Особо ценное имущество

Какое имущество признается особо ценным

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

В силу пункта 4 Порядка № 538 в перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения в состав такого имущества включается:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ соответствующими органами власти;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Итак, в бюджетном учреждении ОЦИ относится:

  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Как перевести имущество в категорию особо ценного, читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Имущество государственных учреждений

Главная » » Имущество государственных учреждений


Вернуться назад на Государственное имущество
Статья 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях», ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают положение, в соответствии с которым имущество автономных, бюджетных и казенных учреждений закреплено за ними собственником на праве оперативного управления. Собственником имущества государственного (муниципального) учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Право оперативного управления является производным от права собственности и ограничивается законом или собственником имущества. Так, если право собственности предполагает неограниченные (хотя в указанных законом случаях право собственности может быть ограничено, например, в случае введения на определенной территории военного или чрезвычайного положения и т.д.) правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, то право оперативного управления предусматривает возможность владения и пользования имуществом в соответствии с целями деятельности учреждения и назначением переданного в оперативное управление имущества, а также возможность распоряжения им с согласия собственника. Однако объем правомочия по распоряжению имуществом неодинаков для автономного, бюджетного и казенного учреждения.
Так, автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Вместе с тем нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об автономных учреждениях» позволяют указанным типам государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителем юридических лиц, в том числе с согласия собственника вносить в уставный (складочный) капитал недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное и бюджетное учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. То есть все то имущество, которое приобретено автономным или бюджетным учреждением за счет осуществления деятельности, приносящей доход, может свободно отчуждаться без согласия собственника имущества. Получается, что правомочие по распоряжению таким имуществом законом не ограничено.
Значит, в отношении иного имущества, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленного за учреждением собственником, автономное и бюджетное учреждения выступают как частный собственник.
Таким образом, наряду с ограниченным вещным правом (правом оперативного управления) бюджетного и автономного учреждений возникает право частной собственности.
У казенного учреждения отсутствует право распоряжения имуществом без согласия собственника.
Автономное, бюджетное и казенное учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, указанную в учредительных документах, для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При этом доходы, полученные автономным или бюджетным учреждением от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений.
Доходы казенного учреждения поступают в соответствующий бюджет, и оно, соответственно, не может приобрести за счет таких средств какое-либо имущество, которое бы поступило в его самостоятельное распоряжение.
Таким образом, казенное учреждение не имеет возможности приобретения имущества или дополнительных денежных средств. В связи с этим, как представляется, государство и оказывает поддержку указанного субъекта, неся субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения.
По поводу имущества бюджетных и автономных учреждений можно говорить о том, что оно подразделяется на две категории: принадлежащее им на праве частной собственности и предоставленное им государством в оперативное управление. Однако, как было сказано ранее, даже недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за указанными учреждениями собственником, они вправе распоряжаться, но с согласия собственника.
Здесь следует иметь в виду, что государство в лице органов публичной власти, выступающих учредителями автономных и бюджетных учреждений, имеет значительную заинтересованность в развитии деятельности учреждений, в повышении качества оказываемых услуг и выполняемых работ, в том числе сверх государственного задания, а также в установлении монополии на рынке в той или иной сфере. Поэтому собственник имущества автономного или бюджетного учреждения, как представляется, не будет возражать против распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом в целях расширения сферы деятельности учреждения.
Заметим, однако, что к особо ценному движимому имуществу относится такое имущество, которое не может быть предметом частной собственности (например, архивы, отдельные музейные ценности и прочее). Но не стоит забывать, что автономное или бюджетное учреждение является учреждением государственным, которое выполняет отдельные государственные функции в социальной сфере, и государство может наделить его возможностью распоряжения таким государственным (муниципальным) имуществом. По сути, право оперативного управления имуществом автономного или бюджетного учреждения предусматривает возможность распоряжения всем имуществом: и полученным в результате осуществления приносящей доход деятельности, и закрепленным за ними собственником недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

Мы полагаем, что право оперативного управления в таком случае можно рассматривать как «усеченный вариант» права собственности, который ограничивает возможность распоряжения отдельным имуществом необходимостью получения согласия собственника.
Представляется, что наделение имуществом государственных (муниципальных) учреждений на праве оперативного управления — это всего лишь способ осуществления права собственности указанных субъектов социальной сферы.
В подтверждение такому выводу можно привести норму п. 2 ст. 299 ГК РФ, согласно которой плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное им по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Данное законоположение говорит о нормативных правовых актах, в соответствии с которыми приобретается не право оперативного управления, а право собственности. Возможно, что это является коллизией, а возможно, что законодатель подчеркивает особое право собственности на имущество государственных (муниципальных) учреждений.

Государственное устройство
Государственные нужды
О приватизации
Оценка недвижимости
Цена на недвижимость, точка зрения продавца и покупателя


| | Вверх

1.2.1. Недвижимое и особо ценное движимое имущество бюджетного и автономного учреждений

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также к объектам недвижимого имущества относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Другие объекты имущества, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Распоряжаться недвижимым имуществом бюджетное и автономное учреждения могут с учетом ограничений, установленных законодательством:

— бюджетное учреждение не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);

— автономное учреждение не может распоряжаться без согласия собственника только тем недвижимым имуществом, которое было закреплено за учреждением собственником или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

В соответствии с данным Постановлением в перечни особо ценного движимого имущества включается:

1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

— для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 000 руб. до 500 000 руб.;

— для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ,- размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 руб. до 500 000 руб.;

— для муниципальных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 000 руб. до 200 000 руб.

2. Иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Заметим, что имущество, приобретенное бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, также может быть включено в перечень особо ценного движимого имущества (Письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026).

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 12 ст.

9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).

Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются в порядке, определенном соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) (ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).

Органами государственной власти (органами местного самоуправления) утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в их ведении, например:

1. Приказ Минфина России от 28.02.2011 N 25н «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации».

2. Приказ Минсельхоза России от 07.12.2010 N 427 «Об определении видов особо ценного движимого имущества, в отношении подведомственных Минсельхозу России федеральных бюджетных учреждений».

3. Приказ Минкомсвязи России от 10.03.2011 N 31 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минкомсвязи России, Роскомнадзору, Россвязи и Роспечати».

4. Приказ Минрегиона России от 28.02.2011 N 66 «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации».

5. Приказ Ростехнадзора от 25.02.2011 N 80 «Об определении Перечня особо ценного движимого имущества организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.02.2011 N 152н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

7. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2011 N 73 «Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, подведомственных ФСТЭК России».

8. Приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 37 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных и бюджетных учреждений в сфере транспорта».

9. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2010 N 2261 «Об определении видов особо ценного движимого имущества».

10. Приказ МЧС России от 30.12.2010 N 701 «Об определении видов особо ценного движимого имущества в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России».

11. Приказ Минпромторга России от 30.12.2010 N 1331 «Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации».

12. Приказ Минюста России от 30.12.2010 N 413 «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений Минюста России».

13. Приказ МИД России от 28.12.2010 N 23068 «Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации».

14. Приказ Минспорттуризма России от 28.12.2010 N 1436 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

15. Приказ Минэнерго России от 28.12.2010 N 642 «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества бюджетных или автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, и порядка определения перечней такого имущества».

16. Приказ Департамента образования г. Москвы от 08.04.2011 N 265 «Об определении видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Департамента образования города Москвы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *