Конвертация пенсионных прав

Предпосылки конвертации

Необходимость конвертации была вызвана также и тем, что в условиях экономических и политических преобразований в государстве значительная часть организаций была ликвидирована, реорганизована или оказалась на территории бывших союзных республик, а теперь – отдельных государств. При этом далеко не всегда принимались надлежащие меры к обеспечению сохранности документов, влияющих на пенсионные права работников. Отмечается очень много случаев утраты документов в результате пожаров или просто небрежного хранения. Кроме того, достаточно небрежно, с ошибками оформлялись трудовые книжки и договоры. Заложниками такой ситуации стали граждане, обратившиеся за назначением трудовой пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца).

Поэтому остро встал вопрос о том, каким образом учесть всю информацию о трудовом стаже граждан, чтобы она позволила корректно рассчитать величину накопленного пенсионного капитала.

Конвертация была необходима для защиты прав застрахованных лиц, для этого нужно собрать наиболее полную информацию о стаже и заработке каждого гражданина, что зачастую, при назначении пенсии, бывает затруднительно, из-за несобранности архивных документов. Это часто случается в результате ликвидации организации или смене собственника.

  • Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Конвертация пенсионных прав

Впервые термин «конвертация» введён нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под конвертацией Законом от 17.12.2001 понимается преобразование пенсионных прав граждан, приобретённых застрахованными лицами до 01.01.2002, в расчётный пенсионный капитал, с учётом которого производился расчёт трудовой пенсии.
Формула конвертации была закреплена пунктом 1 статьи 30 Закона от 17.12.2001:

ПК = (РП – 450 рублей) * Т, где

ПК — величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (п. 1 ст. 32 Закона № 173-ФЗ).
Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ (досрочные пенсии по старости), страховая часть трудовой пенсии по старости определяется исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 173-ФЗ ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста выхода на трудовую пенсию.
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж (т.е. меньше 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин по состоянию на 01.01.2002), то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
В свою очередь расчетный размер трудовой пенсии застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП — расчетный размер трудовой пенсии;
СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 — 28 Закона № 173-ФЗ), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 — 28 Закона № 173-ФЗ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (мужчинам, достигшим возраста 55 лет, и женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет), в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Закона № 173-ФЗ («двойное снижение возраста»), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП — расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом — десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ (досрочные пенсии по старости), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ (досрочные пенсии по старости), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 — 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 Закона № 173-ФЗ (досрочные пенсии по старости), составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (досрочные пенсии по старости), составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:
периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;
периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, — 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, — продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, максимальные суммы ограничения, указанные в абзаце сороковом пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, максимальные суммы ограничения, указанные в абзаце сороковом пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.

  • Согласно пункту 6 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением надбавки на уход и надбавки на нетрудоспособных членов семьи, без учета районного коэффициента, а для лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере, чем повышение к пенсии, — также соответствующего повышения), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам.
Лицам, имеющим право на повышения пенсий в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», начисление повышений по такому же основанию к расчетному размеру трудовой пенсии не производится.
Расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Закона № 173-ФЗ, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 Закона № 173-ФЗ, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
При этом в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан.
При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения ранее приобретённых пенсионных прав, а именно: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую пенсионную формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены. Иными словами, вступление в силу новых правил исчисления размера пенсий не повлечет уменьшения размеров пенсий граждан, установленных до 01.01.2015.
Страховая пенсия будет формироваться по новым правилам в полном объеме у застрахованных лиц, которые начнут работать в 2015 году. У остальных будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 года, все сформированные пенсионные права сохранятся и будут гарантированно исполнены.
С 01.01.2015 года приобретенные гражданами до 2015 года пенсионные права будут сконвертированы (переведены) в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400 — ФЗ «О страховых пенсиях».
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равного 64 рубля 10 копеек.
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на 31 декабря 2014 года, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равного 64 рублям 10 копейкам.
Приобретённые до 01.01.2015 года пенсионные права застрахованных лиц, страховая пенсия которым устанавливается после 01.01.2015, также будут учтены при расчёте страховой пенсии.
При этом конвертация пенсионных прав будет производиться поэтапно, а именно: сначала приобретённые до 01.01.2002 года пенсионные права гражданина будут сконвертированы в расчётный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, затем с учётом данного расчётного пенсионного капитала будет определена страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014, а затем указанная страховая часть трудовой пенсии будет переведена в «баллы» путём деления на стоимость одного пенсионного коэффициента, равного 64 руб. 10 коп. (величина индивидуального пенсионного капитала за периоды, имевшие место до 1 января 2015 – ИПКс (часть 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях)).

>Закон РФ от 06.02.92 N 2294-I

6 февраля 1992 года N 2294-I

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Внести в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; 1991, N 17, ст. 508; 1991, N 17, ст. 509; 1992, N 5, ст.179) следующие изменения и дополнения:

Статья 1. Дополнить статью 12 Закона пунктом «к» следующего содержания:

«к) мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона».

Статья 2. Изложить статью 13 Закона в следующей редакции:

«Трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пунктах «б»-«к», присоединяется работа, указанная в пункте «а» к работе, перечисленной в пункте «б», — работа, указанная в пунктах «д», «е», «ж», «и» к работе, перечисленной в пункте «в», — работа, указанная во всех пунктах, кроме пункта «г» к работе, перечисленной в пункте «г», — работа, указанная во всех пунктах; к работе, перечисленной в пункте «д», — работа, указанная в пунктах «б», «е», «ж» и «и» к работе, перечисленной в пункте «е», — работа, указанная в пунктах «б», «д», «ж», и «и» к работе, перечисленной в пункте «ж», — работа, указанная в пунктах «б», «д», «е» и «и» к работе, перечисленной в пункте «з», — работа, указанная в пунктах «б», «в», «д», «е», «ж», «и» и «к» к работе, перечисленной в пункте «и», — работа, указанная в пунктах «б», «д», «е», «ж» к работе, перечисленной в пункте «к», — работа, указанная в пунктах «б», «в», «д», «е», «ж», «з» и «и».

Статья 3. Изложить часть первую статьи 17 Закона в следующей редакции:

«Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.».

Статья 4. Часть первую статьи 21 Закона изложить в следующей редакции:

«К пенсии устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом 1 группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, или достиг 80 лет; на нетрудоспособных иждивенцев (статьи 50-53 Закона), если они сами не получают какой-либо пенсии.».

Статья 5. Дополнить статью 22 Закона частью третьей следующего содержания:

«Пенсия, установленная безработным досрочно, работающим пенсионерам не выплачивается. После достижения такими гражданами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих, льготных основаниях или в связи с особыми условиями труда, выплата им пенсии производится в соответствии с частью первой настоящей статьи.».

Статья 6. Часть первую статьи 27 Закона после слов «гражданской войн» изложить в следующей редакции:

«, а также юнг, сыновей (воспитанников) полков,» — далее по тексту.

Статья 7. Дополнить статью 32 Закона частью второй следующего содержания:

«Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов».

Статья 8. Дополнить статью 33 Закона частью второй следующего содержания:

«Размер пенсии по инвалидности 1 и П групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов».

Статья 9. Статью 41 Закона после слов «военную службу», изложить в следующей редакции:

«в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков», — далее по тексту.

Статья 10. Статью 42 Закона после слов «военную службу», изложить в следующей редакции:

«в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков», — далее по тексту.

Статья 11. Дополнить статью 73 Закона частью второй следующего содержания:

«В таком же порядке выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей».

Статья 12. Изложить статью 77 Закона в следующей редакции:

«Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью».

Статья 13. Дополнить Закон статьей 78.1 следующего содержания:

«Статья 78.1. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота.

Пенсия в связи с работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности устанавливается мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам — 20 лет».

Статья 14. Часть четвертую статьи 79 закона исключить.

Статья 15. Дополнить статью 84 Закона частью второй следующего содержания:

«Размер пенсии летчикам-испытателям 1 класса повышается на 10 процентов. Во всех случаях размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка. При этом ограничения, установленные статьей 86 Закона, не применяются».

В связи с этим часть вторую данной статьи считать частью третьей.

Статья 16. Часть первую статьи 86 Закона изложить в следующей редакции:

«Максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации — на уровне размера трех с половиной минимальных размеров пенсии».

Статья 17. Дополнить статью 92 Закона пунктом «ж» следующего содержания:

«ж) выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства».

Статья 18. Дополнить Закон статьей 92.1 следующего содержания:

«Статья 92.1. Иные периоды, включаемые в специальный трудовой стаж

При установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона время инвалидности 1 и 2 групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание».

Статья 19. Дополнить Закон статьей 105.1 следующего содержания:

«Статья 105.1. Исчисление пенсии гражданам, работавшим за границей

Среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона».

Статья 20. Часть пятую статьи 110 Закона изложить в следующей редакции:

«участникам Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков, — на 50 процентов минимальной пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);»

Статья 21. Дополнить статью 112 Закона частью третьей следующего содержания:

«Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента».

Статья 22. Статью 130 Закона после слов «в остальной части — с 1 января 1992 года», изложить в следующей редакции:

«при этом до 1 июля 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не выше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним».

Статья 23. В части второй статьи 131 Закона текст после слов «(до 1990 года включительно)» исключить.

Статья 24. Дополнить Закон статьей 133.1 следующего содержания:

«Статья 133.1. Включение в специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости, времени работ, дающих ранее право на пенсию на льготных условиях.

Время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах «а» и «б» статьи 12 настоящего Закона.».

Статья 25. Ввести в действие настоящий Закон с 1 января 1992 года.

Президент
Российской Федерации
Б.Н.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

Основные положения конвертации пенсионных прав застрахованных лиц

Конвертация — это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г. в сумму расчетного пенсионного капитала, величина которого является эквивалентом суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.2002 года.

Размер пенсионного капитала рассчитывается с учетом стажа гражданина и отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, которое учитывается в размере не свыше 1,2.

С одной стороны, конвертация носит разовый характер. Но, с другой стороны, фиксация пенсионного капитала не подразумевает, что он остается неизменным и не может быть пересмотрен. В случае предоставления гражданином дополнительных сведений расчетную величину пенсионного капитала можно будет изменить.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, не позднее 1 января 2013 года. В Кировской области данную деятельность осуществляют управления и отделы Пенсионного фонда.

Застрахованные лица (граждане), а также страхователи (работодатели) представляют в органы Пенсионного фонда страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы, удостоверяющие личность и место жительства, а также документы, подтверждающие трудовой стаж и заработок, который был приобретен до регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета и необходимый для конвертации пенсионных прав.

Органы пенсионного обеспечения после принятия документов, необходимых для конвертации пенсионных прав, проводят правовую оценку предоставленных документов и рассчитывают величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 года.

Застрахованным лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством предусмотрена возможность выбора варианта оценки пенсионных прав исходя из имеющейся на 01.01.2002 продолжительности общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ (ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц — это преобразование пенсионных прав в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала по определенной формуле. Другими словами, оценка (конвертация) пенсионных прав — это оценка трудового вклада человека, произведенного до начала пенсионной реформы, выраженная в виде условной суммы денежных средств (суммы пенсионного капитала), составляющей эквивалент суммы страховых взносов, уплаченной в Пенсионный фонд РФ.

Зачем нужна оценка (конвертация) пенсионных прав? С 2013 года трудовая пенсия по старости будет назначаться по данным индивидуального (персонифицированного) учета, как до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, так и после. К достижению пенсионного возраста сумма расчетного пенсионного капитала и страховые взносы, отчисляемые работодателями в пользу каждого работника, составят накопленный пенсионный капитал для определения размера трудовой пенсии. И чем они больше, тем больше будет размер пенсии. Поэтому каждый работник заинтересован в наиболее точном и подробном отражении всей информации о его трудовом стаже.

Начиная с 2002 года пенсионные права граждан (трудовой стаж и заработок) стали отражаться и учитываться индивидуально по всем гражданам на основании сведений, подаваемых работодателем при уплате страховых взносов. Но большинство граждан и до 2002 года работали и накопили определенный трудовой стаж и сумму пенсионных начислений.

Необходимость проведения работы по сбору и оценке сведений о стаже и заработке была вызвана также и тем, что в условиях экономических и политических преобразований в государстве значительная часть организаций была ликвидирована, реорганизована или оказалась на территории бывших союзных республик, а теперь — отдельных государств. При этом далеко не всегда принимались надлежащие меры к обеспечению сохранности документов, влияющих на пенсионные права работников. Отмечается очень много случаев утраты документов в результате пожаров или просто небрежного хранения. Кроме того, достаточно небрежно, с ошибками оформлялись трудовые книжки и договоры. Заложниками такой ситуации стали граждане, обратившиеся за назначением трудовой пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца).

Поэтому достаточно остро встал вопрос о том, каким образом учесть всю информацию о трудовом стаже граждан, чтобы она позволила корректно рассчитать величину накопленного пенсионного капитала.

Конвертация пенсионных прав проводится как для пенсионеров, так и для граждан, еще не достигших пенсионного возраста. Для нынешних получателей пенсий оценка пенсионных прав произведена с 01.01.2002 по документам о трудовом стаже и заработке, имеющимся в пенсионном деле каждого пенсионера.

Конвертация пенсионных прав граждан осуществляется на основании информации, подаваемой работодателем в форме СЗВ-К. В этом документе отражена информация обо всех периодах работы граждан на основании трудовых книжек. конвертация пенсионный право страховой

Проведенная оценка, помимо уточнения величины пенсионного капитала, позволит упростить и ускорить процесс начисления пенсии, т.к. избавит работника от необходимости собирать со своих бывших работодателей дополнительные справки о трудовом стаже.

Для обеспечения равных возможностей для разных возрастных групп населения производится оценка приобретенных пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года, гарантированных действовавшим до этой даты пенсионным законодательством, путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал. Конвертация проводится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии, так как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Согласно ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» данная работа должна быть проведена до 1 января 2013 года .

В новой пенсионной модели учет стажа и заработка работающих не предусмотрен. Вместо стажа будет учитываться количество полностью оплаченных страховых лет, вместо заработка — размер страховых платежей, сделанных с него работодателем в интересах работника. При этом новая модель пенсионной системы остается такой же распределительной, как и старая. Но пенсионные обязательства государства перед гражданином будут: первое — персонифицированы и второе — напрямую зависеть от размеров получаемых доходов. Иными словами, пенсия в новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

Для тех возрастных групп, которым до пенсии осталось менее 10 лет, образование накопительного элемента законом не предусмотрено — им будет обеспечиваться рост пенсионных прав через темп роста заработной платы, который является наиболее динамичным экономическим показателем. Для мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 предусмотрено разделение страховой части тарифа на две доли — часть фиксируется на личных счетах, а затем идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а часть направляется на финансирование накопительной части пенсии и размещается в инвестиционных проектах в целях получения инвестиционного дохода.

Начальный пенсионный капитал определяется исходя из размера пенсии, которая могла бы быть назначена застрахованному лицу на 01.01.02 года. Его величина — это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.02 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. Естественно, этим разным категориям населения пенсионные права будут конвертированы по-разному.

Проще всего прошла конвертация у неработающих пенсионеров: если они не имели права на повышение, то им выделили в их пенсии базовую (450 руб.) и страховую части (получаемая пенсия минус базовая часть). Полученную сумму умножили на месяцы дожития и в дальнейшем будут индексировать эти части по новому пенсионному законодательству.

Более сложна схема конвертации прав, так называемых транзитных поколений — тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой модели, не достигли еще пенсионного возраста и должны будут дорабатывать до него в рамках модели новой. Начнем с того, что все они должны будут виртуально, условно с 01.01.02 года уйти на пенсию. Для этого им будет произведен расчет пенсионных прав с учетом выработанного по старым нормам стажа и размеров зарплаты за 24 последних месяца или 60 месяцев подряд по выбору. При стаже больше минимального (20 лет для женщин и 25 для мужчин) стажевые коэффициенты будут повышаться, при стаже меньше — понижаться ровно на столько, на сколько фактически выработанный стаж больше или меньше установленного законом минимального. На этом основании будет производиться назначение расчетной пенсии — пенсии, которая может быть рассчитана для представителей транзитных поколений. В ней также будут выделяться базовая и страховая части. Однако эта страховая часть будет носить название начальной, в дальнейшем ее величина будет индексироваться, но никак не зависеть от результатов последующей работы. Страховые взносы, которые будут делаться работодателями в пользу застрахованных лиц, будут составлять основу для исчисления третьей части пенсии представителей транзитных поколений — страховой. Эти взносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал. Он при выходе на пенсию будет разделен на период среднестатистического дожития (на сегодня он составляет 228 месяцев, или 19 лет), — и в результате будет определена величина месячной пенсионной выплаты. Она в сумме с базовой и начальной частями (естественно, проиндексированными) и составит общую величину пенсии.

Кроме того, у мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 лет в пенсии будет еще одна часть — накопительная, которая будет играть роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. Для тех, кто старше 35 лет, на эти цели будет направляться 2 из 14% страховых взносов, делаемых в их пользу. Для тех, кто моложе, процент отчислений будет повышаться с 3 в 2002 до 6 в 2006 с ежегодным темпом роста в один процент.

Эти средства по желанию гражданина и его заявлению, будут вкладываться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством, а с 01.01.04 г. может перевести накопленные средства в негосударственный пенсионный фонд, по своему выбору.

Инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчете пенсии.

Для того, чтобы сведения о начальном пенсионном капитале появились на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, должны предоставить в территориальные органы ПФР сведения о трудовом стаже по форме индивидуального персонифицированного учета (форма СЗВ-К) всех застрахованных лиц (за исключением пенсионеров), работающих у них по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским и лицензионным договорам.

На безработных граждан, состоящих на учете в Центрах занятости населения, указанные сведения представляются в территориальные органы Пенсионного фонда центрами занятости.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, а также не работающие граждане представляют указанные сведения на себя лично и предъявляют первичные документы, на основании которых заполнены сведения.

В последующем, пенсионный капитал будет уточняться при личном обращении граждан в органы Пенсионного фонда.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

  • 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
  • 3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  • 4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
  • 5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение в начале 2002 г., был проведен пересчет установленных пенсий по определенной технологии. Эта технология предусматривала увеличение размера пенсии с 01.01.2002 в соответствии с требованиями Закона по имеющимся в пенсионном деле сведениям без истребования заявления от пенсионера, или же формирование пенсии по существующей величине, но исходя из новых составных частей — базовой и страховой.

Одновременно всем пенсионерам была дана возможность представить дополнительные данные об имеющихся обстоятельствах, которые каким-либо образом могли повлиять на величину пересчитываемой пенсии. Если в указанные сроки пенсионер не заявил о своем желании представить дополнительные документы или не представил их, то по умолчанию трудовая пенсия по нормам Закона ему пересчитывалась с 01.01.2002 в размере, определенном исходя из сведений пенсионного дела.

В случае представления пенсионером сведений производился перерасчет размера трудовой пенсии в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 20 Закона, т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы. Одновременно с таким перерасчетом определялась величина расчетного пенсионного капитала.

Возможен ли пересчет?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона конвертация производится в связи с введением его в действие, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и поэтому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого, нормы Закона не содержат возможности перерасчета пенсионного капитала.

В то же время в течение переходного периода, т.е. до 01.01.2013, когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в т.ч. пенсионеров, возможны случаи уточнения величины расчетного пенсионного капитала. Так, возможны случаи, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсионного капитала представит новые, дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет подряд) за период до 01.01.2002. В этом случае осуществляется уточнение величины расчетного пенсионного капитала.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона при его применении к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата:

  • — взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г.;
  • — единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имеющих место до 1 января 2002 г.

Также возможны случаи представления документов, подтверждающих определенные периоды стажа, ранее не учтенные при назначении пенсии.

Конвертация пенсионных прав застрахованных лиц.

Конвертация пенсионных прав — это преобразование ранее приобретённых пенсионных прав застрахованных лиц в расчётный пенсионный капитал.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает полное сохранение всех пенсионных прав на страховую пенсию по старости, сформированных застрахованными лицами до 1 января 2015 года.

Согласно статье 34 Федерального закона № 400-ФЗ, если гражданину по состоянию на 31 декабря 2014 г. установлена трудовая пенсия по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца либо доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности),

Размер установленной по состоянию на 31 декабря 2014 года трудовой пенсии по старости без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии

или размер установленной по состоянию на 31 декабря 2014 г. доли страховой части трудовой пенсии по старости оценивается в определенном количестве индивидуальных пенсионных коэффициентов пенсионера (делится на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.).

Затем стоимость этих индивидуальных пенсионных коэффициентов ежегодно повышается в порядке, установленном Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (дважды в год, с учетом индекса роста потребительских цен за прошедший год и установлением стоимости одного пенсионного коэффициента на текущий год) и, соответственно, увеличивается размер пенсии.

При этом Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает прямой запрет на уменьшение размера получаемого пенсионного обеспечения в связи с переходом на новый закон:

если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

размер страховой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии

не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона № 400-ФЗ размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности),


пенсионеру выплачивается страховая пенсия по старости, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.

применительно к лицам, сформировавшим свои пенсионные права до 2015 г. (получатели трудовых пенсий, назначенных до 2015 г.)

размер назначенной страховой пенсии по старости полностью сохраняется,

с 2015 г. размер назначенной страховой пенсии по старости индексируется дважды в год с учетом индекса роста потребительских цен за прошедший год и установлением стоимости одного пенсионного коэффициента на текущий год;

применительно к лицам, со смешанными пенсионными правами (чья трудовая деятельность началась до 2015 г. и продолжается после 2015г., т. е. лица старше 1999 года рождения1, не получающие трудовую пенсию) пенсионные права на страховую пенсию по старости, сформированные до 2015 г., конвертируются в сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов пенсионера,

к которой прибавляются коэффициенты за каждый год страхового стажа, выработанного с 2015 г.

Этот процесс конвертация пенсионных прав на страховую пенсию по старости включает следующие этапы.

Этап 1 конвертация пенсионных прав на страховую пенсию по старости:

расчет страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии) по состоянию на 31 декабря 2014 г. в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»2.

2 Производится оценка пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. и валоризация величины расчетного пенсионного капитала, а также рассчитывается размер трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г. Расчетный пенсионный капитал включает:


1) расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г.,

2) сумму страховых взносов, начисленных и (или) уплаченных за застрахованное лицо за период 2002—2014 гг.,

3) сумму валоризации;

4) сумму бюджетных средств в связи с зачетом в страховой стаж «нестраховых» периодов.

Этап 2 конвертация пенсионных прав на страховую пенсию по старости:

определение суммы коэффициентов за каждый календарный год «нестраховых» периодов, имевших место до 1 января 2015 г. (если по выбору застрахованного лица эти периоды не были учтены на первом этапе — при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца).

Этап 3 конвертация пенсионных прав на страховую пенсию по старости:

расчет соотношения пенсионных прав на страховую пенсию по старости, сформированных по состоянию на 1 января 2015 г., и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., которая равна 64 рублям 10 копейкам.

Выводится сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.

Этап 4 конвертация пенсионных прав на страховую пенсию по старости:

начиная с 1 января 2015 г., индивидуальные пенсионные коэффициенты рассчитываются ежегодно.

Этап 5 конвертация пенсионных прав на страховую пенсию по старости:

в момент назначения страховой пенсии по старости индивидуальные пенсионные коэффициенты за периоды до 1 января 2015 г. и индивидуальные пенсионные коэффициенты за каждый год страхового стажа с 1 января 2015 г. суммируются.

Этап 6 конвертация пенсионных прав на страховую пенсию по старости:

при расчете страховой пенсии по старости сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Применительно к лицам, начинающим свою трудовую деятельность с 2015 года (1999 года рождения и моложе) — страховая пенсия по старости полностью рассчитывается по новой пенсионной формуле.

Решение:

1. Страховые пенсии с 1 января 2002 года устанавливаются в соответствии с

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

Право на страховую пенсию по старости имеют:

мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет;

женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет.

Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

2. Определение размера пенсии по старости

Размер пенсии определяется по формуле: П=БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть) .

Базовая часть (БЧ) трудовой пенсии устанавливается в твердом размере (с 01.08.2005 — 954 руб. ) и дифференцируется в зависимости от возраста (80 лет), от наличия у инвалида ограничения способности к трудовой деятельности, а также от наличия и количества иждивенцев.

Размер страховой части (СЧ) зависит от величины расчетного пенсионного капитала, состоящего из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 и общей суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо после 01.01.2002 и учтенных на лицевом счете в системе персонифицированного учета с учетом последующей индексации.

Размер накопительной части (НЧ) трудовой пенсии зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от инвестирования указанных страховых взносов.

3. Страховая часть трудовой пенсии определяется по формуле

ПК (сумма расчетного пенсионного капитала) = ПК до 01.01.2002 +СВ (страховые взносы, уплаченные после 01.01.2002.);

Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии;

ПК до 01.01.2002 = (РП — БЧ) х Т, где

РП — расчетный размер пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка конкретного лица;

БЧ — базовая часть пенсии по указанной формуле составляет всегда 450 рублей;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (зависит от года назначения пенсии) :

год Т (мес. ) год Т (мес. ) год Т (мес. )

С 01.01.2002 144 С 01.01.2006 168 С 01.01.2010 192

С 01.01.2003 150 С 01.01.2007 174 С 01.01.2011 204

С 01.01.2004 156 С 01.01.2008 180 С 01.01.2012 216

С 01.01.2005 162 С 01.01.2009 186 С 01.01.2013 228

РП = СК * ЗР/ЗП * СЗП, не может быть менее 660 рублей:

СК — стажевый коэффициент, который составляет 0,55 за общийтрудовой стаж 20 лет у женщин, 25 лет у мужчин и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20 и 25 лет, но не более чем на 0,20;

ЗР/ЗП — отношение заработка застрахованного лица за 2000-2001 гг. по данным индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 01.01.2002 (ЗР) к среднемесячной зарплате в стране за тот же период (ЗП) (учитывается не более чем 1,2, за исключением «северян», для которых эта величина может быть от 1,4 до 1,9). ЗП за 2000-2001 гг. составляет 1494 руб. 50 коп. Если ЗР за 2000-2001 гг. не менее 1793 руб. 40 коп. (кроме «северян»), то представлять справку о заработке за 60 месяцев не требуется;

СЗП — средняя зарплата в Российской Федерации за III квартал 2001 года = 1671 руб.

Индексация ПК до 01.01.2002 и СВ после 01.01.2002, поступивших на лицевой счет застрахованного лица, производится в порядке, установленном для индексации СЧ, за весь период, начиная с 01.01.2002 г. , до дня, с которого назначается СЧ трудовой пенсии.

Периоды, включаемые в общий трудовой стаж в календарном порядке

1. Периоды работы и иной общественно полезной деятельности, периоды творческой деятельности. 2. Служба в Вооруженных Силах РФ и приравненная к ней служба.

3. Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I или II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *