Отмена 44 ФЗ

Содержание

Что подлежит экспертизе при приемке

При проведении экспертизы для начала надлежит проверить качество и объем предоставленных товаров (работ, услуг). Проверка качества проводится одним из двух способов:

  1. Сплошная, при которой проверке подвергается вся продукция.
  2. Выборочная, при которой проверке подвергается только часть товара, но результаты проверки распространяются на всю партию.

Помимо проверки качества товара также проводится проверка маркировки, комплектности, а также соответствия упаковки требованиям техрегламента, образцам, ГОСТам и т.д. После этого проводится проверка подлинности документов, предоставленных поставщиком, в том числе: накладные, счета, акты, спецификация и т.д. Проверке подлежат все документы, которые имеют отношение к товару, в отношении которого проводится экспертиза. Если требуемые документы отсутствуют, то об этом следует доложить руководителю. Руководитель в этом случае примет решение о том, как будет проводиться экспертиза дальше.

Оценка ряда товаров возможна только при их потреблении или после окончательного исполнения (например, по бензину, пищевой продукции или при ремонте оборудования и т.д.). В этом случае оценка проводится на основании мнений или наличия претензий со стороны потребителей данных товаров (услуг). Если после проведения экспертизы заказчика все устраивает, то подписываются документы о приемке товара (работ, услуг). Такими документами являются: товарная накладная, акт выполненных работ (оказанных услуг). Иных документов составлять законодательство не требует.

Важно! Если по итогам проведенной экспертизы будут выявлены недостатки и несоответствия условиям контракта, то составляют специальный документ, фиксирующий данные несоответствия. Это может быть протокол разногласий или акт расхождений, а также иной документ, составленный в произвольном виде.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Отказ в приемке

Если по итогам экспертизы будут обнаружены несоответствия условиям контракта, то заказчику надлежит составить отказ от приемки товара и направить его поставщику. Специальная форма отказа законодательством не определена, поэтому составлен он может быть в свободной форме. В отказе фиксируются все недостатки по количеству, качеству, объему и комплектности, которые не соответствуют условиям контракта. Помимо этого в отказе указывается заключение комиссии на основании заключения эксперта. Подписывают документ члены приемочной комиссии. Также необходимо составить требование о поставке товара надлежащего качества в определенные сроки. Данные документы оформляются в срок, определенный действующим законодательством или контрактом.

Важно! Если поставщик отказывается выполнять требования заказчика, то последний вправе в одностороннем порядке отказаться от выполнения контракта, если, конечно, такая возможность предусмотрена в контракте.

Решение об отказе в одностороннем порядке от выполнения условий контракта заказчик размещает в ЕИС в срок до 3 рабочих дней. В течение этого же периода времени заказчик должен сообщить поставщику о своем решении. Направить решение можно любым способом:

  • по почте, оформив письмо как заказное с уведомлением о вручении;
  • с помощью факсимильной связи;
  • по электронной почте;
  • иным способом.

Через 10 дней после уведомления поставщика, контракт признается расторгнутым (ст. 95 закона 44-ФЗ). Однако, если в течение этого срока поставщик устранит замечания поставщика, то свое решение заказчик должен отменить. Но такое правило действует только при однократном нарушении условий контракта поставщиком (Читайте также статью ⇒ Закупка моторного топлива: новые правила).

Как проводится экспертиза

Проведение экспертизы закупки возможно как своими силами, так и при помощи экспертов. Привлечение экспертов необходимо в том случае, если закупка проводилась у единственного поставщика (ст. 94 закона 44-ФЗ). При этом к проведению экспертизы могут допускаться не все лица. Их перечень указан в ст. 41 закона 44-ФЗ. Это настоящие и бывшие работники заказчика или поставщика, родственники, контрактные управляющие и члены комиссий по проведению закупок. Кроме того, к экспертам также устанавливаются и такие требования, которые не предусмотрены 44-ФЗ, в том числе:

  • образование;
  • стаж работы по своей специальности;
  • проведение достаточного числа экспертиз;
  • знание действующего законодательства по промышленной безопасности.

Привлечение внешних экспертов оформляется рядом документов:

  • договор с экспертной организацией;
  • указания, регламентирующие порядок приемки;
  • приказ о назначении лица, ответственного за приемку;
  • уведомление о том, что привлечение внешних экспертов является допустимым;
  • заключение эксперта, по результатам которого происходит приемка товара, либо отказ.

Этапы проведения экспертизы собственными силами

Если заказчик проводит экспертизу своими силами, то порядок действий будет следующим:

Этапы проведения экспертизы

Особенности
1. Издание приказа о создании экспертной комиссии Руководитель издает приказ о создании комиссии из сотрудников компании или иных специалистов в составе 5 человек.
2. Проведение оценки

Созданная комиссий проводит оценку результатов исполнения договора в сроки, предусмотренные контрактом

3. Оформление документа о приемке или отказа По итогам проверки оформляется документ о приемке, к примеру, акт приема-передачи или заключение комиссии. Если при экспертизе будут выявлены несоответствия, то заказчик отказывается в приемке товара до устранения исполнителем данных несоответствий.
4. Составление отчета по итогам экспертизы После того, как итоги экспертизы подведены, составляется отчет о надлежащем и ненадлежащем исполнении обязательств поставщиком.
5. Размещение отчета в ЕИС После составления отчета об исполнении условий контракта его необходимо разместить в ЕИС. К отчету прилагается документ, сформированный по итогам работы экспертной комиссии.

Оформление результатов экспертизы и приемки

Законодательство не устанавливает определенные требования по оформлению результатов экспертизы. Оформить результаты можно либо отдельным документом, либо путем внесения данных в документы о приемке. В первом случае может быть составлено заключение по итогам экспертизы, во втором данные внесены в товарную накладную или акт сдачи-приемки.

При оформлении результатов следует обратить внимание на то, как именно проводилась экспертиза: своими силами или путем привлечения экспертов.

Важно! Если экспертиза проводилась силами заказчика, то документ с результатами подписывает руководитель.

На основании результатов экспертизы, заказчиком принимается решение о приемке товара. Если заказчика все устраивает, то он ставит подпись в акте приемки товара. Данный акт должен содержать следующую информацию:

  • перечень товаров (работ, услуг) и их стоимость;
  • заключение комиссии, составленное по итогам экспертизы;
  • информация о недостатках (если есть несоответствия);
  • документы, заключение экспертизы.

Если поставщик отказывается подписывать акт приемки товара, то проведение приемки возможно заказчиком в одностороннем порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом частью 4 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48, 50 — 52 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе:
— установлена обязанность заказчика проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта в полном объеме;
— предусмотрена возможность проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом как силами заказчика (своими силами), так и с привлечением экспертов, экспертных организаций;
— установлены случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций.
Вместе с тем требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 41 Закона о контрактной системе определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 4 статьи 41 Закона о контрактной системе в случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 статьи 41 Закона о контрактной системе, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.
Таким образом, не допускается привлечение к экспертизе лиц, не соответствующих требованиям, установленным статьей 41 Закона о контрактной системе, а также лиц, не уведомивших заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.
Так, в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе.
При этом Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую сто тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Так, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать контракты, цена каждого из которых не должна превышать сто тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Таким образом, с учетом того что Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг, в том числе услуг по проведению экспертизы, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае соблюдения ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
На основании изложенного экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Экспертиза по 44-ФЗ

В каких случаях и как проводится экспертиза товаров и услуг при закупке, кто уполномочен её проводить, и что будет исследоваться в ходе экспертизы?

Независимая экспертиза по 44-ФЗ инициируется заказчиком услуги, товара или работы – федеральным, государственным или муниципальным предприятием.

С введением 44-ФЗ, участники государственных закупок обязаны привлекать экспертные организации к проведению независимой экспертизы при приемке поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг, закупленных у единственного поставщика.

(Федеральный Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 01.01.2014)

«Экспертиза по 44-ФЗ» или «экспертиза по гос. закупке» — это процедура, которая проводится при приемке товара, услуги или работы в соответствии с требованиями указанного выше закона. Главной задачей данного вида экспертизы является установление соответствия выполнения государственного контракта всем перечисленным в нем условиям. Экспертиза по 44-ФЗ должна также выявлять и фиксировать имеющиеся недочеты и расхождения с условиями контракта, обнаруженные при приемке товара или услуги.

Экспертиза по закупкам 44-ФЗ может быть внутренней или внешней.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ реализуется комиссией, состоящей из компетентных сотрудников предприятия заказчика. Однако она не считается беспристрастной, и поэтому в большинстве случаев проводится внешняя экспертиза.

Внешняя экспертиза, которая в соответствие со ст. 41, 44-ФЗ выполняется сторонним физическим или юридическим лицом и регулирует отношения между заказчиком и поставщиком в части осуществления государственных закупок.

Экспертиза по 44-ФЗ при осуществлении гос. закупок, устанавливает следующие факты:

  1. Соответствие компании-поставщика списку требований заказчика;
  2. Соответствие фактического объема и качества услуг, заявленному в контракте объему и качеству;
  3. Выполнены ли этапы работы в порядке, который обозначен в контракте?
  4. Имеются ли при приемке работ несоответствия или отступления от требований контракта?
  5. Соблюдение установленного контрактом на закупку срока;
  6. Соответствие количественных и качественных характеристик работ, товаров и услуг на каждом этапе (в каждой партии) реализации контрактных обязательств по закупке;
  7. История взаимодействия заказчика и поставщика в гос. закупке, в том числе наличие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков.

Когда назначается экспертиза по 44-ФЗ?

Экспертиза по 44-ФЗ, проводится экспертами нашего ЦЕНТРА в следующих случаях, в том числе по определению суда, по следующим направлениям и видам деятельности:

  1. Производство товаров/услуг/работ, реализуемых учреждением уголовно-исполнительной системы;
  2. Поставка и транспортировка культурных ценностей только для государственных и региональных учреждений культуры, в том числе фондов культурного наследия;
  3. Оказание услуги по организации мероприятия, которое удовлетворяет нужды двух или более заказчиков;
  4. Заключение ФСИН и подконтрольными органами контракта на поставку товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов;
  5. Заключение ФСИН и подконтрольными органами контрактов по трудоустройству осужденных;
  6. Покупка нежилого здания или помещения с целью удовлетворения нужд федеральных, муниципальных органов власти;
  7. В случае признания закупки по гос. контракту несостоявшейся процедурой;
  8. Поставка оборудования, основных средств, программного обеспечения государственным или муниципальным образовательным учреждениям;
  9. Медицинские процедуры для гражданина РФ за границей России;
  10. Покупка жилых помещений или освоение территории для строительства жилого здания Федеральными и муниципальными ОИВ, ОМСУ;
  11. Закупка изделий народного промысла (художественное наследие);
  12. Выполнение инженерных изысканий, оформление проектной документации по реализации проектов переработки отходов, заказываемое муниципальными органами власти.

В ходе исследования экспертом изучается вся сопроводительная документация, указанная в контракте на закупку и установленная требованиями 44-ФЗ.

Эксперт отвечает на поставленные вопросы и решает только те задачи, которые были поставлены в техническом задании именно для этой закупки. Количество и сложность вопросов определяет стоимость экспертной работы. Время, требуемое для проведения экспертизы, согласно 44-ФЗ, не ограничено.

С 1 июля 2018 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом №504-ФЗ от 31.12.2017 г. в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. госзаказчики обязаны привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного контрагента (поставщика, подрядчика, исполнителя).

Эти изменения вызывали много вопросов.
Ниже, мы расскажем обо всех аспектах проведения этой экспертизы.
  1. Внешняя экспертиза проводится в соответствии с п.4 ст. 94 №44-ФЗ в том числе, в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика.
  2. Согласно п.15 ст.3 №44-ФЗ:

«Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам».

Важно: экспертная деятельность не подлежит лицензированию, обязательной сертификации и аккредитации, за исключением особых случаев, отраженных в нормативно-правовых актах.
Для подтверждения квалификации эксперт должен предоставить соответствующие документы (например, документы о высшем образовании, профессиональной переподготовке в качестве эксперта, о стаже работы по специальности, о стаже работы экспертом и т.д.).

3. п.2 ст.41 Федерального закона №44-ФЗ определяет круг лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в качестве экспертов. п.3 этой же статьи говорит об обязанности экспертной организации письменного уведомления заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы. На практике такие уведомления чаще всего посылаются посредством электронной почты.

ООО «Ленинградская Экспертная Служба «ЛЕНЭКСП» проводит экспертизы по 44-ФЗ.

Стоимость (цена) экспертизы от 10 000 руб.

Для определения точной стоимости (цены) экспертизы необходимо направить в наш адрес контракт на закупку (с техническим заданием) посредством электронной почты, т.к. стоимость зависит от количества и сложности параметров по которым нужно провести проверку.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

тел. 8 (812) 244-46-40; 8 (931) 244-56-45

  1. Цель экспертизы – проверка соответствия предоставленных исполнителем (поставщиком, подрядчиком) результатов, в т.ч. их количества, комплектности, качества и безопасности требованиям установленным контрактом и действующими нормативно-правовыми актами РФ.
  2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по отдельным этапам. Количество приемосдаточных актов должно совпадать с количеством экспертиз (заключений).
  3. Для проведения экспертизы между Заказчиком и экспертной организацией заключается контракт (договор). В контракт включаются: обязательные условия в соответствии с 44-ФЗ, цель экспертизы, вопросы на экспертизу, права и обязанности сторон, условие о праве экспертной организации запрашивать у заказчика, исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, вид и размер ответственности сторон.
  4. На практике порядок действий при проведении экспертизы в случае закупки у единственного поставщика в соответствии с 44-ФЗ следующий:

— заключение договора с экспертной организацией;

— приемка товара, работ, услуг;

— экспертиза с выдачей заключения эксперта;

— оплата поставщику (подрядчику, исполнителю), экспертной организации.

  1. Заключение эксперта представляет собой многостраничный письменный документ, включающий в себя вводную часть, исследовательскую часть, выводы, приложения (в т.ч. квалификационные документы эксперта).

ВАЖНО: следует особо подчеркнуть, что лабораторные испытания/исследования при проведении внешней экспертизы по 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика чаще всего не требуются и проводятся лишь при необходимости (напр., отдельное указание на это в контракте, сомнения у заказчика и/или эксперта в качестве поставленного товара, работы, услуги и т.д.).

  1. В соответствии с п.10 ст. Федерального закона №44-ФЗ заключение по результатам экспертизы прикладывается к отчету вместе с документом и приёмке.
  2. Ну и под конец об ответственности должностных лиц:

В ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ указано, что несоблюдение требований законодательства РФ в сфере закупок в части привлечения экспертных организаций влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Нашей службой разработаны специальные формы заключений при проведении внешней экспертизы по 44-ФЗ в соответствии с требованиями:

— Гражданского кодекса РФ;

— Бюджетного кодекса РФ;

— Федерального закона №504-ФЗ от 31.12.2017 г.;

— Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г.;

— Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

— др. действующих нормативно-правовых актов РФ.

Мы проводим экспертизу поставленных товаров (в т.ч. мебель, бумага, медицинские и хозяйственные товары, оргтехника, в т.ч. принтеры, сканеры, МФУ, расходные материалы для оргтехники, в т.ч. картриджи, канцтовары, бытовая техника, автотранспорт фарфор, бензин, строительные материалы и т.д.), работ, услуг.

Зачем нужна экспертиза результатов контракта

Она показывает, насколько то, что в итоге сделал для вас поставщик, соответствует условиям контракта. Ведь не всегда можно разглядеть недостатки товара, работы или услуги невооруженным взглядом. Даже в простых поставках системных блоков может показаться, что блок оборудован кулером, а при детальном рассмотрении выяснится, что для кулера есть только ниша.

Проверку можно проводить своими силами, силами приглашенных экспертов или экспертных организаций. Проще и дешевле конечно проводить своими силами. Достаточно возложить полномочия внутренних экспертов на сотрудников вашей организации локальным актом. Но так получится сделать не по всем объектам закупки. Если объект, к примеру, высокотехнологичный, без внешней проверки не обойтись. Ваши сотрудники могут просто не обладать необходимыми знаниями, чтобы оценить степень соответствия результата контракта его условиям.

Услуги внешних аудиторов никогда не были бесплатными. Чтобы купить их услуги вы тоже проводили конкурентные процедуры и тратили средства. И самая большая неприятность в работе случилась 01.07.2018, когда в силу вступила очередная редакция 44-ФЗ. Читайте, почему это так.

Что было неудобно в экспертизе в 2018 году

Со второй половины 2018 года, а именно с 01.07.2018 вступила в силу редакция закона о контрактной системе, которая обязала вас проводить внешнюю экспертизу всегда. Раньше в перечне исключений, когда можно обойтись внутренним исследованием, были, в том числе, несостоявшиеся закупки у едпоставщика. А с июля 2018 года эти закупки из перечня убрали.

Представьте, вы намерены были провести аукцион. Внесли сведения в план закупок и план график. Подготовили документацию и извещение, потратили много времени, разместили все в ЕИС. Срок подачи заявок закончился, а вам поступила всего одна заявка. Эту заявку вы рассмотрели и приняли решение, что она соответствует требованиям документации. А значит с участником закупки можно заключить контракт.

Контракт на оказание услуг внешней экспертизы исполнения контрактаскачать образец Заключение по результатам экспертизы, проводимой силами заказчикаскачать образец Акт о приемке товараскачать образец

В протоколе отразили, что процедура не состоялась и вы заключили контракт с едпоставщиком. До 01.07.2018 экспертизу по такому контракту вы могли провести своими силами. Можно было самим сформировать экспертную комиссию и вынести заключение. А с июля уже появилось обязательство проводить внешнюю экспертизу, даже если закупили у едпоставщика после несостоявшихся процедур. Это было неудобно по двум причинам. Первая – это дорого. Услуги экспертов не бесплатны, а когда вы планировали бюджет, вы не рассчитывали на такие траты.

Дополнительные лимиты на закупку услуг экспертов вам, конечно, никто выделять не станет. Вот и получалось так, что целые полгода вы обязаны были проводить экспертизу, на которую у вас не было и не могло быть денег. А вторая причина – увеличенное количество бумаг. По итогам составляют экспертное заключение. Его тоже надо грамотно составить и оформить. Скачайте его образец в статье.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ

Заказчик проводит экспертизу, чтобы проверить, как вторая сторона исполнила свои обязательства. Это обязательный этап приемки. Закон допускает проведение экспертизы своими силами по 44-ФЗ, то есть с привлечением работников заказчика. В случае с внешней экспертизой по 44-ФЗ обязанности ложатся на сторонних экспертов, которые оказывают услугу на основании договора.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ

Решив провести внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ, заказчик вправе воспользоваться одним из трех вариантов:

  • поручить проверку комиссии по приемке. Тогда этот функционал нужно закрепить в положении о такой комиссии;
  • создать специальную комиссию из числа сотрудников (в этом случае одновременно будут функционировать две комиссии);
  • уполномочить отдельное лицо из числа работников организации.

На что обратить внимание при экспертизе своими силами? Проверяя результаты поставки, проверьте:

  • нет ли брака;
  • цел ли товар и его упаковка, нет ли повреждений, нанесенных при транспортировке;
  • вся ли товарная партия поставлена;
  • не истек ли срок годности;
  • есть ли все необходимые сертификаты и сопроводительные документы.

При внутренней экспертизе оформите акт сдачи-приемки и заключение экспертизы одним документом.

Внешняя экспертиза по 44-ФЗ

Подробнее разберем проведение внешней экспертизы по 44-ФЗ. В качестве специалиста для проверки можно привлечь компанию, ИП и даже физическое лицо. Главное условие — специальные познания в нужной области. Кого нельзя нанять для экспертизы? Ее не может проводить физлицо, которое:

  • в течение 2 последних лет было работниками заказчика или поставщика;
  • заинтересовано в заключении контракта;
  • имеет конфликт интересов с заказчиком.

Экспертизу также не могут проводить компании, в которых любая из сторон контракта владеет более чем 20% акций или голосов. Кроме того, внешние эксперты не должны входить в число закупочной комиссии.

Договор на экспертизу по 44-ФЗ: образец

Все основные положения внешней экспертизы по 44-ФЗ заказчик и эксперт определяют в договоре. Одна сторона обязуется оказать услугу, а вторая — оплатить ее. При этом в цену рекомендуется включать все расходы исполнителя, в том числе, налоги, сборы и т.д. Подробно пропишите, как будет проходить приемка, утвердите перечень необходимых документов. Составьте техзадание для экспертов.

Оно должно содержать список вопросов, перечень объектов для экспертизы, конкретные показатели, по которым они оцениваются. Утвержденной формы такого договора не существует. Составляйте его по требованиям ГК РФ.

Заключение внешней экспертизы по 44-ФЗ: образец

Что должны проверить внешние эксперты:

  • соответствие требованиям техзадания, а также принятым стандартам, технических условиям;
  • соответствие реальных характеристик маркировочным обозначениям, информации на ярлыке и этикетке;
  • соответствие свойств продукции показателям качества, содержащимся в сопроводительных документах;
  • цельность и качество упаковки;
  • условия транспортировки;
  • сроки и условия хранения на соответствие нормативам;
  • сопроводительные документы.

Применительно к работам и услугам проверка затрагивает объемы, сроки и качество результата. Все это также проверяют на соответствие требованиям заказчика и действующим нормативам.

По итогу эксперты составляют заключение. Образец заключения внешней экспертизы по 44-ФЗ должен включать фразу «подтверждает соответствие» или слово «соответствует» по каждому из критериев оценки. Если есть нарушения, указываются рекомендации, сроки устранения и ответственные лица.

По закону заключение готовится в течение 4 рабочих дней после получения запроса от заказчика. Оно содержит:

  • информацию о контракте;
  • сведения о сторонах — заказчике и поставщике;
  • данные об исполнении контракта;
  • должности и ФИО экспертов;
  • критерии, по которым проводилась оценка;
  • итоговый вывод о соответствии или несоответствии товара, работы или услуги техзаданию;
  • перечень нарушений, если они были выявлены;
  • дату и подпись.

Иногда в рамках экспертизы необходимы исследования и испытания. Проводить их могут только лица и компании с соответствующими лицензиями, разрешениями и т.д.

Новые основания для заключения контракта по итогам несостоявшейся закупки

504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон (обзор изменений смотрите на нашем сайте) и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п. 25.1 ч. 1 ст. 93.

Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту. Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза) либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Часть 4 ст. 94 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательной, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться.

Одним из таких исключений является п. 25 ч. 1 ст. 93. Однако п. 25.1 — 25.3 в перечне исключений не предусмотрены. Из чего следует вывод, что при закупках по этим пунктам внешняя экспертиза является обязательной.

Что это значит для заказчиков? Это означает, что по электронным процедурам (электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений в электронной форме), которые признаны несостоявшимися, должны проводится внешние экспертизы для приемки исполнения по контрактам.

Такие неутешительные выводы. Есть надежда, что это ошибка законодателя, а не сознательное решение. Возможно этот момент был упущен при подготовке изменений в 44-й закон и рано или поздно будет исправлен. Но пока изменения не внесены у заказчиков возникает дополнительная обязанность.

Кто проводит внешнюю экспертизу?

В связи с этим заказчикам предстоит решить ряд вопросов. От вопроса о том, за счет каких средств ее проводить, до вопроса, куда обращаться за ее проведением.

Выбор экспертов регулируется 41 статьей закона и по большей части содержит перечисление ограничений для привлечения лиц в качестве экспертов. Далеко не каждое лицо, работающее в той или иной сфере, может быть признано экспертом. Согласно 3 статье 44-го закона экспертом, экспертной организацией может быть лицо, обладающее специальными познаниями, квалификацией, опытом. Изучив правоприменительную практику, мы увидели, что нередко данные услуги оказывают эксперты ТПП, а суды принимают их заключения в качестве доказательств. О том, к каким экспертным организациям обращаются заказчики, с какими затруднениями могут столкнуться заказчики при привлечении к приемке внешних экспертов, читайте специальные материалы на нашем сайте, которые пополняются по мере появления новых данных.

Р.S.: похоже наши предположения оказались верными. Минфин подготовил законопроект, по которому внешняя экспертиза становится необязательной для таких закупок, также как и ранее. В законопроекте помимо этого предлагается много других важных изменений, в том числе отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.

Ответ Минфина на вопрос о том, кто может провести внешнюю экспертизу

Мы направили в Минфин перечень ваших вопросов о том, кто может провести экспертизу в том или ином случае. И вот какой ответ мы получили.

Здравствуйте! С 01.07.2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которым заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации при приемке товаров, работ, услуг в случае, если контракт заключен по результатам несостоявшегося электронного аукциона (п. 25.1 ч. 1 ст. 93).

С учетом того, что закон № 44-ФЗ содержит только общее определение эксперта, экспертной организации как лица, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией, прошу разъяснить:

1) Если на электронных торгах выиграл один поставщик на лекарственный препарат для государственной медицинской организации, кто может составить внешнюю экспертизу? Может ли ее осуществить университет с привлечением работников кафедры фармакологии или фармации медицинского университета?

2) Можно ли привлечь для проведения внешней экспертизы для приемки компьютерного оборудования какого-нибудь продавца, реализующего такого рода оборудование?

3) Какие эксперты могут проводить внешнюю экспертизу для контрактов на оказание образовательных услуг? По каким критериям их можно отобрать?

4) Приобретается квартиры для детей сирот. В аукционе участвует один поставщик. Нужна ли внешняя экспертиза и какие требования в экспертам?

5) Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ эксперты, экспертные организации привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом. Можно ли привлечь эксперта, экспертную организацию на основании безвозмездного договора?

Здравствуйте! По итогам несостоявшихся электронных торгов заключен контракт на оказание услуг по полису ОСАГО. Согласно ст. 94 закона о контрактной системе необходимо провести экспертизу исполнения контракта с привлечением экспертов или экспертных организаций. Прошу разъяснить:

1) Кто может быть экспертом при проведении экспертизы страховых услуг?

2) Какими документами эксперты или экспертные организации могут подтвердить свой статус или наличие специальных познаний, опыта в данной области?

3) Можно ли привлечь в качестве экспертной организации другую страховую организацию?

Наш комментарий

К сожалению, как видите, мы не получили ответы от регулятора контрактной системы на конкретно поставленные вопросы. И пока обязанность по проведению внешней экспертизы, как это обещает Минфин, не отменена, мы рекомендуем следующее.

Если с вами случилась такая беда, что закупки не состоялись и контракт заключен с единственным участником, то требования закона о проведении внешней экспертизы нужно выполнять. Наиболее безопасным вариантом в таком случае будет обращение в экспертную организацию. Есть рекомендации договариваться учреждениями по профилю (например, для экспертизы приемки лекарств привлекать сотрудников другого медицинского учреждения), но такая экспертиза может быть поставлена под сомнение проверяющими органами. А если требование о проведении внешней экспертизы не выполнено, то это грозит привлечением к административной ответственности и другими негативными последствиями.

Как найти нужную экспертную организацию? Перечень таких организаций можно обнаружить на сайтах арбитражных судов. Обратившись к нему, вы можете выбрать подходящую для экспертизы компанию и заключить с ней контракт. В этих организациях вам подскажут, какой именно эксперт (эксперт-товаровед или другой) должен оценить результаты исполнения контракта и есть ли такие эксперты в данной организации. Что касается оплаты, то она может зависеть от объема работы эксперта (количества часов, которые потребуются на проведение экспертизы и подготовку заключения).

Чтобы в последующем заключение эксперта не было оспорено, при заключении контракта полагаем целесообразным предусмотреть в нем условия о предоставлении экспертной организацией документов, подтверждающих опыт, квалификацию эксперта (например, документы о высшем образовании, профессиональной переподготовке в качестве эксперта, о стаже работы по специальности, о стаже работы экспертом и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *