Огнетушитель для техосмотра

Что важно знать об автомобильном огнетушителе (АО)? Требования к АО

По статистике МЧС в Беларуси возгорание автомобиля происходит практически каждый день. В случае короткого замыкания и возгорания автомобиль может полностью выгореть за 3-5 минут, поэтому крайне важно позаботиться о наличии и состоянии Вашего огнетушителя.

Автомобиль, в случае ДТП или замыкания электропроводки, загорается очень быстро. Даже если пожарная служба приедет в течение 10 минут – вряд ли это поможет. Единственный шанс спасти своё имущество — это постараться потушить пожар самостоятельно ещё на начальной стадии возгорания. Вот здесь и пригодится персональный огнетушитель, который должен быть под рукой у каждого автомобилиста. Наличие огнетушителя в ТС регламентировано Сводом Правил. Данный документ рекомендует водителям использовать средства противопожарной безопасности в случае возгорания машины. Однако инспекторы ГАИ настаивают на том, чтобы каждый автомобиль был оборудован этим противопожарным устройством и даже накладывают штраф за его отсутствие. Итак, какой огнетушитель должен быть в автомобиле?

Самое главное, чтобы огнетушитель был исправен и пригоден к работе.

Важно всё:

?состояние защитного покрытия;
гибкий шланг;
распылитель;
пломба на предохранительном устройстве;
исправность манометра и показателя давления;
наличие клейма;
давление внутри баллона;
замеряется масса оборудования.
Если огнетушитель — нерабочий, то проводится его утилизация либо перезарядка.

Когда может пригодиться

  1. В первую очередь при возгорании автомобиля. Автомобильные пожары не редкость, а стоимость ручного огнетушителя не высокая. Не следует экономить на собственной безопасности и безопасности своих родственников.
  2. Чтобы успешно пройти техосмотр, Вам необходимо предъявить новую аптечку, знак аварийной остановки и исправный огнетушитель, у которого не истек срок годности.
  3. При проведении досмотра автомобиля инспектор ГАИ может проверить наличие аптечки и огнетушителя. Именно при проведении досмотра, на которое нужно письменное разрешение и присутствие понятых. В остальных случаях инспектор может только проверить документы и провести внешний осмотр ТС.

Требования к автомобильному огнетушителю

Их на самом деле не так уж и много. Главное чтобы он был исправен, с активным сроком годности и внутреннее давление сжатого газа попадало в поле допуска (зеленая зона на манометре, если используется сжатый газ). Если на Вашем огнетушителе истек срок годности, то можете обратиться в сертифицированный центр, где его смогут проверить и перезарядить.

Согласно ПДД, в автобусе и грузовом автомобиле, предназначенном для перевозки пассажиров, должно быть 2 огнетушителя: один должен находиться в кабине водителя, а второй в пассажирском салоне.

Основные типы автомобильных огнетушителей. Плюсы и минусы

По стандартам огнетушители маркируются буквами (ОП, ОУ), которые обозначают вид огнетушителя (в данном случае порошковые или углекислотные), и цифрами (от 1 до 100), указывающими на его вместимость.

Оптимальным объём для автомобильного огнетушителя является 2 литра. По словам сотрудников МЧС, литровые огнетушители, которые люди обычно покупают «для техосмотра», плохие помощники в тушении развившегося пожара, а 5-ти литровые слишком тяжелые.

В автомобиле чаще всего применяются ручные порошковые или углекислотные огнетушители под давлением.

    1. Углекислотный огнетушитель

В его основе используется сжиженный диоксид углерода и предназначен для тушения очагов возгорания в электроустановках под напряжением до 1000 В, а также различных материалов и веществ, кроме тех, которые могут гореть без прямого доступа воздуха.

Плюсом является возможность ликвидации пожара в труднодоступных местах, которыми характеризуется конструкция ТС. При соприкосновении с материалом углекислый газ не оставляет характерных следов, что не требует дополнительного очищения поверхностей.

Минусом является то, что струя углекислоты на выходе имеет температуру до -90°С, и в случае попадания на участок незащищенного тела гарантия обморожения составляет 100%. Так же необходимо, знать что концентрация углекислого газа в воздухе порядка 10% приводит к параличу органов дыхания, больше 10% — к летальному исходу. При низкой температуре эффективность углекислотного огнетушителя резко снижается.

  1. Порошковый огнетушитель

Являются наиболее универсальными. Работает на основе порошкообразной смеси. В процессе тушения порошок распыляется на поверхность и происходит реакция, результатом которой становится плотный слой, не пропускающий кислород, а значит, блокируется распространение огня.

Плюсом является универсальность по области применения и по рабочему диапазону температур. С помощью ОП можно успешно тушить почти все классы пожаров (кроме F), в том числе и электрооборудование, находящееся под напряжением до 1000 В. Также порошковый огнетушитель исключает вероятность повторного воспламенения, что крайне важно, так как большинство деталей автомобилей подвержены к возникновению вторичных очагов.

В качестве недостатков выделяется трудность очищения поверхности от порошка, который представляет собой вязкий слой.

Основные причины возгорания

Короткое замыкание

По статистике именно по причине проблем с проводкой происходит 50% пожаров. Чаще всего возникают зимой, за счет значительного увеличения нагрузки на электрику. Причиной короткого замыкания может послужить:

  • повреждение изоляции проводов
  • установка дополнительных потребителей электроэнергии
  • скрытые последствия ДТП: зажатый провод между частями кузова либо плохой контакт проводов в месте их соединения

Поджоги

Примерно 30% случаев. Может произойти в случае мести, детской шалости либо пьяной выходки. В данной ситуации автомобильный огнетушитель вероятнее всего Вам не поможет, только если как предмет самообороны (лучше подойдет ОУ-1). Снизить вероятность поджога может только полная страховка ТС, охраняемый гараж и прекрасные отношения со всеми соседями.

Механический износ деталей

Оставшиеся 20% возгораний. Износ топливных и масляных трубок тоже может стать причиной пожара. Капающее на горячие детали автомобиля масло может воспламениться, поэтому важно своевременно проходить техосмотр.

Основные действия при возгорании автомобиля

Если во время движения Вы почувствовали подозрительный запах, нужно как можно быстрее остановиться и желательно на обочине.

Далее следует выключить зажигание. Автомобиль не должен стоять на передаче — лучше зажать «ручник».

Попытаться выяснить причину запаха. Если нет ни дыма, ни огня, то надо осторожно открыть капот. Убедившись в отсутствии проблем (возможно, запах появился от соседней машины), можно включить зажигание еще раз. Если Вы уверены, что запах идет от Вашей машины, то не рискуйте и вызывайте эвакуатор.

Если появилось пламя, в первую очередь необходимо вызвать пожарных (короткий номер 101), и срочно начинайте действовать самостоятельно, так как автомобиль может полностью выгореть быстрее, чем к Вам придут на помощь.

Если из-под капота вырывается пламя, то следует приоткрыть капот, дернув за ручку из салона, вставить раструб огнетушителя в щель между капотом и корпусом ТС и попытаться сбить пламя, а только потом открывать капот, чтобы избежать притока воздуха и усиления горения.

В любом случае (с пламенем и без) автомобиль необходимо обесточить, сняв клемму с аккумулятора.

Где купить

  1. В торговых точках на авторынке. Здесь покупать рискованно — происхождение неизвестно, гарантии нет, продать могут с истекающим сроком годности, цена может быть завышена.
  2. В сертифицированном центре. Сертификат, который есть в каждом магазине, продающем огнетушители законно, и чек, который можно получить там, позволяют покупателю в случае обнаружения неисправности заменить огнетушитель в течение года после приобретения. Здесь же чаще всего можно пройти обслуживание и перезаправку огнетушителя с истекшим сроком годности.

Огнетушители порошковый и углекислотный: какой лучше?

Существует несколько типов огнетушителей, для автомобилей рекомендуется использовать только 2 из них – порошковый и углекислотный. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки каждого из них.

Порошковый

Этот тип противопожарного устройства содержит специальный огнетушащий порошок, который образует плотный пенный состав, блокирующий доступ кислорода. В результате тушится огонь и устраняется возгорание. Маркировка данных устройств – ОП, то есть – огнетушитель порошковый. Помимо того, на устройстве могут быть и дополнительные обозначения, например: «Г» – оборудован газогенерирующим патроном; «З» – закачной; «Б» – баллон с газом, находящийся под давлением. Такая маркировка указывает на способ создания давления. Надо отметить, что 2 последних типа огнетушителей срабатывают с задержкой около 5 секунд.

Порошковые огнетушители обладают рядом преимуществ:

тушат пожары любой сложности (классы А-Е); препятствуют вторичному возгоранию; они легче и дешевле устройств другого типа. Необходимо также обозначить и минусы ОП: очень загрязняют поверхность; налипший порошок трудно отмыть.

Углекислотные (ОУ)

Активным веществом здесь выступает диоксид углерода (СО2). При наполнении углекислый газ сжимается до предела, за счёт чего отпадает необходимость дополнительного нагнетания давления. Возгорание устраняется с помощью мощной струи диоксида углерода, понижающего температуру в очаге и сбивающего огонь. Особенно эффективными эти огнетушители оказываются, когда необходима ликвидация пожара в местах трудного доступа. Помимо того, после использования ОУ не нужно отмывать машину от пены.

Однако существуют и определённые риски при пользовании углекислотных огнетушителей, такие как: Отравление диоксидом. Нанесение ожогов от раструда. Отдача, возникающая из-за сильного потока газа, способна вырвать огнетушитель из рук. Углекислотные огнетушители хоть и обладают несколько лучшими характеристиками, но они тяжелее порошковых, и в 2-3 раза дороже.

Оптимальным решением для легкового автомобиля можно назвать именно порошковый огнетушитель. Огнетушитель обязательно нужно перезаправлять. Порошковые устройства заправляются каждые 1,5 года, а углекислотные – 1 раз в 5 лет.

Автомобильные огнетушители

Чтобы выбрать огнетушитель для автомобиля, рассмотрим, что вообще может в нем загореться. Зачастую виновники воспламенения – проводка и топливная система. Такие тушащие вещества, как вода и пена, не смогут их потушить. Почему?

Если горит ГСМ, жидкость не поможет потушить пожар в силу химической стойкости горючего. Заливая водой (пеной) горящую проводку, вы испортите ее окончательно и повысите вероятность еще одного короткого замыкания.

Даже когда причина воспламенения не в топливе или проводах, жидкость категорически нельзя применять, поскольку повредите электрику.

Только порошковые и углекислотные устройства ликвидируют пожар в автомобиле.

Порошок мгновенно накрывает источник воспламенения и перекрывает кислород. Качественный порошковый огнетушитель тушит «все, что горит»: от категории А (твердые горючие вещества) до Е (электрооборудование).

Существует 2 вида таких огнетушителей:

  1. С уже закачанным газом. Такой прибор при использовании сразу выдает порошок.
  2. Устройство, внутри которого происходит химическая реакция и образуется нужный газ.

Скорость действия первого варианта выше.

Углекислотные устройства выпускают CO2, температура которого минус 70–90оС, под большим давлением. Углекислый газ моментально вытесняет кислород, и горение прекращается.

Когда тушите пожар с помощью ОУ, следует:

  1. Позаботиться, чтобы газ не попадал на кожу, поскольку это может привести к обморожению.
  2. Не вдыхать углекислоту.

Эффективность ОУ выше, чем у порошковых устройств.

Срок годности огнетушителя для легкового автомобиля

Водители, считающие огнетушащий аксессуар только средством удовлетворения любопытства сотрудников ГИБДД, ошибаются. Пожар в машине — частое явление. Возгорание может возникнуть в результате короткого замыкания. Срок годности устройства для тушения огня указан в инструкции по эксплуатации.

ОП-2 — агрегат порошкового типа. Водители берут такой часто, так как цена невысока. Огнетушитель наполнен порошковой смесью, которая хорошо справляется с тушением огня — правда, после его использования возникает проблема чистки. Такой огнетушитель для авто проработает 10 лет. Он должен храниться в месте, откуда его удобно извлечь. Он не должен подвергаться механическим воздействиям. Наличие пломбы — важное условие.

Технические характеристики углекислотных аппаратов на порядок выше. Такие модели могут работать от 15 до 20 лет. Каждые 5 лет их перезаряжают. Раз в 12 месяцев производят освидетельствование прибора.

Владельцу автомобиля в рекомендательной форме предписано проверять баллон раз в 3 месяца. Обычно выполняют проверку состояния манометра, показывающего внутрибаллонное давление. При снижении давления можно констатировать наличие утечки рабочей смеси — такой аппарат надо перезарядить или отремонтировать. Срок годности любого аппарата для тушения огня указывается на его этикетке. Римские цифры означают месяц выпуска, арабские — год.

Где купить и сколько стоит?

Купить хороший огнетушитель в машину можно в любом специализированном магазине или в интернете. Цена зависит от характеристик устройства. Стоимость порошковых изделий — от 250 до 600 рублей. Их используют для тушения возгораний всех категорий. Активируются они быстро: струя начинает вырываться уже через 2 секунды. С их помощью можно тушить электрическое оборудование и любые вещества, если температура горения не превышает 1000 градусов.

Стоимость углекислотных огнетушителей в 2 раза выше — от 450 до 3000 рублей. Они менее популярны среди водителей из-за большого веса — примерно 14 килограмм. К тому же они имеют округлое дно и занимают много место в автомобильном салоне. Содержимое баллона — диоксид углерода. За состоянием таких аппаратов нужно следить, так как они могут произвольно выпускать пену, если долго находятся в условиях повышенной температуры.

Аэрозольные устройства не используют при тушении электрического оборудования, поэтому широкого распространения они не получили. Пятилитровый баллон стоит 400-450 руб.

Для авто лучше всего подойдет порошковое устройство за 300-400 рублей.

Как выбрать огнетушитель в машину

Выбирать аппарат нужно, учитывая требования, которые к нему предъявляют надзорные органы. Особое внимание — заводской маркировке. Соответствие ГОСТу — обязательное условие. Поэтому товар стоит приобретать только в специальных торговых точках. «Левый» продукт не пройдет проверку автоинспектором.

У продавца должна быть лицензия на продажу огнетушителей, а также паспорт изделия.

Смотрите и на габариты. Владельцу небольшой машины неудобно возить крупный баллон, а содержимого слишком маленькой емкости может не хватить для тушения возгорания, произошедшего на большом грузовом автотранспорте. Обязательно проконсультируйтесь с продавцом — он поможет выбрать товар.

Баллоны огнетушителей делают из пластика и из металла. Лучше предпочитать металлические корпуса ввиду их надежности. Исправность средства для тушения можно определить по манометру — на готовом к работе инструменте он в зеленой зоне. Изделие должно быть опломбировано. Пломба располагается на чеке, и ее наличие обязательно нужно проверить.

Не должно быть деформаций, вмятин, сколов. Не стоит покупать аппараты, подвергавшиеся механическим воздействиям, даже если предлагают хорошую скидку — они могут оказаться бесполезными в ответственный момент. От продавца нужно требовать проверки работоспособности аппарата, и пусть он начнет проверку с индикатора давления. После покупки прибора необходимо изучить инструкцию по его использованию и следить за соблюдением сроков его проверки.

Где хранить и как пользоваться?

Устройства подобного типа требуют бережного отношения. Храниться они должны там, откуда их можно быстро извлечь. Не стоит держать огнетушитель в багажнике, так как в нужный момент его можно оттуда и не достать. Для хранения выберите место, куда не проникают прямые солнечные лучи. Устройство нужно закрепить. Не следует допускать его катания по полу — катающийся прибор может попасть под педаль тормоза. Рядом с баллоном не должно быть острых или тяжелых металлических предметов, которые могут деформировать корпус.

Правилами не определено точное место хранения огнетушителя. Он может находиться под сидением или еще где-то — главное, чтобы его было удобно доставать.

Если возгорание все же произошло, то главное — не паниковать. Если гореть начал пролитый бензин, то и тушить надо в первую очередь его, а потом уже перенаправить струю на автомобиль. Открывая капот, из-под которого пошел дым, помните: приток кислорода может спровоцировать выброс пламени — будьте осторожны и отведите лицо в сторону.

Перед использованием прибора для тушения снимаем с него чеку. Струю направляем на участок возгорания, в дальнейшем распределяя ее по всей площади пожара. Помним о безопасности — одежда может быть пропитана парами бензина.

Новые правила хранения и использования средств для подавления возгорания в автомобиле несильно отличаются от прежних. Технические средства тушения продолжают совершенствоваться, поэтому следите за новинками в этой области и обеспечивайте ваше авто эффективными средствами безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *