Не остановка по требованию

Остановка транспортного средства автоинспектором может быть вызвана рядом ситуаций, среди которых может присутствовать проведение оперативных мероприятий, проверка документов, просьба выступить понятыми. Независимо от причины, если сотрудник ГИБДД озвучивает такую просьбу, ее игнорирование может привести к серьезным последствиям для автомобилиста. Если водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, в таком случае он может быть привлечен к ответственности, и мерой наказания будет служить выплата штрафа. Величина его будет определяться в зависимости от сопутствующих обстоятельств и наличия прочих нарушений ПДД.

Многоканальная бесплатная горячая линия сайта Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00 Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Задать вопрос онлайн >> Москва и МО +7 499 577-00-25 доб. 362 С-Петербург и ЛО +7 812 425-66-30 доб. 362 Звонок по России 8 800 350-23-69 доб. 362

Действия при остановке

Читайте: Правила остановки транспортного средства сотрудниками ДПС

При остановке машины сотрудники ГИБДД несут обязательство соблюдать определенные правила общения с автомобилистом и производить действия в том порядке, как указывает действующий регламент. Так, если автомобилист выполнил просьбу инспектора и остановил машину, сотрудник ГИБДД должен сделать следующее:

  • Немедленно подойти к водителю;
  • Представиться и при необходимости показать свое удостоверение (без передачи в руки водителя);
  • Сообщить автомобилисту причину, по которой транспортное средство было остановлено;
  • Озвучить требования, согласно которых водитель должен предъявить документы, выйти из машины и т.д. При этом все требования могут предъявляться только при наличии оснований, прописанных в законе. В противном случае автомобилист впоследствии может легко оспорить как остановку, так и наложенный штраф;
  • Если машина была остановлена для того, чтобы сам водитель или его пассажиры выступали свидетелями или понятыми, им обязательно должны быть разъяснены их права и обязанности.

Водитель, четко соблюдающий все правила дорожного движения, не должен опасаться привлечения к ответственности. Требование автоинспектора остановить транспортное средство может быть вызвано любыми причинами и не стоит его игнорировать. В противном случае можно быть привлеченным к ответственности и выплатить сумму штрафа, которая будет определена в зависимости от обстоятельств.

Остановка по требованию: прихоть пасажиров или насущная необходимость?

Пассажиры, как всегда, стали «крайними»

Начну со звонков в редакцию. Вероника ЧУБ: «На остановке «У кумы», что в микрорайоне, сегодня собралось несколько сотен пассажиров. А микроавтобусы мчались мимо. Кто-то опоздал на работу. Многим пришлось идти пешком. Почему горисполком не сделал эту остановку легальной? Она здесь просто необходима!»

Гарий ПОПКОВ, бывший начальник отдела эксплуатации автопарка: «Есть такое понятие, как остановка по требованию. Ее надо обозначить столбом с табличкой. Если бы этот вопрос вовремя решили, то не было бы нынешнего психоза».

Маргарита КАНДАУРОВА, руководитель общественной организации инвалидов «Лебедушка»: «Возле «Автопиццы» отныне маршрутки не останавливаются. И людям с ограниченными физическими возможностями приходится, чтобы попасть в офис нашей организации на ул. Свердлова, высаживаться за тридевять земель.

Водители раньше шли навстречу просьбам пассажиров: «остановите там или тут». Многие не обозначенные на схемах маршрута остановки стали для горожан не просто привычными — почти официальными. Кто не знает остановок «У кумы», «Подарки», «Налоговая инспекция», «Автопицца», «Сберкасса», «Старая» (на ул. Кирова)? А по бумагам их нет и не должно быть: потому что там или зеленая зона, или узкая дорога, или отсутствуют необходимые дорожные «карманы».

Между тем расстояние между некоторыми официальными остановками в несколько раз превышает норму: 400-600 метров в многоэтажном секторе, 600-800 — в индивидуальном. Еще недавно между остановками «Ул. Шмидта» и «Педуниверситет» (ул. Петровского) была еще одна остановка. Ее уничтожили. А о новой городские власти не позаботились.

В дефиците информация

Что касается «остановок по требованию», мы не нашли в городе заветных столбиков и трафаретов с такой надписью. А в советское время они были. Об одной из них даже сохранилась смешная история. На соседних улицах жили два ветерана, и каждый хотел, чтобы остановка была поближе к нему. По ночам они и носили знак туда-сюда. Пока специалисты не закрепили табличку повыше, чтобы до нее с земли никто не дотянулся. Сейчас переставлять нечего — указателей нет.

Впрочем, и на официальных (тарифных) остановках много чего нет из того, что должно быть. «Облагороженные» — с асфальтом или плиткой под ногами и навесом над головой, скамеечками — можно увидеть только на центральных улицах. Там, где предприниматели построили «торговые точки» и заодно, по договоренности с властями, благоустроили остановки.

Положенные по закону таблички с номерами маршрутов сохранились лишь кое-где. И те в основном с советских времен. Канули в Лету указания начальных-конечных пунктов маршрутов, интервалов движения. Гостям Мелитополя из-за этого ох как неуютно у нас. А горожане, похоже, привыкли к такому отношению.

Правила ни обойти, ни объехать

— Многие граждане считают, что маршрутки — это те же такси, — обратились мы к заведующему сектором транспорта горисполкома Вячеславу КАМЧАТНОМУ. — Значит, они могут останавливаться по желанию пассажиров?

— Это не так. Водители маршруток могут останавливаться лишь на остановках общественного транспорта, как тарифных, так и «по требованию». И могут на них не остановиться, если никто не выходит или нет свободных мест. Но в любом случае основное требование — соблюдение Правил дорожного движения.

— Чем должен руководствоваться водитель, чтобы остановиться, не нарушая правил?

— Схемой движения. В ней обозначен не только маршрут, но и все остановки.

А вот инженер отдела эксплуатации ООО «Автобусный парк» Нина БЕССОНОВА считает: если автобус работает в режиме маршрутного такси, то водитель не вправе отказывать пассажирам в просьбе о высадке, если в указанном месте нет запрещающего знака и есть дорожный «карман».

Мнение автоинспектора

— Наша задача — определить, может ли, согласно Правилам дорожного движения, располагаться в том или ином месте остановка, — объясняет инспектор организации дорожного движения ГАИ Мелитополя и Мелитопольского района Александр КРАМАРЕНКО. — И даже если это не противоречит ПДД, это может быть невозможным с точки зрения архитектуры. Перевозчики или пассажиры свои коллективные запросы должны направлять в мэрию, а уж оттуда они придут к нам, и мы их основательно рассмотрим.

К остановкам есть определенные требования: не мешать дорожному движению, иметь перекрытие, хоть какую-то лавочку для сидения, быть оборудованной знаками. И главное — остановка должна располагаться в так называемом кармане. Соблюсти все эти правила очень сложно и с материальной точки зрения (у города нет средств), и с практической. На данный момент мы направили в УЖКХ предписание установить на действующих остановках соответствующие знаки. Про оборудование новых речи пока что не идет.

Сто остановок вот-вот обзаведутся новыми табличками

Новые отличительные знаки скоро появятся на городских остановках пассажирского транспорта. По информации начальника планово-технического отдела УЖКХ Анны ПРИСТУПЫ, их изготавливает ООО «Сельэнергомонтаж», и 52 таблички уже «сохнут», а всего их будет более сотни (хотя по данным инвентаризации, проведенной в прошлом году сектором транспорта, в городе 272 промежуточные остановки, 21 — конечная и 9 площадок отстоя). Этот заказ УЖКХ сделало после ввода новых Правил дорожного движения и предписания автоинспекции.

○ Когда и как инспекторы ГИБДД могут останавливать ТС.

Первый вопрос, который интересует водителя, это по чьему требованию и на каком основании они должны остановиться. П. 2.4 ПДД отвечает на этот на этот вопрос:

  • «2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.»

Под регулировщиком понимается не только сотрудник регулирующий движение на том или ином участке дороги, но и любой инспектор ДПС стоящий на посту. К этой же категории относятся и сотрудники ППС. Такой вывод можно сделать из определения «регулировщика» данного в п. 1.2 ПДД.

Инспектор, принявший решение остановить ТС, должен подать понятный водителю сигнал жестом или при помощи громкоговорителя и указать место остановки. Если машина не остановится, возможно ее преследование с применением специальных средств. Если этого окажется недостаточно будет передана информация постам ДПС, а они уже ограничат движение, выставив кордон, перекроют дорогу другими автомобилями. В крайнем случае, возможна стрельба из огнестрельного оружия.

Так почему могут остановить автомобиль? Самая распространенная причина – нарушение правил. Кроме того, иногда инспектору требуется срочная помощь, например, в качестве понятого, или в городе объявлены мероприятия по задержанию преступника с ориентировкой на машину, похожую на вашу.

По новым правилам остановка для обычной проверки документов возможна только на стационарных постах, но часто такие проверки устраивают на дорогах, ссылаясь на наличие ориентировок.

○ Последствия и меры к задержанию.

Если вы не остановились по требованию уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, результат может быть разным. В первом варианте сотрудник просто проигнорирует ваше поведение. Обычно именно так поступают в отношении мототранспорты средств, что породило ошибочную уверенность водителей в том, что преследовать их нельзя. На самом деле инспекторы просто боятся, что в процессе преследования может произойти опасное ДТП с тяжелыми травмами для водителя мотоцикла, а потому преследуют только при откровенных нарушениях. Но такой вариант далеко не всегда срабатывает.

Гораздо чаще информация передается другим постам и вот уже они тоже дают сигнал остановиться. Скорее всего, второй уже пустится в погоню.

Если происходит серьезное нарушение, например, у инспектора появились сомнения в трезвости водителя, есть ориентировки на угнанный автомобиль или на задержание подозреваемых в иных преступлениях, то и первой неостановки будет достаточно для погони. Конечно, сначала инспектор громко предупредит об обязанности остановиться, а дальше может дойти даже до применения огнестрельного оружия в установленном порядке.

Стрелять будут стараться по колесам, у инспекторов нет желания отвечать за вред здоровью водителей, но могут причинить и другой ущерб машине. В дополнение скажем, что немало случаев применения силы к задержанным после погони водителям, зачастую это незаконно, но здоровья не прибавляет. Потому не стоит игнорировать законное требование инспектора остановиться. Проверка займет несколько минут, и вы спокойно поедете дальше.

○ Советы юриста: как избежать штрафа.

Желательно быть законопослушным гражданином, но даже если вы допустили промах и не остановились по требованию инспектора и получили постановление, его можно оспорить. Для этого можно сослаться на Административный регламент МВД, который предписывает сотрудникам подавать водителям четкие и понятные сигналы.

ПДД определил:

  • «Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство.»

То есть уже из этого ясно, что как минимум рука инспектора с жезлом или диском должна быть направлена именно на ваше транспортное средство, а в движущемся потоке определить, что останавливают именно вас, бывает затруднительно. В таком случае, смело говорите, что не поняли, что тормозят именно вас.

Внешний вид инспектора тоже играет свою роль. Особенно в ночное время суток. Если жезл не светился, а на одежде не было отражателей, вы смело скажете, что не видели его в темноте.

Нередко встречается картина: инспектор остановил несколько машин сразу и бегает между ними. Он может просто не успеть добежать до вас. Скажите, что просто не увидели его, так как уже проехали мимо.

Все описанные основания лучше подкрепить записью с регистратора, иначе в суде можно услышать, что причин не доверять инспектору нет.

Что делать, если инспектор останавливает в месте, где остановка запрещена?

06.08.2018 149708 4 0 Представим себе ситуацию: водитель, двигающийся по дороге, видит инспектора, подающего ему сигнал остановки, но при этом дорожный знак или разметка остановку в указанном месте запрещают. Можно ли останавливаться по требованию инспектора, и не может ли он выписать штраф за совершенное нарушение ПДД? В каких местах вообще запрещена остановка?

Места, в которых запрещена остановка (а следовательно, и стоянка) четко регламентированы ПДД. Согласно пункту 12.4 Правил, остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
  • на полосе для велосипедистов.

Кроме того, остановка запрещена на участках дороги, имеющих разметку 1.4: согласно новому ГОСТ Р 51256-2018 это сплошная одиночная линия желтого цвета, расположенная вдоль края проезжей части.

В перечисленных выше выдержках из Правил мы выделили те требования, нарушения которых водитель не может избежать при остановке инспектором. К примеру, если сотрудник ГИБДД расположился перед пешеходным переходом, то остановиться стоит за «зеброй», чтобы не нарушать ПДД. А вот если инспектор останавливает водителя на участке дороги с ограниченной видимостью, узкой проезжей частью или желтой разметкой 1.4, выполнить его требование, не нарушив правила, фактически невозможно. Но законно ли это, и не может ли инспектор выписать штраф за совершенное по его же указанию нарушение?

Может ли инспектор остановить водителя в месте, где остановка запрещена?

Инспектор действительно может остановить водителя в месте, где запрещена остановка, однако для этого должны быть веские основания. Пункт 88 административного регламента ГИБДД уточняет, что «не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения».

Проще говоря, сотрудник ГИБДД может остановить водителя, если впереди, к примеру, произошло ДТП в условиях ограниченной видимости или имеется другая потенциально опасная ситуация, или же если место остановки обозначено патрульной машиной с включенной «мигалкой».

Может ли инспектор выписать штраф за остановку в запрещенном месте

А вот наказать водителя за нарушение правил при остановке по собственному требованию в запрещенном месте инспектор не может. Дело в том, что вся ответственность за происходящее в случае остановки им автомобиля в «запретной зоне» полностью ложится на его плечи. Тот же пункт 88 регламента указывает, что «в случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте». Поэтому останавливаться по требованию инспектора на таких участках дорог можно смело, при этом выполняя его указания по обеспечению безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *