Об установлении границ земельного участка

Стороны в спорах об установлении границ земельного участка

Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). То обстоятельство, что весь земельный участок при доме не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, не является препятствием для предъявления иска об установлении границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.

Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым возник межевой спор.

Соответчиком по иску также может выступать администрация соответствующего муниципального района/городского округа Московской области, садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, обычно привлекается государственное учреждение, осуществляющее кадастровый учет — ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». С 01.01.2017 действует Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе в сфере государственного кадастрового учета. Третьими лицами также могут быть Управление Росреестра по Московской области, кадастровый инженер, а также садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение. Кроме того, в качестве третьего лица может привлекаться администрация муниципального района/городского округа/сельского поселения Московской области.

Установление границ земельного участка

С 01.01.2017 признана утратившей силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), которая устанавливала требования к межевому плану.

С указанной даты требования к межевому плану предусмотрены в ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а его новая форма, состав включаемых в него сведений и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921. Как и ранее, к текстовой части межевого плана относится акт согласования местоположения границ земельного участка. Случаи и порядок оформления акта согласования определены в п. п. 82 — 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

Возможно установление границы земельного участка по фактическому землепользованию, если площадь участка в фактических границах не нарушает требований п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017) и участок соответствует требованиям ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017).

С 01.01.2017 ст. ст. 27, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности») признаны утратившими силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, приведены нормы, аналогичные нормам, содержащимся в п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. В ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, содержатся нормы, аналогичные нормам, приведенным в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленных истцом и ответчиком межевых планов, составленных разными кадастровыми инженерами, а также на основании вариантов, предложенных судебной землеустроительной (в том числе дополнительной) или судебной землеустроительной и строительно-технической экспертизой. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, рассматривает вероятность кадастровой ошибки (до 01.01.2017)/ошибки в ЕГРН (с 01.01.2017), учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его правопредшественником и установление кадастровых границ участка ответчика без согласования с истцом.

При отсутствии иных оснований для установления границ, кроме фактического пользования, проведение землеустроительной экспертизы является обязательным, так как одно только фактическое пользование не может служить достаточным доказательством для установления границ. Суд может установить границы земельного участка по результатам проведенной по делу землеустроительной экспертизы и в том случае, если истец просит определить их по фактическому пользованию, представив постановление администрации городского округа об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане по результатам фактического замера площади участка, а также акт согласования местоположения границы участка, подписанный ответчиком и должностными лицами администрации.

По делам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок их разрешения. Вследствие этого судья не вправе возвратить исковое заявление на основании несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Информация истцу для подготовки к процессу

Так как требования об установлении границ вытекают из конкретного нарушения прав собственника земельного участка, необходимо заявлять их в совокупности с требованием об устранении данного нарушения. Тогда для суда будут очевидны нарушение прав истца и необходимость установления границ в судебном порядке. В противном случае велик риск отказа в иске, так как порядок установления границ предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017)/Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), для самого по себе установления границ обращение в суд не требуется.

При межевом споре в случае, когда ответчику по данным земельного кадастра (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) принадлежит участок большей площади, чем в действительности (как дополнительное требование заявляется признание недействительными материалов межевания), рекомендуется применение обеспечительных мер с целью предупредить реализацию ответчиком смежного земельного участка. Смена собственника повлечет необходимость процессуального правопреемства в порядке ст. 44 ГПК РФ и затянет рассмотрение дела, так как производство по нему приостанавливается во исполнение ст. 215 ГПК РФ. В качестве обеспечительной меры по иску об установлении границ можно заявить запрет на совершение любых действий на спорной территории, запрет на совершение сделок со смежным земельным участком ответчика.

При подборе документов, подтверждающих позицию истца, стоит учесть, что, несмотря на частое проведение по таким делам судебной экспертизы, суд считает допустимыми доказательствами и оценивает также заключение специалиста, из которого усматриваются следующие обстоятельства: несоответствие границ в правоустанавливающей и кадастровой (до 01.01.2017)/реестровой (с 01.01.2017) документации и фактических границ, нахождение ограждения ответчика на территории истца, высокая стоимость переноса строения истца, после кадастровых работ оказавшегося на территории ответчика, и т.п. Следовательно, желательно приобщить к исковому заявлению заключение специалиста по землеустройству/строительству.

С 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). С указанной даты признаны утратившими силу положения гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, от 25.12.2015 N 975.

С 01.01.2017 признаны утратившими силу нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В ч. 2 ст. 14 этого Закона предусматривалось, что внесенные в ГКН сведения предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН, и в другом виде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *