Содержание
10.09.2015 Источник: Edutainme
Несмотря на стремительный рост популярности дистанционного обучения в России, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Пока решение многих вопросов отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь рамочно обозначают ограничения. Иван Ковалев, заместитель генерального директора Е-квадрат Консалтинг и Медиа, объясняет, как регулируется дистанционное обучение в России.
Иван Ковалев
Начнем с главного закона — 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий». Общие требования к организации таких программ обозначены в статье 16. Кроме того, руководители образовательных организаций должны знать Порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ.
Электронное или дистанционное: сходства и различия
Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.
Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.
Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии.
Таким образом, ключевую роль играет компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и ученика, а во втором — удаленного.
Организации, отважившиеся организовать обучение полностью дистанционно, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика. На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам. Кроме того, преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.
На кого нельзя учиться дистанционно?
Законодательство обозначает перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, обучение по которым полностью в дистанционной форме не допускается (Приказ Министерства образования и науки России от 20.01.2014 №22). Документ ограничивает такую возможность не только для будущих зубных техников и операторов чесально-вязального оборудования, что представляется вполне логичным, но и для юристов, бухгалтеров и дизайнеров.
Примечательно, что на сегодняшний день аналогичный обобщенный перечень направлений подготовки и специальностей в рамках высшего образования не утвержден.
Как регулируется проведение аттестации?
Если в отношении организации обучения существует некоторая ясность, то вопросы контроля успеваемости и аттестации остаются законодательно неотрегулированными. Наиболее сложная задача — идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу. В большинстве случаев подобные процедуры проводятся по-прежнему очно: студенты периодически приезжают в организацию и проходят аттестацию непосредственно в аудиториях. Иногда вузы организуют выездные комиссии в региональные филиалы или партнерские организации, куда стекаются все желающие сдать сессию.
Но если говорить о полноценной аттестации слушателей посредством дистанционных технологий, то в условиях отсутствия нормативно закрепленных требований, каждая организация реализует свой набор ноу-хау по определению личности (включая предъявление паспорта в камеру перед началом экзамена, сверку фотографии из личного дела и т. д.). Важно, чтобы соответствующие требования были четко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах организации.
Собственно, локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия обучающихся и сотрудников образовательных организаций (безусловно, если его ключевые положения не противоречат федеральным требованиям). На сегодняшний день наиболее содержательная инструкция по организации итоговой аттестации изложена в Письме Минобрнауки РФ от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». Несмотря на то что рекомендации затрагивают вопросы реализации дополнительных профессиональных программ, его положения могут быть частично использованы и по основным образовательным программам высшего образования.
В документе описаны требования к кадровому и техническому обеспечению дистанционного образовательного процесса, а также особенности проведения итоговой аттестации. Разрешается проведение аттестации в режиме видеоконференцсвязи, компьютерного тестирования или даже посредством электронной почты, чата или форума. Необходимо уточнить, что если используется видеоконференцсвязь, важно обеспечить возможность двусторонней коммуникации, а расширение числа транслируемых пользователей (больше 2-х) возможно при наличии технической возможности. Перед началом экзамена нужно сообщить о требованиях к системе (например, настроить браузер или веб-камеру) и проверить устойчивость связи. При компьютерном тестировании должна быть обеспечена автоматизация обработки результатов, процедуры оценивания и хранения результатов. При подобной форме аттестации допускается использование встроенных в систему дистанционного обучения модулей или отдельных инструментов. Если аттестация проводится в режиме обмена файлами или сообщениями в форумах или чатах, необходимо обеспечить хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.
Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием дистанционного обучения, по-прежнему остаются без ответа. Очевидно, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия в рамках дистанционного обучения, будут появляться новые регламенты и инструкции. Основной же задачей руководителей образовательных организаций в этих условиях становится постоянное отслеживание законодательных нововведений в этой сфере.
Иван Ковалев
Лицензии и аккредитации
Страница 1Лицензия на ведение образовательной деятельности ИМЭИ. Страница 2Приложение к лицензии на ведение образовательной деятельности ИМЭИ. Страница 1Приложение к лицензии на ведение образовательной деятельности ИМЭИ.
У меня есть несколько платных курсов поэтому так же интересовался этим вопросом, пришел к выводу что лицензия мне не нужна т.к. она требуется только если я собираюсь выдавать дипломы и сертификаты государственного образца т.е. я подаю себя как ВУЗ или другое образовательное учреждение.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 (далее — Положение), образовательная деятельность подразделяется на лицензируемую и не подлежащую лицензированию.
Согласно п. 1 Положения подлежит лицензированию образовательная деятельность образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством РФ основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки.
Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации (п. 2 Положения).
Это постановление естественно уже несколько изменено (устарело), но действующее не сильно от него отличается, там убрали перечень не требующего лицензирования, теперь просто указано для чего нужна лицензия. Соответственно если вашей деятельности нет в списке подлежащей лицензированию то оно и не требуется.
А теперь сами подумайте сколько у нас желающих учить — все конторы по продвижению товаров (косметика, мед.техника и т.п.) и все они работают без лицензии и выдают красивые бумажки «Сертификаты». Если вы хотите выдавать такие же бумажки то лицензия вам не требуется. А если на бумаге госзнака то такую лицензию может получить даже физ.лицо, но нужна туча документов (учебные планы, программы и т.п.)
Теоретически вы можете учить и без ИП и ООО, деньги получать за курс по средствам http://payeer.com/?partner=467730 (есть плагин для приёма средств через Moodle) они работают только с физ.лицами и налоги соответственно вы сами платите заполняя налоговую декларацию (13%), ну или не платите если «забыли», но учтите что более 250 т.р. это статья о незаконном предпринимательстве, но мелкие транзакции наши налоговики не отслеживают так что народ там и более крупными деньгами крутит.
Документы для получения дистанционного образования
С каждым годом из-за развития технологий жизнь становится все быстрее, а современное общество предъявляет все больше требований к своим участникам. Теперь мало быть просто студентом – для построения успешной карьеры нужно активно и разносторонне развиваться, нарабатывать практические профессиональные навыки, стажироваться и получать опыт работы.
Все это невозможно успеть, обучаясь «по старинке» – на дневном отделении вуза или колледжа. И даже заочное образование не даст достаточно свободы и личного времени. Что уж говорить о тех, кто нуждается в образовании, но уже давно занят трудовой деятельностью и добился в ней больших результатов? Не бросать же им работу ради поступления в университет!
Таким образом, потребность в удобном образовании очень велика среди всех слоев населения: как молодых, так и среднего возраста, как довольно обеспеченных, так и нуждающихся в постоянном непрерывном заработке. И отличным решением для всех желающих становится дистанционное образование.
Дистанционное образование: гарантия качества
Дистанционное образование в России на сегодняшний день переживает свой рассвет: его совсем недавно начали расценивать как хорошую альтернативу традиционным формам обучения. Сегодня многие университеты стараются расширить возможности дистанционных программ, предлагая абитуриентам все более качественное и все более удобное удаленное образование.
Однако в зарубежных странах дистанционное образование ушло далеко вперед – многие престижные университеты видят за этой формой будущее, и активно привлекают студентов делать выбор в пользу именно удаленного обучения.
Получив свое развитие еще вначале века с активным ростом информационно-коммуникативных технологий, дистанционное образование и сегодня следует по пятам за технологическим прогрессом. Все новейшие разработки тут же включаются в процесс обучения, становясь новыми инструментами образования.
Если когда-то приходилось ходить в библиотеки за нужными учебниками, то теперь студенты могут найти все необходимые им учебные материалы в электронной библиотеке на сайте университета, доступ к которому у них всегда под рукой. Если раньше приходилось искать личной встречи с преподавателем, чтобы задать вопрос или сдать на проверку задание, то теперь можно пообщаться с преподавателем в специальном чате, отправив письмо на электронную почту или позвонив через программу Skype.
Отдельного упоминания заслуживает и цена дистанционного образования. Она гораздо ниже, чем обучение на дневном отделении университета, и даже чем обучение на заочном отделении. Дистанционные программы действительно очень дешевые, и это делает их доступными для тех, кому традиционное образование не по карману.
Причина низких цен вовсе не в низком качестве: оно как раз остается на одном уровне с традиционным обучением. Просто при удаленном образовании университету не нужно затрачивать большие средства из своего бюджета на организацию процесса – на аудитории, на постоянное присутствие преподавателей. При дистанционном образовании все курсы или уже записаны на видео и предоставляются студентам, или проходят в режиме реального времени через Skype, охватывая сразу большую аудиторию слушателей.
Дистанционное образование: преимущества и недостатки
Из плюсов дистанционного образования отметим самые важные:
- вы можете получать образование, удобно совмещая обучение с работой;
- вы не ограничены в пространственном отношении и можете выбрать более престижное учебное заведение, даже если оно находится в другом городе или другой стране;
- вы получаете качественное образование, при этом имея возможность самостоятельно планировать свое время и другие ресурсы;
- вы получаете точно такой же диплом об образовании, как и студенты традиционных форм обучения;
- вы тратите на учебу значительно меньше денег;
- вы можете учиться и одновременно уделять достаточно времени семье, маленьким детям.
Из минусов такого образования очевидны такие:
- чтобы получить не только документ об образовании, но и знания, вам нужно обладать навыками самоорганизации и уметь планировать свое время;
- образовательные программы менее интенсивные и плотные, поэтому процесс обучения, как правило, длится на год дольше;
- при такой форме обучении вы не сможете пережить «веселую студенческую пору», о которой ностальгируют многие взрослые люди.
Таким образом, дистанционное обучение идеально для тех, кто серьезно относится к своей карьере и готов вкладывать с нее свои силы и время.
Что нужно для поступления на дистанционную программу обучения
Для поступления на дистанционные программы обучения требуется предоставить определенны пакет документов. Он может быть различным в зависимости от требований конкретного учебного заведения и вашего уже имеющегося образования. Далее мы рассмотрим, какие документы необходимо будет собрать в каждом конкретном случае.
Поступление после школы
Заканчиваете последние классы школы и решили, что больше не хотите просиживать штаны в душных аудиториях? Тогда дистанционное образование – для вас. Большие возможности, много свободы заниматься тем, чем по-настоящему хочется.
Для того чтобы поступить на программу удаленного обучения, вы можете или прийти лично в приемную комиссию университета, предоставив необходимый для поступления пакет документов и написав заявление. А можете заполнить заявление и выслать его на электронную почту вуза.
Во втором случае вам придет ответ, какие документы нужно предоставить. Выслать их вы сможете по почте или также в электронном виде (если университет допускает этот вариант). Образец заявления обычно можно найти на сайте университета в разделе «Абитуриентам».
Пакет необходимых документов включает:
- Заявление (о нем уже было сказано выше).
- Аттестат об окончании школы. Он подтверждает наличие у вас полного среднего образования. Многие университеты просят приложить к оригиналу документа еще и его ксерокопию.
- Сертификат о сдаче ЕГЭ, в котором указаны набранные вами на экзаменах баллы.
- Ксерокопию вашего паспорта. Редко, но случается, что университет требует заверить подлинность этой копии у нотариуса. Это не сложная процедура – на копию просто ставят «живую» печать, подтверждающую, что все указанные сведения соответствуют оригиналу документа.
- Медицинская справка №086/у – требуется не везде и не всегда. Как правило, она подтверждает ваше физическое здоровье, однако при дистанционном обучении она нужна только для направления «Педагогическое образование».
- Фотографии размером 3×4 сантиметра. От 4 до 8 штук – все зависит от требований конкретного вуза.
- Военный билет или приписное свидетельство (для парней) – также требуют не в каждом университете.
- Несколько конвертов для пересылки документов почтой России – требуют не в каждом вузе.
Для поступления в колледж на базе 9 классов нужно:
- Заявление.
- Копию паспорта.
- Аттестат о неполном среднем образовании.
- Фотографии размером 3×4 сантиметра. От 4 до 8 штук.
Поступление после колледжа
Вы получили среднее специальное образование, но решили не останавливаться на достигнутом? Получать высшее образование дистанционно и одновременно заниматься карьерой – это очень удобно. А, выбрав для получения высшего образования то же самое направление, по которому вы обучались в колледже, у вас появится возможность поступить сразу на третий курс!
Какие документы для поступления необходимо предоставить:
- Заявление на поступление.
- Ксерокопию паспорта.
- Диплом о среднем специальном образовании.
- Сертификат о сдаче ЕГЭ, в котором указаны набранные вами на экзаменах баллы.
- Фотографии размером 3×4 сантиметра, от 4 до 8 штук.
Будьте внимательны: если вы поступаете не на то же направление, по которому проходили обучение в колледже, вас зачисляют на первый курс университета по тем же правилам, что и выпускников школ. А значит, если вы еще не сдавали ЕГЭ, вам нужно будет его сдать.
Сделать это можно в любой школе по месту жительства, но заняться этим нужно заранее – написать заявление на прикрепление к определенной школе нужно еще весной, в марте, тогда как сам экзамен проходит в мае. Однако некоторые учебные заведения проводят внутренние вступительные испытания для тех, кто уже имеет среднее профессиональное образование – в таких учебных заведениях результаты ЕГЭ не требуются.
Поступление для взрослых граждан
Учиться никогда не поздно! И это не просто слова: по статистике, две трети студентов, обучающихся на дистанционных программах, уже преодолели тридцатилетний рубеж. Многие из них – успешные состоявшиеся профессионалы, которым по разным причинам нужно подтвердить свою квалификацию соответствующим образованием. А есть и такие, кто получает образование впервые.
Таким абитуриентам для поступления нужно предоставить:
- Заявление.
- Ксерокопию паспорта.
- Документы об образовании:
- диплом о высшем образовании (если он есть, то можно поступить на программу второго высшего образования, такое обучение продлится всего три года);
- диплом о среднем профессиональном образовании или школьный аттестат (для таких абитуриентов предусмотрены внутренние вступительные экзамены, или же можно сдать ЕГЭ в одной из школ по месту жительства).
- Фотографии размером 3×4 сантиметра, от 4 до 8 штук.
Поступление в зарубежный университет
Многие университеты Европы предлагают обучение на дистанционных программах иностранным абитуриентам. Для этого университеты переводят программы на международный язык (английский). Если уровень знания языка позволяет вам свободно понимать и общаться, вы можете поступить в один из зарубежных вузов и получить престижный диплом европейского образца.
Для поступления вам потребуется:
- Заявление (можно отправить на электронную почту вуза).
- Ксерокопия паспорта.
- Аттестат или диплом о среднем или высшем образовании (нужно будет пройти процедуру нострификации – подтверждения, что ваш документ об образовании является равноценным аналогичному европейскому документу).
- Сертификат о прохождении языковых курсов, подтверждающий знание вами иностранного языка на необходимом для успешного обучения уровне.
Среди тех, кому может понадобиться дистанционное образование – школьники, студенты, а также те, кто давно завершил свое обучение и уже многие годы занят профессиональной деятельностью.
Мы рассмотрели, каким образом удаленное образование решит проблемы этих людей, а также постарались подробно ответить на вопрос, что нужно, чтобы поступить на одну из программ дистанционного обучения.
Благодаря удаленному образованию учеба превращается в интересное хобби и позволяет достигать определенного уровня в работе и карьерном росте.
Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения
Институт Экономики и Антикризисного управления
Московский городской открытый колледж
Учебный центр «Промстройгаз»
Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования