Минимальный размер земельного участка

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

СТ 11.9 ЗК РФ

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Комментарий к Статье 11.9 Земельного кодекса РФ

Процесс образования земельных участков не может быть произвольным. В связи с этим ЗК РФ устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать образуемые и изменяемые земельные участки.

Одним из главных требований, предъявляемых к земельным участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров, которые устанавливаются градостроительным регламентом. Так, в Определении от 31 мая 2016 г. N 16-КГ16-18 Верховным Судом РФ было указано на невозможность выдела доли земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, на котором расположен жилой дом, по причине того, что образуемые при таком выделе земельные участки не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется <1>, а также градостроительные регламенты для которых не устанавливаются <2>, должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами <3>. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ <4> в соответствии с требованиями земельного законодательства.
———————————
<1> Согласно ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.

<2> В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

<3> До настоящего времени такие федеральные законы не приняты. Попыткой комплексного урегулирования вопросов использования земельных участков, на которых действие градостроительного регламента не распространяется, а также для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, является внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (Официальный сайт Государственной Думы duma.gov.ru).

<4> Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара.

В отдельных случаях предельные размеры образуемых земельных участков устанавливаются напрямую федеральным законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадь которого не превышает одного гектара.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Границы муниципальных образований и границы населенных пунктов отражаются в генеральных планах поселений, городских округов, схемах территориального планирования муниципальных районов (п. 1 ч. 6 ст. 19, п. 2 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта. При поступлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов такие сведения отражаются на публичных кадастровых картах, которые предназначены для использования неограниченным кругом лиц <1>.
———————————
<1> См.: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 марта 2016 г. N 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 25).

Таким образом, опираясь на сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, орган государственного кадастрового учета проверяет соответствие образуемого или измененного земельного участка требованиям ЗК РФ в части недопустимости пересечения таких границ с границами земельного участка.

Следуя принципу единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Так, например, невозможно осуществить раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ такой земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). В этой связи необходимость обеспечения доступа к земельному участку также является одним из необходимых условий, соблюдение которых обязательно при образовании земельного участка.

Раздел, перераспределение или выдел земельных участков также не может быть осуществлен, если образуемые в результате этого земельные участки нельзя будет использовать в соответствии с их разрешенным использованием ввиду наличия установленных обременений (ограничений).

Так, широко распространенным случаем на практике является нахождение земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне, в том числе когда в такой зоне находится не весь земельный участок, а его часть.

Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» <1> в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
———————————
<1> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1220.

Таким образом, если в вышеупомянутой охранной зоне находится часть земельного участка, предназначенного для строительства, например, гаража, то при образовании такой части в виде самостоятельного земельного участка размещение гаража на этой части земельного участка будет противоречить правовому режиму, установленному для этой охранной зоны. В связи с этим образование земельного участка подобным образом не допускается.

Понятия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в ЗК РФ не раскрываются, в связи чем на практике участникам земельных отношений и органам кадастрового учета зачастую достаточно сложно установить, характеризуется ли образуемый земельный участок такими признаками. Однако эти понятия имеют исторические корни. В частности, термины «чересполосица» и «вклинивание» ранее использовались в законодательстве советского периода <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. N 286 «О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах» (СП РСФСР. 1966. N 11. Ст. 51), ст. 59 ЗК РСФСР (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768). В Постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 3 сентября 1932 г. N 1356 «О создании устойчивого землепользования колхозов» (СЗ СССР. 1932. N 66. Ст. 388) чересполосица названа «бичом единоличного хозяйства».

Образование земельных участков должно осуществляться с учетом территориальных зон, установленных при градостроительном зонировании, а также границ лесничеств и лесопарков. Пересечение границ земельного участка и границ территориальной зоны является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка (п. 6 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Недопустимость пересечения границ земельных участков с границами лесничеств и лесопарков объясняется тем, что последние в соответствии со ст. 23 ЛК РФ являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

Образование земельных участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов являются объективными исключениями из общих правил. Такие исключения сформулированы законодателем исходя из того, что участки недр являются самостоятельным объектом недвижимости (ст. 130 ГК) и образование земельного участка в данном случае осуществляется только в целях обеспечения доступа к участку недр, а также специфики линейных объектов, которые могут иметь длительную протяженность с сопутствующим пересечением не только территориальных зон, но и границ муниципальных образований, границ субъектов РФ (например, автомобильные дороги федерального значения, магистральные газопроводы и т.д.) и объектов, режим использования которых определяется исходя из особенностей, предусмотренных водным законодательством.

Законы о минимальном размере земельного участка

Под санитарным минимумом понимается критерий, по которому земли относятся (не относятся) к категории делимых.

Обозначенные нормативы определяются соответственно положениям Федерального Закона от 25.10.01 г., под № 136-ФЗ. Закон предусматривает принятие местными органами власти муниципальных и локальных решений в отношении минимальных размеров площадей наделов.

Муниципалитеты и отделы землеустроительства местных администраций исходят из допустимого земельного ресурса региона или населённого пункта, соответственно, с чем устанавливается санитарная норма, которую недопустимо изменять в сторону уменьшения (п.2 ст.6 ЗК РФ).

В ведении муниципалитетов определение площадей для ЗУ из земель сельскохозяйственного назначения, которые используют под дачи, сады и огороды, а так же – для ведения личного подсобного хозяйства (см. Как поменять целевое назначение земельного участка). Исполкомы следуют распоряжениям, делегированным п. 1 ст. 33 ЗК, а так же п. 1 ст. 4 «Закона об обороте земель». Принято ориентироваться на нормативы в 6 соток.

Населённые пункты определяют допустимый минимум, руководствуясь регламентом градостроительной документации региона, что оглашает пункт 3 статьи 33 ЗК РФ.

Соответственно, разделить на 2 равные доли разрешено участок в 8 соток или больше. А на три самостоятельных участка допустимо делить ЗУ 12 соток. Кроме этого, при реорганизации сохраняется категория земель и их целевое назначение. Так же требуется соблюдение красных линий при строительстве дома и иных регламентированных нормативных отступов.

Когда один надел переводится в три самостоятельных или более трёх, предусматриваются дополнительные критерии:

  • вновь возникшему участку требуется выход к дороге;
  • его следует обеспечить местом для подъезда транспорта;
  • границы проводятся ровно, без сложных конфигураций.

Законодательство предусматривает, что выделившиеся автономные доли приобретают правоспособность самостоятельного и полноценного функционирования, что санкционирует Постановление Правительства РФ от 02.02.96 г., под N 105 (в ред. от 21.08.2000).

Реорганизация арендуемых земель

Арендаторы не приравниваются к собственникам ЗУ. Они вправе распоряжаться арендованной недвижимостью, но не допускается имущественное распоряжение таковой (см. Как взять землю в аренду у города). Иногда возникают ситуации, которые регламентируют раздел земли арендатором.

Такое право наступает, когда на территории, используемой на условиях найма, возведено капитальное строение, на которое законно оформлено право собственности, сведения о которой внесены в Росреестр. ЗУ под домом повторяет его судьбу.

Если частный дом делится между наследниками или отчуждается посредством имущественной сделки, то придомовая территория так же делится. Для проведения сделки следует обратиться к законному владельцу, которым является муниципалитет и заявить о необходимости раздела.

Вопрос решится по усмотрению уполномоченной комиссии, которая исходит из региональных нормативов и законодательства РФ. При этом её решение может предоставить такой вариант собственнику, а может содержать отказ, разрешив новому владельцу переоформить право аренды самостоятельно.

Если между домовладельцами возникнут споры о регламенте пользования, это не станет основанием для муниципалитета, мотивирующим раздел. Такие вопросы решаются в судебном порядке, с установлением правил пользования в суде.

Раздел участка с домом

Так как в соответствии с Земельным законодательством, земельный участок следует судьбе дома, то прецедент деления в данном случае зависит от условий раздела дома.

Законодательство, применяемое к нормативам минимального размера придомовой территории, остаётся актуальным и допускает влияния не только на раздел земли, но и дома.

Предусматривается принцип признания ЗУ делимым заведомо, до момента реорганизации. То есть, если санитарные нормы придомовой территории не допускают предусмотренного минимума, предусмотренного для двух участков, раздел не только участка, но и дома, может стать запрещённым со стороны администрации (см. Нормы жилья).

В этом случае принятие решения отталкивается от сопутствующих обстоятельств. Если права владельца грубо нарушаются, то он сможет оспорить таковые в судебном порядке.

При типичных условиях и наличии права собственности, процедура не приобретает препятствий. После раздела дома допустимо реорганизовать придомовую территорию по усмотрению инициатора:

  • в пропорциональных долях;
  • в равных долях;
  • в непропорциональных и неравных долях.

Кроме этого, разрешено выделить из общей территории с домом, отдельный участок, без приобретения права на иную недвижимость. В этом случае потребуется соблюдение условий:

  • санитарного минимума для обоих ЗУ;
  • красных линий для строений;
  • выхода к дороге для обоих ЗУ.

Раздел участка в общей долевой собственности

Эти гражданско-правовые действия с земельным владением встречаются чаще всего. Осуществляются при условии оформления собственности на ЗУ, а так же при согласии собственников недвижимости.

Если совладельцы не достигли единого мнения в отношении реорганизации земель, один из них может выделиться на основании решения суда. Если несколько участников долевого владения выступили с инициативой автономии, столкнувшись с препятствием в лице одного из них, не желающего выделиться, процедура так же основывается на решении суда.

В соглашении указываются стороны и объём доли в праве каждого из них. Здесь же даются кадастровые характеристики ЗУ и указывается факт соблюдения санитарных нормативов и допустимость обеспечения каждого обладателя потенциального надела выходом к дороге, подъездом к участку.

После оформления соглашения, собрав требуемый пакет документации, владельцы долей обращаются в геодезическую компанию или МФЦ. Если владение осуществляется без выдела долей, предварительно требуется определить доли в праве собственности. Данная процедура осуществляется так же соглашением, которое составляется по усмотрению собственников, при отсутствии такового – по решению суда.

Деление участка между супругами

Супруги могут оформить автономные наделы:

  • Если земля в долевом владении или совместном распоряжении, без выдела долей.
  • После развода по взаимному согласию или по решению суда, если ЗУ оформлен на одного из них (см. Раздел при разводе).
  • По собственному усмотрению, если один из них является собственником и выделяет автономную часть другому дарением.

Нюансы этого вида деления заключаются в том, что соглашение, составляемое в нотариальной конторе, оформляется при получении скидки 50% при предоставлении свидетельства о браке. Операция, проводимая после развода, преимуществ не предусматривает.

Супруги, состоящие в законном браке, выступают в роли совместных владельцев, если надел был выделен или куплен в период актуальности брачных отношений, независимо от того, на кого из них он оформлен официально (ст. 35 СК РФ).

Если же таковой приобретался до вступления в брак, был получен по наследству или в дар – имущество совместным не считается. То же касается земель, которые принадлежат лицам, не зарегистрировавшим семейные отношения. ЗУ принадлежит тому, на кого он оформлен (см. Раздел имущества, приобретённого в гражданском браке).

Акт согласования раздела участка

Процедура реорганизации по выделу автономных долей проходит по этапам и заключается в следующем:

  • В предварительной разметке плана старого ЗУ на бумажном носителе по сведениям из выписки из ЕГРП, полученной кадастровым инженером в Росреестре.
  • В проведении межевания на местности путём топографической разметки границ старого и вновь образуемых ЗУ.
  • В установлении межевых знаков по границам вновь возникших наделов и составлении актов.

Кадастровый инженер составляет акты:

  • приёма-передачи межевых знаков владельцу;
  • акт согласования границ с соседями.

Он делает выверку границ, не допуская, их наложения друг на друга или смещения в стороны, назад и вперёд. После выверки составляется акт с владельцами наделов, расположенных по соседству – с трёх сторон. От каждого из них требуется подпись о согласовании границ, констатирующая принятие факта восстановления границ в натуре именно таким образом (см. Споры при межевании участка).

После согласования, вновь образуемые наделы следует зарегистрировать в Росреестре.

Законы

Основополагающие вопросы, касающиеся земли, в том числе и вопросы предельных размеров участков под ИЖС, на федеральном уровне регулируются отечественным земельным и гражданским кодексами.

Более детально вопросы, касающиеся установления максимальных и минимальных размеров участков, урегулированы в локальных актах каждого отдельного региона, но так, чтобы их нормы не вступали в противоречие с федеральным законодательством о земле.

Право региональных властей самостоятельно определять верхнюю и нижнюю границу площади, предоставляемой под ИЖС, на территории своего региона, а также рекомендованные параметры, за пределы которых выходить властям регионов нельзя, указано в Земельном кодексе.

Какая нормативно-правовая база будет регулировать выдачу того или иного участка зависит в первую очередь от его правовой принадлежности. Участки, состоящие на балансе у государства, предоставляются сугубо на основании федерального законодательства, участки, числящиеся за муниципалитетом – регулируются региональным, до тех пор и в тех объемах, которые не противоречат федеральному законодательству.

Где узнать о нормах для конкретного региона

Нормы в каждом регионе свои, поскольку предельные размеры устанавливает местный орган власти. Закрепляются такие величины градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) определенной местности.

В местной администрации и подскажут, какова установленная на его территории максимальная площадь и минимальная площадь участка под ИЖС и для других случаев.

Особенности и примеры — в Московской и Ленинградской областях

  • для Московской области законом не предусмотрен минимальный размер участка для строительства дома, аналогично и максимальный. Т.е. фактически для таких целей участки земли гражданам под строительство в собственность не предоставляются.
  • Для Санкт-Петербурга минимально допустимая площадь участка, который может быть выдан на праве собственности гражданину под частную индивидуальную жилую застройку, содержится в градостроительном регламенте, на ряд территорий, в отношении которых регламент не действует, установлен минимум в 3 сотки.
  • В Ленинградской области максимум, на который можно претендовать – 25 соток, минимум 6 соток в городах области, 10 соток – на селе.

Минимальный размер участка при разделе земли

Для большинства собственников интересно, а иногда подобный интерес вызван обстоятельствами материального или семейного (развод с разделом имущества) характера: «возможно ли осуществить раздел имеющегося участка земли на два?». Теоретически все возможно. В таком случае большой участок прекратит существовать и образуется два новых самостоятельных участка граничащих между собой. Они подлежат регистрации и оформлению соответствующей землеустроительной документации на каждый.

На деле все обстоит немного по-иному. Не все участки являются делимыми.

Так, если площадь участка не позволяет разделить его на участки, площадь которых будет равняться хотя бы минимально установленной в соответствующем регионе, участок неделим.

А регистрация наделов площадью меньше минимально установленной не производится.

Чтобы узнать минимальный размер земельного участка при разделе

достоверно из первоисточника, предстоит запросить в муниципалитете выписку из действующего на его территории градостроительного регламента относительно Правил землепользования и застройки конкретно той территории.

Судовая практика

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2003 года.

В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.

При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.

Что такое регистрация права собственности на участок — читайте более подробно в этой статье.

Правила оформления земельного участка указаны тут.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: 1kvartirka.ru.

Раздел земельного участка ещё 30 лет назад казался неосуществимым мероприятием. Во времена Советского Союза, каждому человеку полагалось 6 соток земли. При этом дачник мог только выращивать урожай на выделенной ему территории. Дарить, делить и тем более продавать участок, советские граждане не могли.

В настоящее время — это довольно распространённая процедура. Но как показывает юридическая практика, далеко не каждый землевладелец может разделить принадлежащий ему участок между собственниками. Между тем, если не соблюсти все тонкости процедуры, раздел земли не имеет юридического основания и признаётся недействительным. Как происходит раздел участка, мы расскажем в этой статье.

Особенности раздела земли

Решение о разделе участка часто встречается при вступлении в наследство. Каждый человек, указанный в завещании, хочет вывести свою часть в натуре из общей площади, а затем распоряжаться её по своему усмотрению.

Оптимальным вариантом в этой ситуации будет соглашение между владельцами участка. При возникновении споров, составляется исковое заявление, и доли при разделе определяются в судебном порядке.

Один собственник

Вы являетесь законным владельцем надела земли с полным пакетом необходимых документов. Возникла ситуация, когда вам требуется провести раздел земельного участка, с целью продажи его части. Как это сделать? Запомните, при разделе участка, в первую очередь, необходимо провести межевание.

Эта процедура выполняется кадастровыми инженерами. В ходе мероприятия происходит выделение в натуре определённой части земли и составляется план на оба образовавшихся надела.

С полученными документами необходимо обратиться в местное отделение кадастрового учёта. Здесь вы в письменной форме сообщаете, что старый участок снимается с учёта и регистрируете оба новообразовавшихся владения на своё имя. В результате каждому участку будет присвоен кадастровый номер, а вам на руки выдадут паспорт. Затем оформляете право собственности.

Как видите, ничего сложного в этом нет, однако, есть некоторые нюансы. Например, минимальный размер земельного участка точно прописан в гражданском кодексе. Допускается внесение изменений в этот законопроект местными властями, но суть одна: если одна из территории будет меньше установленной нормы, вы получите отказ в регистрации права собственности.

Минимальный размер при разделе земли варьируется в зависимости от целевого использования территории. Например:

  • минимальный размер земли для ведения фермерского хозяйства составляет 2 гектара;
  • строительство дачного домика и разведение садоводческого хозяйства допускается на площади в 0.06 Га;
  • чтобы разбить огород, минимальный размер надела должен быть не менее 0.04 Га.

Обратите внимание, что эти нормы актуальны для Москвы и области. В других регионах может быть свой минимальный размер земельного участка.

Кроме того, общая площадь образованных наделов не должна превышать реальный размер старого землевладения. При разделе участка между собственниками, каждый надел должен соответствовать одной категории.

Несколько владельцев

Если вы не являетесь единоличным собственником земли, то решение о разделе земельного участка принимается всеми совладельцами. При этом соглашение о выделении долей лучше принимать до начала межевания. Техническая сторона вопроса остаётся неизменной: межевание, выделение доли в натуре и постановка территории на кадастровый учёт.

Отличия начинаются при получении прав собственности. Здесь может быть два варианта: вы по-прежнему будете совладельцами, только не одного, а двух участков, или каждый получит свою долю в личную собственность. Определившись с правом владения, нужно заполнить соответствующий образец заявления при подаче документов.

Как вы смогли убедиться, при разделе земли между собственниками, землевладение прекращает своё юридическое существование. Вместо него образуются два независимых участка. Но из этого правила есть исключения. Они затрагивают садовые товарищества. В этом случае, даже после раздела общего участка между дачниками, сохраняются общие границы территории и вся документация остаётся в силе.

Возможные нюансы

Как разделить земельный участок, мы вам рассказали, но есть особые случаи, которые вызывают затруднения. Например, раздел земли по приведённой выше схеме, актуален лишь для пустых территорий. На практике, участок пустует редко. Собственники строят дома и хозяйственные постройки. Как принять решение о разделе в этом случае, особенно если соглашение между совладельцами не достигнуто?

Принимать решение в сложившейся ситуации должен суд. Собственники подают исковое заявление (образец можно посмотреть, пройдя по ссылке) с требованием о разделе территории и другого имущества.

Образец искового заявления о разделе земельного участка, дома и надворных (хозяйственных) построек

В результате суд принимает решение о прекращении долевой собственности. В этом случае каждому человеку, указанному в исковом заявлении, выделяется часть общего имущества и определяется порядок её использования.

Например, если на участок и дом претендуют 4 владельца каждый получит по ¼ от общей собственности. Но каждый из новоиспечённых собственников, должен оборудовать себе отдельный вход и разграничить прилегающую территорию.

Собственники вправе отказаться от своей доли в пользу других участников сделки. В этом случае отказники могут рассчитывать на материальную компенсацию, а раздел участка земли продолжится между остальными претендентами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *