Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Право на образование гарантировано каждому гражданину Российской Федерации (статья 43 Конституции РФ). Реализация данного права обеспечивается Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Впервые на законодательном уровне введено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (как субъект образовательной деятельности) — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой (применяемой на различных образовательных уровнях), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В настоящее время предусмотрены следующие формы образования обучающихся с ограниченными возможностями:
1) совместно с другими обучающимися;
2) в отдельных классах, группах;
3) в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Выбор формы образования обучающихся с ОВЗ определяется родителями (законными представителями) ребёнка, т.е. при желании родителей и отсутствии медицинских противопоказаний ребёнок с ОВЗ должен быть принят в образовательное учреждение, расположенное на «закреплённой территории». Администрация учреждения в этом случае обязана создать условия для получения обучающимся с ОВЗ качественного образования (государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297) предусмотрено увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 100 процентов к 2020 году).

Обучение детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях по месту их жительства (месту пребывания) позволяет решить следующие задачи:
1) не помещать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждения интернатного типа (школы-интернаты);
2) обеспечить проживание и воспитание ребёнка с ОВЗ в семье;
3) создать условия для субъектной интеграции детей с ОВЗ в социум.

Чтобы решить обозначенные задачи? необходимо создать «специальные условия», т.е. условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
1) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
2) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
3) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
4) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (создание универсальной безбарьерной среды);
5) другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме специальной статьи 79 Закона об образовании, регламентирующей организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, необходимо учитывать другие требования Закона об образовании. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. В свою очередь психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей);
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Кроме этого, педработники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) запрещается применять меры дисциплинарного взыскания (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании).

Всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны бесплатно предоставляться специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (за счёт средств субъекта Российской Федерации).

Тем детям с ОВЗ, которые обучаются в специальных образовательных учреждениях (например, в санаторных) и проживают в этих организациях, гарантируется полное государственное обеспечение, они обеспечиваются питанием, одеждой, мягким и жёстким инвентарём (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании).

Необходимо также отметить, что прокуратура может потребовать включить в правила приёма обучающихся особенности приёма детей с ограниченными возможностями здоровья (см., например, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.03.2014 по делу N 33-2973/14).

Получить статус «ребенок с ОВЗ»

Статус «Ребенок с ОВЗ» (ограниченными возможностями здоровья) — несмотря на упомнинание в названии чисто медицинской категории, относится прежде всего к образованию. И закреплен именно в законе об Образовании. ОВЗ — подразумевает наличие у ребенка особых образовательных потребностей. Т.е. специальных программ и условий, которые необходимы ребенку.

Статус «Ребенок с ОВЗ» может быть установлен только в ПМПК (Психолого-медико-педагогической комиссии). Документом, устанавливающим этот статус, является заключение ПМПК.

Заключение ПМПК — явялется обязательным к исполнению органами образования. Обратиться в ПМПК за статусом «ребенок с ОВЗ» (как и в МСЭ — для установления инвалидности) — право родителя.

Заключение ПМПК выдается на уровень образования (дошкольное, начальное, среднее, общее), и не изменяется, если в этом нет необходимости. При возникновении необходимости по обращению родителя заключение может быть пересмотрено в любой момент.

Немного об этапах прохождения ПМПК на примере Москвы:

1. Следует уделить особое внимание подготовительному этапу: родителям необходимо тщательно собирать все медицинские и прочие документы, которые уточняют картину заболевания ребенка, ход его лечения и оказанную психолого-педагогическую помощь вне зависимости от того места, где он наблюдался. При необходимости документы могут подтвердить диагноз и лечебные и коррекционные мероприятия и облегчат процедуру оформления инвалидности (или прохождение Врачебной комиссии для ПМПК). Оформлять медицинские документы для получения статуса «ребенок-инвалид» и прохождения ПМПК лучше параллельно, поставив обе эти задачи перед соответствующим медицинским учреждением.

2. Обычно не позднее апреля будущих первоклассников начинают зачислять в выбранные образовательные учреждения, и к этому месяцу родители должны определиться со школой и через портал госуслуг зарегистрировать ребенка.

3. К этому времени следует:

3.1. Пройти с ребенком Врачебную комиссию (ВК) и получить справку по форме 297 (список уполномоченных на это поликлиник по округам есть в приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.04.2013 г. № 297).

Детям Москвы можно пройти ВК также на базе Научно-практического центра детской психоневрологии (НПЦ ДП) и Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков (НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ). Если есть сомнения в том, что ВК в ваших поликлинике и психоневрологическом диспансере вас удовлетворит, обратитесь в поликлиническое отделение НПЦ ДП и заведите там на ребенка карту, это также сильно облегчит ваш путь и в будущем.

Узнать расписание и записаться на прием к врачам консультативной поликлиники НПЦ ДП можно по тел.: 8 (495) 430-02-29 с 9.00 до 15.00.

Важно! Справка, которую вы получите на руки, обязательно должна содержать диагноз (кодом или словами), иметь номер и личные печати и подписи четырех врачей, среди которых обязательно должен быть психиатр.

3.2. После получения справки из ВК родителям сразу нужно записать ребенка для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в Москве – обращаться в центральную ПМПК.

Телефон контактного центра ЦПМПК г. Москвы: 8 (499) 322-34-30. Новый адрес: Москва, ул. Долгоруковская, 5 (вход со стороны ул. Фадеева, 2), метро «Маяковская» или «Новослободская». Информация и запись в электронном виде на портале госуслуг.

Важно! Если ребенок уже учится в образовательной организации (где детей с ОВЗ хотя бы 15), туда может быть организован выезд ПМПК, что, конечно, комфортнее для детей и родителей. Для этого директор должен обратиться в ЦПМПК с запросом.

Важно! Заключение ПМПК действительно на один уровень образования (т.е. начальное, или среднее, или общее). Но если вы (или родители вместе со школой) сочтете необходимым что-то в нем существенно изменить, можно вновь пройти ПМПК и внести в заключение необходимые изменения.

Важно! Пройти ПМПК – ваше право. А вот исполнить то, что написано в заключении комиссии, – обязанность образовательного учреждения, в которое пойдет учиться ваш ребенок.

3.3. Если с заключением ПМПК вы категорически не согласны, можно обратиться в конфликтную комиссию, куда обычно приглашают наблюдавших ребенка врачей и специалистов, которые его обучали.

Критерии выбора образовательной организации.

4. Далее очень важный шаг: нужно прийти и познакомиться с выбранным вами для ребенка комплексом и познакомить сотрудников со своим ребенком, так как в школе должны понимать, какие образовательные условия следует для него создать – а это задача непростая и небыстрая.

Выбор школы может осуществляться, например:

– в зависимости от состава учеников: инклюзивная, коррекционная, интеграционный (коррекционный) класс в обычной школе;

– по форме обучения: индивидуальное, в классе, в смешанной форме или дистанционное.

5. Если у ребенка уже оформлена инвалидность – замечательно. Если нет – необходимо пойти и оформить, так как это существенно облегчит задачу получения для него необходимых образовательных услуг и помощи.

Если у вас есть грамотное заключение ПМПК, то можно на его основании внести изменения в Индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Правда, для этого придется пройти тот же путь, что и для оформления или продления инвалидности. Раздел образования в ИПРА должен быть заполнен на основании рекомендаций в заключении ПМПК.

Важно! Родители должны представить в образовательную организацию заключение ПМПК в 1 экз. и 1 экз. представить в бюро медико-социальной экспертизы.

Методическая поддержка специалистов образовательных организаций

Если выбранная вами школа ссылается на отсутствие необходимых специалистов или на незнание методов работы с детьми, имеющими РАС или ментальные нарушения, можно сослаться на курсы переподготовки и методическую и другие виды поддержки следующихорганизаций:

– Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета www.autismhelp.ru

– городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы: http://gppc.mskobr.ru/

– Методические рекомендации, составленные Институтом инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета: http://www.inclusive-edu.ru/stat/

Это самый простой алгоритм действий родителей при выборе для ребенка с РАС или с ментальными нарушениями образовательного учреждения.

Если у вас остаются вопросы, или необходима консультация, можно писать или приходить на площадки ГППЦ и ЦСПСиД, на которых члены РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» проводят межведомственные консультации. График консультаций и места проведения публикуются регулярно на сайте (http://contact-autism.ru/activities/roditelskaya-p… и в группе ФБ в разделе “Мероприятия” (https://www.facebook.com/groups/autism.kontakt/).

Членам РОО «Контакт» (roo.kontakt@yandex.ru) благодаря, в частности, Рабочей группе по детям с ОВЗ в Департаменте образования Москвы, которая в своей родительской части состоит из членов МГАРДИ – Московской городской ассоциации родителей детей- инвалидов (mgardi@yandex.ru), удалось разобраться в вопросах создания особых образовательных условий для детей с аутизмом или с ментальными нарушениями в Москве, и эта работа продолжается.

В рамках рабочей группы в Департаменте образования Москвы можно решать как проблемы конкретных детей (когда права ребенка нарушаются, что-то идет не так или требуются специальные разъяснения), так и в более глобальном смысле. У членов МГАРДИ, в частности, есть опыт участия в родительских слушаниях в образовательных учреждениях, что позволило решить вопросы в конкретных случаях. Также серьезную поддержку могут оказать материалы, подготовленные юристами Центра лечебной педагогики, и его «Правовой навигатор» (сайт http://www.osoboedetstvo.ru/).

Общий опыт или участие родительских ассоциаций будут полезны всем родителям для популяризации темы совместного обучения любых детей, для совершенно конкретного результата: организации ресурсного класса в ближайшей к дому школе или для собственного понимания, что же такое инклюзия для детей с ментальными нарушениями, или как можно эффективно и в соответствии с законодательством организовать учебный процесс при дошкольной подготовке детей с РАС и ментальными нарушениями где бы то ни было – в коррекционном, интеграционном или инклюзивном классе таким образом, чтобы права ребенка не нарушались.

Алгоритм получения места для ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении Москвы

1. Записываемся на портале госуслуг в ближайший детский сад (вторым выбираем один из садов, где хотя бы какие-то специалисты уже есть).

2. В момент, когда ребенок зачислен в образовательное учреждение, мы пишем заявление директору (прошу обеспечить условия образования в соответствии с рекомендациями ПМПК).

3. Директор в течение 30 дней обязан ответить: или он дает письменный ответ с аргументацией, почему не может обеспечить условия, или обеспечивает эти условия.

4. Если директор письменно отвечает, что не может создать эти условия, ПИШЕМ в Департамент образования Москвы о том, что пришел отказ и просим предоставить внеочередное место для ребенка, желательно в территориальной доступности (копию, для уверенности, можно направить на почту МГАРДИ или «Контакта»: mos.as.di@mail.ru, roo.kontakt@yandex.ru)

В случае если что-то где-то в этом алгоритме застревает, пишите нам, будем сообща добиваться соблюдения прав ребенка.

ZADANIE_S_OTVETAMI_DLYa_STUDENTOV

Задание: 1) Изучить этот тест, правильные ответы выделены!

На паре обсудим всё.

Итоговый тест

1. Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (или с инвалидностью) в общеобразовательной школе должна быть разработана:

— адаптированная образовательная программа,

— адаптированная основная общеобразовательная программа,

— индивидуальная образовательная программа.

2. Адаптированная образовательная программа разрабатывается для:

— каждого ребенка с ОВЗ, независимо от их числа в классе,

— отдельного класса, в котором учится ребенок с ОВЗ,

— отдельного класса, если все дети в нем с нарушениями развития.

3. Статус ребенка с ОВЗ определяет:

-Федеральное бюро Медико-социальной экспертизы

-Психолого-медико-педагогическая комиссия

-Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации.

4. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе или адаптированной образовательной программе:

-На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

-С согласия родителей (законных представителей)

-С согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это…

-совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

-свод правил к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти;

— требования, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий называется…

— обучающимся;

— обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— учащимся.

7. Что не позволяет сделать индивидуальный учебный план?

— определить содержание и формы психолого-педагогического сопровождения

— определить особые сроки и способы освоения учебных предметов, включенных в учебный план общеобразовательного учреждения

— определить особые сроки и способы прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации

8. Вариант 2 адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентирован:

— на максимальное развитие жизненной компетенции обучающихся,

— на развитие преимущественно академических навыков обучающихся,

— на пропорционально одинаковое развитие жизненной компетенции и академических навыков обучающихся.

9. Специальная индивидуальная программа развития и индивидуальный учебный план:

— целиком включают в себя содержание АООП (вариант 2),

— включают только те предметные области, предметы и коррекционные программы, которые соответствуют возможностям и особым образовательным потребностям конкретного обучающегося,

— включают все предметные области и предметы обязательной части, а коррекционные программы – с учетом особых образовательных потребностей ребенка.

10. В структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований в том числе к:

— Организации пространственно-временного режима, архитектурным и техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья

— Организации питания и медицинского обслуживания

— Организации внеклассных мероприятий

11. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» указывается что

— Педагог должен быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей

— Педагог должен определить реальные возможности ребенка и порекомендовать родителям образовательную организацию, соответствующую возможностям ребенка

— Педагог должен набирать в класс детей в соответствии с их учебными возможностями

12. Работая с детьми с ОВЗ, педагог должен

— взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума для разработки адаптированной образовательной программы

— самостоятельно разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка

использовать разработанную психологом адаптированную образовательную программу

13. Основным критерием, характеризующим успешность ребенка с ОВЗ в образовательной организации, является

— отметка за итоговую проверочную работу, адаптированную под возможности ребенка

— динамика развития ребенка с учетом индивидуального образовательного плана

— независимая экспертная оценка внешних экспертов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *