Отдельный счет по госконтракту

Как правильно открыть специальный счёт

Открытие спецсчёта для гособоронзаказа возможно в банках, которые соответствуют ряду определённых требований:

  • наличие собственности капитала не менее 100 миллиардов рублей в общем обороте;
  • доля уставного капитала не менее 50%;
  • работа банка абсолютно законна и имеет подтверждающие документы в виде выданной лицензии, а также одобрение со стороны государства;
  • осведомлённость на осуществление деятельности, которая имеет секретные разработки;
  • отсутствие специальных требований для открытия счёта.

Вышеописанные условия являются обязательными для оформления процедуры. Поэтому перед тем как открыть специальный счёт необходимо тщательное ознакомление со всеми условиями банка по поводу данного вопроса.

Открытие отдельного счёта по госооборонзаказу имеет большое число особых условий, так как в этом случае правительство приняло меры по предотвращению развития коррупции и проведения различных мошеннических схем недобросовестными исполнителями.

Оформление процедуры

Получение специального счёта для госконтракта определяется после осуществления следующих действий:

  • сбор необходимого пакета документов;
  • заполнение карточки с наличием всех необходимых подписей;
  • заверка бумаг в соответствии с установленными правилами;
  • подача всех документов и правильно заполненного заявления.

Чтобы открыть спецчсет для гособоронзаказа, банки обязаны соответствовать ряду требований

После подачи всех нужных документов банк рассматривает заявку и выносит соответствующее решение. В случае положительного ответа обе стороны заключают договор об открытии специального счёта.

Администрация банка фиксирует заключение договора в регистрационной книге на протяжении рабочего дня и высылает уведомление заявителю о присвоении счёта. Исполнитель обязан на протяжении 7 суток подать соответствующую информацию в ФСС, ИФНС, ПФР.

Расходы средств со спецсчёта для учёта госзаказов ведутся в безналичном расчёте. Платёжное поручение должно иметь целевое назначение и подробное объяснение проведения операции. Для беспрепятственной работы между исполнителем и заказчиком необходимо правильное предварительное оформление всех необходимых бумаг.

Отказ в присвоении специального счёта для юридических лиц возможен при отсутствии ошибок в представленных бумагах и наличия полного пакета документов. Если же возникли сложности с оформлением процедуры, то банк обязан известить заявителя о причинах вынесения отрицательного решения.

Особенности оформления специального и расчётного счёта

Для того чтобы правильно осуществлять операции по снятию денежных средств со специального и расчётного счёта необходимо ознакомиться с особенностями оформления обеих процедур.

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа от платёжного агента подразумевает проведение следующих операций:

  • перечисление средств с аналогичного счёта из другого или этого же банка;
  • принятие денежных средств на счёт от физических лиц;
  • осуществление процедуры списания средств на различные нужды целевого назначения.

Особенностью оформления специального счёта является одновременное открытие второго расчётного счёта. Ведение процедуры осуществляется бесплатно согласно действующему законодательству РФ.

Оформление специального счёта для юридических лиц позволяет проводить следующие операции:

  • зачисление денежных средств, которые получены от платёжного агента;
  • списание денежных средств на банковский счёт;
  • получение средств в денежном эквиваленте от физических лиц;
  • списание средств с платёжного агента из другого банка;
  • перевод денежных средств поставщику или платёжному агенту;
  • перевод средств на другие банковские счета.

Приём платежей от физических лиц требует наличия специального договора, подтверждающего законность проведения данной процедуры.

Правильное расходование средств по спецсчёту

Действующее законодательство внесло изменения в условия расчётов со спецсчёта по гособоронзаказам. Данные операции можно проводить в банках, которые определены государством и имеют долю капитала, получаемого из казны.

Вся информация по заключённым контрактам и расходованию средств контролируется государством и передаётся для обработки в Росфинмониторинг. Новые требования подразумевают перечисление средств только на открытый спецсчёт с точной и подробной проводкой по всем финансовым операциям.

Все движения средств по спецсчету контролируются государством

При этом положения закона разрешают перевод средств на другие расчётные счета в таких случаях:

  • выделение средств на оплату заработной платы с учётом налогов и страховых взносов;
  • оплата доставки товара, выполненной работы или услуги в ценовом эквиваленте, которое регулирует государство;
  • другие расходы с общей суммой, не превышающие 3 миллиона рублей в месяц;
  • перечисление прибыли в случае неполного выполнения заключённого контракта между двумя сторонами;
  • расчёты с иностранными компаниями (при условии согласования с Министерством Обороны РФ);
  • перечисление необходимых денежных средств для восполнения затрат на различные товары необходимые для изготовления гособоронзаказа (комплектующие детали, материалы, сырьё);
  • оплата налогов, страховых и таможенных сборов в соответствующие пенсионные, медицинские и страховые фонды.

Важно! Любое проведение операции по спецсчёту для гособоронзаказа осуществляется в том случае, если государство в официальной форме подтвердило согласование о заключении государственного контракта.

В целях получения прибыли и правильности осуществления финансовых расчётов между заказчиком и исполнителем банк России установил некие ограничения на проведение следующих операций:

  • погашение налогов по таможне и страховке в фонды внебюджетного происхождения;
  • перевод денежных средств с отдельного счёта на другие банковские различным исполнителям на протяжении небольшого промежутка времени;
  • перевод средств иностранной компании некоммерческого происхождения без предоставления официального юридического лица;
  • списание средств по дополнительному соглашению к договору, которое не указано в основных документах;
  • получение средств, в размерах, превышающих 20 % стоимости заключённого контракта.

Расход средств со специального счёта гособоронзаказа имеет немалое число особенностей и установленных правил. В этом случае необходимо строгое соблюдение всех требований и условий, так как их нарушение может привести к административной ответственности, назначению штрафа и приостановлению деятельности между двумя сторонами.

Вконтакте ЛУЧШИЕ КРЕДИТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА

Контракты в сфере гособоронзаказа. Вопросы и ответы

В марте 2016 года в Санкт-Петербурге прошла очередная всероссийская конференция при участии руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ, ФАС России, а также уполномоченных банков. Тема конференции: «Гособоронзаказ. Основные принципы заключения и исполнения контрактов».

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны, ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

ГОЗ: Вопросы и ответы

Материал подготовлен по итогам конференции «Гособоронзаказ. Основные принципы заключения и исполнения контрактов»

Организатором события, собравшего более двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили Агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии».

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым, мы публикуем в качестве краткого резюме прошедшей встречи.

– С какого момента исполнитель вправе распоряжаться денежными средствами со своего отдельного счета?

– Режим использования отдельного счета предусмотрен ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В процессе выполнения государственного контракта исполнитель вправе распоряжаться денежными средствами со своего отдельного счета только в тех целях, которые прямо предусмотрены федеральным законом (п. 2 ч.1 ст. 8.3 закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ). После получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении контракта отдельные счета исполнителей подлежат закрытию, и в этом случае правила, предусмотренные п. 2 ч.1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ, на операции по списанию денежных средств не распространяются.

– В каких случаях исполнитель вправе обратиться в уполномоченный банк с заявлением о закрытии отдельного счета?

– Закрыть счет в банке можно двумя способами: 1) после завершения государственного контракта и получения уполномоченным банком уведомления от государственного заказчика об исполнении контракта. В этом случае уполномоченный банк уведомляет всех исполнителей о том, что государственный контракт исполнен, и исполнители вправе закрыть отдельные счета; 2) после выполнения исполнителем своих обязательства по государственному контракту, при условии отсутствия на отдельном счете остатков денежных средств, в соответствии с Гражданским кодексом РФ исполнитель – клиент банка вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии отдельного счета. Данная процедура не противоречит №159-ФЗ от 29.06.2015 г. и №275-ФЗ от 29.12.2012 г (в редакции от 13.07.2015 г.)

– Может ли соисполнитель списывать денежные средства (прибыль) поэтапно (этапность прописана в государственном контракте) или нормы закона, касающиеся поэтапного списания денежных средств, относятся только к головному исполнителю?

– В соответствии с пп. г п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ головной исполнитель вправе списывать денежные средства с отдельного счета в целях перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта, при частичном исполнении им государственного контракта; соисполнители вправе списывать денежные средства с отдельного счета в целях перечисления прибыли только после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) (пп. в п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ).

– Допускает ли закон №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» получение соисполнителем прибыли на расчетный счет после исполнения своих обязательств по государственному контракту?

– Согласно нормам закона №275-ФЗ, ст. 8.3, п. в, речь идет о том, что денежные средства в качестве прибыли можно списывать на иные банковские счета только после исполнения контракта, однако прибыль должна быть зафиксирована сторонами в государственном контракте при его заключении. Если вы в контракте не зафиксировали сумму прибыли, то этот вопрос можно урегулировать путем подписания дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью контракта.

Практика правоприменения этой нормы неоднозначна, в связи с чем некоторые уполномоченные банки, например ПАО «Сбербанк», не принимают дополнительное соглашение в качестве основания для снятия прибыли по завершенному контракту, расценивая это как нарушение норм закона №275-ФЗ. В то время как АО «Газпромбанк» принимает подобные дополнительные соглашения. Представители Департамента финансового мониторинга Минобороны утверждают, что в условиях переходного периода фиксирование прибыли через дополнительные соглашения к контрактам носит массовый характер, и совместно с юристами готовят документ для банков, в котором такие соглашения в определенных случаях будут считаться легитимными.

– Сможет ли исполнитель получить окончательный расчет по контракту в случае досрочного исполнения государственного контракта?

– Окончательный расчет по государственному контракту неразрывно связан с исполнением контракта и направлением государственным заказчиком уполномоченному банку уведомления об исполнении контракта. Если заказывающий орган не оформит досрочное исполнение заказа, то с окончательным расчетом до формального срока завершения контакта могут возникнуть сложности. Для Департамента финансового мониторинга процедура направления уведомления об исполнении контракта и закрытии отдельного счета следующая: государственный заказчик информирует Департамент финансирования гособоронзаказа о подписании акта приема-передачи по государственному контракту, в свою очередь Департамент финансового обеспечения готовит заключение об окончании взаиморасчетов по контракту. Как только происходит подтверждение нулевого сальдо по контракту и акту приема-передачи, Департамент финансового мониторинга направляет заключение в уполномоченный банк. В связи с тем, что государственный контракт исполнен раньше срока, от государственного заказчика требуются дополнительные аргументы в Департамент финансового обеспечения в отношении досрочной сдачи продукции.

– На сегодняшний день законодательство не позволяет головным исполнителям досрочно погасить кредиты, взятые в уполномоченном банке под выполнение заказа, до полного исполнения контракта. Появятся ли в будущем эти нормы?

– Нет, не появятся! Эти нормы заменят нормы о компенсации понесенных затрат. Нет необходимости тянуть обслуживание кредита до конца контракта, а погашение кредитов из авансов государственного заказчика противоречит бюджетному законодательству.

– Наша организация является головным исполнителем. Согласно четырехлетнему контракту мы получаем аванс в размере 50% от стоимости контракта в предпоследний год. При этом банк дает кредит только на 20% от суммы контракта. Работы касаются строительства кораблей. Те деньги, которые поступили на отдельный счет по предыдущим контактам, содержат прибыль по ним, которую мы могли бы вложить в реализацию следующих контактов с отложенным авансированием, но и этого мы сделать не можем до момента их полного завершения. В связи с этим вопрос: на какие деньги нам стоить корабли?

– Ведите переговоры с Департаментом обеспечения гособоронзаказа. Министром обороны на декабрьской коллегии ВПК принято решение о поквартальном авансировании в связи со сложной бюджетной ситуацией. Вместо 1200 млрд Минфин выделил 650 млрд, а обязательства перед головными исполнителями не откорректированы. Минобороны не может дать предприятиям больше, чем у него есть. Если вы можете подтвердить необходимость поквартального авансирования, обосновав это особенностями производственно-технологического цикла, докажите это и ведите переговоры.

Сейчас готовятся поправки в закон, предполагающие возможность поэтапного снятия прибыли головным исполнителем по госконтрактам с длительным производственным циклом.

– Как производится оплата иностранных комплектующих, одобренных Министерством обороны?

– «Сбербанк» принял для себя решение и утвердил его в нормативном документе. Ответ звучит так. Компания предоставляет платежку в рублях, заранее договариваясь о курсе. В назначении платежа указывает реквизиты иностранного лица. Банк произведет конвертацию в иностранную валюту. При условии предоставления банку паспорта сделки банк проведет все процедуры валютного контроля и отправит деньги за рубеж. Если паспорт сделки не находится в «Сбербанке», деньги зачислят на транзитный счет и зафиксируют, что это за деньги и что с ними нужно сделать, чтобы банк отчитался. В дополнение к этому «Сбербанк» с клиентом подписывают обязательство, что если платеж по какой-то причине не пройдет, то деньги обязательно вернутся на тот же отдельный счет.

– Может ли исполнитель трактовать поставку товаров по государственному оборонному заказу как иные расходы, если сумма поставки составляет до 3 млн рублей? Может ли исполнитель в связи с этим получать денежные средства с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, на обычный расчетный счет? Не будет ли это нарушением закона?

– Нет, это не будет нарушением закона. Если ваш поставщик не видит необходимости в открытии вами специального счета, то и не нужно его открывать. Это в рамках закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

– Скажите, пожалуйста, что входит в понятие иных расходов, включенных в лимит 3 млн рублей?

– Изначально законодатель предполагал, что это расходы на неотложные нужды или мелкие расходы. Вопрос отражения их в учете зависит от конкретного случая, и это уже вопросы бухгалтерии.

– Вопрос по уровню кооперации. Закон №275-ФЗ говорит, что исполнителем является поставщик товаров, услуг, находящийся в кооперации исполнителей, головного исполнителя. До какой ступени продолжается цепочка исполнителей?

– Как только денежные средства «выходят» из системы отдельных счетов, цепочку закрывает получатель этих денежных средств.

– Согласно информации от банков, денежные средства, находящиеся на отдельных счетах, можно закладывать в overnight (неснижаемый остаток на один день). Действительно ли такая возможность есть?

– Да, такая возможность есть.

– Предусмотрены ли нормативный порядок и сроки уведомления уполномоченного банка Департаментом финансового мониторинга после получения головным исполнителем окончательного расчета?

– В настоящий момент данная процедура проходит согласование в Министерстве обороны РФ. В связи с тем, что нормативный документ еще не прошел согласование, сотрудники Департамента финансового мониторинга лично отвозят документы об исполнении контракта в уполномоченный банк. Сейчас этот процесс может занимать срок от одного дня до нескольких месяцев. После принятия официального регламента будет занимать считанные часы.

– Какова необходимость получения лицензии на производство военной продукции?

– Если ваша предпринимательская деятельность направлена на производство, обслуживание, ремонт, утилизацию, сервисный ремонт вооружения и военной техники, то, соответственно, такая деятельность должна лицензироваться в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 г.

– Установлен ли в рамках государственного оборонного заказа максимальный размер прибыли по государственному контракту?

– Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 закона №275-ФЗ Правительство РФ, в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством, вправе устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по гособоронзаказу. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 г. №407 определен размер этой прибыли, и он составляет от 1 до 20%. Эта норма носит рекомендательный характер, но мы рекомендуем ей пользоваться. Если это продукция своего производства, то следует применять максимальную ставку – 20%, если продукция перепродается, то 1%.

– Государственный контракт исполнен, и от уполномоченного банка мы получили уведомление о закрытии отдельного счета. Однако на отдельном счете еще осталась определенная сумма. Какова судьба этих денежных средств?

– Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные законом №275-ФЗ, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. Остаток денежных средств на отдельном счете организация вправе списать на любой расчетный счет, при этом ограничения, установленные ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ, на эти списания не распространяются.

– Возможно ли включение в контракт с соисполнителями третейской оговорки, передача в дальнейшем хозяйственных (коммерческих) споров между соисполнителями на рассмотрение третейского суда?

– Прямого запрета на это в законодательстве нет.

– А может ли исполнитель самостоятельно зачислять денежные средства на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке?

– Да, может, никаких ограничений по данному вопросу законодательством не предусмотрено. Однако списание денежных средств с отдельного счета будет происходить в соответствии со всеми ограничениями по использованию отдельных счетов.

– Как соотносятся нормы федерального закона о государственном оборонном заказе и нормы федерального закона о несостоятельности (банкротстве)?

– В настоящий момент Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает позицию, касающуюся данного вопроса.

– Какова необходимость предоставления уполномоченному банку государственного контракта, содержащего большой объем технической и иной информации?

– Банк обязан оцифровать и передать в единую информационную систему государственный контракт, а это значит указать следующее: 1) цену государственного контракта; 2) информацию о прибыли по государственному контракту; 3) сумму фактического задела по государственному контракту. Что касается технических условий – предоставление такой информации законом не предусмотрено.

– Нужно ли отражать сумму фактических расходов (задела) в государственном контракте?

– Согласно ст. 7 закона №275-ФЗ головной исполнитель, исполнитель вправе включать по согласованию с государственным заказчиком (головным исполнителем, исполнителем) в государственный контракт, контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения государственного контракта, контракта в пределах цены государственного контракта, контракта понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. Однако в соответствии с пп. е п. 2, ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона №275-ФЗ получить сумму фактических расходов головной исполнитель, исполнитель сможет только после исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).

– Закон предполагает открытие отдельных счетов в рамках каждого контракта; а что, если контракт содержит несколько ИГК? Можно ли открыть один счет по этому контракту? И какой в таком случае ИГК присваивать этому контракту? Почему нельзя рассчитываться с отдельного счета платежными поручениями с указанием в них этих трех, четырех, пяти ИГК?

– Идентификатор государственного контракта (ИГК) – уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки. Вопрос относится к оптовой закупке, в этом случае ИГК указывается как справочная информация, чтобы аналитики, которые анализируют эту информацию, видели, что закупка оптовая. В этом случае применяется следующее правило: если с ИГК №1 это оптовая закупка, то у нижестоящего поставщика должен быть открыт счет под ИГК №1, а в качестве справочной информации они могут указать, что поставляют на ИГК №1, 2, 3, …, 10 и т.д.

– Предусмотрены ли единые требования для уполномоченных банков к оформлению документов для списания денежных средств с отдельного счета после подписания акта выполненных работ?

– Единой инструкции для банков сейчас нет, но она должна появиться. Нормы пп. е п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ дают возможность перечисления денежных средств на расчетный счет в другом банке после полного исполнение контракта. Что такое исполнение контракта? Первое – это полная поставка, второе – полная оплата, третье – отсутствие претензий друг к другу. В банк достаточно представить документы, подтверждающие эти три факта.

– Есть нестыковка Федерального закона №275-ФЗ с Налоговым кодексом РФ, а именно по поводу перечисления заработной платы сотрудникам за первую половину месяца. Банки требуют платежное поручение на удержанный НДФЛ. Налоговый кодекс нам категорически запрещает и обещает санкции за несвоевременное, и в том числе раннее перечисление НДФЛ в бюджет РФ.

– Налоговая служба разъяснила, что в случае уплаты налоговыми агентами НДФЛ ранее даты, когда произведена фактическая полная выплата доходов физическим лицам, отсутствует факт неперечисления в бюджет суммы налога. В связи с этим задолженности перед бюджетом не возникает. Следовательно, в действиях налоговых агентов отсутствует состав правонарушения, установленного в ст. 123 НК РФ. Также ФНС России отметила, что в рассматриваемой ситуации следует учитывать позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 23.07.2013 г. №784/13 (Письмо ФНС России от 29.09.2014 г. №БС-4-11/19716).

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство «Дифанс Медиа» и редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

В ближайшее время, очевидно, произойдёт очередная корректировка Федерального закона № 275 — ФЗ «О государственном оборонном заказе», поскольку действующая редакция нежизнеспособна и может развалить оборонную промышленность, как и прочую ещё живую промышленность. Коротко о нашем предприятии. ООО «Завод высоковольтных электронных компонентов «Прогресс» расположено в Республике Коми (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), производит электронную продукцию — конденсаторы и варисторы (более 200 000 изделий в год, 2500 номиналов изделий). Изделия общепромышленного назначения, используются также в ОПК. Предприятие на протяжении 13 лет осуществляет поставки в том числе и Головным исполнителям ГОЗ.

Номенклатура наших изделий только на 10% обеспечивается Российскими производителями. 90% — импортные электронные комплектующие. Потребителями нашей продукции являются около 400 предприятий РФ, из них — 90 головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа. На протяжении всего периода своей деятельности (с 2003 г.) завод «Прогресс» исправно выполняет все обязательства по заключённым договорам, о чем говорит полное отсутствие судебных исков к предприятию. После того, как вступили в силу изменения, внесённые в ФЗ-275 Федеральным Законом от 29 июня 2015 г. № 159 — ФЗ (после 1 сентября 2015 г.) наше предприятие оповестило всех головных исполнителей, с которыми у нас сложились хозяйственные связи, о том, что мы не имеем практической возможности вступить в кооперацию на условиях ФЗ-275.

В настоящее время все головные исполнители продолжают получать нашу продукцию на основе обычных договоров гражданско-правового характера (вне рамок, установленных ФЗ-275). Именно для таких предприятий, как наше, законодатель предусмотрел в ФЗ — 275 возможность головных исполнителей приобретать нужную им продукцию у предприятий, не входящих в кооперацию и не желающих официально участвовать в поставках продукции по ГОЗ. Данная норма закона является единственной отдушиной, позволяющей, хоть как-то выходить из тупикового положения. Только сумма разрешенных контрактов по этой норме подлежит многократному увеличению (до 30 млн. в первом приближении). Никто не может рационально объяснить ни лимит в 0,6 млн. ни сумму в 3 млн. руб., фигурирующие в законе. При изучении вопроса о вступлении в кооперацию, предусмотренную ФЗ275, мы пришли к выводу, что в таком случае наше предприятие быстро прекратит своё существование, поскольку у нас не хватит ресурсов (трудовых, технологических, логистических и материальных) для работы в предлагаемых тесных рамках. Так, в частности, наше предприятие будет обязано:

1. Внедрить и вести раздельный учёт результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту (п. п. 16 и 17 ч. 2 ст. 8. ФЗ-275).

2. Открыть дополнительно несколько сотен счетов в уполномоченных банках, выбранных головными исполнителями (на каждый контракт должен быть открыт отдельный счёт) (п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 8, п. п. 2,3,5,7 и 18 ч. 2 ст. 8. ФЗ-275).

3. Получить согласие от всех наших поставщиков сырья, материалов, оборудования, услуг, на вхождение в кооперацию и дальнейшую работу на условиях ФЗ-275, включая необходимость заключения ими договоров с уполномоченными банками, выбранными головными исполнителями, ведение раздельного учёта по всей поставляемой ими продукции, переход на предусмотренную ФЗ-275 систему оплаты поставленной продукции, согласие на ограничения рентабельности и прибыли, согласие на уменьшение или полный отказ от авансирования, а также необходимость соблюдать все, предусмотренные ФЗ275 ограничения по использованию своих банковских счетов, и т. д. (п. п. 6, 7, 11 и 12 ч. 2 ст. 8., ст. 8.3., ст. 8.4. ФЗ-275).

4. Перейти на новую систему оплаты поставляемых нами изделий (в том числе, систему, ограничивающую или полностью исключающую авансирование (п. 8 ст. 7, п. 2 ст. 8.4. ФЗ275).

5. Согласиться с уменьшением уровня рентабельности и прибыли своего производства (п/п «в» п. 1 части 1 ст. 8.3., п. 6, ч. 1 ст. 10 и п. 3, ч. 1 ст. 12 ФЗ-275).

6. Принять все ограничения на распоряжение своими собственными средствами (ст. 8.3. и 8.4. ФЗ275). Стоит иметь в виду, что все указанные ограничения для Головных исполнителей не являются критичными, поскольку действующее законодательство предусматривает для них систему льгот и гарантий, компенсирующих издержки от ограничений и обязательств, предусмотренных ФЗ-275. Для соисполнителей таких льгот и гарантий не существует. Теперь рассмотрим этого «дьявола» в деталях.

1. Внедрение раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Наше предприятие ежегодно заключает около 100 договоров на поставку наших изделий головным исполнителям. Если мы согласимся войти в кооперацию, количество контрактов с головными исполнителями увеличится в несколько раз, их будет более 500 (если ранее головной исполнитель заключал с исполнителями один контракт, включая в него все потребности по нескольким гос. контрактам, то с 1 сентября 2015 г., головной исполнитель, обязан дробить все позиции на отдельные контракты. В нашем конкретном случае головные исполнители требуют открыть от 1 до 10 счетов для обслуживания потребности одного исполнителя. В этих условиях внедрение раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту для нашего предприятия будет невозможно ни технологически ни организационно, поскольку, в настоящее время не существует единой разработанной и утверждённой методики ведения раздельного учёта для предприятий, осуществляющих выпуск множества разновидностей продукции (в нашем случае более 200000 учётных единиц в год, 2500 номиналов изделий, 20 рецептур, более 500 технологических операций, 15 технологических линий, и все это при цикле производства изделия 45–120 дней). Кроме того, не существует программной платформы для организации автоматизированных рабочих мест для ведения раздельного учёта по контрактам. Мы вели переговоры со специализированными организациями по заказу методики ведения раздельного учёта, для нашего предприятия и заказу программной платформы для организации автоматизированных рабочих мест. При этом выяснилось, что ориентировочный срок, в течение которого могут быть изготовлены данные методика и программа — 20–26 месяцев, ориентировочная цена — более 10 млн. руб. Кроме того, внедрение данных «новаций», с приобретением необходимого оборудования, приёмом и обучением новых сотрудников займёт ещё не менее 6–12 месяцев. Второй вариант — для ведения раздельного учёта вручную, по предварительным оценкам, необходимо принять на работу как минимум 70 подготовленных сотрудников. Таким образом, стоимость внедрения только одного раздельного учёта по каждому контракту, является критичной для бюджета нашего предприятия, а при всех прочих мероприятиях, необходимых для вступления в кооперацию, просто разорительной.

2. Открытие множества счетов. Как уже сказано, если мы согласимся войти в кооперацию, нам необходимо будет дополнительно открыть и вести, более 500 банковских счетов в разных банках, в разных городах. (в нашем регионе не представлены пять банков из девяти). Ближайший банк из списка избранных находится в 35 км. от завода. А, например, банк «Россия», в котором один из потребителей требовал открыть счёт, находится в 1500 км. от завода, правда, туда есть прямое авиасообщение. Соответственно, необходимо будет вести поиск и приём на работу специалистов, с помощью которых можно будет вести расчёты по многочисленным банковским счетам в различных банках в разных городах (это десятки людей). Для сравнения, в настоящее время, у нашего предприятия открыт только один счёт, в одном банке, который обслуживает ОДИН человек. Т. е. по первым двум пунктам, при численности производственного персонала 165 чел., понадобится еще более 120 сотрудников, которые займутся учётом?! И предполагается, что это не должно повысить стоимость продукции? Смешно…

3. Получение согласия наших поставщиков сырья, материалов, оборудования, услуг, на вхождение в кооперацию на условиях ФЗ-275. Для нас эта задача неисполнима в принципе. Проведённый письменный опрос поставщиков сырья, материалов, услуг, работ и иных ТМЦ, необходимых для выполнения контрактов по поставке конденсаторов и варисторов, выявил нежелание 100% контрагентов работать на условиях изменённого ФЗ-275. Запросы были направлены в 152 адреса наших партнеров. Получены ответы от 29 поставщиков. Все отрицательные. С теми, кто не дал письменных ответов, общались по телефону. При этом многие партнеры заявляют не только о несогласии поставлять продукцию на условиях, предусмотренных ФЗ — 275 в изменённой редакции, но и вообще, под разными предлогами, начинают отказываться от дальнейшего сотрудничества с нашим заводом. Важная деталь: основные виды сырья (оксиды металлов) для производства керамических конденсаторов и варисторов в стране серийно не производятся (например: спёки АЛТК, Т900, химически осаждённый мел, оксид цинка, прочие оксиды и т. д.) или имеют крайне низкое качество. Данные виды сырья производятся в странах, объявивших санкции Российской Федерации. По понятным причинам иностранные поставщики (немецкие, японские, итальянские), если узнают, что их продукция используется в России для создания военной продукции, также откажутся от вступления в кооперацию, предусмотренную ФЗ-275. При выпадении из производственной цепочки даже малой части поставщиков, наше предприятие не сможет осуществлять производство конденсаторов и варисторов, и прекратит своё существование. Уверен, что с подобной проблемой уже столкнулись сотни таких же производителей, как мы. Именно в этом нелепом хаосе, созданном законодателями, кроются истинные причины срывов гособоронзаказа, о которых недавно говорил Президент страны.

4. Переход на новую систему оплаты поставляемых изделий. В «дореформенный период» все договоры на изготовление и поставку нашей продукции, включали условие 70–100% авансировании. Это обусловлено спецификой производства (длительный технологический период изготовления продукции — в среднем 120 дней). На полученные от покупателей деньги мы закупаем сырье, материалы, комплектующие, услуги, оплачиваем электроэнергию и газ (обжиг изделий производится в круглосуточно работающих 36 метровых газовых печах), на протяжении четырёх месяцев выплачиваем заработную плату, поддерживаем в рабочем состоянии технологическое оборудование и помещения, а также оплачиваем налоги и иные обязательные платежи. Без авансирования, у предприятия не хватит собственных средств на перечисленные расходы. То есть производство встанет, выплата заработной платы прекратится, образуется ком штрафных санкций от контрагентов, отключение за неоплату электроэнергии и газа, штрафы за невыплату заработной платы, отток специалистов, замены которым нет не только в Республике Коми, но и далеко за ее пределами (ближайшие предприятия сходного профиля расположены в Санкт-Петербурге). ФЗ275 не гарантирует наличие авансирования, а п. 2 ст. 8.4. закона, предусматривает возможность полного отсутствия авансирования. Кроме того, в соответствии с п/п «ж» п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» «… условия авансирования головным исполнителем исполнителей по заключённым с ними контрактам определяются положениями государственного контракта…». В этом же подпункте имеется следующая фраза: «порядок и условия авансирования государственным заказчиком головного исполнителя в случае, если при заключении государственного контракта государственным заказчиком было принято решение об авансировании головного исполнителя…» Из последней фразы видно, что авансирования просто может не быть. Как будто речь идет о какой-то малозначащей частности!

5. Уменьшение уровня рентабельности и прибыли производства, предусмотренные п/п «в» п. 1 части 1 ст. 8.3., п. 6, ч. 1 ст. 10 и п. 3, ч. 1 ст. 12 ФЗ275, повлечёт не только невозможность расширения или хотя бы модернизации производства, но и его стагнацию. Также произойдёт снижение уровня заработной платы работников, что, в свою очередь, ведёт к оттоку квалифицированных кадров и снижению производственных возможностей завода (при замене специалистов с многолетней практикой на новых работников, как правило, в первую очередь, страдает качество продукции, что недопустимо с учётом ее предназначения). В соответствии с п. 1 части 3 ст. 8 ФЗ-275, запрещается включать «… в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией)» Это означает, что в себестоимость производства нельзя включать затраты на ремонт и закупку инструмента, модернизацию и закупку оборудования, разработку и производство нестандартного технологического испытательного и измерительного оборудования, внутренних транспортных средств, на ремонт помещений складов, зданий цехов, котельной и др. имущества. Но в реальности обойтись без этих затрат невозможно. При исполнении данного условия закона, расчётные прибыль и рентабельность будут положительными, а фактически, с учётом вышеперечисленных затрат, которые оказались за скобками, производство может оказаться убыточным. То есть недолгим… 6. Ограничения на распоряжение своими собственными средствами. Даже если контрактом и будет предусмотрено авансирование, то и в этом случае предприятие, на основании ст. 8.3. и 8.4., будет ограничено в правах на использование имеющихся на счетах денежных средств. Так, в соответствии с п. 3 части 3 ст. 8 ФЗ-275, запрещается «… использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.» Это означает, что полученные средства нельзя тратить на ремонт и закупку инструмента, модернизацию и закупку технологического оборудования, и т. д. по списку из предыдущего абзаца. В соответствии с п. 3 ст. 7.1. и п/п «е» п. 1 части 1 ст. 8.3. ФЗ-275 расходы на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, подлежат возмещению только после исполнения контракта (1–7 лет). Поскольку у нашего предприятия нет свободных средств, на которые мы могли бы за свой счёт формировать запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, нам придётся покупать данные материальные ресурсы не оптом, а по каждому из более чем 500 контрактов в отдельности. Соответственно, резко возрастёт цена таких закупок (розничная цена существенно выше оптовой). Кроме того, многократно возрастёт стоимость доставки закупленных материалов, поскольку на смену одной оптовой перевозке придут многочисленные мелкие партии. А ведь многие предприятия, как и наше, находятся вдалеке от логистических центров и транспортных узлов. В соответствии с п/п «в» п. 1 части 1 ст. 8.3. ФЗ275 получение прибыли становится возможным только после исполнения контракта и то не полностью, а «в размере, согласованном сторонами». В соответствии с п. 3 ст. 8.4. ФЗ-275 предприятие не сможет выплачивать командировочные своим работникам. Теперь на многочисленных семинарах, посвящённых применению данного закона, лица, участвовавшие в его подготовке, рекомендуют предприятиям самим находить способы выхода из создавшегося положения, либо вообще не посылать работников в командировки. В соответствии с п. 3 ст. 8.4. ФЗ275 предприятие не сможет выплачивать авансовые платежи по заработной плате своим работникам. Реакция творцов закона на его критику известна: «закон замечательный, просто производственники не умеют им пользоваться, либо, недостаточно его изучили». Цена этой демагогии — срыв поставок по ГОЗ и разорение малых промышленных предприятий. Хочется понять, это законы пишутся для нас, или мы существуем для удовлетворения тщеславия (жадности, глупости…) «писателей»? Суммируем принципиальные ошибки указанного закона и рекомендации.

1. Если мы желаем поддержать на сложившемся уровне или увеличить выпуск какой-то продукции, мы должны увеличивать, а не уменьшать стимулы производителей, упрощать, а не усложнять их жизнь, сокращать, а не множить обременения.

2. Нельзя включать в регулирование рыночного производства вырванные из контекста социалистической системы директивные методы. Если мы возвращаемся к государственному (социалистическому) способу хозяйствования, то давайте будем последовательны, и предоставим предприятиям, как минимум, гарантированное государственное обеспечение сырьём, материалами и энергоресурсами, как это было в СССР. Для справки за последние 13 лет (2003–2016 гг.) рост цен на электроэнергию для нашего предприятия составил 603% (по трёхставочному тарифу), на воду и водоотведение 404–407%, на газ 549%. При этом рост цен на продукцию за тот же период составил не более 160%. Это похоже на социализм?

3. Изменение закона «О государственном оборонном заказе» декларировало цель уменьшить хищения государственных средств. Однако закон борется не с причиной, а со следствием. Всем известна такая болезнь нашей экономики, как откаты. И болезнь эта прогрессирует (уровень откатов уже достигает 50% от сделки). В части, касающейся взаимоотношений по государственному оборонному заказу, всем понятно, в каком именно звене цепочки существуют условия для сговора. С малыми предприятиями, подобными нашему, чиновники, распоряжающиеся государственными средствами, не контактируют вообще. Цена на продукцию, имеющую хождение на товарном рынке (речь идёт о продукции двойного назначения), устанавливается этим рынком, и поэтому завышения цены не может быть в принципе (для предприятий ОПК применяется та же цена, что и для гражданских). Отсюда вывод: борьба с хищениями бюджетных средств на предприятиях-поставщиках второго «двадцать второго» уровней, которые не получают этих средств, не контактируют с лицами, эти средства распределяющими, торгуют своими изделиями на товарном рынке по прозрачным ценам, бессмысленна или имеет иной смысл — отвлечь внимание от истинных причин потери бюджетных средств. Глядя на ситуацию в целом, мы легко обнаружим, что изменения в 275й ФЗ не выглядят абсурдным исключением на фоне общего здравомыслия. Только в 2015 году и только в Налоговый кодекс были внесены 32 изменения. За пару месяцев 2016 года ещё 8 изменений. И так по всем нормативным актам, устанавливающим «правила игры» для предприятий и предпринимателей. Какую цель преследует законотворец? Развитие или деградацию?

О. Н. Кошкур,

генеральный директор

ООО «Завод «Прогресс»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *