвод».
  64. — с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего помощника капитана на теплоходе «Повенец» в ООО ПКФ «Полимер».
  65. Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани установить ФИФ досрочную страховую пенсию по старости за работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) с ДД.ММ.ГГГГ.
  66. Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани в пользу ФИФ уплаченную государственную пошлину в размере № рублей.
  67. Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате.
  68. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд г.Астрахани в течение месяца.
  69. Судья Кривошеева О.В.

Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-482 от 19.11.2015 Апелляционная коллегия, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АЛЛ 15-482

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 19 ноября 2015 г.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю.,

Крупнова И.В.

при секретаре Горбачевой Е.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Забурненко С Л о признании недействующим в части пункта 3 раздела XXVIII Списка № 2 производств, работ, профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № ю,

по апелляционной жалобе Забурненко С.Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения заявителя, поддержавшего апелляционную жалобу объяснения представителя Правительства Российской Федерации Ерохиной Ю.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утверждены Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее — Список № 1), и Список № 2 производств, работ профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее — Список № 2). В пункте 3 раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2 (позиция 23003010) указан плавающий состав морского и речного флота и к нему отнесена машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных пригородных и внутригородского сообщения), а именно: кочегары судов работающих на жидком топливе; машинисты всех наименований; мотористы всех наименований; механики и их помощники, главные и старшие механики электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.

Забурненко С.Л. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации приведенное положение Списка № 2 в части указания судов служебно вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта. По мнению заявителя, предоставление права на пенсию по старости на льготных условиях исключительно машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, нарушает его право на получение досрочной пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенное ограничение по типам судов не соответствует подпунктам 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пунктам 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях Забурненко С.Л. ссылался на то, что в результате применения оспариваемой нормы ему отказано в досрочном назначении пенсии, хотя его работа в составе машинной команды судов транспортного флота (общей продолжительностью 7 лет 8 месяцев 3 дня, из которых до 1 января 1992 г. — 9 месяцев 3 дня отличалась более тяжелыми условиями труда, чем работа машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта. Как указал заявитель, в случае признания Списка № 2 в оспариваемой части недействующим машинная команда всех судов, кроме служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения, будет иметь право на предоставление названной льготы, как это предусмотрено Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (далее Список № 2 1956 года).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2015 г в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Забурненко С.Л., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Как указано в жалобе Список № 2 в оспариваемой части предоставляет право на пенсию по старости на льготных условиях только машинной команде судов служебно вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, что противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральному закону «О страховых пенсиях которыми плавсостав портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения исключен из списка работ, профессий с тяжелыми условиями труда. При этом машинная команда плавсостава судов морского и речного флота, имеющая по закону право на назначение пенсии с соответствующим уменьшением возраста, данной льготы лишена.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.

Отказ суда первой инстанции в признании Списка № 2 в оспариваемой части недействующим следует признать правильным, поскольку какого-либо нормативного правового акта большей юридической силы, которому бы он противоречил, не имеется.

В части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого федерального закона в силу, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда. При этом в данной части не указаны критерии отнесения к специальному трудовому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда. Право утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии делегировано Правительству Российской Федерации (часть 2 названной статьи).

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» сохранило действие Списка № 1 и Списка № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, применявшихся на территории Российской Федерации сначала на основании пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 (издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР»), а затем на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 (принято в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Как следует из содержания заявления и объяснений Забурненко С.Л. и его представителя в судебном заседании 11 августа 2015 г., заявитель оспаривает Список № 2 в связи с тем, что он по сравнению со Списком № 2 1956 года ограничил круг лиц из числа работников плавсостава судов морского и речного флота, наделенных правом на назначение пенсии по старости на льготных условиях.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 были утверждены новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, включая оспариваемый заявителем Список № 2. Эти списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов «а» и «б» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27, с 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» — пункты 1 и 2 части 1 статьи 30).

После принятия постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 работникам плавсостава судов морского и речного флота поименованным в Списке № 2 1956 года и не названным в Списке № 2, стало известно, что их работа после 1 января 1992 г. не будет включаться в стаж дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку № 2. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Указанное изменение оценки профессиональной деятельности работников плавсостава судов морского и речного флота применительно к льготному пенсионному обеспечению согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, в силу которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Довод апелляционной жалобы о том, что, поскольку Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» исключили плавсостав портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения из списка работ профессий с тяжелыми условиями труда, Список № 2, предоставляя право на пенсию по старости на льготных условиях лишь машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, противоречит этим федеральным законам ошибочен по следующим основаниям.

Как ранее действовавший Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и действующий в настоящее время Федеральный закон «О страховых пенсиях», вопреки утверждению заявителя, не исключают плавсостав портовых судов, постоянно работающих в акватории порта служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения из списка работ, профессий с тяжелыми условиями труда. Право на досрочное назначение пенсии по старости лицам длительное время проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда следует из пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые указываемое Забурненко С.Л исключение не содержат.

Исключение плавсостава портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения из льготной категории лиц установлено другими нормами данных федеральных законов. Так, исходя из пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную пенсию по старости предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Таким образом, приведенное исключение относится к случаям назначения досрочной пенсии по старости только по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (ранее по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а не по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») — в связи с работой с тяжелыми условиями труда. С учетом изложенного Список № 2 и пункт 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (подпункт 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») относятся к разным основаниям назначения досрочных пенсий по старости и поэтому не могут противоречить друг другу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, кроме положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2015 г оставить без изменения, апелляционную жалобу Забурненко С Л — без удовлетворения Председательствующий р.в. Манохина Члены коллегии В.Ю. Зайцев

ИВ. Крупное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *