Ответственность поставщика по 44 ФЗ

Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ

Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ

Ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) по контракту предусмотрена:

— ч.ч. 6 — 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;

— Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждеными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года);

— Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными на основании ч.ч.5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее — Правила N 1042) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года).

В соответствии с п. 11 Правил N 1042 общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. В Правилах N 1063 такого положения не было.

В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Из приведенной нормы следует, что направление требования является обязанностью, а не правом заказчика*(1). Аналогичная точка зрения изложена в письме Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867.

Информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов (п. 10 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, см. также п. 2 письма Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).

Пеня

Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ*(2) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных контрагентом.

При расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке, суд вправе применить размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент вынесения судебного решения (см. п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017)).

Формула расчета пени для закупок, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года, была установлена п.п. 6 — 8 Правил N 1063 и подробно рассмотрена в отдельном материале.

Как указано в п. 10 Правил N 1042, которые применяются к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ*(2) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом.

Следует учитывать, что правила расчета, приведенные в Правилах N 1063 и в Правилах N 1042, подходит лишь для случаев, когда все обязательства контрагента по контракту должны исполняться единовременно, а не в течение определенных контрактом периодов (в отношении Правил N 1063 см. также письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-05/36402). Однако ни нормы Закона N 44-ФЗ, ни названные правила не содержат случаев, когда неустойку можно рассчитать без учета их требований.

Вместе с тем в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 22.06.2017 N 305-ЭС17-624 указано, что начисление поставщику пени на общую сумму контракта, без учета частичного исполнения, противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, таким образом, причитается компенсация не только за неисполненное обязательство, но и за обязательство, которое было выполнено надлежащим образом. Также указано, что начисление пени на общую сумму контракта без учета частичного исполнения обязательств по поставке товара допустимо при условии невозможности использования и отсутствии потребительской ценности для заказчика поставленной части предмета поставки, для чего необходимо установить возможность использования отдельных предметов поставки по отдельности с учетом цели закупки.

Внимание

В п. 35 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что условие контракта об уплате заказчиком и (или) контрагентом неустойки в размере, превышающем размер, установленный Законом N 44-ФЗ и Правилами N 1063, является действительным.

Позиция о том, что в ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правилах N 1063 установлен только нижний предел ответственности контрагента в виде пени и не содержится запрета на увеличение размера пени соглашением сторон, изложена в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31.03.2016 N 306-ЭС15-15659.

Поэтому, учитывая п. 2 ст. 332 ГК РФ, в контракте пени могут быть установлены в размере большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ и Правилах N 1063 либо Правилах N 1042.

Штраф

В силу ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено до 9 сентября 2017 года, то размер штрафа устанавливался контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном п.п. 4, 4.1 Правил N 1063, а именно:

— 10% цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. «а» п. 4 Правил N 1063);

— 5% цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (пп. «б» п. 4 Правил N 1063);

— 1% цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (пп. «в» п. 4 Правил N 1063);

— 0,5% цены контракта, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. «г» п. 4 Правил N 1063);

— 5% стоимости работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению таких видов и объемов работ (п. 4.1 Правил N 1063).

В п. 37 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года, то за каждый факт неисполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной порядке, установленном п.п. 3 — 8 Правил N 1042.

Подробно размеры штрафов, начисляемых контрагенту в соответствии с Правилами N 1042, приведены в отдельном материале.

СК по экономическим спорам ВС РФ в определении от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 высказана позиция о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара не препятствует взысканию с поставщика пени за просрочку исполнения обязательств по поставке. Соответственно, заказчик в такой ситуации вправе взыскать с поставщика как штраф за нарушение условий контракта в целом, так и пеню. В этом случае, по мнению ВС РФ, просрочка исполнения обязательств по поставке имеет место с момента наступления срока поставки до момента расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика.

Такой же вывод содержится в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017.

На наш взгляд, данная позиция применима к любым контрактам, а не только к контрактам на поставку товара.

При взыскании с контрагента неустойки в судебном порядке суд вправе уменьшить ее размер на основании ст. 333 ГК РФ, если должник, осуществляющий предпринимательскую деятельность, докажет, что взыскиваемая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. О том, что положения ст. 333 ГК РФ применяются к контрактам, указано в п. 78 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

______________________________

*(1) В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик мог предоставить отсрочку уплаты неустоек и (или) осуществить списание начисленных сумм неустоек. Такие случаи рассмотрены в отдельных материалах.

*(2) С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСТАВЩИКА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРАКТУ

Как известно, удовлетворение нужд государства, в том числе в необходимых товарах, производится в рамках специальных соглашений — государственных или муниципальных контрактов. Заключая такой контракт от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, заказчик рассчитывает на то, что его исполнение будет осуществляться надлежащим образом.

Вместе с тем практика показывает, что поставщики не всегда выполняют свои договорные обязательства. Чтобы этого избежать, законом предусмотрены специальные меры ответственности поставщика, о которой и пойдет речь в настоящем разделе.

Прежде чем рассматривать вопросы ответственности поставщика товаров по государственному контракту, отметим, что с точки зрения действующего российского законодательства государственный контракт на поставку товаров представляет собой договор, заключаемый заказчиком от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Причем участие в договоре особого субъекта правовых отношений в лице государства отличается своей спецификой, учтенной законодателем в параграфе 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» гл. 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Так как поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи, то к нему, если иное не предусмотрено нормами параграфа 4 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 — 522 ГК РФ). При этом п. 2 ст. 525 ГК РФ прямо указано, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части норм, не урегулированных параграфом 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные федеральные законы. Это касается, в частности, поставок по оборонным заказам, поставок в государственный материальный резерв, а также поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд государства.

Заметим, что в отличие от обычного договора поставки заключение госконтракта на поставку товаров производится в особом порядке. Статьей 527 ГК РФ определено, что основанием для заключения государственного или муниципального контракта является заказ на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещенный в порядке, предусмотренном законодательством о размещении госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения в сфере госзакупок, как известно, выступает Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Субъектами отношений, регулируемых указанным Законом, выступают заказчики и участники размещения заказов. К заказчикам Закон N 94-ФЗ относит всех тех, кто имеет право заключать контракты от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, а также тех, кто заключает гражданско-правовые договоры от своего имени в целях удовлетворения бюджетных нужд, то есть бюджетные учреждения.

Участниками размещения заказов в соответствии с Законом N 94-ФЗ признаются лица, претендующие на заключение контракта или договора. В качестве таковых могут выступать любые юридические и физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели. Участники размещения заказа должны отвечать всем обязательным требованиям, установленным Законом N 94-ФЗ к данным субъектам.

Общим способом размещения заказов, в том числе и заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, являются торги, проводимые в форме конкурса или аукциона, в том числе электронного. На это указывают ст. 10 Закона N 94-ФЗ и Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г.

Обратите внимание! Размещать заказы без проведения торгов заказчик вправе лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом N 94-ФЗ.

По общему правилу контракт подписывается заказчиком с участником размещения заказа — победителем конкурса или аукциона. Именно ему по результатам торгов заказчик передает разработанный им проект государственного контракта. Естественно, что при разработке проекта государственного контракта заказчик предусматривает в нем определенные меры ответственности поставщика за нарушение последним своих договорных обязательств. Тем более что включение в государственный контракт условия об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, входит в обязанности заказчика, на что указывает ч. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.

Причем в качестве конкретной меры ответственности поставщика Закон N 94-ФЗ называет неустойку.

Обратите внимание! Частью 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства по поставке товаров, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

Причем если для самого заказчика (который также может нарушить свои контрактные обязательства) размер неустойки прямо установлен Законом N 94-ФЗ и составляет 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки ЦБ РФ, в отношении неустойки, выплачиваемой поставщиком, установлены несколько иные правила.

Неустойка (штраф, пени) также начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Однако размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом, но не может быть менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Иными словами, Законом N 94-ФЗ не запрещено устанавливать в государственном контракте и более высокий размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств поставщиком.

Обратите внимание! Поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

То есть в данном случае речь идет о повышенной ответственности поставщика. Напомним, что в силу общего правила, установленного п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ определено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как видим, в данном случае имеет место уплата «безвиновной» неустойки поставщиком государственного контракта.

Обратите внимание! Особые меры ответственности поставщика по государственным контрактам предусмотрены в части поставок по оборонным заказам, по поставкам в государственный резерв, а также в части поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Напомним, что размещение таких государственных заказов на поставку товаров производится с учетом особенностей, установленных соответственно следующими федеральными законами:

— Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон N 213-ФЗ);

— Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее — Закон N 79-ФЗ);

— Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (далее — Закон N 53-ФЗ).

Так, например, в части оборонных заказов ответственность поставщика определена ст. 11 Закона N 213-ФЗ.

Пунктом 1 указанной статьи определено, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом (контрактом), виновная сторона возмещает другой стороне причиненные ею убытки в порядке и размерах, которые установлены гражданским законодательством Российской Федерации и государственным контрактом (контрактом).

Иные виды ответственности предусматриваются федеральным законом, определяющим порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, за нарушение договорных обязательств поставщик продукции оборонного значения будет не только платить неустойку, предусмотренную самим контрактом, но и возмещать государственному заказчику убытки, причиненные последнему нарушением своих договорных обязанностей.

Заметим, что возмещению убытков в ГК РФ посвящена ст. 15 ГК РФ. По общему правилу, установленному ст. 15 ГК, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Обратите внимание! Пунктом 1 ст. 394 ГК РФ установлено, что если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Имейте в виду, что законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

Помимо всего прочего, поставщик по государственному заказу нарушивший свои обязательства, предусмотренные контрактом, лишается права на экономическое стимулирование, предусмотренное ст. 9 Закона N 213-ФЗ.

Имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва установлена ст. 16 Закона N 79-ФЗ, согласно которой поставщик по указанному государственному контракту:

— за недопоставку материальных ценностей в государственный резерв уплачивает штраф в размере 50% стоимости недопоставленных материальных ценностей;

— за просрочку поставки материальных ценностей в государственный резерв уплачивает пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств;

— за поставку в государственный резерв материальных ценностей, непригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта, поставщик уплачивает штраф в размере 20% стоимости забракованных (не соответствующих условиям государственного контракта) материальных ценностей;

— за поставку в государственный резерв немаркированных или ненадлежаще маркированных материальных ценностей либо материальных ценностей, поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), за использование средств пакетирования, не соответствующих действующим стандартам, поставщик уплачивает штраф в размере 5% стоимости указанных материальных ценностей.

При этом поставщик обязан в течение месяца заменить забракованные материальные ценности, тару (упаковку), восстановить или исправить маркировку.

Обратите внимание! При обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, заложенных в государственный резерв, имущественную ответственность несет поставщик независимо от времени поставки (закладки) материальных ценностей в государственный резерв и времени обнаружения указанных дефектов при условии соблюдения установленных режимов хранения указанных материальных ценностей.

Ну и в заключение отметим еще одну меру ответственности поставщика. Поставщик, нарушивший свои обязательства, предусмотренные государственным контрактом, может «попасть» в реестр недобросовестных поставщиков, обязанность по ведению которого возложена на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации ст. 19 Закона N 94-ФЗ. Это, несомненно, негативно скажется в дальнейшем на участии данного субъекта в торгах при размещении госзаказов, ведь многие из заказчиков включают в документацию о торгах требование об отсутствии сведений о поставщике в реестре недобросовестных поставщиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *