Содержание
- Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
- Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
- Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?
- Понятия и определение
- Категории участников ДТП
- Основные виды ДТП
- Дорожно-транспортное происшествие
- ДТП в России
- Примечания
- Как заполнять обстоятельства ДТП на обратной стороне европротокола
- Примеры заполнения обстоятельств в европротоколе
- Классификация ДТП
- Порядок действий при ДТП
- Понятие дорожно-транспортного происшествия
- Виды дорожно-транспортных происшествий
- Действия после ДТП
- Штраф и другие наказания за ДТП
ДТП. Определение понятия
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)
Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).
Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).
Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:
дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.
дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).
В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.
Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?
От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.
Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.
Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».
Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»
В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 содержались определения следующих терминов:
«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)
Понятия и определение
Изучая определение ДТП в правилах дорожного движения, можно отметить, что аббревиатура ДТП характеризуется, как дорожно-транспортное происшествие.
Из данного термина всегда следует определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному, двум или более транспортным средствам.
Недостаточно знать, все про ДТП что это такое расшифровка. Стоит ознакомиться с критериями их классификации.
Несмотря на подобное понятие, нет возможности понять, какая именно ситуация может быть расценена, как дорожно транспортное происшествие. Определение стоит изучить более подробно.
Важно знать не только, что означает данное понятие, но также что под ним подразумевается. В современном Федеральном законодательстве, а также в правилах учета дорожных авариях дается некоторое определенное ДТП.
По сути, это некоторое событие, которое случилось в процессе передвижения транспортного средства и повлекло за собой вред здоровью или жизни людей, а также принявших участие в аварии автомобилей, грузов и разных недвижимых объектов.
ДТП – это особое нарушение ПДД или несоблюдение общепринятых принципов эксплуатации средства передвижения, что повлекло определенный ущерб.
В качестве административного нарушения в 2019 году рассматривается урон легкой, а также средней тяжести. В более тяжелых случаях и ситуациях аварийная ситуация будет проходить уже по уголовному содержанию.
Видео: Что такое ДТП?
Категории участников ДТП
Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.
Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:
- Водитель. Это может быть не только человек, который управляет автомобилем, но погонщик скота, ведущий стадо по дороге, инструктор по вождению, находящийся рядом с человеком, который учится управлять транспортным средством.
- Пассажир. К данной категории участников дорожного движения относится не только лицо, находящееся в автомобиле одновременно с водителем, но также человек, который выходит или заходит из транспортного средства. Чтобы было более понятно, можно привести пример. К категории принимающего участие в ДТП пассажира может выступать человек, вышедший из автобуса и пострадавший по той причине, что водитель раньше времени закрыл дверь или тронулся с места.
- Пешеход. Это такой участник движения, который не только передвигается по трассе или по рядом расположенной зоне. К категории пешеходов могут быть отнесены люди, ведущие рядом с собой велосипед или мотоцикл и те, кто едет на самокате, на коньках или на ином аналогичном устройстве. К пешеходам также можно отнести лица, которые ведут инвалидную и детскую коляску.
ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.
Основные виды ДТП
Согласно установленных в настоящее время правил дорожного движения, выделяется несколько основных категорий и признаки ДТП. Вот как выглядит классификация ДТП:
- Столкновение. Сюда можно отнести разной интенсивности столкновение двух и более автомобилей.
- Опрокидывание. Это опрокидывание средства передвижения, произошедшее по разным причинам.
- Наезд. Это может быть совершение наезда, на автомобиль, находящийся в статичном положении – на обочине дороги или в жилом дворе.
- Падение пассажира при движении автомобиля. Сюда можно отнести падение из салона на дорогу или на пешеходный переход, а также падение пассажира внутри салона по причине резкого торможения или снижения скорости.
- Наезд на любой недвижимое препятствие – мостовая опора, дорожный знак, дерево, ограждение, столб или определенный объект недвижимости.
- Совершение наезда на пешехода – аварийные ситуации, где человек страдает, как от самого средства передвижения, так и от перевозимого груза. Это может быть выпавший из транспортного средства кирпич, ящик или доска.
- Разные формы наездов – на животное, на гужевой транспорт, на велосипедиста.
Существуют также иные варианты и виды ДТП. Это разнообразные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под какую категорию из перечисленных выше.
Это могут быть разнообразные формы наезда на колесо, которое отпало от иного средства передвижения или иной предмет.
Существует иная форма классификации дорожных происшествий. Изучив данную информацию, можно понять, что такое учетное ДТП, например.
Среди подобных категорий аварийных ситуаций можно отметить:
- Бесконтактное ДТП. Это особая ситуация, при которой водитель стал виновником происшествия, но сам при этом ни с кем не столкнулся. Самой распространенной является ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу, возвращается, а иные автомобили резко изменили траекторию движения и столкнулись.
- Учетное ДТП. Чтобы понять данную категорию аварийных ситуаций, потребуется обратиться к условиям учета происшествий, а также вспомнить, что в особой статистической отчетности в обязательном порядке обозначаются ДТП, где участники получили травмы разной степени тяжести, или ДТП привело к смерти людей. Только такие ситуации могут быть отнесены к категории учетных. Если люди не пострадали в аварии, она не будет подлежать учету.
- Скрытое ДТП. Здесь все понятно уже из самого названия. Это такие аварийные ситуации, при которых виновный ДТП скрывается с места без каких-либо причин, но исключительно с целью сокрытия своей причастности к сложившейся ситуации.
На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что законом установлена детальная профессиональная классификация аварийных ситуаций. Соответственно и виды производимого анализа также могут быть разными.
В процессе производимого анализа применяется обычно ситуационная, статистическая, корреляционная, а также вероятностная методики. Практически во всех случаях задействуется дорожно-техническая и юридическая экспертизы.
В обязательном порядке принимаются во внимание современные технологические, социокультурные моменты, а также удельные и абсолютные индивидуальные показатели.
Грамотно проведенный анализ ДТП позволяет понять каждую отдельную ситуацию, а также основные причины ее возникновения.
Полученные в результате информационные данные используются для выработки правильных превентивных мер, которые в последствии могут быть направлены на снижение количества происшествий на трассах в каждом отдельном населенном пункте и во всей стране в целом.
Результат аварийного происшествия будет напрямую зависеть от грамотного поведения всех участников ДТП.
Это прямо касается пострадавшей стороны, так как именно ей приходится принимать прямое участие в процессе защиты своих прямых гражданских прав.
При появлении аварийной ситуации нужно предпринять определенные действия. В первую очередь требуется проанализировать общее состояние пострадавших, а также автомобилей.
В обязательном порядке вызывается сотрудник ГИБДД и берется под контроль процесс возмещения морального и материального ущерба.
Знать об основных видах ДТП должен каждый водитель, только в этом случае у него может появиться шанс на полное восстановление прав и возмещение ущерба.
Дорожно-транспортное происшествие
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. |
Эту статью предлагается разделить на Дорожно-транспортные происшествия в России и Дорожно-транспортное происшествие. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К разделению/9 декабря 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается разнести его в Дорожно-транспортные происшествия в России и Дорожно-транспортное происшествие. Обсуждение длится одну неделю или дольше, если оно идёт медленно. Дата постановки — 9 декабря 2012. Не удаляйте шаблон до завершения обсуждения. |
Запрос «Автокатастрофа» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Небольшое дорожно-транспортное происшествие в ТокиоДТП в Донецке. Два человека погиблиПоследствия для автомобиля при боковом столкновенииПоследствия для микроавтобуса при лобовом столкновении
Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб Экономический ущерб от ДТП может доходить до 5% валового национального продукта (ВНП); в России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России, за 5 лет ущерб российской экономики составил 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.
Первое в истории зарегистрированное ДТП произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги.
Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.
ДТП в России
В России число ДТП составляет в год около 200 тыс., в которых погибают примерно 27 тыс. человек (в основном по вине самих водителей), ущерб от всех ДТП равняется около 2,5 % ВВП. В 2010 году приводилась оценка экспертов, что за последние 5 лет ущерб российской экономики от ДТП составил 5,5 трлн рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. При этом число погибших на 100 тыс. автомобилей является одним из самых низких среди стран СНГ и в последние годы сокращается. С 2004 по 2011 год число погибших в ДТП снизилось на 19 % при росте автомобильного парка за тот же период на 35 %.
По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.
23 сентября 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего „человеческий фактор“ рассматривается в качестве ключевого направления».
Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в России / РСФСР (по статистике ГИБДД)
Примечания к таблице:
- В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
- До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. Тем не менее в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года.
Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД:
- из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
- 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
- 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
- 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
- из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения — 5,94 % (11 845 из 199 431)
- из-за нарушения ПДД пешеходами — 20,15 % (31 969 из 199 431)
- из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — 20,99 % (41 863 из 199 431)
- из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств — 0,57 % (1 127 из 199 431)
Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.
Примечания
- Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями правительства Российской Федерации.
- Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство». Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
- по оценкам экспертов
- Сергей Иванов: Аварии на дорогах наносят России ощутимый экономический ущерб. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
- Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство». Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
- Число происшествий на транспорте и пострадавших в них
- Сергей Иванов: Аварии на дорогах наносят России ощутимый экономический ущерб. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
- Погибших на 100 тыс. автомобилей
- Число погибших в ДТП в России за шесть лет сократилось почти на 20%
- «Тревожные будни дорог», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5002 (178) от 23 сентября 2009 г.
- Статистика ДТП на статистическом портале statistica.RU
- Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647
- Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 859
- В 2007 году в результате дорожно-транспортных происшествий в Азербайджане погибло 1107 человек. news.day.az. Архивировано из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 28 сентября 2012.
- lenta.ru: «Машина воров попала под обстрел сбитого ею пешехода»
- Американские автодороги: статистика фатальных автопроисшествий, сопоставительный анализ факторов их определяющих, механизмы госрегулирования норм движения и практика их прилож …
Как заполнять обстоятельства ДТП на обратной стороне европротокола
После заполнения лицевой стороны извещения о дорожно-транспортном происшествии участники аварии могут разъехаться и заполнить обстоятельства ДТП, хорошо все обдумав. Конечно это не ключевой момент в европротоколе, но от того, что в нем будет написано тоже многое зависит. К сожалению, в интернете ничтожно мало примеров, по которым стало бы ясно, как грамотно описать обстоятельства аварии. Ниже представлен образец бланка извещения, который заполняется при обоюдном согласии водителей.
Обратим внимание на пункты обратной стороны извещения о ДТП, после чего перейдем к примерам обстоятельств:
- Галкой отмечаем свое транспортное средство, от имени кого будет идти повествование;
- Описываем непосредственно обстоятельства ДТП;
- Здесь требуется указать водителя, управляющего транспортным средством (в нашем случае за рулем находилось доверенное лиц);
- В четвертом пункте ставится прочерк. Если происходит оформление европротокола, участников не может быть больше чем 2;
- Повреждения иного имущества — ставим прочерки либо большую букву Z;
- Отмечаем может ли ваше ТС передвигаться самостоятельно;
- В примечаниях допустимо указать, дополнительные сведения, которые можно приобщить к ДТП, к примеру фото и видео записи. Ниже ставится дата, подпись и расшифровка.
В случае, если все сведения не уместились в европейском протоколе, разрешается подкрепить к нему дополнительный листок, поставив галку в клетке «с приложением» ниже подписи.
Примеры заполнения обстоятельств в европротоколе
Наверное имеет смысл рассмотреть несколько ситуаций, которые могут случиться при дорожно-транспортном происшествии. Но как вы понимаете, невозможно объять необъятное, поэтому здесь приведены типичные примеры:
На перекрестке (из приведенного выше образца):
Я двигался в левом ряду по улице Мира на автомобиле Форд Фокус (госномер е869от777) прямо. При проезде перекрестка, на пересечении с улицей Мелиораторов, произошло столкновение с Тойотой Королла, водитель которой выполнял левый поворот из правого ряда. В результате этого маневра он подрезал меня, тем самым спровоцировав ДТП. Свидетелем этого инцидента была Морозова И.Д., стоявшая у проезжей части в ожидании зеленого сигнала светофора.
Вот так, достаточно прозаично и без лишней воды допустимо написать в европротоколе свое объяснение обстоятельств ДТП. Желательно указать как можно больше подробностей и уделить внимание дорожной обстановке.
Парковка
Я оставил свой автомобиль Hyundai Tucson (номер е777ее190) на парковке у ТЦ «Глобус» по адресу ул. Большая Московская д. 134, и ушел по делам. После возвращения, примерно в 15:30, мною было обнаружено, что ВАЗ 2114 (номер а123мт123) допустил наезд задним ходом на мою припаркованную машину. Удар пришелся в левое крыло и переднюю дверь. Свидетелем ДТП была моя жена Андреева Анна Викторовна, находившаяся в салоне ТС, во время столкновения.
Удар сзади
Теперь приведем пример не от лица виновника, а от потерпевшего
Я ехал на а/м mazda 3 (регистрационный знак г098то99) в правой полосе по улице Ленина в районе дома 125 со скоростью 40 км/ч. Отвлекшись на зазвонивший телефон, и не выбрав безопасную дистанцию, я совершил столкновение с впереди идущим автомобилем toyota camry (номер е999ее99), двигавшемся по одной полосе со мной. Свою вину полностью признаю.
Перестроение
27.11.2019 г. в 12:30, я двигался по шоссе Энтузиастов в крайней правой полосе на своем автомобиле Nissan Almera. В это время водитель Renault Logan, двигавшийся слева от меня начал перестроение в мой ряд, не убедившись в безопасности маневра, в результате чего произошло ДТП.
Обстоятельств, которые можно описать в европротоколе при ДТП может быть уйма, мы же рассмотрели наиболее распространенные. Из этих составляющих можно смоделировать подходящую ситуацию и написать в бланке именно свой случай. Надеемся, что вам помогла приведенная информация и вы без труда сочините свою историю в извещении о ДТП по приведенным выше образцам и схемам.
Определение ДТП в ПДД имеет существенное значение для каждого автомобилиста. В соответствии с ним может определяться основание для привлечения лица к ответственности, возможность получения выплаты от страховой компании, а также необходимость выполнения определенных действий собственником транспортного средства.
Классификация ДТП
Согласно действующей редакции правил дорожного движения под ДТП понимается событие, которое имело место в процессе движения автомобиля или любого другого транспортного средства.Читайте: Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?
При рассмотрении классификации аварии в первую очередь стоит рассмотреть их разделение на контактные и бесконтактные:
- К контактным относят наиболее распространенный тип аварий, когда имело место столкновение двух или более авто или же наезд на пешехода. В таких ситуациях гораздо легче выявить степень виновности каждого лица и установить непосредственную причину столкновения;
- К бесконтактным относят ситуации, когда авария произошла в результате действий третьего лица (автомобилиста) в результате его определенных действий, при которых он не контактировал с пострадавшими или поврежденным ТС. К примеру, если один автомобилист не уступил дорогу другому авто, вследствие чего тот совершил наезд на пешехода. Или автомобилист при совершении маневра не включил сигнал поворотника, в результате чего второй автомобиль, вынужденно маневрируя, столкнулся с третьим.
Обращаясь к Приложению к Инструкции по учету ДТП, типы аварий также можно выделить следующие:
- Столкновение, в процессе которого транспортные средства в процессе передвижения столкнулись друг с другом;
- Опрокидывание одного или двух транспортных средств;
- Наезд на стоящее авто. Такой тип ДТП определяет ситуацию, при которой одно авто наезжает на другое (или прицеп), что не находилось в движении;
- Наезд на препятствие. При такой аварии машина наезжает на стационарно установленное препятствие, в качестве которого может выступать столб, дерево, ограждение и т.д.;
- Наезд на велосипедиста – в этой ситуации происходит столкновение велосипеда и автомобиля или другого типа механического ТС;
- Наезд на гужевой транспорт с участием повозки, управляемой животными;
- Падение пассажира – когда один или несколько человек в процессе движения транспорта выпадает из него;
- Прочие типы ДТП.
Порядок действий при ДТП
При условии, что автомобилист каким-либо образом оказался причастным к ДТП, ПДД накладывает на него определенные обязательства, выполнение которых может определенным образом смягчить наказание (если оно будет иметь место) или получить положенную ему страховую выплату.
Так, порядок действий со стороны автомобилиста должен быть следующим:
- Немедленно остановить свою машину, выключить двигатель;
- Оставаться на месте происшествия до момента приезда сотрудников ГИБДД или составления Европротокола, когда автомобилисты при незначительном ущербе и отсутствии пострадавших выполняют фиксацию случившегося самостоятельно;
- Включить аварийную сигнализацию и установить аналогичный знак;
- Не передвигать авто или предметы, которые при столкновении могли отломаться от авто;
- Попытаться взять контактные данные лиц, которые стали свидетелями произошедшего, записать их ФИО. Показания свидетелей порой играют решающую роль при определении виновности водителя и той меры наказания, которая ему положена;
- При наличии пострадавших лиц принять все необходимые меры для оказания им первой помощи. При необходимости вызвать бригаду скорой помощи. В некоторых ситуациях допускается транспортировать пострадавшего в медицинское учреждение. В такой ситуации опасность, которая угрожала пострадавшему, позволяет покинуть место происшествия, если другого способа оказать ему помощь не было;
- Уведомить любым из доступных способов сотрудников ГИБДД и дожидаться их приезда;
- До момента приезда автоинспекторов принять все необходимые меры для сохранения следов произошедшего;
- До того момента, как будет проведен медицинский осмотр, не принимать никаких наркотических или алкогольных препаратов, а также лекарств, которые могут быть изготовлены на основе спирта. Данное требование связано с тем, что будет определяться, не находился ли автомобилист перед ДТП в состоянии алкогольного опьянения. В такой ситуации даже прием лекарств может спровоцировать более серьезную меру наказания, чем положена в общих случаях.
Попадание в ДТП довольно неприятная ситуация, которая может иметь массу негативных последствий для автомобилиста. Если аварии избежать не удалось, лучшим вариантом для собственника авто станет оставаться на месте происшествия и выполнить все предписанные ПДД действия. В такой ситуации мера наказания, возможно, будет несколько мягче.
Понятие дорожно-транспортного происшествия
Содержание термина «дорожно-транспортное происшествие» раскрыто на законодательном уровне и не может рассматриваться в ином значении.
ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Аналогичное определение приведено в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090. В приведённом значении понятие применяется в других нормативных актах, договорах (КАСКО, ОСАГО, аренды/лизинга транспортных средств и др.) и при разрешении судебных споров.
Признаки ДТП
Для квалификации происшествия в качестве дорожно-транспортного необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
- Происшествие должно отвечать признакам события. Строго в юридическом смысле событием называют реально произошедшее явление, не зависящее от воли человека. Но если так называемые абсолютные события происходят и развиваются полностью изолированно от поведения и намерений участника отношений (природные явления, течение времени и т. д.), то относительные события, к которым относится ДТП, возникают вследствие действий или бездействия человека и развёртываются в дальнейшем без его участия. Проезд на запрещающий сигнал светофора (действие) или неприменение экстренного торможения (бездействие) происходят по воле и при участии водителя, а последствия (механические повреждения ТС и других объектов, ранение или гибель людей) наступают в результате законов физики и изменений в организме пострадавшего. Провал асфальта под автомобилем — одна из немногих ситуаций, когда ДТП происходит полностью без воли и участия водителя
- ДТП происходит в процессе движения транспортного средства. Хотя бы одно ТС должно перемещаться. Повреждение стоящего автомобиля отлетевшим от проезжающего мимо транспорта предметом будет являться ДТП, даже если в повреждённом транспорте никого не было, а падение сосульки или ветки на оставленный во дворе автомобиль рассматривается как причинение ущерба жилищно-коммунальными службами, собственниками зданий и пр.
- Происшествие случается в процессе дорожного движения. ПДД определяют дорожное движение как взаимоотношения, существующие в процессе перемещения людей и грузов по дорогам. Дорогой, в свою очередь, является поверхность, специально предназначенная для передвижения транспорта, к которым также относят обочины, трамвайные пути, разделительные полосы и тротуары (п. 1.2 ПДД). Прилегающая территория (дворы, несквозные дворовые дороги, автостоянки, площадки на АЗС, жилые зоны и другие аналогичные поверхности, не предназначенные изначально для сквозного проезда) не является дорогами, но движение по таким участкам должно осуществляться с соблюдением ПДД. Соответственно, произошедшие на них события рассматриваются в качестве ДТП. Столкновение двух автомобилей в чистом поле или на льду реки ДТП не являются. Виновник в причинении ущерба будет устанавливаться исходя из фактических обстоятельств на основании гражданско-правовых норм. Происшествия с автомобилями вне дорог не могут считаться ДТП
- В событии задействовано как минимум одно транспортное средство — техустройство, конструктивно разработанные как устройство для перемещения людей и/или грузов именно по дорогам. ТС может быть оборудовано двигателем (механическое ТС) или приводиться в движение другими способами (мускульной силой, животными). Помимо собственно автомобиля (трактора, иной самодвижущейся машины), ПДД относят к транспортным средствам велосипеды, мопеды, мотоциклы и прицепы к транспортным средствам (п.1.2 ПДД). Мотоблок со специальным прицепным оборудованием не является транспортным средством, так как по изначальному конструкторскому замыслу не предназначен для движения по дорогам, хотя технически способен перевозить людей и грузы. Лошадь, слон, осёл и прочие животные не являются транспортными средствами в понимании ПДД в связи с тем, что не могут рассматриваться в качестве технического устройства, но телега, карета и другие подобные объекты, которые иногда встречаются на дорогах, признакам ТС соответствуют полностью. Происшествия с подобными экзотическими средствами будут рассматриваться в качестве ДТП. Авария мотоблока не является ДТП
- Происшествие всегда должно иметь материальные и/или физические последствия в виде ранения или гибели людей, повреждения транспортных средств, сооружений, груза, любого иного материального вреда. Повреждение декоративной ограды, например, будет являться ДТП, даже если на автомобиле не осталось ни царапины. Если автомобиль сбил с ног пешехода, но он при этом не пострадал, то событие нельзя отнести к ДТП, что не исключает нарушение водителем ПДД. В то же время если пешеход в результате наезда разбил телефон или порвал брюки, то событие отвечает признакам ДТП, т. к. материальные последствия присутствуют. Для отнесения события к ДТП недостаточно любого повреждения организма. Правилами учёта ДТП, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647, и принятым в соответствии с ними ОДМ 218.6.015–2015, утверждённым Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р, применительно к ДТП считаются:
- раненным — человек, получивший телесные повреждения, в результате которых он на срок не менее 1 суток помещался в больницу либо нуждался в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. 3.1.10 ОДМ);
- погибшим — человек, умерший непосредственно на месте ДТП или не поздне 30 дней от последствий полученных повреждений (п. 2 Правил, п.3.1.9 ОДМ).
Значение квалификации события в качестве ДТП
Правильная квалификация происшествия в качестве дорожно-транспортного имеет значение при разрешении вопросов об ответственности водителя и возмещении вреда. На практике ситуаций, при которых правильное отнесение события к ДТП является определяющим для разрешения спора, не так уж много, но они вполне реальны. Разрешить их без понимания сути дорожного происшествия невозможно. Для наглядности разберём несколько примеров.
Первый пример касается оставления водителем места ДТП. При перемещении задним ходом на минимальной скорости водитель осуществил наезд на пешехода, в результате которого человек упал. При первоначальном осмотре телесных повреждений не обнаружено, самочувствие оставалось хорошим. Одежда и другое имущество не пострадали. Претензий к водителю пешеход не предъявлял, происшествие было окончено извинениями и примирением. Участники разошлись, обращения в ГИБДД не было по взаимному согласию. Через некоторое время пешеход начал предъявлять материальные требования к водителю в связи с появлением болевых ощущений или обнаружившегося материального ущерба, угрожая привлечением его к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП). Наказание за предполагаемое нарушение серьёзное — лишение прав до 1,5 лет или арест до 15 суток. Справедливое разрешение дела возможно только при правильной квалификации произошедшего события. Если событие не отвечает признакам ДТП в части наступления последствий, ответственность исключена. Сложность заключается в том, что физические последствия могут проявиться позднее.
Подобные ситуации могут быть инсценированы с целью дальнейшего вымогательства денег. Мошенники представляют свидетелей происшествия и даже видеозапись события. Столкнувшись с противоправными действиями, не следует рассчитывать только на свои силы. Без квалифицированной помощи выпутаться из таких ситуаций крайне сложно.
Второй случай, когда принципиальное значение имеет квалификация события в качестве ДТП, — возмещение ущерба. Страхователь заключил договор КАСКО по специальной программе, согласно которой страховым риском является только ДТП независимо от вины страхователя в причинении ущерба. При въезде на огороженный земельный участок с индивидуальным жилым домом (пригородным домом, дачей и т. п.) водитель неправильно выбрал боковой интервал и совершил боковое столкновение с воротными створками, автомобиль получил повреждения. Возмещение ущерба страховщиком возможно, если происшествие квалифицируется в качестве дорожно-транспортного. Въезд на участок обычно осуществляется с дороги или прилегающей территории, в связи с чем произошедшее при таком въезде событие, на мой взгляд, однозначно является ДТП и страховщик обязан произвести выплату.
Сложнее ситуация, когда событие с транспортным средством произошло внутри придомовой территории. Такие происшествия, как кажется, не должны рассматриваться в качестве ДТП. Придомовая территория не предназначена не только для сквозного проезда, но и для движения вообще, в связи с чем не может рассматриваться в качестве дороги или прилегающей к дороге территории.
Видео: что такое ДТП
Понятие участника ДТП в законодательстве не раскрывается, но очевидно следует из филологического смысла выражения. Участниками могут быть только физлица. Правила дорожного движения особо выделяют следующие категории (п. 1.2 ПДД):
- водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (к водителю приравнивается обучающий вождению);
- велосипедист — лицо, управляющее велосипедом;
- пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
- пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства).
Столкновение с запряжённой телегой является ДТП с участием двух транспортных средств
Применительно к ДТП и в связи с ним используются и другие понятия:
- владелец транспортного средства (автовладелец) — собственник или любое другое лицо, владеющее ТС на законных основаниях (аренда, хозяйственное ведение и т. д.);
- виновный в ДТП (виновник ДТП) — лицо, по вине которого произошло ДТП;
- виновный в причинении ущерба (виновник ущерба) — лицо, по вине которого в результате ДТП причинён вред жизни и здоровью или имущественный ущерб (обычно совпадает с виновником ДТП, но иногда виновным может быть признан, например, механик, выпустивший неисправный автомобиль в рейс, владелец домашних животных, допустивший их выход на дорогу и т. д.);
- потерпевший — лицо, жизни и здоровью или имуществу которого причинён вред (потерпевшим часто называют лицо, которому причинён только имущественный вред, в отличие от пострадавшего);
- пострадавший — лицо, жизни и здоровью которого причинён вред.
Абсолютное большинство ДТП происходит по субъективным причинам полностью или частично. В том или ином объёме почти всегда присутствует вина участника происшествия. Исключения могут составлять случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и полностью не зависящих от воли человека событий: проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель перед выездом обязан проверить и обеспечить в пути исправность транспортного средства (п. 2.3.1 ПДД).
В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД — водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. 9.10 ПДД — водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др. Происшествия только по вине пешеходов происходят в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выходе на проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.
По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения. Доводы о том, что двигаться с меньшей скоростью автомобиль (ГАЗ 53) не мог по конструктивным особенностям, суд не счёл в качестве заслуживающего внимания — при возникновении опасной ситуации водитель должен применить все меры по снижению скорости вплоть до полной остановки ТС.
Практически любое ДТП происходит в результате нарушения водителем ПДД
Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:
- Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге — в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
- Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
- Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
- Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
- Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
- Другие нарушения ПДД.
Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:
- Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
- Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки. Заниматься посторонними делами за рулём — надёжный способ попасть в ДТП
- Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
- Состояние дорожного покрытия — любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
- ширина отдельной выбоины — 60 см;
- длина отдельной выбоины — 15 см;
- глубина отдельной выбоины — 5 см;
- отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка — 3 см;
- отклонение крышки люка от уровня покрытия — 2 см;
- отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.
- Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника. Состояние опьянения катастрофически влияет на реакцию и адекватность водителя
К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП. К способствующим факторам относят также недостаточно квалифицированную подготовку водителей в автошколах, недостатки конструкций автомобилей. Сторонники эзотерических учений в причине ДТП могут усмотреть карму, но это уже на любителя.
Виды дорожно-транспортных происшествий
В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:
- со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
- с телесными повреждениями;
- с материальным ущербом.
По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:
- материальный ущерб;
- лёгкие телесные повреждения — кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. 12.24 КоАП РФ);
- телесные повреждения средней степени вреда — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. 12.24 КоАП РФ);
- тяжкие телесные повреждения — опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522);
- смерть потерпевшего;
- особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).
Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.
По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ 218.6.015–2015):
- столкновение транспортных средств между собой или с поездом;
- опрокидывание — потеря устойчивости не в связи со столкновением или наездом, съездом с дороги (например, при критическом наклоне дороги, в результате порыва ветра и т. п.);
- наезд на стоящее транспортное средство;
- наезд на препятствие (любой неподвижный объект, кроме транспортного средства);
- наезд на пешехода, в том числе когда пешеход натолкнулся на автомобиль;
- наезд на велосипедиста, в том числе когда велосипедист натолкнулся на автомобиль;
- наезд на гужевой транспорт (как на животных, так и ведомое им устройство), в том числе когда такой транспорт натолкнулся на автомобиль;
- падение пассажира в процессе движения (например, в автобусе); Падение пассажира в автобусе также является ДТП
- иные ДТП:
- наезд на других животных, кроме гужевого транспорта;
- съезд с дороги;
- падение груза;
- отбрасывание предмета;
- наезд на лицо, не являющееся пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный работник и т. п.).
Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств — юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).
Государственная статистическая отчётность учитывает только ДТП, в результате которых погибли ли ранены люди
Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.
В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление — водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.
Распространённость явления повлекли введение в мае 2016 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.
В статистику попадают только данные, зафиксированные ГИБДД
Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.
Действия после ДТП
Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:
- прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
- включить аварийную сигнализацию;
- установить знак аварийной остановки;
- оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).
Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.
Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП
Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):
- при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
- при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.
При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:
- оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
- оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
- не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.
При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС
При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.
Штраф и другие наказания за ДТП
Нарушение ПДД не обязательно образует состав административного правонарушения. Нарушитель не может быть привлечён к административной ответственности, если за допущенное нарушение не предусмотрена соответствующая статья в КоАП. Характерным примером может служить распространённая причина аварий — неправильный выбор скоростного режима. За такие действия ответственность не установлена, если одновременно не была превышена предельно допустимая скорость, предусмотренная для данной территории или установленная дорожными знаками.
При отсутствии в действиях нарушителя ПДД состава административного правонарушения административная ответственность не наступает
В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:
- предупреждение;
- штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
- лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
- арест до 15 суток;
- обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.
За вождение в нетрезвом состоянии лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок или за отказ от медосвидетельствования, возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.
Строгое соблюдение Правил дорожного движения снижает до минимума, а, возможно, и исключает вероятность попасть в дорожное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей бытует убеждение, что избежать ДТП по своей вине просто, но настоящий водитель должен уметь избегать происшествий по вине других участников движения. Внимательность и аккуратность за рулём избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.