Отзывы по налоговой амнистии

Долги физических лиц

Все индивидуальные предприниматели – это физические лица, поэтому на них также распространяется амнистия по налоговым задолженностям граждан. В соответствии со статьей 12 закона № 436-ФЗ к ним относятся следующие налоги:

  • транспортный;
  • налог на имущество;
  • земельный.

В 2018 году признается безнадёжной к взысканию и списывается недоимка по этим налогам, которая образовалась на дату 1 января 2015 года. Списываются также и пени, начисленные на дату принятия решения о списании такой недоимки.

Узнать о наличии недоимки по одному из этих долгов физического лица можно с помощью официального сервиса сайта ФНС. Для этого надо иметь один из вариантов доступа:

  • квалифицированная электронная подпись;
  • учетная запись на портале Госуслуг;
  • регистрационная карта для входа в личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, гражданам списывается подходный налог за период с 01.01.15 по 01.01.17, если налоговый агент не удержал и не перечислил НДФЛ в бюджет, о чем он своевременно сообщил в ИФНС. Однако из этого правила есть серьёзные исключения, указанные в статье 217 (72) НК РФ. Например, не будут прощены долги по налогу с дивидендов и с вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей, выполнение работ и оказание услуг.

Уплачивать налоги и страховые взносы проще с расчётным счётом. Многие банки предлагают выгодные условия по обслуживанию и ведению расчётных счетов, ознакомиться с предложениями можно .

Страховые взносы ИП

О списании задолженности по страховым взносам предпринимателей за себя стоит сказать особо. Кочующая в сети информация о том, что автоматически списывается задолженность по взносам ИП по состоянию на 1 января 2017 года, вырвана из контекста закона. Это далеко не так.

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо обратиться к статье 14 уже не действующего закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Согласно части 11 этой статьи, если ПФР не получал от налоговой инспекции информацию о доходах ИП, то страховые взносы начислялись в максимально возможном размере.

На практике это часто выглядело так – предприниматель не вёл деятельность, поэтому не сдавал в ИФНС декларации о доходах (хотя надо было сдавать нулевые). Не получив этой информации, Пенсионный фонд начислял обязательные платежи ИП в восьмикратном размере.

Например, фиксированный размер взносов в ПФР в 2016 году составлял 19 356,48 рублей, поэтому предприниматель получал уведомление о взыскании на сумму (19 356,48 * 8) 154 851,84 рублей на пенсионное страхование плюс 3 796,85 рублей – на медицинское. Итого, задолженность по взносам предпринимателя, который не отчитался за доходы 2016 года, составила 158 648,69 рублей.

Но ведь если говорить о правовой основе, по которой образовалась эта задолженность, то её трудно назвать справедливой, ведь в реальности предприниматель доходы не получал. По сути, совершённое им нарушение заключается только в несдаче налоговой отчётности.

Удивительно, но после передачи полномочий по уплате страховых взносов в ФНС, именно налоговые органы признали, что такие задолженности по страховым взносам ИП за себя должны быть пересчитаны. В письме № БС-4-11/17461@ от 01.09.2017 Налоговая служба сообщила, что если предприниматель сдал декларацию, пусть даже и с опозданием, то страховые взносы должны быть ему пересчитаны в соответствии с указанными доходами.

То есть, механизм списания такой задолженности по страховым взносам уже был разработан до вступления в силу закона о налоговой амнистии. При этом списывается с предпринимателя только сумма взносов, необоснованно начисленная Пенсионным фондом.

Вот как об этом сказано в законе № 436-ФЗ: «Установить, что признаются безнадёжными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ…».

А вот на обязательную сумму страховых взносов (например, за 2016 год это 23 153,33 рублей) налоговая амнистия 2018 для ИП не распространяется, и её надо уплатить вместе с начисленными пени и штрафом.

И ещё раз кратко о том, какие именно платежи в бюджет будут списаны с предпринимателей в 2018 году:

  1. Налоговые задолженности по состоянию на 01.01.15 (кроме акцизов, НДПИ и НДС при перемещении товаров через границу), а также пени и штрафы, начисленные на эти недоимки.
  2. Налоги на транспорт, землю и имущество физических лиц по состоянию на 01.01.15, в том числе, начисленные на недоимку пени и штрафы.
  3. Страховые взносы ИП за себя на 01.01.17, начисленные Пенсионным фондом в восьмикратном размере по причине отсутствия сведений о доходах предпринимателя.

Самостоятельно обращаться с заявлением о списании недоимки, пени и штрафов не требуется, вся процедура производится налоговой инспекцией без участия налогоплательщика.

В канун нового – 2018 – года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 436‑ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, читайте в предложенном материале.

Проект Федерального закона № 436‑ФЗ был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция. Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании. Отдельные новые нормы были включены во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

В рамках данного материала рассмотрены введенные Федеральным законом № 436‑ФЗ новшества, непосредственно касающиеся налоговой амнистии.

Федеральный закон № 436‑ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением отдельных положений).

НДФЛ: о каких доходах можно забыть?

Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72. Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налого­обложения) доходов увеличен.

Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года. Таким образом, в не облагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные почти за три последних года.

Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ. Нет. Под амнистию попадают доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы:

– в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

– в виде дивидендов и процентов;

– в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;

– в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

– в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.

Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.

Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436‑ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.

Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.

Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.

Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут?

Федеральный закон № 436‑ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц:

– транспортный налог;

– налог на имущество;

– земельный налог.

Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих:

– НДПИ;

– акцизы;

– налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.

Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Отметим, что законодатель не установил срок принятия указанных решений; остается надеяться, что налоговики не будут затягивать данный процесс.

Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие‑либо заявления, а также представлять документы не нужно. На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно.

Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.

Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России от 11.02.2010 № 03‑02‑07/1-57, от 17.03.2011 № 03‑02‑08/27).

Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность (письма Минфина России от 17.06.2016 № 03‑02‑08/35413, от 07.06.2017 № 03‑02‑07/1/35450).

Но нельзя забывать и про Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07: в силу п. 6 ст. 13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 1, 2п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает. Что означает: если налоговый орган захочет взыскать задолженность с истекшим сроком давности, а налогоплательщик обратится в суд, то суд вынесет решение в пользу налогоплательщика. При этом, конечно, налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность в добровольном порядке.

Из приведенных норм следует, что если налогоплательщик – в нашем случае физическое лицо или индивидуальный предприниматель – не уплатил в срок налоги, а налоговый орган пропустил срок, установленный НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, то обязанность налогоплательщика по уплате налогов не прекращается. НК РФ не установлен срок давности, по истечении которого территориальный орган ФНС должен списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика.

На основании принятого Федерального закона № 436‑ФЗ указанные выше задолженности по налогам, которые фактически налоговые органы и не могут уже взыскать, и будут списаны физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе бывшим.

Но надо понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся на 1 января 2015 года задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.

Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке на 1 января 2015 года, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу. Причем исполнительский сбор никто не спишет.

Страховые взносы: как будут списывать задолженность?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговикам, что делит страховые взносы и недоимку по ним на две части.

Уточнение действующего порядка взаимодействия ПФР и ФСС с налоговыми органами

По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя). Порядок списания будет утвержден ФНС.

Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Указанное правило не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до поименованной даты, а также не применяется к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ.

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250‑ФЗ, органы контроля – ПФР и ФСС – должны передать налоговикам не только сведения суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, но и сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных НК РФ.

Кроме этого, в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия соответствующего акта суда, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном ПФР и ФСС.

В целом приведенные нормы уточняют порядок списания недоимки по страховым взносам (задолженности по пеням и штрафам), образовавшейся на 1 января 2017 года и признанной безнадежной к взысканию.

Страховые взносы индивидуальных предпринимателей

С 29 января 2018 года вступила в силу ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили свой статус.

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в ПФР, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности.

Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы ПФР или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус.

Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую НК РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам за себя, не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

Максимальный размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя (исходя из 8‑кратного МРОТ), составил:

– в 2014 году – 138 627,84 руб.;

– в 2015 году – 148 886,40 руб.;

– в 2016 году – 154 851,84 руб.

Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании будет приниматься налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Данное решение будет составляться в произвольной форме, оно должно будет одержать фамилию, имя, отчество, ИНН плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

* * *

Какие же недоимки по налогам и страховым взносам будут амнистированы в 2018 году?

Планируется списать задолженность по следующим налогам и страховым взносам:

– суммы НДФЛ и пени с «условных доходов», полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налог не был удержан;

– недоимка и задолженность по пеням физических лиц по транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года;

– недоимка по налогам и задолженность по пеням, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;

– долги по начисленным в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли налоговые декларации. При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые утратили свой статус.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Форма и порядок заполнения утв. Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Новый деловой год начался с налоговой амнистии. Президент объявил о намерении простить долги сорока двух миллионов россиян в начале декабря 2017 года, депутаты приняли закон 28 декабря, через день нормы заработали. Польза амнистии для должников очевидна. О выгоде для государства никто не задумывался. Президентская администрация оценивает амнистиционные потери в восемьдесят миллиардов рублей, Госдума оперирует цифрой сто пятьдесят миллиардов. Действие закона началось, ФНС приступила к исполнению, говорить о достоинствах и недостатках амнистии поздно, разберемся в сути процесса и кого из налогоплательщиков он затрагивает. Внимательно присмотримся к закону № 436-ФЗ РФ, помимо амнистиционных норм в нем много полезного для граждан.

Немного теории для понимания процесса

Платить налоги – конституционная обязанность. Граждане справляются с ней по-разному: большинство платит добросовестно в срок; меньшинство опаздывает; часть налогоплательщиков не уплачивает вовсе. Причин множество, от незнания закона, трудной жизненной ситуации, до политической позиции и ошибок инспекции. В любом случае нарушение срока уплаты приводит к возникновению недоимки, автоматически включает механизм принудительного взыскания со всеми его прелестями в виде ареста счетов, исполнительного производства, облав на дорогах и разрушенных отпускных планов.

Работа с недоимками индивидуальных предпринимателей

Возможностей взыскать налог у инспекции множество, главное не пропустить сроки. Порядок действий регламентируют нормы НК. В отношении индивидуальных предпринимателей инспекция, в общих чертах, действует по следующему сценарию (См. ст-ст. 46, 47):

  • выявление недоимки;
  • направление требования уплатить;
  • ожидание окончания срока для добровольного исполнения;
  • принятие решения о взыскании;
  • направление в банк поручения о списании недоимки, как правило, с одновременным арестом счета;
  • собственно, списание средств со счета.

Схема работает в двух случаях: если на счетах налогоплательщика достаточно средств и, если инспекция приняла решение о взыскании вовремя. В других ситуациях налоговики обращаются в суд.

Действия налоговиков ограничены по времени. Минимальный срок добровольной уплаты недоимки равен восьми дням (См. п. 4 ст. 69, НК РФ). Отсчитывается от даты получения предписания налогоплательщиком. На принятие решения и направление поручений о списании отводится 2 месяца. Считают со дня окончания срока на исполнение требования. Чтобы суд принял заявление к рассмотрению со дня окончания срока добровольного исполнения до обращения в суд должно пройти менее полугода.

Когда денег на счетах индивидуального предпринимателя нет, взыскание обращают на имущество. Оформляют процедуру решением руководителя инспекции. Сделать это можно в течение года после завершения периода добровольного исполнения. Решение направят приставам, которые откроют исполнительное производство и попытаются за два месяца исполнить предписание инспекции. Пропуск срока на принятие решения не лишает налоговиков возможности получить недоимку, но придется обращаться в суд. На подготовку и направление заявления закон отводит 2 года.

Недоимки с граждан

Справиться с должниками, которые не ведут предпринимательскую деятельность, налоговикам сложнее. НК РФ предусматривает только судебный порядок (См. ст. 48, НК РФ). Как и в других ситуациях все начинается с направления требования и установления срока на добровольное погашение недоимки. Точка отсчета определена. Дальше все зависит от общей суммы образовавшейся задолженности. Если она больше трех тысяч рублей, можно сразу обращаться в суд, но не позже шести месяцев. За мелкими суммами инспекция будет следить три года и ждать, когда долг вырастет до минимального порога цены иска. Как только это произойдет, налоговикам дается шесть месяцев на подачу заявления. Потом будет суд и исполнительное производство, если налогоплательщик проиграет.

Срок давности по недоимкам

В гражданском праве Бритвой Оккама служит срок исковой давности. Всякое право или интерес имеет свою глубину защиты, а требования кредиторов ограничены временными рамками, в общем случае, тремя годами. Налоговая система построена таким образом, что срока, который определяет возможный предел взыскания недоимок не существует. Инспекция не ограничена временными рамками в вопросе выявления недоимки и установлении ее размера, это официальная позиция Минфина. Существует глубина проверок, сроки для совершения действий по взысканию, о которых сказано выше, но срока давности – нет.

Это означает, что действия по взысканию недоимки могут совершаться бесконечно. Закон не допускает возможности уклониться от уплаты выявленной недоимки, затягивая время. При грамотной работе инспекторов долг будет числиться за налогоплательщиком до момента погашения или признания его безнадежным.

Безнадежные долги

Списание долга налогоплательщика не новация амнистии 2018 года. Налоговый кодекс содержит подробный механизм вычеркивания недоимок, который используется в том числе и во время каждой налоговой амнистии (См. ст. 59 НК РФ). Недоимка, налоговые пени и штрафы, которые не может уплатить налогоплательщик или взыскать ФНС, признаются безнадежными в строго определенных случаях:

  • прекращение существования должника‑организации: ликвидация или исключение из реестра;
  • банкротство или смерть физического лица;
  • пропуск срока, в пределах которого возможно взыскание;
  • невозможность взыскать долг принудительно, если при этом нельзя провести процедуру банкротства.

Условия списания долга для каждого варианта регламентированы подробно. Особняком стоят «иные случаи», которые как раз и используются для проведения налоговой амнистии, путем издания специального федерального закона, содержащего условия прощения долгов.

В любом из основных случаев признания недоимки безнадежной, государство будет пытаться получить максимально возможные средства. При банкротстве частного предпринимателя спишут не всю недоимку, а только часть, которую невозможно получить из стоимости его имущества. Аналогично поступают и при несостоятельности обычного гражданина. Смерть налогоплательщика не освобождает наследников от обязанности погасить задолженность по транспортному и земельному налогам, правда только в пределах стоимости унаследованного имущества.

Полностью от недоимки освобождает решение суда, которым отказано в удовлетворении требований из-за попуска срока обращения за судебной защитой, а также определение об отказе восстановить пропущенный срок.

Вне процедуры банкротства инспекция может списать недоимку с гражданина при одновременном выполнении следующих условий:

  • с даты образования задолженности прошло более пяти лет;
  • недоимку пытались взыскать через исполнительное производство;
  • пристав прекратил производство, потому что не нашел должника или его имущество;
  • сумма долга не превышает 500 000 рублей – нижнего предела возбуждения процесса о несостоятельности.

После возбуждения дела о банкротстве признать недоимку безнадежной можно только в случае отказа суда проводить процедуры о несостоятельности из-за отсутствия средств на их осуществление.

По-сути, законно избавиться от недоимки можно тремя способами: заплатить, обанкротиться или умереть. Альтернатива – скрываться от судебных приставов, испытывая все «прелести» исполнительного производства.

Кому нужна амнистия

В обсуждениях закона о налоговой амнистии часто встречается утверждения о ее политизированности и бесполезности. С первым нельзя не согласиться, связь между заявлениями президента, темпами принятия закона и выборами очевидна.

Второе утверждение основано на мнении, что списываются недоимки, которые и так являются безнадежными, потому что амнистия охватывает периоды за пределами сроков взыскания, налоговая инспекция без дополнительного закона может их простить. В том-то и дело, что не может. Выше было показано какими жесткими критериями ограничено право налоговиков списать с лицевых счетов налогоплательщиков долг. Практически без решения суда сделать это невозможно.

Можно спорить о социальной значимости инициативы президента. Помочь людям, попавшим в «трудную жизненную ситуацию», благое начинание, но амнистия не учитывает эту особенность. Недоимки списываются в массовом порядке, обстоятельства возникновения долга значения не имеют. Получается, что от обязанности освобождают не только действительно нуждающихся в помощи, но и сознательных неплательщиков. Добросовестным гражданам остается только удивляться и задумываться, стоит ли в следующий раз, перед выборами, платить налоги или подождать новой амнистии.

Списание недоимок, безусловно, облегчит жизнь ФНС. Администрирование налогов процесс трудозатратный, необходимо следить и соблюдать сроки взыскания недоимок, обращаться в суд. Списание долгов снизит нагрузку на инспекторов.

История и мировая практика

В экономической теории под налоговой амнистией понимают предложение государства налогоплательщикам внести в бюджет задолженность по налогам в обмен на освобождение или смягчение наказания за неуплату налога. В частных вопросах подходы могут различаться, например, может быть снижена налоговая ставка или налог может быть заменен правом государства использовать внесенные средства с обязательством возврата и уплатой процентов за пользование. Неизменным остается принцип: государство пополняет бюджет – налогоплательщик легализует «серые» доходы; в выигрыше остаются обе стороны.

Налоговое аминистирование мировая практика. Продуманный и организованный правильно процесс приносит прибыль бюджету страны. Поспешные и необдуманные меры – убыток.

В начале восьмидесятых правительство Испании организовало специальный фонд и предложило налогоплательщикам инвестировать в него средства. Вопросов о происхождении денег не задавали. Через пять лет все средства вернули с процентами, за это время пополнили бюджет.

В 1997 году индийское правительство предложило в течение шести месяцев заплатить налог на доходы за прошлые годы по новым ставкам, которые в разы отличались от старых в меньшую сторону. Итог 2,5 миллиардов долларов налоговых поступлений.

Рекордсменом по количеству налоговых амнистий считает Италия, дело дошло до того, что ОЭСР в 2004 году рекомендовало умерить пыл и не подрывать налоговую систему страны. Положительно оценивается амнистия, проведенная в 2001–2002 года и принесшая бюджету страны 73 миллиарда евро. Целью было вернуть капиталы на родину. Налогоплательщикам предложили альтернативу: показать капитал за границей и уплатить налог по действующей ставке, либо вернуть в страну с уплатой налога в два с половиной процента или за покупку облигаций на 12 % возвращаемой суммы.

В Соединенных Штатах Америки каждый штат самостоятельно принимает решение об амнистии по налогам и условиях ее проведения. С 1982 года проведено более восьмидесяти амнистий и получено от десяти до шестисот миллионов долларов в казну.

Первая налоговая амнистия в современной России проведена в 1993 году. Правительство предложило в течение одного месяца уплатить недоимки в обмен на освобождение от наказания и под угрозой ужесточения санкций за уклонение от уплаты. Предложение не вызвало энтузиазма у налогоплательщиков, инициатива провалилась.

В 1996–1997 годах предприняли очередную попытку. В обмен на своевременную уплату текущих налогов предложили рассрочку по уплате просроченных. Налогоплательщики не поддержали.

Амнистия 2007 года, как и нынешняя проводилась перед выборами. Гражданам и частным предпринимателям предложили показать незадекларированные доходы за периоды до 1 января 2016 года и уплатить 13 %. Основная масса налогоплательщиков не увидела для себя серьезных преимуществ и предложением не воспользовалась.

В 2011 году и снова перед президентскими выборами, списывали задолженность россиян, которая образовалась по состоянию на 01.01.2009 года. Простили 36 миллиардов рублей.

Прослеживается печальная тенденция – налоговая амнистия превращается в предвыборную агитацию, не приводит к реальному увеличению налоговых поступлений за счет легализации «серых» и «черных» доходов, даже не ставит такой цели.

Налоговая амнистия 2018

Непосредственно вопросам прощения налоговых долгов посвящены всего две статьи закона № 436-ФЗ РФ. Концепция норм проста: списать налоговые недоимки и сопутствующие им пени, штрафы, через признание задолженности безнадежной; установить по каким налогам амнистируются недоимки; определить периоды за которые долги «прощаются», кому, в каком порядке и размере списывать.

В спешке депутаты забыли установить срок, в течение которого ФНС обязана исполнить закон. Эксперты считают это главным недостатком правового акта.

Налоговая амнистия затрагивает три категории налогоплательщиков:

  • физических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • частнопрактикующих специалистов.

Масштаб акции впечатляет, решено списать задолженность по большинству налогов и по всем страховым взносам, а именно:

  • всем налогам, связанным с предпринимательской деятельностью граждан, кроме НДПИ, акцизов и таможенных налогов;
  • транспортному налогу;
  • земельному налогу;
  • налогу на имущество граждан:
  • взносам в ПФР;
  • взносам на ОМС;
  • взносам в ФСС.

В качестве реперных точек выбраны две даты: 01.01.2015 года и 01.01.2017 года.

Страховые взносы

Списанию подлежит сумма недоимки за периоды до 01.01.2017 года и задолженности по начисленным на нее пеням или штрафам. Прощают не весь основной долг, а в части, которую определяют по формуле:

Размер списания = 8 МРОТ * тариф страхового взноса * период деятельности налогоплательщика

Используют МРОТ, установленный на начало отчетного года. В 2014 году он был равен 5 554 рублям, в 2015 – 5 965 рублей, в 2016 – 6 204 рублей. Долг по пеням и штрафам уменьшится пропорционально.

В формуле списания недоимки заложен максимальный тариф страховых взносов, который должен был уплатить индивидуальный предприниматель, если не сдавал отчетность. Это коррелируется с предложением Президента освободить людей, которые не смогли наладить собственное дело от страхового бремени.

Стоит отметить, что частичная амнистия страховых взносов уже применяется в связи с передачей полномочий по администрированию сборов в ФНС. Проводится она по другим правилам, связанным с трудностями переходного периода. Передача сведений из ПФР и ФСС в налоговую службу занимает время, проходят сроки, установленные для взыскания. Такие «просроченные» недоимки решено списать всем налогоплательщикам без необходимости обращаться в суд и подтверждать невозможность взыскания (См. п. 10 ст. 14, 436-ФЗ РФ).

В состав амнистируемых включены:

  • индивидуальные предприниматели;
  • частнопрактикующие специалисты: нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и прочие.

Утрата статуса предпринимателя или прекращение занятия частной практикой – амнистии не помехи.

Решение о списании недоимки принимает инспекция по месту жительства самозанятых граждан или учету предпринимателей. Участие налогоплательщиков в процедуре не предусмотрено. Налоговики должны все сделать сами, использую сведения, отраженные на лицевом счете налогоплательщика и информацию, полученную от фондов.

Предпринимательские налоги

В полном размере списываются недоимки, пени и штрафы по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и таможенных налогов. Задолженность определяют по состоянию на 01.01.2015 года. Круг амнистируемых сужен до индивидуальных предпринимателей как работающих, так и прекративших деятельность.

Место принятия решения стандартное – ИФНС по месту учета налогоплательщика.

Имущественные налоги граждан

Решено списать задолженность, образовавшуюся к 01.01.205 года, у физических лиц по земельному, транспортному и налогу на имущество. Ходить в инспекцию не нужно, налоговики все сделают самостоятельно.

На кого не распространяется амнистия

К сожалению, под амнистию не попадают граждане, которые исправно платили налоги, возврат не предусмотрен. Люди, которые проиграли суд с налоговой инспекцией тоже не могут воспользоваться новым законом. Судебная практика по пересмотру решений, инициированных на основании норм закона №436-ФЗ РФ, складывается не в пользу налогоплательщиков.

Суды занимают следующую позицию. Решение принималось по нормам закона, которые действовали во время рассмотрения спора. Закон об амнистии еще принят не был. Следовательно, решение суда о взыскании недоимки обоснованно и законно, отмене не подлежит.

В сложной ситуации могут оказаться индивидуальные предприниматели, в отношении которых на основании решения ИФНС возбуждено исполнительное производство. Закон № 436-ФЗ РФ и нормы НК однозначно определяют, что решение о прощении долга может принять только инспекция. Приставам такие полномочия не предоставлены. Производство будет продолжаться пока СПИ не получит из инспекции решение о списании недоимки. В этой ситуации имеет смысл обратиться в ИФНС за справкой об отсутствии долга и самостоятельно предоставить ее приставу.

Что не так с налоговой амнистией

Во-первых, принятый закон не соответствует поставленным президентом вводным, предусматривая безусловное списание задолженности и увеличивая цену амнистии в 3 раза.

В отношении граждан (не ИП) Путин говорил о списании – «освобождении от выплат» – по налоговой задолженности, «которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы». Речь шла о 42 млн человек и общей сумме в 41 млрд руб.

Однако законом вне зависимости от каких-либо условий и обстоятельств «признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку». Без условий. Почувствуйте разницу.

В отношении ИП президент также обозначил обстоятельства, обуславливающие списание: «Человек начал работу, начал бизнес. Что-то не получилось. А налоги на него всё начисляли и начисляли. Надо освободить». Путин подчеркнул, что это касается 2,9 млн ИП и суммы в 15 млрд руб. Как следует из текста принятого закона, и в этом случае недоимка на 1 января 2015 г. по всем налогам (кроме НДПИ, акцизов и таможенных платежей) вместе с начисленными на нее пенями списывается вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств и условий.

В результате озвученные президентом суммы (56 млрд руб.) в реализованном законодателем варианте превращаются уже в 150 млрд руб. в оценке председателя профильного комитета нижней палаты парламента Андрея Макарова. Для понимания масштаба: 150 млрд руб. – это годовой бюджет крупного профицитного субъекта Федерации.

Во-вторых, закон не предусматривает никаких ограничений по суммам списания, позволяя списывать многомиллионные задолженности финансово состоятельных граждан и предпринимателей. Подлежащие списанию 150 млрд руб., которые насчитал профильный комитет Госдумы, – это долги примерно 50 млн граждан и ИП, т. е. в среднем 3000 руб. на налогоплательщика. Казалось бы, это не слишком высокая цена ни для новогоднего подарка президента, ни для предвыборного жеста кандидата.

Однако налоговая задолженность не распределена равномерно, и есть все основания полагать, что реализация норм закона приведет к списанию налоговой задолженности целого ряда весьма состоятельных граждан и предпринимателей на суммы, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами, а в отдельных случаях – десятками миллионов рублей.

Несмотря на то что налоговая задолженность не является, согласно Налоговому кодексу, налоговой тайной, данные по ней тем не менее не публикуются. В результате при реализации закона мы даже не узнаем ни имен счастливчиков, избавившихся от многомиллионной задолженности, ни сумм списания, сыграв всей страной в «тайного Санту» наоборот – игру, в которой получатель подарка неизвестен.

В-третьих, закон списывает задолженность перед бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований, не предусматривая никаких компенсаций из федерального бюджета. Списание касается трех налогов, которые зачисляются исключительно в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований: налог на имущество физических лиц (местный бюджет), налог на землю (местный бюджет) и транспортный налог (региональный бюджет). При этом Макаров утверждает, что доля безнадежной задолженности в общем объеме списания составляет не более 1/3, следовательно, как минимум остальные 2/3 вполне реальны к взысканию. А значит, списав потенциально взыскиваемые долги перед субъектами и муниципалитетами на 150 млрд руб., необходимо одновременно либо освободить их от расходных обязательств на ту же сумму (что нереально), либо предусмотреть дополнительные дотации из бюджетов на ту же сумму, причем здесь и сейчас, а не «потом, может быть, половину» (как это случилось в 2017 г. с изъятым у субъектов 1 п. п. налога на прибыль: собрали в федеральный бюджет 72 млрд руб., а вернули, перераспределив по весьма спорному алгоритму, в бюджеты субъектов 36 млрд руб.).

В-четвертых, закон предусматривает списание задолженности вне зависимости от желания налогоплательщика – автоматически, без обращения или какого бы то ни было иного вовлечения в процесс. Несмотря на то что с практической точки зрения это представляется эффективным и к тому же на первый взгляд соответствует поручению президента («сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции»), списание задолженности без согласия налогоплательщика или хотя бы без возможности выразить несогласие (для тех редких индивидов, кто, вопреки регулярным амнистиям, с уважением относится к конституционной обязанности платить налоги, но, например, из-за финансовых сложностей не смог ее выполнить в срок) представляется некорректным и неправомерным. Отдавая отчет в условности аналогии, напомним все же, что в уголовном праве применение амнистии требует согласия амнистируемого.

И наконец, последнее. В своем нынешнем виде, освобождая всех без исключения налогоплательщиков – физических лиц и ИП – без каких-либо оснований, условий, исключений и проч. от обязанности погасить задолженность по целому ряду законно установленных налогов, закон прямо противоречит норме прямого действия Конституции (ст. 57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы») и одновременно посылает российскому обществу очередной сигнал, что ненормативное поведение (не платить налоги) – нормально, а нормативное (платить) – нерационально, все равно под очередные выборы спишут.

Несмотря на то что формально эти поправки были приняты без привязки к выборам, на практике налоговая амнистия фактически заменила обозначение фаворитом предвыборной гонки своих взглядов на приоритеты налоговой политики следующих шести лет. «Об этом пока рано говорить», – сказал Путин, хотя ранее он анонсировал «донастройку» (возможно, существенную) налоговой системы уже в 2019 г.

Решение главного кандидата не обсуждать эту тему со своим избирателем весьма рационально и одновременно симптоматично для России. Традиционные представительные демократии исторически формировались как демократии налогоплательщиков. С тех пор избиратель четко понимает связь между своим правом потребителя общественных благ, своими обязанностями налогоплательщика, который финансирует производство этих благ, и своим решением как избирателя, который и определяет, что и как производить государственному аппарату и кто и в какой пропорции будет это получать. Именно поэтому вопросы налоговой политики имеют огромное значение в предвыборных кампаниях в США, Великобритании, Франции, Германии.

И пока у нас как у граждан не появится в голове такая же прочная увязка, вместо публичного обсуждения в рамках политического процесса и его кульминации – выборов – актуальных вопросов налоговой политики мы будем получать налоговые амнистии.

Верховный суд разъяснил, когда возможна налоговая амнистия

Сотрудники МИФНС № 14 по Республике Татарстан проверили деятельность индивидуального предпринимателя Наиля Гаязова за 2011–2013 годы. По итогам этих мероприятий инспекция доначислила бизнесмену 7,8 млн руб. НДФЛ, штраф и пени – в общей сложности еще 4,7 млн руб. На счетах коммерсанта таких денег не оказалось, поэтому налоговики стали взыскивать долг за счет имущества должника в судебном порядке. Две инстанции признали такой подход инспекции обоснованным (дело № А65-26432/2016).

Обзор практики ВС Верховный суд выпустил третий обзор практики в 2018 году

Но первая кассация отменила выводы нижестоящих судов. Окружной суд указал на возможность применить в спорной ситуации налоговую амнистию (Федеральный закон № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года) по отношению к Гаязову. В п. 2 ст. 12 этого закона поясняется, что можно списать недоимку, которая образовалась на 1 января 2015 года и числилась за предпринимателем на дату принятия решения о списании. Новелла вступила в силу уже после принятия решения апелляцией в этом деле. Кассация решила, что нововведение должно иметь обратную силу, так как улучшает положение налогоплательщика.

Налоговики не согласились с такой логикой и обратились в Верховный суд. По мнению инспекции, подход окружного суда противоречит буквальному содержанию закона. Эта норма разрешает списать лишь те долги, о которых инспекция знала, а не выявила в ходе проверки, утверждают заявители жалобы.

Согласно статье 12 закона № 436-ФЗ задолженность физических лиц и индивидуальных предпринимателей по налоговым платежам, образовавшаяся на 01.01.2015, должна списываться налоговыми органами как безнадежная и, следовательно, не подлежит взысканию. На ежегодной большой пресс-конференции Владимира Путина принятие данной меры объяснялось тем, чтобы освободить граждан от налоговых долгов, погасить которые невозможно из-за взятых кредитов, а предпринимателей – от задолженности по налогам, возникшей из-за проблем в бизнесе. Однако, как оказалось после принятия закона, на освобождение от налоговых долгов стали претендовать предприниматели, скрывавшие свои налоговые обязательства от государства и в отношении которых налоговым органам пришлось проводить налоговые проверки, окончившиеся буквально накануне принятия закона.

Рассмотрев одно из таких дел, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда обратила внимание на то, что статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусматривает не прощение налоговых долгов все подряд налогоплательщикам, а списание задолженности, которая оказалась безнадежной к взысканию, где признаком безнадежности является сам факт его непогашения в течение трех лет (2015-2017 гг.). При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению обусловлены возникшими у предпринимателей обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.

Как отметила Экономколлегия, именно с учетом этих критериев не ограниченное во времени нахождение добросовестных налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным.

В результате судебная коллегия заключила, что закон № 436-ФЗ применяется к недоимкам по налогам, известным налоговым органам и подлежавшие взысканию на 01.01.2015, но не погашенным полностью или в соответствующей части в течение 2015 – 2017 гг. Противоположный подход приводил бы к аннулированию результатов всех налоговых проверок, проведенных в отношении физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в течение 2015 – 2017 гг. и к списанию задолженности, которую налоговые органы даже не начали взыскивать. Кроме того, распространение «амнистии» на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015 – 2017 гг., означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства.

  • Экономколлегия ВС
  • Верховный суд РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *