Недостачи в магазине

Порядок действий работника и работодателя при недостаче в магазине – возможные причины, оформление, удержание из зарплаты

Термин «недостача» подразумевает такое понятие, как недочет материальных и денежных средств, которая фиксируется в процессе проведения бухгалтерской проверки магазина (инвентаризации, ревизия).

Недостача на предприятиях розничной торговли, считается привычным и частым явлением. В нее включается нехватка наличности в кассе, недостача товарно-материальных ценностей на складе и в торговом зале.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

В магазине в большинстве случаях это происходит путем расхищения товара или денег из кассы.

За любой вид недостачи, как правило, отвечает материально-ответственное лицо, в конкретном случае непосредственно продавец или кассир.

Основными причинами такого негативного факта считаются: некачественный учет и контроль. Немаловажным считается и человеческий фактор.

Ответственность работника (материальная, уголовная)

При оформлении на работу в магазин розничной торговли продавца, кроме трудового соглашения, составляется договор о материальной ответственности, который имеет два понятия:

  • полная ответственность, которая предполагает погашение нанесенного убытка в полном объеме;
  • частичная ответственность, ограничивается выплатой ущерба в рамках среднемесячной заработной платы работника (продавца).

В трудовом кодексе РФ указаны случаи, которые влекут за собой наступление материальной ответственности:

  • документально подтвержденная недостача денежных средств и товара;
  • умышленное нанесение убытка;
  • ущерб, нанесенный во время работы в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;
  • убыток, доказанный в процессе судебного разбирательства.

При установлении хищения наличных денег или товара в магазине, работодатель имеет право взыскать с продавца нанесенный материальный ущерб.

Взыскание можно производить частями, путем вычетов суммы недостачи из заработной платы виновного работника.

Такая сумма может взиматься в соответствии действующего законодательства РФ, ежемесячно в размере 20% от месячной зарплаты и до полного погашения ущерба. Сумма недостачи должна рассчитываться по закупочным ценам, а не по розничным.

Существует и такое понятие в магазине как коллективная ответственность, которая широко распространена в современных торговых сетях (супермаркеты, гипермаркеты и т.д.) В этом случае за недостачу отвечают все участники трудового процесса (смена, бригада) и сумма взыскания делится между ними поровну. Устанавливается она для работников с помощью приказа и заключение дополнительных соглашений.

В большинстве случаев подобные споры между работодателем и работником частных фирм и компаний решаются в добровольном порядке, что совершенно недопустимо для государственных структур.

В данной ситуации возникает необходимость не только в возмещении убытка, но и выявление и наказание виновного.

Для решения вопросов касательно недостачи, работодатель имеет право обратиться в суд.

Для этого требуется представить необходимые документы:

  • оригинал и копию кассовой книги за период, когда выявлен недочет;
  • приказ о проведении ревизии и акт о подтверждении недостачи;
  • чеки кассового аппарата за период возникнувшей недостачи;
  • документы о поступлении товара, с указанием сумм и подписи материально ответственного лица;
  • дефектные ведомости, свидетельствующие о списании товаров;
  • приходные и расходные документы на товары и денежные средства;
  • договора трудовых соглашений и материальной ответственности с продавцом;
  • объяснительные записки ответственных лиц.

В случае подтверждения доказательств хищения в магазине розничной торговли в отношении виновного в растрате или недостачи, возбуждается уголовное дело.

В зависимости от вины и умысла применяется как уголовно-административная, так и уголовная ответственность.

Что делать продавцу?

Если после проведения инвентаризации была обнаружена недостача, работодатель обязан собрать комиссию.

Продавцу, в свою очередь, необходимо написать объяснительную, детально описав ситуацию и его причастность к ней.

В случае отказа написания такого документа, составляется акт. В нем будет отражен факт отклонения продавца магазина от предоставления объяснения, что для самого работника отрицательно влияет на ход разбирательства.

Продавец может воспользоваться услугами адвоката, с которым он сможет участвовать в проверке и ознакомлении документов. В случае подтверждения факта недостачи, работодатель в праве будет вычесть выявленную недостачу.

Сумма ущерба не должна превышать среднемесячный заработок виновного, и расчет должен производиться после полных вычетов налогов из его зарплаты.

Порядок удержания из зарплаты при увольнении

Увольнение продавца после выявления недостачи не снимает с него обязательств по возмещению убытка.

Если работник признал факт недостачи и дал согласие на добровольное погашение задолженности за принесенный убыток, при увольнении работодатель должен заключить с ним письменное соглашение.

В нем необходимо указать: срок и сумму погашения, а также рассрочку платежей или замену денежной наличности в случае ее отсутствия на материальные ценности.

В случае отказа сотрудника в признании своей вины и возмещения ущерба, работодатель вправе обратиться за помощью в суд.

Если виновное лицо не устроено официально

Удержание недостачи с неофициально устроенных работников считается противозаконным. Так как данная форма трудоустройства не влечет за работником никаких обязанностей и, как правило, никакой ответственности за их невыполнение.

Если трудовой договор с продавцом магазина не заключен, вопрос о погашении убытка решается путем переговоров между работником и работодателем.

Возникнувшая конфликтная ситуация разрешается в судебном порядке.

Если на продавца вешают недостающую сумму, а он не виноват

При выявлении недостачи у продавца существует два варианта решения проблемы: возмещение убытков в соответствии с договором о материальной ответственности или попытка доказать свою непричастность к утрате материально-денежных средств.

Если торговый работник уверен в своей не виновности, он имеет право на обжалование предъявленного ему обвинения в суде.

Данное разбирательство является довольно сложной процедурой, в которой не обойтись без помощи юриста.

В случае шантажа и вымогания возмещения ущерба со стороны руководства магазина, продавцу целесообразно обратиться в правоохранительные органы с жалобой на злоупотребление служебным положением работодателя.

Как скрыть недостачу?

И тут находится два решения: фальсификация результатов переучета и саботаж переучета. Фальсификация приводит к тому, что недостачу вы не увидите, а саботаж приводит к тому, что в результатах учета не видно вообще ничего.

Фальсификация результатов переучета: предпосылки и способы борьбы

Итак, как же сотрудники могут фальсифицировать результаты переучета в магазине? В первую очередь, можно испортить учетные остатки, то есть реальные остатки останутся прежними, а искажение их в системе учета приведет к тому, что недостача будет невидна либо неотделима от общего беспорядка в остатках. В данном случае, сотрудники, например, искажают задним числом товародвижения или сформировать подложные движения товаров в базе данных. Таким, образом, остатки в учетной системе будут заведомо некорректны и комиссия будет сбита с толку. Бороться с этим можно двумя этапами: первый – это подготовка базы к переучету (выходить на переучет с «кривой» базой нельзя, она должна подготавливаться, должен быть закрыт период за несколько дней до инвентаризации и восстановлена последовательность), а второй этап наступает, когда результаты переучета сброшены в программу – должен быть назначен некий тайм-аут, в течение которого необходимо перепроверить движения, закрыть период вплоть до самой инвентаризации и только после этого результаты инвентаризации могут быть приняты к тому, чтобы взыскивать недостачу. В этом случае появляется время на то, чтобы откорректировать очевидные фиктивные товародвижения, отловить явные некорректные вещи, которые в базе могут происходить. В таком случае можно быть уверенными, что результаты инвентаризации максимально корректны.

Второй вариант фальсификаций – это манипуляции непосредственно с реальными остатками товаров (подгон реальных остатков к учетным). Тут находятся несколько «подвариантов»:

  1. сотрудник магазина, который может быть виновен в недостаче, участвует в инвентаризации и каким-то образом он видит то учетное количество, которое проходит по вашей товароучетной системе. В данном случае, учетное количество – это просчет руководства, поскольку ни на бланках, ни на терминалах сбора данных никакого учетного количества быть не должно. В данном случае, нечистый на руку сотрудник будет писать или вводить то учетное количество, которое необходимо для «правильного» даже не глядя на то количество товаров, которое лежит на полках.
  2. сотрудник магазина, который может быть виновен в недостаче, участвует в инвентаризации, учетного количества он не видит, но может знать, что те или иные позиции, которые он собственноручно унес со склада, имеют недостачу и постарается указать в результатах инвентаризации такое реальное количество, которое будет скрывать его недостачу (при отсутствии контроля со стороны).
  3. сотрудник магазина, который может быть виновен в недостаче, в инвентаризации не участвует, но заранее уведомлен о том, что она будет происходить, и постарается заранее принести на склад недостающие товары, включая в первую очередь наиболее дорогие позиции с тем, чтобы временно возместить свою недостачу и уйти от ответственности. А уже после инвентаризации эти позиции сотрудник обратно унесет туда, откуда их взял. Бороться с такой ситуацией можно в основном административными способами: во-первых, аудиторы, проводящие инвентаризацию не должны иметь отношение к переучитываемому торговому объекту, во-вторых, аудиторы не должны видеть учетные остатки ни в каком виде, и в-третьих, учет должен производиться максимально неожиданно.

Саботаж переучета

Здесь мы рассмотрим те мероприятия, которые позволят сотрудникам сорвать инвентаризацию как таковую: они могут предоставить некорректные остатки или не предоставить вообще никакие. Если сотрудники заинтересованы в том, чтобы сорвать инвентаризацию, они найдут способы и методы для реализации задуманного. Противодействовать этому можно путем привлечения независимых аудиторов из другого магазина и внедрением методики счета товаров, которая обеспечивает максимально быстрый и точный сбор данных

Как заплатить меньше?

Второй путь ухода от ответственности, как мы уже говорили, предполагает возможность заплатить меньше по результатам инвентаризации, чем стоимость украденных товаров. Данная перспектива полностью зависит от политики компании. По большому счету, существует четыре варианта взыскания недостачи:

  1. взыскание полной недостачи в себестоимости
  2. взыскание поной недостачи в розничных ценах
  3. недостача минус излишки в себестоимости
  4. недостача минус излишки в розничных ценах

Однако только один вариант их представленных является правильным с точки зрения борьбы с воровством – это взыскание недостачи в розничных ценах. Возникает резонный вопрос – почему именно данный вариант?

Расхождения бывают двух вариантов: недостатки и излишки. Недостачи бывают от того, что либо слишком мало реальных остатков (тот случай, когда сотрудники или покупатели украли товар либо результат махинаций кассиров, когда и денег в кассе нет, и товар покупателю отдан; простить персоналу можно только товар, украденный покупателями, в остальных ситуациях сотрудников необходимо штрафовать), много учетных остатков (характеризует бардак в учете, когда либо заведен лишний приход и учетных остатков больше, чем реальных, либо товар списан, а документ списания не оформлен; оба случая представляют собой грубые ошибки операторов). Еще один вариант — это пересорт (имеется ввиду пересорт по результатам инвентаризации, а не отражающийся документами в течение учетного периода), порождающий как недостачи, так и излишки, который можно разделить на «хороший» и «плохой». «Хороший» пересорт – это равноценный пересорт, когда можно поверить, что сотрудник перепутал и пробил по кассе равноценный товар, но, например, другого цвета. «Плохой пересорт» — это неравноценный пересорт, прямое указание на злоупотребление, когда товар пробивается по цене более дешевого. Касательно излишков все точно так же, однако много реальных остатков просто не бывает, потому что это означало бы, что сотрудники приносят свои товары и продают их в магазине, что маловероятно.

Как правильно взыскать недостачу с сотрудников?

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Нет ни одной причины прощать персоналу недостачу в размере излишков, потому что любые расхождения, как излишки, так и недостачи, представляют собой либо прямое злоупотребление, либо грубые ошибки учета. Взыскивание недостачи по себестоимости означает, что вы персоналу продаете товар по себестоимости, и является прямой мотивацией персонала к воровству.

Однако будет корректным к сотрудникам вычесть из суммы недостачи сумму естественной убыли, ведь не секрет, что в продуктовой рознице естественная убыль даже регламентируется законодательством, хотя управленческая убыть может от бухгалтерской отличаться по ряду причин на вашем предприятии. Нужно также понимать, что естественная убыль может достигать 0,5% в сутки от оборота – весьма значимая цифра.

Еще один момент, который касается взыскания – это возможные махинации с розничными ценами. При взыскивании недостачи в розничных ценах и уведомлении персонала о проведении инвентаризации, сотрудник может произвести фиктивную переоценку в базе данных, занизив стоимость своей недостачи по ключевым позициям, таким образом, получив меньшее взыскание и вернув потом цену на место. Отловить такие махинации можно путем контроля розничных цен и в дополнение к этому, ограничение прав на изменение розничных цен.

О том, как правильно следует проводить инвентаризацию, читайте в статье «Инвентаризация: как провести ее правильно, быстро и точно? Методика проведения переучета»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *