Межевание многоквартирных домов

Содержание

Что это дает?

Потребность в проведении межевания возникает в ситуации, когда собственники квартиры, расположенных в многоквартирном помещении, имеют своей целью отстаивание принадлежащих им участков от возведения на них незаконных построек.

Для того, чтобы на территории, расположенной рядом с домом не появились стоянки транспорта, заведения общественного питания и прочие объекты – требуется своевременно определить территорию, которая считается придомовой и установить ее границы. Эти данные должны закрепляться в документальной форме.

Понятие придомовой территории МЖД

На придомовой земле, которая отведена, собственники обладают следующим перечнем возможностей:

  • возвести элементы, относящиеся к благоустройству, это например, игровые зоны, площадки для детей и прочее;
  • места, предназначенные для стоянок авто, могут огораживаться;
  • при въезде на территорию, относящуюся к дому, могут устанавливаться шлагбаумы;
  • часть территории может сдаваться по договору найма.

Образец межевого плана

Стоит обратить внимание на то, что межевание земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и внесения о нем сведений в соответствующий реестр государства выступают условиями для участия дома в программе проведения капитального ремонта.

Если не оформлены права на землю?

В ситуации, когда не проведена процедура межевания надела лица, проживающие в многоквартирном жилище, не имеют возможности применять участок по своему усмотрению, также отсутствует возможность защитить землю от незаконных застройщиков.

В случае отсутствия необходимой документации может произойти следующее:

  1. На земельном участке, который относится к придомовой территории, могут возвести строение, имеющее временное или капитальное назначение. При этом согласие собственников квартир не получается. Если на строительные работы властные структуры выдали разрешение, а также при условии соответствия построек градостроительным нормам – подлежать сносу такие строения не могут.

    Результаты межевания придомовой земли

  2. Компании, выполняющие управляющие функции, не будут иметь возможности проводить работы, направленные на благоустройство территории. К таким работам относят ремонт детских площадок, вывоз отходов.
  3. Если не оформлены правомочия на землю, то дом не может участвовать в различных программах, проводимых государством.
  4. Дом отдельно от земельного надела не может входить в программу, целью которой является работы по реконструкции и ремонту. Из этого следует, что все работы данной направленности проводятся за счет денежных средств жильцов.

Как определить границы

Согласно действующим нормам права обязанность по проведению межевания относительно территории, расположенной под многоквартирным жильем, возложена на органы муниципалитета.

На самом же деле при составлении бюджета рассматриваемое направление берется в расчет в последнюю очередь, поэтому органы власти говорят о том, что финансов недостаточно и вопрос, относительно проведения межевания остается в подвешенном состоянии.

Стоит отметить, что у собственников жилых построений имеется возможность взять инициативу в свои руки и заказать межевые работы самостоятельно.

По этой причине стоит сказать, что ждать действий от властных структур не стоит, если можно решить проблему самим. Согласно гражданскому законодательству лица, владеющие помещениями, имеют возможность осуществлять защиту прав по отношению к придомовой территории. Условием в таком случае выступает наличие документации правоустанавливающего значения.

Относительно формирования границ во время межевых работ на земле, располагающейся под многоквартирным помещением, действуют правила:

  • на участке, который формируется, должно располагаться одно здание, к которому прилегают элементы по благоустройству;
  • в границах не могут отражаться проезды, элементы жилых территорий, которые связаны дорожной и уличной сетью;
  • должно соблюдаться зонирование, которое учитывает землепользование по факту (определяется оно органами муниципалитета);
  • границы отведенного надела не должны пересекаться с элементами благоустройства.

Особенности определения и согласования

Границы по отношению к территории, где расположен многоквартирный дом, отражены в межевой документации. Указываются они там во время прохождения процедуры получения разрешения на производство строительных работ. Если указанный акт отсутствует, то определение границ связано с определением по фактическому использованию.

Алгоритм оформления

На администрацию муниципалитета возложены функции по конфигурации границ надела и утверждения его размеров. На законодательном уровне разработана формула, которая используется для проведения расчетов размера площади придомового участка.

Если рассматривать формулу, то можно прийти к выводу, что в придомовую землю включены детские площадки, участок, которые находится под домом, места для отдыха, парковок и игр.

Точное определение границ наделов осуществляется согласно требованиям, включенным в земельное и градостроительное законодательство. В перечисленных актах определяются правила, действующие относительно вычисления территории надела. Основываются они на красных линиях. Это правило распространяется на случаи, когда по соседству с наделом расположены природные границы и наделы.

Во время проведения рассматриваемых работ владельцам жилых помещений потребуется провести процедуру согласования границ с собственниками строений, расположенных на соседних участках.

Планировка зонирования до проведения межевки участка расположена в ведении муниципалитета. Когда процесс межевания окончен, то решение относительно применения территории принимается всеми собственниками посредством проведения собрания.

Инструкция

Когда межевание проводится по инициативе собственников, то оно состоит из таких этапов:

  1. Проводится собрание, в котором участвуют собственники. Его созывают с целью, определить какие нужды имеются у многоквартирного дома и каково назначение надела. Участники собрания выбирают лицо, которое уполномочено на представление интересов жильцов.

    Проведение собрания собственников о формировании земельного участка

    Это же лицо заключает договора для выполнения работ. Для состоявшегося собрания требуется участия не менее 2/3 всех правообладателей. Также отмечается, что проголосовать за принятое решение должна половина участников. Результаты собрания закрепляются в форме протокола.

  2. Далее необходимо обратиться в муниципальные органы и провести процедуру согласования схемы надела. Ответственность за проведение межевания и формирование наделов возлагается на государственные органы и власть муниципалитета. Прежде чем осуществляется формирование надела, который относится к придомовой земле – необходимо удостовериться в том, что в наличии имеется проект межевки надела.

    Обращение в муниципальные органы с заявлением о формировании ЗУ

  3. Разрабатывается проект. Основанием для проведения процедуры межевания и формирования надела выступает наличие проекта, который утвержден. Согласно этому акту проводится определение границ, расположенных внутри квартала. Акт приводится в соответствие с генеральным планом.

    Специалист, которым проводятся рассматриваемые работы – кадастровый инженер. Указанный специалист осуществляет деятельность по составлению плана, созданию его копии в электронном варианте. Акт сдается на хранение в хранилище электронного значения. Срок устанавливается – 3 месяца. Вся документация, находящаяся в архиве, имеет инвентаризационный номер.

    Разработка проекта и обращение к кадастровому инженеру

  4. Проходит его утверждение на специальном собрании.
  5. Производится оформление дела по землеустройству.
  6. Межевая документация подлежит регистрации в органах Росреестра. Также осуществляется процедура постановки на кадастровый учет. Данные о земельном наделе вносятся в кадастр недвижимого имущества, когда в Росреестр представлены такие акты: заявка относительно проведения процедуры государственной регистрации и регистрации в кадастровых органах.

    Также представляется квитанция, которая дает основание полагать, что государственная пошлина была уплачена в полном объеме. Оплачивать должен каждый собственник отдельно. Относительно каждого владельца жилья представляется акт, посредством которого удостоверяется его личность. Уполномоченный представитель предоставляет соответствующим образом оформленную доверенность.

    Подготовка документов для кадастрового учета

    Протокол собрания собственников, где прописано, что принято решение о фиксации границ земельных наделов. Документация, подтверждающая, что надел сформирован действиями органов государственной или муниципальной власти. Если права собственности возникли до конца января 1998 года – представить нужно бумаги, подтверждающие правомочия собственности.

    Также нужно представить протокол, оформленный во время проведения общего собрания жителей дома, где определены доли, принадлежащие каждому из них по отношению к территории, расположенной под домом. Обязательно требуется собрать бумаги, которые считаются необходимыми для проведения регистрации прав в ситуациях, описанных законодателем.

    Когда межевой план разработан в электронной версии – представлять его не нужно, достаточно прописать в заявлении идентификационный номер, который присвоен акту. Когда заявление принято кадастровым органом – начинается отсчет десятидневного срока на проведения постановки на кадастровый учет. Проводится процедура компетентным лицом.

    Обращение в Росреестр для кадастрового учета

  7. Заявитель получает свидетельство, где указано наличие прав собственности. Когда окончены работы, направленные на определение границ участка – геодезист по периметру надела расставляет знаки межевки. Посредством таких столбиков указываются координаты придомового участка. Они указаны точно.

По результатам проверки относительно наличия проекта межевания могут принять одно из решений:

  • земельный надел, где располагается участок, подлежит внесению в межевой план, если ранее раздел участка не проводился;
  • оканчивается процесс, направленный на выдел участка, данные о нем вносятся в государственный земельный кадастр (при условии, что подтверждено наличие проекта межевки).

Человек, который имеет полномочия по подаче документации от имени владельцев жилых помещений, при наличии должным образом оформленной необходимой документации, может реализовать это посредством трех методов:

  • используя сеть интернет, где потребуется войти на сайт Росреестра или портал Госуслуг;
  • совершить личное обращение в многофункциональный центр;
  • лично посетить Росреестр.

Документация подлежит предоставлению уполномоченному лицу Росреестра, когда последним осуществляется выездной прием. Использовать можно почтовые услуги, однако предварительно потребуется составить опись вложенных в конверт актов. Оформить требуется уведомление о получении.

Выйти с инициативой проведения рассматриваемых мероприятий допускается при любой форме управления домом.

Это связано с тем, что товарищества собственников жилья и управляющие компании ведут деятельность хозяйственного направления и наделены указанными функциями.

Где и как заказать?

Стоит отметить, что проведение межевых действий относительно придомовой территории – сложный процесс, который требуется использовать специальное оборудование. Проводится процесс согласно нормативам, закрепленным в законодательных актах.

Правом на изготовление проектной документации обладают организации, ведущие геодезическую деятельность. При этом необходимо, чтобы у них было наличие специальной лицензии. Перечень таких компаний можно узнать в органах муниципалитета.

Все взаимодействия с компетентными организациями по рассматриваемому вопросу ведутся лицом, которое имеет соответствующие полномочия, отраженные в протоколе собрания собственников. Зачастую в качестве представителя выбирают председателя товарищества.

Чтобы заказать проектную документацию, требуется посетить или иным образом связаться с компанией, осуществляющей такую деятельность и подать заявку на проведение межевых действий. Совместно с заявлением подается:

  • документ, посредством которого удостоверяется личность заказчика;
  • задания технического характера;
  • кадастровые акты;
  • описываются границы.

Пример заявления на межевание территории

Имеется возможность оформить соглашение с организацией, осуществляющей проектную деятельность, где указывается поручение относительно запрашивания необходимых актов межевыми специалистами. В этом случае необходимой является выдача доверенности.

Для этого уполномоченным лицом составляется и подается заявление. В нем указывается орган, куда совершается обращение. Прописываются личные данные составителя, просьба относительно проведения межевания, указать нужно адрес, по которому расположен дом.

Правоустанавливающие бумаги указываются при помощи реквизитов. Отражается номер надела, закрепленный в кадастре. Указывается, что лицо согласно оплатить работы. В конце листа ставится число и подпись.

Причины споров

В ситуации, когда на участках, расположенных рядом с домом до проведения межевых работ располагались какие-либо недвижимые объекты – потребуется ставить вопрос об их сносе.

Зачастую строения подобного рода возводились без наличия необходимой документации, однако владельцы могут заключать соглашения с муниципалитетом об аренде. В такой ситуации собственники жилых помещений будут вынуждены оспаривать правомочия муниципальной власти получать арендные платежи за счет сдачи принадлежащего им имущества.

Выдвинуть требования о сносе возведенных на незаконных основаниях постройках можно после того, как проведены межевые действия. Вариантом решения является аннулирование арендного договора с муниципалитетом и перезаключение его с собственниками жилья. В этом случае полученные финансы используются в общедомовых целях.

Возникают ситуации, когда часть наделов, которые относится к многоквартирному дому, оформлена на других лиц, при этом имеется необходимая документация. Тогда решить проблему можно с помощью проведения строительной экспертизы.

Согласно установленным нормам, территория, которая располагается вокруг дома, принадлежит только собственникам квартир. Заключение эксперта является основанием для подачи иска в суд.

Когда решение принято не в пользу жильцов, то в отношении такого надела могут устанавливаться сервитуты. Обосновать его установление можно обслуживанием дома, движением транспорта и прочим. В этом случае придется вносить арендные платежи за такое использование.

Межевание участка является необходимой процедурой, которая позволяет владельцам квартир получить надел в долевую собственность. Когда земля прошла необходимую процедуру оформления – использоваться она может по усмотрению владельцев.

Прилегающие территории

Покупая любую недвижимость в МКД, собственник автоматически становится владельцем общественного имущества, более подробно об этом говорит ст. 36 ЖК РФ. Это чердачные и подвальные помещения, коммунальные системы, крыша, земля, на которой выстроен дом, и прилегающая территория, на которой находятся общественные объекты.

Собственники недвижимости вправе использовать ЗУ под домом и околодомовую территорию в зафиксированных границах как угодно. Основание – право общей долевой собственности.

Сейчас собственники недвижимости в МКД имеют право оформить ЗУ в собственность, но это не обязанность, а именно право.

Для правительства удобно, когда ЗУ не размежеван и не оформлен в общую долевую собственность, так как это позволяет распоряжаться территорией как угодно, не учитывая интересов жильцов. Отчасти поэтому практика межевания земли под МКД пока не очень широко распространена – эта возможность нигде не освещается, как и ее выгоды.

Плюсы межевания ЗУ под МКД

После формирования границ собственники получают право использовать землю как угодно:

  • устроить парковку;
  • установить шлагбаумы;
  • благоустроить территорию по своему усмотрению;
  • сдавать землю в аренду.

Если земля под многоквартирным домом отмежевана, это дает право включить объект в госпрограмму капремонта и благоустройства прилегающих территории без дополнительных взносов.

Кроме того, если ЗУ сформирован и является собственностью жильцов, они могут предотвратить строительство любых объектов (как муниципальных, так и коммерческих) на придомовой территории.

Недостатки

  1. Возникает обязанность платить налог на землю (за исключением ситуаций, когда ЗУ передается не в собственность, а в аренду). Размер налога зависит от площади недвижимости.
  2. Траты на благоустройство всех объектов несут сами жильцы. Велодорожки, тротуары, паркинг, зоны отдыха, детские площадки, уличные тренажеры и спортплощадки, заборы – все это устанавливается, обслуживается и ремонтируется из бюджета жильцов.

Этапы оформления придомовой территории в собственность

  1. Изучить кадастровую карту, которая есть в открытом доступе – определен ли ЗУ под конкретным МКД.
  2. Если ЗУ сформирован, у него есть свой номер и он известен, по этому номеру следует отправить запрос в Росреестр на получение информации о ЗУ.
  3. Когда выписка из Росреестра получена, нужно обратиться в Центр государственных услуг «Мои документы», внести оплату в установленном размере (600 р.), оставить комплект документов и через 3 дня прийти за готовой выпиской.

Формирование ЗУ под многоквартирным домом

Чаще всего оформление ЗУ под МКД выполняется через суд. Это связано с тем, что границы участка изначально не обозначены на кадастровой карте города.

Если ЗУ, на котором выстроен МКД, не размежеван, для установления границ следует обратиться в организацию, которая специализируется на решении таких вопросов. Кадастровый инженер изучает МКД и прилегающие территории и готовит межевой план, а затем вносит эти данные в Государственный реестр.

Пока ЗУ не размежеван и не оформлен в общую долевую собственность, прав на распоряжение землей у владельцев квартир нет.

Сбор документов и определение зон ответственности

Теоретически межеванием земель должны заниматься органы местного самоуправления. Но на практике добиться этого от властей почти невозможно. Намного эффективнее взять решение вопроса в свои руки и направить скооперированные усилия собственников в «нужное русло».

Заказать и оформить межевание также могут собственники помещений в МКД (владельцы жилых и нежилых помещений). Для более подробного ознакомления с процедурой можно изучить Постановление КС РФ от 28 мая 2010 года № 12-П, где говорится, что любой из собственников может подать заявление на данный процесс.

Подготовка документов

  • заявление о государственном кадастровом учете и о гос. регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в МКД;
  • паспорт заявителя или его заверенная копия у доверенного лица (доверенность должна быть заверена у нотариуса);
  • протокол собрания собственников помещений в МКД о формировании ЗУ;
  • документы о формировании ЗУ;
  • протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Документы можно подать лично через центры предоставления государственных услуг «Мои документы», офисы приема филиала ФГБУ «ФКП Росреестра».

Другой вариант – отправить документы почтой или в электронном виде с сайта Росреестра.

Собрание собственников

Чтобы принять решение о межевании ЗУ под МКД, необходимо получить голоса «За» от 50% собственников недвижимости в доме. Для этого проводится собрание, опрос, голосование любыми удобными способами – главное, получить подтвержденные голоса от собственников недвижимости в конкретном доме.

Определение придомовой территории

Организация собрания из инициативных собственников – это необходимое условие для выявления реальных нужд жильцов.

На собрании следует выбрать уполномоченного представителя, который будет отстаивать интересы жильцов на всех проектах и работах, связанных с эксплуатацией дома.

Важно: на собрании должно присутствовать хотя бы 2/3 собственников. Из всех присутствующих 50% должны проголосовать за принятие обсуждаемого решения. По итогам собрания оформляется протокол, который является основанием для реализации принятого решения.

Пример из судебной практики

Петрова Т.А., собственница квартиры в многоквартирном доме, обратилась в суд с иском к администрации района, в котором просит отменить проведенные ранее работы по формированию ЗУ. Также Петрова просит провести работы по межеванию снова на основании того, что формирование земельного участка изначально было проведено с нарушением законодательства, жителей не проинформировали, публичные слушания не проводились.

В итоге интересы жильцов не были учтены, и площадь сформированного ЗУ получилась намного меньше, чем нужно для обслуживания дома. Кроме того, в результате действий ответчика жильцы оказались не защищены от действий третьих лиц, которые планировали использовать прилегающую к дому территорию в своих интересах (расходящихся с интересами собственников жилья в данном доме).

Данные о том, что межевание вообще было проведено, появились спустя несколько месяцев после оформления (незаконного) – это произошло случайно, когда жильцы обнаружили в своем дворе снегоуборочную технику.

В ходе судебного процесса выяснилось, что обсуждаемому ЗУ был присвоен кадастровый номер, но в тот период межевание не осуществлялось, и соответствующие данные не предоставлялись в органы кадастрового учета.

На прилегающей территории, которая и стала предметом споров, находятся детская площадка и площадка для хозяйственно-бытовых нужд – эти объекты необходимы для эксплуатации дома. В результате действий ответчика (незаконного межевания, которое было выполнено с нарушениями) эти территории не были внесены в границы ЗУ под многоквартирным домом.

Ответчик с требованиями истца не согласился и просил отказать в удовлетворении иска. Основной акцент был сделан на то, что проводилось лишь уточнение границ участка, а не межевание, и для этого публичные слушания не нужны.

Основанием для отказа в удовлетворении требований истца были названы следующие причины: истечение срока исковой давности, а также тот факт, что представители органов кадастрового учета на заседание не явились, хотя и были извещены.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что ответчик предоставил Единому Росреестру земель опись, в которой была указана лишь декларированная площадь, без привязки границ земельного участка под домом к конкретным координатам. Кроме того, были выявлены нарушения в оформлении процедуры и сроков внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости со стороны ответчика.

В результате иск был удовлетворен, прежние работы по формированию ЗУ отменены, администрации района предписано провести межевание заново (с возмещением судебных расходов истцу).

Рассказываем, как провести межевание придомовой территории 5965

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всеми элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам этого дома. Равно так же, как и лестничные площадки, чердак, крыша и прочее общее имущество. Так гласит ст. 36 ЖК РФ.

Однако для того, чтобы жители могли сказать, что земельный участок под домом принадлежит им, необходимо соблюсти два условия:

1. Земельный участок должен быть сформирован. То есть определены его границы и размер (проведена процедура межевания).

2. Земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет. То есть ему должен быть присвоен кадастровый номер, после чего он должен быть занесен в кадастровый реестр.

Именно с момента формирования земельного участка (межевания) и постановки его на учет любой собственник дома может сказать – это земля нашего дома!

С этого момента собственники могут реализовывать свое право распоряжаться этой землей.

Порой жители ошибочно называют процедуру межевания и постановки на учет «приватизацией» земли. Это неправильно, потому что никакой передачи земли в собственность не происходит. Земля просто надлежащим образом оформляется.

ЕСЛИ ЗЕМЛЯ НЕ ОФОРМЛЕНА В СОБСТВЕННОСТЬ

1. Жители (собственники) не вправе распоряжаться земельным участком.

2. С учетом градостроительных нормативов на нем без согласия жителей близлежащих домов могут быть размещены объекты капитального строительства (магазин, кафе, сауна) или временные объекты (металлические гаражи, автостоянка и др.).

3. Жилой дом не сможет участвовать в различных программах и получить денежные средства из бюджета (например, принять участие в программе благоустройства придомовой территории).

4. Юридически отсутствуют основания требовать с управляющих компаний благоустройства и уборки дворовой территории.

ЧТО ДАЕТ МЕЖЕВАНИЕ

1. Межевание поможет спасти свои дворы от точечной застройки.

2. Жители будут точно знать границы своих владений, за что платят, какую территорию содержат и требовать от управляющей организации содержания этого имущества.

3. Появится законное право распоряжаться своей землей, использовать ее по своему усмотрению и даже получать денежные средства для общедомовых нужд.

4. Организовать по своему усмотрению зоны отдыха, детские площадки и т. п.

5. В некоторых случаях возможно будет оградить территорию многоквартирного дома, установив шлагбаум при въезде, и тем самым ограничить нахождение посторонних лиц в своем дворе.

Обязанность проведения межевания участков МКД возложена на органы местного самоуправления.

Законодательством предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Такие работы проводятся согласно утвержденным планам-графикам, поэтому можно вообще ничего не делать, а просто дожидаться, когда будет исполнена программа.

Однако такие программы, как правило, финансируются по остаточному принципу. Поэтому ждать придется долго. А в связи с тем, что действующее законодательство обладает особенностью меняться в сторону сокращения норм земельного участка под МКД, совершенно не факт, что через три года оформленный земельный участок под домом будет такого же размера, как если бы вы оформляли его сейчас.

Поэтому необходимо проявить активность.

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя 2 этапа:

1) Подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Утверждаются проекты главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний.

2) Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Проведение этих работ осуществляется кадастровым инженером. В результате кадастровых работ кадастровый инженер выдает межевой план, технический план, акт обследования.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОФОРМИТЬ ПРИДОМОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Для оформления придомовой территории (если территория еще не отмежевана) необходимо обратиться в полномочный орган местной власти. Такой орган может называться, к примеру, департамент городского имущества или отдел межевания застроенных территорий, или департамент регулирования земельных отношений. Название и время работы можно узнать по телефонам администрации вашего города.

Несмотря на то, что по закону проведение межевания земельного участка под МКД – это обязанность властей, на деле (из-за отсутствия бюджетных средств) все-таки нередки случаи, когда, не дождавшись действий со стороны власти, собственники самостоятельно выступают в роли заказчика и плательщика услуг по оформлению своего участка. Поэтому отвергать этот вариант событий тоже нельзя.

Заявление о формировании придомовой территории многоквартирного дома может подать любой из собственников квартир в доме (так гласит Постановление КС РФ от 28.05.2010 года № 12-П).

Процедура подачи заявления простая и обычно выглядит следующим образом: при обращении специалист отдела межевания прямо при вас составляет заявление по установленной в администрации форме, которое вам надо будет только подписать. Полномочный орган (департамент, Главархитектура, отдел межевания и т. п.) на основании обращения заинтересованных лиц, либо по своей инициативе (в рамках принятой и действующей в муниципалитете программы) готовит проект планировки территории и проект межевания.

Обычно это проект межевания сразу всего квартала.

Справка

Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительным регламентом правил землепользования и застройки с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

При разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:

– границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;

– границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению. За исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;

– межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.

Далее городская администрация назначает публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется законодательством субъекта с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса.

Информация о проведении публичных слушаний официально размещается для всеобщего обозрения (обычно это официальные СМИ администрации и/или соответствующий официальный сайт). На публичных слушаниях любое заинтересованное лицо вправе внести замечания по проекту.

Это время для активных действий! Поскольку именно на публичных слушаниях жители дома реально могут участвовать в формировании своего земельного участка.

По результатам публичных слушаний утверждается итоговый протокол. (Пример итогового протокола – в Приложении). После проведения публичных слушаний глава администрации своим постановлением утверждает проект межевания. Постановление также официально опубликовывается.

Далее проводятся землеустроительные работы кадастровым инженером. Как правило, эти работы осуществляет выигравшая муниципальный контракт подрядная организация. Как результат– земельный участок под МКД ставится на кадастровый учет.

После этого любой собственник может обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и получить кадастровую выписку о земельном участке с планом земельного участка. Все – теперь можно принимать решения по использованию своего имущества.

Процесс оформления земельного участка длительный и склонен переходить в вялотекущую стадию. Это происходит из-за того, что решение практически всех вопросов зависит не от жителей дома, а от чиновников. Вот почему важно держать этот процесс на постоянном контроле.

Полную инструкцию «Справедливая Россия».

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, — исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Межевание земельного участка многоквартирного дома – шаг, который нужен для оформления земли в собственность жильцов. При этом, земля будет не просто оформлена: после межевания ее границы будут точно определены, что позволит жильцам использовать придомовую территорию по своему усмотрению и защититься от незаконного захвата своей земли.

Право частной собственности на землю прописано в Конституции РФ. Долгое время не существовало четкой законодательной базы, которая позволяла бы владельцам квартир многоквартирного дома зафиксировать свое право на землю под ним.

С принятием Жилищного Кодекса, то есть с 1 марта 2005 года, была определена процедура, позволяющая это сделать.

В соответствии с ФЗ-№189, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность на бесплатной основе после того, как участок сформирован в границах и поставлен на кадастровый учет.

Это дает жильцам право на долю земли, пропорциональную доли занимаемой площади в доме.

Чтобы сформировать участок в границах, необходимо провести на нем кадастровые работы (ФЗ-№221). В новостройках эта обязанность возлагается на застройщиков, поскольку без межевания они не смогут сдать объект. В старых домах межевание проводится по инициативе собственников помещений многоквартирного дома.

Проведение межевания

Перед тем, как делать межевание, должно быть проведено общее собрание жильцов.

Цель собрания – определиться с нуждами дома и целью оформления земли.

Дело в том, что межевание может быть проведено в минимальных и максимальных пределах:

  1. В первом случае оформляется участок по контуру дома и, возможно, небольшой участок, который нужен для обслуживания дома.
  2. Во втором случае происходит оформление придомовой территории со всеми площадками и, если позволяет ситуация, даже немного больше (например, если за домом есть пустая земля, которую жители желают оформить под парковочные места).

Оформление большей территории влечет за собой увеличение налогового бремени и затрат на обслуживание территории.

Обратиться за межеванием в кадастровую организацию может единолично один из собственников квартиры. Но поскольку стоимость работ для одного человека будет достаточно велика, обычно назначается группа ответственных, а стоимость услуг делится на всех жителей.

В кадастровой организации специалисты сначала подготовят схему расположения участка для Администрации. После ее согласования геодезисты заснимут координаты участка. Инженеры подготовят межевой план, который в обязательном порядке должен быть предоставлен на электронном носителе (например, записан на диск).

Необходимость оформления придомовых земельных участков

Такая потребность обычно возникает тогда, когда жильцы стремятся отстоять придомовую территорию от незаконной застройки, установки магазинов и кафе, желают огранить территорию рядом с детской площадкой от проезжающего транспорта, а также тогда, когда дом готовят к вступлению в программу капитального ремонта (в соответствии с ФЗ-№185 средства из федерального бюджета выделяются только домам с оформленной землей).

Без межевания и постановки земли на учет у жильцов нет законных оснований требовать у управляющей компании уборки и благоустройства придомовой территории.

Оформление земли нужно и для реализации многих потребностей жильцов: возможности установить на территории какое-либо сооружение, организовать детскую или спортивную площадку, площадку для мусора, парковку, установить временные гаражи и многое другое.

Чтобы оформить землю в общедолевую собственность, нужно обратиться в землеустроительную организацию. После проведения геодезической съемки и подготовки межевого плана, участок можно будет поставить на кадучет. С этого момента земля считается оформленной в общее долевое владение.

Проблемы оформления придомовых земельных участков

Проблемы могут возникнуть, если на придомовой территории построен какой-либо объект. Часто таким образом возводятся небольшие магазинчики или гаражи.

У владельцев этих строений, как правило, нет соответствующих разрешительных документов, но может быть заключен договор аренды с муниципалитетом. В таком случае придется оспаривать право властей получать арендные выплаты с земли, принадлежащей жильцам. Также, можно подать в суд, если коммерческий объект размещен незаконно.

После установления границ участка жильцы имеют право через суд потребовать сноса незаконной постройки либо заключить договор аренды и тратить вырученные средства на общедомовые нужды.

Если земля, которая по всем нормам и СНИПам должна принадлежать дому, все же в силу каких-то причин оформлена на других владельцев, назначается землеустроительная экспертиза. Результаты экспертизы рассматриваются в суде, исходя из чего выносится решение.

Если даже после решения суда оформление части территории у дома невозможно, есть шанс установить на нужный участок сервитут, обосновав это потребностью обслуживания дома, организации движения транспорта и т.д. В этом случае владельцы квартир будут вынуждены платить установленную законом арендную плату.

Как определить границы придомовой территории многоквартирного дома

Итак, как определить придомовую территорию многоквартирного дома. Межевание по инициативе самих собственников состоит из следующих этапов.

Собрание собственников. Его цель – определение нужд МКД и назначения земельного участка. Собрание выбирает уполномоченного, представляющего интересы собственников и заключающего договора на выполнение работ. Собрание считается состоявшимся при явке на него не менее двух третей всех собственников помещений дома, при этом за принятие решения должны проголосовать не менее 50 процентов участников. По итогам собрания оформляется протокол.

Обращение в органы местного самоуправления для согласования схемы земельного участка. Границы при межевании земли под многоквартирным домом формируются по следующим правилам:

  1. На формируемой территории располагается одно здание с прилегающими к нему элементами благоустройства.
  2. В границы не могут быть включены проезды, элементы жилых районов, связанные с городской дорожно-уличной сетью.
  3. При формировании границ соблюдается зонирование, учитывающее фактическое землепользование, определённое градостроительным регулированием муниципалитета.
  4. Элементы благоустройства не должны пересекать границы отведённого планом участка.

После обращения в органы следует этапы:

  1. Разработка проекта.
  2. Утверждение проекта собранием.
  3. Оформление землеустроительного дела.
  4. Регистрация межевого плана в Росрестре, постановка участка на кадастровый учёт.
  5. Получение Свидетельства о собственности.

Пример проекта межевания территории многоквартирных домов в городе Калининграде.

Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.

Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.

Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии). Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.

Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.

Межевание придомовой территории многоквартирного дома – сложная процедура, требующая использования специального оборудования и проводимая в соответствиями с государственными нормативами и инструкциями. Изготавливать проект имеют право специализированные геодезические организации, имеющие разрешения и лицензии. Их список можно уточнить в администрации поселения.

С проектной организацией взаимодействует лицо, уполномоченное общим собранием собственников. Как правило, представителем избирается председатель ТСЖ или член его правления. Где узнать придомовую территорию многоквартирного дома? Для заказа проекта нужно связаться с соответствующей организацией и подать заявление на выполнение работ по определению границ участка. Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Паспорт заказчика.
  2. Техпаспорт здания.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Описание границ.

СПРАВКА. Существует возможность заключения договора с проектной организацией, в котором даётся поручение запросить необходимые документы самим межевикам. При таком варианте оформления организации нужно будет выдать доверенность.

На проведение процедуры уполномоченное жильцами лицо подаёт заявление. В документ включаются следующие пункты:

  1. Наименование государственного органа, в который обращается гражданин.
  2. Личные данные заявителя.
  3. Просьба выполнить межевание участка с указанием адреса МКД.
  4. Реквизиты правоустанавляивающих документов.
  5. Кадастровый номер участка.
  6. Согласие на оплату выполнения работ.
  7. Дата документа, подпись заявителя.

Причины земельных споров

Если на придомовой территории до проведения межевания посторонние лица успели расположить какие-либо объекты недвижимости, придётся решать проблемы с их сносом. Как правило, такие постройки возведены без должного оформления, но у их владельцев могут быть заключены договора аренды земельного участка с муниципалитетами.

Тогда жильцам МКД придётся оспаривать право администрации получать арендную плату с участка, принадлежащего им. Требование сноса незаконной постройки выдвигается после межевания. Как вариант, можно аннулировать договор аренды с администрацией и заключить новый договор с владельцем объекта недвижимости. Денежные средства от такого договора пойдут на общедомовые нужды.

Существуют случаи, когда часть земельного участка, по праву принадлежащего МКД, уже оформлена на каких-либо посторонних ли, причём, со всеми разрешительными бумагами. В этих обстоятельствах вопрос придётся решать при помощи строительной экспертизы. По нормативам СНИП территория вокруг дома должна находиться во владении исключительно собственников жилья, поэтому на основании строительной экспертизы подаётся иск в суд.

Если решение принимается не в пользу собственников МКД, можно на данный участок земли установить сервитут, на основании необходимости обслуживания дома или организации движения транспортных средств. Тогда владельцы помещений дома будут вынуждены платить арендную плату.

Межевание участка – необходимая для определения придомовой территории процедура, позволяющая собственникам помещений получить землю в общедолевое владение. В этой статье мы рассмотрели, как определить придомовую территорию многоквартирного жилого дома. Оформив землю должным образом, жильцы МКД смогут использовать её по своему усмотрению и даже получать с неё денежные средства для общедомовых нужд.

Для чего делается межевание участка под МКД?

Под межеванием понимается комплекс процедур, направленных на установление и фиксирование границ определенных земельных участков. Только после этого участок фактически отделяется от всей остальной территории и представляет собой отдельный объект. Результат проведенных работ фиксируется в специальном документе – проекте межевания.

Данный проект является основанием для осуществления кадастрового учета в отношении сформированного участка. А это, в свою очередь, необходимо для регистрации прав сособственников многоквартирных домов на него. Только после процедуры регистрации жильцы МКД получают законные полномочия для распоряжения землей под домом и возле него. И при возникновении любых спорных ситуаций по застройке этой земли, размещении на ней любых объектов, их мнение уже должно будет учитываться.

Если жители дома не хотят появления возле него очередной стоянки или магазина, то они будут вправе возражать против этого. С другой стороны, при оформлении своих прав они получают возможность благоустраивать участок согласно собственным желаниям. Они могут решать вопросы об установке детских площадок, сдаче части участков в аренду.

Кто должен проводить работы?

Законодателем предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Заниматься этим обязаны владеющие землями местные или региональные органы. Однако такие работы проводятся согласно утвержденным графикам при наличии средств в местном (региональном) бюджете. Поэтому процедура может затянуться надолго.

Можно спокойно дожидаться своей очереди. Вместе с тем, жильцы многоэтажных домов могут инициировать эту процедуру самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что правом высказать свое мнение по данному вопросу имеют не только сами жильцы МКД, но и иные собственники помещений в нем. Речь идет о случаях, когда в доме имеются какие-либо магазины, иные встроенные (пристроенные) помещения. Для этого им нужно собраться вместе и провести голосование по этому поводу.

Если согласие достигнуто, то оформляется соответствующий протокол собрания. Далее избирается уполномоченный представитель от всех жильцов, который будет заниматься этим вопросом. На собрании или после него также следует сделать выбор организации, которая будет проводить межевые работы. Заниматься такой деятельностью могут только специализированные организации, имеющие лицензии на их проведение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *