Кто занимается уличным освещением

Освещение улиц. Как зажечь светильники в деревнях?

Нормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета.

Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти минимально допустимые значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждается в обслуживании (чистке).

Кто должен проводить регламентное обслуживание? Каким документом пользоваться? Об этом далее.

Принцип организации уличного освещения в городах и сельских населенных пунктах разный, поэтому повесить фонарь на каждом столбе вдоль сельской улицы технически невыполнимо. Также актуальна нехватка денег в бюджете сельского поселения для организации максимально возможного уличного освещения, который ежегодно разрабатывается администрацией и принимается местными депутатами сельского поселения (общественники, не получающие зарплаты).

Финансирование сельских поселений идет не через администрацию района и даже области, а напрямую из Федерального бюджета. Есть законодательные акты, регламентирующие финансирование с помощью межбюджетных трансфертов. Поэтому у администраций сельских поселений банально нет «особливого» желания добиваться денег на освещение улиц… Впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации.

В России апеллируют к Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а в нем — к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов». Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности, о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, — это все в зоне ответственности местного муниципалитета.

Районное подразделение энергосбыта только технически обеспечивает освещение улиц, платить за которое должна либо администрация сельского поселения, либо организация, на балансе которой находится инженерная система села. От них зависит, будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время.

Для уличного освещения на селе существует свой социальный стандарт. Им предусмотрено, что не менее 80% улиц в деревне должны быть освещены. В реалии разобраться с этим условием очень сложно: к примеру, как определить количество нуждающихся в освещении улиц в некогда густонаселенной и протяженной на километры деревушке, где теперь осталось 2−3 отдельно расположенных домика?

Поэтому специалисты условились, что минимальным для удаленных деревень (хуторов) считается наличие двух уличных фонарей: на въезде и на выезде из деревни. В больших селах действуют другие правила: обязательное освещение должно быть установлено возле школы, больницы (фельдшерско-акушерского пункта), дома культуры, библиотеки и, возможно, иных социально значимых объектов.

В период кризиса на первый план выходит насущный вопрос обслуживания. Очевидно, приобрести новую лампу взамен старой — не проблема. Большая часть затрат уходит на то, чтобы за несколько десятков километров приехала бригада и эту лампу заменила. Для экономии бюджетных средств на деле договор на обслуживание уличного освещения можно заключать не только со структурными подразделениями энергосбыта, но и с местным электриком — вкрутить лампу в фонарь он вполне сможет, а более сложные ремонтные работы проведут (значительно реже) электрики из района. Ремонт уличного освещения должен производиться в течение 5−15 дней со дня подачи заявки.

Бывает и так, что инфраструктура населенного пункта находится на балансе какого-нибудь предприятия, у которого нет ни средств, ни возможностей для нормального обслуживания подведомственных электросетей. Не всем, но многим деревням ситуация досталась в наследство от… реформы Агропрома России 1993−1994 гг. Огромные деньги тогда были отпущены на мотивацию селян к личному хозяйствованию, заведению фермерских хозяйств — по воспоминаниям старожилов, власть прямо задаривала их беспроцентными кредитами. Тогда и образовывались крестьянские хозяйства с огромными территориями пастбищ, а на них и с инфраструктурой, частично электрифицированной. Вскоре финансовое донорство прекратилось, и крестьяне остались со своими проблемами наедине. Может, и поэтому тоже они не верят ни во что, в особенности представителям власти, ведь обман происходил десятилетиями.

На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны. Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада. И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.

Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена. Поскольку в период с середины марта по середину сентября в географических условиях Вологодской области лампы уличного освещения требуется включать менее чем на 6 часов, а летом (включая период «белых ночей») — вообще не включать, реальный срок службы некоторых экземпляров металлогалогенных ламп достигает 3−4 лет. Для автоматизации включения уличных светильников в сельской местности устанавливают реле времени и фотореле.

Должен заметить, что за полтора года, проведенные в вологодской деревне, я научился многому, в том числе и тому, как надо «зажигать светильники в деревнях». Не стесняйтесь требовать выполнения закона от муниципальных властей. Во-первых, потому, что гражданин, проживающий на селе, имеет на это право (чиновники работают для нас, а не наоборот); во-вторых, потому, что хуже уже не будет.

За законные требования «даже не расстреливают», так что — бояться нечего. Увидев перед собой человека грамотного и адекватного, муниципалитет удовлетворит и ваши требования. Будьте смелее в части законных прав.

Теги: электроэнергия, законодательство, деревня, освещение, улица, права

Глава 15. ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

размер шрифта

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ- УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ- ВСН 25-86 (утв-… Актуально в 2018 году

15.1. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в темное время суток предусматривают стационарные осветительные установки. При их проектировании необходимо соблюдать следующие требования:

при выборе типа и способа размещения осветительных установок обеспечивать освещенность дорог в соответствии с нормами на среднюю яркость проезжей части и среднюю горизонтальную освещенность обочин и тротуаров: равномерность распределения яркости (отношение максимальной яркости в отдельных точках проезжей части к минимальной); показатель ослепленности;

выявлять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий, сужение дорог, пешеходных переходов, автобусных остановок) за счет изменения цветности источников света, размещения опор и светильников, повышения яркости проезжей части в опасной зоне;

обеспечивать зрительное ориентирование водителей в пути благодаря рациональному размещению опор и светильников, изменению цветности источников света на примыкающих дорогах, ограничению дезориентирующего водителей воздействия огней рекламы, витрин магазинов и охранного освещения объектов, расположенных вблизи от дороги;

не допускать резкого изменения освещенности перед сложными и опасными участками дорог и чередования освещенных и неосвещенных зон, устраивая непрерывное освещение при расположении освещенных участков дороги на расстоянии менее 250 м друг от друга;

добиваться плавного снижения яркости проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 150-250 м;

стремиться использовать такие элементы осветительных установок, которые отвечают требованиям эстетики и не нарушают вид архитектурного ансамбля дороги и расположенных на ней сооружений;

избегать размещения осветительных опор на тех элементах дорог и пересечений, где их установка может явиться причиной дорожно-транспортных происшествий;

применять опоры, не оказывающие большого сопротивления на срез при наезде автомобиля.

15.2. Стационарное освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать:

в населенных пунктах (по СНиП II-4-79, ч. II, гл. 4. Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение);

на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более, достигаемой в первые 5 лет эксплуатации;

на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с рекомендациями табл. 15.1;

Таблица 15.1

Длина моста (путепровода), м Длина кабельной линии от пункта питания электроэнергией до освещаемого объекта, км Начальная интенсивность движения, тыс. авт/сут, при которой оправдано устройство освещения для ежегодного прироста интенсивности движения, %
5 10 15
50-100 1 8,0 4,0 2,0
5 12,5 7,5 6,0
10 18,5 13,0 9,0
100-200 1 5,0 2,5 1,0
5 9,5 5,0 1,5
10 12,5 8,0 4,5
Более 200 1 4,5 2,5 1,0
5 7,5 3,5 1,5
10 10,0 5,0 2,5

Примечания. 1. В таблице приведена начальная интенсивность движения на двух-, трехполосных дорогах. Для четырехполосных дорог с разделительной полосой ее следует увеличивать в 1,5 раза по сравнению с табличными значениями, а для шестиполосных — в 2 раза. 2. Промежуточные значения допускается определять интерполяцией.

на автозаправочных станциях и в зонах расположения комплексов обслуживания движения;

на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;

на железнодорожных переездах (в соответствии с Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов);

в транспортных автодорожных тоннелях на дорогах I и II категорий и на подходах к ним на расстоянии не менее 150 м от начала тоннеля;

в пешеходных тоннелях, на лестничных сходах и площадках перед входами в тоннель;

под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;

на автобусных остановках, подземных пешеходных переходах, в зонах возникновения дорожно-транспортных происшествий в темное время суток у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до источников энергоснабжения не более 2 км с учетом требований Госавтоинспекции.

15.3. Вне населенных пунктов средняя яркость проезжей части дорог и мостов (путепроводов) должна составлять: 0,8 кд/м2 на дорогах I категории; 0,6 кд/м2 на дорогах II категории; 0,4 кд/м2 — на соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях. Средняя горизонтальная освещенность обочин должна быть не ниже: 8 лк на дорогах I категории; 6 лк на дорогах II категории; 4 лк — на соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях. Среднюю горизонтальную освещенность тротуаров мостов (путепроводов) принимают в соответствии с нормами освещения тротуаров в населенных пунктах (по СНиП II-4-79).

Отношение максимальной яркости проезжей части к минимальной должно составлять не более 3:1 на дорогах I категории и 5:1 на остальных дорогах. Отношение максимальной освещенности обочины к средней должно быть при норме средней освещенности 6-8 лк не более 3:1, а при 4 лк не более 5:1.

Нормы освещенности автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами (длиной более 60 м) принимают по СНиП II-44-78. Средняя горизонтальная освещенность проездов под путепроводами (мостами) должна быть не менее 15 лк, а отношение максимальной освещенности к средней — не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

15.4. Опоры светильников устанавливают, как правило, за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. На насыпях высотой до 3 м для установки опор устраивают присыпные бермы с размерами 2 x 2 м. При большей высоте насыпи и наличии устойчивых откосов опоры устанавливают на сваях длиной 5-6 м с оголовком (рис. 15.1, а). В пучинистых грунтах и в районах вечной мерзлоты опоры устанавливают в котлованы, огражденные деревянными коробами (рис. 15.1, б), засыпая пазухи в верхней части дренирующим грунтом. В исключительных случаях (на насыпях высотой более 3 м при наличии неустойчивых откосов земляного полотна, на участках дорог, где размещению опор препятствуют кабельные или воздушные линии связи и электропередачи) допускается устанавливать опоры на обочине или разделительной полосе (при их ширине не менее 3 м).

Рис. 15.1. Схемы заделки в грунт опор освещения: а — при благоприятных грунтовых условиях; б — в пучинистых грунтах; 1 — опора; 2 — оголовок; 3 — свая; 4 — деревянный короб

Если ширина разделительной полосы составляет 3-4 м, опоры освещения должны быть встроены в блоки парапетного ограждения или расположены между ними (при надежном закреплении блоков к основанию с помощью штырей, рис. 15.2, а). При ширине разделительной полосы 5-6 м опоры можно установить по ее оси на расстоянии 1,25 м от опоры до направляющей планки ограждения (рис. 15.2, б).

На обочинах автомобильных дорог опоры устанавливают у бровки земляного полотна на расстоянии от нее не более 0,5 м, предусматривая устройство ограждения. Расстояние от направляющей планки ограждения до опоры должно быть не менее 1,25 м, а от планки до кромки проезжей части не менее 1 м (рис. 15.2, в). На узких обочинах у опор следует устанавливать ограждения парапетного типа (рис. 15.2, г).

Рис. 15.2. Схема установки опор освещения и ограждений на разделительной полосе (а, б) и обочине (в, г)

Вне населенных пунктов при высоте насыпи до 2-3 м допускается установка опор освещения на обочинах без ограждений, если опора изготовлена из тонкостенных стальных труб, а в нижней ее части (на расстоянии 0,4-0,5 м от поверхности обочины) предусмотрено фланцевое соединение, разъединяющееся при ударе автомобиля.

На мостах (путепроводах) опоры устанавливают в створе перил или за ними в стальных стаканах, а также закрепляют с помощью фланцевых соединений к несущим конструкциям сооружения. На мостах с ездою понизу светильники рекомендуется закреплять к элементам конструкции сооружения с помощью кронштейнов или тросов (при осевой схеме размещения светильников).

15.5. Дорожная служба должна уделять особое внимание сохранению высоких светоотражающих свойств дорожных покрытий на освещенных участках дорог, своевременно выполняя очистку проезжей части от грязи и обеспечивая быстрый отвод воды с проезжей части. На особо опасных местах во всех случаях, когда это возможно, рекомендуется устраивать светлые шероховатые покрытия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *