Квота на инвалидов

Квотирование, как мера защиты: рабочие места для инвалидов и молодежи

На общегосударственном уровне закреплена обязанность предприятий и организаций выделять отдельные рабочие места для инвалидов, а также предоставлять работу другим социально незащищенным категориям трудоспособных лиц. (ст. 25 Закона № 1032-1).

На основании федерального законодательства в регионах страны принимаются местные законы, в которых, кроме людей с инвалидностью, устанавливаются квоты для обязательного приема одной или нескольких категорий граждан, относящихся к экономически уязвимым слоям населения. В соответствии с Законом № 1032-1 (ст. 5) это такие категории, как:

  • люди, которым определена группа инвалидности;
  • молодежь, которая ищет первое рабочее место после обучения;
  • одинокие и многодетные родители;
  • подростки в возрасте 14 — 18 лет;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • люди, которые пострадали от радиационных катастроф;
  • бывшие военнослужащие и члены их семей;
  • лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы.

В большинстве регионов законодательство предусматривает обязательные квоты для молодых специалистов и людей, которым по медицинским показаниям назначена какая-либо группа ограничения трудоспособности. Кроме того, в разных регионах может быть установлен различный возрастной ценз для категории молодых специалистов, которые ищут первую работу, после окончания учебы.

Если предприятие обязано организовывать рабочие места для нескольких категорий граждан, то уменьшать долю принятых на работу инвалидов нельзя, а трудоустроить большее количество людей с инвалидностью, за счет снижения мест по квотам для других категорий — можно.

Например, фирма обязана выделить 4 места для инвалидов, 2 для молодежи и 3 для лиц отбывших наказание. Можно трудоустроить 7 человек с инвалидностью, а для остальных категорий оставить по одному месту. Однако нельзя принять на работу 4 человека из категории «молодежь», при этом уменьшив специальные места для лиц с ограниченной трудоспособностью до 2 единиц.

Квоты устанавливаются в процентах относительно среднесписочной численности персонала предприятия или учреждения на начало отчетного периода. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно рассчитывает число выделяемых рабочих мест.

Крупные компании с представительствами или филиалами по всей стране рассчитывают количество выделяемых мест для каждого региона присутствия по отдельности. Это связано с тем, что на муниципальном уровне, как правило, установлены разные лимиты на количество таких штатных единиц.

Если по итогам расчета количество мест получается с дробной частью, то уточнить правила его округления нужно в местном отделении службы занятости. В некоторых регионах, например, в Москве, дробная часть просто отбрасывается.

Квота на рабочие места для инвалидов

Дополнительно к закону, который регулирует сферу занятости, в стране действует и законодательный акт о социальной защите инвалидов (Федеральный закон № 181-ФЗ).

В этом НПА (ст. 21) предусмотрены размеры квот для трудоустройства людей с ограниченной трудоспособностью. Количество мест зависит от численности персонала в компании или учреждении:

  • общая численность до 35 человек — квота не устанавливается;
  • от 35 до 100 работников — не более 3 % мест;
  • от 100 и выше — 2 %- 4 % мест.

Точный размер квоты определяет каждый регион самостоятельно. Часть муниципалитетов не обязывает малые и средние компании, с численностью персонала до 100 человек, выделять должности для людей с инвалидностью.

Например, в Москве для всех категорий социально незащищенных граждан установлен единый лимит в 4 % (в субъектах хозяйствования, с численностью работающих свыше 100 человек), из них не менее половины должно приходиться на квоту для приема на работу инвалидов.

Эти лимиты не устанавливаются для общественных организаций инвалидов и субъектов хозяйствования, где уставный фонд (капитал) образован за счет средств таких организаций.

При установлении квоты для приема на работу инвалидов, из состава работающих исключаются те специальности, условия труда которых признаны вредными или опасными.

Пример: предприятие занимается добычей полезных ископаемых, общее количество работников на нем 2 000 человек. 1 500 человек работают на местах, сертифицированных как имеющие вредные условия труда. В регионе установлен размер квоты для инвалидов в 3 %. Количество рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью рассчитывается следующим образом: (2000 — 1500)*3 % = 15.

Обязанности нанимателя при приеме лица с инвалидностью

После того, как квота установлена, необходимо организовать нужное количество мест и сообщить об этих вакансиях в региональное подразделение службы занятости.

Если в компании уже работает человек с инвалидностью, то его рабочее место входит в рассчитанный лимит.

Кроме этого, работодатели должны раз в месяц или ежеквартально (зависит от региона) подавать сведения о вакансиях для инвалидов, количестве работающих у них людей с ограничениями трудоспособности и т. д. Форма отчетности устанавливается органом, в который она предоставляется.

Руководитель субъекта хозяйствования обязан своим приказом или распоряжением выделить необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Специально создавать дополнительные штатные единицы, необходимости нет. Их можно выделить из уже существующих должностей (вакансий), если условия труда подходят для людей с ограничениями трудоспособности.

Отказывать лицу в трудоустройстве, по причине инвалидности нельзя. За это предусмотрены штрафные санкции. В случае сокращения сотрудников организации и наличии в ней свободных мест по квоте для инвалидов, их нельзя использовать для перевода сокращаемых сотрудников. Исключение может быть сделано только для сотрудника с инвалидностью.

Рабочее место для человека со статусом инвалида

Рабочее место для человека с ограничениями также должно оснащаться специальными техническими приспособлениями с учетом особенностей принятого работника.

Например, это могут быть пандусы, вспомогательные устройства для передвижения человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дополнительные поручни, переустройство и дооборудование лестниц, различные голосовые программы для людей с инвалидностью по зрению и т. д.

Если дополнительное обустройство рабочего места для лица с ограниченной трудоспособностью требует больших финансовых затрат, то можно обратиться в службу занятости. В некоторых регионах идут навстречу работодателям и изыскивают возможность компенсировать часть таких расходов за счет средств различных федеральных или муниципальных программ для реабилитации таких людей.

При приеме на работу специалиста в рамках квоты для инвалидов, его трудоустройство возможно с учетом выданного медиками плана реабилитации (ИПР). В этом документе указываются все ограничения, которые человек должен соблюдать для скорейшего (если это возможно) восстановления полной трудоспособности.

Рекомендации из ИПР также можно учесть при приобретении дополнительного оснащения для создания комфортных условий человеку с инвалидностью.

Штрафы за несоблюдение квоты на трудоустройство инвалидов

Ответственность для субъектов хозяйствования, которые не соблюдают законодательство о выделении штатных единиц по различным социальным квотам, установлена КоАП РФ и некоторыми региональными НПА.

Нарушения условно разделяют на два вида:

  1. Не созданы (не выделены) места для работы по квоте для инвалидов. Сюда же относят и необоснованные отказы от приема таких граждан на работу (5. 42 КоАП) — штраф до 10 000 рублей.
  2. Несвоевременное или неполное составление и подача информации в контролирующий орган (ст. 19.7 КоАП) — до 5 000 рублей.

Во время проведения проверок соблюдения норм трудового законодательства, надзорные органы в обязательном порядке проверяют условия для трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Часто контролирующие ведомства штрафуют работодателей за отсутствие (или недостаточное количество) работников, принятых по квоте для людей с ограничениями. По их мнению, такие факты свидетельствуют о неполном соблюдении законодательных норм о социальной защите.

Также споры возникают при определении понятия «оборудование рабочих мест для инвалидов». Ведь дополнительные приспособления нужны не всегда.

Например, человеку, у которого вместо ноги протез, нет необходимости делать специальное кресло для работы за компьютером на должности бухгалтера.

Практика рассмотрения дел об оспаривании штрафных санкций свидетельствует, что суды также становятся на сторону контролеров и под соблюдением квот подразумевают не только выделение должностей для инвалидов в штате компаний, но и фактическое трудоустройство людей с ограничениями на эти специальности.

Однако ВС РФ трактует исполнение обязанности по выделению рабочих мест для отдельных категорий граждан иначе (Определение № 50-АПГ13-5). У нанимателя есть обязанность создать такие должности, но он не обязан самостоятельно заниматься поиском кандидатов для их заполнения. Ведь при создании этих мест, сведения о вакансиях подаются в региональные центры занятости, которые и занимаются их предложением, состоящим на учете, безработным гражданам.

Работодатель, при самостоятельном поиске специалистов, может в объявлении дополнительно указать, что на должность могут претендовать люди с инвалидностью.

Льготы для компаний, в которых есть работники с инвалидностью

Особых преференций по уплате налогов и бюджетных платежей для таких организаций не предусмотрено. Однако если прием на работу специалиста с ограниченной трудоспособностью сопряжен с расходами по приобретению и установке дополнительных приспособлений, можно обратиться за компенсацией расходов в местные службы занятости. Часто там идут навстречу и выделяют средства в рамках различных программ, например, по созданию безбарьерной среды.

Некоторыми налоговыми льготами, например, при реализации товаров или услуг пользуются общественные организации инвалидов или созданные ими субъекты хозяйствования, в которых доля работников с инвалидностью составляет не менее половины штата. Дополнительным условием является размер заработной платы таких сотрудников, он должен составлять не меньше четверти от общего фонда оплаты труда в организации.

При оказании социальной поддержки таким категориям работников, наниматель может уменьшить отчисления на социальное страхование, но только в размере взносов, уплачиваемых за квотируемые категории работников.

Муниципальные власти также могут устанавливать отдельным организациям, в которых большинство работников являются инвалидами, пониженные ставки местных налогов и сборов.

Государство старается обеспечить равные возможности для всех слоев населения. Оказание социальной поддержки не ограничивается только назначением различных пособий и льгот для тех граждан, кто в силу возраста, заболевания или изменения экономической ситуации в стране не может в полной мере быть конкурентоспособен на рынке трудовых ресурсов.

Законодательство обязывает нанимателей создавать рабочие места, на которые в первоочередном порядке могут претендовать такие люди. В первую очередь эта мера направлена на социальную реабилитацию граждан с ограниченными возможностями.

Люди с инвалидностью могут быть приняты практически на любую должность, которая подходит им по медицинским показаниям и не относится к категории работ с опасными или вредными условиями труда.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации

Это документ, разработанный персонально для каждого человека с ограниченными способностями. Именно из него и можно узнать:

  • степень ограничения труда инвалида;
  • противопоказания;
  • рабочая ли группа инвалидности.

Приказом Минтруда в 2014 году было установлено, что если есть у человека инвалидность, перечень заболеваний по видам сопоставлялся с трудовыми возможностями. Но этот приказ сейчас отменён, поэтому только из ИПРА можно узнать физические возможности человека.

Разрабатывается ИПРА врачами и включает в себя рекомендации, обязательные для работодателя. Программа направлена на то, чтобы улучшить физические показатели инвалида и не навредить здоровью, поэтому в ней и прописано – чем можно человеку заниматься, а чем нельзя.

Кадровику интересна часть программы под названием «рекомендации по трудоустройству», куда врач вписывает:

  • виды труда, доступные инвалиду;
  • противопоказания в работе;
  • условия труда (как нужно оснастить рабочее место).

Если сотрудник вам предоставил справку об инвалидности, просите с него и программу. Утверждённую форму можно скачать здесь. Однако по действующим законам нельзя у человека требовать сведения о здоровье, поэтому, если ИПРА сотрудник вам не предоставит, вы не будете нести ответственность за невыполнение рекомендаций.

Рекомендация Можно подстраховаться: пусть сотрудник напишет расписку, что ИПРА он не предоставляет по собственной инициативе.

Нюанс: в экспертном учреждении программу вам тоже не дадут, это ведь врачебная тайна, в которую посторонних посвящать может только инвалид.

К сведению Внимание: ИПР отменена, с января 2016 года действует именно ИПРА!

Если сотрудник стал инвалидом

Здесь имеет значение какая группа инвалидности установлена. Если группа нерабочая, сотрудника можно увольнять на основании 5 пункта 1 части 83 статьи ТК, при этом заплатив двухнедельный оклад.

Если же работать сотрудник может, нужно действовать в соответствии с рекомендациями врачей, указанными в ИПРА:

  • если работа, которая выполнялась работником раньше, не противопоказана ИПРА, менять ничего не нужно;
  • если есть какие-то противопоказания, нужно создать условия, их исключающие (по ст.224 ТК);
  • если прежняя работа не возможна, нужно смотреть имеющиеся вакансии и переводить инвалида (ст.73 ТК);
  • если вакансий нет и квота занята, или сотрудник отказался от перевода, его можно увольнять.

Внимание! Важно: если инвалид переводится с понижением оклада, за первый месяц после перевода он обязан получить зарплату в прежнем размере.

Оформлять инвалидность в кадровых документах нужно так:

  • составить допсоглашение к трудовому договору;
  • издать приказ о сокращённом рабочем дне;
  • внести в карточку Т-2 сведения об инвалидности.

Для справки Важно: рабочий день сокращается только в отношении инвалидов 1 и 2 групп.

Приказ о сокращенном рабочем дне, образец которого здесь, обязательно должен быть завизирован работником и его копию не забудьте поместить в личное дело.

Инвалиды: сотрудники с привилегиями

Проблема трудовых отношений и проблема трудоустройства граждан, у которых ограничены возможности, всегда обсуждались в государстве. Таким гражданам нужна поддержка от государства, поскольку ввиду ограниченных возможностей им трудно сохранить действующие трудовые отношения и, тем более, найти новую работу.

В 2012 году Российская Федерация утвердила Конвенцию «О правах инвалидов» . В связи с этим в 2013 году были внесены изменения в некоторые законодательные акты, регулирующие труд инвалидов.

Изменениями внесены новые правила для организаций по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, правила информирования о таких рабочих местах органов центра занятости населения, а также увеличены штрафные санкции за нарушение прав инвалидов в сфере трудовых отношений.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется трудоустройство граждан-инвалидов, какими льготами могут воспользоваться работодатели, применяющие труд инвалидов и какими правами наделены работники-инвалиды.

Итак, труд инвалидов регулируется отдельными положениями Конституции РФ, Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 19.04.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ).

Квота при приеме на работу

В соответствии со ст. 21 Закона №181-ФЗ субъекты Российской Федерации устанавливают квоты для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников – для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, и не выше 3% среднесписочной численности работников – для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек.

Обращаю ваше внимание на то, что в среднесписочную численность работников не включаются те работники, которые трудятся на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

На организации, численность работников которых не превышает 35 человек и на организации, созданные общественными объединениями инвалидов, квотирование рабочих мест для инвалидов не распространяется. При этом, уставный капитал организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, должен состоять из вкладов этих объединений.

Таким образом, законом установлены минимальные и максимальные пределы квотирования рабочих мест для инвалидов. Право определять количество квот конкретного субъекта Российской Федерации дано самому субъекту.

Так, например, в Калужской области принят Закон «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области». Этим Законом квота установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников с округлением в большую сторону как для работодателей, численность работников которых более 100 человек так и для работодателей, численность работников которых не менее 35 человек и не более 100 человек. В Санкт-Петербурге размер квоты установлен Законом «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» и составляет 2,5% к среднесписочной численности работников.

Так что же такое квота? Закон №181-ФЗ не раскрывает такого понятия. Определение квоты приводится в законодательстве субъектов Российской Федерации о квотировании.

Квота — минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать или выделить для трудоустройства инвалидов, включая количество рабочих мест работодателя, на которых уже работают граждане указанной категории.

Кроме того, были внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон №1032-1). Так, работодатели теперь обязаны предоставлять информацию в органы центра занятости населения не только о созданных рабочих местах для приема на работу инвалидов в соответствии с квотой, но также и информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Обратите внимание, форма локального нормативного акта не установлена на законодательном уровне, поэтому работодатели вправе сами ее разработать. Это может быть отдельный приказ по предприятию или положение о квотировании и создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона №1032-1 работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, о рабочих местах, которые были созданы для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Согласно ст. 22 Закона 181-ФЗ работодатели должны создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Правом устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов наделены органы исполнительной власти субъектов РФ. Специальные рабочие места устанавливаются для организаций в пределах квоты для приема на работу инвалидов.

Обратите внимание! Центры занятости могут компенсировать расходы организаций по созданию рабочих мест для инвалидов в пределах квоты в рамках программ по социальной поддержке и трудоустройству инвалидов.

Кроме того, на региональном уровне могут быть приняты нормативные акты, позволяющие также компенсировать часть расходов, понесенных работодателями, для которых устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Например, в соответствии со ст. 3 Закона Калужской области «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области» работодателям из средств областного бюджета предоставляются субсидии на каждого трудоустроенного инвалида на возмещение расходов по оплате труда инвалидов в случае трудоустройства инвалидов на созданные для них рабочие места сверх установленной квоты в размере установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда в месяц, но не более чем за 6 месяцев.

Оформление приема на работу инвалида

Особых правил для оформления приема на работу инвалидов не существует. Они принимаются на общих основаниях. Исключение составляет только оформление трудового договора, так как в нем необходимо прописать все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для граждан данной категории. О гарантиях будет описано ниже.

При трудоустройстве работник обязан представить документы, перечень которых поименован в ст. 65 Трудового кодекса РФ. Перечень следующий:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Запрашивание каких-либо иных документов кодексом запрещено.

Как видите, такой документ, как справка об инвалидности, в этом перечне отсутствует. Значит, работодатель не вправе запрашивать ее у работника. Работник имеет право на свое усмотрение представить данный документ или не делать этого.

Но как быть в таком случае работодателю, ведь он обязан выполнять рекомендации к труду, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Если работа, на которую принимается работник-инвалид, требует предварительного медицинского освидетельствования кандидата, то этот вопрос отпадает. Если же проходить предварительный медосмотр не требуется, работодатель не несет ответственности за работника-инвалида, не представившего справку об инвалидности.

Работника необходимо ознакомить с внутренними нормативными актами организации, которые касаются его должности, провести вводный инструктаж при приеме на работу до подписания трудового договора. Затем издается приказ о приеме на работу, который доводится до работника под роспись не позднее трех дней с фактической даты начала работы. Работнику-инвалиду можно установить испытательный срок.

Трудовые гарантии работникам-инвалидам

Работники-инвалиды – это особая категория работников, которым, в силу того, что они ограничены в своих возможностях, необходимы повышенные социально-трудовые гарантии. Гарантии установлены в Трудовом кодексе РФ и Законе №181-ФЗ.

Так, согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю.

Обратите внимание! Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда. Она должна осуществляться в полном объеме как за 40 часов. Об этом сказано в ст. 23 Закона 181-ФЗ. Таким образом, если инвалиду установлен оклад, то за отработанную им сокращенную норму рабочего времени за месяц ему выплачивается полный оклад. Если инвалиду установлена часовая тарифная ставка, то размер этой ставки необходимо увеличить на коэффициент 1,143 (40 часов : 35 часов).

Кроме того, если ИПР инвалида III группы рекомендовано сократить рабочее время до 35 часов в неделю и при этом сохранить полную оплату труда, то работодатель обязан выполнять рекомендации программы.

А вот ст. 94 ТК РФ устанавливает сокращенную продолжительность ежедневной работы или смены для инвалидов всех групп. Продолжительность ежедневной работы в данном случае устанавливается в соответствии с медицинским заключением (как правило, устанавливается в ИПР инвалида).

Отработанное сокращенное рабочее время инвалидом отображается в табеле учета рабочего времени. В табеле необходимо проставлять буквенный код «ЛЧ» или цифровой код «21» — сокращенная продолжительность рабочего времени.

Привлечение работников-инвалидов к работе ночное время (ст. 96), к сверхурочной работе (ст. 98 ТК РФ), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Кроме того, работодатель обязан соблюсти процедуру привлечения этой категории работников к вышеперечисленным работам. Инвалиды должны быть ознакомлены письменно и под роспись (с указанием статей Трудового кодекса РФ) с правом отказаться от таких работ.

Как и всем работникам, инвалидам также полагается ежегодный оплачиваемый отпуск. Только им положен удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Данная гарантия установлена в ст. 23 Закона 181-ФЗ.

Работникам-инвалидам также положен отпуск без сохранения заработной платы в связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами. Продолжительность такого отпуска составляет 60 календарных дней.

Плюсы трудоустройства инвалидов для организации

В России много предприятий, на которых работают инвалиды. Государство, дабы увеличить возможности инвалидов в трудоустройстве, устанавливает данным предприятиям льготы по уплате налогов и страховых взносов. Но, скажу честно, эти льготы, во-первых, ограничены, а, во-вторых, не очень существенны для предприятий. Рассмотрим льготы, на которые вправе рассчитывать организации, подробнее.

НДС

Так, согласно пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от уплаты НДС операции по реализации товаров, работ и услуг, производимые, в частности:

  • общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Как видите, данная льгота установлена только для общественных организаций инвалидов и организаций, в которых они участвуют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *