Содержание
Чем отличается педагог от учителя и преподавателя?
По мнению подавляющего большинства людей, слова «учитель» и «педагог» являются синонимами и взаимозаменяемыми понятиями в русском языке. Однако не все так просто, и в этом вопросе есть свои нюансы. Попробуем детально разобраться, чем отличается педагог от учителя.
Сначала обратимся к терминам:
- Учитель – это штатный сотрудник общеобразовательной школы, который занимается преподаванием какого-либо предмета ученикам.
- Педагог (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий подростка») – это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. Также этим термином называют ученого, который работает над теоретическими проблемами развития педагогики как науки.
Таким образом, понятие «педагог» более широкое: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент. Наука педагогика представляет собой целенаправленную и системную деятельность, которая направлена на формирование человека, она разрабатывает методы и содержание обучения и воспитания. Педагоги передают человеку не только знания, но и личный социальный и жизненный опыт. Среди знаменитых педагогов можно вспомнить Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцции, Марию Монтессори, Василия Сухомлинского, Константина Ушинского.
Поскольку педагогика – это наиболее широкое понятие, связанное со сферой формирования человеческой личности, то педагогом может быть:
- воспитатель детского сада;
- школьный учитель;
- преподаватель вуза;
- спортивный тренер;
- ученый, развивающий передовые педагогические идеи.
Учитель же – это специалист, окончивший педагогический вуз и преподающий определенный предмет. Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли. Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников. Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.
Кстати, между словами «учители» и «учителя» разница тоже есть. Если речь идет об авторитетном человеке, духовном наставнике, который часто никак не связан с педагогикой, но имеет последователей, если его идеи оказывали или оказывают большое влияние на людей, то во множественном числе таких людей называют «учители». В этом контексте можно вспомнить Виссариона Белинского, Льва Толстого, Конфуция, Махатму Ганди и многих других выдающихся людей прошлого и современности. А учителя – это работники сферы образования, обучать других – их функциональная обязанность.
Также имеется разница между учителем и преподавателем.
Учитель – это работник общеобразовательной школы, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать – доносить нужные знания, применяя различные педагогические техники и методики. В школе ученик осваивает навыки поиска, осмысления и систематизации нужной информации, умение делать правильные выводы из полученных разрозненных данных, что пригодится ему в дальнейшем образовании.
Преподаватель работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Он сам является выпускником университета или академии, нередко имеет ученую степень.
У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии. Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.
Чем еще различаются учитель и преподаватель, так это тем, что последний должен обязательно заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным. Научная деятельность преподавателей – это:
- разработка новых учебных программ;
- научные исследования;
- подготовка методических рекомендаций;
- написание учебных пособий;
- участие в различных мероприятиях (семинарах, научно-практических конференциях, дискуссиях);
- проведение лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий.
Следовательно, задача учителя – учить и воспитывать ребенка. Преподавателю нужно делиться своими знаниями по конкретному предмету, помогать осваивать информацию и привлекать студентов к научной деятельности. Однако представители обеих этих профессий относятся к очень уважаемой в нашем обществе когорте педагогов.
Сравнение
Прежде всего, в том, что перед ними стоят разные задачи. Для учителей они заключаются в необходимости развить у младших школьников навыки обучения и предоставить ученикам средних и старших классов возможность использовать их для усвоения учебного материала, предусмотренного государственными общеобразовательными программами.
Реклама
В учительской практике используются специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения. Его теоретическая основа обеспечивает выпускникам перспективу обучения в высших учебных заведениях, а приобретенные ими умения пользоваться информацией как инструментом для совершенствования своих знаний в той или иной сфере позволяют легко адаптироваться в системе высшей школы.
Задача преподавателя – в полном объеме предоставить учащимся необходимую научную и методическую информацию по конкретному предмету и организовать контроль над качеством ее усвоения. В обязанности преподавателя не входит обучение студентов или курсантов в том виде, как оно осуществляется в школе. Взамен школьных методик преподаватель применяет лекционно-зачетную систему, в которой основная работа по изучению предмета выполняется самими учащимися. Они пользуются лекциями как одним из источников, но должны самостоятельно находить около 80 % информации, чтобы освоить программу курса, обязательную для зачета или сдачи экзамена.
Цель урока, который проводит учитель по своему предмету, — обучать, развивать и воспитывать. Воспитание – неотъемлемая часть учительской работы. Она состоит в общении с учениками, их родителями, в постоянном контакте с детскими общественными организациями и государственными службами, занимающимися вопросами защиты прав ребенка.
Преподаватель не занимается вопросами воспитания. Цель его деятельности – информировать, контролировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе.
Слово «учитель» имеет и более широкое значение. Учителем называют духовного наставника, человека, обладающего особыми знаниями, постижение которых – долгий путь нравственного совершенствования. В роли учителя в этом смысле слова может выступать и преподаватель, если его личность настолько значима, что заслуживает преклонения и почитания со стороны учеников.
Выводы TheDifference.ru
- Преподаватель – квалификация, которая присваивается выпускникам учебных заведений, имеющих статус университета или академии. Учитель – педагогическая специальность.
- Цель преподавательской деятельности – предоставление научной и методической информации. Учитель обучает учеников предмету и формирует у них навыки самостоятельной учебной работы.
- Преподаватель не занимается воспитанием студентов. Учитель выполняет триединую задачу обучения, воспитания и развития личности школьника.
- Преподаватель может принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе учебного заведения. Учитель занимается практической работой, хотя в ней организация и проведение уроков тоже может сочетаться с разработкой инновационных методов обучения, инновационных учебно-педагогических технологий и различных научно-методических материалов.
- Преподаватель проводит курс лекций, организует практику и лабораторные занятия. Учитель занимается с учениками на уроках, тип которых определен требованиями школьной программы.
Чем отличаются преподаватель, педагог и учитель?
Сегодня 5 октября — день учителя. Его празднуют и учителя, в первую очередь, и педагоги, и преподаватели.
Начнем с понятия «учитель».
О профессии учителя можно говорить бесконечно. У каждого человека есть любимый учитель в школе, который повлиял на формирование его личности.
Считаю, что учитель — это тот человек, специалист, который профессионально учит (и воспитывает) учащихся.
Теперь о значении понятия «преподаватель».
Как видим, преподаватель тоже своего рода учитель, но в силу того, что он обучает взрослых, более сознательных людей, то о нем говорят, что он преподает, а не учит.
Имеют ли отношение к профессии педагога учитель и преподаватель?
Для этого уместно будет вспомнить о науке педагогике.
Таким образом, я бы дала такое определение:
Педагог — специалист, который участвует в воспитании и обучении человека (как в школе, так и в других учебных заведениях и в системе дополнительного образования).
То есть учителя в школах и преподаватели в средних и высших учебных заведениях — это педагоги в широком смысле слова.
И еще. Те специалисты с педагогическим образованием, занимающиеся во внешкольных учебных заведениях (в сфере дополнительного образования), которые не являются учителями и преподавателями, относятся к категории педагогов.
С днем учителя вас, уважаемые педагоги!!! Успехов в обучении и воспитании нашего молодого поколения!!!