Оплачиваемая творческая деятельность

Культурно–досуговая деятельность как составляющая творческой активности курсантов военного ВУЗа

Размещено на http://www.allbest.ru/

культурно — досуговая деятельность как составляющая творческой активности курсантов военного вуза

И.В. Шевченко, А.В. Липатов

Происходящие в последнее десятилетие в российском обществе разнонаправленные процессы затрагивают важнейшие сферы обеспечения его стабильности, безопасности и развития, что непосредственно связано с вооруженными силами в целом и внутренними войсками в частности. Коренные изменения в статусе внутренних войск, характере выполняемых служебно-боевых задач, содержании и специфике деятельности офицеров, обусловленные преобразованиями во всех сферах государства, вызывают появление новых требований к системе военного образования, совершенствованию структуры, содержания и технологий профессиональной подготовки военных кадров.

В сложившейся ситуации объективно изменились требования к личности будущего офицера внутренних войск. Традиционные профессиональная грамотность, физическая и моральная подготовленность курсантов дополняются необходимостью общекультурного развития, способностью творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Это обусловлено динамикой современного боя, введением новых образцов вооружения, применением инновационных технологий, скоротечностью и внезапностью боевых действий.

Результаты исследований, проведенных специалистами общевойсковой академии им. М. В. Фрунзе, рефлексия опыта боевых действий в Чеченской Республике свидетельствуют о том, что подразделения, командиры которых действовали нестандартно, творчески, смело, решительно, умело применяя полученные знания, соотнося их с условиями современного боя, несли меньшие потери и быстрей добивались выполнения поставленных служебно-боевых задач. В то же время анализ опыта массовой подготовки военных кадров позволяет констатировать, что малейшее отклонение от шаблона приводит офицера в замешательство, свою неспособность к творческому мышлению он замещает стремлением показать «знание» положений устава и ссылкой на то, что «нас этому не учили». Таким образом, выявленный диссонанс между практикой военного образования и требованиями реальной обстановки современного боя актуализируют исследования, раскрывающие сущность и возможности развития творческой активности как профессионально важного качества личности будущего офицера.

Рассмотрим культурно-досуговую деятельность как составляющую развития творческой активности курсантов военных вузов.

Многообразие значения термина «культура», его историческая интерпретация, а также историческое развитие досуга позволяют предположить, что трактовка досуговой деятельности многообразна. Во-первых, досуговая деятельность развивается в рамках культуры конкретного общества. Она организуется на основе общественно значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Согласно Г.А. Аванесовой, немаловажная роль в досуговой деятельности отводится этнонациональным представлениям о прекрасном, о художественно-эстетической активности в нем . Во-вторых, понятие культурно-досуговой деятельности отражает ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Таким образом, культурно-досуговая деятельность выступает в виде целесообразно организованной и содержательно — наполненной активности больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целью рекреации и социально-культурного развития .

Опираясь на исследования Г.А. Аванесовой, Л.В. Богданова С. И. Виноградова, Л.А. Введенской, Е. А. Воронцова, Л. К. Граудина, Ю.В. Гусева, А.М. Коршунова, Н.П. Колесникова, В.Е. Триодина, Е. Н. Ширяева, Н.М. Смирнова, Ф.А. Кузина и др., мы можем сделать вывод, что понятие культурно-досуговая деятельность рассматривается как система, в состав которой входят различные компоненты, сами по себе являющиеся сложными системами: это разнообразная сеть учреждений культуры различных типов, библиотеки, клубные учреждения, парки культуры и отдыха, музеи, центры досуга, культурные комплексы и т. д.; органы управленческого руководства среднего и высшего звена; научные, высшие и средние учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры. Все перечисленные компоненты фактически трансформируются в подсистемы, входящие в систему культурно-досуговой деятельности.

Современная модель воспитания военнослужащих представляет собой совокупность различных форм и методов воспитательной работы, которая является комплексом информационно-пропагандистских, индивидуально — психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Применительно к военно-учебным заведениям культурно-досуговая деятельность — это деятельность органов управления (должностных лиц), клубов, клубных и кружковых объединений, имеющих своей задачей, используя факторы социализации личности, удовлетворение культурных и духовных потребностей, формирование у личного состава средствами культуры и искусства государственно-патриотического сознания, морально-психологических качеств личности.

Культурно-досуговая деятельность во внутренних войсках и военном институте проводится по следующим направлениям:

· организация художественного самодеятельного творчества военнослужащих и членов их семей, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение духовных и культурных потребностей курсантов;

· организация досуга военнослужащих и членов их семей;

· библиотечное обслуживание и пополнение книжных фондов;

· кино-, теле-, радиообслуживание;

· организация работы комнат боевой славы и музеев воинских частей;

· организация подписки на периодические издания;

· наглядно-художественное оформление территории военного городка и подразделений;

· организация взаимодействия с учреждениями культуры и искусства города, творческими организациями и мастерами культуры в интересах эстетического воспитания военнослужащих.

Формами культурно-досуговой деятельности во внутренних войсках являются:

· клубные, массовые и культурно-развлекательные мероприятия (вечера отдыха, чествование передовиков боевой службы, тематические утренники, выступления деятелей культуры и искусства, творческих коллективов по планам культурного шефства над внутренними войсками, викторины и т. д.);

· демонстрация кино-, видеофильмов для личного состава;

· участие военнослужащих в коллективах (кружках) художественной самодеятельности и самодеятельного творчества (рисования, скульптуры, вокально-инструментального ансамбля, бальных танцев, КВН и т.д.);

· проведение читательских конференций, книжных обзоров, индивидуальная работа с читателями;

· смотры-конкурсы художественного самодеятельного творчества военнослужащих и членов их семей, комнат досуга подразделений, комнат истории (боевой славы);

· экспонирование музейных и художественных выставок.

Силами культурно-досуговой деятельности являются:

· органы по работе с личным составом (РЛС) войск;

· должностные лица по работе с личным составом (отдел РЛС, заместители командиров батальонов по РЛС);

· офицеры — командиры подразделений;

· ветеранские организации;

· работники культуры и искусства по плану шефства над внутренними войсками.

Средствами культурно-досуговой деятельности являются:

— гарнизонные дома офицеров;

— библиотеки воинских частей и военных институтов;

— клубы воинских частей;

— комнаты информирования и досуга личного состава и комнаты боевой славы (истории воинской части);

— Центральный музей внутренних войск МВД России и его филиалы;

— технические средства воспитания (телевизоры, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.д.).

Далее приведены основные задачи культурно-досуговой деятельности, с помощью которых, по нашему мнению, происходит развитие творческой активности курсантов военного вуза. Для удобства восприятия мы распределили их по номерам, что представлено на рисунке 1.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис 1. Задачи культурно — досуговой деятельности во внутренних восках МВД России

офицер внутренний культура моральный

Задача № 1 представляет собой комплекс мероприятий, способствующих ее решению, и включает в себя: встречи с представителями культуры и искусства, посещение музеев и памятных мест, открытие мемориалов, памятников, просмотр видеофильмов военно-патриотической направленности, «круглые столы» и лекции, темами которых являются отношения в многонациональных воинских коллективах, исторические особенности тех или иных национальностей, их мировоззрение, а также приемы и методы развития взаимоотношений с целью укрепления войскового товарищества и дружбы между различными национальностями.

По нашему мнению, при решении данной задачи у курсантов развиваются такие качества личности, как целеустремленность, коммуникативность, гибкость. Под целеустремленностью при решении данной задачи мы понимаем наличие цели для достижения положительных результатов воспитания военнослужащих в духе преданности своему Отечеству и народу, патриотизм, гордость за принадлежность к вооруженным силам страны. Коммуникативность при решении данной задачи выступает, по нашему мнению, как основной фактор общения, который способствует облегчению понимания предлагаемого материала, а также упрощает общение между военнослужащими. Гибкость мышления как критерий развития творческой активности в данной задаче выступает в качестве способности находить общий язык при общении военнослужащих друг с другом, избегая «острых граней» и конфликтных ситуаций, особенно характерных в многонациональных воинских коллективах.

При решении задачи № 2 проводятся следующие мероприятия: посещение музеев и выставок военной направленности, изучение материалов, посвященных развитию военной культуры, проведение исторических обзоров, связанных с духовным воспитанием военнослужащих, разъяснение им положений и требований уставов и иных распоряжений командиров и начальников, определяющих понятие уставного порядка и воинской дисциплины. Мы считаем, что при решении этой задачи у курсантов развиваются те же качества личности, что и при решении задачи № 1.

Задача № 3 является задачей организационной. Под культурно-просветительскими учреждениями понимаются: гарнизонные дома офицеров, клубы вузов, воинских частей и отдельных подразделений, библиотеки при гарнизонных домах офицеров и библиотеки вузов и воинских частей. При реализации этой задачи обеспечивается работоспособность культурно-просветительских учреждений и комнат информирования и досуга подразделений путем планирования мероприятий культурно-досуговой деятельности и определения наиболее важных мероприятий воспитательной работы с военнослужащими, составления репертуаров, сценариев и расписаний мероприятий воспитательной работы и культурно-досуговой деятельности, проведения подготовительных репетиций, подбора определенных кадров, оформления и оборудования помещений или площадок. По нашему мнению, при решении этой задачи у курсантов развиваются следующие качества личности: целеустремленность, коммуникативность, эвристичность, лидерство и новаторство. Под целеустремленностью в данной задаче мы понимаем умение ставить перед собой цель (в данном случае — это организация работы культурно-просветительских учреждений и комнат досуга подразделений). Эвристичность и новаторство в данной задаче — это умение найти новые пути, формы, методы организации работы этих учреждений, а также умение применить в организации работы чтолибо новое и ранее не использовавшееся. Развитие качества личности — лидерство при решении данной задачи подразумевает под собой умение сплотить определенную группу людей (курсантов) с целью наиболее качественной подготовки и организации работы учреждений, указанных в данной задаче.

Решение задачи № 4 включает в себя комплекс мероприятий, основной задачей которых является гармоничное развитие личности военнослужащего и гражданского персонала, приобщение к культурным ценностям и духовно-нравственному развитию: встречи с представителями различных религиозных конфессий, с деятелями культуры и искусства, посещение различных выставок, театральных и художественных премьер, тематических вечеров, организация культпоходов и выходов на природу с целью приобщения к истории родного края, организация экскурсий по городу и области, в которых военнослужащий проходит службу, организация и проведение лекций, информирования, видеовыставок и видеоэкскурсий.

По нашему мнению, комплекс мероприятий, позволяющий решать данную задачу культурно-досуговой деятельности, помогает развить у курсантов целеустремленность, коммуникабельность, гибкость, эвристичность и новаторство. При решении данной задачи целеустремленность как качество личности способствует формированию конкретной цели, коммуникабельность формирует не только умение общаться, но и умение расположить подчиненных к себе. Гибкость, эвристичность и новаторство помогают более интересно преподнести материал, применить новые, ранее не использовавшиеся формы и методы организации мероприятий для решения этой задачи.

При рассмотрении механизма решения задачи № 5 можно выделить следующие компоненты: осуществление культурно-художественного обслуживания войск, пополнение культурно-художественного фонда, снабжение вузов техническими средствами воспитания, подготовку и издание методических рекомендаций по проведению мероприятий культурно-досуговой деятельности, формирование, развитие и удовлетворение культурных потребностей военнослужащих и другие мероприятия. При решении этой задачи, по нашему мнению, у военнослужащих (курсантов) развиваются следующие качества личности: целеустремленность, коммуникабельность, эвристичность, гибкость, оптимистичность, лидерство, новаторство.

Задача № 6. Основное внимание при решении данной задачи обращается на организацию и поддержание художественного и самодеятельного творчества, которое включает в себя следующие элементы: проведение пропагандистской работы среди военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала с целью привлечения их для подготовки, организации и проведения мероприятий художественного и самодеятельного творчества, привлечение к проведению мероприятий художественного и самодеятельного творчества специалистов культуры и искусства в качестве консультантов, освещение в средствах массовой информации мероприятий художественного и самодеятельного творчества, проводимых в домах офицеров, клубах воинских частей и военно-учебных заведений, планирование мероприятий художественного и самодеятельного творчества; создание советов домов офицеров, клубов воинских частей и военно — учебных заведений. Основная задача данных советов — проведение организаторской работы и оказание методической помощи командирам подразделений и органам по работе с личным составом при организации культурно-досуговых мероприятий, наглядно-художественном оформлении военных городков и подразделений, создание и организация работы клубов в полевых условиях (автомобильные клубы), осуществлять планирование мероприятий художественного и самодеятельного творчества; организовывать работу в воинских частях различных кружков (бальных танцев, игры на гитаре, художников, и др.), вокально-инструментального ансамбля; команд КВН; организация и проведение смотров-конкурсов художественной самодеятельности и самодеятельного изобразительного творчества; выставок самодеятельного и художественного творчества; организация и проведение совместно с библиотеками тематических вечеров и литературных гостиных, «круглых столов» по обмену опытом проведения мероприятий художественного и самодеятельного творчества.

При решении данной задачи, по нашему мнению, у военнослужащих развиваются такие качества личности, как целеустремленность, коммуникабельность, гибкость, эвристичность, новаторство, лидерство. В данной задаче так же, как и в предыдущих, необходимо иметь строго определенные цели (целеустремленность), уметь общаться с людьми (коммуникабельность и гибкость), находить новые формы и методы проведения мероприятий художественного и самодеятельного творчества или модифицировать старые (гибкость, эвристичность, новаторство), уметь сплотить людей вокруг себя, воодушевить их и повести за собой (лидерство).

Механизм решения задачи № 7 подразумевает под собой организацию досуга личного состава и включает в себя: планирование культурно-досуговых мероприятий, проведение вечеров отдыха, проведение концертов с приглашением творческих коллективов города или коллективов художественной самодеятельности военной части, демонстрацию кино- и видеопродукции (военно-патриотического и культурно-эстетического содержания), знакомство с новинками отечественного и зарубежного кинопроката, демонстрацию документально-публицистических фильмов, проведение видеоэкскурсий и презентаций, организацию и проведение культпоходов, посещение выставок, организацию посещения театров или приглашение театральных коллективов для выступления в воинской части, организацию выхода личного состава на спортивные мероприятия, посещение праздничных мероприятий вне расположения воинской части, исторических и памятных мест, организацию городских экскурсий.

Мы считаем, что при решении данной задачи у курсантов развиваются следующие качества личности: целеустремленность, коммуникабельность, гибкость, эвристичность, оптимистичность, новаторство, лидерство. По нашему мнению, данные качества личности курсантов позволяют продуктивно решать поставленную задачу по обеспечению полноценного досуга военнослужащих: целеустремленность позволяет определить конкретные цели мероприятий культурно-досуговой деятельности, коммуникабельность и гибкость позволяют произвести подготовку к проведению данных мероприятий, эвристичность и новаторство позволяют провести мероприятия на высоком качественном уровне, интегрируя в уже имеющиеся формы проведения что-либо новое и ранее не применявшееся, лидерство и оптимистичность позволяют организовать небольшую группу военнослужащих или весь коллектив подразделения на подготовку и проведение мероприятий культурно-досуговой направленности.

Задача № 8. Содержание задачи подразумевает работу, связанную с военно-патриотическим воспитанием, которое является одним из компонентов воспитательной работы. Основными направлениями решения этой задачи являются: проведение мероприятий по увековечиванию боевой славы внутренних войск, героических подвигов военнослужащих, а также сбор информации о мужественном выполнении воинами внутренних войск своего воинского долга, освещение этого не только в военной среде, но и в средствах массовой информации.

На наш взгляд, при решении данной задачи у курсантов развиваются такие качества личности, как целеустремленность, так как должна быть определенная цель (в данном случае цель — увековечение памяти о героях внутренних войск, их мужестве и самоотверженности), коммуникабельность и гибкость, которые позволяют проводить плодотворное общение с людьми с целью решения данной задачи.

Реализация задачи № 9 очень тесно связана с предыдущей, так как одним из ее компонентов является увековечивание боевой славы внутренних войск, героических поступков воинов и их беззаветной преданности своему народу и Отечеству. Компонентами музейной работы во внутренних войсках являются: выявление и сбор предметов музейного значения в целях постоянного обогащения музейных собраний новыми поступлениями, всестороннее исследование информативной ценности поступивших музейных предметов и фиксация их источниковой значимости, целенаправленное и объективное отражение в музейном собрании различных военно-исторических, социальных и природных процессов, событий и явлений в соответствии с профилем военного музея, создание условий, обеспечивающих полную сохранность культурных ценностей, постоянное обогащение музейных собраний новыми поступлениями, активное содействие боевой и общественно-государственной подготовке военнослужащих, научной, учебно-педагогической, производственной и иной служебной деятельности личного состава воинских частей с использованием различных средств и форм научно — просветительной работы, участие в нравственном, эстетическом и героико-патриотическом воспитании российских граждан, в повышении их общеобразовательного и культурного уровня и организации полноценного культурного досуга, расширение кругозора курсантов, развитие познавательных интересов и творческих способностей, овладение практическими навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, совершенствование процесса воспитания в военном вузе, обобщение, хранение и изучение традиций и боевого пути внутренних войск.

Мы считаем, что при решении данной задачи у курсантов развиваются следующие качества личности: целеустремленность (при проведении военно-музейной работы необходимо иметь конкретные цели), коммуникабельность (особенно необходима курсанту при проведении поиска информации, при общении с родственниками или самими участниками событий), эвристичность и новаторство (необходимы для поиска новых форм и методов доведения информации; например, проведение видеоэкскурсий и других мероприятий с использованием мультимедийной и компьютерной техники), лидерство (необходимо для умения сплотить вокруг себя людей, организовать их на решение данной задачи).

Опираясь на положения, приведенные выше, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность является средством развития творческой активности личности курсантов в системе воспитания в военном вузе, так как она позволяет в процессе реализации ее задач развивать такие качества личности курсантов, как целеустремленность, коммуникабельность, гибкость, эвристичность, новаторство, лидерство. Многообразие задач, форм, методов, сил и средств позволяет развивать эти качества в комплексе. Развитие целеустремленности позволяет курсанту четко определять цели, непосредственно соответствующие выполнению той или иной задачи. Коммуникабельность и гибкость позволяют курсанту строить систему общения как внутри воинского коллектива, так и вне его, при этом курсант учитывает уровень подготовленности собеседника, его национальную принадлежность, условия общения и многие другие факторы, позволяющие проводить продуктивную работу по выполнению задач культурно-досуговой деятельности. Эвристичность и новаторство позволяют проводить поиск новых форм и методов преподнесения материала и модифицировать старые. Лидерство как качество личности необходимо для успешного решения задач, как небольшой группой людей, так и большими коллективами.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность как средство развития творческой активности является одним из компонентов, способствующих гармоничному развитию личности курсантов военного вуза.

Библиографический список

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов. М., 2006.

2. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечение в Средние века. Пер. с фран. СПб., 1997.

3. Гагин, В. Н. Национальные праздники и обряды или праздничность как феномен русской культуры. / В. Н. Гагин. — М. , 2005.

4. Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства впервые годы советской власти. М., 1990.

5. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988.

6. Коршунов, А. М. Отражение, познание, творчество. Творчество и социальное познание / Под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М., 1982.

7. Триодин В. Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба: Автореф. дис. … д-ра. пед. наук. Л. 1984. 43 с.

8. Триодин В. Е. Педагогика клубной работы. М., 1984.

Размещено на Allbest.ru

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ

Принят Государственной Думой
24 июня 1998 года
Одобрен Советом Федерации
9 июля 1998 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются создание правовых гарантий для обеспечения социальных прав творческих работников литературы и искусства независимо от их членства в общественных объединениях творческих работников, а также правовое регулирование отношений, связанных с особенностями создания и деятельности творческих союзов и ассоциаций творческих союзов, в интересах сохранения и развития традиций отечественной литературы и искусства.
Правовое регулирование отношений, связанных с деятельностью творческих работников, деятельностью творческих союзов и ассоциаций творческих союзов, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Федерального закона «Об общественных объединениях» и осуществляется настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и уставами творческих союзов и ассоциаций творческих союзов.

Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) творческая деятельность в области литературы и искусства (далее — творческая деятельность) — деятельность по созданию, исполнению произведений литературы и искусства всех видов и жанров, по переводу с одного языка на другой произведений литературы, каким бы способом и в какой бы объективной форме указанные произведения не были выражены;
2) творческий работник литературы и искусства (далее — творческий работник) — физическое лицо (субъект авторского, смежного и (или) трудового права), осуществляющее творческую деятельность в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров (контрактов) или обнародовавшее свое произведение без заключения трудовых или гражданско-правовых договоров;
3) профессиональный творческий работник — творческий работник, творческая деятельность которого является для него основным источником средств к существованию;
4) творческий союз — общественная организация творческих работников одного или нескольких видов и жанров литературы и искусства, создаваемая на основании индивидуального членства для защиты трудовых, социальных прав, интеллектуальной собственности и профессиональных интересов своих членов, оказания помощи в создании и улучшении условий их творческой деятельности.

ГЛАВА II. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
Статья 3. Профессии творческих работников
Профессии творческих работников (далее — творческие профессии) включаются в перечень профессий творческих работников в области литературы и искусства, который утверждается и дополняется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом предложений творческих союзов.

Статья 4. Расчетная книжка творческого работника
Расчетная книжка творческого работника является документом, подтверждающим периоды его творческой деятельности в рамках гражданско-правовых договоров и (или) по фактам обнародования им своих произведений.
Расчетная книжка творческого работника должна содержать наименование его творческой профессии, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе государственного пенсионного страхования, сведения о периодах его творческой деятельности.
В случае использования произведения в рамках гражданско-правового договора расчетная книжка творческого работника должна содержать также сведения о сторонах гражданско-правового договора и о размерах авторского вознаграждения, вознаграждения исполнителя или о цене, по которой реализуется результат творческой деятельности (если такая цена предусмотрена условиями данного договора).
Записи в расчетную книжку творческого работника вносятся другой стороной гражданско-правового договора (в том числе организацией по коллективному управлению имущественными правами субъектов авторских и смежных прав), а в случае обнародования произведения — самим творческим работником.
Образец расчетной книжки творческого работника, порядок ее выдачи и ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Творческая деятельность и порядок определения ее периода
Творческий работник имеет право осуществлять творческую деятельность в рамках трудового договора (контракта), гражданско-правового договора, а также имеет право обнародовать свои произведения без заключения договора.
Творческая деятельность не является предпринимательской деятельностью.
Период от начала и до окончания творческой деятельности в рамках авторского договора заказа или договора исполнителя определяется в соответствии с договором и отражается в расчетной книжке заказчиком.
Период от начала и до окончания творческой деятельности, в результате которой имущественные права передаются по авторскому договору, и аналогичный период, связанный с созданием реализуемого по договору купли-продажи объекта авторского права, определяются и отражаются в расчетной книжке творческого работника самим творческим работником. Этот период не может быть обусловлен размером авторского вознаграждения или ценой, предусмотренной договором купли-продажи.

Статья 6. Вознаграждение творческого работника
Выплата вознаграждения творческому работнику по всем видам авторского договора, договора исполнителя производится в соответствии с условиями соответствующего договора, при этом размер ставки авторского вознаграждения и вознаграждения исполнителя не могут быть меньше установленных Правительством Российской Федерации минимального размера авторского вознаграждения и минимального размера вознаграждения исполнителя соответственно.
Для целей налогообложения доходы, полученные профессиональным творческим работником в результате творческой деятельности в рамках гражданско-правовых договоров, рассматриваются как доходы по основному месту работы.

Статья 7. Социальное страхование и пенсионное обеспечение творческих работников
Творческие работники подлежат обязательному государственному социальному и медицинскому страхованию, пенсионному обеспечению и страхованию.
В случае осуществления творческими работниками творческой деятельности по всем видам авторского договора и договора исполнителя уплата страховых
взносов производится другой стороной гражданско-правового договора (для целей настоящего Федерального закона далее — страхователь).
Профессиональному творческому работнику, произведения которого используются в рамках гражданско-правовых договоров, пособия по государственному социальному страхованию выплачиваются исполнительными органами государственных органов социального страхования с учетом внесенных страхователем за данного профессионального творческого работника страховых взносов. При отсутствии документов, подтверждающих внесение страховых взносов, пособия по государственному социальному страхованию выплачиваются профессиональному творческому работнику в размере 90 процентов минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Неуплата страхователем профессионального творческого работника страховых взносов не может служить основанием для невыплаты профессиональному творческому работнику пособий по государственному социальному страхованию.
Социальное страхование, пенсионное обеспечение и страхование творческих работников, осуществляющих творческую деятельность и реализующих созданные ими объекты авторского права по договорам купли-продажи, производятся ими самостоятельно в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении и страховании и о социальном страховании.

Статья 8. Трудовой стаж творческих работников
Трудовой стаж для назначения пенсии и средний заработок творческих работников определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении и страховании.
Периоды творческой деятельности творческого работника включаются в его общий трудовой стаж. Периоды творческой деятельности, осуществляемой до даты регистрации творческого работника для индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и получения страховых свидетельств государственного пенсионного страхования, подтверждаются документами, выдаваемыми общественными объединениями творческих работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Обеспечение занятости профессиональных творческих работников
В соответствии с законодательством Российской Федерации решение о признании безработным профессионального творческого работника, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, принимается органами занятости, ведающими вопросам занятости творческих работников в качестве безработных и выплата профессиональным творческим работникам пособий по безработице в случае осуществления ими до данного события творческой деятельности по гражданско-правовым договорам производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости.

Статья 10. Право профессиональных творческих работников на отдых
Право на отдых профессиональных творческих работников, осуществляющих творческую деятельность по всем видам авторского договора и договора исполнителя, обеспечивается условиями данных договоров, в которых предусматриваются продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, установленные законодательством Российской Федерации для работающих по трудовому договору.
Творческому работнику, работающему по трудовому договору (контракту). по его заявлению должен предоставляться отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются сторонами данного трудового договора (контракта).
Право на оплату ежегодного отпуска для профессионального творческого работника гарантируется доплатой ему сверх вознаграждения, предусмотренного авторским договором или договором исполнителя, в размере не менее 8,6 процента общей суммы вознаграждения за выполненную работу, рассчитанной по минимальным ставкам авторского вознаграждения или вознаграждения исполнителя, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Интеллектуальная собственность творческих работников
Интеллектуальную собственность творческих работников составляют исключительные права на результаты их творческой деятельности, являющиеся объектами авторских и смежных прав, а также на результаты творческой деятельности, не являющиеся объектами авторских и смежных прав — идеи и концепции произведений, выраженные в какой-либо объективной форме.
Переуступка имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности оформляется авторским договором.
Результаты творческой деятельности, являющиеся предметом гражданско-правовых договоров, могут быть застрахованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для страхования риска ответственности за нарушение договора.

Статья 12. Участие творческих работников в приватизации государственных и муниципальных организаций культуры
Творческие работники, произведения которых использовались на основе авторских договоров государственными и муниципальными организациями культуры для получения дохода, при приватизации данных организаций пользуются правами членов их трудовых коллективов.

Статья 13. Обеспечение условий творческой деятельности профессиональных творческих работников
Профессиональным творческим работникам предоставляются помещения в качестве творческих мастерских (ателье, студий) в порядке, устанавливаемом органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Профессиональные творческие работники, не имеющие творческих мастерских (ателье, студий) и использующие для осуществления своей творческой деятельности часть занимаемых ими жилых помещений, имеют право включать в договор социального найма дополнительно к социальной номе жилья до 20 квадратных метров включительно.
Профессиональным творческим работникам, собственникам специально оборудованных строений, помещений, включая жилые помещения, использующим их под творческие мастерские (ателье, студии), могут предоставляться налоговые льготы на имущество в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Особенности налогообложения творческих работников
Налогообложение творческих работников, осуществляющих творческую деятельность в рамках гражданско-правовых договоров, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и регулируется с учетом особенностей деятельности творческих работников.
Сумма налогооблагаемого дохода творческих работников, осуществляющих творческую деятельность по авторским договорам, распределяется на фактическое время работы, в том числе на время, затраченное на создание произведения.
При налогообложении из суммы авторского вознаграждения и суммы вознаграждения исполнителя исключаются документально подтвержденные затраты на создание произведения (себестоимость произведения), а также затраты, платежи и другие обязательные отчисления, определяемые и производимые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документального подтверждения затрат на создание произведения из сумм полученных вознаграждений исключаются расходы в размере 40 процентов от суммы дохода.

Статья 15. Право творческих работников на доступ в организации культуры
Творческие работники вправе безвозмездно пользоваться открытыми фондами государственных и муниципальных библиотек, музеев, архивов, выставочных залов и других организаций культуры.
Хранение в государственных и муниципальных архивах и музеях личных архивов творческих работников производится на безвозмездной основе с обеспечением беспрепятственного и безвозмездного доступа к ним владельцев архивов и их правопреемников.
Находящиеся на хранении в государственных и муниципальных архивах и музеях личные архивы творческих работников включаются в фонды этих архивов и музеев и к ним обеспечивается доступ творческих работников и представителей иных профессий в соответствии с установленным порядком.

ГЛАВА III. ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ
Статья 16. Учредители творческого союза
Учредителями творческого союза могут быть творческие работники, которые являются гражданами Российской Федерации, а также общественные объединения творческих работников, зарегистрированные в качестве юридических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, являющиеся учредителями творческого союза, не могут быть членами этого союза.

Статья 17. Членство в творческом союзе
Членство в творческом союзе может быть только индивидуальным.
Требования, предъявляемые уставом творческого союза к вступающим в союз, не должны ущемлять имущественные, авторские и иные права граждан, должны содействовать объединению представителей соответствующих творческих профессий, стимулировать их профессиональный и творческий рост.

Статья 18. Особенности создания творческих союзов, структурных подразделений творческого союза
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, а также международные творческие союзы.
Под общероссийским творческим союзом понимается творческий союз, имеющий свои структурные подразделения на территориях более половины субъектов Российской Федерации, а также творческий союз, имеющий структурные подразделения на территориях менее половины субъектов Российской Федерации в силу ограниченности распространения творческих профессий членов данного творческого союза.
Под межрегиональным, региональным, местным, а также международным творческим союзом понимается творческий союз, созданный на основании индивидуального членства в порядке, определяемом Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Структурными подразделениями творческого союза являются организации, отделения, филиалы и представительства.
Структурные подразделения творческого союза создаются решением предусмотренного уставом данного творческого союза органа, и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим уставом.

Статья 19. Регистрация творческого союза
Общероссийские, межрегиональные, региональные и местные творческие союзы, а также международные союзы или их организации, отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации регистрируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для регистрации международного творческого союза требуется подтверждение дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации статуса резидента страны для граждан, проживающих за пределами Российской Федерации и образующих структурное подразделение творческого союза за пределами Российской Федерации.

Статья 20. Регистрация изменений и дополнений, внесенных в устав творческого союза, устав ассоциации творческих союзов
1. Для государственной регистрации изменений и дополнений, внесенных в устав творческого союза или в устав ассоциации творческих союзов и изменяющих сведения, которые содержатся в свидетельстве о регистрации данного творческого союза или в свидетельстве о регистрации ассоциации творческих союзов, представляются те же документы в том же порядке и в те же сроки, что и для государственной регистрации творческих союзов и ассоциаций творческих союзов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации общественных объединений.
2. Государственная регистрация изменений и дополнений, внесенных в устав творческого союза или в устав ассоциации творческих союзов и не изменяющих сведения, которые содержатся в свидетельстве о регистрации данного творческого союза или в свидетельстве о регистрации ассоциации творческих союзов, производится в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация творческих союзов и ассоциаций творческих союзов при обязательном представлении следующих документов:
1) заявление о государственной регистрации изменений и дополнений, внесенных в устав творческого союза или в устав ассоциации творческих союзов, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа объединения;
2) выписка из протокола заседания постоянно действующего руководящего органа творческого союза или постоянно действующего руководящего органа ассоциации творческих союзов с решением о внесении в устав изменений и дополнений;
3) подлинный текст устава творческого союза или устава ассоциации творческих союзов в двух экземплярах;
4) перечень и содержание статей устава творческого союза или ассоциации творческих союзов, в которые внесены изменения и дополнения;
5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (регистрационного сбора).
3. На подлинном экземпляре текста устава творческого союза или устава ассоциации творческих союзов, в который внесены изменения и дополнения, регистрирующий орган делает специальную отметку о вступлении изменений и дополнений в силу.
4. В случае изменения места нахождения и (или) наименования творческого союза или ассоциации творческих союзов творческому союзу или ассоциации творческих союзов выдается новое свидетельство о государственной регистрации с сохранением прежнего регистрационного номера.

Статья 21. Права творческих союзов
Для реализации своих уставных целей творческие союзы имеют право:
1) выступать с предложениями о принятии органами государственной власти нормативных правовых актов по вопросам литературы и искусства, защиты прав, свобод и интересов творческих работников и творческих союзов, а также участвовать в обсуждении и подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, в выработке решений органов государственной власти и решений органов местного самоуправления по этим вопросам;
2) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации от органов государственной власти информацию о подготовке и принятии нормативных правовых актов по вопросам литературы и искусства, защиты прав, свобод и интересов творческих работников и творческих союзов;
3) представлять интересы творческих работников в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и работодателями; обращаться в судебные органы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также использовать другие формы правовой защиты;
4) по запросам руководящих органов творческого союза или лиц, уполномоченных на то уставом творческого союза, получать информацию, касающуюся социальных прав и интересов творческих работников, от государственных фондов: фонда социального страхования, фонда занятости, фонда медицинского страхования, пенсионного и других фондов, а также их местных отделений;
5) выдавать документы, подтверждающие членство в творческом союзе;
6) подтверждать периоды творческой деятельности творческих работников (только в случае государственной регистрации творческого союза) в порядке, определяемом правительством Российской Федерации;
7) выступать учредителями ассоциации творческих союзов, а также общероссийских, межрегиональных и международных творческих союзов;
8) создавать общественные объединения, иные некоммерческие организации, а также коммерческие организации;
9) вносить в установленном порядке предложения о представлении творческих работников к государственным наградам и почетным званиям.

Статья 22. Ассоциации творческих союзов
Творческие союзы могут создавать ассоциации творческих союзов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях» и настоящим Федеральным законом.
Ассоциации творческих союзов могут состоять только из творческих союзов.
На структурные подразделения международных ассоциаций творческих союзов, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, распространяется законодательство Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также соответствующих норм международных договоров Российской Федерации.
Территориальная сфера деятельности ассоциации двух и более творческих союзов определяется исходя из числа субъектов Российской Федерации, представленных структурными подразделениями указанных выше творческих союзов.

ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ
Статья 23. Условия деятельности творческих союзов
Органы государственной власти и органы местного самоуправления способствуют деятельности творческих союзов, их структурных подразделений, деятельность которых направлена на достижение уставных целей творческих союзов, а также ассоциаций творческих союзов. при этом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, им предоставляются льготы по уплате федеральных, региональных и местных налогов, таможенных сборов и пошлин, по возмещению эксплуатационных расходов путем регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также путем регулирования налогообложения прибыли организаций, находящихся в собственности творческих союзов и ассоциаций творческих союзов, в случае использования данной прибыли на осуществление уставных целей данных творческих союзов и ассоциаций творческих союзов.

Статья 24. Государственные и муниципальные заказы для творческих союзов, ассоциаций творческих союзов
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления разрабатывают целевые программы, способствующие сохранению и развитию литературы и искусства, с привлечением творческих союзов, ассоциаций творческих союзов, а также творческих работников к формированию и реализации этих программ.
Сформированные на основе указанных целевых программ государственные и муниципальные заказы распределяются между творческими союзами, ассоциациями творческих союзов и творческими работниками путем проведения открытых конкурсов, порядок проведения которых определяется соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Государственная поддержка выражается также в виде целевого финансирования (предоставления государственных грантов) отдельных общественно полезных программ творческих союзов, ассоциаций творческих союзов, а также творческих работников по их заявкам в виде заключения любых видов договоров с творческими союзами, ассоциациями творческих союзов, творческими работниками, а также в виде социального заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном заказе.

Статья 25. Гарантии имущественных прав творческих союзов, ассоциаций творческих союзов
В целях обеспечения уставной деятельности являющихся юридическими лицами творческих союзов, ассоциаций творческих союзов и учреждаемых ими организаций органы государственной власти или ораны местного самоуправления представляют им в аренду, в безвозмездное пользование или в собственность здания, служебные помещения в порядке, определяемом органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют творческим союзам в создании учреждений отдыха (домов творчества) и предоставляют им для данных целей земельные участки, кредиты на строительство, а также определяют условия налогообложения, установленные для учреждений отдыха.
Арендная плата для творческих союзов, их структурных подразделений, ассоциаций творческих союзов и учреждаемых ими организаций устанавливается в размерах, установленных для государственных и муниципальных организаций культуры.
Оплата творческими союзами, их структурными подразделениями, ассоциациями творческих союзов и учреждаемыми ими организациями коммунальных услуг и услуг связи производится в размерах, установленных для государственных и муниципальных организаций культуры.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона
Признать утратившей силу часть пятую статьи 55 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст.2615).

Статья 27. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить образец расчетной книжки творческого работника и порядок ее ведения, а также перечень творческих профессий в области литературы и искусства.

Статья 28. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В деятельности работников, трудовые функции которых носят творческий характер, часто возникают ситуации, когда происходит так называемый «творческий застой» или, другими словами, имеют место периоды незанятости работников в трудовом процессе, в течение которых они непосредственно не участвуют в выступлениях, создании или исполнении (экспонировании) произведений. С такими проблемами временной незанятости творческих работников сталкиваются телерадиовещательные компании, средства массовой информации, учреждения культуры, театры и иные аналогичные организации, поскольку работа артистов, дирижеров, корреспондентов, фотографов, ведущих программ на телевидении и радио, дикторов, комментаторов, художников и других творческих профессий обладает определенной спецификой и предполагает «свободный» режим трудовой деятельности.

Может ли работодатель оптимизировать и рационализировать расходы на оплату труда таких работников во время творческого «застоя» и как это правильно сделать, мы рассмотрим в настоящей статье.

До обширных изменений в Трудовой кодекс РФ, внесенных законодателем в 2006 году, периоды незанятости в выступлениях, исполнении и создании произведений считались самым обыкновенным простоем и оплачивались в соответствии с общими нормами о простое, установленными ст. 157 Трудового кодекса. Напомним, что простоем считается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 Трудового кодекса РФ).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ ст. 157 Трудового кодекса была дополнена частью 5, в соответствии с которой эти периоды незанятости творческих работников в силу прямого указания на то в законе перестали считаться простоем в связи с особенностями труда творческих работников, занятых в выступлениях, создании или исполнении произведений.

Поскольку время творческого «застоя» по действующему в настоящее время трудовому законодательству простоем не является, на такие случаи и не распространяются нормы о простое, предусмотренные ст. 157 Трудового кодекса.

Установление размера и порядка оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают

Ч. 5 ст. 157 Трудового кодекса допускает возможность установления работодателем размера и порядка оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают.

Размер и порядок оплаты периодов временной незанятости творческих работников могут быть закреплены как в коллективном договоре, так в локальном акте организации или непосредственно в трудовом договоре. Помимо размера и порядка оплаты, работодатель может также указать перечень должностей в организации (в соответствии с Перечнем профессий и должностей творческих работников, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252), на которые распространяются эти особенности оплаты, утановить периоды в работе, которые будут считаться временем, незанятым в выступлениях, создании или исполнении (экспонировании) произведений, порядок фиксирования таких ситуаций во внутренних документах организации.

Имеются ли законодательно установленные ограничения относительно размера оплаты рабочего времени творческих работников, незанятых в выступлениях, создании или исполнении произведений?

Трудовым кодексом не установлены какие-либо гарантии и императивные нормы относительно оплаты труда в периоды незанятости творческих работников, следовательно работодатель ничем не ограничен в определении размера оплаты труда творческих работников за время, в течение которого творческие они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают.

Понятно, что в тех случаях, когда в организации установлены особые размеры оплаты труда в периоды незанятости творческих работников, оплата производится соответственно с положениями коллективного договора, локального акта или трудового контракта. Но как оплачивать время творческого «застоя», когда особенности оплаты в таких случаях ни локальными актами ни трудовыми договорами не предусмотрены?

Из буквального толкования ч. 5 ст. 157 Трудового кодекса следует, что нормы об оплате простоя в таких случаях неприменимы, так как временная незанятость творческих работников в выступлениях, создании или исполнении произведений простоем не является. Следовательно оплата должна производиться в соответствии с трудовым договором и применяемой работодателем системы оплаты труда.

Как установить особенности оплаты труда творческих работников, если сотрудники уже работают в организации?

Внесение в трудовые договоры специальных норм, регулирующих вопросы оплаты труда творческих работников в периоды незанятости в выступлениях, создании или исполнении произведений, применительно к уже работающим в организации сотрудникам производится в порядке предусмотренном ст. 72 Трудового кодекса. В таком случае с согласия работника заключается допсоглашение к трудовому договору. Если же введение особенностей регулирования труда творческих работников в организации происходит в рамках изменения организационных или технологических условий труда, скажем в компании производится структурная реорганизация или совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, и старые условия трудового договора не могут быть сохранены, то изменение условий трудового договора может быть произведено в порядке, предусмотренном ст. 74 Трудового кодекса по инициативе работодателя, при этом работодатель обязан уведомить работника о предстоящих изменениях и причинах, вызвавших такие изменения, в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Принятие или изменение локального акта в организации регулируется ст. 8, частями 7 и 8 ст. 12 Трудового кодекса. Поскольку при установлении систем оплаты труда локальным актом организации предусмотрен учет представительного органа работников (ч. 4 ст. 135, ст. 372 Трудового кодекса), то в тех организациях, где созданы профсоюные органы или иные представительные органы работников, при принятии локальных актов по вопросам оплаты труда должно быть учтено их мнение. Если представительные органы в организации отсутствуют, то работодатель утверждает локальные акты самостоятельно.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 Трудового кодекса).

Коллективный договор заключается в соответствии с нормами главы 7 Трудового кодекса. Измения уже заключенного трудового договора вносятся в порядке, предусмотренном ст. 44 Трудового кодекса. В силу ст. 43 Трудового кодекса РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации (ч.1 ст. 50 так как), что однако не влияет на его вступление в силу.

В заключение следует подчеркнуть, что простоем согласно ст. 157 Трудового кодекса не является только время, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Временная приостановка работы этих же сотрудников по иным причинам экономического, технологического, технического или организационного характера будет считаться простоем, который оплачивается на общих условиях в соответствии с частями 1-3 ст. 157 Трудового кодекса РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *