Ответственность 44 ФЗ

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

ВАЖНО! Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

ВАЖНО! Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Полезно знать

Ни для кого не секрет, что контрактная система содержит много новинок – того, с чем вам придется столкнуться впервые.

Чтобы нововведения не стали для вас сюрпризом, предлагаем вашему вниманию подробное рассмотрение положений 44-ФЗ о контрактной службе и закупочной комиссии.

Для вас в статье даны ответы на вопросы:

  • когда необходимо создать контрактную службу?
  • каковы требования к специалистам контрактной службы и контрактным управляющим?
  • в каких случаях назначается контрактный управляющий?
  • что такое закупочная комиссия? Каковы ее функции?

Контрактная служба

Внимание!

Положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» о контрактной службе и контрактном управляющем вступают в силу 1 января 2015 года.

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб., такой заказчик обязан назначить контрактного управ-ляющего или создать контрактную службу. При этом контрактный управляющий может назначаться для каждой закупки индивидуально либо быть ответственным за все закупки организации.

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб., такой заказчик обязан создать контрактную службу.

Создавать внутри организации отдельное подразделение не обязательно, достаточно определить лиц, ответственных за осуществление закупок.

Количество таких лиц Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О контрактной системе») не установлено.

Поэтому численность контрактной службы определяется заказчиком самостоятельно. Рекомендуем в состав контрактной службы включать не менее 2 сотрудников, соответствующих определенным требованиям.

Требования к специалистам контрактной службы и контрактным управляющим

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь:

  1. высшее образование (ограничений по профилю нет, поэтому достаточно любого высшего образования) или
  2. дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
  3. Контрактная служба функционирует на основании положения (регламента), которое разрабатывается и утверждается заказчиком.

    Разработка такого положения осуществляется в соответствии с типовым положением о контрактной службе, которое утвердит орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (в настоящее время не утверждено).

    Внимание!

    Осуществлять свои полномочия контрактная служба может только после утверждения положения о контрактной службе.

    Функции контрактной службы, контрактного управляющего:

    1. разработка плана закупок, внесение в него изменений, размещение в единой информационной системе;
    2. разработка плана-графика, внесение в него изменений, размещение в единой информационной системе;
    3. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений, документации о закупках, проектов контрактов;
    4. подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
    5. обеспечение осуществления закупок, в т. ч. заключение контрактов;
    6. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупки, подготовка материалов для претензионной работы;
    7. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях для определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг.

    Закупочная комиссия

    Для определения поставщика, подрядчика, исполнителя по контракту заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (закупочную комиссию) (ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О контрактной системе»)). Закупочная комиссия необходима при про-ведении любой конкурентной процедуры, чтобы определить победителя.

    Исключение – закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Комиссия должна быть создана до начала проведения закупки, т. е. до опубликования извещения и документации о закупке.

    Комиссия создается на основании решения заказчика.

    В таком решении предусматривается состав закупочной комиссии, назначается председатель, определяются объем полномочий комиссии, порядок ее работы (ч. 2 ст. 39 Федерального закона «О контрактной системе»).

    Внимание!

    Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее 3 человек (ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О контрактной системе»).

    Если заключается контракт на:

  • создание произведений литературы или искусства;
  • исполнение (как результат интеллектуальной деятельности);
  • финансирование проката или показа национальных фильмов, в состав комиссии по закупкам должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства.
  • Такие лица должны составлять не менее 50% общего числа членов конкурсной комиссии. Внимание!

    В состав комиссии необходимо включать преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

    Ограничения для членов закупочной комиссии

    Не могут быть членами закупочной комиссии лица:

  • привлеченные в качестве экспертов к оценке заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценке соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
  • лично заинтересованные в результатах процедуры выбора победителя;
  • лично подавшие заявки на участие в закупочной процедуре либо состоящие в штате организации, которая направила заявку;
  • состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его родственниками;
  • являющиеся акционерами, членами органов управления, кредиторами организации, подавшей заявку на участие в закупке (ч. 6 ст. 39 Федерального закона «О контрактной системе»).
  • Комиссия вправе осуществлять свои функции в случае присутствия на заседании не менее половины общего числа ее членов.

    Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

    Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование своих полномочий иным лицам не допускается (ч. 8 ст. 39 Федерального закона «О контрактной системе»).

    Следите за обновлениями системы «Государственные и муниципальные закупки», и вы первыми узнаете обо всех новинках контрактной системы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *