Ответственность за нарушение лицензионных требований

8.4. Ответственность за нарушение требований законодательства в отношении лицензирования…

Получить лицензию далеко не просто. Процесс этот длительный, хлопотный, дорогостоящий. Неудивительно, что некоторые хозяйствующие субъекты пытаются избежать этого, ведя свою хозяйственную деятельность практически подпольно. Однако и законодательство устанавливает требования по лицензированию отдельных видов деятельности не для того, чтобы их можно было спокойно игнорировать.

Нарушители, т. е. лица, осуществляющие деятельность, для ведения которой требуется специальное разрешение, без наличия такового несут ответственность. К таким лицам может быть применена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность за осуществление лицензируемой деятельности без наличия лицензии предусмотрена различными статьями КоАП РФ (табл. 8.2).

Статьей 14.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление просто предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). За такое правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан – в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Таблица 8.2

Административная ответственность за осуществление лицензируемой

деятельности без наличия лицензии

А в случае, если осуществляемая без специального разрешения (лицензии) деятельность не связана с извлечением прибыли, если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), то штрафы составят:

на граждан – в размере от пяти до десяти МРОТ;

на должностных лиц – от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц – от ста до двухсот МРОТ.

Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц – от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот МРОТ (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). Также административные наказания за нарушение условий лицензирования предусмотрены различными статьями КоАП РФ.

Если же осуществляемая деятельность не связана с извлечением прибыли и сопровождается нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), то штрафы составят: на граждан – в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц – от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц – от пятидесяти до ста МРОТ.

Грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и осуществляемая деятельность не связана с извлечением прибыли, приведет к наложению административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от десяти до пятнадцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от десяти до пятнадцати МРОТ; на юридических лиц – от ста до ста пятидесяти МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом понятие грубого нарушения уста навливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

А уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрена статьей 171 «Незаконное предпринимательство» НК РФ.

В соответствии с этой статьей осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

То же деяние, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» в пункте 12 разъясняет, что под доходом в статье 171 Уголовного кодекса РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. В этом же постановлении разъясняется, что действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом для целей указанной статьи Уголовного кодекса РФ крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч руб., особо крупным – один миллион руб. (статья 169 УК РФ).

Обратите внимание!

Имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, в соответствии с пунктами 2 и 2.1 части 1 статьи 81 УПК РФ, признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения (пункт 16).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

Ответственность должностных лиц лицензирующих органов.

Федеральным законом №80-ФЗ Закон о лицензировании дополнен статьей 17.1, которая устанавливает общие положения об ответственности должностных лиц лицензирующих органов. Введение указанной статьи обусловлено распространением действия Закона №134-ФЗ на отношения связанные с лицензированием. Данная норма не содержит конкретных оснований привлечения к ответственности должностных лиц, а лишь отсылает к иному законодательству Российской Федерации:

«Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Итак, как видно из приведенной статьи ответственность должностных лиц наступает при ненадлежащем исполнении обязанностей, а также в случае совершения противоправных действий.

Основным полномочием лицензирующих органов является предоставление лицензий. Оно же выступает и в качестве обязанности. Невыполнение данной обязанности является ненадлежащим исполнением обязанностей.

Законодательством прямо не предусмотрена ответственность должностных лиц за неисполнение обязанностей. В данном случае можно говорить лишь о дисциплинарной ответственности. Однако, в случае причинения вреда вследствие неисполнения обязанностей юридическое лицо либо предприниматель вправе требовать возмещения такого ущерба в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) установлена ответственность за ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее причинение крупного ущерба. Крупным ущербом признается ущерб, превышающий сто тысяч рублей.

Кроме того, не лишним будет напомнить, что действия (бездействия) должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.

Отказ же в выдаче лицензии по основаниям, не предусмотренным Законом о лицензировании является противоправным действием, влекущим уголовную ответственность.

Согласно статье 169 УК РФ неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи совершенный должностным лицом с использованием своего служебного положения наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

Часть 2 статьи 169 УК РФ предусматривает ответственность за те же действия, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, которые наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к статье 169 УК РФ).

Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств должностное лицо лицензирующего органа может быть привлечено к ответственности по статьям 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 286 (Превышение должностных полномочий) УК РФ и иным.

Новеллой Закона о лицензировании является введение требования уведомления в течении 30 дней юридического лица или индивидуального предпринимателя, права и законные интересы которых нарушены о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов (пункт 2 статьи 17.1 Закона о лицензировании).

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий.

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой».

Обязательному лицензированию подлежат виды деятельности установленные Законом о лицензировании (статья 17), а также иными законами.

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрации юридических лиц в соответствии пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию. (пункт 1 статьи 122 НК РФ, пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт 2 пункта 2 статьи 149, пункт 6 статьи 149 НК РФ). Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 года по делу №А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 года по делу №А29-5875/2005а.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

Как уже отмечалось, лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии (статья 13 Закона о лицензировании).

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 года по делу №А31-9389/2005-15 указал, что:

«Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства».

В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом №80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ:

«1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности».

Примером лицензирования деятельности не связанной с предпринимательством является приобретение оружия и патронов к нему (статья 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании») и так далее.

Споры по статье 19.20 КоАП РФ разрешаются в порядке гражданско-процессуального законодательства. Такие споры не подведомственны арбитражному суду.

Помимо статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством);

Статья 7.3. Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);

Статья 7.11. Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии);

Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии;

Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы;

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

Статья 13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации;

Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации;

Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле;

Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;

Статья 20.11. Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет;

Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность;

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращаются на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 года по делу №А29-6191/2005а, от 2 февраля 2006 года по делу №А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 года по делу №А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 года по делу №Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.

Согласно статье 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Часть 2 статьи 171 УК РФ:

«2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей (примечание к статье 169 УК РФ).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена установлена статьями:

Статья 172. Незаконная банковская деятельность;

Статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью.

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключении, напомним, что нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается (статья 13 Закона о лицензировании).

Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование».

За грубое нарушение лицензионных требований суд назначил минимальное наказание в виде штрафа

Суд удовлетворил требование Росздравнадзора о привлечении к административной ответственности и назначил медицинской организации наказание с учетом смягчающих обстоятельств

Территориальный орган Росздравнадзора провел выездную внеплановую проверку общества с ограниченной ответственностью «КДЦ», занимающегося оказанием платных медицинских услуг населению. Проверка выявила грубые нарушения при осуществлении деятельности медицинской организации.

В результате был составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. В заявлении, поданном в Арбитражный суд Оренбургской области, представитель Территориального органа Росздравнадзора просил привлечь ООО «КДЦ» к административной ответственности.

Исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «КДЦ» имеет лицензию на оказание платных медицинских услуг по профилю «оториноларингология», «урология», а также при заболеваниях нервной системы.

В ходе проверки контролирующий орган выявил нарушения:

  • у руководителя медицинской организации отсутствует высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • оториноларингологический кабинет не оснащен креслом вращающимся (Барани);
  • урологический кабинет не оснащен набором инструментов для гибкой цистоскопии;
  • кабинет врача-невролога не оснащен персональным компьютером с программами когнитивной реабилитации.

Представитель медицинской организации признал наличие нарушений в ее деятельности, объяснив их недостаточным финансированием. Просил суд назначить минимальное наказание.

Суд счел, что представлены достаточные доказательства наличия в действиях медицинской организации состава административного правонарушения. А, следовательно, есть правовые основания для привлечения ООО «КДЦ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.

Даная норма предусматривает наложение на виновное лицо административного штрафа в размере 100 000 рублей до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При назначении наказания суд учел смягчающие вину обстоятельства, а именно совершение административного правонарушения впервые, признание вины. Наличие отягчающих обстоятельств, а также оснований для признания совершенного нарушения малозначительным, установлено не было.

Также суд не усмотрел оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены штрафа на предупреждение для субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относится ООО «КДЦ». Это обусловлено тем, что правонарушение совершено в области оказания медицинских услуг, а, следовательно, может повлечь угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей.

Учитывая характер допущенных нарушений и степень общественной опасности, суд решил назначить минимальное наказание, которое предусмотрено законом, — 100 000 рублей.

В результате судебного разбирательства суд вынес постановление о привлечении ООО «КДЦ» к административной ответственности в виде наложения административного штрафа.

ШТРАФЫ

Ответственность за нарушение лицензионного законодательства:

Из Кодекса об Административных правонарушениях:

Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — (см. текст в предыдущей редакции)наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — (см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового…»

Статья 6.2. Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»

1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

2. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Статья 14.1 Кодекса об административных правонарушениях:

«…2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности…»

Нарушение законодательства в области обеспечения СЭС:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При осуществлении медицинской деятельности и отсутствии лицензии мы в суд передаем по этой статье КоАП РФ:
Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

>Лицензирование медицинской деятельности. Контроль, ответственность

Контроль над соблюдением лицензионных требований и условий

Контроль за осуществлением организацией здравоохранения (индивидуальным предпринимателем) медицинской деятельности в соответствии с полученной лицензией осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Этот контроль производится в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые мероприятия по контролю за соблюдением организацией здравоохранения (индивидуальным предпринимателем) лицензионных требований и условий медицинской деятельности проводятся не более чем 1 раз в 2 года.
Внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий медицинской деятельности осуществляются в следующих случаях:

• с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых мероприятий;
• при получении информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан, окружающей среде;
• при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Продолжительность плановых и внеплановых мероприятий по контролю не должна превышать 1 мес. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, руководителем лицензирующего органа срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на 1 мес.
По результатам проведения мероприятия по контролю должностным лицом лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах, один экземпляр которого вручается проверяемой организации здравоохранения (индивидуальному предпринимателю).
При выявлении в ходе проведения мероприятий по контролю грубых нарушений лицензионных требований и условий, а также иных обстоятельств, которые могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан, окружающей среде, должностным лицом лицензирующего органа составляется протокол об административном правонарушении.

Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий

Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ.
При осуществлении медицинской деятельности наиболее часто встречаются нарушения лицензионных требований и условий, связанные с невыполнением регламента технического обслуживания имеющегося медицинского оборудования, некачественным ведением первичной медицинской документации, отсутствием документов о профессиональном (медицинском) образовании сотрудников.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены различные санкции за нарушения в области законодательства о лицензировании медицинской деятельности.
Так, п. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правовых нарушениях (КоАП) РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа (возможно, с конфискацией произведенных медицинских товаров, орудий производства и сырья) в размере:
• 2000-2500 рублей — на граждан;
• 4000-5000 рублей — на должностных лиц;
• 40—50 тыс. рублей — на юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1500-2000 рублей; на должностных лиц — 3000-4000 рублей; на юридических лиц — 30-40 тыс, рублей.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет за собой:
• наложение административного штрафа в размере 4000—5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
• наложение административного штрафа в размере 4000-5000 рублей для должностных лиц;
• наложение административного штрафа в размере 40—50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут для юридических лиц (п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).
Медицинская организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к уголовной ответственности на основании ст. 171 УК РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий, если такое нарушение причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Это правонарушение наказывается штрафом в размере до 300 тыс, рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо арестом на срок от 4 до 6 мес.
То же деяние, совершенное организованной группой лиц либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере 100—500 тыс, рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс, рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес или без такового.
О.П. Щепин, В.А. Медик

Блог

Можно годами ждать подписания действительно нужных для сферы управления МКД поправок, но так и не дождаться, ибо они интересны исключительно собственникам помещений и управляющим организациям. Ну, нет тут у государства интереса… Но если дело касается «закручивания гаек», дополнительных штрафов с бизнеса и прочих источников пополнения бюджета, то, как показывают последние события в России, государство действует очень оперативно. 13 сентября 2018 года Д.А. Медведеву всё-таки доверили шариковую ручку и он «осилил» подписание новых поправок в виде Постановления Правительства РФ №1090. О них и поговорим…

Сразу выскажу лично свое мнение, данные поправки ничем, кроме жгучего желания определенных лиц пополнить бюджет и получить возможность с помощью органов ГЖН «отжимать» интересные, с точки зрения, управления многоквартирные дома, не обусловлены. Рассказы про улучшение качества управления МКД, повышения ответственности управляющих организаций и прочее можно оставить для недалеких зрителей различных ток-шоу на «Первом канале», так как они способны «переварить» любую ересь.

Итак, начнем с того, что теперь появился перечень грубых нарушений лицензионных требований, среди которых выделю пп.»д» п.4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее по тексту – Положение).

Согласно пп.»д» п.4.1 Положения грубыми нарушениями лицензионных требований признается «наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения».

Ресурсоснабжающие организации молодцы! Аплодирую стоя. Договорились-таки с представителями Минстроя и «протащили» долгожданную ответственность за долги перед ними.

Здесь необходимо напомнить, что за каждый день просрочки платежа перед РСО управляющим организациям и так начисляются пени, начиная с первого дня просрочки. В свою очередь управляющие организации в силу п.14 ст.155 ЖК РФ могут начислять пени собственникам помещений лишь с тридцать первого дня, следующего за установленным сроком оплаты (кто не помнит – по умолчанию, это десятое число каждого месяца).

Таким образом, РСО может начислять пени 41 день, а управляющая организация в этот период начислять пени собственникам не может. Если, к примеру, взять размер пени за тепловую энергию, то согласно п.9.3 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» он составит в указанный срок одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Если задолженность за тепловую энергию составляет 1 000 000 руб. и срок задолженности с 01 сентября 2018 года по 11 октября 2018 года, то пени составят 10 116,67 руб. Компенсировать указанные пени необходимо либо за счет прибыли, которой в силу закона при оказании коммунальных услуг возникать не может, либо за счет денег, которые предназначены для содержания и ремонта общего имущества, что, по сути, запрещено.

Но есть же широко разрекламированные «прямые» договоры «собственник — РСО», подумают многие и будут неправы.

Если убрать «лапшу», которую господин Чибис и его команда «вешают» гражданам в СМИ, то можно увидеть, что Минстрой в этих же поправках окончательно закрепил все убытки по коммунальным ресурсам на тех же управляющих организациях.

Открываем пп.»г» п.4.1 Положения и видим, что незаключение управляющей организацией договора с РСО в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме опять же является грубым нарушением лицензионных требований.

В свою очередь согласно п.21.1 124 ПП РФ при прямых договорах РСО будет выставлять управляющим организациям «небалансы» в виде разницы между объемом коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета и суммой объемов «индивидуального» потребления перешедших на прямые договоры помещений. Если управляющая организация не сможет выставить объемы «небалансов» в виде коммунальных ресурсов на содержание жилого помещения – она «попадет» на убытки, которые нечем компенсировать, что в результате создаст задолженность перед РСО и пени.

В результате размер задолженности перед РСО будет увеличиваться вне зависимости от платежной дисциплины собственников, а также претензионной и исковой работы самой управляющей организации, так как Минстрой и Госдума создали условия, когда управляющая организация получает убытки в любом случае.

С учетом того, что у любой управляющей организации есть долги перед РСО, а два грубых нарушения лицензионных требования в течение 12 месяцев позволят «увести» дом из управления управляющей организации, можно ожидать начала передела рынка управления МКД в пользу определенных игроков. Вот только вопрос, начнут с мелких компаний или с федеральных игроков, которые должны явно больше 2 среднемесячных размеров платы?

Думали ли об вышеописанной ситуации чиновники? Маловероятно, так как для того, чтобы думать, нужны не крепкие ноги и указательный палец, которым голосуешь «как все» в Госдуме, а немного интеллекта и, в конце концов, совести. Хотя о чем я…

Главное, что у РСО теперь все будет замечательно, а заплатит за всё, как обычно, собственник помещения, дом которого, попросту, будет меньше ремонтироваться и обслуживаться. Ну, а когда дома обветшают сотрудники Минстроя все восстановят своими руками, так как команда у Чибиса крепкая, слаженная и умная…

Денег нет, как говорится, хорошего всем настроения…

С уважением, Юрий Кочетков

Вопрос: Что понимается под грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности? Какая ответственность установлена действующим законодательством Российской Федерации за грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности? (Консультация эксперта, Минздравсоцразвития РФ, 2008)

Вопрос: Что понимается под грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности? Какая ответственность установлена действующим законодательством Российской Федерации за грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности?
Ответ: Согласно примечанию к ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. п. 5 и 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом следующих требований и условий при осуществлении медицинской деятельности:
— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
— наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, — соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего — в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
— наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего — в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
— соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
— обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением вышеизложенных лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную КоАП РФ.
Согласно ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
А.А.Андреева
Министерство здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
17.07.2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *