Общественная деятельность примеры

портфолио

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста

в рамках внедрения ФГОС НОО

Портфолио может быть оформлено, как в готовых шаблонах (готовые папки «Портфолио» представлены в неограниченном количестве в книжных магазинах, в д. к. Н. К. Крупской. Главное, если покупаете готовое портфолио, наличие рубрикаторов по вышеуказанным разделам,

Можно изготовить свое портфолио. Варианты так же самые разные: можно найти в интернете готовые шаблоны с цветными картинками, в которые можно вставить свое фото, сделать свои записи…

Варианты оформления портфолио представлены в широком формате в интернете!!!

Можно сделать полностью свое портфолио по оформлению (это для тех, кто любит заниматься творчеством, изготавливает различные поделки…)

Главное – ЖЕЛАНИЕ! Не стоит торопиться, можно оценить уже существующие портфолио (у знакомых, родственников, в интернете) – сделать что-то свое.

Лучше делать сразу что-то достойное, чем в дальнейшем переделывать работу!

Успехов!

Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: — создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Цели формирования портфолио: Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) — комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Структура портфолио: Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности. Примерная структура портфолио : 1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. 2)РАЗДЕЛ «МОЙ МИР» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: · «Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. · «Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. · «Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). · «Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. · «Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. · «Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах. · «Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. 3)РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 4)РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 5)РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО» В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! 6)РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях» В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. 7)РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 8)РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ» Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений. 9)РАЗДЕЛ — «СОДЕРЖАНИЕ» Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. Важно помнить. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Предварительные результаты

ОЙ МИР

МОЯ УЧЕБА

МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

МОЕ ТВОРЧЕСТВО

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

«Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете — надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

Портфолио — это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, собирает, как в копилку, свои достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост. Предлагаю ознакомиться с вариантом оформления портфолио учеников нашего класса.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но на ведущие позиции, как считает Д. И. Фельдштейн, выходит не учение, а общественно полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.).
Разные авторы вкладывают разный смысл в понятие общественно полезной деятельности. Одни полагают, что это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей, коллектива и общества в целом. Другие считают, что общественно-полезный характер приобретает любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества. Третьи думают, что это деятельность, которая исключает производственные цели, а имеет лишь воспитательные. Все это обусловлено тем, что подростковый период сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений с людьми, усвоения норм, правил, моделей этих отношений.
Формы общественно полезной деятельности могут быть любыми — трудовая, учебная, художественная, общественная, спортивная и т.д. Однако, если учебная деятельность систематизирована и организована для подростков, общественно полезная часто игнорируется или организуется на формальном уровне.

Д. И. Фельдштейн отмечает следующие факты:
1) общественно полезная деятельность школьников часто не является обязательным компонентом воспитательного процесса, не учитывается ее значимость для подростков;
2) общественно полезная деятельность не дифференцирована по возрастам;

3) общественно полезная деятельность часто ограничена рамками классного или школьного коллектива, что деформирует ее развивающее и воспитательное воздействие;

4) формально производимая общественно полезная деятельность не затрагивает мотивационную сферу подростков. Эти и другие факты обусловливают «отчуждение» подростков от этой деятельности, прививают отношение к ней как к чему-то постороннему, не нужному и не оцениваемому взрослыми.
Попытки выделить структуру общественно полезной деятельности с тем, чтобы ее формировать, предпринимались неоднократно. Лучше всего это удалось. Леонтьеву, различавшему в общественно полезной деятельности несколько компонентов: 1) ее мотивом является личная ответственность за порученное дело как реализация потребности в самовыражении себя в обществе; 2) ее содержанием является общественно полезное дело (особенно эффективным оказывается включение в трудовую, производственную деятельность, поэтому сейчас так много говорят о том, чтобы узаконить работу подростков после школьных занятий); 3) ее структура задается многоплановыми, определяемыми поставленными целями взаимоотношениями подростка в системе различных групп. Это значит, что во главу угла построения общественно полезной деятельности ставится задача сформировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений.

Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми, отражающий асимметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на признание взрослыми его равноправия с ними.

Источник: Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»

ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА» в других словарях:

  • общественная работа — — EN voluntary work Unpaid activities done by citizens often organized in associations, to provide services to others, particularly to elderly and poor people, handicapped, etc.… … Справочник технического переводчика

  • Общественная работа (работа в сообществе) — (community work) – широкий спектр подходов с целью повысить качество жизни людей на определенной территории. Некоторые считают общественную работу альтернативой социальной, при этом помощь нуждающимся и их семьям в разрешении проблем… … Словарь-справочник по социальной работе

  • работа — , ы, ж. деятельность, занятие, труд. * Руководящая работа. Работа в качестве, в должности руководителя. ◘ На руководящую колхозную работу было выдвинуто более 250 тысяч передовых колхозников. ИКПСС, 434. * Партийная работа.… … Толковый словарь языка Совдепии

  • Общественная палата Пензенской области — Общественная палата при Правительстве Пензенской области Тип организации: Общественная организация Руководители Секретарь в 2004 2006 гг … Википедия

  • Общественная палата Тамбовской области — Тип организации: Общественная организация Руководители Председатель совета Общественной палаты Тамбовской области Окатов, Владимир Николаевич Руководитель аппарата Общественно … Википедия

  • РАБОТА — РАБОТА, ы, жен. 1. Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли. 2. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р.… … Толковый словарь Ожегова

  • работа — 1. Деятельность человека; занятие, труд. Об интересной, самоотверженной, быстрой, четкой работе. Активная, беззаветная, бесперебойная, бешеная, благодарная, бодрая, быстрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная … Словарь эпитетов

  • работа — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? работы, чему? работе, (вижу) что? работу, чем? работой, о чём? о работе; мн. что? работы, (нет) чего? работ, чему? работам, (вижу) что? работы, чем? работами, о чём? о работах 1. Работой… … Толковый словарь Дмитриева

  • Общественная лицензия GNU — Запрос «GPL» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Логотип GNU GNU General Public License (иногда переводят, как, например, Универсальная общественная лицензия GNU, Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное… … Википедия

  • работа — ы; ж. см. тж. работка, работёнка, работёшка, работный, рабочий 1) только ед. к работать … Словарь многих выражений

Предоставление общественных товаров и услуг

2.4 Предоставление общественных товаров и услуг

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

частные блага делимы на любые необходимые количества.

они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага.

Потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

· их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;

· они неделимы по своей природе;

· потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.

Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.

Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.

2.5 Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики

в хозяйственной деятельности

Рынок не является идеальным механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.

Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.

Рыночный механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.

Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения — доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся:

· минимальная оплата труда;

· пенсии по старости;

· пенсии по инвалидности;

· пенсии по случаю потери кормильца;

· пенсии за выслугу лет;

· пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;

· стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;

· индексация доходов в условиях инфляции;

· компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;

· пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;

· медицинское страхование;

· защита условий труда;

· социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.

Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

Рассмотрим разницу между товарами и услугами индивидуального и общественного потребления. Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь за него платить, никто вам его не продаст. Если же вы купили и съели порцию мороженого, никто другой уже не может её съесть. Порция мороженого — пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно третьими лицами. Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и другие потребители делаете выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги — дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона — служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип невмешательства государства в экономику, разделялся практически всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым — когда рынок показывает свою » несостоятельность».

Первая из них — монополия, которая ведет к неэффективности. Существуют различные причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.

Вторая причина – наличие внешних факторов (экстерналий), издержек или выгод, которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.

Третья причина вмешательства государства – его неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

Четвертая причина – дифференциация доходов населения и возникающая при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.

Глава 3 Функции государства в современной России

Информация о работе «Поведение государства в рыночной экономике» Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 68590
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

36513 0 3

… перераспределении доходов, однако отнюдь не всегда означает снижение уровня благосостояния, поскольку может давать выигрыши за счет развития общественного транспорта. Глава 2. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике 2.1. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия Предпочтения потребителя позволяют ему выбирать между различными наборами Pepsi и пиццы …

71066 12 7

… , решает вопросы национальной обороны. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику. 1.2. Функции государства в рыночной экономике. Государство играет весомую экономическую роль, выполняя набор хозяйственных и социальных функций. Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и …

37750 0 0

… от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями. 2. Место государства в рыночной экономике Государство в современном мире является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. Отличие государства как экономического субъекта от прочих …

51607 1 1

… (как внутренним, так и внешним), что позволило бы выиграть время для адаптации превентивных мер. 2 Роль государства в рыночной экономике (на примере бюджетного регулирования экономики страны) В рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *