Содержание
Как правильно написать объяснительную в налоговую
В ведении бизнеса очень важно знать, как правильно написать объяснительную в налоговую.
Если вам когда-то нужно будет написать подобную записку в налоговый орган, то нужно это сделать очень грамотно. Сегодня вы сможете ознакомиться с рекомендациями как написать объяснительную в налоговую. Рекомендации, приведенные ниже, так же пригодятся во взаимодействии с начальством и прочими чинами.
Сперва, давайте определимся, что это такое, объяснительная записка в налоговую. На имя директора, нужно писать докладную записку, но допускается и написание объяснительной. Ключевое отличие между этими двумя документами заключается в отсутствии предложений и выводов в конце документа, а само оформление в принципе очень схоже между собой. Данный документ разъясняет точку зрения непосредственно составителя данной бумаги. Этим событием вполне может являться невыполнение заданий, которые были поставлены руководством, а так же нарушение общепринятой трудовой дисциплины.
Данный документ способен разъяснить, в полном объеме, любых сложившихся на работе неприятных ситуаций, с неоднозначным трактованием причины происходящего, которые привели к неприятным и неизбежным последствиям.
Существует еще одна функция, которую выполняет этот документ, он может доступно объяснить содержание иного документа. В этом случае объяснительная прикрепляется к основному документу как приложение.
Абсолютно все налогоплательщики без исключения просто обязаны предоставлять соответствующие отчеты, в налоговые органы контроля в конкретные сроки и в установленном порядке. В некоторых исключительных случаях от налогоплательщика могут потребовать написать объяснительную в налоговую, которая адекватно и всецело может разъяснить причину действий, которые привели к тем или иным последствиям.
Правильно написать объяснительную записку
• Несвоевременная сдача отчетности в налоговые органы или ошибки в написании отчета, несоответствие персональных данных в предоставляемых личных документах, сдача убыточной отчетности за определенные налоговые периоды, но как правило больше двух кварталов и так далее – это адекватные причины, по которым может быть в дальнейшем начислен определенный штраф в связи с административным законодательством РФ. При выявлении вышеописанных проблем налоговая инстанция вправе потребовать у налогоплательщика объяснительный документ, который разъяснит и определит причины и следствия данных обстоятельств. В случае выявления весьма уважительных причин, которые привели к подобным обстоятельствам, то в таком случае может быть снижение обязательного штрафа, но не ниже минимального уровня предусмотренного законодательством.
• Придерживайтесь обязательного стандартного материала расположения, при написании разъяснительной записки: в самом верху обязательно располагается шапка, затем следует написать наименование документа, далее основная часть, которая всецело объясняет причины сложившейся ситуации, в самом низу подпись и дата. Очень приветствуется в подобных ситуациях использование делового и официального стиля написания. Данному стилю письма присуща лаконичность, отсутствие эмоционального фона, некая сухость, окраски в изложении пояснений. При любых обстоятельствах нужно помнить об общей правдивости изложенного материала, а так же о достоверной аргументации.
• В главной части документа сперва, пишется выявление инспекторами соответствующих служб несоответствия или грубого нарушения основных правил и норм. Далее следует изложить лаконично все причины, которые привели к несоблюдению и несоответствию обязательных правил. Если необходимо, то можно написать меры, которые в дальнейшем будут предприняты, чтобы избежать повтора подобных нарушений.
• В большинстве случаев все налоговые инспектора требуют предоставить подробное объяснение, при обстоятельствах, когда у человека, который предоставляет отчетный материал, в отчетных периодах фиксируется постоянная убыточность предприятия. В качестве адекватных причин, которые привели к такой ситуации, могут оказаться следующими:
1. Для развития деятельности предприятия провели индексацию и повышение зарплат персоналу, что привело к улучшению общей конкурентоспособности;
2. Основательная реконструкция средств, что неуклонно повышает расходы, а так же снижение объемов продаж;
3. Существенное понижение цен на услуги или товары, дабы в разы повысить общую конкурентоспособность фирмы, что и привело к общему снижению валового дохода;
4. Потеря важного контрагента стратегического характера.
Пример написания пояснительной записки в налоговую:
Когда налоговая запрашивает пояснения
Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:
- Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.
- Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.
- Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.
Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.
Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Как писать пояснения в налоговую
Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:
- наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
- заголовок «Пояснения»;
- обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
- непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
- если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
- подпись руководителя.
Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию. Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет. Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» — одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.
Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.
Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам
Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.
Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.
Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.
Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.
Образец письма в налоговую о даче пояснений в связи с убытком:
Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС
С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.
Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.