Как правильно объяснить

Три главных элемента объяснения, которые сделают ваши идеи понятными каждому слушателю, с примерами из лучших конференций TED.

Объяснения – неотъемлемая часть нашей жизни. Едва научившись складывать слова в предложения, мы сразу стали придумывать объяснения. Ведь надо было что-то отвечать родителям, когда они постоянно задавали один и тот же вопрос: «Ну и зачем ты это сделал?»

Мы объясняли домашку учителям, доказывали свою точку зрения друзьям, отвечали на бесконечные «почему» детей. В итоге нам стало казаться, что мы умеем объяснять, так как делали это тысячи раз. Но вспомните, всегда ли вас слушали, слышали и понимали? Сегодня мы поговорим о трех важных элементах объяснения: контексте, историях и визуализации. Смешав их вместе, вы сможете достучаться до каждого слушателя, как это делают спикеры на лучших конференциях TED.

Контекст

Во время экскурсии по музейному комплексу «35-я Береговая батарея» в Севастополе многое узнаешь о героизме советских солдат, которые защищали город во время Великой Отечественной войны. Однако поначалу трудно понять смысл этих усилий, учитывая, что Севастополь все равно был оставлен, пока экскурсовод не произносит: «Гитлер стремился на Кавказ. Но упорство защитников города сдерживало продвижение немцев, так как отвлекало на себя значительные силы противника. Эта вынужденная задержка во многом повлияла на исход войны». Несколько предложений — и ты уже по-другому воспринимаешь полученную информацию. Маленькая деталь находит свое место в общей мозаике войны. Картинка складывается благодаря контексту.

Почему важно использовать. Если ваша идея – это деревья, то контекст – лес целиком. Он помогает связать идеи, которые вы объясняете, с тем, что уже знакомо аудитории, и плавно ввести слушателей в тему. Когда есть контекст, слушатели чувствуют себя увереннее и лучше готовы воспринимать новую информацию. Контекст помогает им ответить на вопрос «Почему это должно меня интересовать?»

Как правильно составить. Чтобы придумать контекст, важно правильно оценить уровень знаний аудитории. Если вам трудно это сделать или среди слушателей есть и эксперты, и новички в вашей теме, лучше скажите пару предложений, которые помогут уравнять в знаниях и тех, и других. Чаще всего в качестве контекста используют несколько заявлений, которые не требуют доказательств и понятны большинству слушателей.

Но еще лучше работает контекст, когда он не просто основан на чем-то уже знакомом аудитории, но учитывает ее собственный опыт. Такой контекст показывает, как новые идеи вписываются в повседневную жизнь каждого слушателя и могут на нее повлиять.

Пример. Селеста Хэлди начала свое выступление «10 способов стать хорошим собеседником» с мини-опроса зрителей: «Поднимите руки те, кто удалял друзей из Фейсбука, потому что они сказали что-то оскорбительное о политике, религии, воспитании детей или питании? А у кого есть знакомые, которых он избегает просто потому, что не хочет с ними разговаривать?»

Вряд ли Селеста планировала провести серьезное исследование. Она лишь хотела показать людям, насколько они разобщены, чтобы они внимательнее отнеслись к ее выступлению. С помощью опроса Селеста дала понять, как ее идеи вписываются в жизнь каждого слушателя и почему важно уделить им внимание. Она создала контекст для всего выступления.

Истории

Автор одной из бизнес-книг утверждает: «Старайтесь меньше оценивать то, что с вами происходит, как успех или неудачу». Что-то в этих словах, безусловно, есть, но по-настоящему осмыслить их удается только после знакомства с притчей про одного мудрого старика. Вот один из ее вариантов:

Как-то раз один бедный старик получил в подарок белую лошадь. Сосед пришел к нему и сказал: «Вам очень повезло. Мне вот никто не делал таких чудесных подарков!» На что старик ответил: «Не знаю, хорошо это или плохо…»

Через некоторое время сын старика решил покататься на лошади, но та чего-то испугалась и сбросила всадника. В результате мальчик сломал ногу. «Ох, какой ужас! — сказал сосед. — Вы были правы, говоря о том, что история эта может плохо кончиться. Наверняка тот, кто сделал вам этот подарок, хотел принести вам вред. Теперь ваш сын останется калекой на всю жизнь!» На что старик снова ответил: «Я не знаю, хорошо это или плохо».

Вскоре началась война, и всю молодежь забрали на фронт, кроме юноши с искалеченной ногой. «Только ваш сын не ушел воевать, как же ему повезло», – сказал сосед старику при встрече. И снова услышал ответ: «Я не знаю, хорошо это или плохо».

Рассказ о судьбе мудреца и его сына помогает осознать, что время оценивать успехи и провалы не приходит никогда, и пересмотреть свой взгляд на мир. Такова сила истории.

Почему важно использовать. Данные и статистика могут убедить людей, но они никогда не вдохновят их на действия. Только истории, которые разжигают воображение и волнуют душу, способны это сделать. «Факты говорят, но истории продают», – это слова Брайана Айзенберга, разработчика эффективной методики повышения конверсии. Поэтому лучший способ продать вашу идею и улучшить объяснение — рассказать историю. Она поможет слушателям лучше осознать материал и увидеть, как его применить в жизни.

Как правильно рассказать. Наибольшую силу имеют истории из собственного опыта. Поэтому для начала подумайте, какой факт или событие вашей жизни помогут улучшить объяснение. Когда идея найдена, составьте рассказ, следуя трем правилам:

1. Каждой истории нужны обстановка, персонажи, диалоги, конфликт и интрига. Опишите обстоятельства, в которых происходит развитие событий, не забудьте уделить внимание героям и тому, о чем они говорят. Используйте неожиданные повороты сюжета. Удивление вызывает высвобождение адреналина в мозге, что усиливает формирование памяти. Ну и, пожалуй, самое важное – не забывайте про конфликт. Если нет конфликта, нет и истории.

2. Не бойтесь быть смешным. Юмор – мощный инструмент. Пара уместных шуток может изменить весь настрой аудитории. Смех не только заряжает слушателей энергией, но также делает их более внимательными к вашему рассказу. Один из лучших способов использовать юмор – рассказать о том, как вы попали в неловкую ситуацию. Это не только развеселит слушателей, но и поможет установить с ними более тесную связь. Они увидят: спикер тоже человек и может ошибаться.

3. Используйте метафоры и аналогии. Хорошо подобранная метафора позволит усилить воздействие истории и сделает рассказ более понятным. В книге «Искусство объяснять» Ли Лефевер приводит пример про сценарий фильма «Чужой». Автор смог продать свой сценарий киностудии, когда сообщил, что собирается снимать «Челюсти в космосе». На тот момент фильм «Челюсти» был у всех на слуху, поэтому такое сравнение представило новый фильм в выигрышном свете.

Пример. Чтобы показать различие между правым и левым полушарием, Джил Боулт Тейлор поделилась со слушателями конференций TED рассказом о том, как у нее случился инсульт.

Эта история покорила аудиторию, в том числе потому, что в ней были все необходимые элементы:

  • Персонажи. Сама Джил Тейлор.
  • Обстановка. Действие происходит в доме Джил.
  • Диалоги. Джил разговаривает сама с собой, пока пытается понять, что с ней происходит, и решить, что делать дальше.
  • Конфликт. Противостояние между спикером и ее болезнью.
  • Интрига. Мы не знаем, как Джил удастся спастись и что произойдет потом.
  • Юмор. Спикер легко подшучивает над собой, хотя инсульт, после которого Джил пришлось восстанавливаться 8 лет, не самая простая тема для шуток: «У меня инсульт! Но я очень занятая женщина, у меня нет времени на инсульт!»
  • Метафоры. Джил создает яркий образ своего состояния после инсульта: «Мой дух парил свободно, будто большой кит, плывущий на волнах безмолвной эйфории».

Визуализация

Помню как в детстве, еще до школы, мама учила меня считать. Она брала несколько конфет, и мы вместе перекладывали их со словами: «Одна, две, три, четыре, пять…». Потом она раздавала по одной конфете куклам, и просила меня посчитать, сколько осталось или доставала еще несколько штук из пакетика и спрашивала: «Сколько теперь у нас конфет?» Мама надеялась, что я чему-то научусь, а я все думала, когда мне разрешат съесть хотя бы одну. Таким незамысловатым образом: на яблоках, конфетах или спичках — многие дети постигают свои первые уроки вычитания и сложения. Это и есть визуализация, которая значительно облегчает процесс объяснения.

Почему важно использовать. Мы уже привыкли, что каждое выступление, которое мы слушаем, сопровождается презентацией, рисунками, схемами или графиками. Все эти средства помогают спикеру удерживать внимание аудитории и лучше донести свои идеи. По данным исследований, почти 75% клеток мозга, которые занимаются обработкой сенсорной информации, относятся именно к зрению. Поэтому картинки и иллюстрации помогают значительно лучше донести и объяснить ваши идеи.

Как правильно проиллюстрировать. Дэн Роэм, автор книг и эксперт по визуализации, предложил модель, которая подсказывает, как лучше изобразить любую проблему. Всего Дэн выделил 6 типов проблем:

  • Проблемы кто и что, связанные с вещами, людьми и ролями.
  • Проблемы сколько, связанные с измерениями и подсчетами.
  • Проблемы когда, связанные с планированием и сроками.
  • Проблемы где (откуда), связанные с направлением и взаимным расположением.
  • Проблемы как, связанные с взаимными влияниями.
  • Проблемы почему (зачем), связанные с общей картиной.

Каждой проблеме соответствует определенный рисунок, при помощи которого ее удобнее всего показать. Определите, на какой вопрос вам нужно ответить, и в зависимости от этого выберите способ визуализации.

Пример. Тим Урбан пришел на съемки конференций TED, чтобы объяснить людям, кто такой прокрастинатор и чем он отличается от обычных людей. По схеме Дэна Роэма эта проблема относится к вопросу кто или что (Кто такой прокрастинатор?). В этом случае нужно использовать портрет, который покажет визуальные элементы объекта, отличающие его от других. Так как по внешности мы не можем определить, прокрастинатор перед нами или нет, Тим изобразил мозг такого человека. Он придумал героев, которые там живут, и нарисовал комикс с участием обезьянки, рационального человека и панического монстра.

Приключения этой веселой компании объяснили схему работы мозга прокрастинатора с точки зрения автора. Такой подход сделал выступление Тима запоминающимся, и оно вошло в 10 лучших выступлений TED за 2016 год. Но спикеру удалось не только повеселить аудиторию, но и помочь им лучше понять себя и свое поведение, и все благодаря удачной визуализации.

Как объяснять, чтобы вас понимали

1. Сформулируйте контекст. Подумайте, почему ваше объяснение должно быть интересно аудитории. Как оно связано с общеизвестными фактами. Что необходимо знать слушателям, чтобы лучше понять то, что вы говорите.

2. Придумайте или подберите истории, которые помогут лучше донести ваши мысли, установить с аудиторией эмоциональную связь.

3. Подготовьте демонстрацию. Придумайте, как лучше проиллюстрировать ваш рассказ.

4. Не усложняйте. Выбросите все слова, которые могут быть непонятны некоторым слушателям, и не углубляйтесь в детали. Жертвуйте точностью в угоду понятности. Будет достаточно, чтобы слушатели унесли с собой главную идею, а в подробностях они разберутся сами, если захотят.

ТЕМА 4. ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Ь пишется:

1) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь.

2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;

3) в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;

4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени: несешь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься;

5) на конце наречий: невмочь, сплошь, навзничь; исключения: уж, замуж, невтерпеж.

6) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Ь не пишется:

1) в именах существительных мужского рода единственного числа, например: мяч, плач, меч, нож, шалаш.

2) на конце прилагательных в краткой форме: пахуч, могуч, тягуч.

3) в именах существительных множественного числа Р.п. (много чего? кого?): туч, дач, крыш, лыж.

Упражнение 1.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Бессроч…ный кредит, побывать вез…де, большая прос…ба, бор…ба за чистоту, малярные кис…ти, хороший подсолнеч…ник, воз…мем с собой, общ…ность интересов, выпустить бюллетен…, оден…те ребенка, искусная рез…ба, получить ден…ги, мен…ше спорить, длител…ная болез…нь, тон…чайшая работа, закон…чить в срок, искрен…няя привязанность.

Упражнение 2.Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.

Обжеч… кирпич…, подстрич… акацию, береч… горючее, подбереш… факты, достан… багаж…, отреж… хлеба, дверь настеж…, гореч… микстуры, следы пожарищ…, крыши дач…, созревает рож…, жду новых встреч…, юноша горяч…, выходиш… замуж…, малыш… похож… на отц­а, стрич… овец, наш выигрыш…, ненужная вещ…, хороший товарищ…, булатный меч…, будеш… печ… пироги.

Упражнение 3.Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова.

Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), роскош(?), ветош(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?), биш(?), брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).

Упражнение 4. Подберите 15 собственных примеров слов с орфограммой «ь после шипящих в разных частях речи». Составьте с ними текст на любую тему (10-15 предложений).

ТЕМА 5. СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ

РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

1. Числительное пол (половина) пишется слитно в составе сложного слова, если вторая его часть (имя существительное в Р.п.) начинается с согласной; перед гласной, согласной л и перед собственным именем пол пишется через дефис: полвторого, пол-литра, пол-огорода, пол-Екатеринбура.

Исключения: случаи, когда пол имеет самостоятельное значение, т. е. между пол и существительным стоит согласованное определение (прилагательное или другая часть речи); пол столовой ложки; в этих условиях пол пишется отдельно.

2. Приставки анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др. пишутся слитно: антифашистский, архиважный, контрреволюция.

Слитно пишутся также начальные составные части квази-, пан-, псевдо-: квазинаучный, псевдоитальянский; однако пан- перед собственным именем пишется через дефис (пан-Япония).

3. Сложные слова с элементами авто-, авиа-, аэро-, вело-, мото-, кино-, радио-, фото-, метео-, стерео-, электро-, гидро-, био-, зоо-, агро-, нео-, микро-, макро- пишутся слитно (фотокамера, велотренажер, киноиндустрия), даже если в слове имеется больше одного из перечисленных элементов (или других основ): автотракторостроитель.

4. Пишутся слитно сложные имена существительные с первой глагольной частью на -и: вертихвостка, горицвет.

Исключение: перекати-поле.

5. Пишутся через дефис:

1) сложные названия или термины: дизель-мотор (но слитно: бортмеханик, бортрадист и др.);

2) составные названия политических партий и направлений, а также их сторонников: социал-демократия, радикал-социалист;

3) сложные единицы измерения: грамм-калория (но слитно: трудодень);

4) названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз: любишь-не-любишь, иван-да-марья;

5) слова с иноязычными элементами обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-: штаб-квартира, экс-президент;

6) русские и иноязычные названия промежуточных стран света, составные географические наименования, в том числе имеющие в своем составе служебные слова: юго-западный, Петропавловск-Камчатский.

6. Слитно пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому: среднегодовой (средний за год), общенародный (общий для народа);

2) употребляемые в качестве терминов или выражений в книжном языке (высоковитаминный, тяжелораненый, глубокочтимый); некоторые из них состоят из частей, которые порознь не употребляются: свежевымытый (не употребляется как отдельное слово первая часть).

7. Через дефис пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от существительных, пишущихся через дефис, а также от сочетаний имен и фамилий: юго-восточный, вальтер-скоттовский;

2) образованные от основ, обозначающих равноправные понятия, грамматически связанных по способу сочинения (между частями сложного прилагательного в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но): желудочно-кишечный тракт, шахматно-шашечные соревнования;

3) обозначающие качество с дополнительным оттенком: горько-соленая, миндально-гвоздичный запах;

4) обозначающие оттенки цветов: бледно-голубой, темно-красный;

5) входящие в состав географических или административных названий и начинающиеся с элемента восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-); в нарицательном значении эти слова пишутся слитно: Южно-Уральская железная дорога – южноуральская растительность;

6) Образованные от сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов (научно-медицинский – от медицинская наука), а также имеющие на конце первой части сочетание -ико (химико-технологический факультет), кроме начинающихся с велико-, которые пишутся слитно (великовозрастный).

8. Суффиксы -то, -либо, -нибудь и приставка -кое пишутся через дефис: кто-то, какой-нибудь, где-либо, кое-что, кое-как, когда-то.

При наличии предлога после -кое (-кой) последний пишется раздельно, в результате чего образуется сочетание из трех слов: кое с кем.

9.Пишутся через дефис наречия:

1) нар. с приставкой по-, образованные от полных прилагательных и местоимений, оканчивающихся на -ому, -ему, -ки, -ьи: по-новому, по-нашему, по-прежнему, по-немецки, по-птичьи.

Приставка по- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на -у (подолгу) или сравнительная степень наречия (подольше);

2) наречия с приставкой во- (в-), образованные от порядковых числительных: во-первых, в-третьих;

3) наречия с частицей -таки: давно-таки это было;

4) наречия, образованные повторением того же самого слова (еле-еле) или той же основы (как-никак, крепко-накрепко), а также сочетанием двух синонимических слов (тихо-мирно, нежданно-негаданно, подобру-поздорову).

!!!Пишутся раздельно наречные выражения, состоящие из двух существительных с предлогами (бок о бок, с глазу на глаз), а также сочетания двух одинаковых существительных в усилительном значении, из которых одно стоит в И.п., а другое – в Т.п. (честь честью, чудак чудаком).

10. Пишутся раздельно сочетания предлогов с существительными, имеющие наречное значение:

1) сочетания с предлогами без (без удержу, без устали), до (до отвала, до упаду), на (на бегу, на славу, на ощупь), с (с налету, с ходу);

2) сочетания с различными предлогами, если существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы (за границу, за границей, из-за границы; на корточки, на корточках; на дом, на дому; на совесть, по совести) или если существительное употреблено в переносном значении (нам это на руку, крикнул в сердцах, вопрос поставил ученика в тупик);

3) сочетания предлога в с существительными, начинающимися с гласной (в обрез, в обтяжку, в упор).

11. Наречия пишутся слитно:

1) если между предлогом (приставкой) и существительным, из которого образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прилаг, мест, числит.) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: измучиться вконец, говорить врастяжку.

Но: отдать сапоги в растяжку (в повторную растяжку). Надеть шляпу набок (но: повернуться на бок, на правый бок) и т.п.

2) наречия с пространственным значением, имеющие в своем составе сущ. верх, низ, перед, высь, даль, глубь, ширь, начало, век, хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова: сверху, книзу, вперед, назад, вдаль, сначала и т.д.

Раздельно эти слова пишутся обычно только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существительным: к низу дома, в глубь моря, в даль туманную, в начале столетия, на веки вечные и т. п.

12. Правописание предлогов:

1) сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над пишутся через дефис;

2) предлоги ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчет пишутся слитно;

3) предлоги в виде, в связи (с), в продолжение, в течение пишутся в два слова. Предлоги в течение, в заключение, вследствие имеют на конце е.

Упражнение 1.Вставьте пропущенные буквы.

Басн..писец, власт..любие, вод..напорный, груд..брюшная (преграда), дальн..восточный, дальн..видный, жизн…описание, камен..тес, каш …вар, кон…водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, овц..водство, пар..ходство, песн…творчество, песн..пение, растени..водство, сво..корыстный, сорок..ножка, ча…питие.

Упражнение 2.Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами. Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

Упражнение 3.Объясните правописание соединительных гласных о и е, перепишите,

Водонепроницаемые перегородки, электрооборудование, нефтеперегонный завод, коневодство, жизнеописание, душераздирающий крик, писчебумажный магазин, овцеводство, чаепитие, своенравный.

Упражнение 4.Вставьте пропущенные буквы.

Девян..столетний, пят..метровый, сорок..градусный, ст…метровка, четырех..ярусный, шест..этажный.

Упражнение 5.Напишите полными сложными словами приводимые ниже обозначения.

2-недельиый, 3-сторонний, 4-процентиый, 7-тонка, 12-ведерный, 40-дневный, 250-летие, 1000-летие.

Упражнение 6.Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.

(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.

Упражнение 7.Вставьте пропущенные буквы.

Агр..культура, газ..фикация, газ..фицировать, газ..генератор, газо..провод, класс..фикация, класс..фицировать, спец..фикация, электр..двигатель, электр..станция, электр..фикация, электр..фицировать.

Упражнение 8.Напишите слова, раскрыв скобки.

(Анти)народный, (мульти)миллионер, (инфра)красный, (контр)предложеыие, (пан)германский, (пан)Европа, (псев­доклассический, (супер)обложка, (ультра)правый, (экстра)ординарный.

Упражнение 9.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой слова с соединительными гласными и двумя чертами слова без соединительных гласных.

1. Внезапное сум..сшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по авт..опортрету (Фед.). 3. По ави… линии Москва — Свердловск регулярно доставляется ави…почта, 4. В районной библи..теке большое внимание уделяется агр..номической литературе, особенно по вопросам агр..культуры. 5. Восстановление цементных и стал..литейных заводов дало возможность перейти на крупн..блочное строительство. 6. Среди агр…минимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электр…терапии. 8. Электр..фикация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.

Упражнение 10.Напишите слова, раскрыв скобки.

(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница,

Упражнение 11.Напишите слова, раскрыв скобки.

(Дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (диван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор. (Грамм)молекула, (киловатт)час, (тонно)километр. Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь. (Вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпион. (Северо) запад, (юго) восток, (норд) ост. (Орехово) Зуево, (Эльзас) Лотарингия. Ростов (на) Дону, Франкфурт (на) Одере.

Упражнение 12.Напишите слова, раскрыв скобки.

(Верти) хвостка, (верти) шейка, (гори) цвет, (держи) морда, (сорви) голова.

Упражнение 13.Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание

1.(Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно) исторические условия, (железно) дорожное движение, (машино) строительный завод, (металло) режущий станок, (поле) защитные насаждения, (рельсо) прокатный стан, (сельско) Хозяйственные машины, (сложно) сочиненное предложение, (средне) годовой доход, (трудо) способное население, (чугуно) литейный завод.

2. (Вечно) зеленые деревья, (высоко) оплачиваемый специалист, (выше) указанные факты, (гладко) ствольное ружье, (дико) растущая яблоня, (живо) родящая ящерица, (крупно) блочное строительство, (легко) растворимое лекарство, (мало) вероятный случай, (много) сторонний договор, (ниже) перечисленные условия, (низко) оплачи­ваемый труд, (остро) дефицитные материалы, (скоро) портящиеся продукты, (тонко) молотый кофе, (трудно) проходимый перевал, (узко) специальные термины, (чисто) шерстяной костюм.

Упражнение 14.Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание.

(Выпукло) вогнутая линза, (журнально) газетное объединение, (кожевенно) обувная промышленность, (лично) командное первенство, (приемно) переводные экзамены, (ремонтно) техническая станция, (русско) (немецко) французский словарь, (сердечно) сосудистая система, (торгово) промышленный капитал, (фабрично) заводские комитеты, (хозяйственно) организационные мероприятия, (шахматно) шашечные соревнования.

Северо (западный), орехово (зуевский), дизель (моторный). (Бледно) розовый, (блекло) желтый, (бутылочно) зеленый, (голубовато) фиолетовый, (золотисто) желтый, (изжелта) красный, (иссиня) черный, (лимонно) желтый, (молочно) белый, (мутно) зеленый, (пепельно) седой, (светло) голубой, (сиренево) оранжевый, (темно) синий, (тускло) серый, (ярко) красный.

Упражнение 15.Перепишите, раскрывая скобки.

(Жюль) верновская фантастика, (ильфо) петровская сатира.

(Бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд, (грустно) сиротливая ива, (добродушно) хитрая улыбка, (мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная улыбка, (раскатисто) громкий голос, (смущенно) счастливое лицо, (уныло) серый цвет, (холодно) сдержанный тон.

(Восточно) Европейская равнина, (Западно) Корейский залив, (Южно) Африканская Республика.

(Историко) филологический факультет, (критико) библиографический обзор, (литературно) художественный журнал, (словарно) технические издания.

Упражнение 16.Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных слов.

1. При виде такой сцены ее лицо стало (матово) бледным. 2. (Мутно) багровые пятна зарев висели по краям неба (Н. Чук.). 3. Только Донец, широкий, плавный в этих местах, катил по-прежнему свои (мутновато) теплые воды (Фад.). 4. Он сидел (изжелта) бледный. 5. Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) седое кудрявое облачко. 6. Красив был разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан (Эренб.). 7. На стене висел пейзаж Марке: (зеленовато) серая вода и старая лодка (Эренб.). 8. (Сине) лиловые карлики, змеи, буквы метались по фасадам домов (Эренб.). 9. Вся поверхность земли представлялась (зелено) золотым океаном… (Г.). 10. От свежих, (золотисто) белых щепок, грудами лежавших около (ярко) влажных пней, веяло особенным, (чрезвычайно) приятным горьким запахом древесины (Г.).

Упражнение 17.Объясните раздельное написание слов.

Абсолютно необходимые условия, внутренне содержательный человек, глубоко запавшие глаза, диаметрально противоположные взгляды, жизненно важное решение, исконно русские слова, истинно дружеская помощь, исчерпывающе полный доклад, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, подозрительно быстрое согласие, последовательно миролюбивая политика, постоянно хмурое небо, празднично нарядное платье, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, умеренно теплый климат, хозяйственно полезная деятельность, художественно полноценное произведение, чисто французское произношение, явно неприемлемые требования.

Детски наивные высказывания, дружески теплый прием, металлически звонкий голос, мещански провинциальные манеры, практически важное новшество, приятельски фамильярное обращение, рабски покорная готовность, теоретически верное решение, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, хаотически беспорядочные рассуждения, химически чистый состав.

Упражнение 18.Прочитайте текст. Выделите и выпишите сложные слова.

БУДУЩЕЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Представьте, что в нашем доме установлен фантастический полителеэкран. Поворот рычажка — и сразу вспыхивает много живых картин. Антенны радиотелескопов ловят сигналы далеких миров… Агрохимики выращивают фрукты-лекарства… По морям летают суда на подводных крыльях… Мчатся экспрессы-катамараны, двухкорпусные тела которых режут морские воды, не образуя волн… В топках термоядерных электростанций вспыхивает «звездное вещество» — та же самая реакция, что служит Солнцу источником тепла, на Земле дает электрический ток… Тракторы без трактористов, повинуясь радиолучу, поднимают зябь… В фокусе электромагнитных волн вспыхивают над тундрой искусственные солнца.

Будущее стремительно надвигается, и вас, конечно, влечет в открывающийся мир новой науки и техники. Чтобы быть в нем в числе первооткрывателей, нужно многое знать.

Упражнение 19.Прочитайте текст два раза. Обратите внимание на правописание сложных слов. Напишите изложение.

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык начиная с X века испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?

Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первы­ми проповедниками христианства в славянских странах.

В IX веке на территории нынешней Чехословакии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии

Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию.

Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллица». Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся церковно-книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в восточнославянскую землю. В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *