Содержание
- Памятка по проведению одиночного пикетирования | #оккупай-пикета
- Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
- Судебная практика по статье 7 ФЗ от 19.06.2004 № 54-ФЗ
- Решение от 20 декабря 2018 г. по делу № А43-35464/2018
- Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-24071/2018
- Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А83-7267/2018
- Решение от 3 декабря 2018 г. по делу № А83-13442/2018
- Решение № 12-832/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-832/2018
- Решение № 12-1927/2018 5-805/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-1927/2018
- Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А56-110567/2018
- Решение № 12-134/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-134/2018
- Решение № 12-130/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-130/2018
- Решение № 12-101/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-101/2018
- Верховный суд разъяснил правила проведения митингов в России: главное
- Порядок организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
- Одиночный пикет
Памятка по проведению одиночного пикетирования | #оккупай-пикета
Как правильно – не нарушая закон проводить одиночный пикет?
Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
I.Что такое одиночное пикетирование.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» – пикетированием является:
«Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». (ст.2, пункт 6).
Пикетирование является формой публичного мероприятия, которое Федеральным законом N 54 определяется как:
«Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». (ст.2, пункт 1).
Его основное отличие от иных форм публичных мероприятий в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований кем бы то ни было.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Проведение публичного мероприятия, к которому относится и форма одиночного пикетирования, основывается на (статья 3):
Принципах законности – соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Принципе добровольности участия в публичном мероприятии.
Чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей и участник не был привлечен к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.
II.Важно знать, что одиночное пикетирование имеет отличительные признаки от других публичных мероприятий.
Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ (статья 5, пункт 1).
Если на этой же территории осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости). Например, на углах здания, при условии того, чтобы участники не видели друг друга.
Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом – например, общаться с участником пикетирования. Помните о возможных провокациях – к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично – словом или действием – поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;
Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);
Осуществляется без передвижения;
Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;
Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
При пикетировании рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклеенной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.
При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих, выкрикивать краткие лозунги, слоганы по теме пикета с использованием возможностей своего голоса. Но по выкрикам мнения чиновников разошлись, некоторые считают, что надо молчать, но есть и такие которые считают, что можно выкрикивать краткие лозунги. Так что лучше, советуем проводить пикет молча.
При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свистки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему-либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление.
Стоит заметить, в связи с новыми поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
III.Что необходимо для организации и проведения
1.Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ N 54);
2.Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, должны содержать информацию не запрещённую законодательством:
НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!
— Ч.2.ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
— Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
— Ст. 280. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
— Ст. 282. Уголовного Кодекса РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
— Ст. 354. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
— Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Клевета
— Ст. 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оскорбление
— Ст. 5.62. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дискриминация
— Ст. 20.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мелкое хулиганство
— Ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
— Ст. 20.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Производство и распространение экстремистских материалов
IV. Где можно проводить пикетирование (статья 8):
1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
31. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль”, включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
V. Время проведения публичного мероприятия (статья 9):
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания. (статья 9 с поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ)
VI.Также важно знание оснований приостановления и ли прекращения публичного мероприятия:
Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.
3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Реализуйте своё право на протест!http://оккупайабай.рф/?p=1849
.
. Poll #1843542 Путин уходи — сработает?
Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
1.1. Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Судебная практика по статье 7 ФЗ от 19.06.2004 № 54-ФЗ
- 1.
Решение от 20 декабря 2018 г. по делу № А43-35464/2018
Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области) …суд установил следующее. Как следует из материалов дела, МП «Нижегородпассажиравтотранс» осуществляет деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и …
- 2.
Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-24071/2018
Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края) …применения контрольно-кассовой техники — 208 743 руб. (3 х 278 324 руб./4). Не согласившись с правомерностью постановления заявителем в порядке части 1 статьи 30. 7 КоАП РФ была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 12.11.2018 №13-09/40171@ жалоба общества оставлена …
- 3.
Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А83-7267/2018
Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым) …относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – …
- 4.
Решение от 3 декабря 2018 г. по делу № А83-13442/2018
Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым) …также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (…
- 5.
Решение № 12-832/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-832/2018
Нижегородский областной суд (Нижегородская область) — Административные правонарушения …N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность — соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации. Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ …
- 6.
Решение № 12-1927/2018 5-805/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-1927/2018
Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) — Административные правонарушения …вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга в указанное время и в указанном месте, то есть шествие проводилось с нарушением требований ч.1 ст. 7 , п.5 ст.2, ч.2.2 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по заранее определенному …
- 7.
Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А56-110567/2018
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) …от 05.06.2018 № 38 отсутствуют реквизиты: имя и отчество лица осуществившего расчет с покупателем. В результате Инспекция констатировала нарушение Обществом части 1 статьи 4. 7 , абзаца 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22….
- 8.
Решение № 12-134/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-134/2018
Костромской областной суд (Костромская область) — Административные правонарушения …Судья Бебешко В.П. Дело № 7 / 12-134 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе по делу об административном правонарушении г. Кострома 29 ноября 2018 года Судья Костромского областного суда Ротчев …
- 9.
Решение № 12-130/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-130/2018
Ивановский областной суд (Ивановская область) — Административное …Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ (ч. 3 и ч. 4 ст. 5). Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано …
- 10.
Решение № 12-101/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-101/2018
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) — Административные правонарушения …54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации. Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного …
Страницы← предыдущая
Верховный суд разъяснил правила проведения митингов в России: главное
Отказать в проведении акции, говорится в документе, можно только в том случае, если организатор является лицом, которое не может им быть по закону или, если проводить акцию планируется там, где это по закону запрещено. Кроме того, разъяснил суд, тот факт, что проведение митинга может помешать пешеходам или автомобилистам, не может быть уважительной причиной для требований изменить место или время акции (но при этом акция не должна способствовать авариям). При этом, объясняет ВС, само по себе предложение изменить время мероприятия или его место, если оно является мотивированным, нельзя считать отказом в проведении.
Фотография: Иван Краснов / RTVI
В тексте говорится, что заведомо незаконный отказ в проведении митинга и воспрепятствование его проведению является административным нарушением. Под воспрепятствованием понимается «недопущение либо незаконное создание препятствий» организаторам или участникам в реализации своих прав, предусмотренных российским законодательством. Под этим также может пониматься отказ властей от обеспечения безопасности на заявленном мероприятии. Кроме того, в это понятие входят действия людей, которые не являются участниками митинга, но при этом мешают его проведению: издают громкие звуки, уничтожают плакаты участников акции, не дают пройти к месту митинга и так далее. Отказ в проведении митинга может обжаловать организатор, его уполномоченное лицо или прокурор, уточнили в ВС.
Порядок организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
24.11.2014 15:16
Статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях реализации указанного конституционного права 19.06.2004 издан Федеральный закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон №54-ФЗ), которым определен порядок организации и проведения публичных мероприятий.
К организации публичного мероприятия законодатель относит:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В то же время Законом №54-ФЗ установлен запрет в отношении ряда категорий лиц выступать в качестве организатора публичного мероприятия.
Так, организатором публичного мероприятия не могут быть:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Организатор публичного мероприятия наделен следующими правами:
1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации;
6) требовать от уполномоченного представителя органа внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
Одновременно организатор публичного мероприятия имеет следующие обязанности:
1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона №54-ФЗ;
2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
7.1) принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;
8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак;
11) требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.
Неисполнение организатором публичного мероприятия указанных обязанностей является одним из оснований прекращения публичного мероприятия.
Также решение о прекращении публичного мероприятия принимается уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в случаях:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований Закона №54-ФЗ, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Практика прокурорского надзора за законностью организации и проведения в Ненецком автономном округе публичных мероприятий свидетельствует, что большинство нарушений допускается при составлении и направлении уведомления о проведении публичного мероприятия.
Статьей 7 Закона №54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13.05.2014 №14-П ч.1 ст.7 Закона №54-ФЗ признана несоответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в ней положения – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, – не обеспечивают возможность подачи уведомления о проведении публичного мероприятия для случаев, когда определяемый по общему правилу срок подачи уведомления (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия) полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.
Конституционным судом Российской Федерации указано, что до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений правоприменительные органы должны исходить из того, что при совпадении всего определяемого по общему правилу срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия с нерабочими праздничными днями уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням, либо, если это окажется невозможным, обязаны обеспечить прием и рассмотрение уведомлений о проведении публичного мероприятия в нерабочий праздничный день.
Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентирован Законом НАО от 29.12.2012 №115-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации и проведения публичных мероприятий на территории Ненецкого автономного округа» (Закон НАО №115-ОЗ).
Так, уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором по форме согласно приложению к Закону НАО №115-ОЗ и с соблюдением вышеуказанных сроков:
1) в администрацию муниципального образования (за исключением муниципального образования, наделенного статусом муниципального района), на территории которого организовывается проведение публичного мероприятия;
2) в орган государственной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченный Администрацией Ненецкого автономного округа (далее — уполномоченный орган), – в случае, если публичные мероприятия организовываются одним и тем же организатором публичного мероприятия или уполномоченными им лицами на территории нескольких муниципальных образований одновременно.
Согласно ч.3 ст.7 Закона №54-ФЗ в уведомлении о проведении публичного мероприятия должно быть указано:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
В случае невыполнения требования об устранении нарушения уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.
Если нарушение не было устранено по истечении установленного времени, то публичное мероприятие прекращается.
Помимо Закона №54-ФЗ некоторые вопросы проведения публичных мероприятий, касающиеся установленных запретов, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон №114-ФЗ).
Так, согласно ст.16 Закона №114-ФЗ при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.
В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных ч.3 ст.16 Закона №114-ФЗ, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
За несоблюдение требований законодательства при подготовке и проведении публичных мероприятий предусмотрена административная ответственность согласно ст.20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).
Так, нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Почему за незапрещенные пикеты всё равно могут наказать. Экспертный анализ
Совсем недавно произошли сразу два случая с одиночными пикетами. К первому было приковано гораздо больше внимания, чем ко второму, потому что фигурантом стал Сергей Зверев — стилист и певец. Напомним, 11 марта он, уроженец Иркутской области, вышел в короне к Кремлю с плакатом против строительства завода по розливу воды на Байкале. Позже по повестке его вызвали в суд, там же и оштрафовали — на 15 000 ₽.
К слову, строительство завода приостановили. Слишком велико было недовольство людей.
Второй случай: в Москве же, но на этот раз у здания Администрации Президента, задержали Владимира Скубака. Отставной майор Глуховской ракетной дивизии в Новосибирске стоял с табличкой «Меня обманул Путин. Голодовка». Скубак в марте 2014 года без разрешения командования поехал на Украину. Он хотел вывезти оттуда сына своей бывшей жены, который попал в детдом. Из-за этой поездки офицера лишили доступа к военной тайне, а перед этим он пожаловался на то, что не получал денежное довольствие, пока четыре месяца был в учебном отпуске.
Когда Скубака лишили доступа к военной тайне, он написал рапорт об увольнении. Уволить уволили, но не дали положенную по закону субсидию на жилье. Тогда он обратился в военную прокуратуру и суд, но ему везде отказали, как он сам говорит. Вот тогда он и решился на пикеты, за которые его с прошлого года уже задерживали семь раз.
Казалось бы, одиночные пикеты у нас не запрещены. Но оба — и Зверев, и Скубак — совершили одну и ту же ошибку: неправильно выбрали место для пикета. Что можно, а чего нельзя по 54-му ФЗ (Федеральный закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях) журналисту White News объяснил Алексей Глухов, глава юридической службы «Апологии протеста».
ПИКЕТЫ. ПРАВИЛА
1
Одиночный пикет не требует согласования. Но, если при проведении пикета используется быстровозводимая сборная конструкция, то подавать уведомление надо. При этом, что такое эта “конструкция”, четкого термина нет. Исходя из многолетней практики, под определение такой конструкции подходит всё, что можно складывать, собирать и прочее. Например, раскладные штендеры-раскладушки, которые около метро стоят, типа «купим золото, дорого», признаются такой конструкцией.
В каждом регионе действует свой порядок подачи уведомления о пикете, если применяется быстровозводимая сборно-разборная конструкция. Как правило, подается она в органы муниципальной власти. В некоторых регионах — в органы исполнительной власти субъекта. В уведомлении указывается ФИО организатора, дата и время проведения, описание сборно-разборной конструкции, дата, подпись. Отказать могут, перечень оснований довольно обширный, от того, например, что конструкция может мешать пешеходам, до проведения в этом же месте в этот же день другого мероприятия.
2
Одиночные пикеты можно проводить везде, хотя есть исключения:
— Резиденция президента РФ и территории, прилегающие к ней (Красная площадь и Кремль, по мнению московских судов, относятся к таковым),
— Территории рядом с местами лишения свободы (колонии, тюрьмы, СИЗО),
— Атомные электростанции, нефтепроводы, газопроводы.
Местные власти не могут дополнять списки мест, где запрещено проводить пикеты. Это подтверждено не только самим ФЗ, но и решением Верховного суда по тверскому делу. Например, женщину привлекли за проведение одиночного пикета около здания органов власти: в региональном законе было написано, что запрещено проводить пикетирование у зданий органов власти. Но Верховный суд постановил, что региональный закон противоречит федеральному, что местные власти не имеют права вводить дополнительные места, где запрещено проводить пикеты, как групповые, так и одиночные.
3
Располагаться надо на определенном удалении друг от друга. Если кто-то проводит одиночный пикет рядом, надо отойти. Или завершить свой пикет, даже если сосед появился внезапно. Иначе это могут посчитать групповым пикетом. Если же очевидно, что идет провокация, то надо позвонить в полицию и сообщить, что вы проводили одиночный пикет, но рядом встал другой, он так-то выглядит, чтобы зафиксировать, что это не является совместными действиями.
4
На плакате не должно быть признаков разжигания вражды, призывов к насилию, прямых оскорблений третьих лиц.
Что касается оценки деятельности публичных лиц, по стандартам свободы выражения мнений, утвержденных в том числе и Конституционным судом РФ, политики должны быть более терпимы к критике своих потенциальных избирателей, налогоплательщиков. А если человек проведенной акцией оскорблен, то должен идти в суд и там выяснять отношения с одиночным пикетирующим.
КАК СИЛОВИКИ ПРЕПЯТСТВУЮТ ПРОВЕДЕНИЮ ПИКЕТОВ
Основных метода три:
1
Проверка сообщения анонимного источника о том, что “подозрительные люди стоят”. Это дает право забрать человека с улицы для проверки документов, препровождения в отделение. Потом, конечно, человека отпускают, если он ничего не нарушил.
2
Искусственное создание множественности пикета. Когда рядом с пикетчиком кого-то еще снимают — при этом не важно, это провокатор или просто человек наблюдает — считая, раз они находятся рядом, значит это уже не одиночный пикет. При этом не важно, есть ли у второго средства наглядной агитации или нет.
3
Признание серии одиночных пикетов единым мероприятием. В федеральном законе есть норма: в каждом регионе местные власти могут установить минимальное расстояние между одиночными пикетирующими. Как правило, это 50 метров. Но даже если люди с единой узнаваемой символикой и средствами наглядной агитации находятся на больших расстояниях, суд может признать это тоже единой акцией, множественным пикетом.
Такой случай произошел в Новокузнецке Кемеровской области. Там человека признали виновным в организации серии одиночных пикетов. При том, что расстояние между пикетирующими был от 300 до 1000 метров. Акция была посвящена жертвам политических репрессий.
Одиночный пикет
Лишь несколько секунд простоял в одиночном пикете Александр Рыклин, соратник Бориса Немцова, 6 мая 2015 года на Болотной набережной в Москве; затем он был задержан полицией
Одиночный пикет — форма публичного мероприятия (акция протеста), проводимого одним участником.
Согласно российскому законодательству (с изменениями 2017 года), для проведения пикета одним участником подача уведомлений не требуется. Однако региональные власти могут устанавливать минимально допустимое расстояние между такими одиночными пикетчиками, но не более 50 метров . То есть, региональные власти не могут требовать от участников одиночных пикетов располагаться друг относительно друга на расстоянии свыше 50 метров, но могут разрешить располагаться ближе. Так, власти Москвы установили максимально допустимую законом величину — 50 метров между участниками одиночных пикетов. В Свердловской области минимально допустимое расстояние между одиночными пикетами — 40 метров , а в Приморском крае — 30 метров .
Федеральным законом не установлена норма «прямой видимости» (о том, что если один одиночный пикет находится на одной стороне здания, а другой за углом его, то это допустимо), однако оговаривает, что совокупность одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием». Как пояснил Конституционный суд РФ, «требование о соблюдении лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, минимального допустимого расстояния между ними», равно как «возможность признания совокупности актов пикетирования, проводимого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией» исключительно в судебном порядке, не противоречат Конституции РФ, поскольку «направлены на воспрепятствование злоупотреблению правом не уведомлять органы публичной власти о проведении одиночного пикетирования».