Кассационная жалоба по кас РФ

Содержание

2. От того, насколько лицом, не принимавшим участие в деле, будет выполнено требование, сформулированное в ч. 2 комментируемой статьи, зависит не только решение вопроса о дальнейшем движении кассационных жалобы, представления (см. п. 2 ч. 1 ст. 321 КАС), но и решение суда кассационной инстанции по существу (см. п. 6 ч. 1 ст. 329 КАС).

3. Требование об указании в кассационных жалобе, представлении сведений, подавались ли они ранее в суд кассационной инстанции, имеет значение в двух аспектах.

Во-первых, КАС не предусматривает возможность повторного обращения с кассационными жалобой, представлением в тот же суд кассационной инстанции, если последним ранее уже было отказано в передаче кассационных жалобы, представления на рассмотрение по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции (см. п. 18 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»). При этом следует иметь в виду, что возвращение кассационных жалобы, представления или их оставление без рассмотрения не препятствует повторному обращению в суд кассационной инстанции того же уровня после устранения нарушений, послуживших основанием для возвращения (см. абзац третий п. 14 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).

Во-вторых, сроки рассмотрения президиумом соответствующего суда ранее кассационных жалобы, представления влияют на порядок исчисления срока обжалования в кассационном порядке (см. комментарий к ч. 2 ст. 318 КАС).

4. При подписании кассационной жалобы представителем к кассационной жалобе должны быть приложены либо подлинник (оригинал) доверенности (если она разовая для обжалования судебного акта в кассационном порядке), либо надлежаще заверенная ее копия (если доверенность является общей) (см. комментарий к ст. 56 КАС). Надлежащим заверением копии нотариально заверенной доверенности признается только ее нотариальное заверение. Надлежащим заверением копии доверенности от имени юридического лица является ее заверение не самим представителем, а лицом, имеющим на то полномочия (что также должно быть подтверждено документально) (см. комментарий к ст. 57 КАС). Ссылка представителя, что подлинник общей доверенности находится в материалах административного дела, не допускается, поскольку общая доверенность выдается на представительство от имени доверителя не только в судебных, но и во внесудебных органах, как правило, на длительный срок (превышающий срок рассмотрения и разрешения дела), а выдача оригиналов документов, имеющихся в деле, предусмотрена КАС (см. комментарий к ст. 71 КАС).

В отличие от ч. 4 ст. 378 ГПК в комментируемой статье также закреплена обязанность при подписании кассационной жалобы представителем приложения иных документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 КАС, в частности документов о его образовании, поскольку изначально ч. 1 ст. 55 КАС устанавливает, что представителем в суде по административному делу могут быть лишь лица, имеющие высшее юридическое образование.

Указанное требование носит императивный характер, следовательно, при подаче кассационной жалобы представитель также не может ссылаться на факт нахождения документов об образовании в материалах административного дела, так как изучение жалобы на стадии возбуждения кассационного производства во всяком случае осуществляется без материалов административного дела.

5. Требование относительно представления копий судебных актов, заверенных надлежащим образом, следует из того, что лицам, участвующим в деле, копии судебных актов могут быть выданы или направлены еще до вступления их в законную силу (см., например, комментарий к ст. ст. 182 и 201 КАС).

Например, в настоящее время согласно п. п. 7.8 и 12.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде копии судебных постановлений удостоверяются подписями судей и секретаря суда с приложением гербовой печати суда. В случае если судебное постановление изложено на нескольких листах, его копия должна быть прошита, пронумерована, подписана судьей и скреплена гербовой печатью. На копии судебного постановления делается отметка о дате вступления его в силу или о том, что оно в силу не вступило. На копии также указывается, в каком деле прошит подлинный документ и в производстве какого суда находится дело.

При этом следует иметь в виду, что указанное в ч. 5 ст. 320 КАС требование относится ко всем итоговым судебным актам, постановленным по административному делу судом первой и апелляционной инстанций, а не только к обжалуемым судебным актам.

Соответственно, если заявителем обжалуется только апелляционное определение, на нем лежит обязанность приложения к кассационным жалобе, представлению как копии обжалуемого судебного акта, так и решения суда первой инстанции, отмененного апелляционным определением; если заявителем обжалуются решение суда первой инстанции и апелляционное определение в той части требований, которые были разрешены по существу (при прекращении производства по административному делу в части требований), то им должна быть приложена помимо обжалуемых судебных актов и копия определения о прекращении производства по делу; если заявителем обжалуется дополнительное решение или дополнительное апелляционное определение, ему надлежит приложить и копии основных решения или апелляционного определения.

6. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении, в частности, в суды общей юрисдикции до подачи жалобы (в том числе кассационной).

В силу п. 3 ст. 333.18 НК факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением, в наличной форме — квитанцией.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере: для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6 тыс. руб.

Таким образом, при подаче кассационной жалобы должна быть уплачена государственная пошлина: физическим лицом — в размере 150 руб., организацией — 3 тыс. руб.

В соответствии с подп. 2 п. 1, п. 3 ст. 333.40 НК уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае возвращения жалобы уполномоченным на то органом.

Следовательно, в случае возвращения кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату уплатившему ее лицу на основании его заявления, которое подается в налоговый орган.

Если государственная пошлина за первоначально поданную кассационную жалобу не была возвращена, то ее сумма подлежит зачету судом кассационной инстанции при повторном обращении лица с жалобой в суд кассационной инстанции, если к ней приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК).

Если лицо, обратившееся с кассационной жалобой, обладает соответствующей льготой по уплате государственной пошлины в силу своего правового статуса (ст. 333.36 НК), то к кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий такой статус заявителя.

Если кассационная жалоба подана без приложения документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в необходимом размере, либо документа, подтверждающего наличие льготы по ее уплате, то такая жалоба не может быть принята к рассмотрению судом кассационной инстанции и в силу п. 6 ч. 1 ст. 321 КАС подлежит возвращению.

7. Одной из новелл комментируемого Кодекса является то, что в силу ч. 8 ст. 320 КАС вопросы об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера либо о предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты (п. 2 ст. 333.20, ст. 333.41 НК) подлежат рассмотрению судом кассационной инстанции независимо от того, какой судебный акт является объектом кассационного обжалования.

В связи с этим в случае, если заявителем к кассационной жалобе не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, или документ, подтверждающий наличие льготы по ее уплате, ч. 7 ст. 320 КАС предусматривает, что в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

Этим обусловлено и появление в ч. 1 ст. 321 КАС новых оснований для возвращения кассационной жалобы — если в кассационной жалобе не содержится ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты или в удовлетворении данного ходатайства отказано (п. 6).

При этом в комментируемой части ст. 320 КАС регламентируются лишь два аспекта, касающихся рассмотрения такого ходатайства: оно рассматривается судом кассационной инстанции и без извещения лиц, участвующих в деле. В отличие, например, от ч. 4 ст. 318 КАС в ней даже не имеется ссылок на какие-либо иные статьи КАС.

В то же время, анализируя нормы комментируемого Кодекса в их системе, учитывая исключительный (экстраординарный) характер производства в суде кассационной инстанции, а также приоритетный характер на данном этапе административного судопроизводства принципов определенности установленных правоотношений и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а не доступности судебной защиты, представляется возможным сделать следующие выводы относительно указанной новеллы КАС:

1) рассмотрение ходатайства допускается в случае, если кассационная жалоба соответствует всем иным требованиям, предъявляемым к ее форме и содержанию ст. 320 КАС, а также к порядку ее подачи; иначе по смыслу ст. 321 КАС жалоба подлежит возвращению по иным основаниям, а при повторном поступлении жалобы после устранения ее недостатков жалоба может быть передана иному судье для решения вопроса о ее принятии, на которого распространяется принцип независимости судей;

2) ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей суда кассационной инстанции из числа судей, перечисленных в ч. 1 ст. 323 КАС;

3) ходатайство рассматривается без назначения и проведения судебного заседания;

4) ходатайство рассматривается без предварительного уведомления об этом как заявителя, так и иных лиц, участвующих в деле;

5) информация о рассмотрении ходатайства не подлежит размещению в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС;

6) ходатайство рассматривается по приложенным к жалобе документам, подтверждающим, по мнению заявителя, его тяжелое материальное положение, не позволяющее ему уплатить государственную пошлину в полном объеме или единовременно;

7) судьей не могут быть запрошены у заявителя дополнительные документы, подтверждающие его тяжелое имущественное положение;

8) ходатайство рассматривается судьей в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 321 КАС, поскольку от результата его рассмотрения зависит разрешение вопроса о возвращении кассационной жалобы;

9) об удовлетворении ходатайства судьей выносится определение в виде отдельного процессуального документа в соответствии с правилами п. 2 ч. 3 ст. 198 КАС, поскольку вынесение определения о принятии кассационной жалобы положениями гл. 35 КАС не предусмотрено, а отражение результата рассмотрения ходатайства в объективированном виде может быть необходимо в случае передачи в последующем кассационной жалобы с административным делом на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции;

10) направления лицам, участвующим в деле, копии определения об удовлетворении ходатайства до передачи кассационной жалобы с административным делом на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции не требуется;

11) определение об удовлетворении ходатайства самостоятельному обжалованию не подлежит, поскольку влияет лишь на реализацию права на кассационное обжалование, но не влияет на результат рассмотрения кассационной жалобы по существу, следовательно, само по себе не нарушает прав иных лиц, участвующих в деле. Иначе обжалование такого определения неизбежно повлечет возникновение вопроса о дальнейшем движении кассационного производства непосредственно по кассационной жалобе или необходимости его приостановления до рассмотрения жалобы на определение об удовлетворении ходатайства относительно государственной пошлины;

12) в то же время в случае передачи кассационной жалобы с административным делом на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции копию определения об удовлетворении ходатайства надлежит направлять лицам, участвующим в деле, наряду с копиями кассационной жалобы, приложенных к ней документов, а также определения о передаче в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 326 КАС;

13) в этом случае лица, участвующие в деле, вправе возражать не только относительно доводов кассационной жалобы, но и в части удовлетворения ходатайства;

14) в свою очередь, суд кассационной инстанции правомочен согласиться с такими возражениями и, как следствие, прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства, в связи с чем может оставить кассационную жалобу без рассмотрения в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 329 КАС;

15) в случае отказа в передаче кассационной жалобы с административным делом на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции при дальнейшем кассационном обжаловании (например, в соответствующую судебную коллегию ВС РФ) вопрос об обязанности по уплате государственной пошлины разрешается в общем порядке, следовательно, в случае необходимости заявителю надлежит повторно заявлять соответствующее ходатайство;

16) об отказе в удовлетворении ходатайства не требуется вынесения судьей определения в отдельной процессуальной форме, однако на это должно быть указано в определении о возвращении кассационной жалобы, принятом в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 321 КАС, с изложением соответствующих мотивов отказа;

17) определение о возвращении кассационной жалобы в части отказа в удовлетворении ходатайства обжалованию не подлежит с учетом правил ч. 1 ст. 313 КАС, поскольку не препятствует повторному обращению с кассационной жалобой, а также в связи с тем, что такая возможность в апелляционном порядке исключается в силу положений о подсудности, закрепленных в ст. 296 КАС, в кассационном порядке — в силу правил о подсудности, предусмотренных в ст. 319 КАС;

18) отказ в удовлетворении ходатайства не препятствует заявителю в пределах срока на кассационное обжалование повторно обратиться в суд с кассационной жалобой, вновь содержащей данное ходатайство, в том числе с приложением дополнительных доказательств своего тяжелого материального положения;

19) при повторном обращении заявителя с кассационной жалобой, содержащей такое ходатайство, тот же судья или иной судья, которому передана жалоба, из числа перечисленных в ч. 1 ст. 323 КАС не связан выводами, изложенными в ранее принятом определении по поводу ходатайства, и рассматривает его по общим правилам, рассмотренным выше;

20) не исключается вариант, когда кассационная жалоба может быть подана заявителем с данным ходатайством и после истечения срока на кассационное обжалование с одновременным ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока, подлежащего рассмотрению с учетом положения ч. 4 ст. 318 КАС.

Предложенный алгоритм, касающийся рассмотрения ходатайства о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты, хотя и не является бесспорным, на наш взгляд, отвечает также принципам процессуальной экономии, гарантирует право на административное судопроизводство в разумные сроки и позволяет обеспечить баланс интересов заявителя и других лиц, участвующих в деле.

Статья 319 КАС РФ. Порядок подачи кассационных жалобы, представления.

1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.2. Кассационные жалоба, представление подаются:1) на вступившие в законную силу судебные приказы, определения мировых судей, решения и определения районных судов, на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;2) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;3) на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, в том числе когда суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, но привел новые мотивы в обоснование принятого судом первой инстанции решения, с которыми заявитель не согласен; на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов — в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;4) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.3.

Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 329 КАС РФ. Полномочия суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе:1) оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;2) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей;3) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу;4) оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов;5) отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.2.

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также интересы физического лица по административным делам, перечисленным в главах 28 — 31 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.

При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.3. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.4.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.

Срок и порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Лучше всего написать его по пунктам с описанием нарушения, доводами (рекомендациями ВС РФ, судебной практикой, прецедентами и т. д.), номером страницы в материалах по делу, разъяснением, как его исправление повлияет на результат.

Делать акцент необходимо на законности принятых судьями решений, а не на их справедливости с точки зрения автора. Кассация изучает не все отклонением от правовых материальных и процессуальных норм, а только те, которые существенны и объективно влияют на результат дела.

Мелкие недочеты, например, описки в датах или технические ошибки, не будут приняты в третьей инстанции.Указание на новые обстоятельства или доказательства, которые не были учтены в прошедших инстанциях, не будут приняты к сведению и в кассации. Коллегия обычно не выходит за рамки оспариваемой части жалобы, но может проверить все материалы по делу, если оно касается интересов группы лиц, иностранцев, заключенных, направленных на принудительное психиатрическое лечение и т.

Статья 298 КАС РФ. Срок подачи апелляционных жалобы, представления (действующая редакция)

183 КАС принято дополнительное решение, то днем принятия решения суда в окончательной форме является день принятия дополнительного решения, с которого начинается течение срока на апелляционное обжалование как основного решения, так и дополнительного решения. Вместе с тем, если судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявления о вынесении дополнительного решения, срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется со дня, следующего за днем вынесения основного решения.

Срок на подачу апелляционных жалобы, представления не считается пропущенным, если они были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока (ч. 4 ст. 93 КАС). В этом случае дата подачи апелляционных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием корреспонденции (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции и т.п.).

Статья 322. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления

разъяснил, что шестимесячный срок для кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений является единым для обжалования судебных постановлений в кассационном порядке, и подача кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию по административным делам, в Судебную коллегию по гражданским делам или в Военную коллегию Верховного Суда РФ после обжалования судебных постановлений в президиум областного или равного ему суда не влечет за собой его исчисление заново.

Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При исчислении шестимесячного срока необходимо иметь в виду, что время рассмотрения кассационных жалобы, представления в суде кассационной инстанции не учитывается. Сроки рассмотрения кассационных жалоб, представлений закреплены в положениях ст.

Процессуальный срок подачи кассационной жалобы по административному делу в 2019 году

Оплатить пошлину следует еще до момента отправки документов в суд, а должна прилагаться к жалобе Если кассационная жалоба подается представителем, то следует не забыть об обязательном приложении правильно оформленной доверенности. Иначе заявление не будут рассматривать и возвратят Видео: обжалование постановлений об административных правонарушениях Нужно понимать, что срок подачи кассационной жалобы по административному делу КоАП не регулирует.

Как такого понятия кассации в КоАП нет совсем.

Вступившее в силу решение (постановление) суда может быть обжаловано в вышестоящей инстанции, но уже в порядке надзора.

Срок на это дается в КоАП всего 10 дней. Кассация по административным делам, рассматриваемые согласно КАС, может быть принесена в течение полугода. Начинает срок на подачу кассационной жалобы идти только с момента вступления в законную силу оспариваемого решения.

Статья 323 КАС РФ. Рассмотрение кассационных жалобы, представления (действующая редакция)

Сама необходимость связывается с предварительным определением судьей кассационной инстанции, изучавшим поступившие кассационные жалобу, представление, наличия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов (ст.

328 КАС). На этом этапе судья соответствующей кассационной инстанции должен разрешить в сроки, указанные в ст.

322 КАС, ряд вопросов, в том числе процессуального характера, которые сводятся к следующему: 1) определить, достаточно ли представленных материалов, поступивших с кассационными жалобой, представлением, для вынесения одного из определений, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, а также в ст. ст. 324, 325 КАС. В частности, если к кассационным жалобе, представлению приложены только заверенные копии обжалованных судебных актов, то в ряде случаев судье будет затруднительно ответить на все доводы кассационных жалобы, представления (например, без сведений, которые могут быть выяснены только из протокола судебного заседания суда первой или апелляционной инстанции); 2) определить необходимость истребования административного дела, что повлечет в соответствии со ст.

Кассация по административному делу

Обжалование в кассационном порядке направлено на выявление и исправление судебных ошибок. Регулируется КАС РФ, гл. 35.

Кассация — вторая стадия оспаривания, в которой дело рассматривается не по существу (как в апелляции), а только на соответствие решений арбитров правовым нормам, содержащимся в КоАП и КАС. Жаловаться могут участники процесса, а также те, чьи личные права и обязанности затронуты судебным приговором.

Оспаривать в 3-й инстанции можно административные акты, которые уже получили юридическую силу после того, как кассатором были использованы все остальные методы обжалования (апелляция).

Жалоба отправляется в суд кассационной инстанции в приемные дни по подсудности:

  • Президиум регионального суда как высший контролирующий орган в субъекте РФ разбирает решения и приговоры мировых и районных арбитров, вынесенные ими как первая и вторая инстанция;
  • коллегия ВС РФ принимает в производство дела, уже проверенные в кассационном порядке в суде региона, и те, для которых суд субъекта был начальной ступенью.

Ст. 318 гласит, что административные решения и приговоры оспариваются в кассации только если это предусмотрено кодексом. Не для всех судебных актов существует такая возможность. Например, определения начальной инстанции о присуждении компенсаций подлежат обжалованию только в апелляции или путем подачи частного возражения.

Срок обжалования в третьей инстанции

КАС дает 6 месяцев для обжалования в третьей инстанции и предусматривает процедуру восстановления пропущенного срока. Эти полгода начинают отсчитываться:

  • со следующего дня от вступления спорного административного решения или приговора в силу;
  • от принятия апелляционного определения по этому делу.

Срок един для всех этапов кассационного обжалования: для обращения в Президиум регионального суда и в ВС РФ. При его исчислении время, которое материалы провели в суде третьей ступени, не учитывается, так как длительность разбирательства не зависит от воли гражданина.

При опоздании кассатор ходатайствует о восстановлении пропущенного срока путем подачи отдельного запроса или припиской в тексте жалобы. В качестве объективных причин может выступать следующее:

  • тяжкая болезнь, беспомощность, временная недееспособность;
  • служба в армии;
  • отбывание наказания в тюрьме;
  • природные катастрофы — причины, не зависящие от человека;
  • отсутствие у кассатора информации о спорном судебном постановлении.

Ходатайство направляется вместе с кассационной жалобой в отделение суда третьей инстанции. Об удовлетворении его выносится определение, а заявление поступает на рассмотрение судье. На отклонение запроса на восстановление пропущенного срока можно направить частное возражение.

Ходатайство с жалобой можно подать в течение года от вхождения спорного судебного акта в силу, то есть за 6 месяцев со дня окончания установленного процедурного срока.

Кассационное заявление в КАС

Ст. 320 КАС РФ предусматривает порядок написания кассационной жалобы. Она обязана содержать:

  • наименование судебного отделения, принимающего заявление;
  • ФИО или название инициатора обжалования, его адрес для почтовой корреспонденции, процессуальное положение;
  • тем, кто не участвовал в деле, необходимо дать пояснения, каким образом решение затронуло его интересы, права или обязанности;
  • список лиц, фигурирующих в жалобе;
  • названия судов и вынесенных им решений по делу в первой, второй и третьей (если была) инстанциях;
  • определение судебного акта, приговора или его части, которые кассатор считает спорными;
  • перечень ошибок административного и административно-процессуального прав, которые допустили судьи прошлых инстанций, с доводами, как их исправление скажется на итоге дела;
  • требования кассатора;
  • подпись и дата, приложения.


Мотивировочная часть (перечень ошибок) — самый главный раздел жалобы. Лучше всего написать его по пунктам с описанием нарушения, доводами (рекомендациями ВС РФ, судебной практикой, прецедентами и т. д.), номером страницы в материалах по делу, разъяснением, как его исправление повлияет на результат. Делать акцент необходимо на законности принятых судьями решений, а не на их справедливости с точки зрения автора. Кассация изучает не все отклонением от правовых материальных и процессуальных норм, а только те, которые существенны и объективно влияют на результат дела. Мелкие недочеты, например, описки в датах или технические ошибки, не будут приняты в третьей инстанции.

Указание на новые обстоятельства или доказательства, которые не были учтены в прошедших инстанциях, не будут приняты к сведению и в кассации. Коллегия обычно не выходит за рамки оспариваемой части жалобы, но может проверить все материалы по делу, если оно касается интересов группы лиц, иностранцев, заключенных, направленных на принудительное психиатрическое лечение и т. д.

К заявлению прикладываются:

  • подписанные и скрепленные копии всех постановлений по делу (их можно получить в канцелярии суда начальной ступени);
  • оригинал платежного документа, подтверждающего оплату госсбора (150 руб. для граждан, 3 тыс. руб. для предприятий);
  • копии заявления для всех участвующих в обжаловании лиц;
  • запрос на восстановление пропущенного срока при опоздании;
  • если от имени кассатора действует его представитель — оригинал доверенности на него. Адвокатам необходимо также подтверждение своего статуса.

Заявление подписывает сам инициатор процедуры обжалования или его доверенное лицо. Все бумаги необходимо принести в суд третьей ступени. С 1.01.2017 г. будет доступна отправка жалобы и сопутствующих документов через интернет.

Подача и рассмотрение жалобы


Заявление, направленное в кассационный суд, предварительно проходит проверку на правильность составления, соответствие формальным требованиям. Эту процедуру проводит региональный или федеральный судья (необязательно член коллегии) единолично в течение 10 дней. По результатам выносится определение.

Заявление возвращают автору (отказываются давать делу дальнейший ход), если оно было подано вне подсудности, срока или полномочий кассатора. Арбитр проверяет также мотивировочную часть, то есть объяснение того, какие нарушения КоАП или КАС были допущены предыдущими судьями. Прохождение этапа «фильтрации» можно считать хорошим знаком: значит, у жалобы есть перспективы.

Отклонение заявления в региональном суде оспорить нельзя; следующим шагом гражданина станет отправка его в ВС РФ. Решение федерального судьи может быть оспорено путем направления частного (кассационного) возражения на имя Председателя или его заместителя.

В коллегии дело рассматривают в течение 30 дней, если материалы по нему не были истребованы, в противном случае — 60 дней. В ВС это время составляет 2 и 3 месяца соответственно. Если судебный акт касается прав граждан участвовать в выборах или референдумах, он был подан в период избирательной кампании, разбирательство проходит в ускоренном режиме — за 5 дней.

Заседание кассационной коллегии назначается с учетом того, что суд должен разослать копии жалобы всем участникам и дать им время на ознакомление с ней. О начале слушаний извещаются все заинтересованные лица, в том числе через смс-сообщения.

Заседание открывается докладом об обстоятельствах дела. Дать необходимые разъяснения могут все участники, только 1 раз за слушание. Решение принимается большинством голосов арбитров; если они разделились, считается, что кассатору отказали в удовлетворении его требований.

По итогам разбирательств принимается постановление (в региональном суде) или определение (ВС РФ).

Если причин для отмены первоначального решения или приговора нет, его оставляют без изменений. Иначе коллегия может направить дело на пересмотр в суд второй ступени (чаще всего) или первой. Если в материалах достаточно доказательств, фактов, которые не нужно переоценивать, судьи вправе аннулировать первоначальный судебный акт и принять новый самостоятельно.

Кассация, по мнению многих юристов, — последняя инстанция, в которой есть шансы изменить спорное административное решение или приговор по делу, несмотря на возможность обжаловать его еще в порядке надзора в Президиуме ВС РФ (в 2015 г. там было рассмотрено 0,05 % жалоб от общего поданного количества). Многое здесь зависит от грамотного составления заявления. Увидеть в судебном акте ошибки арбитров под силу только профессионалам, поэтому воспользоваться квалифицированной юридической помощью — лучшее решение для тех, кто стремится добиться справедливости в суде.

Статья 318. Право на обращение в суд кассационной инстанции

Ст. 318 КАС РФ

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

2. Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

3. Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

6. В случае, если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Комментарий к Статье 318 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментарий к части 1

1. В к.с. понятие «судебный акт» понимается в широком смысле этого слова <617>. Таковым может быть решение, определение и постановление любого федерального суда общей юрисдикции, за исключением судебных актов Верховного Суда РФ.
———————————
<617> В этом же значение термин «судебный акт» будет применяться и в настоящем комментарии.

2. Административное судопроизводство предусматривает пересмотр судебных актов в кассационном порядке как средство исправления возможных судебных ошибок. Закон устанавливает при этом исключительный порядок кассационного производства <618>: вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено только в случаях принесения жалобы лицами, указанными в ч. 1 к.с., или представления — должностными лицами, о которых идет речь в ч. 6 к.с., причем исключительно когда указанными лицами были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
———————————
<618> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1992 г. «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики восстановления на работе, сложившейся при применении части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ РСФСР и пункта 27.1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26.04.84 «О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1993. N 2 — 3.

3. Правом обжалования судебных постановлений в кассационном порядке обладают только лица, указанные в ч. ч. 1 и 6 к.с. Судье, участвующему в рассмотрении и разрешении административного дела, и должностному лицу соответствующего суда КАС РФ такое право не предоставлено, в связи с чем он лишен возможности обращаться с представлением о пересмотре судебного акта в кассационном порядке. Так, президиум областного суда не вправе рассматривать административное дело по существу по представлению председателя районного суда, не согласного с определением судебной коллегии по административным делам областного суда <619>.
———————————
<619> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 7.

4. Ходатайство обращающегося в суд кассационной инстанции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о проверке вступившего в законную силу судебного акта является самостоятельным предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции в соответствии с правилами главы 35 КАС РФ. Несмотря на это, данное ходатайство также оформляется с учетом требований, установленных ст. ст. 318 — 320 КАС РФ <620>.
———————————
<620> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года».

Комментарий к частям 2 — 3

1. Если административное дело рассматривалось в апелляционном порядке, то судебные акты по административному делу могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицом, по жалобе которого административное дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в административном деле лицом, не подававшим апелляционную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в административном деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

2. Кассационная жалоба, представление на судебные акты, не прошедшие стадию апелляционного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании п. 5 ч. 1 ст. 321 КАС РФ как поданные с нарушением правил подсудности, установленных ст. 319 КАС РФ <621>.
———————————
<621> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 года N 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 4.

3. В соответствии с ч. 2 к.с. судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу. При определении даты начала течения срока на подачу кассационной жалобы необходимо учитывать, что решения судов первой инстанции вступают в законную силу по правилам, установленным ст. 186 КАС РФ, а постановления судов апелляционной и кассационной инстанций вступают в законную силу со дня их вынесения (ст. ст. 311, 317, 331 КАС РФ) <622>.
———————————
<622> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.

4. Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта недействующим при соблюдении предусмотренных законом обязательных условий может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу лицами, не участвующими в деле, правоотношения с участием которых регулируются данным актом, в том случае, если лицо считает, что указанным решением нарушаются его права и законные интересы. Обжалование допустимо и по основаниям, которые не указаны лицом, обратившимся с жалобой. Срок, установленный ч. 2 к.с., следует исчислять с момента официального опубликования решения суда об оспаривании нормативного правового акта, а если решение не опубликовано, то с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии судебного решения по данному вопросу <623>.
———————————
<623> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10.

5. Исходя из текста ч. 2 к.с., а также ст. ст. 321, 322 и п. 6 ч. 1 ст. 329 КАС РФ указанный в ч. 2 к.с. срок установлен для обжалования судебных актов во всех судах кассационной инстанции, и подача кассационной жалобы, представления в вышестоящий суд кассационной инстанции после получения определения об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не влечет за собой его исчисления заново.

6. Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных актов в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, то срок истекает в последний день этого месяца. В том случае, если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается пропущенным, если кассационная жалоба, представление были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока.

7. Кассационные жалоба, представление, поданные по истечении шестимесячного срока, если в них отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (п. 3 ч. 1 ст. 321 КАС РФ).

8. Время рассмотрения кассационной жалобы, представления в суде кассационной инстанции при исчислении названного срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего кассационную жалобу, или прокурора, подавшего представление <624>. При исчислении срока, указанного в ч. 2 к.с., не учитывается также время истребованного по кассационной жалобе (представлению) административного дела в суде кассационной инстанции <625>.
———————————
<624> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 года N 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 4.

<625> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: письмо Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 года N 52-код-2004 «Об исчислении срока, установленного для обжалования судебных постановлений в порядке надзора».

9. Для правильного исчисления срока, указанного в ч. 2 к.с., при вынесении определений в порядке ст. ст. 322, 323 КАС РФ судье необходимо указывать дату поступления жалобы (представления) или административного дела в суд кассационной инстанции <626>.
———————————
<626> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

10. Часть 2 к.с. по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возвращение судом кассационной инстанции без рассмотрения по существу кассационной жалобы лица, не принимавшего участия в административном деле, чьи права нарушены вступившим в законную силу судебным актом суда первой инстанции, по мотиву несоблюдения апелляционного порядка обжалования этого постановления <627>.
———————————
<627> По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2009 года N 848-О-П «По жалобе гражданки Румянцевой Юлии Германовны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 209, частью второй статьи 376, статьей 377 и пунктом 5 части первой статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2010. N 1.

11. О порядке исчисления процессуальных сроков см. содержание и комментарий к ст. ст. 92, 93 КАС РФ.

Комментарий к частям 4 — 6

1. Прокуроры обязаны своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные акты принесением кассационных представлений <628>.
———————————
<628> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Приказ Генерального прокурора России от 26 апреля 2012 года N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» // Законность. 2012. N 6.

2. В ч. 6 к.с. закреплены полномочия прокуроров на принесение кассационных представлений.

3. Правом принесения кассационных представлений наделены лишь первые лица указанных в к.с. прокуратур — прокуроры, в том числе Генеральный прокурор РФ. Из числа заместителей прокуроров таким правом наделен только заместитель Генерального прокурора РФ. К примеру, правом принесения представления на решение окружного военного суда обладает военный прокурор военного округа, но не его заместитель <629>.
———————————
<629> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2001 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 12.

4. Система органов прокуратуры включает в себя специализированные прокуратуры, наделенные правами областных прокуратур. К ним относятся Волжская природоохранная прокуратура и несколько транспортных прокуратур: Байкало-Амурская, Волго-Вятская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Кузбасская, Московская, Приволжская, Северная, Северо-Западная, Северо-Кавказская, Средневолжская, Средне-Сибирская, Уральская, Юго-Восточная и Южно-Уральская. Комментируемая статья не наделяет прокуроров данных прокуратур правом принесения кассационных представлений.

5. Генеральной прокуратурой РФ предписано прокурорам иметь в виду, что основаниями для внесения представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только существенные, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, поэтому прокурор в своем представлении должен указать, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение, как оно повлияло на исход административного дела, почему без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов (защита охраняемых законом публичных интересов).

6. Заявления от лиц, имеющих право обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, прокуроры должны принимать с приложенными к ним заверенными соответствующим судом копиями судебных постановлений, принятых по административному делу.

7. Поскольку прокурор в надзорном порядке не вправе истребовать административные дела, участвующим в суде первой инстанции прокурорам Генеральной прокуратурой РФ дано распоряжение формировать наблюдательные производства, в которых, помимо подробных заключений, должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (административных исковых заявлений, отзывов на административные иски, правоустанавливающих документов, протоколов судебных заседаний, апелляционных и кассационных жалоб, представлений прокурора и отзывов на них и т.д.); использовать эти материалы при решении вопроса о внесении представления в суд кассационной инстанции <630>.
———————————
<630> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Приказ Генерального прокурора России от 26 апреля 2012 года N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» // Законность. 2012. N 6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *