Содержание
- Ликвидатор организации действует на основании чего устава или решения
- Председатель ликвидационной комиссии: полномочия и обязанности
- Кто может быть ликвидатором при ликвидации ооо
- Ликвидационная комиссия ооо: права, полномочия и ответственность.
- Работа ликвидационной комиссии юридического лица
- Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
- На основании чего действует руководитель ликвидационной комиссии
- Может ли ликвидатор заключать договор?
- Ликвидация должника не препятствие для привлечения к субсидиарной ответственности
- Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО
Ликвидатор организации действует на основании чего устава или решения
ООО 14 марта 2012 года подало в арбитражный суд заявление о признании общества банкротом. 15 марта ООО заключает со сторонней организацией договор на перевозку. Со стороны ООО договор подписывает ликвидатор, а не генеральный директор общества. Действителен ли данный договор и каковы полномочия ликвидатора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ликвидатор, осуществляющий полномочия по управлению делами общества в процессе ликвидации этого общества, на основании решения общего собрания участников (единственного участника) общества о его назначении на эту должность, имеет право совершать сделки от имени общества, в том числе заключать договоры при соблюдении общеустановленных требований и ограничений.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (далее — регистрирующий орган) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в регистрирующий орган в письменной форме в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.
Согласно п. 3 ст.
Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).
>Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО? Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос содержится в предлагаемой читателям статье.
>Ликвидатор ООО, решение о назначении — образец
Согласно ч. 3 ст.
Так, перечисление средств с использованием электронной подписи бывшего директора было признано ничтожной сделкой (постановление 1-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу № А/2013).
Напомним, что согласно ст. 63 ГК РФ уже не руководитель ООО, а исключительно его ликвидатор вправе от имени ООО:
- представительствовать в качестве истца или ответчика;
- подписывать доверенности;
- совершать иные юридически значимые действия (п. 12 информационного письма президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13.01.2000 № 50).
ВАЖНО! Прежний руководитель обязан по первому требованию передать ликвидатору все имеющиеся у него документы, печати и штампы предприятия. Неисполнение данного требования может быть оспорено в суде.
(далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (далее — регистрирующий орган) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в регистрирующий орган в письменной форме в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.Согласно п.
Председатель ликвидационной комиссии: полномочия и обязанности
Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.
- Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
- В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
- На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс.
ВниманиеЗакона об ООО порядок ликвидации общества определяется ГК РФ и другими федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 62 ГК РФ определено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. Пункт 3 той же статьи предусматривает, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Аналогичные положения содержатся в п.п. 2 и 3 ст. 57 Закона об ООО.
Таким образом, ликвидатор является лицом, на которое возлагаются обязанности по управлению делами общества в процессе его ликвидации.
Кто подписывает уведомление о ликвидации — один из учредителей или ликвидатор? Нужна ли ликвидатору нотариальная доверенность на совершение действий, связанных с ликвидацией общества?
- Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
- Когда назначается ликвидатор
- Обязанности ликвидатора
- Ответственность
- На основании чего действует ликвидатор
- Ответы юристов (1)
- Ищете ответ?
- Как проходит назначение и смена ликвидатора
- Вопрос: Единственным участником ООО принято решение о добровольной ликвидации ООО. Этим же решением назначен ликвидатор ООО, при этом генеральный директор ООО не уволен.
Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2009 по делу N А/2007.
Из содержания п. 3 ст. 62 ГК РФ следует, что к ликвидатору переходят все полномочия единоличного исполнительного органа общества, а также полномочия, предусмотренные законом по ликвидации общества. Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Таким образом, с момента принятия решения единственным участником общества решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору, а полномочия генерального директора прекращаются, при этом его увольнение для такого прекращения необязательно.
В соответствии со ст.
ТК РФ).
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ооо
В компетенцию ликвидационной комиссии входят все управленческие функции в отношении прекращающей свою деятельность компании. После того, как она начнет свою работу, полномочия с высшего руководящего состава снимаются.
ИнфоЗа ее назначение отвечает аппарат, которым было принято решение о закрытии юрлица. При добровольной ликвидации это может быть собрание учредителей или совет акционеров (в зависимости от формы организации бизнеса: ООО или АО).
Порядок назначения ликвидационной комиссии должен быть прописан в уставе. Если же эта процедура носит принудительный характер (например, из-за противоправной деятельности компании), то ликвидатора назначает суд одновременно с вынесением постановления о закрытии предприятия.
Есть множество нюансов и «подводных» камней, которые необходимо учитывать.
Поэтому учредители прибегают к услугам фирм, которые специализируются на этом. Тогда ликвидатором может стать лицо, которое сотрудничает с такой фирмой.
Нередко бывает так, что у общества только один участник – он же учредитель, он же генеральный директор.
Он же может быть и ликвидатором, если он сам примет решение о прекращении бизнеса. Законом это не запрещено.
Для этого он должен будет принять единоличное решение о прекращении его полномочий, как исполнительного органа на фирме, и назначение его же ликвидатором.
Ликвидатор назначается с издания протокола общего собрания учредителей, на котором и назначается ликвидатор.
Затем нужно:
- уведомить налоговые органы.
Представление этих документов в ФНС в указанные сроки;
- оплата государственной пошлины за регистрацию прекращения деятельности общества и получение на руки выписки из ЕГРЮЛ о том, что сведения о данном ООО из него удалены.
Ликвидатор обязан тщательно следить за тем, чтобы все действия выполнялись в соответствии с действующим законодательством.
Процесс закрытия предприятия довольно сложный. Самостоятельно сделать это бывает порой совсем не просто.
«Новичок» может запутаться в порядке действий и составлении документации.
Поэтому лучше доверить закрытие бизнеса профессионалам, которые специализируются на предоставлении подобных услуг предпринимателям.
Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор. Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры. Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию. Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).
Ликвидационная комиссия ооо: права, полномочия и ответственность.
Важно
Руководитель ликвидационной комиссии На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство. Такая проблема не стоит перед компаниями, в которых есть единственный учредитель, он и становится ликвидатором. При этом закон не устанавливает, кто именно назначается руководителем ликвидационной комиссии.
Это может быть:
- коллегиальный орган, который принял решение о закрытии юрлица;
- участник общества или его учредитель;
- стороннее лицо, наделенное лицензией на этот вид деятельности (состоящий в СРО).
Если ликвидация производится через процедуру банкротства компании, то в качестве ликвидатора выступает арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом.
Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами. В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.
Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.
Акт решения при завершении ликвидации предприятия Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом.
Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.
- Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
- В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
- На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается в Налоговой инспекции, а отметка о его регистрации делается в ЕГРЮЛ.
- Погашаются кредиторские требования с учетом очередности, предусмотренной ГК РФ.
Работа ликвидационной комиссии юридического лица
Правильно уволить всех сотрудников, если таковые еще не были уволены к моменту ликвидации. увольнение производится в порядке п. 1 ч. 1 статьи 81 Трудового кодекса: «Ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя». О грядущем сокращении в связи с ликвидацией каждый работник должен быть письменно предупрежден под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). При увольнении в связи с ликвидацией организации работнику должна быть выплачена компенсация в размере месячного среднего заработка при одновременном сохранении за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства (но не более чем за два месяца с учетом выходного пособия).
2. Инвентаризация. Ликвидация предприятия является основанием для проведения обязательной инвентаризации (ст. 12 129-ФЗ от 29 11 96 «О бухгалтерском учете»).
Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его работы. Решение закрыть бизнес может быть связано с самыми разными причинами: его нерентабельность, достижением поставленных бизнес-задач, переориентацией на другие направления и пр. После того как владельцы компании примут окончательное решение о ее ликвидации, им необходимо назначить ликвидационную комиссию или единоличного ликвидатора (согласно п.2 ст.62 ГК). Последний вариант возможен, если у юридического лица единственный учредитель (он же обычно и директор). Об этом факте требуется уведомить Налоговую инспекцию с помощью специальной формы Р15001. Отметка о назначении в компании ликвидационной комиссии появляется в ЕГРЮЛ и становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.
После того как собственники компании примут решение о ликвидации предприятия им нужно назначить ликвидационную комиссию. Об этом решении учредители фирмы сообщают в ИФНС по месту регистрации организации, чтобы была внесена соответствующая запись в госреестр.
Ликвидационная комиссия ООО представляет собой аппарат, в компетенцию которого входит управление делами фирмы в стадии завершения деятельности. В соответствии с п.1 ст.49 НК России в обязанности ликвидационной комиссии входит и уплата налогов за ликвидируемую организацию. Соответственно руководитель ликвидационной комиссии вправе ставить подпись в декларациях вместо директора фирмы.
Назначение ликвидационной комиссии
Исходя из п.
Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
2 ст.62 ГК, аппарат, который вынес постановление о ликвидации ООО, обязан назначить ликвидационную комиссию. Компетентным в вынесении такого рода постановлений аппаратом могут выступать учредители фирмы, собрание акционеров. А также органы судебной власти, вынесшие решение о прекращении деятельности организации. Порядок назначения ликвидационной комиссии, как правило, прописан в Уставе организации.
После вынесения решения компетентного органа о назначении ликвидационной комиссии, она наделяется всеми правами по управлению деятельностью компании. С этого времени единоличный исполнительный орган фирмы лишается своих прав.
Состав ликвидационной комиссии
Членами ликвидационной комиссии могут быть руководители организации, учредители либо участники фирмы, а также непосредственно члены коллектива компании. В полномочия руководителя ликвидационной комиссии входит инициирование прекращение функционирования фирмы, поэтому, как правило, в этой роли выступает генеральный директор закрывающегося предприятия.
Председатель ликвидационной комиссии его права, полномочия и ответственность
После того как учредители компании надлежащим образом оформят приказ либо другой документ, в котором будет отражено решение о прекращении деятельности предприятия и указание временного интервала, отведенного для ликвидации, необходимо учесть важный нюанс. Отдельным пунктом в этом документе необходимо прописать организационные моменты, связанные с назначением председателя ликвидационной комиссии.
После того как председатель будет назначен к нему переходят все полномочия, связанные с осуществлением деятельности фирмы на этот период в соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ. На практике часто встречаются случаи когда председателем назначается кто – то из сотрудников фирмы либо ее руководителей. Это делается для того, чтобы организацией процедур, связанных с ликвидацией фирмы, занимался человек, отлично разбирающийся во внутренних делах организации.
Полномочия и ответственность руководителя ликвидационной комиссии
На ликвидатора возлагаются особые функции и полномочия, на основании которых он будет осуществлять деятельность, и проводить процедуры необходимые для прекращения деятельности предприятия в соответствии с действующим законом.
Поэтому на руководителя ликвидатора ложится огромная ответственность за работу ликвидационной комиссии, в его обязанности входит подписание документов, издаваемых этим органом.
Руководитель ликвидационной комиссии берет на себя ответственность за контролирование работы всех членов комиссии, а также за своевременную организацию и совершение следующих действий, направленных на ликвидацию организации в соответствии с законодательством (ст. 63 Гражданского Кодекса РФ):
1. В первую очередь о намерении ликвидировать предприятие нужно уведомить регистрирующий орган, чтобы фирму исключили из реестра действующих юридических лиц;
2. Разместить в печатных изданиях сообщение о намеченной ликвидации организации. Включая то, в какие сроки, и в каком порядке будут приниматься заявления от кредиторов, содержащие требования о выплате задолженности. Минимальный срок, который устанавливают для предъявления запросов должен составлять два месяца;
3. Постараться лично вручить письменные уведомления кредиторам о предстоящей ликвидации фирмы;
4. По истечении отведенного времени необходимо подготовить ликвидационный баланс. В этом балансе должны быть отражены материальные и нематериальные активы и пассивы фирмы, содержаться сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, а также решения о возможности сведения их к минимуму;
5. В зависимости от конкретной ситуации в компетенцию ликвидационной комиссии входит реализация имущества фирмы путем проведения публичных торгов. К этой процедуре прибегают для исполнения обязательств организации перед кредиторами;
6. После оплаты всех требований кредиторов, необходимо составить итоговый ликвидационный баланс, отражающий финальное состояние организации;
7. Если в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательств остались средства, они должны быть распределены между учредителями;
8. Чтобы завершить процесс ликвидации фирмы, ликвидационная комиссия должна подать соответствующее заявление в ИФНС. Сотрудники налоговой службы регистрируют факт ликвидации компании в ЕГРЮЛ.
После того, как вы получите из налогового органа зарегистрированное свидетельство о ликвидации предприятия, организация официально признается ликвидированной, а деятельность ликвидационной комиссии автоматически прекращается.
Ответственность ликвидационной комиссии
При проведении процедуры аннулирования организации имущественная ответственность появляется у:
- Непосредственно организации;
- Собственников бизнеса;
- Руководителей организации;
- Ликвидационной комиссии;
- Заимодавцев, которым задолжало предприятие.
Чтобы ответить на вопрос, касающийся ответственности, бремя которой несет ликвидационная комиссия, необходимо определить ее правовой статус.
Если руководствоваться пунктом 3 ст.62 Гражданского Кодекса, то можно рассматривать ликвидационную комиссию как орган, осуществляющий управление юридическим лицом. Таким образом, после того как ликвидационная комиссия приступает к своим обязанностям, все функции, связанные с управлением организацией возлагаются на нее, это касается и представления ликвидируемой организации в суде.
Полномочия ликвидационной комиссии такие же, как и у единоличного ликвидатора. Исходя из этого, можно утверждать, что ликвидационная комиссия – коллективный аппарат управления, а руководитель наделен только функциями, связанными с организационной и представительской деятельностью.
Чтобы на законных основаниях представлять интересы аннулируемой организации, участнику ликвидационной комиссии или ее руководителю необходимо предоставить соответствующий документ. А именно, запротоколированное решение об утверждении состава комиссии, принятое на общем собрании участников общества (в некоторых случаях решение суда), а также протокол, в котором определено лицо, наделенное рядом полномочий.
Существует ошибочное мнение, что если председатель ликвидационной комиссии по совместительству оказался бывшим руководителем этой фирмы, то он имеет привилегии и не должен предоставлять вышеназванных документов.
Пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса участники ликвидационной комиссии называются другими лицами, наделенные правом давать указания, обязательные для исполнения этим юридическим лицом. Исходя из чего они несут субсидиарную ответственность. Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).
Часть 1. Одним из ключевых вопросов в процессе ликвидации организации является вопрос об ответственности участников/учредителей общества, и желательно решить его до начала процедуры ликвидации.
Следует отметить, что существенное значение в практике ликвидации организаций имеет рассмотрение вопросов ответственности учредителей по налоговым долгам ликвидируемой организации, но этот вид ответственности не единственный. Участники ликвидируемой организации несут ответственность и за ненадлежащее исполнение самой процедуры ликвидации. Остановимся на рассмотрении второго вида ответственности подробнее, и попробуем разобрать, что же ожидает участников/учредителей ликвидируемой организации в ходе ликвидации.
Процедура любого предприятия, будь то коммерческой организации или некоммерческой, начинается с принятия участниками общества решений о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии/ликвидатора. Следующий шаг – это уведомление уполномоченного органа о начале процедуры ликвидации. В соответствии с ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.20) учредители юридического лица в течение трех рабочих дней с момента принятия решения обязаны уведомить регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. В случае нарушения срока, статьей 14.25 КоАП для участников общества предусмотрена ответственность. Так, согласно пункту 3 ст. 14.25 непредставление или несвоевременное представление сведений об организациях в налоговый орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
Кроме несвоевременного представления документов в налоговый орган, действующим законодательством предусмотрена ответственность за представление недостоверной информации, например:
- неверное указание паспортных данных учредителей/ликвидатора;
- размещение публикации о ликвидации в ненадлежащем печатном издании; к сведению: размещать сообщение о ликвидации необходимо только в журнале Вестник государственной регистрации (письмо ФНС России от 16.06.2006 №САЭ-3-09/355@);
- составление промежуточного и ликвидационного баланса, не соответствующих требованиям закона.
В случае представления в регистрирующий орган сведений заведомо ложных, но не содержащих уголовно-наказуемого деяния, эти действия могут повлечь наложение штрафа на должностное лицо в размере 5 тысяч рублей или его дисквалификацию на срок до 3-х лет (п.4 ст. 14.25 КоАП).
Таким образом, если учредитель/участник общества допустил случайно или намеренно эти ошибки, его ожидают административные санкции со стороны уполномоченного органа. Следует отметить, что данные действия не могут служить основанием для признания ликвидации недействительной.
На основании чего действует руководитель ликвидационной комиссии
Данное положение подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 октября 2009 года по делу № А56-9677/2009. Суд исходит из того, что действующим законодательством не предусмотрено основание для отказа в государственной регистрации, как несоблюдение порядка ликвидации.
Что касается финансирования процедуры ликвидации, то учредители юридического лица солидарно обязаны ликвидировать общество за счет имущества юридического лица, а при его недостаточности – за свой счет. Основания, по которым ликвидируется предприятие, не имеют никакого значения. Данный пункт прописан в законопроекте новой редакции ГК. Здесь же указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участником общества обязанности по его ликвидации, регистрирующий орган может потребовать принудительной ликвидации общества (п. 5 ст. 62).
Законопроектом предусмотрен случай исключения организации из ЕГРЮЛ без участия участников общества, но только в том случае, если ликвидация невозможна из-за отсутствия средств на расходы и отсутствует возможность возложить эти расходы на участников юридического лица (п.6 ст.62).
Еще один интересный момент, в процессе ликвидации участники общества – члены ликвидационной комиссии должны передать в государственный архив документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности общества. Данные действия следует совершить в соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в РФ». Согласно ФЗ №125 при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, документы, образовавшиеся в процессе их деятельности, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки которых не истекли, передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией/ликвидатором и государственным/муниципальным архивом.
Если действия по передаче документов в архив не совершены, в соответствии со ст.13.25 КоАП члены ликвидационной комиссии, равно как и учредители юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности. За уничтожение финансово-хозяйственной документации общества при наличии признаков банкротства общества, если указанные действия причинили крупный ущерб, участники общества – физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст.195 УК).
Мы вкратце рассмотрели основные моменты, о которых следует помнить учредителям общества, решившим ликвидировать свою организацию. На первый взгляд данные пункты выглядят незначительными, но только до той поры пока эти действия/бездействия не приведут к административной или уголовной ответственности исполнителей. Настоятельно рекомендуем, прежде чем начать процедуру ликвидации потратить немного времени на изучение законодательства или обратиться за консультацией к специалистам в данной области и тогда в ходе ликвидации предприятия не придется искать средства на дополнительные расходы.
Что касается вопроса об ответственности учредителей по налоговым долгам, то этот вопрос будет рассмотрен в следующей публикации.
Продолжение статьи читайте здесь
Петрова Светлана Владимировна
Теги: ликвидация отсутствие предпринимательской деятельности административная ответственность предоставление информации
Подписаться на новости
Может ли ликвидатор заключать договор?
Основанием для несения такой ответственности являются неправомерные действия ликвидатора или председателя, которые повлекли за собой исключение организации из Единого Государственного Регистра (ЕГР) без применения процедуры банкротства, предусмотренной законодательством. Размер ответственности устанавливается в пределах размеров тех требований, которые предъявляются кредиторами ликвидированной организации и которые еще не были удовлетворены. При нарушении ликвидатором (председателем) законодательства о процедуре экономической несостоятельности, иски к ликвидатору или председателю могут предъявляться уполномоченными на то органами в трехлетний период со дня внесения записи об исключении юридического лица из ЕГР. Статья 235 Закона о банкротстве уточняет, что ликвидатор (председатель) несет субсидиарную ответственность по платежным обязательствам организации и по обязательствам, которые вытекают из трудовых и связанных с ними отношений, а также по иным расходам, которые установлены Законом о банкротстве.
Постановление ВХС расширяет перечень тех случаев, в которых наступает ответственность ликвидатора (председателя). Согласно этому документу, на ликвидаторе (председателе) лежит имущественная и иная ответственность за действия, которые стали причиной понесения собственником имущества (участниками или учредителями) и (или) третьими лицами ущерба. Кроме того, ликвидатор (председатель) несет ответственность за неисполнение постановлений в суда в соответствие с законодательством РБ.
Если вследствие каких-либо причин ликвидатор (председатель) не исполняет свои обязанности или исполняет их недобросовестно, хозяйственный суд освобождает такого ликвидатора (председателя) от выполнения своих обязанностей. По тем же причинам ликвидатор (председатель) имеет право самостоятельно подать в отставку. Также, согласно п. 30 Постановления ВХС, ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за достоверность ликвидационного баланса.
Ликвидация должника не препятствие для привлечения к субсидиарной ответственности
Ликвидация должника, признанного банкротом, не является препятствием для рассмотрения требования о привлечении его бывшего руководителя к субсидиарной ответственности.
В рамках дела о банкротстве конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя общества по обязательствам должника, возникшим после истечения месяца со дня возникновения обстоятельств, свидетельствующих о признаках неплатежеспособности.Определением Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2015 по делу N А21-460/2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.Не согласившись с определением суда первой инстанции, конкурсный кредитор обратился в апелляционный суд с жалобой на данное определение.Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2015, производство по апелляционной жалобе прекращено в связи с ликвидацией должника. Суды пришли к выводу, что рассмотрение апелляционной жалобы относительно законности судебного акта, принятого в рамках дела о банкротстве организации, прекратившей свое существование, невозможно.Определением от 07.12.2015 N 307-ЭС15-5270 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение суда апелляционной инстанции и постановление арбитражного суда округа и отправила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.- невыполнение руководителем требований Закона о банкротстве об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наступлении обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, влечет неразумное и недобросовестное принятие дополнительных долговых обязательств в ситуации, когда не могут быть исполнены существующие, заведомую невозможность удовлетворения требований новых кредиторов и, как следствие, убытки для них. В этом случае одним из правовых механизмов, обеспечивающих удовлетворение требований таких кредиторов при недостаточности конкурсной массы, является возможность привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве.Субсидиарная ответственность руководителя по долгам возглавляемой им организации возникает вследствие причинения вреда кредиторам.
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО
При этом завершение конкурсного производства само по себе не влечет материальные последствия в виде освобождения руководителя от ответственности.Вопреки доводам представителя руководителя должника, ссылавшегося на отсутствие какого-либо механизма исполнения судебного акта в случае удовлетворения требования кредитора после завершения конкурсного производства, законодательство о банкротстве не ограничивает возможности кредиторов по удовлетворению своих требований и после завершения конкурсного производства (пункт 11 статьи 142 Закона о банкротстве). Кроме того, исполнимость судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя при ликвидации должника может быть достигнута посредством возобновления дела о банкротстве после пересмотра определения о завершении конкурсного производства по правилам главы 37 АПК РФ.- в соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; чч. 1 и 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации)Процессуальные нормы регулируют порядок защиты материальных прав и конкретизируют конституционные принципы. Так, в частности, сторонам спора предоставлено право обжалования определения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности (пункт 7 статьи 10 Закона о банкротстве, статья 188 АПК РФ).Прекращение апелляционным судом производства по жалобе в связи с ликвидацией должника делает невозможным пересмотр определения суда первой инстанции, чем нарушаются права сторон спора на судебную защиту.В силу изложенного, а также в силу статей 7, 8 АПК РФ, как кредитор, так и руководитель должника вправе обжаловать определение суда первой инстанции и получить судебную защиту посредством рассмотрения апелляционной жалобы по существу вне зависимости от ликвидации должника в связи с его банкротством.Аналогичные выводы сделаны Судебной коллегией по экономическим спорам применительно к ситуации прекращения дела о банкротстве: Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 306-ЭС14-7672 судебные акты о прекращении производства по рассмотрению кассационной жалобы в обособленном споре о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в связи с прекращением дела о банкротстве отменены, дело направлено на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции со ссылкой на пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».