Ответ на жалобу родителей

Как правильно отреагировать на родительскую претензию

Современные мамы и папы небезразличны к успехам ребенка в учебном процессе. И если считают, тот или иной педагог ущемляет их любимое чадо, могут пожаловаться в администрацию учебного заведения на учителя.

Если в дирекцию школы поступило подобное заявление от родителей ученика, администрация школы должна соблюсти требования закона:

  • разобраться в сути, и урегулировать конфликт;
  • направить родителям письменный ответ на жалобу.

Ответное на родительскую претензию письмо выполняется на официальном бланке, за подписью директора, скрепленной печатью. Текст письма должен лаконично и понятно отражать суть предпринятого дисциплинарного расследования по жалобе от родителей на учителя.

Содержание ответа напрямую зависит от конкретной ситуации:

  • В ходе служебного расследования установлена обоснованность претензий к педагогу, и директор в отношении учителя вынес соответствующее наказание (поставлено на вид, выговор, лишение стимулирующей выплаты и т.п.)/ Тогда в ответе необходимо указать предпринятые шаги;
  • При необоснованности претензий, директор вправе отказать в требованиях в отношении к педагогу. Защита учителя от жалобы родителей должна быть четко аргументированной;
  • Если решение проблемы вне рамок компетенции администрации школы, письменное обращение для расследования передается в полицию, прокуратуру или другую инстанцию. В таком случае директор обязан направить в их адрес уведомление о переадресации документа.

Нормы закона, регулирующие порядок рассмотрения претензий

Основополагающий документ, которым директор школы должен руководствоваться в вопросе реагирования на родительские жалобы – Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Нормативный документ определяет сроки рассмотрения и подготовки ответов на обращения граждан:

  • На регистрацию поступившего заявления законом отводится 3 дня;
  • Если решение проблемы за рамками компетенции администрации, то жалоба направляется в другую инстанцию. На переадресацию законом отведено 7 дней;
  • Служебное расследование с подготовкой ответа по фактам, изложенным в претензии должно согласно нормам закона уложиться в 30 дней.

Игнорирование установленного законодательством регламента чревато для руководства школы административной ответственностью в виде штрафных санкций. Размер административного штрафа в диапазоне 3 000 — 10 000 рублей. В отношении учителя помимо штрафа может быть возбуждено судебное разбирательство, а также применено лишение прав заниматься педагогической деятельностью.

Как правильно написать письмо

Каждый ответ на претензию обязан содержать определенную информацию:

  • Наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя, являющегося адресатом обращения, а также контактные сведения;
  • Сведения о лице, который обратился с жалобой (ФИО, адрес);
  • Обращение к оппоненту. Обычное приветственное словосочетание – «Уважаемый … (ФИО)!»;
  • Подтверждение получения претензии. Оно может выглядеть как следующая фраза: «Ваша претензия от (число) была рассмотрена»;
  • Повествование хода произошедших событий. Нужно поведать суть трудностей, с которыми столкнулся контрагент. Это нужно по нескольким причинам – так повествование будет понятным, и из текста ответа на претензию станет ясно, зачем были осуществлены именно такие действия;
  • Список мероприятий, произведенных для устранения причины претензии или запланированных ранее;
  • Итог рассмотрения жалобы. Если она обоснована, нужно предложить заявителю способ разрешения разногласий. Требования могут подлежать удовлетворению в полном объеме или только в части. Правильным решением будет принести извинения и выказать надежду, что заявитель продолжит сотрудничество. Можно предложить пострадавшему некую компенсацию за нанесенный ему вред, к примеру, скидки, бонусные карты или другие преференции;
  • Если не подтвердился факт нарушения, следует поведать об этом заявителю с демонстрацией причин отказа и ссылками на нормативно-правовые акты;
  • Если к ответу прикрепляются документы, в тексте нужно отметить какие именно;
  • Сведения о субъекте, который подписывает документ (должность, ФИО);
  • Дата составления ответа на претензию;
  • Подпись руководителя или иного лица, которое уполномочено на рассмотрение претензий;
  • Если ответ составлен от имени организации, нужно поставить печать.

Стоит отметить, что не получив удовлетворения своей претензии, заявитель может пожаловаться в учреждения, которые уполномочены осуществлять контроль деятельности организаций (Роспотребнадзор, надзорные учреждения и др.). Кроме того, может быть инициировано судебное производство.

Возможно также, что дело получит резонанс в СМИ, что не способствует росту деловой репутации. Поэтому при подготовке ответа на необоснованные претензии нужно внимательно анализировать мотивы отказа в удовлетворении жалобы и подкреплять свое мнение ссылками на нормативно-правовые акты, соглашения и другие документы.

Основные виды обращений

Современное законодательство позволяет направлять разные варианты обращений. Вне зависимости от их разновидности нормативно-правовая база требует дать на них ответ в установленный временной отрезок.

Существуют следующие основные разновидности обращений:

Замечание Вне зависимости от того, как называется документ, его можно классифицировать исходя из содержания. Чаще всего к такой разновидности относят обращения с более мягкими требованиями, в форме просьб.
Предложение Эта разновидность обращения направлена на улучшение деятельности компании. В определенных ситуациях за счет таких предложений можно значительно изменить подход к деятельности и добиться позитивных итогов. К примеру, оказание более качественных услуг за счет определенных изменений способствует привлечению еще большего потока клиентов.
Заявление Как правило, такая форма обращений призвана выявить ошибки, обратить внимание, донести некую просьбу до руководства.
Жалоба Обращение, которое содержит точные требования об устранении нарушения, восстановлении попранных прав, интересов лица или круга лиц.

Посмотрите видео. Как правильно отвечать на письма-претензии:

Что делать при получении жалобы от гражданина

Претензия является одной из разновидностей обращений лиц с просьбой о защите или восстановлении их нарушенных прав. Это досудебный метод разрешения споров.

Механизм действий при появлении какого-либо обращения, в частности претензии, зависит от разновидности этого документа. Она бывает судебной (частная, апелляционная и кассационная), подаваемой в государственные учреждения, либо организации, которая оказывала услугу или реализовала товар.

Отдельно следует поговорить о претензиях последнего вида. Если в организацию или индивидуальному предпринимателю поступает заявление от лица, который недоволен качеством услуг или товаров, нужно руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Важно! Механизм действий при появлении претензии можно представать следующим образом:

  • Первый шаг – изучение информации, находящейся в претензии. При необходимости нужно связаться с заявителем и уточнить поведанные в жалобе обстоятельства и требования. Помимо этого, может понадобиться опрос сотрудников;
  • Второй шаг – исследовать факты и заказать экспертизу. В определенных ситуациях может понадобиться профессиональная оценка правомочности выдвинутых в жалобе претензий. Другими словами, если заявитель жалуется на недостатки приобретенного товара, эксперт сможет установить, когда он был сломан;
  • Третий шаг – принятие решения по итогам анализа обращения. Если претензия заявителя обоснована, нужно принять меры по разрешению конфликта. Нарушенное право нужно восстановить, то есть забрать товар плохого качества, возвратить денежные средства, оказать качественные услуги и т. д. Если нет объективных оснований для удовлетворения жалобы, нужно ее корректно обжаловать;
  • Четвертый шаг – составить ответ на претензию и направить его заявителю.

Нужно акцентировать внимание на важном аспекте анализа обращений клиентов, который часто игнорируется. Не стоит пытаться не обращать внимания на обращения, в какой бы форме они не направлялись.

На любую претензию потребителя, в том числе записанную в книгу жалоб, нужно давать документальный ответ.

Среди авторов претензий иногда появляются провокаторы, которые специально инициируют конфликт с сотрудниками, после чего составляют жалобу. Инициаторами таких мероприятий может быть конкурирующая фирма. Помимо этого, обращения часто приходят от скандальных граждан, которые получают удовольствие от унижения других граждан. Поэтому поступающие претензии нужно рассматривать внимательно.

Что такое жалоба?

Как составить ответ на представление об устранении причин и условий способствовавших, .

Как написать ответ на представление об устранении выявленных нарушений, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/dokumenty/otvety-na-obrashheniya/obrazec-otveta-na-predstavlenie-ob-ustranenii-vyyavlennyx-narushenij.html

Советы при написании ответа на документ

В нормативно-правовой базе нет какой-либо обязательной формы ответа на претензию или точной инструкции. Тем не менее, с учетом требований законодательства и установившейся практики рассмотрения жалоб граждан, можно определить правила составления ответов на них.

Обратите внимание! Можно использовать следующие советы по созданию таких ответов:

  • Стиль передачи ответа на претензию должен быть в максимальной степени уважительным и деловым. Не следует опускаться до грубого обращения, нецензурной брани и угроз, даже если они присутствуют в самой претензии. Не рекомендуется использовать эмоциональные обороты. Нужно говорить с человеком уважительно, благодарить за предоставленную информацию и при необходимости извиняться;
  • Форма сообщения клиенту о принятом решении должна быть конгениальна форме претензии. Если она направлена в форме письма, ответ нужно посылать письмом. При направлении претензии по электронной почте можно ответить тем же методом;
  • Ответ нужно составлять так, чтобы адресат поверил в устранение обстоятельств, приведших к составлению претензии. Можно прикрепить копии подтверждающих актов;
  • Если ответ создается от имени организации, он обязан быть оформлен на ее фирменном бланке;
  • Ответ следует составлять внимательно, без исправлений, перечеркивания, и грамматических неточностей;
  • Если жалоба выглядит необоснованной, отказ в ее удовлетворении обязан быть надлежащим образом мотивирован и подтверждаться нормативными актами и соответствующими документами;
  • Заявителю нужно дать ответы на все находящиеся в жалобе вопросы. Претензия не может быть рассмотрена лишь в части;
  • Если не получается создать ответ своими силами даже при помощи образцов, следует прибегнуть к помощи профессиональных юристов;
  • Рассматривать жалобы заявителя следует в быстром темпе. По закону на составление ответа дается десять дней. В случае необходимости этот временной отрезок может длиться до месяца. Но не следует откладывать создание ответа надолго. Чем скорее это будет предпринято, тем больше шансов урегулировать разногласия с минимальными отрицательными итогами. Если же затянуть с рассмотрением обращения, его автор может успеть обратиться в правоохранительные органы;
  • Если обращение оставлено в книге жалоб, нужно оставить ответ там же. Кроме того, можно выйти на связь с заявителем по телефону, сказать о рассмотрении его жалобы и извиниться;
  • При повторной жалобе по одному и тому же событию с таким же содержанием на нее следует ответить, но осуществить это можно в сжатой форме. Достаточно указать, что ответ на заявление по поводу конкретного события был дан прежде.

Сроки написания ответа

Текущее законодательство содержит короткие временные отрезки для ответа на поданное обращение. Эти сроки варьируются в зависимости от содержания заявления и устанавливаются в пределах от десяти до тридцати календарных дней. Этот период начинает течь со времени получения обращения от недовольного заявителя.

Стоит отметить! В этот период нужно успеть составить только сам ответ на жалобу, а время на передачу ответа в отведенный срок не входит.

На то, чтобы дать ответ на претензию заявителя, законодательство даёт тридцать дней. Если для того, чтобы предоставить полный ответ нужно больше времени, то временной отрезок может быть увеличен ещё на тридцать дней, но лишь после того, как заявителю будет сообщено об этом.

В случае серьезных обстоятельств такой срок может быть как уменьшен, так и увеличен:

  • Если по данной жалобе нужно осуществление каких-то исследований или экспертиз, без которых корректный ответ дать не представляется возможным. Однако в таком случае составитель обращения должен уведомить противоположную сторону о готовящихся мероприятиях до истечения тридцатидневного срока;
  • В ситуации, когда ответственное за ответы на жалобы лицо пребывает на лечении и не может это предпринять физически;
  • Когда субъект находится в командировке в другом городе или за границей, на что есть подтверждающие доказательства.

Отсутствие какой-то реакции на претензию со стороны ответчика по умолчанию предоставляет повод ее автору обратиться в судебный орган.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Форма предоставления

Как ответить на претензию заявителя верно? Ответ должен быть направлен той же формой, что и сама жалоба, если другое не содержалось в ее тексте. К примеру, отреагировать на письменную жалобу можно только в письменной форме, даже если для связи заявитель оставил свой номер телефона и почтовый адрес.

Как составить ответ на обращение, если оно пришло через Интернет? В такой ситуации все зависит от того, какой метод связи был зафиксирован в самой претензии. Электронный ответ переправляется в любом случае, но автор может потребовать и документальный ответ, написав собственный адрес.

Учтите! Если обращение высказывалось в устной форме, то ответ на него также можно передать в устной форме. В то же время законодательство свидетельствует, что если лицо требует отреагировать в письменной форме, то отказывать ему не следует.

Коллективные претензии не будут причиной ответа каждому заявителю отдельно. Документальный ответ высылается только представителю, чьи контактные сведения указаны в верхней части титульного листа.

Когда можно не отвечать

Чаще всего, если компания или государственное учреждение получает претензию от заявителя, согласно Гражданскому кодексу он должен получить ответ в срок до тридцати дней. Именно такой временной отрезок предоставляется противоположной стороне на обоснование своих незаконных действий и исправление сложившейся ситуации, ведь в случае игнорирования могут последовать негативные последствия.

Важно! Однако в нормативных актах есть разъяснения, когда ответ на претензию посылать не нужно, в частности в следующих ситуациях:

  • Когда переданный документ является анонимным, в нем нет каких-либо личных сведений об авторе, а Гражданский кодекс четко дает понять, что такие акты подлежат отклонению;
  • Если, кроме указания ФИО и другой личной информации заявителя, в обращении нет личной подписи;
  • Жалоба составлена по правилам, но включает в себя какие-то нецензурные выражения или прямые угрозы, либо сам по себе текст создан безграмотным языком, что недопустимо для официального стиля.

Во всех остальных ситуациях получатель претензии должен их рассмотреть и предпринять соответствующие действия вне зависимости от того, что написано, а также дать официальный позитивный или негативный ответ в письменной форме.

Как дать ответ в книге жалоб и предложений

Каждое торговое предприятие должно иметь особый документ, установленный Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1, называемый «Книгой жалоб и предложений». Такой документ должен находиться на видимом для всех клиентов месте и быть доступным для внесения туда их записей.

Документ обязан на регулярной основе анализироваться руководящим звеном компании, а на каждую претензию должен составляться ответ согласно соответствующей статье Гражданского кодекса.

Такие ответы могут выражаться в одной из следующих форм:

  • Если претензия была составлена без указаний личных сведений, однако клиент указал на серьезные недостатки в качестве товаров, либо на вызывающее поведение работников предприятия, либо других нарушений, руководство может указать собственное отношение там же, на страницах книги жалоб в надежде, что недовольный клиент вернется и увидит этот ответ. Также другие потребители фирмы, смотря в книгу, заметят, что после их обращений следует адекватный ответ;
  • В ситуации, когда клиент фиксирует собственные координаты, а именно – почтовый адрес, адрес электронной почты или действующий номер телефона, ответ может направиться по одному из указанных контактов путем пересылки письма почтой, составления реакции на электронное сообщение или звонком на написанный телефонный номер.

Ответ на претензию нужен не только для того, чтобы не нарушать закон, но также и для удержания на высоком уроне статуса и репутации организации и повышения качества услуг, что в будущем поспособствует улучшению финансовой ситуации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жалоба сотрудника на сотрудника.

Урегулирование споров между родителями и педагогами

9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное — в нашем материале.

Сегодняшняя тема нашей встречи — это тема очень злободневная для родителей и педагогов в особенности. Это урегулирование споров между родителями, педагогами и школой. Поскольку мы представляем интернет-ресурс «Служба поддержки участников образовательного процесса», у нас есть интернет-приемная, в которую поступает большое количество вопросов. И именно вопросы, связанные с конфликтами между родителями и педагогами, мы получаем чаще всего.

Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть?
— Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей?
— Как защитить свои права?
— Какие права есть у родителей и что они имеют право требовать?
— Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей?
— Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

Проблемы оценивания

Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы.

Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся.

Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться.

И здесь важно родителям объяснять, что закон об образовании гарантируют права педагогов на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его права. И это основная обязанность учителя — выставлять оценки, оценивать знания учащихся.

И поэтому у родителей нет прав и полномочий на оценку работы учителя.

Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки.

Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.

Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку?

Во-первых, — родителю нужно сказать, что оценки выставляются по усмотрению учителей, во-вторых можно переадресовать его жалобы к администрации школы, если эти жалобы связаны с вопросами пересмотра. Не во всех случаях педагог должен спорить лично с родителем. Здесь он может обращаться к администрации за помощью и за поддержкой.

И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения жалоб от родителей.

В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.

Информирование родителей об оценках ребенка

Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться. Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно. Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору.

Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.

Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога.

Работа с жалобами родителей

Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать. Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими.

Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай. Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы. И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.

Участие родителей в управлении школой

Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации.

С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.

Сбор денег на нужды школы

Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет.

Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?» У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.

С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями.

«Поработать с родителями» — это не обеспечить появление записи в дневнике «принести на следующий урок 50 рублей или на следующий урок не приходи».

Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся. Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то. Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств».

Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.

Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми. В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество.

Для того, чтобы это все не произошло, педагог должен исключить требование с родителей. Объяснить — да, но требование нужно исключить из процесса сбора средств.

Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.

Важно донести до каждого родителя тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.

Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.

Проблема рабочих тетрадей

С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов.

К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами.

Одни говорят, что т.к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет.

В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их: «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».

Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя. Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы. Можно для таких семей специально предусматривать фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия.

Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать. Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций. Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты.

Поведение учителя в конфликтной ситуации

Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем, что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно.

Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов.

Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т.д.

Ещё одна общая рекомендация — в ситуации конфликта между родителем или учителем учителю лучше обратиться к третьей стороне. Например, к администрации школы. Есть категория конфликтных родителей, которые часто жалуются, и учителю надо правильно уметь себя вести. Родителю, находящемуся уже внутри конфликта, часто сложно остановиться, он считает, что учитель себя не так ведет по отношению к его ребенку, и может раскручивать конфликт все сильнее.

Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает).

В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая. Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров. Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным.

Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность.

Современные родители становятся все требовательнее к педагогическим коллективам, не пуская на самотек конфликтные ситуации, которые могут сложиться даже в школе с отличной репутацией. Они отстаивают права ребенка, жалуясь директору на учителя, если тот ущемляет ученика. А когда руководитель образовательного учреждения не принимает мер, то с готовностью подают жалобу и в вышестоящие инстанции.


Грамотно составленное заявление не останется без ответа. Тем более что существуют конкретные законодательные требования, которые оговаривают, как правильно реагировать на любые обращения от граждан. Они в полной степени касаются и директора школы, которому поступила жалоба от родителей.

Законодательные требования

Основные положения на тему реагирования на родительские жалобы прописаны в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С ними стоит познакомиться и родителям, которые решили бороться за свободы и права ребенка, и директорам школ.

Здесь указаны те нормы, которые зачастую и нарушают чиновники разных рангов. Между прочим, игнорирование положений закона чревато серьезными последствиями для администрации школы. В отношении конкретных должностных лиц могут приниматься административные меры: штраф в размере 5000-10000 рублей.

Чаще всего нерадивые директора совершают распространенное нарушение: игнорируют жалобу в адрес учителя, не отвечая на родительские заявления. Между тем, закон четко устанавливает сроки, в которые необходимо дать ответ:

  • В течение трех дней с момента получения обращения оно должно быть зарегистрировано.
  • Если решить проблему не в компетенции директора, он имеет право передать заявление в другое ведомство: на эту процедуру выделено еще 7 дней.
  • На рассмотрение жалобы закон выделяет 30 дней.

Таким образом, если в адрес директора поступило заявление от родителей, где они просят приструнить либо уволить некомпетентного учителя, то по факту он имеет максимум 33 дня на предоставление ответа. Это в ситуации, когда нет возможности передать обращение в другое ведомство.

Некоторые мамы и папы составляют жалобу, требуя в ней, чтобы запрос о наказании учителя был рассмотрен в более короткие сроки. Они имеют на это полное право, но и для администрации в такой ситуации остается лазейка. Поскольку директор может дать промежуточный ответ такого плана, уложившись в указанный период: «Заявление находится на рассмотрении. Разъяснения по ситуации будут даны в установленные законом сроки».

Оформление ответа на жалобу

Что касается формы ответного письма от администрации школы, как таковой образец не установлен законодательными нормами. Но предполагается, что директор напишет текст на официальном бланке, скрепив его всеми необходимыми печатями и подписью.

Каким именно будет содержимое ответа, зависит от ситуации. Если директор готов принять конкретные меры в отношении учителя, он перечисляет их в документе. Когда руководитель школы считает, что нужно отказать в требованиях родителей, тогда аргументировано разъясняет ситуацию. Документ не должен выглядеть как бюрократическая отписка: в нем перечисляют, какие принимались меры для дисциплинарного расследования.
Порой директору нужен образец ответа, в котором он уведомляет о передаче жалобы на учителя в другую инстанцию. В таком случае он обязан проинформировать родителей, куда было направлено их заявление. Стоит понимать, что срок рассмотрения проблемы будет продлен. Так как в очередной инстанции документ будут регистрировать в течение трех дней, а к этому периоду добавляют еще месяц, выделяемый на изучение конфликтной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *